Пермский ун-т, 1994. С. 48—68.
Перевод с англ. А. В. Колобова.
с.48 Мифы не обязаны быть логичными. Они принадлежат образу мышления, в котором логичность в рациональном смысле вряд ли была уместна. До появления светской философии у греков миф был единственным способом выражения представлений о космосе или потребностях человеческой души. Вот почему, например, египетская мифология так проста, абсурдна, но порой и так проницательна. Это одновременно и мечта, и поэзия, и метафизика. Слова, сказанные когда-то
Единственная причина, по которой Геродот писал свою «Историю», заключается в том, чтобы объяснить, почему греки и варвары сражались друг с другом2. В своем объяснении он должен был уделить особое внимание самому влиятельному греческому государству и, соответственно, понятно, почему рассказ Геродота начинался с упоминания о значимости Спарты. Когда Крез пожелал сделать своими друзьями наиболее с.49 влиятельных из эллинов, он обнаружил, что лидерами греков были лакедемоняне и афиняне3, но, когда предложение лидийской дружбы было сделано, послы были отправлены в Спарту4, а не в Афины.
Признать ведущее положение Спарты было для Геродота недостаточно. Ему было необходимо узнать как можно больше об этом полисе и его обитателях, о том, как они живут и как сражаются. Даже будучи отстраненным от участия в Пелопоннесской войне, младший коллега Геродота, Фукидид, убедился, как трудно получить определенные факты о Спарте. Возможности его изысканий были ограничены и потому, что Фукидид был афинянином, хотя и афинянином в изгнании. За его замечанием о «скрытном характере этой политии»5 может лежать не только легкое разочарование. Возможно, в середине
Кто же были те спартанские информаторы, чье доверие завоевал Геродот? Исходя из того, что он владел подробными сведениями о привилегиях царей, можно предположить, что Геродот разговаривал с членами царских семей8 или пифиями — послами к Дельфийскому оракулу, отправляемыми по поручению царей Лакедемона9. Обычно же он довольствовался указаниями неких «лакедемонян», которые он нередко сопоставлял со сведениями других информаторов. Например, многие говорили, что дельфийская пифия была ответственна за конституцию, данную Спарте Ликургом, но сами спартанцы утверждали, что Ликург получил ее с Крита10. с.50 (Стремление историка сопоставлять различные мнения, связанные с этим спорным свидетельством о раннем этапе греческой истории, похвально, если сравнить его с более доверчивым отношением Фукидида к фактам далекого прошлого). Тем не менее однажды Геродот указал информатора и место, где они встретились. В его рассказе о нападении спартанцев и коринфян на Самос во времена тирана Поликрата лакедемоняне Архий и Ликон, преследуя противника, оказались внутри вражеской крепости, где были окружены и убиты11. Сын погибшего Архия был назван Самием в честь подвига его отца; в следующем поколении сын Самия снова получил имя Архия. Когда Геродот во время изгнания был на Самосе, он мог видеть могилу Архия старшего. Она была сооружена на общественные средства12 вскоре после падения тирании. Младший Архий, внук первого, рассказал Геродоту о подвиге своего деда во время разговора в Питане, одной из деревень или об, составляющих спартанский полис. Архий младший, упоминавший о могиле и публичных почестях в честь его деда на Самосе, был гостеприимным хозяином. По словам Геродота, среди гостей Спарты Архий более всего привечал обитателей Самоса. Историк удачно использовал свои связи на Самосе, засыпая Архия младшего вопросами. Геродоту должно было быть оказано особое гостеприимство, ибо, как заметил историк с Самоса Дурис, родственник Геродота, поэт Панэссий пользовался правами самийского гражданства13. Поскольку Архий младший имел семейные связи с Самосом, он мог быть проксеном (гостеприимцем) самийцев в Спарте. В этой должности его обязаны были утверждать цари, потому что дарование проксении в Спарте было царской привилегией14.
