Clementia Caesaris: сущность, причины, цели.
с.71 Одним из важнейших направлений деятельности Цезаря в гражданской войне стало проведение политики, получившей в историографии название «clementia Caesaris». Ни один исследователь, обратившийся к описанию мероприятий диктатора, не обошел вниманием удивительную мягкость Цезаря по отношению к побежденному противнику. Как правило, констатируются два момента:
1. Политика «милосердия» была неожиданна для римского общества, опасавшегося, по мнению исследователей, террора и репрессий в духе сулланских проскрипций.
с.72 2. «Мягкость» Цезаря существенным образом повлияла на общественное настроение, тем самым, создав благоприятные условия для захвата им власти1.
Однако подобный подход к оценке «clementia Caesaris» оставляет вне поля зрения такие важные характеристики этой политики, как ее сущность и цель. В современной историографии высказано немало суждений о корнях и направленности «милосердия» Цезаря.
По мнению Г. Ферреро, политика «clementia» в условиях гражданской войны носила «примирительный» характер, будучи призванной смягчить ее жестокость2. Теодор Моммзен пишет, что показной уступчивостью Цезарь компрометировал противников перед общественным мнением3.
с.73 Начало формирования политики «милосердия»
И тогда впервые в гражданской войне была применена новая, неожиданная для всех политика «милосердия». Аппиан отмечает, что Цезарь, захватив Аримин, привлек на свою сторону население не только силой, но и человеколюбием (ἢ βίᾳ χειρούμενος ἢ φιλανθρωπίᾳ — App. BC. II. 35. 141). Столь же милостивым было его отношение к Л. Домицию Агенобарбу, которого Цезарь отпустил невредимым со всем имуществом11. Очевидно, в это же время Цезарь публично провозгласил, что он будет считать своим другом всех, кто воздержится от участия в войне и ни к кому не примкнет12.
Цезарь прекрасно понимал, сколько выгод можно извлечь из политики «милосердия». В письме, адресованном его ближайшим сподвижникам — Л. Бальбу и Г. Оппию 11 марта 49 г. до н. э. он сам писал: «Haec nova sit ratio vincendi: ut misericordia et liberalitate nos muniamus» (Пусть это будет новый с.74 способ побеждать — укрепляться состраданием и великодушием — Cic. Att. IX. 7c. 1). В этом изречении следует выделить две особенности.
1. Отсутствие принятого в современной историографии термина «clementia».
2. Цезарь сам объясняет цели своей «новой политики» — vincendi.
Эти факты требуют комментария. Отсутствие в письме слова «clementia» полностью соответствует тенденции исключения этого термина из «Гражданской войны» Цезаря. Лингвистический анализ текста «Записок», проведенный Дж. Коллинзом, показал, что Цезарь намеренно избегал употреблять слово «clementia», заменяя его другими терминами — lenitas, humanitas, temperantia13. Данный факт объясняется тем обстоятельством, что «clementia», наряду со значением «мягкость», «кротость» имеет иной, очень важный смысл — «милость» (особенно в отношении заслуживающего наказания). Это понятие, по мнению некоторых исследователей, противоречило фундаментальным ценностям республиканского Рима — ius и lex, согласно которым лишь народ мог простить преступника и облегчить участь виновного и которые регулировали взаимоотношения между равноправными партнерами14.
Другими словами, как подчеркнул В. де Суза, «clementia», по сути, не являлась республиканским понятием15. Этот подход не может быть признан всецело справедливым, поскольку исследователи исходят из характеристики «clementia», данной Сенекой, включившим это понятие в число добродетелей правителя: «clementia ergo non tantum honestiores, sed tutiores praestat, ornamentumque imperiorum est, simul certissima salus» (Sen. De clem. I. 11. 4). Однако нельзя забывать, что Сенека писал трактат, уже имея перед глазами примеры деспотического правления Калигулы и Нерона. Его сочинение можно считать в какой-то мере призывом к правителям воздерживаться от бессмысленных казней, быть милостивым: «clementia est temperantia animi in potestate ulciscendi vel lenitas superioris adversus inferiorem in constituendis poenis» (Sen. De clem. II. 3. 1).
