Проблемы титулатуры римских императоров
с.161 Пожалуй, едва ли какой-либо сюжет истории античного общества столь запутан и полон противоречий, как история принципата и характер императорской власти. Принципат, казалось бы, буквально соткан из малосовместимых и вовсе несовместимых принципов. С одной стороны, мы видим практически неограниченную монархическую власть, которая контролирует всю жизнь общества, с другой — возникает сложная проблема соотношения власти принцепса и сената, новой бюрократической монархии и старых полисных или, скорее, квазиполисных институтов.
Крайне противоречив правовой аспект римского принципата. Если корни императорской власти совершенно определенно связаны с республиканским правом, то теперь, приобретя новое содержание и оказавшись в новых условиях, старые институты приобретают и качественно новый характер, в значительной степени теряя генетическую связь с прошлым. Так, например, не до конца ясным остается юридическое основание власти императора. Исследователи спорят, был ли это какой-либо особый империй, появившийся при Августе; можно ли считать таким основанием сочетание проконсульского империя и трибунской власти или же его следует искать в более общем и сложном основании, именуемом auctoritas.
Вторая проблема — соотношение между принцепсом и сенатом. С одной стороны, император стоит над сенатом и определяет реальную политику государства, а сенатские дискуссии часто выливаются в славословия правителю. Стремление императорской власти подавить сенат достаточно очевидно, однако, вроде бы имея возможность это сделать, правитель не решается доводить эту политику до логического конца, и официальная идеология всячески подчеркивает значение сената и его роль сотрудника принцепса. С другой стороны, сенат является хранителем континуитета императорской власти и может не только не согласиться с принцепсом, но и лишить его власти. Подавляя сенат, император вынужден с ним сотрудничать.
Ряд противоречий возникает и при определении принципата как военно-бюрократической монархии, которое можно встретить довольно часто. Между тем, бюрократия формируется постепенно и только к концу I — началу II века всерьез вытесняет сенатскую администрацию, во многом еще основанную на старых республиканских принципах, а понятие «монархия», по крайней мере в том смысле, который оно получило в Средние века и Новое время, довольно трудно применимо к системе, в которой правитель был выборным и считался, хотя бы отчасти, магистратом «республики». Официальная идеология постоянно подчеркивает, что положение не изменилось, libertas продолжает существовать, а принципат есть возрождение и новый этап развития «свободной республики».
Разумеется, рассмотреть этот комплекс проблем в пределах статьи невозможно, и ее сюжетом станет более частный вопрос о титулатуре императора, на примере которого можно проследить некоторые закономерности развития идеологии принципата. Тем не менее, прежде, чем переходить к исследованию этого сюжета, необходимо сделать несколько замечаний общего характера.
Историки времени принципата, независимо от их политических взглядов, отчетливо понимали, что конец гражданских войн и приход к власти Августа были началом новой эпохи. Пожалуй, наиболее отчетливо представление о принципате, как о восстановленной республике выражено в Res gestae Августа (1. 3. 35) и сочинении Веллея Патеркула (II, 89), однако и они не ставят знак равенства между эпохой до времени Августа и временем после него. Авторы следующего поколения уже совершенно определенно проводят грань между эпохами. Сенека (De clem. I. 9) противопоставляет principatus и commune rei publicae и выдвигает идею, что с установлением принципата заканчивается установленная Юнием Брутом свобода, начинается единовластие, и Римская держава вступает в стадию старости. Это изменение очевидно и для Тацита. Вначале Римом правили цари, с.162 затем Луций Брут установил «свободу и консульство» (libertatem et consulatum). Этот строй был прерван режимом децемвиров, а затем после dominatio Цинны и Суллы и potentia Цезаря, Помпея и Красса государство перешло в руки Августа, взявшего его под свой imperium (Tac. Ann. I. 1).