Питана еще раз выступает в качестве источника информации. Знаменитый поступок лохага (командира воинского подразделения) Амомфарета из Питаны стал предметом местной гордости. Получив приказ изменить позицию во время сражения при Платеях, Амомфарет сказал своему полководцу регенту Павсанию, что он не может уйти прежде, чем это сделают иноземцы, имея в виду персов. В знак своего отказа изменить позицию он своеобразно «проголосовал», подняв массивный камень psephos[1] и положив его к ногам Павсания15. Другая местная легенда касается собственно Питаны, хотя Геродот не приписывает ее определенно тамошнему информатору. Речь идет о рассказе Тисамена элейского, предсказателя из рода гадателей Иамидов16. Когда Тисамен спросил в Дельфах, будет ли у него наследник, пифия ответила, что прежде он должен с.51 победить в пяти величайших состязаниях. Действительно, он был близок к победе над Иеронимом андрийским на соревнованиях пятиборцев в Олимпии. Однако спартанцы хитроумно заметили, что прорицание касается состязаний на войне, а не в атлетике, потому они попытались нанять Тисамена сопровождать их царей Гераклидов на войне в качестве полководца. Когда же Тисамен запросил спартанского гражданства, лакедемоняне ответили, что цена слишком высока. Этот вопрос снова возник, когда появилась угроза персидского вторжения. На этот раз Тисамен потребовал гражданства для себя и своего брата17. Впоследствии спартанцы победили в пяти сражениях: при Платеях против персов, при Тегее против тегейцев и аргивян, при Дипее против аргивян, при Истме против мессенцев и, наконец, при Танагре против афинян и аргивян.
Четвертое из выигранных сражений — при Истме — было связано с великим восстанием илотов, которое вспыхнуло после землетрясения в Спарте и завершилось долгой осадой повстанцев на Итоме. Мы должны преодолеть искушение исправить «Истм» на «Итому» в тексте Геродота, потому что и Павсаний в своей работе указал: «при Истме»18, но определение местоположения Истма остается проблематичным. В данном случае не может помочь имя древнего царя мессенцев Истмия19, однако к северу от святилища Посейдона на мысе Тенар находился перешеек (на древнегреч. — «истм»)20. Возможно, разбитые илоты вперед бегством из Спарты свою последнюю остановку сделали возле этого святилища.
Битва при Истме является не единственной деталью илотского восстания, известной Геродоту. Спартанская закрытость не смогла утаить от него факт тяжелого поражения лакедемонян при Стениклере. После упоминания о том, что персидский военачальник Мардоний был сражен при Платеях Эмнестом (или Аримнестом — в другой рукописи), Геродот добавляет, что Эмнест, уважаемый в Спарте человек, погиб вместе со своим отрядом из 300 человек в битве с мессенцами при Стениклере21. Эмнест из Платей упоминается Геродотом при описании военной кампании спартанцев
с.52 Таким образом, мы узнали от Геродота, что до осады Итомы во время восстания илотов спартанцы потерпели поражение при Стениклере и затем победили в местечке, называемом Истм. Теперь мы возвращаемся к Тисамену, прорицателю из рода Иамидов, и непосредственно к миру политического мифа. В семейной родословной Иамос был сыном Аполлона и Эвадны[2]. Согласно Пиндару, семья Эвадны жила в Фесане, деревушке у реки Алфей на границе между Пизой и юго-западной Аркадией26. В Фесане Эвадна жила в доме своего отца Эпита. Однако Пиндар вносит в родословную Тисамена существенные изменения. Он утверждает, что Эвадна, мать Иамоса, была приемной дочерью Эпита. Ее настоящими родителями являлись бог Посейдон и спартанская героиня Питана27. Таким образом, Пиндар наделяет Эвадну матерью-спартанкой, и, следовательно, Иамос оказался связанным со Спартой. Как указал Виламовиц28, стремление Пиндара изменить эту родословную было вызвано необходимостью признать дарование спартанского гражданства элейскому прорицателю Тисамену Иамиду. Спартанцы были вынуждены пойти на такой шаг, но только Пиндар согласовал это решение с мифическим прецедентом. Согласно Olympian VI, бабушка Иамоса была спартанского происхождения. Резонно заключить, что Тисамен, когда стал спартанским гражданином, поселился в деревне Питана. Мы уже обращали внимание на пребывание Геродота в Питане: его интерес к истории Тисамена является дополнительным свидетельством реальности бесед с информаторами из Питаны.
