Два аспекта 476 года
Historia: Zeitschrift für Alte Geschichte, Vol. 35, No. 3 (1986), pp. 344—371.
© 2010 г. Перевод с нем. В. Г. Изосина под ред. Г. Ранге.
с.344 476 год — это знаковая дата конца или падения Западной Римской империи. Однако «эта фраза неточна и неудачна, и представляет произошедшие изменения в ложном свете. Никакая Империя не пала в 476 году; не было никакой “Западной Империи”, которая могла бы пасть. Была только одна Римская империя, которой иногда управляли двое или более Августов… Важно понять, что с конституционной точки зрения Одоакр был преемником Рицимера…»1. У мнения Бьюри всё больше сторонников2, однако эта знаковая дата будет существовать и дальше3. Поэтому и сама эта дата4, и центральная фигура — Одоакр, решивший впредь обходиться без императоров на Западе, будут и дальше привлекать внимание.
I. Карьера Одоакра
Человек, превративший 476 год в дату, о которой мы задумываемся и сегодня, принадлежал к племени скиров, гуннов, ругов, готов или тюрингов — или в нём было понемножку от них всех. Если не учитывать три последних названия, на сообщения о которых влияют другие факторы5, то остается вполне приемлемая комбинация: его отец Эдеко был гунном6, а мать происходила из племени скиров7.
Гуннское происхождение Одоакра связано с идентификацией его отца8 в таких упоминаниях, как Ἐδέκων ἀνὴρ Σκύθης[1] (Prisc., frg. 7), ὡς τοῡ Οὕννου τὸ γένος[2] (frg. 8). Отец входил в число ближайших приближенных Аттилы и был в 448/9 году его послом в с.345 Константинополе вместе с Орестом, впоследствии отцом Ромула Августула. Находясь в этой должности, Эдеко был втянут в план Хрисафия по убийству Аттилы, однако ему удалось ловко выпутаться из щекотливой ситуации. Поэтому вполне вероятно, что после смерти Аттилы и распада гуннской державы он смог стать вождем скиров, воспользовавшись своими родственными связями. Однако нам не стоит считать его и Одоакра чистокровными скирами9, исходя только из этого факта, на основании их германских имён10 и сообщения Иоанна Антиохийского (frg. 209, 1), — вопреки однозначному и надёжному свидетельству Приска, знавшего Эдеко лично (frgg. 7/8). Судя по всему, смешение народов при дворе Аттилы прямо-таки способствовало заключению межплеменных браков среди знати. Во всяком случае, Эдеко и Оноульф появляются в конце
Одоакр в связи с этими событиями не упоминается. Самым простым объяснением этого было бы то, что он не входил вместе с отцом и братом в число скирских вождей. В немецкоязычной литературе, как правило, предполагается14, что Одоакр находился в дружине своего отца и после проигранной битвы при Болии направился в Италию. Во всяком случае, по дороге туда он посетил св. Северина, который предсказал ему власть над Италией15. Поскольку Одоакр в 471/2 году был в свите Рицимера (Joh. Ant., frg. 209, 1), его встреча с Северином не могла произойти позже 470 года16. В противоположность этой точке зрения все английские с.346 исследователи предполагают17, что до 469 года Одоакр находился в Галлии18. Оба взгляда пока что существуют параллельно без какого-либо опровержения и обсуждения19.
В пользу немецкой точки зрения, несомненно, говорит то, что множество рассеянных при Болии отрядов бродило в это время по провинции Норик. Так там появляется и Гунимунд, король свевов с 469 года, теперь, однако, лишь с незначительной дружиной20. Напротив, английская точка зрения не нуждается в объяснении отсутствия упоминания Одоакра в окружении его отца. То, что вождь саксов в Галлии носил то же имя, признается и немецкими исследователями21. Григорий Турский называет его дважды (HF II 18) Adovacrius и дважды (в изложении содержания к гл. 18 (!) в начале книги II и в HF II 1922) Odovacrius. Не существует однозначных доводов ни в пользу какой-либо идентификации, ни против неё. Как Григорий не утверждает того, что сам вождь саксов принадлежал к этому племени23, так и Евгиппий не сообщает о том, что Одоакра при посещении им кельи Северина сопровождали скиры, как охотно утверждается в немецкой литературе24. Все другие сообщения о национальной принадлежности дружины Одоакра относятся с.347 ко времени захвата им власти25. Но с другой стороны, Григорий и не говорит (в противоположность Евгиппию) об «Odovacar, qui postea regnavit Italia»[3]. Скорее всего, он вообще ничего не знает о королевстве Одоакра в Италии, иначе не приводил бы то различные, то одинаковые формы имени.
