Дж. У. Рич

Друз и spolia opima

J. W. Rich, «Drusus and the Spolia Opima». The Classical Quarterly, New Series, Vol. 49, No. 2 (1999), pp. 544—555.
Перевод с англ. О. В. Любимовой.

с.544 Соглас­но Све­то­нию, Нерон Клав­дий Друз, млад­ший из двух пасын­ков Авгу­ста, стре­мил­ся, как гово­ри­ли, добыть spo­lia opi­ma[1], то есть, доспе­хи, взя­тые у вра­же­ско­го коман­ди­ра, уби­то­го в сра­же­нии. Цель насто­я­щей работы — рас­смот­реть, в чем мог­ло состо­ять суще­ство этих при­тя­за­ний и какой свет они могут про­лить на отно­ше­ния Авгу­ста с прин­ца­ми из импе­ра­тор­ской семьи.

I

Первую гла­ву жиз­не­опи­са­ния Клав­дия Све­то­ний посвя­ща­ет Дру­зу, отцу импе­ра­то­ра. Рас­ска­зав о кам­па­ни­ях Дру­за в Аль­пах и Гер­ма­нии, его смер­ти (в 9 г. до н. э.) и посмерт­ных поче­стях, Све­то­ний дела­ет сле­дую­щее утвер­жде­ние (Clau­dius 1.4):

fuis­se autem cre­di­tur non mi­nus glo­rio­si quam ciui­lis ani­mi; nam ex hos­te su­per uic­to­rias opi­ma quo­que spo­lia cap­tas­se sum­mo­que sae­pius discri­mi­ne du­ces Ger­ma­no­rum to­ta acie in­sec­ta­tus; nec dis­si­mu­las­se um­quam pris­ti­num se rei pub­li­cae sta­tum, quan­do­que pos­set, res­ti­tu­rum.


[Гово­рят, он рав­но любил и воин­скую сла­ву и граж­дан­скую сво­бо­ду: не раз в победах над вра­гом он добы­вал знат­ней­шую добы­чу с вели­кой опас­но­стью гоня­ясь за гер­ман­ски­ми вождя­ми сквозь гущу боя, и все­гда откры­то гово­рил о сво­ем наме­ре­нии при пер­вой воз­мож­но­сти вос­ста­но­вить преж­ний государ­ст­вен­ный строй][2].

От изло­же­ния фак­тов жиз­ни Дру­за Све­то­ний пере­хо­дит к рас­ска­зу о тех каче­ствах, кото­рые ему обыч­но при­пи­сы­ва­ли, и, как обыч­но, соеди­ня­ет две раз­ных темы: стрем­ле­ние Дру­за к сла­ве и его рес­пуб­ли­кан­ские сим­па­тии. Нет осно­ва­ний счи­тать, что он почерп­нул оба этих пунк­та из одно­го источ­ни­ка.

Далее Све­то­ний рас­ска­зы­ва­ет, что неко­то­рые утвер­жда­ли, буд­то Август ото­звал Дру­за из-за его небла­го­на­деж­ных воз­зре­ний, а когда тот стал мед­лить, отра­вил его, — одна­ко выра­жа­ет недо­ве­рие к этой исто­рии. В дру­гом месте он утвер­жда­ет, — без вся­кой оцен­ки, — буд­то в пись­ме к Тибе­рию Друз пред­ло­жил заста­вить Авгу­ста вос­ста­но­вить li­ber­tas[3], а Тибе­рий пока­зал это пись­мо Авгу­сту (Ti­be­rius 50.1). Тацит так­же сооб­ща­ет, что пола­га­ли, буд­то Друз наме­ре­вал­ся вос­ста­но­вить li­ber­tas, если при­дет к вла­сти, а неко­то­рые счи­та­ли, буд­то это при­ве­ло к его смер­ти (Ann. 1.33.2, 2.82.2).

Исто­рия о том, что Тибе­рий пре­дал Дру­за, а Август отра­вил его, не заслу­жи­ва­ет ника­ко­го дове­рия: это типич­ный при­мер скан­даль­ных рос­сказ­ней, порож­ден­ных сплет­ня­ми импе­ра­тор­ско­го дво­ра, кото­рые, воз­мож­но, были измыш­ле­ны лишь после смер­ти Гер­ма­ни­ка, сына Дру­за, при подо­зри­тель­ных обсто­я­тель­ствах. Быть может, есть какая-то доля прав­ды в утвер­жде­нии, что Друз имел рес­пуб­ли­кан­ские сим­па­тии, как пред­по­ла­га­ют неко­то­рые совре­мен­ные авто­ры1. Одна­ко и сам Август демон­стри­ро­вал пре­дан­ность сво­бо­де и при­твор­ное неже­ла­ние при­ни­мать про­дле­ние сво­их пол­но­мо­чий. Если это утвер­жде­ние осно­ва­но на каких-либо выска­зы­ва­ни­ях Дру­за, то они мог­ли быть без­обид­ны­ми. Лич­ные каче­ства Дру­за при­нес­ли ему боль­шую попу­ляр­ность, и одно­го это­го мог­ло быть доста­точ­но для воз­ник­но­ве­ния дан­но­го слу­ха2.

с.545 Как Све­то­ний полу­чил инфор­ма­цию о том, что Друз желал добыть spo­lia opi­ma, мож­но лишь дога­ды­вать­ся. Пер­во­на­чаль­ным источ­ни­ком мог быть пане­ги­рик Дру­зу, воз­мож­но даже, — одна из погре­баль­ных речей, про­из­не­сен­ных Тибе­ри­ем и Авгу­стом, или одно из сочи­не­ний, позд­нее напи­сан­ных Авгу­стом в сти­хах и в про­зе (Suet. Claud. 1.5; Dio 55.2.2). Если так, то это утвер­жде­ние мог­ло быть все­го лишь рито­ри­че­ским укра­ше­ни­ем, рас­цве­чи­ваю­щим тему лич­ной отва­ги Дру­за3. Одна­ко этот рас­сказ может быть вполне убеди­тель­ным: воз­мож­но, Друз стре­мил­ся отли­чить­ся не толь­ко ины­ми спо­со­ба­ми, но и путем лич­но­го уча­стия в бит­ве, и наде­ял­ся совер­шить ред­кое дости­же­ние — убить вра­же­ско­го коман­ди­ра в сра­же­нии. Этот замы­сел не был нере­аль­ным: если бы Друз сумел убить гер­ман­ско­го вождя, то его вполне мож­но было бы пред­ста­вить как вра­же­ско­го коман­ди­ра. Более того, подоб­ное поведе­ние соот­вет­ст­во­ва­ло бы рим­ской тра­ди­ции: рим­ские коман­ди­ры часто зани­ма­ли место на пере­до­вой линии или близ­ко к ней, и про­яв­ле­ние лич­ной храб­ро­сти коман­ди­ра высо­ко цени­лось4. Прин­цы из импе­ра­тор­ской семьи осо­бен­но ост­ро нуж­да­лись в том, чтобы добить­ся отли­чия, и одним из спо­со­бов дости­же­ния этой цели была впе­чат­ля­ю­щая демон­стра­ция лич­ной доб­ле­сти5. Сооб­ща­ет­ся, что Гер­ма­ник часто уби­вал вра­же­ских вои­нов в руко­паш­ном поедин­ке, и в этом, как и в иных отно­ше­ни­ях, он мог под­ра­жать сво­е­му отцу6. Прав­да, вос­хва­ле­ния воен­ных талан­тов Дру­за в дру­гих источ­ни­ках не под­чер­ки­ва­ют лич­ную храб­рость, но ввиду скудо­сти сохра­нив­ше­го­ся мате­ри­а­ла это не долж­но иметь зна­че­ния7.

Ниже будут при­веде­ны и дру­гие сооб­ра­же­ния, ука­зы­ваю­щие на то, что эта исто­рия может иметь под собой осно­ва­ния. Но преж­де сле­ду­ет выяс­нить, как Август дол­жен был отно­сить­ся к тако­му често­лю­би­во­му замыс­лу сво­его пасын­ка.

Победи­тель, добыв­ший spo­lia opi­ma, при­креп­лял доспех уби­то­го им коман­ди­ра к дубо­во­му пню в фор­ме тро­фея, в про­цес­сии достав­лял его на Капи­то­лий и там посвя­щал в храм Юпи­те­ра Фере­трия. Соглас­но леген­де, толь­ко три рим­ля­ни­на посвя­ти­ли spo­lia opi­ma: Ромул, счи­тав­ший­ся осно­ва­те­лем хра­ма, Авл Кор­не­лий Косс в кон­це V в. и Марк Клав­дий Мар­целл в свое кон­суль­ство в 222 г. Спор­ным был вопрос о том, может ли добыть spo­lia opi­ma любой сол­дат или с.546 толь­ко рим­ский пол­ко­во­дец, сра­жаю­щий­ся под соб­ст­вен­ны­ми ауспи­ци­я­ми, и сам Август всту­пил в эту дис­кус­сию, заявив, что обна­ру­жил в хра­ме Юпи­те­ра Фере­трия, кото­рый он пере­стра­и­вал, льня­ной доспех с над­пи­сью, свиде­тель­ст­ву­ю­щей о том, что Косс был кон­су­лом, когда захва­тил добы­чу (Liv. 4.20.5—11).