Еще более определенно проводят разделение более поздние авторы. Светоний начинает свой труд с биографии Юлия Цезаря. Аппиан (B. c. I. 6) указывает, что единовластие (μοναρχεία) было основано Цезарем и Августом. Дион Кассий, наиболее подробный историк принципата Августа, нисколько не сомневается, что власть последнего была монархией (Dio Cass. 53. 17. 2; 18. 2; 52. 40. 1), и его интерес ко времени этого императора как раз и был вызван переломным характером эпохи. Л. Анней Флор начинает с Августа последнюю эпоху римской истории, время старости (Flor. I. 8), а в
Вместе с тем, современники Римской Империи понимали и известную раздвоенность своей эпохи. Тацит в речи Гальбы, обращенной к Пизону, пишет, что последнему предстоит править людьми, «которые не могут терпеть ни полное рабство, ни полную свободу» (imperaturus es hominibus, qui nec totam servitutem pati possunt nec totam libertatem. Hist. I. 16). Tota в данном случае обозначает всю полноту качества и перевод
Сами императоры понимали свои права и обязанности по-разному, и весьма характерным примером являются два высказывания двух разных по стилю правления императоров. Нерон похвалялся, что ни один император до него не понимал, что дает принципат (Suet. Nero. 37), а Антонин Пий, став принцепсом, сказал жене, что теперь потерял и то, что имел (SHA. Pius. 7). Если один принцепс считал себя стоящим выше богов, то другого хвалили за то, что он вел себя как рядовой сенатор. В рамках самого принципата существовал, таким образом, широкий диапазон интерпретации прав и полномочий принцепса.
Не удивительно, что такая сложная и противоречивая политическая система не могла не вызывать различные оценки в историографии. Можно выделить четыре основных взгляда на принципат, развитие которых происходило в хронологическом порядке.
Первый из них существовал со времен поздней античности до появления «Römisches Staatsrecht» Т. Моммзена. Типичным для этого этапа был взгляд на принципат как на монархию, типологически мало отличавшуюся как от эллинистических монархий, так и от монархий Западной Европы. Таким видели принципат историки Возрождения и Просвещения, эта же точка зрения встречается у историков XVIII и начала
с.163 Новый взгляд на принципат и второй этап его изучения был связан с фундаментальным трудом Т. Моммзена «Römisches Staatsrecht». Исследовав правовой аспект магистратской и императорской власти, Моммзен обратил внимание на сущность магистратского империя и наличие континуитета между империем царей, республиканских магистров и императоров и рассматривал эту правовую структуру как нечто неизменное на протяжении истории Рима. По мнению немецкого исследователя, власть принцепса представляла собой не монархию, а чрезвычайную магистратуру, состоящую из двух основных элементов: проконсульского империя и трибунской власти, которые дополняются рядом полномочий частного характера. Опираясь на эти выводы, Т. Моммзен пришел к выводу, что созданная Августом и поддерживаемая его преемниками политическая система представляет собой двоевластие (диархию) императора и сената2.
Заслугой Т. Моммзена является то, что он впервые детально рассмотрел правовую основу принципата и поставил проблему принципата как системы. Именно он впервые определил принципат как сложную систему политического дуализма и отметил роль республиканской традиции в его формировании. Теория Т. Моммзена вскоре стала господствующей, и большинство исследователей в конце XIX — начале
Некоторые, как П. Виллемс, приняли ее практически целиком3, другие, как Эд. Мейер или Г. Ферреро, шли даже дальше и видели в принципате восстановленную республику4. Наконец, третьи принимали ее с существенными оговорками. Так, Э. Миспуле, соглашаясь с мнением Т. Моммзена, что власть Августа и его преемников была составлена из полномочий республиканских магистратов, отказывался видеть в Империи систему диархии и объявлял принципат абсолютной монархией5.
Третий этап исследования принципата был начат работой В. Гардтгаузена, который вернулся к тезису о монархическом характере принципата. Исследуя главным образом политическую историю империи, он считал восстановление республики конституционной фикцией и отрицал наличие диархии. Хотя в правовом плане власть римских императоров была совмещением республиканских магистратур, это последнее придавало ей принципиально иное, новое качество6.
Довольно скоро теория монархии нашла большое количество сторонников. Они выступили против преувеличения роли правового фактора, поставив в центр исследования реальную социально-политическую сущность режима принципата и сделав предметом рассмотрения некоторые новые аспекты, как, например, культ императора7. Такого рода пересмотр был необходим, однако историческая реальность оказывалась значительно сложнее этой правильной в своей основе схемы. Целый ряд явлений правового, идеологического, политического и религиозного характера оказывались необъяснимыми с этих позиций, а отбрасывать их, считая фикцией, ширмой и порождением лицемерной политики Августа и его преемников, становилось все труднее. Это вызвало появление новых теорий, постепенно вытеснивших теорию монархии.