Несмотря на это, следует остановиться на какой-то одной (и, по моему мнению, на английской) версии, чтобы не оставлять существовать одновременно две мыслимые, но противоречащие друг другу возможности. В самом деле, имя Одоакр встречается не настолько часто, чтобы можно было предположить существование двух носителей этого имени в одном и том же поколении26. Одоакр в 463 г. был уже достаточно взрослым27 для того, чтобы быть предводителем собственной дружины. Если уж непременно считать его скиром, то он мог быть среди тех скиров, которые в 451 году сражались на Каталаунских полях на стороне Аттилы28 и после его поражения могли попасть оттуда к саксам. Также возможно, что он, будучи сыном высокопоставленного лица при гуннском дворе, находился у саксов с.348 по поручению короля гуннов и после смерти Аттилы создал свою собственную дружину. Во всяком случае, саксы сражались на Каталаунских полях на стороне римлян29; но вряд ли удастся когда-либо однозначно ответить на вопрос, были ли в армии Аттилы30 среди почти совершенно неизвестных нам народностей и саксонские отряды. А власть Аттилы распространялась на территории вплоть до Нижнего Рейна31. Весьма вероятно и отождествление саксов Одоакра с саксонскими пиратами, появившимися в 456 году в устье Луары32. Это свидетельствует о том, что Одоакр стремился создать с саксами в Галлии собственную подвластную территорию уже вскоре после 453 года. Однако эти планы были расстроены римским комитом Павлом в союзе с объединившимся с ним франкским королем Хильдерихом, когда Одоакр после смерти Эгидия взял заложников от Анжера и других городов. Павел пал в борьбе. После дальнейших боев, понеся значительные потери, Одоакр был вынужден заключить с Хильдерихом союз, чтобы воспрепятствовать отделению аланов. Эти события, несмотря на запутанное описание у Григория Турского, можно датировать временем от 463 до 469 года33. Положение Одоакра стало шатким и, вероятно, поэтому он отправился к своим родственникам. Однако в это же время Эдеко и Оноульф, возглавлявшие племя скиров, утратили своё положение. Слухи об этом дошли до Одоакра и он решил посетить Северина. Он добрался до него в весьма жалком виде34. Вероятно, Северин снабдил его для путешествия в Италию не только пророчеством, но и рекомендательным письмом. То, что Св. Северин располагал связями с важными людьми в Италии, которые могли бы быть полезны Одоакру, становится особенно ясно, если отождествить его с одноимённым консулом 461 года35. Во всяком случае, Одоакр считал себя позже обязанным ему, раз Северин смог успешно ходатайствовать перед ним о помиловании некоего Амвросия36. Поэтому Одоакр наверняка с.349 явился в Италию не просто обычным путником и, видимо, вскоре стал членом императорской личной охраны37.
Его брат Оноульф делал карьеру на Востоке. Едва лишь он прибыл туда с поля сражения при Болии, совершенно без средств, как Армат сделал его сначала своим комитом — а позже magister militum per Illyricum — и, кроме того, снабдил крупной суммой денег38. Почему Армат это делал и в каком положении он тогда находился — и то и другое следует из не принимавшегося ранее во внимание источника: …Ὀδόακρος,… πατρὸς δὲ Ἰδικῶνος, καὶ ἀδελφὸς Ὀνοούλφου καὶ Ἁρματίου, σωματοφύλακός τε καὶ σφαγέως γενομέωου. (Joh. Ant., frg. 209, 1) — Одоакр был братом не только Оноульфа, но и Армата, и Оноульф отправился непосредственно к своему брату, который по-братски с ним поделился. В специальной литературе отсутствуют указания на то, что Иоанн Антиохийский называет Одоакра также и братом Армата39. Однозначность текста не оставляет желать большего. А Иоанн Антиохийский известен своей надежностью, тщательностью и выбором хороших современных ему источников для своих выписок40. Т. е. Армат был тогда (примерно с.350 в 470 году) σωματοφύλαξ, императорским телохранителем; позже он был известен как «живодер»41.
Это до сих пор игнорировавшееся родство становится особенно важным в более широком контексте. Следовательно, и Одоакр был членом семьи, принадлежавшей к позднеримскому военному сословию42, так как общепризнанно, что его брат Армат был племянником узурпатора Василиска и императрицы Верины, жены Льва I и тещи Зенона и Анастасия. Как и Армат, Оноульф и Одоакр находились в свойстве с западным императором Непотом. До сих пор родители Армата не были известны, однако теперь, после вышесказанного, их можно назвать. Вероятно, скирская мать троих братьев была сестрой Василиска. Тех, кого смущает, что вследствие этого Василиск оказывается варваром, отсылаем к сообщению источника, свидетельствующего именно об этом43. Брак между Эдеко и сестрой Василиска должен был быть заключён уже около 430 года, так как Одоакр родился в 433 году44. Знакомство Эдеко с Василиском могло произойти как в Константинополе — он не впервые был там в 448/9 гг.45 — так и при гуннском дворе, если Василиск и его родственники лишь в 454 году вместе со скирами перебрались на римскую территорию46. И, наконец, Лев в 469 году оказал ощутимую помощь своим скирским сородичам в столкновении с остготами, в противоречие намерениям Аспара46a.
с.351 Армат, со своей стороны, делал карьеру, следуя за Василиском. Василиск, как шурин Льва, превратившегося по инициативе Аспара из военного трибуна в императора, стал в середине
Таким образом, именно Армат дал своё имя тому году, в котором его брат Одоакр получил власть в Италии! Третий брат, Оноульф, вероятно, всё время находился при Армате и благодаря его влиянию достиг теперь должности magister militum Иллирика. Однако покровительство брата не помешало Оноульфу собственноручно убить того в 477/8 гг. по желанию Зенона48. Ещё в 479/80 гг. Оноульф вместе со своим преемником на посту magister militum Иллирика Сабинианом командовал восточно-римскими войсками против остготов Теодериха Великого49. Однако можно предположить, что несколько позже он отправился к своему брату Одоакру в Италию. По его поручению он уничтожил в 488 году королевство ругов в Норике50. В 493 году, вскоре после убийства Одоакра Теодерихом он был убит в церкви51.
с.352 Впервые Одоакр появляется в Италии в свите Рицимера во время его столкновения с Антемием в 471/2 гг.52 В 476 году он воспользовался представившейся возможностью и возглавил наемников-варваров, когда Орест отказал им в выделении трети земель, которых они добивались по праву «гостей» (hospitalitas). 23 августа они провозгласили его королём53, т. е.: «В те же дни, когда Зенон во второй раз взошёл на трон Востока…»54.