Этот древ­ний обы­чай при­об­рел важ­ность для совре­мен­ни­ков в 29 г. до н. э., когда про­кон­сул Македо­нии Марк Лици­ний Красс лич­но убил в бою царя бастар­нов, но так и не посвя­тил spo­lia opi­ma (Dio 51.24.4). Обыч­но пред­по­ла­га­ет­ся, что Красс фор­маль­но обра­тил­ся за раз­ре­ше­ни­ем посвя­тить spo­lia opi­ma, а Август не поз­во­лил это­го, и вме­ша­тель­ство Авгу­ста в спор о долж­но­сти Кос­са послу­жи­ло для обос­но­ва­ния его отка­за Крас­су. Одна­ко в дру­гой рабо­те я дока­зы­ваю, что пра­во Крас­са посвя­тить spo­lia opi­ma, веро­ят­но, нико­гда не оспа­ри­ва­лось, что он сам пред­по­чел не реа­ли­зо­вы­вать это пра­во, либо доб­ро­воль­но, либо в резуль­та­те нефор­маль­но­го дав­ле­ния, и что инте­рес Авгу­ста к долж­но­сти Кос­са был чисто анти­квар­ным8. Как бы то ни было, ясно, что при­чи­на того, поче­му Красс не посвя­тил spo­lia opi­ma, состо­я­ла в том, что Авгу­сту было неже­ла­тель­но, чтобы про­стой про­кон­сул полу­чил столь исклю­чи­тель­ную почесть, тем более — учи­ты­вая ее связь с Рому­лом, с кото­рым он дол­го стре­мил­ся ассо­ции­ро­вать себя.

Тра­ди­цию посвя­ще­ния spo­lia opi­ma позд­нее исполь­зо­вал сенат, чтобы ока­зать поче­сти само­му Авгу­сту. Когда в 20 г. до н. э. при­шло изве­стие о том, что пар­фяне вер­ну­ли воен­ные знач­ки и плен­ных, захва­чен­ных у рим­лян, сенат при­нял памят­ные поста­нов­ле­ния, в том чис­ле пред­пи­са­ние воз­двиг­нуть храм Мар­са Мсти­те­ля на Капи­то­лии для хра­не­ния воен­ных знач­ков, в под­ра­жа­ние хра­му Юпи­те­ра Фере­трия (Dio 54.8.2). Это поста­нов­ле­ние при­рав­ня­ло Авгу­ста к Рому­лу. Ромул осно­вал новый храм на Капи­то­лии, чтобы поме­стить туда свою добы­чу, и уста­но­вил, что все, кто в буду­щем захва­тит тако­го рода добы­чу, долж­ны посвя­щать ее в этот храм. Соглас­но поста­нов­ле­нию сена­та, Авгу­сту пред­сто­я­ло осно­вать новый храм рядом с хра­мом Рому­ла для хра­не­ния новой раз­но­вид­но­сти взя­той им добы­чи и, несо­мнен­но, поста­нов­ле­ние далее пред­пи­сы­ва­ло, что в буду­щем рим­ские воен­ные знач­ки, воз­вра­щен­ные от вра­гов, сле­ду­ет посвя­щать в новом хра­ме. Как я обос­но­вал в дру­гой рабо­те, Август, веро­ят­но, откло­нил новый храм на Капи­то­лии, но при­нял поста­нов­ле­ние сена­та в видо­из­ме­нен­ной фор­ме: вме­сто это­го храм Мар­са Мсти­те­ля реше­но было постро­ить на его новом фору­ме, и поста­нов­ле­ние сена­та помог­ло опре­де­лить функ­цию и изо­бра­зи­тель­ный ряд свя­ти­ли­ща, кото­рое нако­нец было посвя­ще­но во 2 г. до н. э.9 Имен­но в боль­шой храм Мар­са Мсти­те­ля на фору­ме Авгу­ста в кон­це кон­цов были поме­ще­ны воен­ные знач­ки, воз­вра­щен­ные от пар­фян, и в даль­ней­шем хра­му пред­сто­я­ло стать хра­ни­ли­щем воен­ных знач­ков, воз­вра­щен­ных от вра­гов10. Сре­ди про­чих ста­туй на новом фору­ме осо­бое место зани­мал Ромул, несу­щий свои spo­lia opi­ma. Пока стро­ил­ся храм Мар­са Мсти­те­ля, для выдан­ных пар­фя­на­ми воен­ных знач­ков тре­бо­ва­лось вре­мен­ное хра­ни­ли­ще, и заман­чи­во пред­по­ло­же­ние, что для этой цели был избран храм Юпи­те­ра Фере­трия.

Левик согла­си­лась с тем, что Друз стре­мил­ся захва­тить spo­lia opi­ma, и свя­за­ла это с его пред­по­ла­гае­мым рес­пуб­ли­ка­низ­мом. По ее мне­нию, Друз бро­сал вызов Авгу­сту: посколь­ку в 9 г. Друз зани­мал долж­ность кон­су­ла, у Авгу­ста не было бы воз­мож­но­сти отка­зать ему в пра­ве посвя­тить spo­lia opi­ma, как он отка­зал Крас­су11. На мой взгляд, это невер­но. Как уже гово­ри­лось, неяс­но, чего сто­ил рес­пуб­ли­ка­низм Дру­за с.547 (и сто­ил ли он вооб­ще чего-нибудь) и дей­ст­ви­тель­но ли Август откры­то вос­пре­пят­ст­во­вал Крас­су. Во вся­ком слу­чае, хотя Август и не желал бы, чтобы сена­тор, подоб­ный Крас­су, посвя­тил spo­lia opi­ma, одна­ко если бы пра­во на это заво­е­вал один из чле­нов его семьи, то было бы совсем дру­гое дело. Веро­ят­но, одной из целью войн Авгу­ста было пре­до­став­ле­ние прин­цам импе­ра­тор­ско­го дома воз­мож­но­сти заво­е­вать воен­ную сла­ву12. Посвя­ще­ние Дру­зом spo­lia opi­ma соот­вет­ст­во­ва­ло бы этой цели. Если Друз дей­ст­ви­тель­но стре­мил­ся к это­му, то это был не вызов Авгу­сту, а цель, кото­рую Август, несо­мнен­но, одоб­рил и поощ­рил бы, воз­мож­но, даже побуж­дал бы к ней. Эту интер­пре­та­цию может под­твер­дить даль­ней­шее рас­смот­ре­ние неко­то­рых осо­бен­но­стей авгу­стов­ских войн и, в част­но­сти, поче­стей, полу­чен­ных Тибе­ри­ем и Дру­зом за кам­па­нии в цен­траль­ной Евро­пе.

II

Осу­щест­влен­ное в 27 г. до н. э. разде­ле­ние про­вин­ций озна­ча­ло, что Август прак­ти­че­ски при­об­рел моно­по­лию на воен­ную сла­ву, и три­ум­фы, частые в непо­сред­ст­вен­но пред­ше­ст­ву­ю­щий пери­од, теперь ста­ли ред­ко­стью. Лишь те немно­гие про­кон­су­лы, кото­рые все еще коман­до­ва­ли арми­я­ми, име­ли пра­во на три­умф. Три­ум­фы отпразд­но­ва­ли два про­кон­су­ла Афри­ки — Луций Сем­п­ро­ний Атра­тин в 21 г. и Луций Кор­не­лий Бальб в 19 г. — но они ста­ли послед­ни­ми лица­ми, не при­над­ле­жа­щи­ми к импе­ра­тор­ско­му дому, кото­рым была пре­до­став­ле­на эта честь13. Само­му Авгу­сту регу­ляр­но при­суж­да­ли три­ум­фы, но он демон­стри­ро­вал уме­рен­ность, неиз­мен­но откло­няя их 14. Агрип­па, обла­дав­ший неза­ви­си­мым импе­ри­ем, так­же полу­чал три­ум­фы, но было бы бес­такт­ным, если бы он при­нял то, что откло­нил Август, поэто­му он тоже отка­зы­вал­ся15. Эта демон­стра­ция сдер­жан­но­сти соот­вет­ст­во­ва­ла новой мас­ке прин­цеп­са, пер­во­го граж­да­ни­на, кото­рую надел Август, а так­же слу­жи­ла для того, чтобы под­черк­нуть уни­каль­ность его трой­но­го три­ум­фа в 29 г. Тем не менее, Август пре­успел в про­дви­же­нии раз­лич­ны­ми спо­со­ба­ми пред­став­ле­ния о себе как о выдаю­щем­ся победи­те­ле в вой­нах. Одним из этих спо­со­бов было посто­ян­ное уча­стие в цере­мо­ни­ях, тра­ди­ци­он­но ассо­ции­ро­вав­ших­ся с три­ум­фом. Так, в том же самом отрыв­ке «Дея­ний», где Август упо­ми­на­ет о сво­ем отка­зе от даль­ней­ших три­ум­фов, он сооб­ща­ет о два­дца­ти одном про­воз­гла­ше­нии импе­ра­то­ром и о пяти­де­ся­ти пяти suppli­ca­tio­nes[4] общей про­дол­жи­тель­но­стью 890 дней, пре­до­став­лен­ных за победы, одер­жан­ные им или под его ауспи­ци­я­ми, и рас­ска­зы­ва­ет о том, что обыч­но по воз­вра­ще­нии в Рим отправ­лял лав­ры со сво­их фас­ций на Капи­то­лий, как посту­па­ли коман­ди­ры в кон­це три­ум­фа16.

В пер­вые годы сво­его прав­ле­ния Август осу­ществлял пря­мое коман­до­ва­ние в раз­лич­ных горя­чих точ­ках: вел кам­па­нии в север­ной Испа­нии в 26 и 25 гг. и посе­тил Сирию в 20 г. для воз­вра­ще­ния зна­мен и плен­ных от пар­фян. Затем он стал дей­ст­во­вать ина­че: с.548 сам нахо­дил­ся в под­хо­дя­щей мест­но­сти за пре­де­ла­ми погра­нич­ной зоны, но деле­ги­ро­вал воен­ный импе­рий чле­нам сво­ей семьи. Так с 16 по 13 гг. Август бази­ро­вал­ся в Гал­лии, откуда управ­лял поко­ре­ни­ем Альп и осо­бен­но решаю­щей кам­па­ни­ей под коман­до­ва­ни­ем Тибе­рия и Дру­за в 15 г. Когда в 12 г. нача­лось про­дви­же­ние в цен­траль­ную Евро­пу, то пер­во­на­чаль­ный план был таков, что Агрип­па будет коман­до­вать в Илли­ри­ке, а Тибе­рий и Друз — в Гер­ма­нии, но после смер­ти Агрип­пы Илли­рик достал­ся Тибе­рию, а Друз сохра­нил за собой гер­ман­ское коман­до­ва­ние (Dio 54.28.1—2, 31.2—3). Пока в 12—8 гг. в Гер­ма­нии и на Бал­ка­нах совер­ша­лось вели­кое наступ­ле­ние, Август нахо­дил­ся либо в север­ной Ита­лии, либо в Гал­лии17.

