© 2010 г. Перевод с англ. О. В. Любимовой.
с.173 В двух статьях, опубликованных около пятнадцати лет назад, я доказывала, что первый аграрный закон Цезаря был внесён и принят в январе 59 г. до н. э., что закон Ватиния об империи Цезаря был принят в мае или начале июня и что выборы трибунов состоялись в июле1. Мои предположения, обсуждавшиеся и в данном журнале, и в иных местах2, встретили как одобрение, так и несогласие. В результате критики, важного неопубликованного исправления и моих собственных дальнейших исследований римской политики я представляю здесь переработку своего мнения о законах и своего утверждения относительно досулланской схемы выборов трибунов. Хотя изменения в датировке законов и выборов 59 г. невелики, исследование привело к новой интерпретации источников, особенно — в связи с законом Ватиния, — письма Цицерона Ad Atticum 2. 16. 2.
Вопреки обычной датировке этого закона в интервале с конца февраля по начало апреля, я доказывала, что закон был принят в конце января. Основанием для такой датировки послужил тот факт, что Цицерон намеревался высказывать своё мнение об этом законе в январе (Att. 2. 3. 3), и то свидетельство — я полагаю, теперь подкреплённое в предыдущей статье этого номера, — что Цезарь имел фасции в январе, и должен был внести закон сразу, и не потерпел бы долгих задержек при его проведении. Многие согласны с тем, что Бибул покинул сенат в тот момент, который указывают Светоний (Iul. 20. 1) и Дион Кассий (38. 6. 5), — немедленно после принятия первого аграрного закона, однако утверждение Плутарха (Pomp. 48. 4), с.174 будто Бибул заперся в своём доме на восемь месяцев, повлияло на датировку закона, в качестве которой несколько учёных предложили апрель3. Апрель явно невозможен, ибо к середине этого месяца (Cic. Att. 2. 6. 2) уполномоченные по разделу земли, которых должны были избирать после принятия закона, уже были назначены. До 24 апреля в этом месяце только два комициальных дня — 3 и 4 апреля, и 4 апреля комиции не могли проводиться, поскольку это был день открытия Мегалезийских игр. Было бы невозможно принять закон и избрать уполномоченных в один и тот же день. Поэтому если затворничество Бибула последовало за первым аграрным законом, то оно продолжалось как минимум девять месяцев. Представляется, что объяснение этих «восьми месяцев» следует искать в том, что Плутарх здесь, как и в жизнеописании Цезаря, знает только один аграрный закон, который включает распределение кампанской земли, и что он или его источник подсчитывал месяцы заточения Бибула с названной в источниках даты принятия кампанского закона, который был внесён в конце апреля и, вероятно, принят во второй половине мая.
Обратимся теперь к обстоятельствам принятия аграрного закона, в отношении которых — поскольку Цицерон сообщает мало — мы вынуждены опираться на более поздние источники. Тот факт, что Ливий рассматривал оба аграрных закона, очевиден из единственного утверждения о законодательстве Цезаря в 103-й периохе, содержащей перепутанные сведения о 62—
Светоний и Дион Кассий — источники совершенно иного калибра, чем Веллей, Аппиан и Плутарх. Они оба знают, что было два аграрных закона, и, в отличие от тех трёх авторов, осведомлены о том, что народ и сенат раздельно принимали решение о галльском командовании Цезаря. Совпадение между Светонием, описывающим первый аграрный закон в двух предложениях, и Дионом Кассием, вероятно, следует объяснять прямой или, в случае Диона Кассия, непрямой зависимостью от acta diurna[3], сообщающих о сенатских постановлениях и законах. Хотя Дион Кассий становится недостоверен, пытаясь объяснить мотивы людей5, однако в тот период, где мы можем проверить его по Цицерону, он даёт достоверную информацию о характере законов и постановлений и относит их к правильному году, хотя часто ставит их в неправильном порядке внутри года. Хотя, по его признанию, рассказ о законах Цезаря в 59 г. неполон и хотя материал расположен не в хронологическом порядке, на него можно положиться. Я рассмотрю в некоторых деталях, с подтверждающими свидетельствами, его рассказ о первом аграрном законе, самое подробное изложение, имеющееся у нас по этому вопросу.
