Лебедь в культе Аполлона
Пермский ун-т, 1994. С. 38—46.
с.38 В ряду многочисленных живых атрибутов Аполлона лебедь по праву занимает главное место. Популярность мотива «Аполлон и лебеди» засвидетельствована на протяжении всей античности. Эта красивая гордая птица сопровождает божественных близнецов Аполлона и Артемиду «самых прелестных меж славных потомков Урана» (Hes. Theog., 920). Иногда на лебеде (а чаще на гусе, судя по вазописи) появляется «золотая Афродита» или ее сорванец Эрот (но это уже поздний эллинизм1).
Поэты и философы часто называют лебедя птицей Аполлона (H. h., XXI. 1 sq; Sapph. frg. 147b, Plato, Phed., 85b.), «голосистым певцом бога», «самой певучей из птиц» (Call. Hymn., II, 5; IV, 249), «любимцем муз» (Eur. Ipphig. T., 1103—
с.39 Мотив «лебединой песни» не был известен в древности, его нет у Гомера, Гесиода, а также в гомеровых гимнах. Напротив, лебедь в священных местах Аполлона поет постоянно, славя рождение бога на Делосе (Call., II, 250—
В соответствии с идеей предсмертного пения должно было бы ожидать, что Делос и Дельфы — да простит нас Аполлон! — были буквально завалены трупами лебедей. Однако Александр Миндский, задавшийся целью подслушать предсмертную арию, разочарованно сообщает, что видел многих умирающих лебедей, и все они не поют (Athen., IX, 393D). О том же говорит и Элиан (Hist. an., II, 32).
Как же совместить общепризнанную веру в певческие способности птиц с отсутствием таковых в реальности?
Обращает на себя внимание тот факт, что легендарные лебеди поют, во-первых, не всюду, а только в местах, посвященных Аполлону, таких как Дельфы, Делос, мифическая страна гиперборейцев (Mart. cap., IX, 927), т. е. в главных центрах культа, а также в менее известных — на берегах фессалийского Пенея, меонийского Пактола, фракийского Гебра, по волнам которого плыла и пела голова растерзанного вакханками Орфея, во-вторых, только во время эпифании бога3, присутствие которого птицы ощущают4. Кроме того, лебеди Аполлона, используемые богом в качестве ездового средства (Nonn. Dion., XL, 401), — не обыкновенные птицы, а превращенные люди.
Согласно Лукиану Самосатскому (De electr., 4), в поющих лебедей были превращены спутники Аполлона, молву же о пении лебедей на реке По Лукиан по своему обыкновению высмеивает. В лебедей были превращены 1) сын Аполлона Кикн (гр. kyknos — лебедь) вместе с матерью Тирией, от отчаяния утонувшие в озере, названном поэтому Кикнейским (Лебединым — Ovid. Met., VII, 371; Ant. Lib., 12); 2) Кикн — сын Ареса и Пирены, превращенный в птицу после смерти (Eur., Her., 389—
По-видимому, в лебедей же были превращены спутники троянского героя Диомеда (Serv., Ad Aen., VIII, 9; XI, 246; Strabo, VI, 3, 8—
Но это мифологический аспект темы, ядро которого составляет цикл легенд о человеке-лебеде. Характерной чертой легенды о животных является то, что в ней непременно используется этиология. Свойства животных здесь — следствие вмешательства высшей силы5. А как же настоящие лебеди, которых, кстати, было не так уж много в горной маловодной Греции, где отсутствовали глубоководные озера? Оказывается, во все времена находились люди, утверждавшие, что пение лебедей — не миф и что они лично его слышали. Поэт Аристофан даже воспроизводит услышанные звуки: тио-тио-тио-тио-тио-тио-тиотинкс, то-то-то-то-то-то-то-тотинкс (Av., 770 sq.).