Август отка­зал­ся от актив­ной воен­ной служ­бы в уди­ви­тель­но моло­дом воз­расте (во вре­мя аль­пий­ской кам­па­нии в 15 г. до н. э. ему было толь­ко сорок семь лет). Новый порядок дей­ст­вий отча­сти может объ­яс­нять­ся его пло­хим здо­ро­вьем. Одна­ко глав­ная при­чи­на, несо­мнен­но, состо­я­ла в том, что он боль­ше не имел необ­хо­ди­мо­сти лич­но заво­е­вы­вать воен­ную сла­ву и желал, чтобы это сде­ла­ли моло­дые прин­цы. Хотя в конеч­ном сче­те насле­до­ва­ние было пред­на­зна­че­но его при­ем­ным сыно­вьям Гаю и Луцию, его пасын­ки, тем не менее, были важ­ны­ми чле­на­ми семьи, и после смер­ти Агрип­пы им пред­сто­я­ло бы взять дела в свои руки, если бы с Авгу­стом что-то слу­чи­лось. Инте­ре­сы дина­стии тре­бо­ва­ли, чтобы они при­об­ре­ли тот оре­ол, кото­рый мог при­не­сти лишь воен­ный успех.

Воен­ные дости­же­ния Тибе­рия и Дру­за были заслу­жен­но воз­на­граж­де­ны поче­стя­ми, одна­ко эти поче­сти пре­до­став­ля­лись тща­тель­но про­ду­ман­ны­ми пор­ци­я­ми18. Здесь, как и везде, Август стре­мил­ся обез­ору­жить недо­воль­ство, демон­стри­руя уме­рен­ность. Нало­жен­ные огра­ни­че­ния одно­вре­мен­но слу­жи­ли для того, чтобы под­черк­нуть уни­каль­ность его соб­ст­вен­но­го поло­же­ния вер­хов­но­го глав­но­ко­ман­дую­ще­го, и для того, чтобы уве­ли­чить сово­куп­ный вес поче­стей, пре­до­став­лен­ных его пасын­кам.

Тибе­рий и Друз вели аль­пий­ские кам­па­нии все­го лишь как лега­ты Авгу­ста. Поэто­му они не име­ли пра­ва на соб­ст­вен­ные поче­сти, но Август был про­воз­гла­шен импе­ра­то­ром — в деся­тый раз и впер­вые не за свои лич­ные дости­же­ния19. В 12—11 гг. они все еще чис­ли­лись его лега­та­ми, и поэто­му Август не поз­во­лил им полу­чить импе­ра­тор­ские про­воз­гла­ше­ния или три­ум­фы. Он сам был про­воз­гла­шен импе­ра­то­ром в 12 г. (в один­на­дца­тый раз) за победы Тибе­рия в Илли­ри­ке и в 11 г. (в две­на­дца­тый раз) за победы Дру­за в Гер­ма­нии (Dio 54.33.5)20. Одна­ко бра­тья тоже полу­чи­ли уте­ши­тель­ный приз: or­na­men­ta tri­um­pha­lia[5], пре­до­став­лен­ные Тибе­рию в 12 г., а Дру­зу — в 11 г.21 Это дава­ло им такое же пра­во на одеж­ду три­ум­фа­то­ра, как и лицам, отпразд­но­вав­шим три­умф, осо­бен­но пра­во носить с.549 лав­ро­вый венок на играх. Вско­ре после это­го такая же при­ви­ле­гия была дана Луцию Пизо­ну за кам­па­нию во Фра­кии, и впо­след­ст­вии она ста­ла стан­дарт­ной награ­дой успеш­но­му пол­ко­вод­цу, не вхо­дя­ще­му в импе­ра­тор­скую семью22.

Дион Кас­сий сооб­ща­ет о после­дую­щих поче­стях, пре­до­став­лен­ных обо­им бра­тьям в 11 г.: про­кон­суль­ский импе­рий и пра­во на ова­цию, то есть, малый три­умф (Dio 54.33.5, 34.3)23. Неко­то­рые иссле­до­ва­те­ли пред­по­ло­жи­ли, что они дей­ст­ви­тель­но отпразд­но­ва­ли ова­ции в 11 г.24 Одна­ко ввиду мол­ча­ния источ­ни­ков мало­ве­ро­ят­но, что Друз когда-либо справ­лял ова­цию, а ука­за­ния Вел­лея несо­мнен­но свиде­тель­ст­ву­ют о том, что един­ст­вен­ная ова­ция, отпразд­но­ван­ная Тибе­ри­ем, была про­веде­на, как мы увидим, в 9 г.25 Как понял Сайм, пра­во на ова­цию явля­лось награ­дой не за уже одер­жан­ные победы, а за пред­сто­я­щие, и было свя­за­но с пре­до­став­ле­ни­ем про­кон­суль­ско­го импе­рия. С это­го момен­та Тибе­рий и Друз име­ли пра­во на про­воз­гла­ше­ние импе­ра­то­ра­ми, кото­рое сле­до­ва­ло разде­лить с Авгу­стом, так как они все еще сра­жа­лись под его ауспи­ци­я­ми. Кро­ме того, они полу­ча­ли пра­во отпразд­но­вать ова­цию за буду­щие победы26.

В 10 г. Тибе­рий и Друз вновь про­ве­ли успеш­ные кам­па­нии, и Дион Кас­сий сооб­ща­ет, что по воз­вра­ще­нии в Рим в кон­це года они «совер­ши­ли все, что было поста­нов­ле­но, и все про­чее, что подо­ба­ло сде­лать ради про­слав­ле­ния их побед»27. На пер­вый взгляд созда­ет­ся впе­чат­ле­ние, что они исполь­зо­ва­ли свое пра­во на ова­цию, но, как мы увидим, Тибе­рий отпразд­но­вал свою ова­цию толь­ко в сле­дую­щем году, а Друз умер преж­де, чем смог отпразд­но­вать свою. Это пред­по­ла­га­ет, что в 10 г. они так­же не были про­воз­гла­ше­ны импе­ра­то­ра­ми, посколь­ку в этом слу­чае ова­ции несо­мнен­но состо­я­лись бы. Объ­яс­не­ние этой зага­доч­ной уме­рен­но­сти, воз­мож­но, сле­ду­ет искать в пере­дви­же­ни­ях Авгу­ста, Тибе­рия и Дру­за. Все они, веро­ят­но, не воз­вра­ща­лись в Рим после окон­ча­ния сезо­на воен­ных дей­ст­вий в 11 г.28 В резуль­та­те, в 10 г. Август все еще оста­вал­ся импе­ра­то­ром, про­воз­гла­шен­ным в две­на­дца­тый раз, и не мог при­нять новые про­воз­гла­ше­ния, пока не вер­нет­ся и не сло­жит с себя эти лав­ры.

В 9 г. Тибе­рий одер­жал новые победы в Илли­ри­ке, а Друз увен­чал свои гер­ман­ские похо­ды дости­же­ни­ем Эль­бы. В тече­ние лета эти успе­хи, веро­ят­но, были мно­го­крат­но отпразд­но­ва­ны, и Август был про­воз­гла­шен импе­ра­то­ром в три­на­дца­тый раз, а Тибе­рий и Друз — в пер­вый29.

с.550 Позд­нее в этом же году Друз умер, все еще нахо­дясь в похо­де. Тибе­рий, бро­сив­ший­ся в Гер­ма­нию при изве­стии о болез­ни Дру­за, доста­вил его тело назад в Рим, а из Тици­на его сопро­вож­дал Август30. Сооб­щив о похо­ро­нах, Дион Кас­сий рас­ска­зы­ва­ет, что Тибе­рий отпразд­но­вал ова­цию и Друз сде­лал бы то же самое, если бы остал­ся в живых31. Есте­ствен­но интер­пре­ти­ро­вать свиде­тель­ство Дио­на Кас­сия так, что ова­ция Тибе­рия состо­я­лась в кон­це 9 года, после похо­рон Дру­за. Одна­ко неко­то­рые иссле­до­ва­те­ли дати­ро­ва­ли ее 16 янва­ря 9 г. до н. э., — днем, кото­рый они счи­та­ют датой его воз­вра­ще­ния из похо­да преды­ду­ще­го года. Эта гипо­те­за осно­ва­на на запи­си 16 янва­ря в Пре­не­стин­ских фастах: «Ti. Cae­sar ex Pan[no­nia — — ]auit» (лаку­на дли­ной око­ло девят­на­дца­ти букв)32. Одна­ко такое объ­яс­не­ние запи­си в кален­да­ре не при­ни­ма­ет во вни­ма­ние тот факт, что это позд­ней­шая встав­ка. Пер­во­на­чаль­ный вари­ант Пре­не­стин­ских фаст был соору­жен не ранее 4 г. н. э., так как ука­за­ние на усы­нов­ле­ние Тибе­рия в этом году сде­ла­но пер­вым рез­чи­ком33. В свя­зи с этим, совер­шен­но неве­ро­ят­но, чтобы упо­ми­на­ние об ова­ции, отпразд­но­ван­ной Тибе­ри­ем мно­го лет назад, было про­пу­ще­но в пер­во­на­чаль­ной вер­сии, но добав­ле­но позд­нее. Эта запись может ука­зы­вать на тор­же­ст­вен­ное воз­вра­ще­ние Тибе­рия в город по окон­ча­нии сезо­на воен­ных дей­ст­вий в 9 г. н. э., опи­сан­ное Све­то­ни­ем (Ti­be­rius 17.2)34. Одна­ко Све­то­ний под­ра­зу­ме­ва­ет, что оно состо­я­лось преж­де, чем кон­су­лы 9 г. н. э. оста­ви­ли долж­ность. Эта запись в кален­да­ре непо­сред­ст­вен­но сле­ду­ет за посвя­ще­ни­ем хра­ма Авгу­сто­ва Согла­сия 16 янва­ря 10 г. н. э. (пер­вая запись, несо­мнен­но, сде­ла­на более позд­ним рез­чи­ком) и может про­сто ее про­дол­жать, утвер­ждая, что посвя­ще­ние было совер­ше­но воз­вра­тив­шим­ся Тибе­ри­ем и не под­ра­зу­ме­вая, что его воз­вра­ще­ние состо­я­лось в тот же день35.