Уже в 20—
Идея принцепса как правителя без четко фиксированных полномочий при доминировании неправовых факторов в его положении становится весьма популярной. Так, М. Грант и А. Маделен видят главный источник власти императора не в каких-либо правовых основах, а в особом личном авторитете, который, по их мнению, выражен в понятии auctoritas10.
Новая концепция принципата получила свое окончательное оформление в ряде работ 40—
Наиболее полно эти взгляды на сущность принципата выражены в работах Л. Викерта. Примечательно, что именно им написаны статьи в RE и в международном издании «Aufstieg und Niedergang der Römischen Welt», причем вторая представляет собой развернутый комментарий к первой. Подробно проанализировав практически все аспекты принципата как системы, он приходит к следующему выводу: «Определить характер монархического принципата в государственно-правовом плане нам мешают методы, которые сознательно и бессознательно используют принцепсы и их помощники, чтобы привести в соответствие видимость и действительность. Можно описать эту государственную форму, но ее нельзя четко дефинировать… Сочетание правовых и политических элементов, которые соединились, но не слились в принципате, не определяется ни одной из известных нам государственно-правовых категорий»13.
Такая постановка вопроса вызывает определенные возражения. Ставя в центр исследования правовые, социологические и идеологические аспекты, ее сторонники обращают меньше внимания на экономические и политические факторы, что представляет императорскую власть в известной изоляции от внутренней и внешней политики Империи. Заметен и методологический тупик, который выразился в отказе от дефиниции системы принципата.
В русской историографии с самого начала утвердился тезис о принципате как монархии. После выхода в свет «Römisches Staatsrecht» Т. Моммзена отечественная историография вступила в полемику с немецким исследователем, в ходе которой выработала более сильную аргументацию.
с.165 Наиболее последовательная критика концепции Т. Моммзена содержится в работе
Отличительной чертой советской историографии является интерес к социально-экономическому содержанию принципата. Уже в работе
Наиболее полно проблемы принципата были исследованы в работах
Таким образом, в советской историографии наметились перспективные пути решения проблемы принципата. Вместе с тем, ряд аспектов ее остается нерассмотренным, и одним из таких вопросов является вопрос об императорской титулатуре.
Рассмотрение титулатуры имеет смысл по ряду причин. Во-первых, это очень удобный исходный пункт для рассмотрения сущности императорской и любой другой монархической власти, во-вторых, титул, как правило, очень четко выражает идеологическое и правовое положение его носителя, а рассмотрение терминологии может служить хорошим начальным этапом для рассмотрения существа дела.
Правитель монархического государства обычно имеет полный официальный титул и более краткие варианты титула, употребляемые в обиходе. Первый обычно множествен и используется в официальных документах, а второй состоит из одного-двух слов.
Лучшим источником для восстановления полного титула являются надписи. Основные его элементы появляются уже при Августе, и надпись Dessau 104 дает наиболее типичный вариант: Imperator Caesar divi f. Augustus, pontifex maximus, cos. XIII, tribunicia potestate XXXII, imp. XXVI, pater patriae. Основными с.166 элементами титула оказываются, таким образом, следующие: преномен «император», имена «Цезарь» и «Август», титулы верховного понтифика и консула, указание на трибунскую власть и количество императорских аккламаций и титул отца отечества.
Такая полная надпись — явление нечастое для времени Августа. Как правило, те или иные компоненты титула опускаются. Так, в 32 надписях с титулом Августа, приведенных у Г. Дессау, преномен императора встречается 31 раз, число аккламаций упомянуто 15 раз, титул верховного понтифика — 14, отца отечества — 10, а упоминание трибунской власти и консульства встречается в 20 надписях.