Движение Спарты к политическому и военному господству было трудным. Согласно Геродоту, строй, введенный Ликургом, сделал государство очень многолюдным и малообеспеченным плодородной землей, вследствие чего лакедемоняне стремились завоевать всю Аркадию. Аполлон Дельфийский сказал спартанцам, что он не может отдать им всю Аркадию, но заметил, что они могли бы «потрясти Тегею своими ногами в танце и вымерять веревкой желанную долину». Однако вместо празднования танцами победы над Тегеей и нарезания новых наделов в захваченной долине спартанцы потерпели поражение и в качестве военнопленных стали обрабатывать наделы своих победителей29.
Геродот связывал победу тегейцев с правлением спартанских царей Леона и Агасикла30. В то время, писал он, спартанцы были удачливы во всех других войнах, но после получения оракула с указанием на Тегею они оставили прочих аркадцев в покое31. Геродот не указывает других противников Лакедемона, но можно предположить, что ко времени с.53 царствования Леона и Агасикла — по генеалогическим подсчетам в первой половине
Следы трений между дорийской реальностью и филахейским мифом в Спарте видны в сообщении Геродота о происхождении Клеомена39. Спартанский царь Анаксандрид был очень привязан к своей первой жене, а поскольку она была бесплодна, будущее царской диархии было под вопросом. В такой ситуации эфоры просили его, изгнав первую супругу, взять другую жену, чтобы линия Эврисфенидов не пресеклась. Когда Анаксандрид ответил категорическим отказом, эфоры пошли на компромисс. Царю было разрешено иметь двух жен и вести два хозяйства — самое неспартанское разрешение спорного вопроса, как заметил Геродот40. Вторая жена стала матерью Клеомена, первенца и наследника Анаксандрида. Больше детей у нее не было.
Первая жена Анаксандрида, будучи сначала бездетной, затем родила Дориэя41, а затем — Леонида и Клеомброта. Многие утверждали, что Леонид и Клеомброт были близнецами. Клеомен, считавший себя ахейцем, и Дориэй, чье имя говорило само за себя, стали заклятыми врагами. Политическое превосходство Клеомена было достигнуто только за счет удаления Дориэя из Спарты. Последний пытался без предварительной консультации в Дельфах найти новое место поселения в Ливии, но мероприятие с.55 успехом не увенчалось42. Вторая экспедиция, на этот раз на Сицилию, имела поддержку Дельфийской пифии. Территория Эрикса была объявлена собственностью Гераклидов, потому что, как было сказано, сначала она принадлежала Гераклу. Дориэй, также знавший, как в случае необходимости достичь успехов с помощью мифов, связанных с Гераклом, извлек пользу из совета беотийца Антихара, который объяснил ему суть изречения пифии43. Однако Дориэй и большинство его сторонников вскоре погибли в битве с финикийцами и жителями местного города Эгеста.