Какое же значение имеет родство Одоакра с Арматом и Василиском для оценки событий 476 года? Слишком легко представить себе «тайный заговор», согласно которому в 475/6 гг. одна-единственная семья взяла власть во всей Римской империи в свои руки и Василиск желал править как единственный император со своими племянниками Арматом и Одоакром как magistri militum praesentales на Востоке и на Западе. Такую политическую концепцию можно себе представить. 23 августа 476 года Одоакр не мог знать о том, что его дядя в течение недели потеряет титул императора. Он, однако, должен был знать, что Армат между тем перешёл на другую сторону. При любом из мыслимых исходов разрешения конфликта на Востоке Одоакр должен был представляться германским наёмникам Запада подходящим человеком. Ромул Августул был признан Василиском, но не Зеноном55. Кроме того, источники56 с редким единодушием сообщают нам о том, что инициатива не исходила от Одоакра, что он, скорее всего, воспользовался благоприятным случаем. Конечно, Одоакр охотнее увидел бы на императорском троне своего дядю. Рано или поздно дело дошло бы до образования новой династии в этой ветви позднеримской военной аристократии. 476 год никому не показался бы более примечательным, чем 457 или 474 — разве что из-за факта существования германской династии.
Когда же Одоакр принял решение обходиться впредь без императоров? Как только Одоакр услышал о повторном вступлении Зенона на престол, он послал от имени низложенного Ромула Августула делегацию сената в Константинополь с соответствующими предложениями императору56. Запад не нуждается ни в каком собственном императоре, общий император для Востока и Запада будет достаточен для защиты границ. Одоакр способен представлять его интересы равным образом как во время войны, так и во время мира, и Зенон с.353 должен предоставить ему титул патриция и управление Италией. Вероятно, делегация передала императору во время своего посещения регалии упраздненной Западной империи57. Одоакр недвусмысленно стремился к узаконенному императором положению патриция и magister militum praesentalis, занимая которое, Рицимер, например, уже в течение какого-то времени представлял центральную власть и без западного императора. Вероятно, он ожидал поддержки от своего брата Армата, чтобы добиться осуществления идеи власти двух магистров армии при императоре — теперь при Зеноне. Армат к этому времени занимал на Востоке должность презентального магистра армии! Одновременно с делегацией сената и посланниками Одоакра к византийскому двору прибыло и посольство Непота, последнего законного западного императора, изгнанного в 475 году Орестом, но сумевшего сохранить власть над Далмацией. Непот поручал передать поздравления Зенону в связи с возвращением ему титула императора и просил у него помощи деньгами и войсками для достижения такой же цели и им самим. Зенон выслушал все пожелания и предложения. Он выпроводил римских сенаторов с ответом, что они уже получали с Востока двух императоров: Антемия убили, а Непота изгнали. Собственно, они сами должны знать, что им делать — так как один из них ещё жив, они должны признать его императором при его возвращении. Одоакру же он повелел передать, что тот должен обратиться за титулом патриция к Непоту. Он, однако же, произведёт назначение со своей стороны, если Непот не опередит его. Он ожидает от Одоакра, что тот будет, как и ранее, уважать существующий правопорядок и возвратит Непота как императора в Италию, за что тот его соответствующим образом вознаградит. В прилагаемом послании Зенон обращался к Одоакру уже как к патрицию и тем самым уклонился от формального назначения. Послание же Зенона Непоту полно банальностей, выражения сожалений о претерпеваемых бедах и жалоб на силу судьбы, несмотря на то, что тёща Зенона Верина заступалась за Непота, женатого на её племяннице.
Зенон был недостаточно силён, чтобы вмешаться в ситуацию на Западе. Поэтому он не связывал себя обязательствами и оставлял для себя все пути открытыми. Кажется, что родственные отношения в данном случае не учитывались: из Joh. Ant., frg. 209, 1, следует, что, хотя Одоакр был племянником Верины, но и жена Непота была её племянницей58. Зенон был занят тем, чтобы освободиться от своего могущественного военачальника Армата59. Судя по всему, самое позднее после устранения его брата Армата его же братом Оноульфом Одоакр официально с.354 признал главенство Зенона, чтобы лишить того возможности действовать против него. Братоубийство лишало его поддержки с Востока. На то, «что Одоакр признал Непота западным императором», указывают, во всяком случае, нумизматические данные60. Хотя Одоакр и не выполнил требования Зенона о возвращении Непота в Италию, но, по-видимому, представлял его как законного императора, а себя — как его магистра армии. С 475 года Непот правил Далмацией как отдельным государством61. Когда в 480 году он был убит собственной свитой62, Одоакр выступил как мститель за своего зятя и императора и воспользовался этим случаем для того, чтобы в 481/2 гг. присоединить Далмацию к подвластным ему территориям63. Зенон бездействовал. Перед посольством западных (?) галлов, не желавших признавать положение Одоакра после убийства Непота, он скорее проявил к нему своё расположение64. Должно быть, ещё до смерти Непота существовало, по меньшей мере, молчаливое соглашение между повелителями восточных и западных римлян65. Поэтому с 480 года западные консулы признаются также и на Востоке66. После смерти последнего законного императора в это соглашение было внесено дополнение о том, что Status quo ante сохраняло силу также и в отсутствие императора на Западе. Предложение Одоакра в конце 476 года полностью становится реальностью в 480 году. Однако при столкновении с Теодерихом Великим Одоакр изменил своему принципу: он последовал примеру своего предшественника Ореста и повелел провозгласить своего сына Телу цезарем67.
Замысел Одоакра, как и то, что Зенон терпел его господство, были, как и их соглашение, Clausulae rebus sic stantibus[4]. Формальное государственное единство с.355 Востока и Запада не было фикцией и после 480 года: конституционное положение Одоакра (и его — mutatis mutandis — преемника Теодериха68) по отношению к римским жителям подвластных ему территорий нуждалось в узаконивающем акте императора. Формального подтверждения его власти в Италии, в котором в 476/7 гг. ему было ещё отказано, Одоакр достиг, самое позднее, благодаря упоминаемому Кандидом (frg. 1) посольству после смерти Непота. Это было вершиной его карьеры.