Таким обра­зом, мож­но согла­сить­ся с тем, что, как под­ра­зу­ме­ва­ет Дион Кас­сий, ова­ция Тибе­рия состо­я­лась в кон­це 9 г. до н. э., после похо­рон его бра­та. Он дол­жен был выехать из горо­да после похо­рон, чтобы вер­нуть­ся во вре­мя ова­ции, как при­шлось сде­лать его сыну Дру­зу Цеза­рю в 20 г. н. э., после того, как были погре­бе­ны остан­ки Гер­ма­ни­ка (Tac. Ann. 3.19.3).

с.551 В 8 г. Тибе­рий пере­ме­стил­ся в Гер­ма­нию и при­вел там вой­ну к успеш­но­му завер­ше­нию, добив­шись капи­ту­ля­ции всех остав­ших­ся пле­мен запад­нее Эль­бы36. В честь это­го Август был про­воз­гла­шен импе­ра­то­ром в четыр­на­дца­тый раз, а Тибе­рий — во вто­рой раз, а 1 янва­ря 7 г. до н. э. Тибе­рий начал свое вто­рое кон­суль­ство с празд­но­ва­ния куруль­но­го три­ум­фа37. Несо­мнен­но, в тече­ние все­го это­го вре­ме­ни Август наме­ре­вал­ся пре­до­ста­вить Тибе­рию и Дру­зу пол­но­цен­ный три­умф, когда вой­ны каж­до­го из них будут объ­яв­ле­ны завер­шен­ны­ми.

После смер­ти Агрип­пы Тибе­рию, как стар­ше­му из двух пасын­ков Авгу­ста, выпа­ло занять его место в каче­стве мужа Юлии, доче­ри Авгу­ста. Дион Кас­сий (54.31.1) пред­по­ла­га­ет, что Тибе­рий так­же занял место Агрип­пы в каче­стве парт­не­ра Авгу­ста. С этим мне­ни­ем согла­си­лись мно­гие совре­мен­ные иссле­до­ва­те­ли, одна­ко оно оши­боч­но. Ско­рее Тибе­рий и Друз рас­смат­ри­ва­лись как пара38. Хотя ввиду стар­шин­ства в воз­расте Тибе­рий зани­мал маги­ст­ра­ту­ры несколь­ки­ми года­ми рань­ше Дру­за, с 11 г. и далее, как было пока­за­но, они вме­сте про­дви­га­лись по доро­ге воен­ных поче­стей. Как и рим­ский народ, Август мог теп­лее отно­сить­ся к Дру­зу, обла­даю­ще­му более откры­тым харак­те­ром, и по мень­шей мере в одном отно­ше­нии Друз полу­чил пре­иму­ще­ство перед сво­им бра­том: ему поз­во­ле­но было сохра­нить гер­ман­ское коман­до­ва­ние, что, веро­ят­но, вос­при­ни­ма­лось как более бле­стя­щее назна­че­ние, чем Илли­рик39.

Осо­бое отли­чие, пред­на­зна­чав­ше­е­ся для Дру­за, обна­ру­жи­ва­ет­ся в любо­пыт­ной дета­ли, кото­рая упо­ми­на­ет­ся в рас­ска­зе Дио­на Кас­сия о под­готов­ке к ова­ции Дру­за, пре­рван­ной его смер­тью. Дион Кас­сий сооб­ща­ет, что «ради него соби­ра­лись повто­рить Латин­ские празд­не­ства, чтобы он мог про­ве­сти три­умф во вре­мя празд­ни­ка» (Dio 55.2.5)40. Древ­ние Латин­ские празд­не­ства про­во­ди­лись каж­дый год в свя­ти­ли­ще Юпи­те­ра Лаци­а­рия на Аль­бан­ской горе, при­мер­но в 27 км к югу от Рима. Таким обра­зом, до вступ­ле­ния в Рим в ова­ции Дру­зу пред­сто­я­ло совер­шить три­ум­фаль­ное шест­вие в это свя­ти­ли­ще во вре­мя Латин­ских празд­неств.

Этот пла­ни­ро­вав­ший­ся аль­бан­ский три­умф пред­став­лял собой воз­рож­де­ние обы­чая Сред­ней рес­пуб­ли­ки: в четы­рех слу­ча­ях меж­ду 231 и 172 гг. до н. э. там празд­но­ва­ли три­ум­фы пол­ко­вод­цы, кото­рым рим­ский сенат отка­зал в три­ум­фе41. В трех слу­ча­ях из четы­рех ника­кое сопут­ст­ву­ю­щее празд­но­ва­ние в Риме не про­во­ди­лось, но в 211 г. Марк Клав­дий Мар­целл соеди­нил аль­бан­ский три­умф с ова­ци­ей (после взя­тия Сира­куз ему была пре­до­став­ле­на лишь ова­ция, а не куруль­ный три­умф под тем бла­го­вид­ным пред­ло­гом, что Сици­лия не пол­но­стью уми­ротво­ре­на) и отпразд­но­вал аль­бан­ский три­умф нака­нуне ова­ции42. Суще­ст­во­вал и более новый пре­цедент. 26 янва­ря с.552 44 г. до н. э. Цезарь, кон­сул и дик­та­тор, с ова­ци­ей вер­нул­ся в город с Аль­бан­ской горы после про­веде­ния Латин­ских празд­неств43. Это был пер­вый слу­чай соче­та­ния ова­ции с Латин­ски­ми празд­не­ства­ми (аль­бан­ские три­ум­фы в сред­ней рес­пуб­ли­ке не сов­па­да­ли с празд­не­ства­ми)44. Одна­ко, вопре­ки пре­цеден­там, ова­ция Цеза­ря не сле­до­ва­ла за победой в войне, и поэто­му ей не мог пред­ше­ст­во­вать аль­бан­ский три­умф.

Таким обра­зом, воз­вра­ще­ние Дру­за в 9 г. до н. э. пла­ни­ро­ва­лось отме­тить новой тор­же­ст­вен­ной цере­мо­ни­ей, осно­ван­ной на пре­цеден­тах Мар­цел­ла и Цеза­ря, где за три­ум­фом на Аль­бан­ской горе во вре­мя Латин­ских празд­неств после­до­ва­ла бы ова­ция в Риме. Хотя Друз еще не имел пра­ва на три­умф, так как вой­на не была закон­че­на, одна­ко при­мер Мар­цел­ла давал обра­зец того, как мож­но в таких обсто­я­тель­ствах про­из­ве­сти про­слав­ле­ние выдаю­щих­ся воен­ных дости­же­ний45.

III

Осу­щест­влен­ное в преды­ду­щем разде­ле иссле­до­ва­ние воен­ных поче­стей, пре­до­став­лен­ных Тибе­рию и Дру­зу, под­твер­жда­ет вывод, сде­лан­ный в разде­ле I, о пред­по­ла­гае­мом стрем­ле­нии Дру­за к spo­lia opi­ma. Август очень желал, чтобы оба прин­ца заво­е­ва­ли воен­ную сла­ву, а Друз был отме­чен по край­ней мере одной осо­бой поче­стью. Поэто­му Август был бы рад, если бы Друз сумел доба­вить к осталь­ным сво­им отли­чи­ям spo­lia opi­ma. Если Друз дей­ст­ви­тель­но стре­мил­ся к это­му, то Август дол­жен был при­вет­ст­во­вать, а воз­мож­но, даже под­ска­зал этот често­лю­би­вый замы­сел. В соот­вет­ст­вии со стро­гим тол­ко­ва­ни­ем тео­рии, соглас­но кото­рой spo­lia opi­ma мог посвя­тить толь­ко коман­дир, сра­жаю­щий­ся под соб­ст­вен­ны­ми ауспи­ци­я­ми, Друз не имел бы на это пра­ва, одна­ко Август, несо­мнен­но, готов был сде­лать послаб­ле­ния в пра­ви­лах, когда это его устра­и­ва­ло. Воз­мож­но, в 11 г. про­кон­суль­ский импе­рий был пре­до­став­лен Дру­зу для того, чтобы дать ему пра­во на эту честь, так же, как и на про­воз­гла­ше­ние импе­ра­то­ром и на ова­цию, и тот факт, что в 9 г. он зани­мал долж­ность кон­су­ла, еще раз под­твер­жда­ет, что он при­тя­зал на посвя­ще­ние spo­lia opi­ma в этом году.

Исполь­зо­ва­ние при­ме­ра Мар­цел­ла как образ­ца для пла­ни­ро­вав­ше­го­ся празд­но­ва­ния воз­вра­ще­ния Дру­за может ука­зы­вать на то, что утвер­жде­ние, буд­то Друз стре­мил­ся к spo­lia opi­ma, хоро­шо обос­но­ва­но, ибо Мар­целл был послед­ним, кто взял такую добы­чу46. Прав­да, Мар­целл посвя­тил spo­lia opi­ma во вре­мя пер­во­го три­ум­фа в 222 г., но, как мы виде­ли, празд­но­ва­ние, пла­ни­ро­вав­ше­е­ся для Дру­за, име­ло эклек­ти­че­ские чер­ты и вполне мог­ло быть раз­ра­бота­но на осно­ва­нии обе­их цере­мо­ний Мар­цел­ла.

