ул. Букирева 15, кафедра истории древнего мира и средних веков.
e-mail: info@psu.ru
Этапы развития «римского мифа».
О древнейшей римской мифологии как целостной системе представлений, объясняющих происхождение и устройство мироздания, известно очень мало. Многие исследователи прошлого века даже полагали, что поскольку римляне рано стали заимствовать элементы мифологии этрусков, греков и других народов, ни о какой собственно римской мифологии говорить не приходится. Однако позже существование римской мифологии было признано. Под римской мифологией понимаются не только реликты первобытного сознания, а в большей мере «новые» мифы, рожденные в условиях цивилизации. Динамичность перемен в социальном устройстве, системе управления, религиозной сфере древнего Рима способствовала складыванию множества мифов этиологического характера, которые объясняли квиритам ставшие непонятными рудименты давнего и недавнего прошлого. Мифы эти касались в значительной степени общественно-политической сферы. В современной философии социологии сформировалось представление об общественно-политическом мифе как о некой идеальной реальности, содержанием которой является вера людей в свое общество и государство, в их идеалы, не только исходя из обстоятельств реальной жизни, но и поверх их, порой и вопреки этим обстоятельствам1. Общественно-политическая мифология, присущая цивилизованному обществу на любой стадии его развития, способствует его стабилизации в той же степени, в какой «архаическая» мифология обеспечивает консенсус в первобытном социуме. Можно согласиться с
Общественно-политическая или параисторическая мифология римлян в научной литературе получила название «римский миф». Специфика общественно-политической или исторической мифологии заключается в том, что она создается не массовым сознанием, а творческими личностями из среды и по заказу правящей элиты. Представляется убедительной точка зрения Ж. Дюмезилем, подхваченная затем М. Грантом и другим исследователями, согласно которой формирование общественно-политической мифологии у римлян началось во время трансформации архаичного общества в античную общину, т. е. в V—
Творцами новых параисторических мифов поначалу выступали жрецы из патрицианских родов. Имена этих людей неизвестны. Затем к процессу параисторического мифотворчества подключились историки — Фабий Пиктор, Катон-старший, «старшие» анналисты; поэты — родоначальник римского эпоса Квинт Энний и др. Результатом коллективного творчества авторов, выполнявших заказ правящих родов, стал «римский миф» — представление о Риме как о избранном богами городе, самом справедливом и богобоязненном, уготованном для великой миссии. Мифообразующими стали переломные моменты римской истории: возникновение Вечного города, свержение монархии и становление республики.
Римская историческая мифология не была романтической фантазией. Реалии и вымысел здесь переплетены необыкновенно тесно. Легендарная традиция о предыстории и начальном этапе римской истории (предания об Энее, греко-латинских контактах на рубеже II—
«Римский миф» был глубоко моралистичен. Социальные и политические цели римляне выводили из моральных идеалов. Не случайно подлинному римлянину Цицерону, веровавшему в торжество высоких этических принципов даже в большой политике, принадлежала сентенция о том, что «история — учительница жизни». Наибольший морализатор из авторов «римского мифа» — Тит Ливий персонифицировал наиболее значимые в современной ему римской среде этические качества — virtus (доблесть), pietas (благочестивость), fides (верность), pudicitia (скромность), frugalitas (умеренность) — в героях римской старины Сцеволе, Манлии, Цинциннате, Бруте, Камилле, Сципионе Старшем и др.7. Неотъемлемой частью «римского мифа» являлись боги — покровители Города на семи холмах: прежде всего, Юпитер Всеблагой Величайший, Юнона и Минерва. Глубокая вера в справедливость, благородство римского государственного и общественного строя были также присущи римским государственным деятелям, воспитанным на примерах героического прошлого, в той же степени, что и коварство, корыстность, безжалостность римских политиков и воинов. Именно убежденность в моральном превосходстве Римского государства, его неукоснительной приверженности заключенным договорам и верности взятым обязательствам питала миф о превентивном, оборонительном характере римских завоеваний. Многие из римлян были уверены, что большинство войн, в которых участвовал Вечный Город, было спровоцировано противниками Рима. Отчасти, конечно, так и было, а, кроме того, большая по сравнению с другим государствами верность Рима взятым обязательствам постоянно привносила некий моральный фактор в римскую внешнюю политику. Учитывая данное обстоятельство, попытки ряда исследователей обвинить Рим в лицемерии и в присущих ему генетически захватнических устремлениях представляются явным модернизаторством8.
В то же время не вызывает сомнений, что «римский миф» содержал в себе имперский потенциал. Превращение «римского мифа» в имперскую идеологию шло параллельно с превращением Вечного Города в мировую державу. Не случайно именно в III в. до н. э. наиболее активно будировался миф об Энее, о Кибеле, троянских корнях римского народа.
Существенную роль в «римском мифе» играла идея о зависимости осуществления возложенной на Вечный Город миссии править народами и являть им пример от следования каждого поколения квиритов обычаям предков — mos maiorum. М. Грант считает, что римлянам было свойственно особое восприятие времени, чувство неразрывной связи с прошлым, исключительности и важности каждого момента истории, следствием чего служило особое внимание к важнейшим датам национальной истории9. В республиканский период среди римской элиты широкую популярность получила своеобразная теория циклического развития — Гесиодова концепция «пяти веков»10.
Согласно этой концепции, «золотой век» — время всеобщего благоденствия и гармонии — был создан Кроносом-Сатурном. На смену «золотому веку» приходят «серебряный», «медный», «век героев», «железный век», созданные Зевсом-Юпитером и отмеченные прогрессирующим упадком. На смену «железному» должен вновь прийти «золотой век»11.