II. 476 год в источниках
476 год, называемый современной наукой годом окончания эпохи античности, — единственная из установленных таким образом границ эпох, имеющая свое обоснование в источниках. Она обязана своим значением низложению последнего, пусть и незаконного, но всё же правившего в Италии, западного императора. Однако эта дата не означает «завершения этой линии западных императоров; следует подчеркнуть, что в данном случае знаковой датой для этого события был 480 год. Юлий Непот, умерший в этом году, был последним законным императором на Западе»69, а самым последним, о ком определённо сообщается, что он заявил права на Западную империю, был сын Одоакра Тела70. Но ни в 476, ни в 480 году формальное единство Римской империи не прекратилось.
Одоакр (и остготские короли) действовали как представители одного императора. Откуда же берёт своё начало оценка источниками 476 года и низложения Ромула Августула как конца Западной империи? Она ни в коем случае не соответствует легитимистской точке зрения, с.356 официально представляемой Зеноном71, так как она не учитывает Непота. Напротив, она особо подчеркивает приход к власти в Италии германцев — при отказе от теневого императора и при формальном признании единственного теперь императора Востока как верховного правителя, т. е. намекает на фактическое положение Одоакра и Теодериха.
Самая ранняя дошедшая до нас характеристика 476 года как конца Римской империи приводится в замечании, содержащемся в «Житии Северина» Евгиппия, относящемся к 511 году. Евгиппий (20, 1) сообщает: «Per idem tempus, quo Romanum constabat imperium, multorum milites oppidorum pro custodia limitis publicis stipendiis alebantur; qua consuetudine desinente simul militares turmae sunt deletae cum limite…»[5] Он связывает дату, к которой Римская империя прекратила существование — и не только в Норике72 — с крушением лимеса, которое он видел в оставлении крепостей. Евгиппий предполагает здесь, однако, и причину и следствие. Тем не менее, оставление Дунайского лимеса происходило упорядоченно73. Орест едва ли был способен окончательно оставить Барбарии Паннонию и Норик, где Романия без особого ущерба74 выдержала натиск гуннов. В конце концов, его родной провинцией была как раз Паннония, а его жены — Норик75.
Для Евгиппия точкой отсчёта76, после которой для него прекратила существование Римская империя (V. Sev. 20, 1), стало посещение Одоакром Северина (7), с.357 которое выше датировалось 470 годом. V. Sev. 32 — Одоакр уже король в Италии77. Банальная констатация того факта, что 476 год должен лежать где-то между этими событиями, следует также из цитируемых Анонимом Валезием (46/7) отрывков из Жития Северина, касающихся Одоакра. Евгиппий довольно последовательно придерживался хронологии78. Однако Евгиппий не даёт никакой точной датировки событий, упоминаемых им в жизнеописании Северина. Но всё свидетельствует о том, что он датирует конец Римской империи именно 476 годом. И, вероятно, именно Одоакр окончательно отменил жалованье, довольно нерегулярно выдававшееся в
Евгиппий упоминает о конце Римской Империи как бы между прочим. Он сообщает о получении «extremum stipendium» лишь как о причине, которая побудила нескольких пограничных солдат отправиться в Италию, для того, чтобы проиллюстрировать предсказание Северина о их гибели. В описываемых им событиях отсутствовала какая-либо необходимость называть точные обстоятельства, при которых Римская империя прекратила своё существование. Напротив, упоминание Евгиппия об этом как бы между прочим означает, что такое толкование событий 476 года было для него само собой разумеющимся. Оно было для него настолько очевидным, что не требовало дополнительных пояснений. С другой стороны, эта дата казалась ему настолько значительной, что он единственный раз уточнил неопределённый оборот «Per idem tempus…» именно здесь80. Однако в большинстве соответствующих источников81 с.358 мы находим совершенно противоположную интерпретацию событий 476 года. Низложение Ромула Августула не признается большинством соответствующих авторов достойным упоминания. То, что Евгиппий упоминает этот факт, как очевидный, можно объяснить только тем политическим окружением, в котором он находился, когда составлял жизнеописание Северина. А это окружение может быть теперь определено достаточно легко.
В этой связи то обстоятельство, что Евгиппий в 511 году, когда он писал Житие Северина, был настоятелем монастыря, возникшего вокруг смертных останков святого в старой усадьбе Лукулла, — не просто интересный факт82. Этот самый Лукулланум был предоставлен Одоакром для проживания низложенному Ромулу Августулу и его самым близким родственникам83. Ещё в 510 году законность дарения Ромулу и его матери была подтверждена Теодерихом Великим84. Это подтверждается множеством косвенных признаков: деятельность Северина на родине родителей Ромула, его отношения с этой семьёй и, наконец, перенос его останков в усадьбу Ромула некоей Варварой, в тождественности которой с женой Ореста и матерью Ромула едва ли можно усомниться85. Вероятно, в окружении экс-императора часто обсуждался вопрос: «Что было бы, если…?» Именно здесь, скорее всего, образ действий Одоакра в 476 году был интерпретирован таким образом. И именно здесь могло возникнуть то впечатление самоочевидности, с которой Евгиппий помещает эту точку зрения в придаточное предложение. Здесь постоянно помнили и о значении 476 года, поэтому этот год легко было переоценить.
Иначе обстоит дело со вторым комплексом источников, из которых мы можем извлечь такую оценку 476 года. В них пристальное с.359 внимание уделяется сомнительной интерпретации. Проблема заключается в дословном соответствии текста трёх источников в этом пункте86:
Marc. Com., Chron. ad a. 476, 2:
Odoacar rex Gothorum Romam optinuit. Orestem Odoacer ilico trucidavit. Augustulum filium Orestis Odoacer in Lucullano Campaniae castello exilii poena damnavit. Hesperium Romanae gentis imperium, quod septingentesimo nono urbis conditae anno primus Augustorum Octavianus Augustus tenere coepit, cum hoc Augustulo periit, anno decessorum regni imperatorum quingentestmo vigesimo secundo, Gothorum dehinc regibus Romam tenentibus.