Имя Августа в полном титуле встречается в разных вариациях: Imp. Caesari divi f. Augusto pontif. maxim., cos. XI, tribunic. potest. XI (Dessau 89); Imp. Caesar divi f. Augustus, pontifex maximus, imp. XII, cos. XI, trib. pot. XIV (Dessau 91); Pater patriae Imp. Caesar divi f. Augustus, pontifex maximus, cos. des. XIII, tribunic. potestat. XXI (Dessau 100); Imp. Caesari Aug. parenti patriae (Dessau 101). Достаточно различны и варианты титула на монетах, где сокращение вызывалось и дополнительными соображениями, трудностями чеканки и отсутствием места: Caesari Augusto; Caesaris Augusti divi f.;
Сходна с августовой и титулатура Юлиев-Клавдиев, а ее неустойчивость выражается в целом ряде факторов. Во-первых, какой-либо элемент титула может отсутствовать. Так, Клавдий вообще не пользовался императорским преноменом, которого практически нет и в надписях Нерона. Более того, в источниках содержится совершенно определенное указание на то, что Клавдий от этого преномена вообще отказался (Suet. Claud. 12). Светоний сообщает об аналогичном отказе Тиберия (Suet. Tib. 26), хотя в его надписях титул иногда встречается. Звание отца отечества Тиберий взял только в 31 г., т. е. через 17 лет после прихода к власти, не сразу принимает его и Нерон. Позднее Вителлий отказался от имен «Цезарь» и «Август». Во-вторых, можно было опускать отдельные элементы титула в целях экономии места. Пропускаются, как правило, титулы отца отечества, число аккламаций и консульства. Наконец, часто происходит перемена мест отдельных частей титула, причем зачастую таким образом подчеркивается какая-либо сторона деятельности императора, например, в качестве верховного понтифика в надписях, связанных с религией. Таким образом, порядок титулов в надписи Dessau 104 является наиболее частым, но никоим образом не единственно возможным.
В надписях и отчасти на монетах императоров от Веспасиана до Пертинакса порядок, характерный для надписи Dessau 104, становится более жестким и соблюдается гораздо систематичнее, что говорит о фиксации титулатуры, однако и здесь пропуски отдельных титулов и перемены их мест не исчезают. Например, в надписях Нервы, Адриана и Антонина Пия часто пропускается число аккламаций, а Тит и Траян, наоборот, это фиксировали. В надписях Тита не встречается титул «отец отечества».
Новое изменение заметно при Северах. Наряду с титулами традиционного типа в надписях появляются два новых варианта. Первый — это сокращение старого титула: Caesar Augustus. Это новшество явно имело монархический смысл, поскольку все компоненты, наиболее связанные с республиканской титулатурой, были убраны. Еще сильнее эта тенденция видна в появлении титула dominus noster «наш господин», обычно употребляемого только в сочетании с именами «Август» и «Цезарь».
В императорской титулатуре
Таким образом, титулатура императора состояла из сочетания весьма различных в правовом, социально-политическом и идеологическом отношениях титулов, которые постоянно менялись, а жесткий фиксированный порядок практически не соблюдался. Все это говорит о крайней сложности правового и идеологического восприятия императорской власти.
Это еще более заметно при рассмотрении кратких титулов, где основной материал дают литературные источники. На роль такого краткого обиходного обозначения могут претендовать титулы dominus и imperator, имена-титулы «Цезарь» и «Август» и редкий в документах, но распространенный в литературных текстах титул princeps. Заметим, что статистически ни один из них не является единственным обозначением правителя, а некоторые обозначают не только его.
Литературные источники также показывают значительное разнообразие. У Веллея Патеркула Август и Тиберий, как правило, именуются Caesar (51 раз), Август 16 раз назван Augustus, Тиберий — ни разу. Imperator по отношению к правителю встречается всего 3 раза (вообще в тексте — 10 раз), а титул princeps — 11 раз. В тексте Тацита слово princeps встречается 315, imperator — 107, а Caesar — 223 раза по отношению к принцепсу и 58 раз по отношению к членам правящего дома. Светоний использует princeps — 48, imperator — 29, а Caesar — 52 раза. Наконец, в тексте Аврелия Виктора и «Эпитомы о Цезарях» princeps встречается 48, imperator — 29, Caesar — 42, а Augustus — 15 раз.