Для философов — апологетов Аполлона (Сократ, Платон, Плутарх) здесь вообще нет противоречия. В свете теории эйдосов чувственное восприятие обманчиво (причем самым слабым ощущением является слуховое) и душа, скованная телом, не видит истины. Пребывая же сама в себе, «она видит умопостигаемое и безвидное» (Plato, Phed., 83c-84b). Потому-то Сократ, которого дельфийский бог именовал самым мудрым, готовясь к смерти, называет себя вместе с лебедями рабом Аполлона, соневольником лебедей (ibid., 85b). Надо полагать, Сократ и Платон слышали лебедей внутренним слухом. В самом деле, если один сын Аполлона — Пифагор — умел слышать даже вселенскую гармонию, улавливая созвучие всех сфер и движущихся по ним светил (Porphyr. Vita Pytgh., 2, 30), то почему другой сын Аполлона — Платон (Olympiod. Vita Plat.) — не мог слышать лебединого пения? Вероятно, прав
А что же ученые? Оказывается, и некоторые орнитологи утверждают, что слышали пение умирающего лебедя. Фабер, например, сравнивает последний вздох птицы с тем звуком, который возникает, когда воздух попадает в воздушную воронку7. Так же и маститый ученый античности Плиний Старший, на которого ссылается Сервий (Ad Aen., VII, 700), деловито рассуждает о том, что причина прекрасного пения лебедя заключается в его длинной изогнутой шее.
Представление о поющем лебеде живо и в наше время, конечно, у греков, вспоминающих, как пели лебеди во время войны 1915—
Лебедь олицетворяет также поэзию и поэтов (Sapph. frg. 147B; Call. App., 5; Cic. Tusc., I, 73). Сплошь и рядом говорится о крылатости поэтов (Arist.? Av., 1373—
Уже я чую: тоньше становятся Под грубой кожей скрытые голени — Я белой птицей стал, и перья Руки и плечи мои одели. |
Сладкоголосие лебедя, конечно, связывалось и с красивой речью (Theocr., V, 137; Auson., 410, 8; Cic. De orat., III, 6). Хрисипп в книге «О красоте и удовольствии» называл искусство риторики с.42 kykneion adein. А поскольку Платон включал в мусические искусства и философию, так как называл мудрость «прекраснейшей и величайшей согласованностью», употребляя термин «симфония», то лебедь был и птицей философов. Известно, что бог мудрости Аполлон наперед указал, каким великим философом будет Платон9. Ночью, накануне того дня, когда Платон должен был стать учеником Сократа, последний увидел во сне, что на грудь ему слетел лебедь (Paus., I, 30, 3).
Как предвидящий собственную смерть, с одной стороны, и чистейший, незапятнанный, подобно Фебу, с другой стороны, лебедь считался вещей птицей (Plauto, Phed., 85B) и связывался с пророками и предсказаниями. Так, у Ликофрона (Lycophron, 426) жрец Аполлона Калхант, что утихомирил гнев Артемиды в Авлиде, назван лебедем Кипея, Койта и Молосса. Сократ верил, что пророческим даром его наделил Аполлон не хуже лебедей (Plato, Phed., 85B). Сын Аполлона чудотворец Аристей едет через море на колеснице лебедей, управляемой Аполлоном (Dion., XXIV, 82—
Лебедь и вообще водоплавающая птица занимает важное место в шаманском камлании Севера и Сибири (где часто лебедь был тотемом): якуты вели свое происхождение от девицы Лебеди, имели брачные кланы ворона и лебедя10; бурятские роды Шарят и Харят — от брака шамана с девицей-Лебедью; похожие легенды имелись у североамериканских индейцев, в сибирской традиции известен так называемый «гусиный дух», ведавший судьбой). Сейчас уже не отрицается наличие шаманских черт в культе Аполлона, которые могли быть заимствованы из скифского мира11. Обычно при этом имеется в виду цикл преданий об упомянутом Аристее Проконнесском, совершившем «полет» в страну за великими горами на севере — к гипербореям — и описавшем свои приключения и обычаи народов (в том числе скифов) в поэме «Аримаспея» (Her., 4, 13).