Еще два свиде­тель­ства явля­ют­ся важ­ны­ми при­зна­ка­ми того, что сра­зу после смер­ти Друз был про­слав­лен за свою лич­ную храб­рость как пред­по­ла­гае­мый (если бы остал­ся в живых) посвя­ти­тель spo­lia opi­ma. Пер­вое из них — это арка, кото­рая, как сооб­ща­ют Све­то­ний (Clau­dius 1.3) и Дион Кас­сий (55.2.3), была воз­двиг­ну­та в его честь в Риме на Аппи­е­вой доро­ге47. с.553 Арка изо­бра­же­на на моне­тах, выпу­щен­ных в честь Дру­за его сыном Клав­ди­ем, а имен­но, на ауре­ях и дена­ри­ях, отче­ка­нен­ных око­ло 41—45 гг. н. э. и на сестер­ци­ях, отче­ка­нен­ных око­ло 41—50 гг. н. э.48 На всех этих выпус­ках изо­бра­же­на одно­про­лет­ная арка, увен­чан­ная фигу­рой всад­ни­ка, оче­вид­но, пред­став­ля­ю­щей Дру­за, по обе сто­ро­ны от кото­рой сто­ят тро­феи, упо­мя­ну­тые Све­то­ни­ем. На боль­шин­стве из этих выпус­ков Друз изо­бра­жен в бою. На неко­то­рых ауре­ях и дена­ри­ях он ата­ку­ет, наце­лив копье для напа­де­ния и пустив коня в галоп (RIC I2, Clau­dius 69—70). На сестер­ци­ях он сра­жа­ет­ся, нано­ся удар копьем вниз и под­няв коня на дыбы. Худо­же­ст­вен­ная воль­ность поро­ди­ла неко­то­рые вари­а­ции, но, как при­зна­ет боль­шин­ство, моне­ты мож­но счи­тать свиде­тель­ства­ми об общем внеш­нем виде арки, и мож­но утвер­ждать, что Друз был изо­бра­жен не про­сто на коне, но и в бою. Это под­твер­жда­ет­ся сар­ко­фа­гом, хра­ня­щим­ся ныне в Сток­голь­ме, на кото­ром явно изо­бра­же­на та же самая арка: фигу­ра всад­ни­ка на ней выглядит так же, как и на моне­тах RIC I2, Clau­dius 69—70, c гори­зон­таль­но наце­лен­ным копьем и конем в гало­пе49.

Вполне есте­ствен­но, что на сво­ей арке Друз был изо­бра­жен в виде всад­ни­ка: посколь­ку к момен­ту смер­ти он еще не был удо­сто­ен куруль­но­го три­ум­фа, изо­бра­жать его в колес­ни­це было бы неумест­но. Одна­ко более не извест­но ни одно­го при­ме­ра, чтобы фигу­ра всад­ни­ка, вен­чаю­щая арку, была изо­бра­же­на сра­жаю­щей­ся. Как дока­зал Лебек, поста­нов­ле­ние сена­та о стро­и­тель­стве арки, веро­ят­но, уточ­ня­ло, что Друз дол­жен быть изо­бра­жен таким обра­зом50. Такой спо­соб изо­бра­же­ния явно был заду­ман как дань лич­ной храб­ро­сти, про­яв­лен­ной Дру­зом в бит­вах во вре­мя гер­ман­ских кам­па­ний, и может так­же наме­кать на его надеж­ды на spo­lia opi­ma. Такой же намек может содер­жать­ся в окру­жаю­щих его тро­фе­ях, хотя они мог­ли так­же напо­ми­нать о тро­фе­ях, кото­рые Друз дей­ст­ви­тель­но воз­двиг, осо­бен­но — на Эль­бе (Dio 55.1.3; Flo­rus 4.12.23).

Таким обра­зом, изо­бра­же­ние Дру­за на его арке дока­зы­ва­ет, что в поче­стях, пре­до­став­лен­ных ему после смер­ти, был сде­лан силь­ный акцент на его лич­ной храб­ро­сти в сра­же­ни­ях. Еще более ясное ука­за­ние на то, что в эти поче­сти вклю­чал­ся его често­лю­би­вый замы­сел добыть spo­lia opi­ma, содер­жит­ся в отрыв­ке Дио­на Кас­сия, обыч­но при­вле­каю­щем мало вни­ма­ния. Как мы виде­ли, когда Август воз­вра­щал­ся в Рим после про­воз­гла­ше­ния его импе­ра­то­ром, он, как пра­ви­ло, посвя­щал лав­ры со сво­их фас­ций на Капи­то­лии, по при­ме­ру коман­ди­ров, справ­ля­ю­щих три­умф51. Обыч­но лав­ры посвя­ща­лись в вели­ком хра­ме Юпи­те­ра Наи­луч­ше­го Вели­чай­ше­го. Одна­ко после смер­ти Дру­за Август отсту­пил от сво­ей обыч­ной прак­ти­ки. Он не стал вхо­дить в город до похо­рон и сде­лал это лишь после того, как в долж­ность всту­пи­ли кон­су­лы 8 г. до н. э. (Dio 55.2.2, 4.4—5.1). Вой­дя в город, он посвя­тил лав­ры не в храм Юпи­те­ра Наи­луч­ше­го Вели­чай­ше­го, а в с.554 сосед­ний храм Юпи­те­ра Фере­трия (Dio 55.5.1). Дион Кас­сий отме­ча­ет, что это «про­ти­во­ре­чи­ло обы­ча­ям» (πα­ρὰ τὸ νο­μιζό­μενον), но не дает ника­ко­го объ­яс­не­ния. Бон­фон пред­ло­жил двой­ное объ­яс­не­ние: буря, повредив­шая храм Юпи­те­ра Наи­луч­ше­го Вели­чай­ше­го, кото­рая, по сло­вам Дио­на Кас­сия (55.1.1), про­изо­шла в преды­ду­щем году, и воз­мож­ное жела­ние Авгу­ста покон­чить с моно­по­ли­ей это­го хра­ма на дан­ный риту­ал и ока­зать поче­сти Юпи­те­ру Фере­трию, кото­рый после поста­нов­ле­ния сена­та 20 г. был свя­зан с новым хра­мом Мар­са Мсти­те­ля, еще стро­ив­шим­ся52. Ни одно из этих объ­яс­не­ний не явля­ет­ся доста­точ­но убеди­тель­ным. Соглас­но рас­ска­зу Дио­на Кас­сия, бури про­изо­шли в нача­ле года, до отъ­езда Дру­за в Гер­ма­нию, так что мало­ве­ро­ят­но, чтобы повреж­де­ния не были отре­мон­ти­ро­ва­ны к нача­лу сле­дую­ще­го года. В любом слу­чае, храм, види­мо, был досту­пен для исполь­зо­ва­ния во вре­мя ова­ции Тибе­рия, состо­яв­шей­ся в кон­це 9 г. до н. э.: Тибе­рий, веро­ят­но, посвя­тил свои лав­ры там, и упо­ми­на­ние Дио­на Кас­сия об обеде на Капи­то­лии (55.2.4), долж­но быть, озна­ча­ет, что он после­до­вал обы­чаю устра­и­вать обед для сена­то­ров в хра­ме Юпи­те­ра Наи­луч­ше­го Вели­чай­ше­го53. Широ­кий диа­па­зон функ­ций, пред­на­зна­чен­ных хра­му Мар­са Мсти­те­ля при его посвя­ще­нии, дей­ст­ви­тель­но вклю­чал в себя неко­то­рые поли­ти­че­ские меро­при­я­тия, ранее про­ис­хо­див­шие в Капи­то­лий­ском хра­ме, но Август, есте­ствен­но, был доста­точ­но щепе­ти­лен, чтобы не лишать Капи­то­лий­ское боже­ство ника­ких ранее при­над­ле­жав­ших ему пре­иму­ществ. Как при­зна­ет Бон­фон, Юпи­тер по-преж­не­му полу­чал лав­ры с фас­ций коман­ди­ров, празд­ну­ю­щих три­умф, хотя теперь они долж­ны были отправ­лять три­ум­фаль­ные инсиг­нии (ски­петр и коро­ну) в новый храм54. Таким обра­зом, посту­пок Авгу­ста в 8 г. до н. э. не мог быть заду­ман как оспа­ри­ва­ние моно­по­лии Юпи­те­ра на лав­ры. Ско­рее сле­ду­ет искать некое осо­бое обсто­я­тель­ство, в силу кото­ро­го в дан­ном слу­чае лав­ры сле­до­ва­ло посвя­тить не в глав­ном капи­то­лий­ском хра­ме это­го бога, а в мень­шем и, как счи­та­лось, более древ­нем сосед­нем хра­ме.

Ответ на эту загад­ку, несо­мнен­но, сле­ду­ет искать в често­лю­би­вом стрем­ле­нии Дру­за захва­тить spo­lia opi­ma. Тибе­рий дол­жен был воздать бла­го­дар­ность за победы это­го года тра­ди­ци­он­ным спо­со­бом, посвя­тив свои лав­ры Юпи­те­ру Наи­луч­ше­му Капи­то­лий­ско­му. Когда Август посвя­тил свои лав­ры Юпи­те­ру Фере­трию, то сде­лал это в память о Дру­зе и как под­твер­жде­ние того, что если бы он остал­ся в живых, то посвя­тил бы здесь spo­lia opi­ma.