Плюрализм и неопределенность усиливаются за счет нескольких дополнительных факторов. Принцепса часто называют просто по личному имени, либо посредством описательных форм типа: arbiter rerum, rector generis humani, rerum potitus, omnium rerum potitus, rector, dominus rerum. Такая неопределенность терминологии достаточно типична для политической терминологии римлян.
Столь же различные обозначения имела сама власть. Как правило, ее называют imperium, что, однако, обозначает не только императорскую власть, но и власть магистрата республики и даже власть вообще. Реже встречается principatus, которое меньше раскрывает содержание власти и больше передает идею первенства. Пропорция между этими двумя терминами выглядит следующим образом: у Тацита
Терминология греческих авторов подтверждает имеющуюся картину. Так, у Диона Кассия правитель чаще всего обозначается как αὐτοκράτωρ — 133, а также Καίσαρ — 76, δεσπότης — 13, а в отдельных случаях — μόναρχος, κύριος, ἡγεμών, πρόκριτος. У Плутарха в биографиях Гальбы и Отона αὐτοκράτωρ встречается 28, Καίσαρ — 34, ἡγεμών — 4 раза, в редких случаях императора называют Σεβαστός или ἄρχων. Несколько отличается терминология Геродиана, который предпочитает называть правителя βασιλεύς (118 раз), но использует и αὐτοκράτωρ — 21, Καίσαρ — 14, Σεβαστός — 15 раз, а кроме того, δεσπότης, ἄρχων, τύραννος.
При обозначении власти у этих авторов встречаются: αὐταρχια, μοναρχία, ἡγεμονία, βασιλεία, ἀρχή, κράτος, ἐξουσία, τύραννις, δεσποτεία и описательные формы προστασία τῶν κοινῶν, αὐτοτελῆ ἀρχῆ, ἐξουσία τοῦ αυτοκράτορος. Кроме того, ни один из терминов, кроме имен «Цезарь» и «Август», не является точным переводом с латыни, а два важнейших титула, princeps и imperator, строго говоря, не имеют греческих эквивалентов. С другой стороны, ἄρχων и тем с.168 более ἡγεμών могут обозначать не только императоров, но и их чиновников, дуксов, префектов, наместников провинций.
Следующим этапом исследования должно быть рассмотрение конкретного политического содержания терминов princeps и imperator. Термин princeps детально разобран Л. Викертом. Немецкий исследователь прав, когда утверждает, что слово princeps нельзя считать четким фиксированным монархическим титулом римских императоров20, однако мы не согласны с полным отрицанием содержащегося в термине правового значения21. Будучи в основе неправовым понятием, термин princeps проникает и в юридические тексты и в надписи и приобретает определенный правовой оттенок.
Л. Викерт убедительно показывает, что в отдельных сочетаниях princeps может терять свой особый терминологический смысл, что иллюстрирует небольшая, но характерная подборка, сделанная нами из смысловой цепи, построенной автором. Princeps civitatis — principes eius ordinis — princeps Romanae civitatis (Liv. XXVII. 11. 11) — iudicio gloriae… rebus gestis princeps (Cic. Ad sen. 5) — princeps civitatis atque eloquentiae (Vell. Pat. II. 22. 3)22. Если в первом сочетании терминологический характер слова виден весьма отчетливо, то постепенно этот смысл утрачивается. С другой стороны, первые части цепи связаны с политическим контекстом, а последние уже полностью лишены этой связи. Слово princeps принадлежит политическому словарю по преимуществу, но отнюдь не исключительно. Так, Веллей Патеркул называет Вергилия princeps carminum (Vell. Pat. II. 36), а Светоний использует princeps gregis (Suet. Calig. 58).
Кроме того, в политическом контексте термин princeps не является исключительным обозначением римского правителя. Рассматривая текст Ливия, Л. Викерт находит, что этот автор использует термин по отношению к различным государствам, в том числе городам Италии, Греции и Македонии, principes есть в Галлии, Испании, Нумидии, Карфагене. Подобного рода примеры можно найти как у Цезаря, Саллюстия и Варрона, так и у авторов императорской эпохи: Тацита, Светония, Аммиана Марцеллина, Scriptores Historiae Augustae23. Заметим, что это обычно либо немонархические государства и полисы, либо племена, находящиеся на ранней стадии государственности, либо государства с полумонархической, диктаторской или скрытой монархической формой правления. Как правило, если речь идет об иностранном государстве, термин употребляется во множественном числе, однако встречается и единственное: Маробод (Vell. Pat. II. 108) и Сегимер в независимой Германии (ibid. II. 117); лидеры галльских повстанцев Сакровир и Флор (ibid. II. 117); пальмирский правитель Оденат (SHA. Aurel. 33); неизвестный princeps из греческих провинций (Suet. Claud. 16)24.