с.75 Если бы понятие «clementia» было столь чуждым республиканским ценностям, вряд ли Цезарь, а позднее и Август, пропагандировавшие свое стремление «восстановить республику» с традиционными этическими нормами, вообще допустили бы использование этого термина применительно к своим особам. Между тем немало примеров обратного. Не говоря уже о речах Цицерона, прямо обращенных к «clementia» Цезаря, следует отметить постановление сената о строительстве в Риме храма «Милосердия» (Plut. Caes. 57; App. BC. II. 106. 443; Dio Cass. XLIV. 6. 4). Эта информация находит подтверждение в данных нумизматики: известен денарий 44 г. до н. э., на аверсе которого изображен храм с 4 колоннами и отчеканена легенда CLEMENTIA CAESARIS16. Октавиан Август также подчеркивал свое милосердие к противнику: «Я… пощадил граждан, просивших о милости»17. Нельзя оставить без внимания и слов Цицерона в первой речи против Катилины, произнесенной в ноябре 63 г. до н. э.: «Хочу я, отцы-сенаторы, быть милосердным» (Cupio, patres conscripti, me esse clementem…» — Cic. Cat. I. 2. 4). Едва ли Цицерон, известный идеолог республики, применил бы к себе понятие «clementia» в случае, если бы оно не соответствовало нормам республиканской морали.
Интересный материал для выводов дает изучение эпистолярного творчества Цицерона и его речей в защиту М. Клавдия Марцелла, Кв. Лигария, царя Дейотара.
Если в частной переписке Цицерон, пораженный успехами политики Цезаря, с горечью пишет о «clementia»18, то в официальных речах, призывающих Цезаря к пощаде, помимо обращения к «милосердию»19, заметно употребление, хотя и в меньшей степени, иных терминов — misericordia, liberalitas, с.76 mansuetudo, moderatio, beneficium, humanitas20. В речи за Лигария, обращаясь к Цезарю с просьбой о помиловании, Цицерон взывает к трем качествам диктатора: vel humanitatis vel clementiae vel misericordiae. Сам оратор останавливается на «милости»: ad clementiam tuam confugio (Cic. Pro Ligar. X. 30). Здесь же содержится важное указание на сущность этого понятия: delicti veniam peto, ut ignoscatur oro (я прошу прощения за его преступление, я умоляю простить его)21.
Таким образом, можно констатировать, что в позднереспубликанскую эпоху clementia не являлось предосудительным качеством, хотя и к добродетелям это понятие отнести также трудно, поскольку оно неразрывно связано с «прощением», то есть гражданским неравноправием.
Очевидно, именно это настойчивое употребление термина «clementia» в отношении политики Цезаря и легло в основу трактовки действий диктатора в современной исследовательской литературе. То, что поведение Цезаря было политикой, иначе говоря, сознательно и последовательно проводимой выгодной линией поведения, а не свойством личности Цезаря, сегодня ни у кого не вызывает сомнения22. Как заметил в свою пору Цицерон, Цезарь не проявлял жестокости в отношении побежденных «не по своей природе, а потому, что считал мягкость угодной народу, так что, если он утратит расположение народа, то станет жестоким» (…natura non esset crudelem, sed quod putaret popularem esse clementiam; quod si populi studium amisisset, crudelem fore…)23. Подобная терминология прочно укрепилась в античной традиции, как латинской, так и греческой24.
Исследователи отметили еще одну важную особенность политики «clementia»: сознательное использование лозунга «милосердие» в пропаганде Цезаря прямо перекликается с идеей «спасения римских граждан», обращавшейся к традиционным ценностям римского общественного сознания. Особенно ярко эта мысль проводится через «Гражданскую войну» Цезаря25. Античная с.77 традиция сохранила призыв Цезаря щадить римских граждан в Фарсальской битве (Suet. Iul. 75. 2). В своих письмах уже после битвы он писал, что самое для него приятное в победе — возможность даровать спасение воевавшим против него согражданам (Plut. Caes. 48). Слова Цезаря находят косвенное подтверждение у Веллея Патеркула, подчеркивавшего, что после Фарсальской битвы «родине не пришлось оплакивать ни одного гражданина, кроме павших на поле брани»26. На связь между понятием «clementia» и спасением граждан указывал в своем трактате Сенека27.
Таким образом, можно говорить о стремлении Цезаря пропагандировать свое миролюбие, что было напрямую связано с традиционными добродетелями римского гражданина. Этот вывод позволяет точнее определить сущность и цели политики «clementia».
Если милостивое отношение Цезаря к солдатам, городам, общинам не вызывает особого удивления современных исследователей, то их оценки милосердия, проявляемого к аристократии, существенно отличаются. Так, Т. Моммзен считал, что милосердие Цезаря носило столь демонстративный характер именно в пику помпеянцам, неоднократно устраивавшим массовые казни военнопленных и, следовательно, главной целью политики «clementia» была компрометация противника28.