Пропуская магистратские решения, которые Светоний (Iul. 20. 1) относит к началу консульства (порядок подготовки и публикации актов сената и народа и решение о том, что ликторы должны следовать за консулом, не имеющим фасций, а не предшествовать ему), Дион Кассий начинает свои двадцать глав, посвящённых 59 г., семью главами (38. 1—
Таким образом, Цезарь (глава 4) больше не имел дела с сенатом, а прямо вносил свои законы на рассмотрение народа. По поводу аграрного закона он, вероятно, провёл несколько сходок. Сначала он вывел на ораторское возвышение своего коллегу Бибула и спросил его, осуждает ли тот закон. Бибул повторил ответ Катона, что он не допустит никаких нововведений в этом году. После этого Цезарь не стал обращаться к другим магистратам, а последовал обычаю вызывать на трибунал лиц, не занимающих должности, как правило, выдающихся сенаторов7. Цезарем были избраны Помпей и Красс. В речи, которую Дион Кассий (глава 5) по этому случаю приписывает Помпею, чрезвычайно важна ссылка на предшествующую меру, одобренную, но не осуществлённую из-за недостатка средств, — меру, которая должна была обеспечить землёй его солдат и солдат Метелла (то есть, Квинта Метелла Пия, вместе с которым Помпей командовал в Испании). Эта мера — аграрный закон Плавтия, который следует датировать, как недавно было доказано, 70 годом, когда некий Плавтий занимал должность трибуна8. Идентификация практически несомненна ввиду утверждения Цицерона (Att. 1. 18. 6), что законопроект, который в 60 г. внес Флавий по побуждению Помпея, был eadem fere quae fuit Plotia[4]. Затем Цезарь обратился к Помпею за помощью и получил ответ, процитированный также Плутархом (Pomp. 47. 5; Caes. 14. 3), что если кто-то осмелится поднять меч, то Помпей возьмёт щит. Красс присоединился к Помпею в поддержке закона.
Бибул не уступил (глава 6), но с помощью трёх трибунов (Cic. Sest. 113; Vat. 16; Schol. Bob. 135, 146 сл. Stangl) препятствовал голосованию по закону. Когда прочие способы добиться отсрочки (которые Дион Кассий не уточняет) оказались безрезультатными, Бибул объявил ἱερομηνία, священный период для всех комициальных дней в году. Обращая мало внимания на препятствия, Цезарь назначил день принятия закона, и народ с ночи занял Форум. Бибул со своими сторонниками пробился к храму Кастора и поднялся по ступеням туда, откуда выступал Цезарь, — вероятно, на трибунал храма Кастора. Была применена сила, и многие люди, включая трибунов, были ранены. Таким образом закон был принят. На следующий день в сенате Бибул попытался аннулировать закон, но ввиду вызванного им народного энтузиазма никто не осмелился внести такое предложение. Бибул удалился в свой дом и не выходил оттуда до с.177 последнего дня в году; всякий раз, когда Цезарь предлагал что-либо новое, он через служителей отправлял сообщение о том, что сейчас священный период и поэтому ничего делать нельзя. Бибул и действующие совместно с ним трибуны не предприняли больше никаких действий перед народом (οὐδὲν δημόσιον ἔπραξαν).
Затем следует (глава 7) рассказ о принесении клятвы, для которого был установлен определённый срок, возможно, — не больше пяти дней, предусмотренных в предыдущих законах9. Из тех сенаторов, которые сначала отказались принести клятву, Дион Кассий упоминает только Метелла Целера (который умер в начале апреля), Катона и Фавония. В этом месте, следуя своей схематической классификации мероприятий, Дион Кассий говорит несколько слов о кампанском законе.