Наконец, термин princeps очень широко используется применительно к политическим деятелям Республики. Л. Викерт видит основное различие между эпохами Республики и Империи в том, что при Республике существует плюрализм — principes, на смену которому приходит единичность — princeps в империи. Вместе с тем есть факты, показывающие, что дело обстоит несколько сложнее — единичность princeps встречается и при республике. Викерт приводит список из 72 политических деятелей республиканского периода, названных principes, от Госта Гостилия до Секста Помпея, в числе которых упомянуты Фурий Камилл, оба Сципиона, Марий, Сулла, Красс, Помпей, Цезарь и др.25
Плюрализм principes не исчезает и при Империи. Principes viri окружают императора, образуя элиту сената и управленческого аппарата. Они вместе с Августом с.169 отстраивают Рим (Vell. Pat. II. 89. 4), Тиберий созывает совет из 20 principes civitatis (Suet. Tib. 55), с principes civitatis советуются Клавдий и Нерон (Suet. Claud. 35; Tac. Ann. XV. 5). Л. Викерт приводит список из 27 человек, названных principes civitatis у авторов императорской эпохи, которые не являются императорами26. Постепенно дистанция между princeps и principes увеличивается, что заметно и в терминологии. Если в первом понятии усиливается фиксированность, то во втором она исчезает, эти люди становятся principes viri, primores, primores civitatis. Примечательно, что старое представление остается и в таком позднем источнике, как Scriptores Historiae Augustae, где принцепсом назван еще не ставший императором Валериан (SHA. Trig. Tyr. 12). Зенобия пишет в письме Аврелиану: Gallienum, Aureolum et ceteros principes non putavi (ibid. 30). По крайней мере, Авреол императором не был, а под ceteri явно имеются в виду лица, не занимавшие трона.
Таким образом, анализ термина princeps позволяет сказать, что он выражает идею главенства в самой общей форме. Это и глава государства, единоличный правитель, но это и первый среди равных. Такое расплывчатое монархическое понятие определенно сохраняет генетическую связь с республиканской терминологией.
Обозначение imperator также досталось в наследство от республики — его первое известное нам упоминание встречается уже в «Анналах» Энния. К
Установление принципата обозначило здесь переход более резкий, чем в случае с princeps, что связано с более официальным характером термина и его связью с военным управлением. «Частные» императоры исчезли не сразу, но достаточно быстро, и последним носителем такого титула был Юний Блез в 23 г., после чего императорский титул получали только принцепсы (Tac. Ann. III. 74). Тем не менее старые традиции продолжали существовать, проявившись довольно необычным способом. Принцепсы сохранили различие смыслов титула (носитель империя и победоносный полководец) и присвоили оба: первый в качестве praenomen, а второй в виде второго титула с указанным количеством аккламаций. Август вслед за Юлием Цезарем берет себе императорский преномен, однако в Ранней империи его употребление имеет хаотический характер. Некоторые правители его не берут, хотя это вовсе не лишает их военной власти, другие используют его нерегулярно (Калигула, Нерон). Иногда императоры ставят его после имени, что превращает звание из имени-титула просто в титул. С Нервы и Траяна титул становится непременным атрибутом с.170 официальных документов, со времени Септимия Севера он конкурирует с dominus noster, а ко времени Константина почти исчезает.
