Попал ли Меценат в немилость? Литературный патронат в эпоху Августа.
University of California Press. Berkeley — Los Angeles — Oxford. 1993. P. 258—275.
Перевод с англ. Елены Валльрабенштайн под ред. С. Э. Таривердиевой и О. В. Любимовой.
с.258 Потеря Меценатом после 23 года до н. э. расположения Августа превратилась в клише историографии эпохи Августа1. Этот тезис был ярко выражен с некоторыми новыми уточнениями Рональдом Саймом в 1939 г.2:
Образ его жизни, так же, как и фантастические метафоры его стихов, должен был казаться в высшей степени безвкусным как Августу, так и Агриппе3. Август терпел дурные привычки своего министра в память о его былых заслугах и ради его советов. Но позиция Мецената пошатнулась. Он не мог противостоять Агриппе. Меценат совершил фатальную ошибку — он рассказал Теренции об опасности, угрожающей её брату. Август не смог простить нарушения доверия… Пожертвовать Меценатом было возможно, Агриппой нет; и таким образом Агриппа победил.
с.259 Данный тезис связан с более широкой гипотезой о борьбе между Агриппой и Меценатом по поводу наследственной политики Августа. Это не выдерживает критики4. Но все доказательства отречения Августа от Мецената ненадёжны, и гипотезу в целом следует пересмотреть.
Светоний — единственный античный автор, упоминающий, что Меценат проговорился об опасности, угрожающей брату его жены, Мурене, в 23 году до н. э. (Aug. 66. 3): desideravit enim nonnumquam, ne de pluribus referam, et M. Agrippae patientiam et Maecenatis taciturnitatem, cum ille ex levi frigoris suspicione et quod Marcellus sibi anteferretur, Mytilenas se relictis omnibus contulisset, hic secretum de comperta Murenae coniuratione uxori Terentiae prodidisset. «Так, не говоря об остальных, он не раз жаловался, что даже Агриппе недостает терпимости, а Меценату — умения молчать, когда Агриппа из пустого подозрения, будто к нему охладели и предпочитают ему Марцелла, бросил все и уехал в Митилены, а Меценат, узнав о раскрытии заговора Мурены, выдал эту тайну своей жене Теренции»[1]. Версия, предлагаемая тут — как и в других местах5, — об отъезде Агриппы в Митилены очевидно ошибочна: «В этих вымыслах нет правды — политически неблагонадежному не доверяют провинции и армии»6. Тогда почему следует верить утверждению о Меценате? В этом нет смысла; и, к тому же зачастую игнорируется контекст данного утверждения Светония. Светоний говорит о падении Корнелия Галла (совершившего самоубийство после обвинения в 26 году до н. э.) и о жалобах Августа на то, «что ему одному в его доле нельзя даже сердиться на друзей сколько хочется». Затем он продолжает: «Остальные же его друзья наслаждались богатством и влиянием до конца жизни, почитаясь первыми в своих сословиях, хотя и ими подчас он бывал недоволен». За этим следуют рассказы об Агриппе и Меценате; таким образом, можно считать, что Светоний отрицает падение как Агриппы, так и Мецената. На самом деле, даже принятая интерпретация рассказа Мецената Теренции об опасности, угрожающей её брату (т. е. то, что Август считал это предательством), вызывает вопросы. Мурена бросился в бега, после того как сестра рассказала ему об опасности, и тем самым обеспечил с.260 публичное признание своей вины и дал отличное обоснование для своего убийства. Меценат не просчитался — не просчитался и Август. Публичный процесс и смертный приговор, сознательно вынесенный известному аристократу, были бы крайне неудобны. Действия Мецената позволили избежать этого.
После исследования источников становится ясно, что отношения между Августом и его ближайшими соратниками вызывали огромный интерес, но информации о них совсем немного. В этих обстоятельствах и Агриппа, и Меценат превратились в персонажей поучительных анекдотов, которые можно было использовать снова и снова для иллюстрации различных ситуаций. Когда Тацит писал некролог Саллюстия Криспа (Ann. 3. 30), он провел параллель с карьерой Мецената, включая идею о потере им благорасположения Августа в последние годы: igitur incolumi Maecenate proximus, mox praecipuus... aetate provecta speciem magis in amicitia principis quam vim tenuit. ideque et Maecenati acciderat, fato potentiae raro sempiternae, an satias capit aut illos, cum omnia tribuerunt, aut hos, cum iam nihil reliquum est quod cupiant. «При жизни Мецената — один из многих, а затем — первый… но на старости лет он скорее по видимости, чем на деле сохранял дружеское расположение принцепса. То же случилось и с Меценатом, потому ли, что волею рока могущество редко бывает незыблемым, или потому, что наступает пресыщение, охватывающее как тех, кто даровал все, что было возможно, так и тех, кому желать больше нечего»[2]. Этот рассказ о Меценате был удобен тем, что давал почву для философских размышлений, достигших вершины в умных и циничных замечаниях о природе взаимоотношений с власть имущими. Однако в предыдущем предложении Тацит неявно отрицает какое-либо уменьшение влияния Мецената, когда утверждает, что Саллюстий достиг влияния лишь после смерти Мецената: он смог занять первое место при Августе только после смерти Мецената в 8 году до н. э.