Рассказ Диона Кассия, в большинстве его деталей принятый историками, демонстрирует знакомство с сенатскими и комициальными процедурами; он выразителен за счёт специфической информации о предыдущих аграрных мерах и о сопротивлении Катона, Фавония и Метелла Целера10. Я отвергла только одну деталь — объявление Бибулом ἱερομηνίαι для предотвращения законодательной деятельности в это время и позднее; однако Шэклтон Бэйли убедил меня11, что эта деталь верна, хотя и не совсем в той форме, в какой передана Дионом Кассием. Этот метод обструкции состоял в назначении на комициальные дни переходящих праздников, которые консулы имели право устанавливать, и благодарственных молебствий, которые после одобрения сената назначались консулами; также существовала возможность потребовать повторения уже проведённых празднеств из-за обнаружения неких погрешностей ритуала. Такие методы воспрепятствования законодательной деятельности использовал в 56 г. консул Гней Лентул Марцеллин (Cic. Q. Fr. 2. 4. 4): Consul est egregius Lentulus, non impediente collega… Dies comitialis eximit omnis; nam etiam Latinae instaurantur, nec tamen deerant supplicationes. Sic legibus perniciosissimis obsistitur[5]12. В этом случае коллега консула содействовал, но если Бибул в 59 г. пытался назначить Латинские празднества с.178 на дни, избранные Цезарем для голосования, то Цезарь, несомненно, вмешался бы. Правоту Диона Кассия в том, что удалившись, Бибул продолжал назначать государственные праздники на комициальные дни, подтверждает установление срока молебствий в честь победы Помптина до начала апреля — вопрос, который будет рассмотрен при исследовании закона Ватиния. Но число праздников, которые можно было назначить таким образом, вряд ли было достаточно для ликвидации всех 195 комициальных дней в году.
Для устранения оставшихся комициальных дней Бибул, видимо, полагался на наблюдение небесных знамений; несомненно, это один из способов отсрочки, о которых туманно упоминает Дион Кассий13, явно желавший (и его нельзя упрекнуть за это желание) избежать объяснения своим читателям значения слов servare de caelo[6] и obnuntiare[7]. Эту проблему ему пришлось решать, когда он в своём изложении дошёл до Клодиевых законов 58 г., и даже тогда он не объяснил, что такое обнунциация, и не упомянул Бибула, чьё наблюдение за небом послужило причиной для издания закона Клодия по этому вопросу14. Известно, что позднее Бибул утверждал (Cic. Har. resp. 48), будто наблюдал небесные знамения во время всех законодательных комиций Цезаря. В своём кратком рассказе о первом аграрном законе Светоний (Iul. 20. 1) упоминает не наблюдение за небесами, а обнунциацию — объявление, которое магистрат делает магистрату, председательствующему в комициях, о знамении, которое он видел в небесах. Светоний сообщает, что Цезарь, obnuntiantem collegam armis foro expulit[8], и прибавляет, что, удалившись в свой дом, Бибул осуществлял обнунциацию с помощью эдиктов. Согласно версии Диона Кассия, Бибул продолжал объявлять ἱερομηνίαι через своих служителей. Видимо, Бибул использовал в качестве способов отсрочки как назначение празднеств, так и наблюдение за небесами; но последнее средство, как указывает Линдерски, вряд ли могло иметь силу, если только объявление о знамении через обнунциацию не было совершено лично15. Именно таким способом Милон в 57 г. достиг того, что наблюдение знамений в течение всех комициальных дней возымело законную силу. с.179 Попытка Бибула воспрепятствовать законодательным комициям из своего дома была беспрецедентным (насколько известно) злоупотреблением ауспициями16.
Когда Бибул и его трибуны пробивались на трибунал храма Кастора, они пытались совершить не обнунциацию, а интерцессию, то есть, наложить запрет. Обнунциация должна была совершаться до начала комиций (Cic. Phil. 2. 81) и, вероятно, до предварительной сходки. В это время Бибула, видимо, не подпускали, а когда он и трибуны сумели добраться до трибунала прежде, чем народ разделился на трибы, запрет всё ещё имел силу. Хотя Светоний говорит о Бибуле в этот момент как об obnuntiantem collegam, в другом месте (30. 3) он говорит о действиях Цезаря во время первого консульства, как о совершённых adversus auspicia legesque et intercessiones[9]. В письме к Аттику в мае Цицерон упоминает, что на первый аграрный закон не позволили наложить запрет17. Об этой сцене он упоминает также, когда в речи «Против Ватиния» (5) задаёт вопрос: num
Для хронологии событий важны комициальные дни, когда могло проводиться голосование по законам, и некомициальные дни — в то время единственные дни, в которые сенат мог заседать. Некомициальные дни включали 1—
Я предположила, что закон был принят 28 января — в день, за которым последовал dies fastus[11], в который мог собраться сенат. По ошибке, — которую, видимо, не заметили другие критики, но указала мне моя коллега, профессор Агнес Кирсопп Мичелс, — я не поняла, что два присутственных дня, 29 и 30 января, были добавлены в календарь Цезарем в 46 г. и что в предыдущем календаре весь январь, с 16 января до последнего дня, 29 января, состоял из комициальных дней, когда сенат не мог собираться. Теперь я полагаю, что закон был принят 29 января, а заседание сената состоялось 1 февраля. Цезарь, как можно предположить, попытался провести закон в предшествующие комициальные дни, но, вероятно, его остановила обнунциация, которую Бибул совершил лично. Тогда Цезарь назначил день для принятия закона и, заняв Форум при помощи людей, среди которых, несомненно, были ветераны Помпея, приготовился к насилию, которое предотвратило обнунциацию и запрет, а также, в случае нужды, могло устранить голосующих, которые помешали бы принятию закона.
Из-за недостаточного понимания сенатского регламента я полагала, что на следующий день после принятия закона заседание состоялось под председательством Цезаря, а не Бибула. Об этом заседании Светоний (20. 1) сообщает гораздо более конкретную информацию, чем Дион Кассий: Postero die in senatu conquestum nec quoquam reperto, qui super tali consternatione referre aut censere aliquid auderet, qualia multa saepe in levioribus turbis decreta erant, in eam coegit desperationem ut, quoad potestate abierit, domo abditus nihil aliud quam per edicta obnutntiaret[12]. Это было не обычное заседание сената; это, несомненно, было чрезвычайное заседание, созванное консулом de re publica infinite[13], что могло получить приоритет перед обычным для февраля приёмом посольств. В соответствии с регламентом, выступив по поводу положения дел, консул должен был спрашивать каждого сенатора о его мнении. Но сенаторы были запуганы (Дион Кассий), и никто не внёс предложения (censere) о военном положении (Светоний), на которое надеялся Бибул. На заседаниях de re publica председательствующий магистрат мог представить сенату (referre) только те предложения, которые были внесены. Но если магистраты, мнения которых не спросили в ходе формального опроса, имели, как преторы с.181 и плебейские трибуны, право доклада в сенате, то они могли тут же повторно созвать сенат и сделать relatio[14]19. Видимо, Бибул тщетно надеялся, что один из трибунов сделает именно это.
Таким образом, я предлагаю следующую последовательность событий: представление законопроекта сенату 1 и 2 января; его обнародование 3 января; голосование — после неудачных попыток в два предшествующих дня — 29 января; заседание сената под председательством Бибула, созванное de summa re publica, 1 февраля. После этого Бибул удалился в свой дом до конца года, и в установленный срок все сенаторы в конце концов принесли клятву поддерживать закон. Я признаю, что вся эта деятельность могла продолжаться дольше. Однако ходившее в то время двустишие указывает на то, что Бибул в своё консульство не сделал ничего20. Кроме того, договоры (foedera, возможно, неточный термин) с царями и тетрархами, в заключении которых Цицерон обвиняет Ватиния, могли служить заменой первоочерёдного дела сената в феврале — приёма посольств21. Дополнительно следует отметить, что в феврале не было комициальных дней до 18 числа. Был ли Цезарь готов ждать так долго? Обращение к Цицерону в конце декабря 60 г. и постановление о публикации протоколов заседаний сената — мера, которая, несомненно, удержала сенаторов от выступления против закона, — свидетельствуют о тщательной подготовке Цезаря22. Он спешил обеспечить избрание уполномоченных и отправить их для покупки и распределения земли; кроме того, у него имелась и другая обширная законодательная программа для него самого и для его деятельного трибуна Ватиния. И Цезарь прославился не терпением, а скоростью.
с.182 К началу апреля Цезарь обеспечил избрание земельных уполномоченных, признание Птолемея Авлета царём Египта и пересмотр контрактов откупщиков; кроме того, он мог добиться утверждения распоряжений Помпея на Востоке, хотя эта мера могла и не предлагаться до мая23. Кроме того, Цезарь в качестве верховного понтифика руководил куриатными комициями, где Клодий был переведён в плебеи. В это же время Ватиний провёл ряд законов, в том числе закон, предусматривающий отвод судей. Сообщается, что законы как Цезаря, так и Ватиния были приняты с нарушением закона Дидия — Цецилия, требующего, чтобы между внесением закона и голосованием по нему прошло три нундины24. Но даже в этом случае, несмотря на то, что Цезарь пренебрегал наблюдением за небесами, которое осуществляли Бибул и трибуны, существовала нехватка комициальных дней, усугублённая тем, что комиции не могли проводиться в рыночные дни, которые наступали раз в восемь дней, и тем, что в этот период, как будет показано ниже, состоялись благодарственные молебствия в честь победы Помптина над аллоброгами. Возможно, что для того, чтобы добавить шесть комициальных дней в феврале и семнадцать в марте, Цезарь воспользовался своей властью главы понтификов, контролировавших интеркалацию, и вставил в этом году дополнительный месяц после 23 февраля, которое было обычной датой вставки. Это увеличило бы период законодательной деятельности, но даже в этом случае времени было мало25.
Закон, предоставляющий Цезарю пятилетнее командование в Цизальпийской Галлии и Иллирике, три легиона и право назначать собственных легатов, определённо был принят до июля — месяца, когда Цицерону, не имевшему такой возможности в апреле, было предложено стать легатом Цезаря26. Точная дата является предметом бесконечной дискуссии. Гельцер и другие авторы, с которыми я согласилась в том, что закон был принят во второй половине мая или в начале июня, принимают утверждение Светония (Iul. 22), что он был проведён socero generoque suffragantibus[15], и датируют его после брака дочери Цезаря с Помпеем, а Цезаря — с Кальпурнией, дочерью Луция Кальпурния Пизона, которому предстояло быть избранным в консулы на следующий год27. Цицерон знал о браке Помпея и Юлии около 5 мая, после того, как он услышал о втором аграрном законе, Lex Campana, и с.183 брак Цезаря и Кальпурнии мог состояться примерно в это же время. Те же авторы, которые считают, что этот закон был принят к первым числам апреля, особенно
Теперь я считаю, что голосование по закону Ватиния, вероятно, состоялось во второй половине мая. Но я более не согласна с Гельцером в том, что exercitus Caesaris[17] обозначает сторонников Цезаря в комициях (как в выражении наподобие exercitus Clodianus[18] о бандах Клодия). Моя интерпретация основана на отрывке, в котором упоминается армия Цезаря. Сказав, что не знает, о чём думает Помпей, Цицерон продолжает (Att. 2. 16. 2): Nam adhuc haec ἐσοφίζετο: se leges Caesaris probare, actiones ipsum praestare debere; agrariam legem sibi placuisse, potuerit intercedi necne nihil ad se pertinere; de rege Alexandrino placuisse sibi aliquando confici, Bibulus de caelo tum servasset necne sibi quaerendum non fuisse; de publicanis voluisse illi ordini commodare, quid[quid] futurum fuerit si Bibulus tum in forum descendisset se divinare non potuisse. Nunc vero, Samnpsicerame, quid dices? vectigal te nobis in monte Antilibano constituisse, agri Campani abstulisse? Quid? hoc quem ad modum obtinebis? «Oppressos vos — inquit, — tenebo exercitu Caesaris»[19]. Не столько армия будет сдерживать меня, — продолжает Цицерон, — сколько неблагодарность так называемых честных людей; я собираюсь оставаться в покое и посвятить себя исследованиям.
Этот отрывок следует рассматривать вместе с фрагментом письма, написанного за несколько дней до того (2. 14. 1), ответ Аттика на которое, видимо, только что пришёл. Эти два фрагмента связаны тем, что в них Цицерон называет Помпея Сампсикерамом, высказывает интерес к тому, что он думает, ссылается на действия Цезаря и настаивает на том, что собирается держаться в стороне от событий. Ключевое слово здесь εὐανατρέπτους, «легко опрокинуть»: Quamquam nihil est iam quod magis timendum nobis putem quam ne ille noster Sampsiceramus, cum se omnium sermonibus sentiet vapulare et cum has actiones εὐανατρέπτους videbit, ruere incipiat. Ego autem usque eo sum enervatus ut hoc otio quo nunc tabescimus malim ἐντυπαννεῖσθαι quam cum optima spe dimicare[20].
«Сделанное», которое «легко опрокинуть», — это законы Цезаря, а также его трибуна Ватиния, которые, как уже указывал Цицерон, нарушали предшествовавшие законы29. Цезарь был осведомлён об обсуждении этого вопроса и о той с.184 опасности, в которой он окажется после окончания консульского империя, и поэтому включил в кампанский закон требование о том, что кандидаты на должности должны поклясться не оспаривать права собственности, основанные на его аграрных законах (Att. 2. 18. 2). Но эта клятва не предотвратила попыток атаковать его законодательство в начале 58 г. На заседаниях в присутствии Цезаря два претора безуспешно попытались добиться сенатского расследования30, а плебейский трибун чуть не привлёк Цезаря к суду перед народом, однако ему воспрепятствовали коллеги, от которых Цезарь добился гарантии, что не будет обвинён во время отсутствия по делам государства31. Конституционность законов Цезаря и особенно закона о кампанской земле, повлиявшего на государственные доходы, постоянно обсуждалась в 58—
На мой взгляд, процитированный выше фрагмент из письма Att. 2. 16. 2 отражает уклончивые ответы Помпея на вопросы Цицерона и других о конституционности законов Цезаря: Помпей одобряет законы Цезаря, но с.185 Цезарю придётся ответить за способ их проведения; Помпею нет дела до того, воспрепятствовали ли наложению запрета на аграрный закон и наблюдал ли Бибул знамения во время принятия законопроекта об александрийском царе; Помпей не желает гадать, что могло бы случиться, если бы Бибул спустился на Форум во время собрания по поводу закона об откупщиках34. «Итак, что ты скажешь теперь, когда кампанский закон посягнул на казну?» — спрашивает Цицерон в своём воображении. Помпей, как предполагается, ответил бы, что доходы с завоёванной им территории возместят потери. Quo modo hoc obtiniebis? — спросил бы Цицерон в ответ; я принимаю тот перевод этого вопроса, который предложил
Но я не считаю, что закон об империи был уже принят. Я полагаю, что в это время он имел тот же статус, что и кампанский закон, то есть, он был внесён, но голосование по нему ещё не состоялось (эта возможность подразумевается Шэклтоном Бэйли, I. 408). Его принятие считалось несомненным. Тогда почему он не упомянут в двенадцати апрельских письмах к Аттику (2. 4—
Подобно молебствиям в честь Цицерона, которые были предоставлены сенатом в 50 г., но, вследствие компромисса консулов с Курионом, должны были праздноваться позднее, решение о молебствиях в честь Помптина могло быть принято в предыдущем году. Их дата, я полагаю, была назначена Бибулом, который, согласно Диону Кассию (38. 6. 5), во время своего заточения продолжал объявлять ἱερομηνίαι. Если Дион Кассий прав в том, что Бибул пытался назначить священные периоды, чтобы помешать голосованию за первый аграрный закон, то Цезарь воспользовался правом коллеги и отменил празднования. Но Цезарь с.187 имел основания для того, чтобы не отменять молебствия в честь Помптина, во время которых состоялся пир Аррия, так как оба этих человека были связаны с Крассом: первый как легат в войне против Спартака, второй — как постоянный помощник в судах41.
Я полагаю, что закон Ватиния об империи Цезаря был внесён в самом начале марта, чтобы голосование по нему могло состояться в один из нескольких комициальных дней в конце марта или в один день, доступный в апреле42, — и эти дни были устранены молебствиями. После этого голосование не могло состояться до 24 апреля, а к этому времени видные люди покидали Рим на ежегодный период каникул, в течение которого они объезжали свои виллы. До их возвращения в Рим перед самыми майскими идами деятельность сената, народных собраний и судов практически прекращалась43. Вероятно, законопроект был принят в один из первых комициальных дней во второй половине мая. Среди сенаторов, поддержавших закон и проголосовавших за него под председательством Ватиния, видное место занимали новый тесть Цезаря Пизон и новый зять Помпей44. В письмах, написанных в апреле и начале мая, Цицерон делает один с.188 характерный намёк на этот законопроект, предполагая, как и в случае с кампанским законом, что он пройдет. Exercitus Caesaris, о которых он говорит в этом письме, — это, по словам сэра Рональда Сайма, «армия Цизальпины, господствовавшая над Италией и являвшаяся эффективной гарантией сохранения законов, принятых в консульство Цезаря»45.