Позже, в период кризиса, вызванного вторжением Ксеркса, спартанцы еще раз обратились к ахейской политической мифологии. Спартанец Сиагр был отправлен с объединенным посольством лакедемонян и их союзников просить помощи против персов у сиракузского тирана Гелона. В ответ на просьбу посланников Гелон напомнил, что эллины не помогли ему в борьбе против Карфагена, когда он пытался освободить эмпорий[4] и отомстить обитателям Эгесты за убийство Дориэя. Однако Гелон заявил, что он готов предоставить значительные силы в том случае, если будет признан главнокомандующим над всеми греками. Сиагр на это ответил: «Горько заплакал бы Агамемнон — наследник Пелопса, узнав, что спартанцы отстранены от гегемонии Гелоном и сиракузянами»44. Сиагр упомянул о Пелопсе, потому что Спарта стремилась управлять его вотчиной Пелопоннесом, и Агамемнона, потому что как последний предводительствовал над ахейцами в Троянской войне, так и Спарта стремилась руководить эллинами в защите Греции. Чтобы противостоять притязаниям на гегемонию, необходимо было подчеркнуть связь Спарты с Пелопидами — не только с Менелаем, но и с Агамемноном. Поэт Стесихор, посетивший Спарту в середине
Несмотря на вышесказанное, память о Елене и Менелае прочно утвердилась в религии спартанцев. Это показали недавние раскопки в Менелайоне. Два архаических посвящения на бронзе, содержащие имена: одно — Елены и Менелая, другое — Елены57 — не дают оснований судить о том, признавались ли они своими почитателями в качестве богов либо только героев. Геродот, рассказывая историю об уродливом ребенке, превратившемся в несравненную прекрасную жену царя Аристона, знал, что Елена, которую он называет богиней58, особо почиталась в Терапне. Ее святилище помещалось по соседству с Менелайоном на восточном обрывистом берегу Эврота. Ниже святилища Елены находилось погребение, называемое Фебайон59, где почиталась Феба — одна из дочерей с.57 Левкиппа[5]. Нянька каждый день приносила уродливого ребенка к святилищу Елены и подолгу стояла с ним перед храмом богини. Длинные и трудные прогулки, наконец, были вознаграждены явлением некоей женщины, которая коснулась лица ребенка и изменила его черты. Итак, следуя Геродоту, Елена почиталась в Терапне еще в начале
Рассказ Геродота о битве при Сепее в Арголиде является эффектным свидетельством власти мифа над спартанцами во время военных действий. После поражения аргивян в битве борцов Тирея стала территорией Спарты. Из Тирад Клеомен направился к реке Эрасин, на южном берегу которой он принес жертву речному божеству66. Бог, однако, послал неблагоприятные знамения и царь вернулся на территорию Спарты. Клеомен увел войска на юг внутрь Тирейской области и после жертвоприношения на берегу моря переправил армию на захваченных эгинских и сикионских кораблях в аргосские порты Тиринф и Навплию67. Переправка армии через Аргосский залив заняла много времени, хотя Геродот не упоминает о том, что движение к Эрасину было ложным маневром, или о том, что морская армада сопутствовала войскам вдоль побережья Тиреатиды. Армия Аргоса выступила навстречу, чтобы встретить захватчиков у Тиринфа. Две армии расположились лагерями в пределах слышимости, так что аргивяне могли слышать команды спартанского глашатая и реагировать на них. Учитывая это обстоятельство, Клеомен принял хитроумное решение атаковать неприятеля во время принятия пищи. Когда не подозревавшие подвоха аргивяне, услышав обеденную команду спартанского глашатая, привычно приступили к трапезе, они были внезапно атакованы противником. Многие аргивяне были убиты на месте, но еще большее их число бежало в священную рощу в окрестностях Аргоса. Здесь их, умолявших противника сохранить им жизнь за выкуп, спартанцы подвергли безжалостной расправе. Спартанский царь Клеомен приказал сжечь дотла эту рощу. Перед походом спартанцы получили оракул Аполлона о том, что Клеомен возьмет Аргос. Царь полагал, что оракул имел в виду город. Однако эта роща была святилищам Аргуса, остроглазого стража Ио. Узнав, кому принадлежит роща, Клеомен воскликнул, что Аполлон обманул его68. Заметим, что Аргос как полис — имя существительное среднего рода
с.59 Убежденный в том, что теперь он не может взять город, царь отправил большую часть войска домой69. Не сообщается, использовались ли при возвращении реквизированные корабли. После уничтожения аргивской армии сухопутный путь стал совершенно безопасен. Аргивский историк Сократ рассказывает, что женщины Аргоса, возглавляемые поэтессой Телезиллой, отразили натиск спартанцев (при том, что войска второго спартанского царя, Дамарата, прорвались было внутрь города в памфилийский квартал)70. Но у Геродота нет сообщений о какой-либо другой битве после Сепейского сражения. Возможно, женщины Аргоса были готовы защищать свой город, но история Сократа выглядит не более чем ошибочной интерпретацией другого дельфийского оракула. Данный одновременно аргивянам и милетянам оракул говорил о победе женщины над мужчиной71.