Jord., Get. 242/3:
… Odoacer Torcilingorum rex habens secum Sciros, Herulos diversarumque gentium auxiliarios Italiam occupavit et Orestem interfectum Augustulum filium eius de regno pulsum in Lucullano Campaniae castello exilii poena damnavit. sic quoque Hesperium Romanae gentis imperium, quod septingentesimo nono urbis conditae anno primus Augustorum Octavianus Augustus tenere coepit, cum hoc Augustulo periit anno decessorum prodecessorumue regni quingentesimo vicesimo secundo, Gothorum dehinc regibus Romam Italiamque tenentibus.
Jord., Rom. 344/5:
…Odoacer genere Rogus Thorcilingorum Scirorum Herolorumque turbas munitus Italiam invasit Augustulum que imperatorem de regno evulsum in Lucullano Campaniae castello exilii poena damnavit. sic quoque Hesperium regnum Romanique populi principatum, quod septingentesimo nono urbis conditae anno primus Augustorum Octavianus Augustus tenere coepit, cum hoc Augustulo periit anno decessorum regni imperatorum quingentesimo vicesimo secundo: Gothorum dehinc regibus Romam tenentibus.
Из сопоставления трёх этих текстов ясно видно, что они почти не отличаются друг от друга в отношении упомянутого высказывания. Однако тем самым это свидетельство (дословные совпадения текстов можно объяснить только предположением о наличии единого первоначального текста) оказывается в центре дискуссии об отношениях зависимости между Марцеллином Комитом и Иорданом, с одной стороны, и между ними обоими и Кассиодором или, соответственно, Симмахом, с другой стороны. Не приводя эту дискуссию ещё раз полностью, всё же приходится сказать, что в ней обсуждается полная зависимость текста Иордана в Romana с.360 от текста Симмаха87 в семитомной Historia Romana88, тогда как в Getica он выписывал исключительно из Historia Gothica Кассиодора89. Согласно этой дискуссии, Марцеллин также придерживался текста Симмаха, почему и появились частые совпадения. Логично, что источником процитированного выше высказывания о 476 годе и его интерпретации как конца Римской империи принято считать Симмаха90.
Мнение о зависимости Иордана и, следовательно, Марцеллина Комита от Симмаха несостоятельно. Потому что такую же зависимость между Иорданом и Марцеллином Комитом можно видеть также и после предполагаемого окончания Historia Romana Симмаха (489 год)91, например, непосредственно после 489 года92:
Marc. Com., Chron. ad a. 491, 1:
Anastasius ex silentiario imperator creatus est.
—ad a. 492:
Dum bellum paratur Isauricum dumque iidem Isauri imperium sibi vindicare nituntur, in Frygia iuxta Cottiaium civitatem undique confluunt, ibique Lilingis, segnis quidem pede, sed eques in bello acerrimus a Romanis primus in proelio trucidatur, omnesque simul Isauri fugae dediti per montana asperaque loca Isauriam repetunt. hoc bellum Isauricum per sex annos tractum est.
—ad a. 518, 2:
Anastasius imperator subita morte praeventus maior octogenario periit: regnavit annos viginti septem menses duos dies viginti novem.
с.361 Jord., Rom. 354/5:
Anastasius ex silentiario subito ab Ariagne Augusta in imperio sumptus simulque imperator et maritus innotuit, regnavitque ann. XXVII m. II contra quem Isauri dum sibi quod illis tyrannus ille adiecerat donativum et Zenon reconciliationis gratia invitus largierat ab isto fraudantur, arma arripiunt. consertoque proelio iuxta Cotziaium Frygiae civitatem castra metati pene per sex continuos annos rei publicae adversantur: ubi et Lilingis, eorum et in bello et in consilio praevius, quamvis pedibus ob corporis debilitate signis, eques tamen in bello acerrimus, dum peremptus fuisset, omnes Isauri fugierunt atque dispersi sunt et devicti et perquaquam exilio relegati urbesque eorum nonnullae solo usque prostratae.
Если придерживаться выводов Энслина, следует предположить, что и здесь оба делают выписки из одного и того же источника, однако по-разному расставляют акценты, а Иордан привлекает и другие тексты92. При такой предпосылке Симмах никак не может приниматься в качестве непосредственного источника, скорее им мог быть Евстафий Епифанийский (до 502 года)93. Так как та же зависимость проявляется и при описании событий, произошедших уже после смерти Симмаха:
Marc. Com., Chron. ad a. 519:
Iustinus a senatu electus imperator continuo ordinatus est. Amantius palatii praepositus, Andreas, Misahel et Ardabur cubicularii Manichaeorum fautores et Iustini Augusti deprehensi sunt proditores. quorum duo Amantius et Andreas ferro trucidatt sunt, Misabel et Ardabur Serdicam in exilium missi. Theocritus Amantii satelles, quem idem Amantius praepositus ad regnandum clam praeperaverat, comprehensus et in carcere saxis contusus ingentibus periit salsoque in gurgite iacu it, sepultura quoque cum inperio, cui inhiarat, caruit. Vitalianus Scytha Iustini principis pietate ad rem publicam revocatus Constantinopolim ingressus est septimoque receptionis suae die magister militum ordinatus.
—ad a. 520:
Vitalianus consul septimo mense consulatus sui sedecim vulneribus confossus, in palatio cum Celeriano et Paulo satellitibus suis interemptus est.
—ad a. 527:
Anno regiae urbis conditae centesimo nonagesimo septimo Iustinus imperator Iustinianum ex sorore sua nepotem iamdudum a se с.362 Nobilissimum designatum participem quoque regni sui successoremque creavit kalendas Apriles: ipse vero quarto ab hoc mense vita decessit, anno imperii nono mense secundo.
Jord., Rom. 360—
Iustinus ex comite scubitorum a senatu imperator electus ann. regnavit VIIII. qui mox inhiantes regno suo Amantium praepositum palatii, Andream et Misahel et Ardaburem cubicularios sentiens aflixit. nam Amantium et Andream ferro truncavit, Misahelu et Ardaburem Serdica in exilio misit. Theocritum quoque satellitem Amantii, quem idem Amantius ad regnandum clam praeperaverat, conpraehensum carceratumque saxis contusit ingentibus salsumque in gurgite iacuit, sepultura cum imperio, cui inhiaverat, eum privans: foedusque cum Vitaliano percussit et ad se evocitum magistrum militum praesentis et consulem ordinarium fecit: quem rursus in suspicionem habens facti prioris XVI vulneribus in palatio cum Celeriano et Paulo satellitibus effosum peremit. hic quoque imperator ante quarto mense obitus sui, senectute sua consulens et rei publicae utlitatibus, Iustinianum ex sorore sua nepotem consortem regni successoremque imperii ordinans, rebus humanis excessit.
Отношения между обоими авторами необходимо оценивать дифференцированно. Иордан, очевидно, придерживался в Romana Хроники Марцеллина, которую иногда дополнял (наряду с Getica) из какого-то другого источника (или источников?), который, видимо, останется неизвестным94, а именно, начиная с Rom. 315 (точнее, вероятно, с 319) до Rom. 36695:
Marc. Com., Chron. ad a. 533:
Post diuturnum immanemque laborem contra Medos Romanis gestum sudoribus tandem per Rufinum patricium perque Hermogenem magistrum officiorum, utrumque legatum a principe nostro missum, pax cum Parthis depecta est sponsione percussi foederis ab utroque imperatore invicem sibi muneraque deinde concordiae missa.
Jord., Rom. 365:
eodemque anno post diuturnum immanemque laborem, quod contra Parthos Romanorum fuisset gestum sudoribus, per Rufinum patricium perque Hermogenem magistrum officiorum et utrumque legatum directum a principe pax depicta est foedusque initum et munera ab utroque sibi invice principe distinata.
Между Rom. 354 и 366 находятся как прямые цитаты Иордана из Хроники Марцеллина, так и парафразы. Ясно видно, что и парафразы Иордан выписал почти исключительно из этой хроники. Отклонения объясняются с.363 использованием других неизвестных источников. Однако всё это касается только Romana95.
С Rom. 366 начинаются столь же многочисленные параллели с Getica. Кажется (при первом взгляде на примечания Моммзена), что в последующих частях текста (— Rom. 385) Иордан комбинировал свою Getica (а точнее — Historia Gothica Кассиодора) с продолжателем Марцеллина Комита. Но, вероятно, он его всё же не использовал95. Очевидно, он располагал лишь редакцией хроники, доходившей только до 534 года. Напротив, из почти дословного совпадения его формулировок с продолжателем Марцеллина Комита следует, что оба пользовались одним и тем же оригиналом96. Два спорных высказывания касаются соответствующих готских королей после низложения последнего из Амалов: что королями были провозглашены Витигис «…regiam puellam Maathesuentham Theodorici regis neptem sibi plus vi copolat quam amori» (Jord., Rom. 373) или «…Matesuentham nepotem Theodorici sibi sociam in regno plus vi copulat quam amore». (Auct. Marc. Com. ad a. 536, 7) и Тотила «malo Italiae» (Jord., Rom. 379; Auct. Marc. Com. ad a. 542, 2) был провозглашен королем. Обе параллели не позволяют усомниться в том, что авторы (поскольку и в остальном тексте совпадает содержание отдельных отрывков) воспользовались здесь формулировками из общего источника. Судя по всему, это может быть только Historia Gothica Кассиодора97. Противоположную возможность (что Кассиодор использовал Auctarium (Дополнение) к Хронике Марцеллина) можно, пожалуй, исключить98. Следующее противопоставление отрывков из Getica Иордана и Auctarium подтверждает, что у них обоих был один и тот же источник информации:
Auct. Marc. Com. ad a. 536, 4—
Gothorum exercitus Theodahadum regem habens suspectum Vitigis in regno asciscit: qui mox in campos Barbaricos regnum pervasit. Expeditione soluta Romam ingreditur, ubi iam Agapito Constantinopoli defuncto Theodahadus rex Silverium episcopatui subrogarat: ibique residens dirigit Ravennam. Theodatum occidit in loco qui dicitur Quintus iuxta fluvium Santernum et ipse subsequitur per Tusciam omnes opes Theodati diripiens, quas in Insula vel in Urbevetus congregaverat.
с.364 Jord., Get. 309/10:
quod Gothorum exercitus sentiens suspectum Theodahadum clamitat regno pellendum et sibi ductorem suum Vitiges, qui armiger eius fuerat, in rege levandum. quod et factum est; et mox in campos Barbaricos Vitiges in regno levatus Romam ingreditur praemissisque Ravenna fidelissimis sibi viris Theodahadi necem demandat. qui venientes imperata sibi perficiunt et occiso Theodahado regem qui a rege missus adveniebat (et adhuc in campos Barbaricos erat Vitigis) populis nuntiat.
Вот что получается, когда два автора делают выписки из одного источника, но пользуются частично разными сведениями. Для обоих трудность заключалась в том, что нужно было представить происходившие почти одновременно события: провозглашение королем Витигиса и убийство Теодахада, а, кроме того, и взятие Неаполя Велизарием, упоминаемое в Auctarium непосредственно перед процитированным отрывком, а у Иордана — сразу после него. У обоих затем следует бракосочетание между Витигисом и Матасунтой. Как и в вышеприведённых примерах, ясно видно, что и в других местах Getica и Romana буквальные параллели с текстом Auctarium ограничиваются лишь частями (правда, примечательными) предложений и фрагментами формулировок. Но об Италии оба автора располагают почти одними и теми же сведениями. Это подтверждает истинность того, что Иордан привлекал для Romana Хронику Марцеллина непосредственно и обильно. Совершенно иная картина представляется после конца Хроник. Здесь оба автора извлекают сведения только из одних и тех же источников. В Getica имеются параллели с Auctarium лишь в тех местах, которые касаются италийско-готских отношений. В Romana это не так. Но и здесь можно обоснованно предположить, что среди источников сведений об италийско-готских отношениях был Кассиодор99. Как раз для тех мест в Romana, которые касаются событий войны с остготами в Италии и 540—
И постоянно упоминаемые немногочисленные параллели между Марцеллином Комитом и Getica103 не могут быть прямыми цитатами Иордана из Хроники Марцеллина. Как раз по сравнению с соответствующими местами Romana (324/5, 334ff.), в Getica 156/6 и Getica 235ff. прямо проявляется влияние Кассиодора104. «…Africa, quae in divisione orbis terrarum a plerisque in parte tertia posita est…» (Marc. Com., Chron. ad a. 534) или «…Africa, quae in divisione urbis terrarum tertia pars mundi describitur…» (Jord., Get. 172) — это, пожалуй, лишь литературные штампы105. Marc. Com., Chron. ad a. 445, 1 (Bleda rex Hunnorum fratris sui insidiis interimitur) имеет с Get. 181 (Bleda enim fratre fraudibus interempto…), конечно, общее содержание, но непосредственно в формулировке совпадает только имя. Сходство может проистекать как раз из общего источника Кассиодора и Марцеллина (Приска)106. Тем более, что создаётся впечатление, что Хроника Марцеллина (ad a. 455—
Для Иордана мотив к ослаблению формулировки от идеологической к географической при почти одновременном составлении обоих произведений должен был бы быть в Romana тем же самым, что и в Getica. То, что он не вставил «Italiamque» в Romana, доказывает, что здесь прямая цитата из Хроники Марцеллина. Если он, однако, исправляет в Romana атрибуты Одоакра в предложении «Odoacar rex Gothorum Romam optinuit»111, следуя Historia Gothica Кассиодора, то он берет у него и менее идеологизированное «Italiam»112. Автором географического ослабления главы Марцеллина является Кассиодор, следовательно, Иордан цитирует эту фразу в Getica в такой формулировке из его Historia Gothica. Даже если бы Марцеллин под воздействием литературных примеров113 склонился к утверждению, что конец Западной Римской империи приходится на 476 год, с.367 всё же именно его латинскую формулировку цитировали Иордан в Romana и Кассиодор в Historia Gothica. Марцеллину следует присудить авторское право на эпохальность 476 года и основанную на этом традицию. Однако за ним не желают признавать такую проницательность114.
Что нам всё же известно о Марцеллине Комите?115 Прежде всего то немногое, что он сам сообщает нам о себе во вступлении к своей хронике: ego vero vir clarissimus Marcellinus comes… О возникновении своей хроники он сообщает следующее: задумав её как продолжение начатого Иеронимом перевода и продолжения Евсевия, он расширил первую версию, первоначально доведённую только до 518 года, во второй редакции до 534 года. Больше сведений о Марцеллине сообщает Кассиодор: он происходил из Иллирии — родины Юстиниана. До времени опубликования — первой редакции (!?) — Хроники, т. е. до вступления Юстиниана на престол, он был его секретарем. Первой редакцией он доказал свою благодарность за его принятие в свиту (obsequium), а второй хотел представить себя одним из самых больших почитателей Юстиниана116. Это подтверждает, что Кассиодору была известна не только Хроника, но и более подробные обстоятельства жизни Марцеллина: Кассиодор знал, что до 518 года Марцеллин находился в свите престолонаследника Юстиниана, что он написал первую редакцию Хроники как личное поздравление к вступлению Юстиниана на престол и за благосклонно принятую Юстинианом вторую редакцию был удостоен титула clarissimus. Именно так следует понимать оба звания (vir clarissimus, comes), которыми Марцеллин именует себя во Вступлении. Марцеллин избрал для завершения своей Хроники не окончание правления Юстина I, а вступление на престол своего покровителя. Для второй редакции представилась возможность завершить её победоносной войной с вандалами, как первым большим триумфом Юстиниана117. К этой тенденции Хроники подходят и прилагаемые только к имени Юстиниана эпитеты превосходной степени: famosissimus, nobilissimus и victor118. Марцеллин не был лишь простым «почитателем Юстиниана»119. Даже если Хроника, вероятнее всего, и не была с.368 работой на заказ, она всё же написана в духе Юстиниана. Марцеллин желал чего-то достичь. Судя по всему, и Продолжатель Марцеллина Комита не был слишком далек от этого политического направления. И как завершение его Дополнения вполне представим конец готской войны (ок. 552—
Теперь мы можем отнести высказывание о наступившем с низложением Ромула Августула конце Римской империи, которое Марцеллин записал первым, к имперской пропаганде Юстиниана121. Без сомнения, эта интерпретация государственного переворота Одоакра отражает оценку Юстинианом «международного политического положения». Только в его концепцию отвоевания Запада вписывается такая тенденция интерпретации событий, которая направлена против фактической власти готских королей в Италии и — если домыслить её до конца — всех других германских королей Запада: отсюда наименование Одоакра Rex Gothorum, отсюда акцент на формальном взятии власти германским королем в Италии — в Риме (!), отсюда пренебрежение законным императором Непотом, отсюда подчёркивание ликвидации призрачной империи и — не в последнюю очередь — отсюда половинчатое признание суверенитета государства Одоакра, едва ли когда-либо формально признававшегося Востоком. Приведенный здесь постулат о независимости старой метрополии Римской империи как варварского королевства оживляет призрак ситуации, противоречащей поддерживаемой видимости, но почти полностью соответствующей реальности, которую Юстиниан позже пытался ликвидировать, используя продолжение политики всеми дипломатическими и другими средствами. Начало процесса, окончившегося установлением варварского господства в 476 году, обозначает — по Marc. Com., Chron. ad a. 454, 2122 — убийство Аэция Валентинианом, … cum ipso Hesperium cecidit regnum nec hactenus valuit relevari. Несмотря на краткость глав Хроники, можно видеть, что Марцеллин, устанавливая два столь критических поворотных пункта кратко описанного выше развития, приводит здесь толкование, выдающее взгляд опытного политика. Совсем иначе, чем в случае Евгиппия и Ромула Августула, здесь также видно, что затронут центральный пункт имперской пропаганды Юстиниана и его идеологической подготовки к возвращению империи. В его окружении ещё в то время, когда он был престолонаследником, могли обсуждаться историческое измерение и политическая концепция его последующей линии поведения. Надежда на успех видна в четырёх с.369 последних словах приведенной выше цитаты. Соответствующие замечания Марцеллин мог получить только от самого Юстиниана.
Теперь становится легко объяснимым, почему Кассиодор заимствовал именно слова Марцеллина, относящиеся к 476 году, и лишь немногое кроме них. В Константинополе при переработке он придал своей «Готской истории» такую окраску, которая могла понравиться и Юстиниану и которая заметна в уже процитированных последних словах «Гетики» Иордана123. Юстиниан был единственным, от кого теперь и Кассиодор мог ожидать исполнения своих политических представлений. Он сознательно выбрал слова Марцеллина — и лишь слегка приспособил их к своим собственным выражениям, так как знал, что они близки юстиниановской идеологии124. И не только Кассиодор писал в Константинополе. Этим же там занимались Иордан и Марцеллин Комит. Также и ввиду этого приходится удивляться, что источник этой легко запоминающейся даты окончания эпохи искали главным образом в римских сенаторских кругах. Правда, постоянно существовала и возможность восточного происхождения125. Довольно невероятно, чтобы как раз консервативные круги Запада из оппозиции против новых германских господ подчеркивали их государственную самостоятельность и так объективно констатировали факт крушения Рима. Здесь можно скорее ожидать полную противоположность: нежелание отказаться от расплывчатого дальнейшего существования Римской империи в границах 375 года вопреки свершившимся фактам. Уже одна только подчеркнутая констатация гибели Западной империи свидетельствует о восточной точке зрения.
Таким образом источником и последнего соответствующего отрывка является Восток. Прокопий (BG I 12, 20) сообщает: Ἕως μὲν οὖν πολιτεία Ῥωμαίοις ἡ αὐτὴ ἔμενε, Γαλλίας τὰ ἐντὸς Ῥοδανοῦ ποταμοῦ βασιλεὺς εἶχεν; ἐπεὶ δὲ αὐτὴν Ὀδόακρος ἐς τυραννίδα μετέβαλε, τότε δή, τοῦ τυράννου σφίσιν ἐνδιδόντος, ξύμπασαν Γαλλίαν Οὐισίγοτθοι ἔσχον μέχρι Ἄλπενω…126 Конечно, невозможно обвинить Прокопия в том, что он придерживается точки зрения Юстиниана127, но и он не может умолчать о том, под какими знаменами «…Рим по прошествии 60 лет был завоеван 9—
* * *
Карьера Одоакра не была прямолинейной. Его семейство неоднократно предпринимало попытки обосновать его господство. Его до сих пор игнорировавшееся родство с семьей Василиска проливает новый свет на события 476 года. Совершенно необязательно, что за ними скрывалось намерение отделить Италию от Римской империи. Гораздо вероятнее, что решение Одоакра не провозглашать на Западе очередного теневого императора было обусловлено властью его ближайших родственников на Востоке. Здесь проявляется политическая концепция, целью которой было скорее новое единство империи под властью новой династии (также принадлежащей к позднеримскому военному сословию). Государственное с.371 единство Востока и Запада и в 476 году нигде не ставилась под сомнение. Низложение Ромула Августула становится всё менее значительным событием. Его приравнивание к концу Западной Римской империи не соответствует ни формально-правовым, ни фактическим обстоятельствам. Этот изложенный Марцеллином Комитом и заимствованный Кассиодором и Иорданом постулат получает значение только в контексте юстиниановской имперской идеологии и пропаганды отвоевания земель. Как источник замечания Евгиппия следует искать в ностальгическом мире идей старого Ромула, так и происхождение этой мысли — в ближайшем окружении Юстиниана. Это подтверждается тем, что эта мысль была подхвачена Прокопием. Первым записавшим её остаётся приближенный Юстиниана — Марцеллин. От него эту формулировку заимствовали Кассиодор и Иордан — также в угоду Юстиниану. Что касается их обоих, то заодно подтвердилась и полная зависимость Иордана в «Гетике» от «Готской истории» Кассиодора. Первым, кто назвал 476 год границей эпох и чьё право на это звание смогли выяснить только потомки, является Юстиниан.
Берлин.
ПРИМЕЧАНИЯ
Т. е. Одоакр не направлялся cum gente Scyrorum[11] в Италию, как желает показать Nagl, RE XVII, 2, Sp. 1889 (по An. Vales. 37). Никаких сведений о сопровождении Одоакра при его прибытии в Италию нельзя почерпнуть и у Jord., Rom. 344, и Get. 242, как об этом всё еще пишет Wolfram (1979), S. 332 см. прим. 48; разве только мы захотим возобновить точку зрения на вторжение Одоакра (ср. ниже прим. 112), о которой уже давно нет и речи (Juris (1883), S. 4f./6). И даже в этом случае по данным источникам вторжение должно было произойти в 476, а не в 470 году!