Особенно большую известность получили легенды о душе Аристея, летающей подобно птице. Плиний знал много рассказов о том, как душа Аристея «вылетала» из его уст в виде ворона — постоянного атрибута шамана (Plin.,
Одни ученые полагают, что Аристей действительно совершил путешествие в Скифию, по мнению же других, в легендах отражены «странствия» души во время транса12. Вспомним, что все гипербореи умели летать, а с.43 после определенных обрядов их тело покрывалось перьями (Jambl. De vit. Pyth., 136; Luc. Philos., 13 sq.). Так же странствовала душа Гермотима из Клазомен, возвращаясь, весьма насыщенная новой информацией. Кончилось это тем, что в отсутствие души тело его было сожжено врагами (Plut. De gen. Socr., 22, 592 cd) — мотив, известный из рассказов о шамане, отправлявшемся на улов души. При этом жена шамана обязана была неотлучно сторожить его тело. Причем душа Гермотима была дословно «в отъезде». Этим же словом — epidemia — греки обозначали периодический отлет Аполлона на лебедях в северный Парадис. По преданию, древний храм Аполлона в Дельфах, вылепленный пчелами из воска и перьев или построенный дельфийцем Птера (Перо), был послан Аполлоном гипербореям (Paus., I, 5, 9—
Во всех этих легендах, ядром которых является миф о гипербореях, в образе лебедя предстает душа (Procl. ad Plato. Resp., II, 340, 11). Подобно Аполлону, улетающему к гипербореям, отлетает в царство теней душа-Лебедь. Как полагает Роберт Грейвс, «это всего лишь деликатный способ изобразить ежегодную смерть представителя этого божества в день летнего солнцестояния»13.
Вместе с тем перелетная птица выражает идею периодического ухода и возвращения солнечного божества. В археологии Европы лебедь связывается с солнцем. В религиях древнего Востока роль лебедя неизвестна; в Египте, правда, существовал образ Великого Гоготуна — гуся, в семитских религиях солярным символом был пеликан14. Зато он часто упоминается в Ригведе. Связанный с солнцем божественный конь Дадхикра (РВ, IV, 3) назван лебедем, близнецы Ашвины едут на колеснице златокрылых лебедей, которые на заре плывут по воде (IV, 45). Большинство ведийских богов солярного круга связаны с лебедями или другими птицами (Индра, Гарунтман, Агни, Митра — РВ, 164, 46, 47). Агни, например, «дышит в водах, как лебедь, сидящий в воде» (РВ, 659). Между прочим, именно в арийской религии тучи лебедей покрывают великую мировую гору (Меру, Хара-Березайти, Демавенд — ср. Парнас, Рипейские горы), что находится у Океана на севере. Образ птицы на вершине горы — типичный солярный символ. Меру, кстати, местопребывание семи индийских риши-мудрецов (ср. с семью греческими мудрецами, посвятившими первины своей мудрости в Дельфы — Пуп Земли). В «Тайттирия-брахмане» (III, 10, 9, 11) некий риши силою своего знания превращается в золотого лебедя, летит на небо и соединяется с солнцем (ср. Мхбх., — XII, 364—
Аполлон довольно поздно был отождествлен с Гелиосом — в
Во многих религиях бог Солнца — всеведущий судья, поборник правды. Поэтому явление лебедя во сне означало разоблачение (Artemid., II, 20).
Как водоплавающая птица, лебедь связан со стихией нижнего мира, темными водами Хаоса и, таким образом, со смертью, с одной стороны, и с идеей плодородия — с другой. Получившие широкое распространение в Греции и Этрурии скульптурные изображения Диомеда в виде человека-лебедя, совершающего возлияние из кувшина,
Древнейшее представление о связи жизни со смертью, смерти с рождением, возрождением (Plato, Phed., 71— в обыденном сознании представлялось невозможным18. Поэтому у греков лебедю противостоит трикстер-ворон, потерявший первоначально белый цвет за свою вину перед богом (Aesop., 206). Но мнение о лебеде как о прекрасной, нежной, кроткой птице далеко от всестороннего понимания этого образа. Как Аполлон является богом смерти, так и лебедь предстает как птица смерти. (Artemid. Oneirocr., II, 20). Если оружием Аполлона служат его стрелы, сеющие мор или насылающие внезапную смерть (тихие стрелы), то оружием лебедя становится его твердый клюв. Об агрессивности птицы сообщает Элиан (V. h., I, 14), Аристофан в «Птицах» (769— В рамках статьи мы коснулись лишь некоторых сторон этого интересного и сложного образа. Целое исследование, например, можно посвятить вопросу, о том, почему Аполлон, превращаясь в ворона, ястреба, журавля, никогда не превращается в лебедя (в отличие от своего батюшки, адюльтер которого породил известное мировое яйцо Леды-Немесиды, с которым так носились орфики и пифагорейцы), а использовал его только в качестве ездового средства. Тем не менее, все изложенное позволяет заключить, что лебедь — не случайный атрибут Аполлона. Только «всадник, связующий миры» мог иметь в качестве символа птицу, причастную к трем стихиям. И какой широкий спектр идей породил этот глубокий образ!
ПРИМЕЧАНИЯ