с.78 Исходя из этого тезиса, исследователь делает общий вывод о том, что политика «милосердия» не только не оправдала себя, но и стала «крупной политической ошибкой» Цезаря31. Французский историк П. Грималь определял цели политики «clementia» стремлением Цезаря «не столько завоевать сердца, сколько включить себя как диктатора в систему гражданских традиций и норм»32.
Чтобы лучше разобраться в целях политики «clementia», необходимо рассмотреть, что понимали под ней современники и, в первую очередь, ее автор. Показательно, что Цезарь в своем письме однозначно определяет цели своего «милосердия»: это политика «победы»33. Выше уже отмечалось, что античная традиция сохранила немало примеров того, что свои слова Цезарь подкрепил реальными делами. Успех «милосердия» был настолько очевиден современникам, что его был вынужден с грустью отметить даже Цицерон, характеризовавший политику Цезаря, как коварство, злокозненность (Cic. Att. VIII. 16. 2: «insidiosa clementia»). Позднее Цицерон констатировал тот факт, что Цезарь склонял противника на свою сторону «видимостью милосердия» (Cic. Phil. II. 45. 116: «adversarios clementiae specie devinxerat»). Существенное изменение общественного мнения в результате успешного проведения политики «clementia» не осталось без внимания и в современной исследовательской литературе34. Таким образом, можно констатировать, что политика «милосердия» оказалась весьма действенной в условиях гражданской войны. Она привела к тому, что ранее негативное общественное мнение в Италии изменилось если и не в пользу Цезаря, то и не против него. Быстрое продвижение по Италии в 49 г. до н. э., массовый переход солдат противника в лагерь Цезаря, возвращение в Рим многих магистратов и возобновление деятельности сената — вот далеко не полный перечень ближайших результатов политики «clementia Caesaris».
Вряд ли можно считать справедливой оценку политики «clementia», данную
Ни о каком стремлении Цезаря «сотрудничать» с побежденным противником, на чем настаивают М. Гельцер, Л. Тэйлор,
В этой связи уместно отметить некоторую трансформацию политики «clementia» со времени победы Цезаря в Африке. Если после Фарсальской битвы была объявлена всеобщая амнистия, позволявшая вернуться в Рим всем оппонентам Цезаря, то после Африканской и особенно Испанской кампаний, по сообщению ряда источников, были проведены массовые убийства лидеров оппозиции. Все это позволило Б. Низе даже утверждать, что «к 46 г. до н. э. время милосердия прошло»36.
Думается, что для подобного утверждения оснований нет37. В действительности можно говорить не о прекращении политики «clementia», а лишь о более жестком отношении Цезаря к политическим противникам со времен Африканской кампании. И дело здесь не в казнях, предпринятых по приказу Цезаря, тем более что убедительных доказательств этого факта в источниках не содержится. Автор «Африканской войны», безусловно, расположенный к Цезарю, рассказывает о некоторых мероприятиях диктатора в отношении побежденных, которые были бы абсолютно недопустимы в его действиях в Италии и Испании несколькими годами ранее: на общины налагаются штрафы, взыскиваются контрибуции, и, что самое показательное, наказанию подверглись даже центурионы, служившие в армии Петрея и Юбы (Ps.-Caes. Bell. Afr. 97).
Тем не менее, все это не позволяет говорить о прекращении политики «милосердия» в 46 г. до н. э. Достаточно было бы упомянуть, что именно в это время был публично помилован личный недруг Цезаря — М. Клавдий Марцелл. Однако это не единственный пример. Источники, повествуя о возвращении Цезаря в Рим после победоносного завершения гражданской войны, почти с.80 дословно повторяют друг друга в рассказе о всеобщей, уже второй по счету, амнистии политических противников диктатора38.
Таким образом, можно утверждать, что политика «clementia» являлась долгосрочной программой деятельности Цезаря на его пути к власти. Направленная на изменение негативного общественного отношения, политика «милосердия» существенным образом отличалась от политики «сотрудничества». «Clementia» — политика победы, а не созидания. Адресованное различным социальным слоям, «милосердие» Цезаря оказалось очень эффективным направлением деятельности диктатора по привлечению симпатий общественности на его сторону. Успеху «clementia Caesaris» в немалой степени способствовал факт взаимосвязи этой политики с традиционными ценностями римского общественного сознания, в частности — ценностью жизни римского гражданина. В конечном итоге, успешное применение политики «милосердия» во многом содействовало превращению Цезаря из мятежного проконсула в единоличного правителя Римской державы.
ПРИМЕЧАНИЯ