Тацит снова использует объединённые рассказы об Агриппе и Меценате, сочиняя речь Сенеки к Нерону в 63 году н. э., в которой Сенека просит позволения удалиться на покой (Ann. 14. 53. 3): «Твой прадед Август дозволил Марку Агриппе уединиться в Митиленах, а Гаю Меценату, не покидая города, жить настолько вдали от дел, как если бы он пребывал на чужбине». Нерон отвечает на это (55. 1—
С другой стороны, существует достаточно доказательств того, что дружба между Меценатом и Августом и после 23 года до н. э. оставалась не менее прочной. Свои мемуары Август посвятил Меценату и Агриппе, но так как мы не знаем точную датировку этой работы (хотя дата после 23 г. до н. э. представляется несомненной)8, этот факт не может быть решающим. Существует изящный рассказ Сенеки, который следует датировать около 17 года до н. э.9. Порций Латрон, произнося речь перед слушателями, включавшими в том числе Августа, Агриппу и Мецената, затронул тему усыновления, говоря о человеке, «поднявшемся из низов и пролезшем в знать». Случилось так, что в это время Август планировал усыновить Гая и Луция, сыновей Агриппы от дочери Августа Юлии. Услышав такую аргументацию, Меценат подал знак Латрону закончить речь как можно скорее, так как Цезарь торопится. Сенека приводит этот эпизод для демонстрации похвальной свободы слова при Августе, когда можно было открыто блистать остроумием за счёт таких выдающихся людей, как Агриппа; Меценат здесь тактично действует в интересах Августа.
Также Дион Кассий (54. 30. 4), в рассказе о 12 г. до н. э., сообщает следующее: «Однажды, когда в суде слушалось дело о нарушении супружеской верности, и Аппулей с Меценатом подверглись поношениям, не потому что совершили какой-то проступок, но потому что выступали в защиту обвиняемого, в зал суда вошёл Август и занял преторское кресло. Он ничем не помешал слушанию дела, но запретил обвинителю оскорблять своих родственников и друзей, после чего поднялся и покинул комнату». Даже если подвергнуть сомнению датировку 12 года до н. э. (так как Дион Кассий иногда ошибается в датировках), судебное заседание очевидно имело место после принятия Leges Juliae[4] 18 года до н. э.
Далее Дион Кассий (55. 7) приводит длинный и детальный рассказ с.262 о горе Августа после смерти Мецената в 8 году до н. э. и перечисляет примеры огромного влияния Мецената на Августа. Он добавляет, что Меценат назвал Августа единственным наследником в завещании.
Наконец, существует свидетельство Сенеки Младшего (Ben. 6. 32. 4) о том, что Август сожалел о своей резкой реакции на развратное поведение Юлии во 2 году до н. э. и сетовал о том, что если бы только были живы Агриппа и Меценат, то трагедии не случилось бы. Сенека замечает с сарказмом: «У нас нет оснований считать, что Агриппа и Меценат обычно говорили ему правду, и если бы они были живы, то тоже бы предпочли бы сделать вид, что ничего не знают». Тут следует отнестись одинаково скептически как к уместности цинизма Сенеки, так и к искренности сожаления Августа о своих действиях (в конце концов, не прошло и десяти лет, как он их повторил). Если что и вытекает из этого эпизода — то это непрекращающаяся значимость Агриппы и Мецената для Августа, даже спустя годы после их смерти.