Таким обра­зом, отва­га Дру­за в сра­же­ни­ях и его стрем­ле­ние к spo­lia opi­ma зани­ма­ли важ­ное место в памят­ных цере­мо­ни­ях после его смер­ти. На сво­ей арке он был изо­бра­жен сра­жаю­щим­ся, и Август изме­нил обыч­ный риту­ал воз­вра­ще­ния, чтобы под­твер­дить, что лишь смерть поме­ша­ла ему стать чет­вер­тым рим­ля­ни­ном, добыв­шим spo­lia opi­ma. Несо­мнен­но, этим темам было уде­ле­но мно­го места в памят­ных сочи­не­ни­ях, состав­лен­ных Авгу­стом и дру­ги­ми, и, как пред­по­ла­га­лось в нача­ле ста­тьи, одна из этих работ может быть пер­вич­ным источ­ни­ком инфор­ма­ции по дан­но­му вопро­су для Све­то­ния. Стро­го гово­ря, все это свиде­тель­ст­ву­ет лишь о том, как память Дру­за была уве­ко­ве­че­на после его смер­ти, а не о его поведе­нии и стрем­ле­ни­ях при жиз­ни. Но пред­став­ля­ет­ся неве­ро­ят­ным, чтобы эти утвер­жде­ния при­об­ре­ли такую извест­ность без како­го-либо осно­ва­ния.

Поэто­му мож­но сде­лать вывод, что рас­сказ Све­то­ния содер­жит исти­ну: коман­дуя в гер­ман­ской войне, Друз про­явил выдаю­щу­ю­ся отва­гу в сра­же­ни­ях, всту­пая в поедин­ки с гер­ман­ски­ми вождя­ми и стре­мясь добыть spo­lia opi­ma. Воз­мож­но, такое с.555 поведе­ние Дру­за было неосто­рож­ным, но оно не про­ти­во­ре­чи­ло рим­ской тра­ди­ции. Одна­ко, посту­пая таким обра­зом, он отве­чал на то огром­ное дав­ле­ние, кото­ро­му под­вер­гал­ся, как и дру­гие млад­шие чле­ны семьи Авгу­ста. Таким тре­бо­ва­ни­ям было труд­но соот­вет­ст­во­вать. Ран­няя смерть Дру­за сохра­ни­ла его репу­та­цию неза­пят­нан­ной. Дру­гим повез­ло мень­ше55.