Для окончательного суждения сопоставим употребления терминов imperator и princeps. Чаще всего, особенно у поздних авторов, они используются как синонимы и, как правило, это не разные содержания, а скорее — разные формы выражения. Вместе с тем, различие явно имеет место и особенно заметно оно у Тацита. Термин «император» чаще всего встречается у него там, где речь идет об армии и военных действиях, т. е. в
Иногда, однако, мы встречаем и противопоставление. Наиболее характерный случай — это высказывание императора Тиберия у Диона Кассия: δεσπότης μὲν τῶν δούλων, αὐτοκράτωρ δε τῶν στρατιωτῶν τῶν σε λοιπῶν πρόκριτος εἴμι (Dio. 57, 8. 2). «Я — господин для рабов, император для воинов, а для остальных — принцепс». Сходно и высказывание Плиния Младшего: cui principi cives, cui imperatori milites peperissent (Pan. 22. 9).
Все сказанное выше позволяет уточнить значения обоих титулов. Если princeps выражает более гражданский стиль правления, неопределенное первенство с элементом республиканского наследия, то imperator — термин военный и отражает более военный и авторитарный характер власти. Последний титул сильнее фиксирован и выражает монархическую сущность в гораздо большей степени. Единство преобладает над различием, но последнее не исчезает целиком.
Термин dominus noster помогает определить развитие императорской власти. Из фразы Диона Кассия видно, что из всех трех понятий он выражает самую сильную степень власти. Понятие dominus взято из частноправовой сферы и предполагает качество господина по отношению к рабу (servus) или вообще подвластному человеку. Dominus может быть противопоставлено imperator-princeps, может быть синонимом и, наконец, может использоваться в сочетании. Первый вариант чаще используется в начале, а второй и третий — в конце Империи. Наконец, именно в Поздней империи появляется странное сочетание dominus и libertas, отразившее старый дуализм, и другое сочетание dominus liberorum. В одном из латинских панегириков сказано: ut… cum domini vocemini, libertati civium serviatis (Pan. III. 13. 3). Наконец, слово dominus, как и princeps, допускает использование не в строго терминологическом значении: dominus liberorum — dominus generis humani (Aur. Vict. 39) — omnium dominus urbium, omnium nationum (Pan. V. 44. 5). Титул dominus существует буквально с начала Империи. Август и Тиберий его отвергают, но то, что он был им предложен, показывает, что для некоторых из императорских приближенных он не звучал одиозно. Калигула же и Домициан заставляли называть себя именно так. Еще у Тацита и Светония dominus чаще всего содержит пейоративный оттенок, однако Плиний называет так Траяна, а Адриан первым именуется dominus в латинских папирусах28. В греческих надписях κύριος и δεσπότης встречаются и ранее. Начиная с Септимия Севера, dominus начинает фигурировать в латинских надписях, а с Диоклетиана появляется регулярно.
Дополнительные оттенки придают термины rex и tyrannus, которые, не будучи титулами правителя, часто используются по отношению к нему. Чтобы понять смысл термина rex, надо определить, какое политическое содержание вкладывали в него римляне. Самым ранним было представление о римском рексе, который во многом мыслился, подобно термину «принцепс», как выборный правитель, имеющий большую власть, но обязанный править по закону и в согласии с сенатом и народом. На это представление наслоилось нечто противоположное, с.171 связанное с образом последнего царя Тарквиния Гордого и практически тождественное с понятием tyrannus, незаконным правителем, подавляющим общество. Таким образом, римский термин rex имел двойственное и противоречивое значение, на которое наслоилось греческое понятие βασιλεύς, также созданное из синтеза философского представления о царе как легитимном и хорошем правителе, противопоставляемом тирану и правящем на благо подданных, и другого образа, основанного на реальной политической действительности эллинистического времени. Вся сложность этого понятия хорошо вписывалась в терминологию принципата.
В начале Империи, как и во времена Республики, rex чаще выступает в своем пейоративном плане, и такое обращение к императору избегается. Особенно силен этот оттенок у Тацита, а Марциал (XII, 15. 4) называет Домициана superbus rex. Вместе с тем Сенека часто использует слово rex в значении хорошего правителя (De clem. I. 3. 3; 4. 3; II. 1. 3; 5. 2). Плиний, Сенека, Квинтилиан и Светоний часто используют rex как синоним к imperator29. Косвенным путем слово проникает и в официальную терминологию — lex regia (Dig. I. 4. 1 — Ульпиан).