Доказательства того, что отношения Мецената с Августом не изменились в 23 году до н. э. и оставались прежними до 8 года до н. э., намного более основательны, чем доказательства потери Меценатом благорасположения Августа. Это повторное исследование и переосмысление понадобились потому, что в 1968 году я полностью принял анализ событий 23 года до н. э., предложенный Саймом, и попытался подогнать и другие факты под эту трактовку10. Примечательно, что если до 19 года до н. э. все работы Горация были посвящены Меценату и многие отдельные стихотворения из этих работ тоже были адресованы ему, то после публикации первой книги «Посланий» Меценат упоминается лишь один раз и в третьем лице (Odes 4. 11). Эту странность следует рассматривать вместе с другими фактами. Во-первых, Гораций получил распоряжение от Августа написать «Секулярный гимн», хоровое исполнение которого должно было стать важным элементом празднования секулярных игр в 17 году до н. э. Во-вторых, Светоний в «Жизни Горация»пишет: «Сочинения же Горация так ему нравились, и он настолько был уверен в том, что они останутся в веках, что поручил ему не только сочинение столетнего гимна, но и прославление победы его пасынков Тиберия и Друза над винделиками, и для этого заставил его к трем книгам стихотворений после долгого перерыва прибавить четвертую». В-третьих, Светоний также упоминает: «А прочитав некоторые его “Беседы”, он таким образом жаловался на то, что он в них не упомянут: “Знай, что я на тебя сердит за то, что в стольких произведениях такого рода ты не беседуешь прежде всего со мной. Или ты боишься, что потомки, увидев твою к нам близость, сочтут ее позором для тебя?” И добился послания с.263 к себе, которое начинается так: cum tot sustineas[5]». Таким образом Август читал первую книгу «Посланий» и, возможно, знал о существовании посланий 2 и 3 (Ars poetica) из второй книги, и потребовал, чтобы подобная поэзия также была адресована ему. Гораций ответил посланием 1 из второй книги, и, как следствие, это стихотворение посвящает Августу вторую книгу «Посланий». К этим фактам, связанным с Горацием, следует добавить, что четвёртая книга элегий Проперция написана в совершенно другом стиле, в ней пропали упоминания о Меценате, и поэт сочиняет стихи, пропитанные духом патриотизма и поддерживающие политическую идеологию Августа.
В 1968 году я объяснял этот комплекс свидетельств при помощи гипотезы о том, что в 19 г. до н. э. Август освободил Мецената от обязанностей патрона литераторов и сам взял на себя патронат литературы, запрашивая — или скорее требуя — стихотворения на определенные темы11. Эту перемену, таким образом, следовало рассматривать как следующую стадию падения Мецената. Но поскольку следует отказаться от предложенного Саймом анализа влияния 23 года до н. э. на отношения между Меценатом и Августом, эту гипотезу тоже следует отвергнуть, по крайней мере, в такой форме, — что пойдет на пользу пониманию природы литературного патроната того периода.
Тут нам следует вернуться к предшествующей деятельности Мецената в роли покровителя литераторов и взять в качестве примера Горация, так как он оставил подробный рассказ о том, как стал другом Мецената. В
felicem dicere non hoc me possim, casu quod te sortitus amicum; nulla etenim mihi te fors obtulit: optimus olim Vergilius, post hunc Varius, dixere quid essem. ut veni coram, singultim pauca locutus, infans namque pudor prohibebat plura profari, non ego me claro natum patre, non ego circum me Satureiano vectari rura caballo, sed quod eram narro. respondes, ut tuus est mos, pauca. abeo. et revocas nono post mense iubesque esse in amicorum numero. |
Я не скажу, чтоб случайному счастью я тем был обязан, Нет! не случайность меня указала тебе, а Вергилий, Муж превосходный, и Варий — тебе обо мне рассказали. В первый раз, как вошел я к тебе, я сказал два-три слова: Робость безмолвная мне говорить пред тобою мешала. Я не пустился в рассказ о себе, с.264 что высокого рода, Что поля объезжаю свои на коне сатурейском; Просто сказал я, кто я. — Ты ответил мне тоже два слова; Я и ушел. — Ты меня через девять уж месяцев вспомнил; Снова призвал и дружбой своей удостоил[6]. |