В «римском мифе» сложилось понятие «государственного века», который примерно соответствовал продолжительности жизни одного поколения и насчитывал 100—
Вторая значительная волна мифотворчества пришлась на рубеж I в. до н. э. — I в. н. э., когда происходил переход от республики к империи и когда имперский характер «римского мифа» проявился в полной мере. Начатое Варроном, толкование римской мифологической традиции было продолжено Веррием Флакком, Овидием, Проперцием, Вергилием, Горацием и Титом Ливием.
Марк Теренций Варрон (116—
Марк Веррий Флакк — римский грамматик эпохи Августа, воспитатель его внуков. Он был автором многочисленных сочинений, ни одно из которых не сохранилось. Содержание главного трактата Веррия Флакка «О значении слов» (De verborum significatu) известно в изложении грамматика II в. Помпея Феста и автора VIII в. Павла Диакона.
Публий Овидий Назон (43 г. до н. э. — 17/18 г. н. э.) — знаменитый римский поэт-лирик. В поэмах «Метаморфозы» и «Календарь», а также в многочисленных элегиях использовал богатый материал греко-римской мифологии14. Секст Проперций (ок. 50 г. до н. э. — между 2 и 15 г. до н. э.) — известный римский поэт из кружка Мецената. В четвертой книге его элегий объясняется происхождение многих римских мифов, обычаев, географических названий, памятников и т. д.).
Вершиной мифотворчества эпохи Августа стало появление «Энеиды» Вергилия, третьей книги од Горация и «Истории Рима от основания Города» Тита Ливия. Не вдаваясь в детали достаточно изученной в научной литературе проблемы развития «римского мифа» поэтами и историками эпохи Августа, хотелось бы отметить, что пропагандисты «возвращения царства Сатурна» не были в чистом виде придворными льстецами, а вполне искренне выражали свои мысли и чувства, как, думается, верили в высокое назначение Августа он сам и его соратники. В имперской интерпретации о «римском мифе» появились новые акценты. Утверждалось представление о принцепсе как гаранте «золотого века». Харизматический принцепс Август стал одной из центральных фигур в «имперском мифе» и идеалом для подражания последующих властителей. В конце принципата Августа акцент с личной гарантии правителя за вечность «золотого века» империи переносится на его династию.
Эпохой Августа процесс развития «римского мифа» не завершился. В первой половине II в. общегосударственное распространение приобрел культ Вечного Рима (Roma Aeterna). Этот культ являлся концентрированным выражением «римского мифа». С ним тесно переплетался императорский культ, выраженный в почитании гения и нумена живых принцепсов и в обожествлении с санкции сената умерших властителей. Персонажи мифологии, в том числе «римского мифа» часто изображались на легендах монет, выпускаемых Антонинами, особенно — Антонином Пием.
Новые трактовки появились в III веке, когда не только Римская империя, но и вся античная цивилизация переживали острейший кризис. Уже при Антонинах в «римский миф» был интегрирован Геркулес. Благодаря некоторым своим подвигам, совершенным на территории Апеннинского полуострова, он стал восприниматься как часть древнейшей истории Италии и Рима. Сначала Геркулес считался покровителем династии. Последний из Антонинов Коммод провозгласил себя Геркулесом, который через переоснование Рима открыл новый «золотой век» римской истории. Затем Геркулес считался покровителем Септимия Севера, который также через «вековые игры» объявлял о начале «золотого века», а также покровительствовал Диоклетиану и Максимиану Геркулию. При Северах и в III в. покровителями императоров — гарантов «золотого века» Рима — провозглашаются заимствованные с Востока солярные божества: Митра, Юпитер Долихенский и т. д. В это время «римский миф» проявил в полной мере свою сущность как имперская утопия. В обстоятельствах, когда реальность через внутриполитический хаос, бесконечные вторжения врагов на территорию государства, через экономический упадок и религиозную сумятицу опровергала «римский миф», правящая элита государства и широкие массы населения пограничных провинций лихорадочно демонстрировали ему свою приверженность. Монетные выпуски императоров III в. отличаются особым разнообразием программ лозунгов, связанных с пропагандой «золотого века» как составной части «римского мифа»: SAECULUM FRUGIFERUM (плодоносящий век), SALVO AUGUSTO SAECULUM AUREUM (Золотой век спасителя-императора), SPES FELICITATIS ORBI (Счастливая надежда Рима), FELICITAS TEMPORUM (Счастливый век), ABUNDANTIA TEMPORUM (Щедрое время), CLEMENTIA TEMPORUM (Доброе время), AETERNITAS (Вечность), UBERITAS AUGUSTI (Изобилие Августа)15. В 249 г., когда бедствия империи достигали апогея, император Филипп Араб организовал «тысячелетние» игры, а Галлиен через 10 лет — «столетние» игры в надежде завершить, наконец, век «железный» и вернуть век «золотой» для Римского государства. Ярким свидетельством имперского лоялизма со стороны широких кругов населения рейнского лимеса явились десятки так называемых «юпитеровых колонн», вершина которых венчалась статуей всадника, топчущего змея, а цоколь украшали рельефы богов — хранителей Рима16. На Дунае этим временем датируются многочисленные надписи за здравие императоров на алтарях, цоколях статуй, которые были обращены к богам — хранителям государства и покровителям принцепсов17. Эти надписи также демонстрируют имперский лоялизм населения пограничных территорий. «Римский миф» помог преодолеть кризис III в. и сохранить империю.
«Римский миф» оказался очень живуч. Вера в Рим как в сакральный центр империи, гарант ее вечности и непобедимости питала сторонников возрождения язычества во главе с императором Юлианом, в том числе и последнего великого римского историка Аммиана Марцеллина.
ПРИМЕЧАНИЯ