Нот­тин­гем­ский уни­вер­си­тет

ПРИМЕЧАНИЯ


  • 1Напри­мер, Б. М. Левик (B. M. Le­vick, Ti­be­rius the Po­li­ti­cian (Lon­don, 1976), 32—35, при­ни­маю­щая исто­рию о пись­ме, но оправ­ды­ваю­щая Тибе­рия; более осто­рож­но — Дж. А. Крук (J. A. Crook) в CAH2 10.98—99.
  • 2О его попу­ляр­но­сти сре­ди граж­дан см. Tac. Ann. 1.33.2, 2.41.3, 6.51.1.
  • 3Ср. утвер­жде­ние Пли­ния, что Тра­ян добыл бы spo­lia opi­ma, если бы хоть один из вра­же­ских вождей осме­лил­ся бы встре­тить­ся с ним лицом к лицу (Pa­neg. 17.3)
  • 4N. S. Ro­senstein, Im­pe­ra­to­res Vic­ti. Mi­li­ta­ry De­feat and Aris­toc­ra­tic Com­pe­ti­tion in the Middle and La­te Re­pub­lic (Ber­ke­ley, Los An­ge­les and Ox­ford, 1990), 116 сл.; A. K. Goldswor­thy, The Ro­man Ar­my at War 100 B.C. — A.D. 200 (Ox­ford, 1996), 154 сл.
  • 5Ср. J. B. Campbell, The Em­pe­ror and the Ro­man Ar­my 31 B.C. — A.D. 235 (Ox­ford, 1984), 65, где осмот­ри­тель­ное поведе­ние импе­ра­то­ров в сра­же­ни­ях про­ти­во­по­став­ля­ет­ся храб­ро­сти, про­яв­ля­е­мой прин­ца­ми импе­ра­тор­ско­го дома. Пора­зи­тель­но, что не сооб­ща­ет­ся ни о каких про­яв­ле­ни­ях лич­ной отва­ги Тибе­рия, даже в пане­ги­ри­че­ском рас­ска­зе Вел­лея о его кам­па­ни­ях; это может отра­жать харак­тер­ное для Тибе­рия пред­по­чте­ние полез­но­го вну­ши­тель­но­му (Vell. 2.113.2: uti­lia spe­cio­sis prae­fe­rens).
  • 6Suet. Cal. 3.2: hos­tem com­mi­nus sae­pe per­cus­sit[6]; ср. Tac. Ann. 2.20.3, 21.2.
  • 7См. осо­бен­но Vell. 2.97.2—3; «Уте­ше­ние к Ливии» 14—20, 259—262 (оба источ­ни­ка под­чер­ки­ва­ют пре­вос­ход­ные каче­ства Дру­за как на граж­дан­ском, так и на воен­ном попри­ще). Не слиш­ком деталь­ный образ Дру­за при­веден в «Уте­ше­нии», кото­рое явля­ет­ся не совре­мен­ным смер­ти Дру­за про­из­веде­ни­ем (как в нем под­ра­зу­ме­ва­ет­ся), а более позд­ним сочи­не­ни­ем — как недав­но пока­за­ли Дж. Рич­монд (J. Rich­mond, «Doub­ful works ascri­bed to Ovid», ANRW 2.31.2768—2783), Х. Схон­хо­вен (H. Schoon­ho­ven, The Pseu­do-Ovi­dian Ad Liuiam de mor­te Dru­si (Gro­nin­gen, 1992), 1—39), И. Кожи­тор, (I. Co­gi­to­re, «Prae­cur­so­ria con­so­la­to­ria: hy­po­thè­ses de tra­vail sur la Con­so­la­tio ad Liuiam de Mor­te Dru­si», MEF­RA 106 (1994), 1095—1117). А.Фра­с­кет­ти (A. Fra­schet­ti, «Sul­la da­ta­zio­ne del­la Con­so­la­tio ad Liuiam», RFIC 123 (1995), 409—427) и он же, «In­di­ce ana­li­ti­co del­la Con­so­la­tio ad Liuiam», MEF­RA 108 (1996), 191—239, отста­и­ва­ет совре­мен­ную собы­тию дати­ров­ку поэ­мы, но не при­ни­ма­ет во вни­ма­ние ука­за­ние на храм Касто­ра (посвя­щен­ный толь­ко в 6 г. н. э.) в стро­ках 283—288. Источ­ни­ки о карье­ре Дру­за удоб­но собра­ны в ста­тьях PIR2 C 857; A. Stein, «Clau­dius (139)», RE 3.2703—2719.
  • 8J. W. Rich, «Augus­tus and the spo­lia opi­ma», Chi­ron 26 (1996), 85—127.
  • 9J. W. Rich, «Augus­tus’ Par­thian ho­nours, the temple of Mars Ul­tor and the arch in the Fo­rum Ro­ma­num», PBSR 66 (1998), 71—128.
  • 10RG 29.2; Dio 55.10.4.
  • 11Le­vick (прим. 1), 34. Так же у Дж. Мот­тер­схеда (J. Mot­tershead, Sue­to­nius, Clau­dius (Bris­tol, 1986), 31), кото­рый, одна­ко, счи­та­ет, что Август мог втайне ска­зать Дру­зу, что если у него будет закон­ное пра­во на spo­lia opi­ma, то оно будет удо­вле­тво­ре­но.
  • 12Ср. P. A. Brunt, Ro­man Im­pe­rial The­mes (Ox­ford, 1990), 448: «насколь­ко воз­мож­но, воен­ная сла­ва, про­ис­те­каю­щая от рас­ши­ре­ния импе­рии, была заре­зер­ви­ро­ва­на за пра­вя­щим домом ради содей­ст­вия дина­сти­че­ским пла­нам Авгу­ста».
  • 13О пре­кра­ще­нии неим­пе­ра­тор­ских три­ум­фов см. W. Eck, «Se­na­to­rial self-rep­re­sen­ta­tion: de­ve­lop­ments in the Augus­tan pe­riod», в кни­ге F. G. B. Mil­lar и E. Se­gal (ред.), Cae­sar Augus­tus: Se­ven As­pects (Ox­ford, 1984), 129—167, особ. 138—139.
  • 14RG 4.1; Dio 53.26.5, 55.6.6; Flo­rus 2.33.53.
  • 15Dio 54.11.6, 24.7 (19, 14 гг. до н. э.). Агрип­па уже отка­зал­ся от три­ум­фа в 38 г. (Dio 48.49.3—4). К. Дж. Симп­сон, (C. J. Simpson «Ag­rip­pa’s rejec­tion of a tri­umph in 19 B.C.», LCM 16 (1991), 137—138), пред­ла­га­ет иное объ­яс­не­ние его отка­зов.
  • 16RG 4.1—2. О воз­ло­же­нии лав­ров см. так­же Dio 54.25.4, 55.5.1 (рас­смат­ри­ва­ет­ся ниже). Кро­ме того, см. E V. Hick­son, «Augus­tus tri­um­pha­tor: ma­ni­pu­la­tion of the tri­um­phal the­me in the po­li­ti­cal prog­ram of Augus­tus», La­to­mus 50 (1991), 124—138.
  • 17О пере­дви­же­ни­ях Авгу­ста см. H. Halfmann, Iti­ne­ra Prin­ci­pum (Stuttgart, 1986), 159, 162.
  • 18О слож­ных про­бле­мах, кото­рые пред­став­ля­ют эти поче­сти и свя­зан­ные с ними про­воз­гла­ше­ния Авгу­ста импе­ра­то­ром, см. в осо­бен­но­сти Th. Mom­msen, Res Ges­tae Di­vi Augus­ti2 (Ber­lin, 1883), 13—15; T. D. Bar­nes, «The vic­to­ries of Augus­tus», JRS 64 (1974), 21—26, на с. 22; R. Sy­me, «So­me im­pe­ra­to­rial sa­lu­ta­tions», Phoe­nix 33 (1979), 308—329 = Ro­man Pa­pers 3.1198—1219, на с. 1200—1204; J. W. Rich, Cas­sius Dio: The Augus­tan Settle­ment (Ro­man His­to­ry 53—55.9) (War­minster, 1990), 210—224; D. Kie­nast, Rö­mi­sche Kai­ser­ta­bel­le2 (Darmstadt, 1996), 66, 69, 76, 78; F. Hur­let, Les col­lè­gues du prin­ce sous Augus­te et Ti­bè­re (Ro­me, 1997), 86—102.
  • 19Про­воз­гла­ше­ние засвиде­тель­ст­во­ва­но на миле­вых кам­нях Юли­е­вой Авгу­сто­вой доро­ги, новой при­бреж­ной доро­ги, соеди­ня­ю­щей север­ную Ита­лию с южной Фран­ци­ей и постро­ен­ной в 13/12 гг. до н. э. (CIL V.8088, 8094 [= ILS 5816], 8100—8101, 8105), и на неда­ти­ро­ван­ных моне­тах Лугдун­ско­го монет­но­го дво­ра (RIC I, Augus­tus 162—173).
  • 20Один­на­дца­тое про­воз­гла­ше­ние Авгу­ста импе­ра­то­ром эпи­гра­фи­че­ски не засвиде­тель­ст­во­ва­но, но две­на­дца­тое встре­ча­ет­ся в над­пи­сях, отно­ся­щих­ся к три­на­дца­то­му и четыр­на­дца­то­му году его три­бун­ской вла­сти (соот­вет­ст­вен­но, 11/10 и 10/9 гг. до н. э.): CIL III.3117, VI.701—702 (= ILS 91), X.8035. Оба этих про­воз­гла­ше­ния упо­ми­на­ют­ся на лугдун­ских монет­ных выпус­ках: один­на­дца­тое — толь­ко на двух малень­ких выпус­ках (RIC I, Augus­tus 174—175), две­на­дца­тое — на мно­же­стве выпус­ков (RIC I, Augus­tus 176—184, 186—197).
  • 21Dio 54.31.4, 33.5; Suet. Tib. 9.2, Claud. 1.3.
  • 22О Пизоне: Dio 54.34.7. О три­ум­фаль­ных отли­чи­ях см. Rich (прим. 18), 210—211, с даль­ней­ши­ми ссыл­ка­ми.
  • 23В 11 г. Друз уже обла­дал импе­ри­ем как пре­тор, так что его про­кон­суль­ский импе­рий всту­пил в силу толь­ко 1 янва­ря 10 г. до н. э. Пра­во Дру­за на ова­цию засвиде­тель­ст­во­ва­но так­же в Suet. Claud. 1.3. Как обыч­но, Дион Кас­сий обо­зна­ча­ет ова­цию выра­же­ни­ем «всту­пить в город вер­хом на коне». Ова­ции совер­ша­лись на коне, а не пеш­ком, после ова­ции Цеза­ря в 44 г.: J. W. Humphrey и M. Rein­hold, «Res Ges­tae 4.1 and the ova­tions of Augus­tus», ZPE 57 (1984), 60—62.
  • 24Так счи­та­ют G. Roh­de, RE XVIII.1902; R. Sea­ger, Ti­be­rius (Lon­don, 1972), 26—27; Kie­nast (прим. 18); G. Al­fol­dy в ком­мен­та­рии к CIL VI.40359.
  • 25Vell. 2.96.3, 97.4, 99.1, 122.1.
  • 26Как вер­но пишет Сайм (Sy­me, Ro­man Pa­pers 3.1200—1201); Hur­let (прим. 18), 86—88, 97.
  • 27Dio 54.36.4: ὅσα ἐπὶ ταῖς νί­καις ἐψή­φισ­το ἢ καὶ ἄλ­λως κα­θήκον­τα ἦν γε­νέσ­θαι, ἐπε­τέλε­σαν.
  • 28Rich (прим. 18), 214. Август про­вел зиму в Гал­лии: Dio 54.36.2—4; ILS 92 (= CIL VI.30974); P. Oxy. 3020, 1.3 сл; Halfmann (прим. 17), 159.
  • 29Три­на­дца­тое про­воз­гла­ше­ние Авгу­ста импе­ра­то­ром засвиде­тель­ст­во­ва­но для пят­на­дца­то­го года его три­бун­ской вла­сти (9/8 г. до н. э.) в CIL V.7231 (= ILS 94), VI.457 (= ILS 93), X.931; над­пись CIL VI.457 дати­ро­ва­на 9 кон­суль­ским годом и, посколь­ку кон­су­лом назван Друз, — до его смер­ти. Про­воз­гла­ше­ние Тибе­рия и Дру­за импе­ра­то­ра­ми упо­ми­на­ет­ся в Tac. Ann. 1.3.2: priuig­nos im­pe­ra­to­riis no­mi­ni­bus auxit[7]. Пер­вое про­воз­гла­ше­ние Тибе­рия эпи­гра­фи­че­ски не засвиде­тель­ст­во­ва­но, но долж­но было состо­ять­ся преж­де, чем уми­раю­щий Друз отпра­вил свои вой­ска при­вет­ст­во­вать его как импе­ра­то­ра (Val. Max. 5.5.3; про­тив Bar­nes [прим. 18], 22). Един­ст­вен­ное про­воз­гла­ше­ние Дру­за упо­ми­на­ет­ся в его эло­гии с фору­ма Авгу­ста (CIL VI.40330) и в над­пи­си из Вичен­цы (CIL V.3109). Над­пи­си на город­ских воротах в Сепине упо­ми­на­ют его как imp. II: A. U. Sty­low, «Noch ein­mal zu der Ti­be­rius-Inschrift von Sae­pi­num», Chi­ron 7 (1977), 487—491. Юрле (прим. 18), 91—92, дела­ет вывод, что Друз был про­воз­гла­шен импе­ра­то­ром и в 10, и в 9 гг., но это совер­шен­но исклю­че­но, так как он не отпразд­но­вал ова­цию в 10 г., а Август не при­нял про­воз­гла­ше­ние импе­ра­то­ром ни в одном из этих годов (во всех осталь­ных слу­ча­ях Август добав­лял по одно­му про­воз­гла­ше­нию к обще­му чис­лу, когда про­воз­гла­ше­ние полу­чал член его семьи). Над­пи­си из Сепи­на могут содер­жать ошиб­ку (подоб­но над­пи­си с город­ско­го фору­ма, где Друз назван imp. III: AE 1959, 278). Либо в них может быть при­ня­то в рас­чет про­воз­гла­ше­ние, полу­чен­ное Дру­зом в 11 г., когда он был пре­то­ром, но офи­ци­аль­но отме­нен­ное (Dio 54.33.5).