По возвращении в Спарту Клеомен был обвинен в том, что его подкупили аргивяне. В свою защиту Клеомен сказал эфорам, что после сожжения священной рощи он вместе с тысячей лучших воинов направился в святилище аргивской Геры узнать, разрешит ли богиня после всего содеянного взять город. Во время жертвоприношения, говорил царь, из груди статуи богини вырвалось пламя. Если бы свечение распространялось из головы, он был бы готов взять Аргос полностью. Пламя из груди означало, что он сделал так, как пожелал бог, а не богиня Гера. Геродот не сомневается по поводу данного объяснения, и спартанцы сочли его исчерпывающим, значительным большинством проголосовав за оправдание Клеомена72. Рассказ Геродота показывает, что, по мнению царя и его обвинителей, лишь одной тысячи копейщиков было достаточно для взятия Аргоса, так непоправимо было для аргивян поражение под Сепеей. Приведенный пример служит великолепной иллюстрацией власти религии над политической и военной деятельностью в ранней Спарте. Геродот полностью признает определяющее влияние религии на жизнь греков. Приведенные суждения античных историков касаются, как правило, частных вопросов, но игнорировать это — значит упускать из виду принципиально важные черты жизни древних эллинов. Способность Аполлона Дельфийского направлять спартанскую политику наглядно показана Геродотом в его рассказе о свержении тирании Писистратидов в Афинах. В пассаже 5. 62. 3 сообщается, что противники тирании из рода Алкмеонидов подкупили пифию, дабы при ответе на любой запрос из Спарты, индивидуальный или от лица государства, она сказала, что Афины должны быть свободны. В итоге лакедемоняне, несмотря на то, что Писистратиды были их союзниками, направили войска под руководством Анхимолия для изгнания тирана из Афин. Они высадились при Фалероне, но были разбиты посланной на с.60 помощь Писистратидам фессалийской конницей. Вторая экспедиция под руководством Клеомена принудила династов покинуть Аттику после капитуляции афинян. Так пифия, понуждаемая ее благодетелями — Алкмеонидами, успешно изменила политику Спарты по отношению к афинскому руководству.
Клеомен тоже был вполне способен манипулировать культом Аполлона в своих целях. Когда он пожелал удалить с престола своего коллегу Дамарата, то договорился со знатным дельфийцем Кобоном побудить пифию заявить, будто Дамарат не является сыном царя Аристона. Вскоре подкуп обнаружили, Кобон был изгнан из Дельф, пифия Периалла была отстранена от должности73, а сам Клеомен вынужден был покинуть Спарту. После путешествия в Фессалию он отправился в Аркадию, где стал представлять серьезную угрозу для Спарты. Клеомен вынудил аркадян под клятвой следовать за ним, куда бы он их ни повел (как если бы они были спартанской армией). Он дал ответную клятву над страшными водами Стикса, которые, по мнению греков, выходят на поверхность у города Нонакрис, что возле Финея. Опасаясь аркадского альянса, лакедемоняне вернули Клеомена к власти, сохранив за ним прежние полномочия. Больше они не могли относиться к нему как к неисправимо испорченному подкупом в Дельфах. Геродот сообщает, что под конец жизни Клеомена стали считать безумным, так как он потрясал скипетром перед каждым встречным спартиатом. Поэтому он был помещен в колодки. В дальнейшем, угрозами заставив охранника-илота дать ему кинжал, он покончил с собой74. Много непонятного в этой истории. Возможно, эфоры хотели убрать его с дороги, и Клеомен был казнен как государственный преступник75. Созданная им Аркадская лига могла представлять серьезную угрозу для Спарты в том случае, если бы в это время начались новые волнения в Мессении. Геродот рассказывает историю кончины Клеомена так, как он ее услышал. Если принять ее на веру, тогда последний этап жизни Клеомена представляется полным событий, прогневавших богов. Подкуп дельфийской пифии, разорение священного участка в Элевсине, сожжение рощи Аргуса, избиение жреца в аргивском храме Геры76 — как видим, было много причин тому, чтобы боги могли захотеть лишить его сначала разума, а затем и жизни.