Источники четко ощущают правовую разницу между rex и princeps (Tac. Hist. I. 16), однако по мере развития императорской власти историки начинают осознавать близость понятий. Светоний (Tib. 14. 2) пишет о предсказании, данном Тиберию: etiam regnaturum, sed sine regio insigni ignota, scilicet Caesarum potestate — «он будет править, но без царских инсигний; тогда, следовательно, еще не была известна власть Цезарей». Дион Кассий (53. 17. 29) пишет, что у императоров есть все, что и у царей, кроме имени. Его современник Геродиан использует βασιλεύς как главный термин, обозначающий правителя.
В Поздней империи эта сложная ситуация во многом остается. Rex не фигурирует в официальной титулатуре латинских надписей и монет, но на примере SHA и Аврелия Виктора видно, что латинские авторы используют этот термин, хотя и не очень часто. Напротив, у грекоязычных авторов термин βασιλεύς очень употребителен. Как правило, термины rex, regnum используются нейтрально, как синоним к imperator, imperium, но иногда встречаются и в пейоративном смысле.
Если употребление rex показывает абсолютистские элементы власти, то употребление tyrannus дает некоторые представления об элементах узурпации. Появившись в греческой политической мысли просто как обозначение нелегитимного правителя, оно постепенно приобретает новый смысл и обозначает правителя дурного, жестокого, эгоистичного и правящего не на благо подданных, а в своих эгоистических целях. Именно в этой двойственности понятие приходит и в Рим. Л. Викерт полагает, что два значения термина tyrannus появились в хронологическом порядке: до
Нам представляется, что положение было несколько сложнее. В Рим пришли одновременно оба понятия, которые уже давно сосуществовали в греческой политической мысли31. Цезаря и Августа называли tyranni прежде всего за то, что они захватили власть, которая не принадлежала им по закону. Тиберий и Нерон, напротив, были названы так за жестокий характер правления, поскольку их приход к власти был абсолютно легитимным. Между этими понятиями нет глубокой пропасти. Тиран — это тот, кто захватывает власть, ему не принадлежащую, т. е. узурпатор, однако это и тот, кто, будучи законным правителем, не правит для общего блага, а всячески притесняет и подавляет подданных (Sen. De clem. I. 11. 4), т. е. опять-таки присваивает право, которого у него нет.
с.172 Тиранией, таким образом, может считаться и узурпация власти и ее превышение. В словоупотреблении авторов мы действительно можем встретить разные варианты. Оба смысла могут быть связаны, существовать отдельно и даже противопоставляться. Так, в серии биографий, объединенных под названием «Triginta tyranni», автор явно пишет о некоторых из них с симпатией, противопоставляя «законному», но порочному Галлиену. Императоры часто обвинялись в тирании враждебной им пропагандой, кроме того, современники, вероятно, видели какое-то сходство между тиранией и властью императора.
Наконец, особенностью императорской титулатуры было частое использование имен-титулов и тяга к титуляризации имен, ярким примером которых является использование имен «Цезарь» и «Август». Можно найти и ряд других, весьма характерных, хотя и менее распространенных примеров. Это и имя «Антонин», которое брали все императоры вплоть до Гордианов, прозвище «Германик», когномены «Север», «Флавий». Эти имена еще не переходят в титул, но тенденция к этому явно имеется.
Л. Викерт объясняет это чисто династическими моментами, но причин в данном случае несколько. Называние по имени создавало некую эмоциональную связь с соименным правителем. Кроме того, в связи имени и титула в какой-то мере сохранялась полисно-республиканская традиция, больше ориентированная на личность, нежели на должность и функциональное положение.
Анализ титулатуры правителя показывает довольно сложную картину. Мы видим образ правителя, сложившийся в результате взаимодействия полисно-республиканской традиции и новых тенденций монархии. Принципы эти часто сосуществуют, иногда они даже не противоречат друг другу. Напротив, в других случаях происходит явное столкновение старого с новым, либо вытеснение первого вторым. В некоторых случаях создается некая равнодействующая, создающая имперско-республиканскую традицию. Постепенное вытеснение республиканских или квазиреспубликанских представлений было длительным процессом, а их остатки продолжали существовать даже в поздние периоды.
ПРИМЕЧАНИЯ