  • 30Источ­ни­ки о смер­ти Дру­за и погре­баль­ном путе­ше­ст­вии: Liv., Per. 142; Suet. Tib. 7.3, Claud. 1.3; Val. Max. 5.5.3; Con­s. Liv. 167—270; Sen. ad Marc. 3.1—2, ad Po­lyb. 15.5; Tac. Ann. 3.5.1; Dio 55.2.1—3. О дате смер­ти Дру­за см. Hur­let (прим. 18), 93—94, кото­рый высту­па­ет за конец октяб­ря или нача­ло нояб­ря. Соглас­но Таци­ту, чтобы встре­тить его тело, Август отпра­вил­ся в Тицин as­per­ri­mo hie­mis[8].
  • 31Dio 55.2.4—5 (все еще в рас­ска­зе о 9 кон­суль­ском годе). Дру­гие источ­ни­ки об ова­ции Тибе­рия: Vell. 2.96.3; Suet. Tib. 9.2; Jero­me, Chron.167 Helm.
  • 32L. R. Tay­lor, «Ti­be­rius’ ova­tio and the Ara Nu­mi­nis Augus­ti», AJP 58 (1937), 185—193; Sy­me, Ro­man Pa­pers 3.1202—1204, 1215—1219; Hur­let (прим. 18), 97—100. Г. Бер­са­нет­ти (G. Ber­sa­net­ti,«Ti­be­ria­na», At­he­nae­um 25 (1947), 3—16) дати­ру­ет ова­цию 16 янва­ря 8 г. до н. э. Таким обра­зом при­ни­ма­ет­ся есте­ствен­ная интер­пре­та­ция тек­ста Дио­на Кас­сия, что ова­ция после­до­ва­ла за похо­ро­на­ми, но откло­ня­ет­ся при­веден­ная Дио­ном Кас­си­ем дати­ров­ка 9 кон­суль­ским годом.
  • 33См. A. Deg­ras­si, Inscrip­tio­nes Ita­liae 3.2 (Ro­me, 1963), 141—142 (где дока­зы­ва­ет­ся, что над­пись о посвя­ще­нии хра­ма Касто­ра в 6 г. н. э. име­лась в пер­во­на­чаль­ном вари­ан­те).
  • 34Так счи­та­ют Г. Вис­со­ва (G. Wis­sowa, «Neue Bruchstü­cke des rö­mi­schen Festka­len­ders», Her­mes 58 (1923), 369—392, на с. 375—377), Э. Холь (E. Hohl, Die Sie­ges­feier des Ti­be­rius und das Da­tum der Schlacht in Teu­to­bur­ger Wald (SBBerl 1952, I)). Аль­тер­на­тив­ная дати­ров­ка 16 янва­ря 9 г. н. э., на осно­ва­нии Dio 56.1.1, не при­ни­ма­ет во вни­ма­ние тот факт, что цере­мо­ния воз­вра­ще­ния, упо­мя­ну­тая там, про­ис­хо­ди­ла, как сооб­ща­ет­ся, με­τὰ τὸν χει­μῶνα[9].
  • 35Ср. Deg­ras­si, Inscr. Ital. 13.2.398—400, где пред­ла­га­ет­ся допол­не­ние ex Pan[no­nia reuer­sus de­di­ca]uit[10].
  • 36Rich (прим. 18), 223, со ссыл­ка­ми.
  • 37Сов­мест­ное про­воз­гла­ше­ние в 8 г. до н. э.: Dio 55.6.4—5. Тибе­рий как imp. II: ILS 95 (7 г. до н. э.), 147. Про­воз­гла­ше­ния состо­я­лись в нача­ле лета 8 г. до н. э., если над­пись IRT 319 пра­виль­но назы­ва­ет Авгу­ста imp. XIIII в пят­на­дца­тый год его три­бун­ской вла­сти (9/8 г. до н. э.). Одна­ко испан­ские миль­ные кам­ни, дати­ро­ван­ные шест­на­дца­тым годом его три­бун­ской вла­сти, име­ют над­пи­си как imp. XIII, так и imp.XIIII (CIL II.4920, 4922, 4931, 4936). Три­умф Тибе­рия: Dio 55.6.5, 8.2; Vell. 2.97.4; Suet. Tib. 9.2.
  • 38Об этом пра­во­мер­но пишут Левик (прим. 1), 31—32; Юрле (прим. 18), 81—85.
  • 39Пред­по­ло­же­ние о том, что импе­ра­тор пред­по­чи­тал Дру­за его бра­ту, было сде­ла­но Р. Сай­мом (R. Sy­me, Ta­ci­tus (Ox­ford, 1958), 425, и он же, His­to­ry and Ovid (Ox­ford, 1978), 153).
  • 40αἱ ἀνο­χαὶ δεύτε­ρον τὴν χά­ριν αὐτοῦ, πρὸς τὸ τὰ νι­κητή­ρια ἐν ἐκεί­ναις αὐτὸν ἑορ­τά­σαι, γε­νήσεσ­θαι ἔμελ­λον. Дион Кас­сий посто­ян­но исполь­зу­ет тер­мин ἀνο­χαὶ («пере­рыв») при­ме­ни­тель­но к Латин­ским празд­не­ствам, веро­ят­но, пото­му, что все маги­ст­ра­ты покида­ли город, чтобы на них при­сут­ст­во­вать, а не пото­му, что под­ра­зу­ме­ва­ет свя­щен­ное пере­ми­рие, пред­пи­сан­ное общи­нам-участ­ни­кам, как счи­та­ет А. Аль­фёль­ди (A. Al­föl­di, Ear­ly Ro­me and the La­tins [Ann Ar­bor, 1965], 30). Он часто сооб­ща­ет подроб­но­сти, свя­зан­ные с эти­ми празд­не­ства­ми: см. U. Bois­se­vain, Cas­sii Dio­nis Coc­ceia­ni His­to­ria­rum quae su­per­sunt V. 64—65, в ста­тье ἀνο­χαὶ.
  • 41См. новую работу T. C. Bren­nan, «Tri­um­phus in Mon­te Al­ba­no», в кни­ге R. W. Wal­la­ce и E. M. Har­ris (ред.), Tran­si­tions to Em­pi­re: Es­says in Gre­co-Ro­man His­to­ry 360—146 B.C., in ho­nor of E. Ba­dian (Nor­man and Lon­don, 1996), 315—337. Брен­нан ста­вит под сомне­ние разде­ля­е­мое мно­ги­ми мне­ние Нибу­ра о том, что этот обы­чай был воз­рож­де­ни­ем арха­ич­но­го латин­ско­го риту­а­ла (с. 321—322).
  • 42Liv. 26.21.1—6; Plut. Marc. 22.1; vir ill. 45.6; Val. Max. 2.8.5.
  • 43Inscr. Ital. 13.1, с. 86—87, 567; Dio 44.4.3, 10.1; ср. Suet. Jul. 79.1. См. так­же S. Weinstock, Di­vus Juli­us (Ox­ford, 1971), 320—331.
  • 44Bren­nan, (прим. 41), 333, прим. 46.
  • 45В этом замыс­ле мог содер­жать­ся и эле­мент игры слов: в Аль­бе (Al­ba) Друз отпразд­но­вал бы рас­ши­ре­ние рим­ской вла­сти до дале­кой Эль­бы (Al­bis).
  • 46Мож­но отме­тить, что суще­ст­ву­ет так­же связь меж­ду ова­ци­ей Цеза­ря и spo­lia opi­ma. Когда в 45/44 гг. сенат пре­до­ста­вил Цеза­рю пра­во вер­нуть­ся с Латин­ских празд­неств в ова­ции, то про­чие мно­го­чис­лен­ные поче­сти, даро­ван­ные ему, вклю­ча­ли при­ви­ле­гию посвя­тить spo­lia opi­ma, «как если бы он соб­ст­вен­но­руч­но убил вра­же­ско­го пол­ко­во­д­ца», и Дион Кас­сий сооб­ща­ет о двух этих поче­стях одно­вре­мен­но (44.4.3). Р. Сайм (R. Sy­me, Ro­man Pa­pers 1.166, 366, 419, прим. 1) отри­ца­ет пра­во Цеза­ря на посвя­ще­ние spo­lia opi­ma без доста­точ­ных осно­ва­ний. См.так­же Weinstock (прим. 43), 233.
  • 47Об арке Дру­за см. в осо­бен­но­сти F. S. Klei­ner, The Arch of Ne­ro in Ro­me (Ro­me, 1985), 33—35; S. De Ma­ria, Gli ar­chi ono­ra­ri di Ro­ma e dell’Ita­lia ro­ma­na (Ro­me, 1988), 272—274; W. D. Le­bek, «Eh­ren­bo­gen und Prin­zen­tod: 9 v. Chr. — 23 n. Chr.», ZPE 86 (1991), 47—78, на с. 71—78; L. Ri­chardson, Jr, A New To­po­gra­phi­cal Dic­tio­na­ry of An­cient Ro­me (Bal­ti­mo­re, 1992), 25; G. Pi­sa­ni Sar­to­rio, в кни­ге E. M. Stein­by (ред.), Le­xi­con To­po­gra­phi­cum Ur­bis Ro­mae, т. 1 (Ro­me, 1993), 93. Поче­сти, пре­до­став­лен­ные Дру­зу, вклю­ча­ли так­же кур­ган в Майн­це, о кото­ром см. W. D. Le­bek, «Die Main­zer Eh­run­gen für Ger­ma­ni­cus, den al­te­ren Dru­sus und Do­mi­tian», ZPE 78 (1989), 45—82, особ. 46—62, с пред­ше­ст­ву­ю­щей биб­лио­гра­фи­ей. Сведе­ний о том, как Друз был изо­бра­жен на памят­ни­ке в Майн­це, нет.
  • 48RIC I2, Clau­dius 69—72 = BMCRE Clau­dius 95—103; RIC I2, Clau­dius 98 = BMCRE Clau­dius 121—123.
  • 49Иллю­ст­ра­ции см. Klei­ner (прим. 47), илл. VII; De Ma­ria (прим. 47), илл. 51. Неко­то­рые ауреи и дена­рии (RIC I2, Clau­dius71—72) изо­бра­жа­ют Дру­за в совсем иной позе, с рукой, протя­ну­той для обра­ще­ния, на иду­щем коне. Эта поза, види­мо, была ско­пи­ро­ва­на с позы Клав­дия на его Бри­тан­ской арке, кото­рая в неко­то­рых иных отно­ше­ни­ях явно напо­ми­на­ла арку Дру­за (см. RIC I2, Clau­dius 30, 33—34, 44—45).
  • 50Le­bek (прим. 47), 71—78, где пред­ла­га­ет­ся при­мер­ный текст.
  • 51См. выше, прим. 16.
  • 52M. Bon­ne­fond, «Transferts de functions et mu­ta­tion idéo­lo­gi­que: le Ca­pi­to­le et le Fo­rum d’Augus­te», в кни­ге L’Urbs: Es­pa­ce ur­bain et his­toi­re (Ier sièc­le av. J.-C. — IIIe sièc­le ap. J.-C.) (Ro­me, 1987), 251—278, на с. 274—275.
  • 53О таких обедах см. RE viiA.510. Хотя коман­ди­ры, празд­но­вав­шие ова­ции, носи­ли мир­то­вые, а не лав­ро­вые вен­ки, фас­ции Тибе­рия и Дру­за, веро­ят­но, были уви­ты лав­ра­ми, посколь­ку они были про­воз­гла­ше­ны импе­ра­то­ра­ми.
  • 54Suet. Aug. 29.2; Dio 55.10.3; Bon­ne­fond (прим. 52), 258—259.
  • 55Я чрез­вы­чай­но при­зна­те­лен Бар­ба­ре Левик и Тома­су Вай­де­ма­ну за ком­мен­та­рии к чер­но­ви­ку дан­ной работы.
  • ПРИМЕЧАНИЯ ПЕРЕВОДЧИЦЫ:

  • [1]Пыш­ный доспех.
  • [2]Пере­вод М. Л. Гас­па­ро­ва.
  • [3]Сво­бо­ду.
  • [4]Молеб­ст­ви­ях.
  • [5]Три­ум­фаль­ные отли­чия.
  • [6]Вра­га он не раз одоле­вал вру­ко­паш­ную (пере­вод М. Л. Гас­па­ро­ва).
  • [7]Сво­их пасын­ков… он наде­лил импе­ра­тор­ским титу­лом (пере­вод А.С. Бобо­ви­ча).
  • [8]Суро­вей­шей зимой.
  • [9]После зимы.
  • [10]Из Пан­но­нии вер­нув­шись, посвя­тил.
  • ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА
    1264888883 1266494835 1262418983 1279726861 1280142572 1280145393