В битве при Сепее погибли шесть тысяч аргивян. Вследствие этого Аргос перестал быть для Спарты серьезной угрозой на период жизни одного поколения. Когда аргивяне консультировались с дельфийской пифией по поводу персидской угрозы, они получили совет «стоять на страже с дротиками в руках и беречь свою голову»77, т. е. сохранять нейтралитет в ожидании того, пока достигнет совершеннолетия новое поколение с.61 воинов. Государственный совет аргивян попытался установить тридцатилетнее перемирие со Спартой при условии вступления их города в союз против персов. Тогда же аргивяне потребовали от посланников Эллинской лиги, прибывших из Спарты, чтобы Аргосу передали как минимум половину власти в союзе78. Игнорируя ряд непрерывных поражений, аргивяне упорно настаивали на восстановлении своего господства на Пелопоннесе. Некогда их царь Фидон установил стандарты мер и весов для Пелопоннеса, изгнал элейскую администрацию с Олимпийских игр и проводил их единолично79. Аргивяне вспомнили, что северное побережье Пелопоннеса напротив Арголиды вместе с островом Кифера прежде принадлежали Аргосу80. Эти древние притязания подкреплялись мифическими аргументами лидерства аргивян. Аргос, как и Спарта, считал себя вотчиной Агамемнона. Старшим из сыновей Аристомаха[7] Гераклида объявлялся Темен, который стал царем Аргоса. Темен, по мнению аргивян, был старше своих братьев: Аристодема, который считался предком двух царских родов Спарты, и Кресфонта, ставшего царем Мессении81. Спартанцы утверждали, что Аристодем правил в Спарте, но поэты, как мы помним, говорили, что два его сына были первыми Гераклидами, царствовавшими там82. При сложившихся обстоятельствах старшим из Гераклидов остался Темен — правитель Аргоса, а младший брат его Кресфонт стал царем Мессении83.
На требование аргивян отдать половину власти послы из Спарты ответили, что в Спарте два царя, а в Аргосе — только один84. Никто из спартанских царей не может быть отстранен от власти, продолжали они, тогда как царь Аргоса мог делиться своей властью85. Аргивяне, усмотрев в ответе оскорбительную насмешку, приказали послам до захода солнца покинуть территорию Аргоса, иначе они будут преследоваться как враги. Спартанские дипломаты не сумели разъяснить свой ответ. После опасной размолвки между царями Клеоменом и Дамаратом во время нападения на Аттику спартанцы решили, что оба царя не должны вместе уходить на войну86. Поэтому, если бы царь Аргоса мог сопровождать полевую армию спартанцев в период персидского нашествия, он разделил бы право принятия решения со спартанским командиром. В результате Аргос, воспользовавшись советом Дельфийского оракула, остался нейтральным (хотя, как рассказывали, аргивяне приняли посланника от Ксеркса)87. Гегемония спартанцев на Пелопоннесе осталась нерушимой.
Господство Спарты на Пелопоннесе и ее руководящая роль в Элладе явились результатом соединения военной силы и политической воли.
Некоторые родословные спартанцев по Геродоту
с.63
a Младший сын Аргеи (6. 52. 7).
b См. также: Wade-Gery H. T. The Poet of Iliad. Cambridge, 1952. P. 88—
c Детали см.: Harvey F. D. // J. H. S. 1967. № 87. P. 67.
d Мать Дамарата полагала, что он мог быть сыном героя Астрабака (6. 69. 4—
Родословная Иамоса по VI Олимпийской оде Пиндара
|
ПРИМЕЧАНИЯ
ПРИМЕЧАНИЯ ПЕРЕВОДЧИКА:
Право публикации данной статьи на русском языке любезно предоставлено редакционной коллегии сборника «Античность и средневековье Европы» автором и Издательским советом Королевской Ирландской академии. Статья переведена на русский язык
Дж. Л. Хаксли — известный эллинист и византиновед, профессор Тринити колледжа Дублинского университета. Действительный член Королевской Ирландской академии, автор ряда монографий: Early Sparta, London: Faber and Faber, 1962; The Early Ionians. London: Faber and Faber, 1966; Pindar’s Vision of the Past. Belfast, 1975. По техническим причинам авторские примечания к статье помещены после текста. Знаком * обозначены примечания переводчика (в электронной публикации звездочки заменены сквозной нумерацией римскими цифрами).