Здесь проявляются все особенности римского патроната. Это были, в общем, отношения между младшим и старшим. Гораций не мог проявить инициативу; Вергилий и Варий, которые уже входили в круг Мецената, должны были его представить. Меценат полностью контролирует весьма формальное собеседование, а поэт нервничает и запинается. Меценат не принимает решение сразу же. Сначала задержка на 9 месяцев, а потом поэт «получает распоряжение» присоединиться к числу друзей Мецената. Глагол iubere[7] выбран не случайно, другие глаголы, использованные для описания отношений между патроном и поэтом: cogere[8] и iniungere[9]12. По сути, младший переходил под власть старшего. Когда Приам принимает Синона на сторону троянцев, он говорит noster eris[10] (Aen. 2. 149), и выражения, подобные noster esto[11], в комедиях прямо происходят от терминологии римского патроната13. Эти отношения обязывали. Несмотря на то, что у патрона были обязательства по отношению к клиенту и он никогда не обращался к нему как к cliens[12], но всегда как к amicus[13], эти отношения были основаны на тщательно сбалансированном обмене beneficia[14], и, естественно, литератор не мог предложить ничего, помимо своих произведений. Вергилий, Гораций и Проперций были гражданами почётного статуса (они были equites Romani[15]), но все трое потеряли свою собственность во время гражданских войн и нуждались в патроне, который бы дал им возможность продолжать привычный образ жизни. Сначала патроном Вергилия, как показывает вступление к
Было бы наивным попытаться отделить этот ход Мецената от общей и широкомасштабной пропагандистской войны
То, что он действовал в интересах Октавиана, а не в своих собственных, вытекает из поразительной особенности поэзии этого периода. Все три поэта обращаются к Меценату, посвящают ему свои работы, и выражают ему наивысшее восхищение и благодарность за интерес к ним. Но за Меценатом всегда стоит фигура Октавиана, позднее Августа, и никогда не исчезает, хотя к нему обращаются лишь в исключительных случаях. Он всегда обозначен и представлен как нечто превосходящее обычный человеческий уровень, как загадочный юноша в
«Феб, смотритель гавани кефаллонийцев, житель панормского берега напротив суровой Итаки, позволил мне плыть в Азию через моря, благоприятные для плавания, следуя за длинным кораблём Пизона. И пусть мой могущественный монарх, расположенный к нему, будет расположен и к моей поэзии».
с.266 Антипатр в этом случае через плечо своего непосредственного патрона Пизона глядит на высшего патрона — Августа, который ex officio[18] является патроном Пизона. Подобная манера греческого поэта корыстна и совершенно чужда трём римским поэтам, но она позволяет предположить основную черту римского патроната. Если В являлся патроном С, а А — патроном В (причём престиж А был больше престижа В), тогда a fortiori[19] А становился патроном С. Этому нет прямых подтверждений в источниках, но это разумно предположить, и определенно существуют примеры того, как после смерти В, А перенимал обязательства патрона по отношению к С16. Отсюда следует гипотеза о том, что старший патрон мог претендовать на ресурсы (включая amici и clientes) младшего патрона. Это явно присуще природе римского патроната, даже если нет прямых доказательств. Основной принцип может быть проиллюстрирован замечанием Валерия Патеркула об Агриппе (2. 79. 1): parendi sed uni scientissimus, aliis sane imperandi cupidus («умевший повиноваться, но только одному, остальными же страстно желавший повелевать»[20]). Это также можно ясно увидеть в письме Августа к Меценату, приведенном Светонием в биографии Горация. Август попросил Мецената устроить Горация на роль своего секретаря, и он объясняет: veniet ergo ab ista parasitica mensa ad hanc regiam et nos in epistulis scribendis adiuvabit («Поэтому пусть он перейдет от стола твоих нахлебников к нашему царскому столу и пусть поможет нам в сочинении писем»). Следовательно, если Август патрон Мецената, то Меценат — парасит. Эдуард Фрэнкель чрезвычайно настаивает17 на том, что это всего лишь шутка (термины rex[21] и parasitus, используемые в римских комедиях); но как обычно бывает с шутками сильных мира сего, и сама шутка является проявлением власти. Она точно воспроизводит отношения между Августом и Меценатом, и показывает намерение Августа воспользоваться своим правом старшего патрона в отношении Горация. На самом деле, Гораций отказался от этой обременительной почести, и Меценат тактично передал его отказ и убедил Августа, что Гораций может оказать и более важные услуги, чем секретарские.
Этому можно противопоставить ситуацию Тибулла, у которого не было доступа к Августу; или — выражаясь по-другому — ситуацию Марка Валерия Мессалы с.267 Корвина, который не служил интересам Августа, оказывая покровительство литераторам, — хотя, судя по всему, после 2 г. до н. э. ситуация переменилась и Август мог оказывать давление на Овидия (возможно, через Мессалу, возможно, напрямую). В результате Тибулл не обращается через Мессалу к Августу.