Выборы ординарных магистратов, проводимые консулом в нисходящем порядке и назначенные, как обычно после Суллы, на июль46, должны были начаться к концу месяца. Незадолго до 25 июля Бибул отсрочил их своим «эдиктом, достойным Архилоха», до 18 октября. Я придерживалась мнения (CCFC. 262 прим. 29), что руководить выборами должен был Цезарь, и предполагала, что Бибул заявил, подобно Милону в 57 г., что будет наблюдать небесные знамения в течение всех комициальных дней. Но в отношении выборов этот метод был бы не более эффективен, чем в отношении законодательства. Бибулу пришлось бы obnuntiare, объявить о результатах своего наблюдения лично, а не эдиктом. Теперь я убеждена аргументами Линдерски в том, что Бибул смог отсрочить выборы, потому что он, а не Цезарь, получил право их проводить — право, не связанное (как я считала ранее) с порядком имен в фастах47. Цезарь попытался направить народ к дому Бибула, вероятно, чтобы принудить его выйти наружу, но, согласно Цицерону, люди не откликнулись48. Выборы, состоявшиеся до 10 декабря (Cic. Q. fr. 1. 2. 16), вероятно, начались в день, назначенный Бибулом. Поскольку Бибул не появлялся на публике до последнего дня года, когда Клодий не позволил ему выступить (Dio 38. 12. 3), Цезарь, в отсутствие своего коллеги, должен был руководить выборами. Председательство Цезаря в избирательных комициях, с.189 где его враги всё ещё обладали огромным влиянием, несомненно, внесло вклад в победу его кандидатов: Пизона, его тестя, и Авла Габиния, ставленника Помпея, — но не помешало избранию в числе преторов двух человек, которые в начале 58 г. совершили решительное нападение на консульское законодательство Цезаря.
Эдикт Бибула не мог повлиять на комиции для выборов плебейских эдилов и трибунов, ибо за них отвечали плебейские должностные лица49. Хотя во времена Цицерона засвидетельствовано 16 лет, когда были отсрочены либо все выборы регулярных магистратов, либо некоторые выборы низших должностных лиц, однако нет ни одного примера отсрочки избрания плебейских магистратов, которые, как известно, в некоторые годы исполняли свои обязанности в период отсутствия ординарных магистратов. Но я ошибалась, утверждая (Vettius 46, ссылка в прим. 1 выше), что после децемвиров нет ни одного случая отсрочки выборов трибунов. В 110 г. выборы были задержаны из-за намерения двух трибунов остаться в должности вопреки воле их коллег. Задержка, которая, видимо, не вышла за пределы года50, была вызвана единственной известной причиной для отсрочки этих выборов — борьбой среди трибунов, находящихся в должности. Это была их обязанность — следить за тем, чтобы народ не оставался без трибунов и чтобы коллегия из десяти членов была в полном составе51. В период третьей — пятой декады Ливия, когда ординарные магистраты вступали в должность 15 марта, а трибуны — 10 декабря, трибунов избирали раньше, чем остальных магистратов, и этот обычай, вероятно, сохранился после того, как со 153 г. ординарные магистраты начали вступать в должность 1 января. Я приняла мнение Моммзена о том, что июльская дата, засвидетельствованная для выборов трибунов во времена Цицерона, восходит к более раннему времени. Но единственное определённое свидетельство о дате выборов до времен Цицерона указывает на то, что они происходили позднее. В 101 г. трибуны, видимо, были избраны после того, как Марий отпраздновал с.190 триумф за победу при Верцеллах, одержанную 30 июля (Plut. Mar. 26. 4). Марий присутствовал в комициях, чтобы подержать своего кандидата Луция Аппулея Сатурнина, и его солдаты, находившиеся там ради триумфа, убили кандидата-соперника (Livy, Per. 69)52. Дата вряд ли может быть раньше сентября. В 91 г. выборы трибунов состоялись paucis diebus post mortem Crassi[22] (Cic. De Or. 3. 11), где речь идёт о Луции Лицинии Крассе, ораторе, умершем (3. 6) 21 сентября. Оба этих непрямых указания предполагают датировку в один из ряда комициальных дней после окончания Римских игр 19 сентября. Подобно играм в честь Аполлона для постсулланских выборов в июле, эти игры должны были обеспечивать развлечение для избирателей, прибывающих в Рим для комиций. Это свидетельство указывает на то, что по меньшей мере в течение двух десятилетий до Суллы и, возможно, ранее, выборы трибунов проводились в конце сентября53.
Точные даты трибунских выборов, упомянутые для времени Цицерона, — 17 июля 65 г. и 28 июля 54 г. В 51 г. выборы плебейских эдилов и трибунов состоялись до 1 августа, причём выборы трибунов — достаточно задолго до этой даты, чтобы состоялось обвинение и осуждение одного из избранных трибунов (Целий в Cic. Fam. 8. 4. 1—
Эти примеры плебейских выборов в июле — теперь их пять — привели меня к мысли, что Клодия должны были избрать трибуном в этом месяце, и это стало для меня отправной точкой в передатировке, вопреки рукописному порядку, ряда писем к Аттику, 2. 20—
Важное возражение Мейера состоит в том, что в письмах 20—
Моя датировка писем и моё мнение о том, что дело Веттия было связано с приближающимися выборами, ни одни из которых в то время не были отложены, остаются без изменений. Отнесение выборов трибунов к июлю, я полагаю, верно для времени Цицерона, но не для трёх десятилетий до Суллы, когда более вероятным временем комиций был конец сентября и когда в одном случае борьба между действующими трибунами задержала выборы до конца с.193 года. Я приписываю Сулле назначение всех комиций на июль61 и предполагаю, что этот месяц просто был назван в его законе. Обычно — как, несомненно, произошло в 65 и 51 гг., — трибунов избирали раньше, чем остальных магистратов. В те два года, когда их выборы состоялись в конце месяца — 54 г. и, согласно моей интерпретации, 59 г., график освободила отсрочка консульских комиций. Вероятно, трибуны могли выбрать любой день в июле, даже отсрочив ранее объявленную дату в этом месяце.
Хотя моё исследование выборов на 58 г. касается в основном даты комиций по выборам трибунов, отсрочка выборов ординарных магистратов более важна с точки зрения сопротивления Цезарю в его первое консульство. С этой целью Бибул (или Катон?) разработал план dilatio comitiorum[32]. При сопротивлении законодательной деятельности Цезаря и Ватиния важную роль играли другие средства — наблюдение небесных знамений с совершаемой лично обнунциацией или без неё, попытка устранить комициальные дни, назначив на них передвижные праздники и благодарственные молебствия, использование вето. Видимо, все три этих средства были использованы против первого аграрного закона, который я датирую январем, и я высказала предположение, что обнунциация, совершённая в комициях, могла послужить причиной небольшой отсрочки голосования. Назначение праздников на комициальные дни и вето, предотвращённое силой, оказались неэффективными. Вето стало невозможным после того, как трибуны удалились вместе с Бибулом, однако в своих язвительных эдиктах он делал сомнительные заявления о том, что обнунциация, совершённая таким способом, имеет законную силу. Цезарь не обращал на него внимания, но когда благодарственные молебствия за Помптина были назначены на комициальные дни (я думаю, те дни, когда должны были приниматься законы о командовании Цезаря), Цезарь, я полагаю, несмотря на сопротивление Ватиния, допустил празднование из уважения к Крассу. Позднее, вероятно, во второй половине мая, Бибул не нашёл способа помешать принятию закона, предоставившего Цезарю армию, с помощью которой он мог наконец подавить своих врагов. Но тем временем Бибул нашёл новое средство сопротивления: отсрочку выборов. Оно тоже оказалось неэффективным. Цицерон оказался провидцем, когда, узнав о плане Бибула в конце апреля, спросил Аттика (2. 15. 2): Bibuli autem ista magnitudo animi in comitiorum dilatione, quid habet nisi ipsius iudicium, sine ulla correctione rei publicae?[33]
Брин Мор Колледж.
ПРИМЕЧАНИЯ
non Bibulo quiddam nuper sed Caesare factum est; nam Bibulo fieri consule nil memini[44]. |
См. также критику Бибула у Цицерона, Att. 2. 15. 2 (ср. прим. 34 ниже) и у Саллюстия,
ПРИМЕЧАНИЯ ПЕРЕВОДЧИЦЫ:
Если не указано иное, цитаты из источников приведены в следующих переводах: Марк Туллий Цицерон, «Об ораторе» в переводе
В консульство Цезаря то, а не в консульство Бибула было: В консульство Бибула, друг, не было впрямь ничего. |