Таким образом, требуемая новая гипотеза такова: литературный патронат, осуществляемый Меценатом, был уникален тем, что проводился в политических интересах Августа и с самого начала предусматривал, что в подходящее время Август примет его на себя, а Меценат отойдёт на задний план. Такая договорённость доказала свою полезность. В
Но к 18 г. до н. э. ситуация поменялась18. Август стал фактическим правителем государства, его власть была надежно обеспечена конституционными гарантиями, и он активно планировал передать свое положение по наследству назначенному преемнику. Испания была замирена, и парфяне вернули значки легионов, позорно проигранные им в 53 г. до н. э. Самое главное, законы о нравственности, заблокированные оппозицией в 28 г. до н. э.19, были приняты во всей своей небывалой сложности под влиянием личного авторитета Августа в 18 г. до н. э. Пришло время открыто признать его власть и отпраздновать его достижения. Римское государство было переведено на новую основу, а возможность гражданской войны — устранена. Эти необычайные достижения требовали, чтобы Август был идентифицирован как единственный благодетель, и даже чтобы поэт бессмертной славы обращался к нему напрямую, а не через Мецената. Имея в своем распоряжении такой список реальных достижений, римские поэты не рисковали показаться впадающими в эллинистическое низкопоклонство и таким образом вызвать насмешки над величием принцепса, опасность чего существовала с.268 ранее. Сам Август прославлял свои res gestae[22] в стиле, отмеченном лапидарной краткостью и мужественным отсутствием эмоций и украшательств. Гораций изобрёл новую риторическую технику, подходящую для прославления солидных римских достижений — поэтический перечень, не содержащий цветистых парафраз, но восприимчивый к ярко выраженному реализму прозаического юридического языка. Это был прекрасный лирический ответ стилю Августа.
Нет причин отрицать вероятность того, что именно проницательный Меценат сам подсказал Августу в 18 г. до н. э., что настало подходящее время перенять литературный патронат, и сам дал двум оставшимся в живых поэтам инструкции более не обращаться к нему в своих трудах. (Было бы типичным для Горация подчиниться букве инструкции, но нарушить её дух нежным прославлением дня рождения своего друга — надлежащим образом обращенным к третьему лицу — в середине
Перемена была велика, и, возможно, даже Меценат не предвидел всех последствий и опасностей. Прямых свидетельств о том, как работала система при Меценате, не существует, но в высшей степени невероятно, что, например, в 25 г. до н. э. свадьба Юлии и Марцелла вдруг вдохновила Горация написать великую 12 пиндарическую оду I книги. Хотя в ней нет ничего от эпиталамия, данную оду можно считать написанной ради прославления этого брака. Прецедент был обеспечен
Август пришел на смену Меценату; нет оснований предполагать, что он намеренно внёс изменения в процедуру, таким образом, его деятельность в целом может рассматриваться как свидетельство о деятельности Мецената. Но были важные изменения, которые он просто не мог не внести. Одно из них вытекает из того, что он был тем, кем был. Он был старшим не только по отношению к Меценату, но и по отношению к каждому римлянину. Следовательно, просьба Августа о стихотворении имела силу приказа, которому нельзя было не подчиниться. Светоний использовал глаголы cogere, iniungere и exprimere[23] для обозначения просьб Августа, и сам Гораций, в послании, где он отвечает на упрёки Августа, использовал глагол cogere для выражения надежд литераторов на распоряжения от Августа (Epist. 2. 1. 226—
cum speramus eo rem venturam ut, simul atque carmina rescieris nos fingere, commodus ultro arcessas et egere vetes et scribere cogas. |
Льстимся надеждой — придет, мол, пора, когда только узнаешь Ты, что стихи мы плетем, — без прошения нашего даже. Сам призовешь, от нужды, обеспечишь, принудишь писать нас[24]. |
Эдуард Фрэнкель настаивает на том, что Светоний оценивал состояние вещей с точки зрения постдомициановского Рима и что эти глаголы с.270 не следует принимать буквально20. Но это доброжелательное объяснение нельзя принять. Светоний осознавал реальность власти, и Гораций, хотя и шутливо, разделяет его точку зрения: если Август просит, то нет возможности отказать. Глагол cogere означает применение высшей власти, и другие глаголы, используемые для описания этой деятельности, имеют сходный оттенок принуждения. Патронат создавал отношения подчинения, и римляне были с рождения приучены приспосабливаться к ним. Важным элементом подобного приспособления была маскировка грубой правды различными традиционными способами. Наиболее очевидный из них выражался в том, что старший аккуратно обходился со своими клиентами как с amici — и обращался к ним так. Это и делал Август, когда писал Горацию: «Знай, что я на тебя сердит за то, что в стольких произведениях такого рода ты не беседуешь прежде всего со мной. Или ты боишься, что потомки, увидев твою к нам близость, сочтут ее позором для тебя?» Август имеет в виду, что, призывая Горация обращаться в поэтических посланиях к нему, он тем самым допускает поэта в круг своих amici, и, конечно, это значительно увеличит славу Горация (даже у потомков). Таким образом, Август снова шутит; шутка заключается в том, что, по мнению Августа, верно противоположное: Гораций не может считать, что дружба с Августом опозорит его перед потомками. Вопрос a fortiori ироничен, но снова шутка могущественного человека — это проявление его власти. Конечно, между Горацием и Августом была возможна дружба, но эти отношения были бы даже менее сбалансированы, чем дружба с Меценатом. Об этом свидетельствует многозначительный факт. Гораций постоянно отражает свою дружбу с Меценатом в поэтических формах, связанных с бытовыми событиями, как, например, приглашение к застолью или описание настоящего застолья с участием самого себя и Мецената, где поэт главенствует и дает советы. Подобная близость была невозможна по отношению к принцепсу.
Еще одна поэтическая форма, которая пала жертвой изменения характера взаимоотношений, — recusatio[25]. Поэты эпохи Августа (во главе с Вергилием) мудро трансформировали отказ Каллимаха от написания длинного эпоса в форму стихотворения, в котором поэт мог скромно заверить, что его талант, к сожалению, слишком ничтожен для отражения таких политических тем, как великие достижения Августа, в то же время, по сути, косвенно делая именно это. Но всякая мысль с.271 даже об условном поэтическом отказе была неуместна по отношению к главе государства; любая его просьба являлась приказом, отказаться от исполнения которого нельзя было при помощи риторической стратегии, что было вполне уместно, когда на переднем плане находился Меценат, а Август в виде грандиозной фигуры слегка просматривался на заднем плане. Ближе всего Гораций подходит к прежней форме во
Phoebus volentem proelia me loqui victas et urbis increpuit lyra, ne parva Tyrrhenum per aequor vela darem. tua, Caesar, aetas fruges et agris rettulit uberes, Ianum Quirini clausit et ordinem per quas Latinum nomen et Italae |
Хотел я грады петь полоненные И войны, но по лире ударил Феб, Чтоб не дерзнул я слабый парус Вверить простору зыбей тирренских. Твой век, о Цезарь, нивам обилье дал; Квирина, без войны опустевшую; Воззвал былую доблесть, простершую |
Если это recusatio, то что отказывается писать поэт? Возможно, военный эпос? Но очевидно, что век Августа, отмеченный всеобщим миром, привёл к потере значимости этого вида поэзии. Когда Феб предупреждает поэта? Если бы это была обычная recusatio, то предупреждение с.272 пришло бы в момент, когда поэт пытается писать отличное от
Следует отметить еще одну предполагаемую recusatio: это
В чём заключалась важность этой перемены для Августа? В целом, вопрос о важности литературной поддержки нуждается в более детальном исследовании, чем возможно здесь. Но тезис, представленный в данном эссе, заключается в том, что с самого начала был запланирован новый тип литературного патроната, начало которому должен был положить Меценат, а после, в подходящий момент, перенять Август. Целью было не обессмертить Мецената или даже Августа, но поддержать политическую программу. В первые годы борьбы Августу было целесообразно оставаться на заднем плане. Позволить себе бросаться в глаза и привлекать внимание к реальности своей власти (а не к положению государства и необходимым с.274 целительным мерам) означало бы повторить высокомерные ошибки Юлия Цезаря. Такую предосторожность можно увидеть в нежелании Августа принимать общие почести, такие как, например, титул pater patriae[28]. На этот титул намекает Гораций в оде, написанной около 28 г. до н. э. (Odes 1. 2. 50 hic ames dici pater atque princeps[29]); в другой форме на него намекают монеты 19—
с.275 Всегда существовала опасность того, что литературная поддержка выродится в простой панегирик, и, так как панегирик легко переиначить в злонамеренных целях, тем самым фактически повредит человеку и его программе. Поучительно сравнить
ПРИМЕЧАНИЯ
ПРИМЕЧАНИЯ ПЕРЕВОДЧИЦЫ: