«Эфиопика» Гелиодора как источник по истории Мероэ
OCR Halgar Fenrirsson
с.146 «Эфиопика» была написана в III в. н. э.1, очевидно, в первой его половине2. Гелиодор пользовался большой популярностью на протяжении многих веков, и до нашего времени дошло несколько десятков рукописей, древнейшая из которых относится к XI в. Наиболее близкой к первоначальному тексту представляется подборка, сделанная
Сочинения Гелиодора — античный любовный роман, в основу которого положен вымысел о необыкновенных приключениях прекрасной и добродетельной пары в Греции, Египте и Мероэ. В частях, непосредственно связанных с описанием главных героев, автор весьма сентиментален. В то же время в романе присутствуют характерные для этого времени элементы мистицизма и социального утопизма. Роман привлек к себе внимание исследователей еще в XIX в.4 Но изучался он именно как роман. Художественные достоинства (и недостатки) этого произведения, отразившиеся в нем особенности духовной жизни греко-римского общества как-то заслонили его значимость как исторического источника.
Мероэ посвящены значительная часть девятой и вся десятая, последняя, книга романа. Кроме того, отдельные данные разбросаны по другим книгам. Эти сообщения Гелиодора традиционно рассматривались как аляповатый вымысел5. Иногда считали возможным принять некоторые данные. Наибольшее их количество использовал
1. Название. «Эфиопика» в переводе означает «Эфиопские», при этом подразумеваются «дела», «события», «повествования». Таким образом, «Эфиопские дела», или «Эфиопские события», или «Эфиопские повествования»7. Эфиопами, людьми с обожженными солнцем лицами, древние греки, а потом и римляне называли людей с темным цветом кожи, живущих в Африке и на Индостанском полуострове. В античности это название в основном закрепилось за населением глубинных по отношению к Средиземноморью районов Африки. Античные авторы различали эфиопов западных и восточных, а среди последних уже со времен Геродота выделяли жителей «Нильской Эфиопии», т. е. района долины Нила к югу от Египта. Эту страну египтяне называли Куш. В начале I тысячелетия до н. э. здесь образовалось государство. Его первой столицей была Напата, город у четвертого порога, второй — Мероэ, между впадением в Нил р. Атбары и шестым нильским порогом. Мероитский период истории Куша (государство Мероэ) начался в конце VI в. до н. э.
2. Географическое положение. Страна эфиопов Гелиодора лежала к югу от Египта. Граница проходила в районе первого порога таким образом, что Сиена считалась египетской, а Филы, отстоящие от нее примерно на 18 км, были спорной территорией. «Город Филы расположен у Нила, немного выше меньших водопадов, на расстоянии приблизительно ста стадиев от Сиены и Элефантины. Некогда беглые египтяне заняли его и обосновались там; поэтому Филы служили предметом спора между эфиопами и египтянами, так как первые считали нильские пороги границей Эфиопии, египтяне же притязали на Филы как на свое завоевание, раз там обитали их беглецы. И вот город постоянно переходил из рук в руки» (VIII. 1. 2—
с.148 Эфиопам принадлежала вся верхняя долина Нила. Царь эфиопов говорит египтянам в Сиене: «…ведь эту реку, а по-вашему, бога и всяких речных чудищ шлет сюда Эфиопская земля» (IX. 22. 7).
Главный регион страны, где находилась и столица государства, располагался в области впадения в Нил Астаборы и Асасобы. «Мероэ, метрополия эфиопов, — треугольный остров, окруженный судоходными реками — Нилом, Астаборой и Асасобой. Нил подходит к верхушке острова и раздваивается, а другие две реки протекают и с той и с другой стороны рядом с ним, затем соединяются, впадая в единый Нил и теряя при этом свое течение и название. Размерами Мероэ очень велико, остров ухитряется быть как бы целым материком — три тысячи в длину, ширина же измеряется тысячью стадиев» (X. 5).
Гелиодорово описание географического положения Мероэ легко проверить. Северная граница, граница с Египтом, проходила за Сиеной. Вот описание пограничного района, каким его зафиксировал Страбон в 24/25 г. до н. э.: «Когда Галл был префектом Египта, я поднялся по Нилу и состоял в его свите вплоть до Сиены и границ Эфиопии» (II. 5. 12). «Мы прибыли в Филы из Сиены в повозке через весьма ровную местность, простирающуюся приблизительно на 100 стадий» (XVII. 1. 50).
Южной границей страны, судя по античным авторам, был «остров Мероэ», где находился одноименный город — столица. Об «острове Мероэ» писал Геродот (II. 29), и это название встречается у целого ряда последующих авторов, включая Клавдия Птолемея (IV. 7. 20). Причем последний считает его настоящим островом. Сообщение Гелиодора, в общем, соответствует сообщению Страбона: «Самая большая царская резиденция у них (эфиопов. —
3. Природные условия. Основным условием жизни древнего, как и современного, Судана следует считать великую реку Нил. Известен фрагмент «Эфиопики» с описанием истоков Нила, который не вошел в издание
В нашем тексте вместо этого подробного описания истоков — одно предложение, а далее объяснение причин летних разливов: «Нил берет начало с вершин Эфиопии, на окраине Ливии, там, где кончается восточное склонение и начинается юг. Разливается же в летнюю пору Нил не потому, как думают некоторые, что его задерживают дующие ему навстречу ежегодные ветры, а потому, что эти ветры ко времени летнего солнцестояния движут и гонят с севера на юг все облака, пока не примчат их в знойный пояс, где их дальнейшее движение сникает, и, вследствие избытка жары в этих областях, вся прежде понемногу собравшаяся и сгустившаяся влага испаряется, отчего и разражаются обильные дожди. Нил гневается и уже не хочет быть рекой, но выходит из берегов и, затопив Египет, на своем пути возделывает пашни» (II. 28. 2—
Нил образуется слиянием двух Нилов (Белого и Голубого) — «раздваивается», пишет Гелиодор. «Остров Мероэ» создают Нил, Голубой Нил и Атбара.
«Мероэ — питатель огромнейших животных: среди многих других также и слонов» (I. 5. 2). Слонов из Мероэ Гелиодор упоминает неоднократно (II. 16. 3; 18. 3—
Гелиодор отмечает богатую флору Мероэ: «И деревья она прекрасно растит, лучше, чем в других местах» (X. 5. 2). Привлекают особое внимание высокие тростники (X. 5. 2; 6. 2), нильский лотос (X. 3. 2).
Страна эфиопов очень богата полезными ископаемыми, знаменита золотыми россыпями и месторождениями драгоценных камней. Воины, посланные царем эфиопов в засаду, докладывают ему: «Наша добыча не золото и не каменья — вещи у эфиопов дешевые и кучами лежащие в царском дворце» (IX. 4. 1). Золото широко употреблялось для изготовления предметов культа и знаков отличия (IX. 1. 5; X. 8. 2; X. 32. 4).
с.151 Во времена Гелиодора месторождение изумрудов разрабатывалось на севере страны (II. 30. 3; 32. 2; VIII. 1. 3; IX. 6. 5; IX. 26. 2; X. 11. 1).
Известны были ему и эфиопские аметисты: «Аметист же эфиопский ярко сверкает из глубины, словно некая весенняя пора. Если поворачивать его в руках, он испускает золотые лучи, и не ослепляют они взора остротою, но блеском своим его ласкают» (V. 13. 4).
Проверим эти данные. Первое достоверное сообщение об истоках Нила содержится в «Руководстве по географии» Клавдия Птолемея: «К западу (от людоедов в Эфиопии —
Автор «Эфиопики» отмечает как самых экзотических животных «эфиопской» фауны слонов и жирафов. Куш был одним из основных поставщиков слоновой кости для Средиземноморья эллинистического и римского времени. В связи с распространившимся применением слонов в армии Плиний сохранил выдержки из сочинения Биона, где указываются районы распространения слонов (VI. 180). Страбон тоже сообщает о местностях по Нилу, где водятся слоны, и даже о способах охоты на них (XVI. 4. 10; 13).
Еще больше поражали неафриканца жирафы. Европейский ум просто отказывался воспринимать это странное животное. До самого рубежа нового времени нет точных рисунков жирафов, хотя их вывозили и в страны Европы, и в страны Азии. О жирафах сообщают многие античные авторы. Близкое к Гелиодорову описание есть у Страбона: «В этих местах водятся камелопарды, которые вовсе не похожи на леопардов, потому что пестрым цветом своей шкуры они скорее напоминают полосато-пятнистых молодых оленей. Задние части этих животных гораздо короче передних, так что животное кажется сидящим на хвостовой с.152 части, высота которой как у быка, хотя передние части у них не короче верблюжьих. Шея вытянута прямо вверх, а голова поднята гораздо выше, чем у верблюда. Я считаю, что в силу такой несоразмерности строения тела животное не может обладать такой быстротой, как это утверждает Артемидор, считающий ее непревзойденной. Кроме того, это даже не дикое, а скорее домашнее животное, так как у него незаметны признаки дикости» (XVI. 1. 16). Различия между сообщениями Страбона и Гелиодора явно в пользу последнего. Более того, описание жирафа у Гелиодора отличается среди всех известных нам как для античности, так и для средних веков наибольшей полнотой и точностью. Главное же — автор «Эфиопики» впервые отмечает иноходь жирафов, что, безусловно, требовало наблюдения за этими животными на воле или в условиях специальных охотничьих парков10. Жирафы были традиционной статьей суданского экспорта, по крайней мере со времени Тутанхамона (умер ок. 1342 г. до н. э.)11. Возможно, для Гелиодора Мероэ было слишком цивилизованной страной, чтобы там водилось такое диво: жирафа ко двору Гидаспа приводят аксумиты.
Что касается флоры, то лотос и тростники неразрывно связаны с Нилом, хотя размеры тростников представлены, конечно, сказочными.
Золото добывали на севере и на юге страны. Между Нилом и Красным морем драгоценный металл встречается в виде жил в кварцевых породах либо в виде гальки в руслах и устьях вади, куда эти породы были смыты потоками воды. Следы древних разработок известны по всей территории Судана к северу от
В Восточной пустыне добывались и самоцветы (Plin.,
Таким образом, «Эфиопика» дает верные детали природных условий Куша; данные об истоках Нила, причинах его летних разливов и иноходи жирафов являются уникальными.
с.153 4. Расовый состав населения. Для неафриканца и египтяне были черными (I. 3. 1; X. 7. 5), но Гелиодор четко различает египтян и мероитян. Последние у него «совершенно черные». Вот описания посла мероитского владыки: «Его взор обличал сообразительность, он едва вышел из юношеского возраста и был совершенно черного цвета» (II. 30. 1), а также племянника эфиопского царя: «Мероэб… даже и при черной своей коже не мог скрыть, что покрылся пурпуром: румянец пробежал по его лицу, как огонь по саже» (X. 24. 1). Основной конфликт романа — рождение совершенно белой девочки у царской четы эфиопов. Царица пишет дочери: «Я родила тебя белой, с кожей, блистающей несвойственным эфиопам цветом» (IV. 8. 5). Это же говорит, глядя на свою дочь, царь: «Ты сверкаешь цветом кожи, который эфиопам чужд» (X. 14. 3). Он спрашивает у мудрецов: «Как могли мы, эфиопы, я и она, произвести на свет белого младенца?» (X. 14. 5). Естественно, что персы «по цвету кожи узнали в этих вдруг появившихся людях эфиопов» (VIII. 16. 3).
В современной науке еще не выработалась определенная общепринятая точка зрения относительно расовой принадлежности кушитов. Это в первую очередь связано с отсутствием массовых палеоантропологических исследований. Анализы материалов из отдельных некрополей свидетельствуют в пользу гипотезы о принадлежности основной массы населения Куша к негроидной расе15. Но это только отдельные кусочки скрытой от нас мозаики. Поэтому более весомым и достаточно доказательным представляется материал, который дает древнеегипетское изобразительное искусство. Этот материал действительно огромный и допускает только одно толкование. Уже в памятниках Древнего царства в связи с походами фараонов на юг, за первый порог, появляются изображения людей с негроидными чертами. Это прежде всего скульптуры в заупокойных храмах при гробницах фараонов. Целая серия скульптур связанных пленников, специально разбитых во время ритуально-магического действа, найдена в заупокойном комплексе пирамиды Пепи I (VI династия, 25 в. до н. э.)16. Известны такие статуэтки и в период Среднего царства17. Однако настоящее «нашествие» негров во все виды изобразительного искусства приходится на Новое царство, когда власть Египта распространилась до четвертого порога и весь этот район управлялся египетской администрацией18. Очевидно, нет смысла перечислять публикации этих изображений с.154 в скульптуре, рельефе, живописи и прикладном искусстве. Они есть в любом альбоме, исследовании, каталоге по древнеегипетскому искусству от XVIII династии (XVI в. до н. э.). Явно негроидные лица собственных правителей раннего кушитского царства — Напаты — Тахарки, Эсанхурета, Кашты, фараонов XXV эфиопской династии Египта, царей и цариц из некрополя Мероэ и храма львиноголового бога Апедемака в Нагаа также свидетельствуют, что кушиты основной части территории страны были неграми. Данные Гелиодора, таким образом, являются письменным подтверждением этих свидетельств.
5. Хозяйство. Основу экономики эфиопов составляли земледелие и скотоводство. На «острове Мероэ» «кроме финиковых пальм необычной высоты, с вкусными и сочными плодами, колосья ржи и ячменя там такого роста, что иной раз скрывают с головой конного, и едущего на верблюде, а урожай они дают сам-триста» (X. 5. 2). Гелиодор сообщает об упряжках быков, «что помогают при обработке земли» (X. 6. 5).
В хозяйстве эфиопов были быки, кони, овцы, верблюды (X. 4. 1; 5. 2; 6. 5). В список домашних животных, которых приносили в жертву богам, Гелиодор включает и антилоп (X. 4. 1).
В связи с упоминанием слонов и других «огромнейших животных» следует считать, что охота была обязательной частью хозяйства.
Из текста также следует, что в Мероэ были развиты металлургия и кузнечное ремесло (дано описание вооружения воинов мероитской армии (IX)), строительное дело (упоминается дворец (IV. 8. 3), храмы (X. 4. 1; 6. 1) и мост (X. 4. 6)), ювелирное дело (упоминаются фамильные драгоценности эфиопских царей (II. 31. 1; V. 13. 3; 14), золотой венок, украшенный драгоценными камнями (X. 32. 4), жертвенник, оплетенный золотыми прутьями (X. 8. 2)), изготовление музыкальных инструментов (IX. 30. 1), судов (IX. 5. 4; X. 4. 6) и т. д.
Судя по неоднократному упоминанию о лодках и даже о флотилии, следует предполагать развитое судоходство. Переправлялись через р. Астабору «одни по мосту, другие на сделанных из тростника лодках, которых множество качалось повсюду у берега, позволяя живущим подальше от моста сокращать переправу через реку. Лодки эти очень быстроходны благодаря тому материалу, из которого сделаны, но не подымают тяжести большей, чем два или три человека» (X. 4. 6).
с.155 Как мы видим, отдельными штрихами Гелиодор создает достаточно полную и цельную картину хозяйства «Нильской Эфиопии». Он совершенно справедливо отмечает плодородие «острова Мероэ». Основные продовольственные культуры, по Гелиодору, ячмень и рожь; по Страбону, «эфиопы живут, питаясь просом и ячменем» (XVII. 2. 2). Оценить сообщение о применении в сельском хозяйстве Мероэ упряжек быков, что подразумевает использование плуга, пока не представляется возможным.
Скотоводство было одним из основных занятий населения Куша еще с неолита. В VI в. до н. э. оно все еще было единственной формой производящего хозяйства «нильских эфиопов» (Herod., III. 22—
Железная металлургия засвидетельствована в Мероэ с VI в. до н. э.24 Строительное дело представлено здесь многочисленными храмами, дворцами, гробницами, ювелирное ремесло — изделиями превосходной работы25. Известны в Мероэ и музыкальные инструменты26.
6. Поселения и постройки. Кроме столицы Мероэ на территории страны было много городов и деревень. Царь эфиопов отправляет из Фил в Мероэ гонцов, «которые должны были помчаться вперед, сменяя коней в городах либо поселках» (X. 1. 3).
Строительство велось из камня, кирпича и тростника. Каменные храмы противопоставляются тростниковым шатрам, поставленным рядом с ними (X. 6. 2). Вот описание шатра, «который с.156 был раскинут на четырех, только что срезанных тростниках: каждый угол четырехугольного сооружения наподобие столба подпирал один стебель. Наверху эти тростники загибались сводом, соединялись с остальными, оплетались пальмовыми ветвями и образовывали кровлю».
Даже беглый взгляд на археологическую карту Судана подтверждает существование в Куше многих населенных пунктов, в числе которых несколько десятков городов.
В этих городах все сооружения общественного характера и некоторые жилые кварталы построены из камня и кирпича. Деревенские постройки, как и в современном Судане, возводились из тростника. Это засвидетельствовано археологическими раскопками27, изображениями28 и стелой Эзаны29. В то же время Страбон полностью подтверждает существование в городах построек обоих типов: «Жилые дома в городах построены из переплетенных кусков пальмового дерева или из кирпичей» (XVII. 2. 2).
7. Общественный строй. Во главе государства эфиопов стоит обожествленный царь, которого сиенские жрецы называют «наш спаситель и бог» (IX. 22. 6). «Жители Мероэ… встретили… Гидаспа, принимая и прославляя его, как бога» (X. 6. 1). Царь одновременно исполняет функции военачальника (IX) и первосвященника бога Солнца (X).
Престолонаследие переходит от отца к сыну. «Прибывший — не посланник, а царь, к тому же сын моего брата, мною посаженный на его престол», — говорит Гидасп о Мероэбе (X. 23. 2). Унаследовать престол могла и дочь царствующей четы. В процессе установления царского происхождения Хариклеи «одно еще осталось, — сказал тогда Сисимитр, — ведь не только о царстве и о законном наследовании идет речь, но прежде всего о самой истине. Обнажи свою руку, девушка. Черной родинкой было отмечено место выше локтя. Нет ничего непристойного, если ты обнажишь руку, это свидетельство о твоих родителях и происхождении» (X. 15. 2).
Царь должен был обладать физическим совершенством. «Царь, — обращаются к Гидаспу те, кто захватил Хариклею и Теагена, — мы привели девушку и юношу, эллинов, брата и сестру, которые ростом и красотою превосходят всех людей, кроме тебя» (IX. 24. 1). Вот описание другого царя, племянника Гидаспа: «Все увидели Мероэба, юношу, достойного удивления, с.157 по возрасту только переступившего годы отрочества, так как исполнилось ему сверх десяти всего семь лет, а ростом превышавшего чуть ли не всех» (X. 23. 4).
Царице принадлежит исключительное положение среди женщин страны: «Лишь мужскому полу разрешалось участвовать во встрече, а женщинам запрещалось. Самым чистым и светлым богам, Гелиосу и Селене, должны быть принесены жертвы, и потому не позволено было женщинам мешаться в толпу, чтобы не произошло, хотя и невольного, осквернения жертв. Одной только из всех женщин, жрице Селены, разрешалось присутствовать. Ею была Персинна, так как по закону и обычаю жречество Гелиоса принадлежало царю, а жречество Селены — царице» (X. 4. 5).
Царский двор имел свой штат. Гелиодор указывает на «придворного докладчика» (X. 23. 1). Но правил царь, опираясь на совет жрецов, «которые называются гимнософистами, помощниками и советчиками в делах его» (X. 2. 1). Высокое положение жрецов связано с тем, что они выступают глашатаями воли богов, предвестниками событий. После победы под Сиеной Гидасп шлет жрецам послание, «чтобы этим письмом почтить ваш пророческий дар, на этот раз, как и всегда, угадавший истину» (X. 2. 1). Пророчества они получали от оракула. Когда царица пришла к гимнософистам, обитавшим в храме Пана, те «удалились в священнейшую часть храма, чтобы, по обычаю своему, помолиться, узнали от богов, как им надлежало поступить, и спустя немного снова вышли к ней» (X. 4. 2). Поэтому жрецы выступают в качестве верховного суда страны. «Великие мудрецы, — обращается к ним Хариклея, — предстоит мне суд и спор с царствующими здесь, а вы одни можете, я знаю, выносить приговоры и столь могущественным людям; так разберите же тяжбу…» (X. 10. 1).
Помимо царя и царицы, совета жрецов-прорицателей в Мероэ существует народное собрание — собрание взрослых мужчин (X. 44; 71—
Население было организовано по территориально-родовым общинам. Жертвоприношения совершали, «собираясь вместе по родам, коленам и улицам» (X. 3. 3).
с.158 Картина общественного строя Мероэ, как ее рисует Гелиодор, подтверждается сообщениями других античных авторов, от Геродота до Плиния, надписями кушитских царей и имеет аналогии в традиционных обществах и государствах Африки30.
Но по сравнению с уже известными фактами Гелиодор дает ряд новых данных для изучения общественного строя Мероэ. Во-первых, вопрос о царе-жреце. Принято считать, что в Куше функции и власть царя, с одной стороны, и функции жрецов — с другой, строго различались31. В романе же царь выступает как первосвященник главного бога. Из истории Куша подобные факты известны. Так, например, царь Шабака (716—
Таким образом, владыка Куша, как и владыки Египта, выступал одновременно как сын богов, бог и простой смертный36. И в качестве человека он был первым слугой, первым жрецом бога-покровителя, главного бога страны37.
Далее, связь царицы-матери с культом Исиды достаточно хорошо исследована, но Гелиодор — единственный автор, который с.159 сообщает, что царицы Куша были первосвященницами Селены (Исиды). Это весьма вероятно, учитывая многочисленные примеры того, как кушитские царицы и царевны исполняли функции жриц Амона. Так, «почитательницей бога» была сестра Пианхи (756—
Наконец, Гелиодор показывает супругу Гидаспа, царицу Персинну, как второе по значительности лицо в государстве. Причем до самых последних страниц романа она почитается только в качестве супруги царя, так как считается бездетной. Поэтому ее положение нельзя объяснить тем, что она царица-мать. А именно этим, и только этим, принято объяснять высокую роль царицы40. На самом же деле, чтобы получить право стать матерью наследного принца (или принцев), надо было уже занимать высокое положение. Во всех тех случаях, когда удается установить родословную официальной царицы — супруги кушитского царя, она оказывается его сестрой. Например, Мадикен была сестрой и женой Аспелты. Из четырех официальных жен Пианхи трое были дочерьми его же отца, Канты, т. е. его родными или сводными сестрами, а четвертая — его двоюродной сестрой. Институт сестер-жен царей достаточно хорошо известен как в древних государствах Африки, так и в традиционных. Роль царицы-матери является прямой производной, следствием этого института.
Высокое положение царицы — официальной супруги иллюстрируют рельефы Львиного храма в Нагаа. Здесь на пилонах по обе стороны входа во всю высоту изображены с одной стороны царь Натакамани, с другой — царица Аманитере (правили в первой четверти I в. н. э.). Они представлены в совершенно одинаковых позах царственных воителей — с оружием в руках, в сопровождении львов, с сонмом пленников41.
Положение царской дочери давало ей право претендовать на престол. В Куше известны царицы, самостоятельно занимавшие престол. Так, правящей, властвующей царицей kyria basilissa названа одна из них, очевидно Аманишакете, в надписи, оставленной ее послами к Августу в храме Дакки42. Domina regina упоминается в латинской надписи из с.160 Мусавварат-эс-Суфр43. Претензии Хариклеи на родство с царствующими особами, естественно, рассматриваются как претензии на престол.
8. Государственное устройство. Судя по эпизоду с Мероэбом (X. 23), верховной власти царя подчинялись царьки или князья, управляющие на местах и имевшие свои армии. В состав Мероэ в этот период кроме собственно мероитских территорий входили земли блеммиев. Они сражаются в войске мероитского царя. «Троглодитам и тем, что обитают по соседству со страной, приносящей корицу, — они были легко вооружены, быстры в беге и прекрасно владели луком — Гидасп поручил тревожить стоявших на левом крыле пращников и копейщиков» (IX. 16. 2). Сражаясь против египтян и ливийцев, блеммии «сильно потеснили их и поставили в безвыходное положение; они убегали от наступающих, опережали их на большое расстояние, даже на бегу отстреливались из лука, а на отступающих нападали с флангов и поражали то камнями из пращей, то маленькими стрелами, отравленными змеиным ядом, вызывающим сразу мучительную смерть.
Стреляя из лука, воины кориценосной страны44 делают это так, словно они не сражаются, а забавляются. Надев себе на голову круглую плетенку, утыканную кругом стрелами, перистую часть стрел они обращают к голове, а острие выставляют наружу, как лучи. И отсюда во время битвы каждый вынимает, как из колчана, заготовленные стрелы, изгибается и извивается в дикой скачке сатиров и, увенчанный стрелами, обнаженный, пускает стрелы в противников, не применяя железных наконечников: взяв спинную кость змеи, он делает из нее древко, а отточив возможно острее кончик, получает заостренную стрелу» (IX. 19. 1—
Блеммии платили царю дань: «выступило посольство блеммиев: они сплели венком луки и острия стрел из змеиных костей.
—Вот тебе, царь, — говорили они, — дары от нас. По богатству они уступают дарам других, но эти орудия показали себя там, у реки, чему ты и сам был свидетелем, в бою против персов.
—Они драгоценнее, — отвечал Гидасп, — чем дары во много талантов весом, так как они стали причиной того, что приносится мне и все остальное.
И тут же дозволил им заявить, нет ли у них каких желаний. Они попросили уменьшить им дань, а царь полностью сложил ее на целое десятилетие» (X. 26. 2—
с.161 Троглодиты тоже были в зависимости от царя Мероэ. «Троглодиты — эфиопское племя — кочуют на границах Аравии, отличаются очень быстрым бегом; это счастливое природное свойство они вдобавок развивают с детства. К тяжелому вооружению они не привыкли, в битвах мечут из пращи камни, яростно бросаются на противника или, если замечают, что тот сильнее, разбегаются.
Отряд Богоаса сразу понял исход преследования, так как троглодиты сильны в окрыленном беге и к тому же укрываются в узких ущельях и тайных норах. И вот пешие троглодиты опередили тогда всадников и ранили некоторых из них пращою, но ответного натиска не выдержали и в беспорядке убежали обратно к остальному своему войску, сильно отставшему» (VIII. 16. 4—
На торжестве, устроенном Гидаспом, «подошли после них (счастливых арабов. —
Куш, как и другие исторические и традиционные государства Африки к югу от лимесов, действительно не был единым централизованным государством. Здесь наряду с обожествленным царем имелись вожди, царьки, зависящие от царя Мероэ и, возможно, составлявшие совет при нем. Плиний передает сообщение, что в его время здесь кроме главного правителя было еще 45 других эфиопских царей (VI. 35. 186—
Блеммии-кочевники обитали в Восточной пустыне45. Они были одним из племен бега, предки которых (маджаи египетских источников) тревожили восточные границы древнего Египта, а потомки (современные беджа) и сейчас живут там. Страбон вслед за Эратосфеном говорит о «блеммиях, подвластных эфиопам» (XVII. 1. 2). Они восприняли веру в египетских и мероитских богов и поддерживали местное население, близкое им по вере, в борьбе с римлянами.
Трогодитами (троглодитами) греческие и римские авторы называли обитателей Красноморского побережья Африки вплоть до Северного Сомали («кориценосной страны»). Под властью царя Мероэ находилось одно из троглодитских племен — мегабары (Strabo, XVI. 3. 17; XVII. 1. 2; XVII. 1. 53). Через земля троглодитов лежал прямой путь от Мероэ до Красного моря (Strabo, XVI. 4. 8; XVII. 1. 2).
с.162 9. Культы и верования. По Гелиодору, в пантеоне мероитян главное место занимала триада, которую он отождествляет с Гелиосом, Селеной и Дионисом. Почитание этих богов происходило вне пределов города, на другом берегу Астаборы. Царь пишет царице: «Подготовь пышные благодарственные шествия и жертвоприношения… а затем поспеши… на заповедное поле, расположенное перед городом и посвященное отеческим богам — Гелиосу, Селене и Дионису» (X. 2. 2). Возле поля стоял храм этих богов, окруженный оградой. Персинна встречает Гидаспа «в преддверии храма и внутри ограды. Простершись ниц, царь и царица почтили богов и совершили благодарственные молитвы за победу и спасение, а затем вышли за ограду и направились к месту всенародных жертвоприношений» (X. 6. 1—
В честь этих богов совершались человеческие жертвоприношения: приносили в жертву пленных, захваченных во время войны, — «первинки (жатвы) войны». Когда к Гидаспу привели Теагена и Хариклею, он вскричал: «Прекрасно! Боги предают врагов в наши руки в образе этой первой добычи. Эти первые пленники пусть сохраняются как первинки (жатвы) войны для победных жертвоприношений согласно велению прародительского закона — их надо приберечь для заклания местным богам» (IX. 1. 4). И когда все собрались на священном поле, «поднялся смешанный, беспорядочный крик, какой бывает при стечении бесчисленной толпы.
с.163 — Совершить отеческие обряды! — кричали стоявшие вокруг. — Совершить наконец установленное жертвоприношение за наш народ, отдать богам первинки (жатвы) войны!
Понял тогда Гидасп, что они требуют человекоубийства, которое по обычаю совершают только после побед над иноплеменниками и для которого берут кого-либо из захваченных пленников. Гидасп взмахнул рукой и знаком дал понять, что сейчас же будет исполнено это желание, а затем велел подвести уже ранее назначенных для этого пленных» (X. 7. 1—
Пленных, предназначенных для жертвоприношений, держали в золотых оковах: «ведь где другие народы применяют железо, там эфиопы употребляют золото» (IX. 1. 4). Специальный «жертвенник был оплетен золотыми прутьями и наделен такой силой, что всякого, кто не был чист или вообще давал ложную клятву, он обжигал, а невинным не причинял страданий, позволяя взойти» (X. 8. 2).
Царь и царица, первосвященники Гелиоса и Селены, носили «головные уборы, знаки жречества». Они имели вид белых блестящих венцов (X. 41. 1).
На священном поле царь и царица восседали в заранее приготовленном шатре. «А поблизости, в другом шатре, на высоком основании, поставлены были кумиры местных богов и изображения героев: Мемнона, Персея и Андромеды, которых своими родоначальниками считают цари эфиопов» (X. 5. 3). В послании к дочери Персинна пишет: «Предками нашими были… из героев Персей, Андромеда и затем Мемнон» (IV. 8. 3).
Поклонялись еще богу, которого Гелиодор отождествляет с Паном. Его святилище находилось на территории столицы. Персинна «сама пошла к гимнософистам, устроившим себе обиталище в святилище Пана, вручила им послание Гидаспа, попросила их выполнить желание царя, а одновременно и ей оказать эту милость — своим присутствием украсить торжество.
Гимнософисты велели ей немного подождать, удалились в священнейшую часть храма, чтобы по обычаю своему помолиться, узнали от богов, как им надлежало поступить, и спустя немного снова вышли к ней. Все хранили молчание, кроме старейшины их собрания — Сисимитра.
с.164 — Персинна, — сказал он, — мы придем, боги дозволяют. Но божество предвещает тревогу и волнение, которые возникнут во время принесения жертв, однако приведут к благополучному и радостному концу…» (X. 4. 1—
Наконец Гидасп, направляясь из Сиены в Филы, «когда прибыл к порогам, он принес жертву Нилу и местным богам» (X. 1. 2).
Храмы и все, что связано с культом, украшалось венками (X. 3. 3; 7. 3).
Весть о победе разносят по Мероэ гонцы, также украшенные особым образом: «Гонцы сделали, как им было приказано: увенчали головы нильским лотосом и помавая пальмовыми ветвями, проехали они на конях по главнейшим частям города, уже одним своим видом возвещая победу» (X. 3. 2).
Исследование религии Куша только начинается, но о каждом из главных богов известно достаточно, чтобы проверить данные «Эфиопики».
О почитании Солнца-Гелиоса сообщает еще Геродот (III. 17—
Таким образом, Гелиос Гелиодора соответствует Гелиосу мероитян Геродота и Гелиосу-Мандулису, единственному из всех богов пантеона Куша греко-римского времени, выступающему как бог Солнца.
Почитание Исиды-Селены, т. е. эллинизированного образа Исиды, засвидетельствовано в Мероэ Бионом49, Диодором (III. 3) с.165 и Плутархом (об Исиде и Осирисе см. 52, 372). Исида относилась к главным богам Египта и Куша. Геродот сообщает, что египтяне приносили быков в жертву Исиде (II. 40). В Куше культ Исиды развивался по двум направлениям: богини-матери, покровительницы царя и супруги Осириса — царя загробного мира. Первое связано с высоким положением царицы-матери (кандаки), которая идентифицировалась с Исидой. Второе — с особой ролью этой богини в заупокойном культе, в результате чего она получает титул «госпожи подземного мира», не встречающийся в египетских памятниках50. Культ богини-прародительницы, хозяйки производительных сил природы, осуществляющей связь между миром мертвых и живых, очевидно, восходит к древнейшим временам. Образ ее, вероятно, был общим для всего населения долины Нила, где разведение крупного рогатого скота составляло первоначальную и основную форму производительного хозяйства51. Судя по наскальным изображениям, это была небесная корова, которая перешла затем в религиозные представления древнего Египта52. В связи с разными историческими судьбами Египта и Куша развитие этого образа пошло по-разному. В Египте эта небесная корова персонифицируется в богинях Исиде и Хатор. В период XXV династии в свете всего того, что нам известно о подчеркнутом благочестии фараонов этой династии — выходцев из Куша, неминуемо должно было произойти наложение образа одной из «Великой девятки богов», Исиды, на образ местной богини. Принесение в жертву богине крупного рогатого скота, как это описывает Гелиодор, представляется одним из древнейших обычаев населения долины Нила в целом.
Ж. де Декер в своей статье53, написанной сразу после публикации первого отчета о раскопках в Мероэ54, обращает специальное внимание на то, что археологические материалы подтверждают данные Гелиодора о большой роли культов солярных божеств в столице государства. «Перечитав в «Эфиопике» Гелиодора пассажи, относящиеся к Мероэ, я получил впечатление, что певец любви Теагена и Хариклеи достаточно хорошо знал родину своей героини; точные детали, которые он дает о культе Солнца и культе Луны в Мероэ (см. X. 2, потом X. 7, наконец, эта инвокация во время бракосочетания Теагена и Хариклеи в Мероэ: «О Солнце, наш бог, и ты, Луна, наша богиня!»), являются ли они, как об этом зачастую думают, чистой выдумкой? Открытия Гарстенга убедительны в том, что касается мероитской солярной религии…»55.
с.166 Из всего вышесказанного вытекает, что вопрос о культе Солнца, выдуманном Гелиодором для Куша, должен быть снят.
Что касается Диониса, то именем этого эллинского бога в греко-римский период называли Осириса, одного из богов главной триады египетско-кушитского пантеона. Ассоциация произошла потому, что оба они исполняли функции культурных героев. Сообщения античных авторов (Геродота, Диодора, Плутарха), а также свидетельства демотических текстов позволяют предположить существование в Куше местной ипостаси Осириса56. Показательно, что на вышеупомянутых стеклянных кубках из Садеинги, изготовленных для культовых целей, изображено почитание Осириса: в жертву ему и приносят антилоп.
О почитании Пана в Мероэ сообщают Диодор (III. 9) и Страбон (XVII. 2. 3). Здесь под новым именем предстает древний египетский бог Мин: Пан и Мин были богами плодовитости. Как показал в специальном исследовании А. Руш57, Мин ассимилировался со многими богами на разных этапах истории фараоновского Египта. Одна из самых устойчивых ассимиляций, возникшая еще в период Среднего царства, — с общегосударственным богом Амоном. Особое значение культ Амона-Мина приобрел в римское время у блеммиев и в Мероэ. Итифаллические изображения Амона-Мина известны из Бегравии и Нагаа.
Культ Пана в Мероэ, как его описывает Гелиодор, это именно почитание Амона-Мина. Поскольку Амон был государственным богом Куша, которому отводилась решающая роль при избрании царя, в предопределении характера и направления царской власти58, понятно и естественно, что жрецы-прорицатели живут при его храме и что именно там находится оракул. Исходя из ассимиляции Амона-Зевса (II. 42), Геродот сообщает: «Жители его (г. Мeроэ. —
Так же как и египтяне, жители Куша почитали божество р. Нил — Хапи. Судя по эмблеме на его головном уборе, здесь почиталась ипостась Хапи Юга. В этом его облике явно видны негроидные черты59. В Мероэ был открыт храм Хапи60.
Грифы, о которых дважды упоминает Гелиодор, изображены на рельефах Львиного храма в Мусавварат-эс-Суфра61. Храм был воздвигнут в III в. до н. э. в честь местного мероитского бога Апедемака.
с.167 Герои греческой мифологии Мемнон, Персей и Андромеда связывались с Нильской Эфиопией. Эта традиция нашла отражение и в «Мифологической библиотеке» Аполлодора, афинского грамматика II в. до н. э., довольно долго жившего в Александрии (II. 4; III. 12. 4; Э. 5. 3). Гелиодор переносит их имена на каких-то местных полубогов, мифических предков династии, которые почитались в Мероэ. Примеры подобных сюжетов известны. Например, храм Дендур, основанный в римское время, был посвящен двум обожествленным людям — Петеси и Пихору, сыновьям Купер62.
Таким образом, эфиопские боги Гелиодора соответствуют действительно существовавшему пантеону Куша. Следует еще остановиться на сведениях Гелиодора о ритуалах этих культов.
Человеческие жертвоприношения, конкретно жертвоприношения пленников-иноземцев, местным богам засвидетельствованы у эфиопов еще Диодором (II. 55). Вероятно, это тоже один из древнейших религиозных обычаев, существовавших в долине Нила. Сохранившееся у греков классического периода «сказание о том, как египтяне по прибытии Геракла в Египет увенчали его венками, а затем в торжественной процессии повели на заклание в жертву Зевсу», передает Геродот (II. 45). Но здесь это дела давно минувших дней. Знакомясь с современным ему Египтом, Геродот называет сказание нелепым. Однако о существовавшем некогда в Египте обычае ритуального убийства чужеземцев он сообщает еще в одном из рассказов, который слышал от местных жрецов (II. 115). В связи с данными Диодора и Гелиодора, представляется возможным привлечь сообщение Геродота, что у эфиопов «заключенные были закованы в золотые цепи» (III. 23). Принято считать это одной из небылиц в сочинении «отца истории», откуда она и перешла в «Эфиопику». Так ли это? По Гелиодору, в золотые оковы заковывали первых пленников, предназначенных в жертву «отеческим богам», т. е. золото прямо связано с ритуалом. Очевидно, Геродотовы заключенные в золотых цепях тоже «первинки (жатвы) войны». Учитывая золотые запасы Куша, в этом нет ничего сказочного. По аналогии можно привести сообщение о ритуальном значении золота в другой африканской «стране золота», стадиально близкой Кушу, в том же самом суданском историко-географическом поясе. Вот что повествует аль-Бакри (XI в.) в рассказе о Гане и об обычаях ее жителей: «Их царь украшает женскими украшениями шею и оба с.168 локтя, а на голову возлагает высокую и острую поволоченную шапку, на которой укреплены тонкие пряди хлопка. Когда он дает аудиенцию людям для разбора несправедливостей, то находится в шатре, а около шатра привязаны десять лошадей в золоченых покрывалах. Позади царя стоят десять юношей, носящих кожаные щиты и мечи, украшенные золотом. Справа от царя находятся сыновья царей его страны; волосы на их головах переплетены золотом, на них тонкие одежды… У входа в шатер находятся породистые собаки… На шеях собак золотые и серебряные ошейники, на ошейнике же золотые и серебряные замки»63.
Гораздо более интересным представляется другое: почему такая «экзотика» встречается только у Геродота и Гелиодора64. По Геродоту, это сообщение в числе других принесли персидскому царю Камбису, завоевателю Египта, намеревавшемуся двинуться в Эфиопию, лазутчики-ихтиофаги. Обычай человеческих жертвоприношений Гелиодор относит к тому же самому периоду. Вся цепь приключений эфиопской царевны и ее суженого приводит к тому, что царь Мероэ отменяет этот обычай. Возможно, Гелиодор доносит до своих читателей подлинную историческую традицию о событиях, имевших место в Мероэ после V в. до н. э.
В головных уборах царей-жрецов, белых блестящих венцах, можно видеть серебряные короны или диадемы, которые изображены на рельефах Бегравии, Нагаа и найдены в царских погребениях Балланы65.
Культовое значение цветов лотоса подтверждается открытыми теперь памятниками. На одном из рельефов храма Солнца в Мероэ, где изображен триумф царя, человек, бегущий перед его колесницей, разбрасывает эти цветы66. Лотос встречается неоднократно на рельефах храма Апедемака в Мусавварат-эс-Суфре. В частности, на цветке лотоса изображены Исида, принц Арка, Гарпократ67.
Изображения богов и царей с пальмовыми ветвями в руках часто встречаются на стенах мероитских храмов и вотивных стелах68. Очевидно, пальмовым ветвям придавалось сакральное значение.
10. Вооружение и военное дело. События VIII и IX книг разворачиваются на фоне военных действий между эфиопской армией и армией персидского сатрапа, управлявшего Египтом. с.169 В связи с этим Гелиодор дает подробное описание вооружения и уровня развития военного дела в Мероэ.
Основную силу эфиопской армии составляли тяжеловооруженные (IX. 5. 4). Это были полки «воинов из Мероэ, сражающихся в тяжелом вооружении» (II. 16. 2; X. 6. 4), и «тяжеловооруженные отряды блеммиев и серов» (IX. 16. 3)69. Они сражались мечами.
Легковооруженные (IX. 5. 4) были представлены меткими мероитскими лучниками (IX. 5. 8), лучниками-блеммиями (IX. 16. 2; 19. 2—
Эфиопская армия обладала «башненосными слонами» (IX. 16. 3). «Те, кто был на слонах — по шести человек в каждой башне и по двое пускавших стрелы с каждого бока, так что свободной и незанятой оставалась лишь задняя часть, — непрерывно и метко поражали с башен, словно из крепости, так что густота стрел производила на персов впечатление тучи. Целясь преимущественно в глаза противника, словно то не была битва равных, а какое-то состязание в меткости, эфиопы попадали так безошибочно, что раненые враги беспорядочно метались в толпе с торчащими из глаз, будто флейты, стрелами» (IX. 18. 5—
Гидасп также «располагал речной флотилией, ее он привел из Нила» (IX. 5. 4).
Были у эфиопов и механизмы. Гелиодор указывает на стенобитные орудия, которые применялись при осаде Фил (VIII. 1. 4), и осадные орудия у Сиены (IX. 2. 3).
При армии имелись переводчики. «Для переговоров они выбрали из своей среды одного египтянина, знавшего персидский язык… Будучи посланы разведчиками и лазутчиками, чтобы выведать все, что делается и говорится вокруг, они на опыте научились необходимости иметь с собой людей, знавших язык как местных жителей, так и неприятеля» (VIII. 17. 2).
При всем этом армия не была регулярной. У Сиены «Гидасп решил не томить своего войска длительным окружением и не пускать в ход осадных приспособлений, так как при этом одни воины попадут в плен, а другие, пожалуй, и убегут…» (IX. 2. 3). Хотя имелась, конечно, дворцовая гвардия: «…фаланга тяжеловооруженных воинов, опиравшихся на прямо поставленные с.170 и тесно сомкнутые щиты; они оттесняли напиравший сзади народ и оставляли пространство посередине свободным для совершающих священное действо» (X. 6. 4).
Оценивая сообщения Гелиодора по этому предмету в целом, следует сказать, что это самое подробное описание армии Мероэ. Вопрос в том, насколько этому описанию можно доверять. Что касается характеристики армии, данной в «Эфиопике», то она соответствует тому, что сообщает Страбон об армии кушитов в связи с событиями 24/23 г. до н. э. (XVII. 1. 53—
Что касается необыкновенного стрелкового искусства мероитян, то об этом писали многие античные авторы, начиная с Геродота (III. 21; III. 30; VII. 69). И все же сцена боя, нарисованная Гелиодором, может представиться плодом разыгравшегося воображения. Но это не так. То, что Гелиодор рассказывает об эфиопских стрелках, сидящих на спинах слонов, дословно сходится с сообщением Ибн Абд ал-Хакама, автора IX в., писавшего в передаче со слов очевидцев о битве 651—
11. Культура. Гелиодор сообщает о существовании в Мероэ собственной письменности: это местные письмена, которыми было вышито повествование о Хариклее (II. 31. 2; IV. 5. 2; 8; X. 12. 4; 13), и вырезанные на ободке перстня (IV. 8. 7; VIII. 11. 8). При этом различаются «царские письмена» и «народные». Каласирид «принялся читать надпись на повязке, вышитую эфиопскими письменами, но не народными, а царскими, похожими на так называемые священные египетские» (IV. 8. 1). Об этой повязке, покрытой «царскими письменами эфиопов», упоминается и в другом месте (X. 14. 1).
с.171 Кроме того, была распространена и греческая образованность. «По-эллински» разговаривают царь (IX. 25. 3; X. 31. 1), посол, а потом глава гимнософистов (II. 30. 1; X. 9. 6), причем отмечается, что юный Сисимитр говорил, «не очень бегло объясняясь, по-эллински». Вообще, греческий язык в Мероэ «изучают эфиопские гимнософисты и цари» (IX. 25. 3). И еще имеется «достаточное количество людей, знавших эллинский язык» (IX. 1. 5).
Науки были на весьма высоком уровне. Об этом свидетельствуют военные механизмы (VIII. 1. 4; 2. 3), колодезь — измеритель Нила и солнечные часы, имевшиеся у эфиопов в Мероэ (IX. 22. 4).
В музыкальном искусстве, очевидно, сочетались местные и средиземноморские элементы. Гелиодор называет следующие музыкальные инструменты: бубны и барабаны (IX. 17. 1), флейты и свирели (X. 41. 3).
Собственная письменность появилась в Мероэ в конце III в. до н. э.: это было мероитское курсивное письмо, воспользовавшееся рядом демотических знаков, а также и алфавитная иероглифика, которые использовались для текстов общегосударственного значения.
От времени правления Псамметиха II (начало VI в. до н. э.) сохранились первые неопровержимые свидетельства пребывания греков в Куше. По-настоящему следует говорить о посещении Мероэ греческими путешественниками, учеными и, конечно, купцами со времени династии Птолемеев в Египте. Приобщение к эллинистической культуре привело к распространению греческой образованности. История Эргамена показывает, что мероитские цари усваивали не только греческий язык, но и эллинское мировоззрение (Diod., III. 6).
В Базе найдены сходные с египетскими солнечные часы местного производства74.
Синкретизм был также характерной чертой мероитского искусства. Набор разнообразных местных музыкальных инструментов демонстрируют рельефы «стены музыкантов» храма Т в Каве75. На мероитском городище76 и в пирамиде царицы Аманишакете77 были найдены флейты из слоновой кости и бронзы явно греко-египетского производства; известна статуя флейтиста из Мероэ78.
12. Политическая обстановка. Гелиодор рисует такую с.172 ситуацию в долине Нила. Египет находится под властью иноземцев, им управляет наместник персидского царя. В стране не все спокойно, один из очагов смуты — район Буколии, населенный «египетскими разбойниками» (I. 5—
Неспокойно и на египетско-эфиопской границе. Здесь идет борьба за Филы и изумрудные россыпи (II. 30—
Царь Мероэ распространил свою власть к востоку от долины Нила, на территории блеммиев и троглодитов (IX. 16. 2—
Мероитяне поддерживают связи с серами, арабами и аксумитами. На торжества, устроенные Гидаспом, «приведены были послы серов, которые поднесли пряжи и ткани из паутины своей страны, одежду, окрашенную пурпуром, и другую — чистейшей белизны» (X. 52. 2). О шелковой ленте, принадлежавшей мероитской царице, говорится неоднократно в связи с вышитыми на ней письменами.
«Когда приняты были эти дары… выступили послы счастливых арабов и наполнили все благовонием пахучих листьев, корицы, пряностей и тому подобного, чем умащается аравийская земля, и было по многу талантов каждого из этих подношений» (X. 26. 1).
После троглодитов и блеммиев, «последними, предстали перед ним послы аксиомитов, которые не должны были платить дани, но всегда были друзьями и союзниками царя. Выражая свое благорасположение по случаю одержанных успехов, они тоже доставили подарки» (X. 27. 1).
Завершают торжественный прием послы из Сиены. Они привезли послание и дары персидского наместника Египта (X. 34).
Ко времени написания «Эфиопики», к первой половине I в. н. э., Египет уже более двухсот лет находился под властью римлян. Действие романа начинается в низовьях Нила, «близ устья, называемого Геракловым», где разбойники захватывают главных героев. Подробно описывается местность, затем дорога с.173 до разбойничьего стана в районе, называемом Буколией, т. е. Воловьим пастбищем. «Название это подлинное, засвидетельствованное исторически. Геродот знает Буколов рукав Нила, но не упоминает о разбойниках в той местности, которая, как видно по ее названию, была первоначально скотоводческой. В памятниках египетского искусства буколы, т. е. население Буколии, изображены как племя, отличающееся от египтян своей внешностью и обычаями. Они занимали северо-восточную заболоченную низменность Дельты, образуя там своего рода «вольницу», в основе которой лежал уже не племенной признак (он с течением времени отошел на второй план), но признак социальный: Гелиодор недаром указывает, что к буколам «стекается всякий такой люд», т. е. отщепенцы, изгои тогдашнего общества — «разбойники», с его точки зрения»79.
Разбойничество было характерным явлением социальной жизни Египта первых веков нашей эры. Его породила налоговая политика, проводившаяся здесь римлянами. Основную массу разбойников составляли крестьяне, впавшие в недоимку и бежавшие от рескрипций. Их ряды пополнялись и за счет представителей средних имущих слоев, не выдержавших разорительных литургий, и, наконец, жрецы, независимость, могущество и богатство которых было одной из особенностей фараоновского и даже птолемеевского Египта. Август конфисковал земельные владения храмов, жрецов перевели на жалованье, даже пытаясь кое-где привлечь их к принудительным работам80.
Все эти люди бежали в малодоступные места, излюбленным убежищем и была Буколия. Римская юстиция объявляла беглецов вне закона, и их преследовали со страшной жестокостью. Полиция часто устраивала облавы на буколов.
Но именно здесь беглецы имели возможность вооружиться и объединиться под руководством опытных вождей. В 174—
Восстание было подавлено, но антиримские движения, в основном крестьянские, не прекращались и в III в. Септимий Север принимал энергичные меры против буколов и в 200—
Положение на египетско-кушитской границе в это время также полностью соответствует тому, как описывает его Гелиодор. При последних Птолемеях эта граница пролегала у о-ва Филы, в непосредственной близости от первого порога83. В 30 г. до н. э., когда Август овладел Египтом, римские легионы вышли к границе с Кушем на о-ва Филы и Биге. Тогда в силу каких-то обстоятельств, в которых не последнюю роль сыграли местные князья, область между первым и вторым порогами — «Тридцатимилье» — оказалась под протекторатом римлян. Во главе ее был поставлен один из местных правителей84. В 24 г. до н. э. префект Египта Элий Галл был отвлечен походом в Аравию, и количество римских оккупационных войск, размеченных в Египте, сократилось. Кандака Аманирена напала на Филы, Элефантину и Сиену. Кушиты не только стремились вернуть свои территории, но и пытались уничтожить всякие следы римского владычества. Новый префект — Гай Петроний в следующем году вытеснил войска кушитов и, чтобы предупредить возможность повторных вторжений, дошел до Напаты. В 21/20 г. до н. э. кушиты предприняли новую, но опять безуспешную попытку завладеть своими северными землями. Однако эти кампании сами по себе привели к переговорам послов царицы Аманинакете с Августом85, и граница была установлена у Макарраки (Иера-Сикамина), где она пролегала при Птолемеях86. Территория между первым порогом и Иера-Сикамином — «Двенадцатимилье» — превратилась в буферную зону, где размещались римские патрули и гарнизоны, не подчинявшиеся гражданской администрации. В их задачу входила охрана границы и обеспечение безопасности торговли87. Кушиты могли свободно посещать эту территорию88. Часть Северной Нубии, находящейся под контролем Куша, в первые века была заселена довольно густо. II в. н. э. — очевидно, период наивысшего расцвета расположенных здесь городов и поселений. В I—
Блеммии и троглодиты находились под властью царей Мероэ94. В этот период существовали дружественные отношения с Аксумским царством, располагавшимся на севере территории современной Эфиопии. Об этом свидетельствуют находки мероитских археологических памятников в Аксуме, уже довольно многочисленные для начального этапа исследований95.
Через Восточную пустыню, т. е. земли блеммиев и троглодитов, с одной стороны, и Аксум — с другой, Мероэ имело выходы к Красному морю, где проходил основной торговый путь в страны бассейна Индийского океана. Ближайшим контрагентом здесь выступали государства Южной Аравии, «счастливые арабы», основные поставщики благовоний для античного Средиземноморья96. Через их порты шли корабли, осуществлявшие связи с Индией, Юго-Восточной Азией и Китаем97. Вопрос о мероитско-китайских связях, находках китайских изделий в Мероэ и возможностях пребывания серов в Мероэ рассматривается нами специально98.
Как мы видим, совершенно в соответствии с политической обстановкой периода создания «Эфиопики» Гелиодор показывает отношения, существовавшие между мероитянами и всеми этими народами.
«Эфиопика» характеризует Мероэ как сильную державу, которая может соперничать со своим северным соседом. Исследования последних десяти лет показали, что именно в римский период Мероэ достигает наивысшего расцвета. Вплоть до конца III в. его цари и царицы ведут активное строительство культовых и дворцовых комплексов, дарят храмам огромные богатства. Раскопки провинциальных городов и некрополей рисуют картину с.176 процветания страны в целом. В это время политическая и культурная экспансия Мероэ на юг достигает наивысшего размаха. Первыми веками нашей эры датируются мероитские поселения и предметы мероитского производства, обнаруженные к югу и юго-западу от «острова Мероэ». К этому же времени относятся многочисленные находки, свидетельствующие о постоянной торговле с римским миром и активной дипломатической деятельности99.
Таким образом, оценка положения Мероэ, данная Гелиодором, представляется совершенно реальной. Характерная деталь: Гелиодор, которого обвиняют в пристрастии к преувеличениям, эффектным и пышным сценам, отнюдь не показал празднества при дворе Гидаспа эдаким мировым торжеством, как сделал Флавий Вописк Сиракузянин, описывая реальное событие — триумф Аврелиана 274 г. н. э. (XXXIII)100. Сравнивая описание этих двух идентичных событий, одно из которых — в художественном произведении, а другое — в историческом сочинении, особенно начинаешь ценить достоверность сообщений Гелиодора.
13. Историческое время романа. В «Эфиопике» можно выделить три временных пласта, последовательно соответствующих персидскому господству в Египте и северной части Куша (525—
Данные, прямо увязываемые с первым периодом, мало касаются Мероэ. Но к этому времени, очевидно, следует отнести сведения о древнейших институтах и обычаях Куша. Это прежде всего народное собрание, которое, по свидетельству анналов Настасена, действовало еще при его избрании (335 г. до н. э.)101. Далее, требования физического совершенства, предъявляемые к царю, о которых сообщает Геродот (III. 2). Политическую власть жрецов в Мероэ до середины III в. до н. э. подтверждает Диодор (III. 6). И, наконец, обычай убивать пленников в жертву богам тоже существовал, как было показано выше, во времена Геродота.
Прямое «человекоубийство», кажется, уже не имело места в I в. до н. э. Эфиопы Диодора пленных не умерщвляют, а отправляют на поиски «острова блаженных». Но Диодор (III. 5) и Страбон (XVII. 2. 3) говорят об избрании царя в Мероэ и о с.177 предъявляемых к избраннику требованиях. Однако эти правила совершенно несовместимы с прямым престолонаследием, описанным у Гелиодора. Поэтому приходится сделать вывод, что в отношении этих институтов в романе имело место смешение разновременных фактов — бытовавших в Мероэ римского времени и сохранившихся в греческой исторической традиции. Последние были использованы Гелиодором для усиления романтической линии. Чтобы определить период, когда эти древние институты, восходящие к нормам родоплеменного общества, прекратили свое существование, следует рассмотреть данные Диодора и Страбона.
Текст сообщения Страбона совпадает с частью сообщения Диодора, оба они, несомненно, восходят к одному источнику — Агатархиду (II в. до н. э.). Диодор, передающий наиболее подробные сведения о системе царской власти в Мероэ, естественно, обращает внимание на самые экзотические особенности: избрание, церемониальное заточение, ритуальное убийство, которые, однако, не являются деталями конкретного хронологического среза, полностью соответствующего греческой исторической традиции102. Поэтому он сообщает о ритуальном убийстве царей в Мероэ как о существующем и тут же — об отмене этого института, предпринятом за два века до его штудий: «Из всех обычаев наиболее необычны те, что касаются смерти царя. В Мероэ жрецы, отправляющие культ богов, пользуются неограниченной властью, ибо они могут, если им придет такая мысль в голову, отправить к царю посланца и приказать ему умереть. Они объявляют, что такова воля богов и что слабые сыны человеческие не должны презирать повеления бессмертных. Они приводили и другие причины, воспринимаемые всегда с доверием простым умом, воспитанным в древних традициях, от которых он не может освободиться, и не способным найти возражения против столь произвольных распоряжений. Таким образом, в предшествующие века цари были подчинены жрецам не силой оружия, но под влиянием суеверного страха. Однако во время правления Птолемея II царь Эфиопии Эргамен, учившийся в греческой школе и получивший философское образование, первым осмелился не убояться этих предрассудков. Приняв решение, достойное царя, он вместе со своими солдатами проник в золотое святилище эфиопов и перебил всех жрецов. Упразднив этот обычай, он управлял делами по своему желанию» (III. 6). Эргамен Диодора — это мероитский царь Аракакамани. Он с.178 уничтожил древние обычаи, пережитки родового строя, которые не только строго ограничивали власть царя, но и мешали дальнейшему развитию кушитского общества и государства.
Противоречия между уровнем социально-экономического развития общества и системой его политической организации начали сказываться уже в конце напатского периода истории Куша. Конфликт между жрецами и царем Аспелтой (593—
К царю перешла вся полнота власти. Это символизировалось монументальным строительством. Пирамиды Аракакамани и последующих царей эллинистического времени выделяются величиной, точностью архитектуры и совершенством строительной техники104.
Диодор не сообщает ничего конкретного о дальнейшей деятельности Эргамена. Однако знаменательно, что именно на III в. до н. э. падает ряд коренных преобразований в разных областях жизни Мероэ. Прежде всего, появляется культ нового бога, бога — хранителя царя Апедемака105. Этот культ возник на основе местных религиозных представлений. Со временем образ Апедемака все больше приобретает черты бога плодородия, что соответствует главной идее мероитской религии — обожествлению царя как носителя жизни и плодородия. Но в первом храме Апедемака, который был воздвигнут в Мусавварат-эс-Суфре, он выступает прежде всего как олицетворение силы и воинской доблести царя, бог царя. Появление такого культа, безусловно, отражало новое качество царской власти. Это было бы просто немыслимо при старых порядках.
Первый храм Апедемака (Львиный храм) воздвиг в Мусавварат-эс-Суфре царь Арнекамани. Согласно последним изысканиям в области мероитской хронологии, Арнекамани (235—
На стенах Львиного храма впервые в Мероэ появляются изображения боевых слонов108. Этот род войск был введен в долину Нила Птолемеем I (Diod., III. 36. 3); во время его правления, а может, даже при его дворе обучался греческим наукам Аракакамани. Логично во всех этих нововведениях видеть последствия реформ Аракакамани, который, получив неограниченную власть, «управлял делами по своему желанию».
Учитывая образование, полученное Аракакамани, и идеи, которыми он проникся, не будет большой смелостью предположить, что именно при нем были отменены человеческие жертвоприношения. Другими словами, сделано то, что Гелиодор приписал царю своего романа.
Подводя итоги проделанному анализу, можно сказать, что, исключив сказочные элементы, обусловленные волшебно-романтическим сюжетом, мы имеем в «Эфиопике» энциклопедический справочник по Мероэ. Причем справочник совершенно уникальный как по полноте, так и по достоверности.
Отсюда логично вытекает вопрос об источниках информации Гелиодора. Он, конечно, был далеко не первым античным автором, описывающим «эфиопские дела». Пионером здесь выступает Геродот. О стране «нильских эфиопов» он собирал известия в Египте, где дошел до Элефантины. Эти известия содержатся во II и III книгах его «Истории». Дальнейшее накопление информации по этому вопросу в греческом мире шло за счет трудов людей, лично побывавших в стране. Это Филон, возможно, адмирал Птолемея I, назвавший свое описание путешествия в Куш «Эфиопикой»; Далион, живший при Птолемее II; Тимосфен, наварх того же Птолемея II; Аристокреон, Бион и Басилис (конец — начало II в. до н. э.), оставившие свои воспоминания в общих или специальных сочинениях. Симонид прожил в Мероэ пять лет и написал об этой стране специальный труд. Но ни одна из этих работ не дошла до нашего времени. Отрывки в прямом с.180 изложении или пересказе из вторых рук содержатся в трудах авторов римского времени, главным образом Диодора, Страбона, Плиния. Та же судьба постигла отчет экспедиции к истокам Мероэ, посланной Нероном. Остались только отрывки у Плиния и Сенеки. Возможно, на основании этого отчета написана та часть труда Птолемея, которая касается Экваториальной Африки.
Понятно, что приходится сравнивать материалы Гелиодора с данными из вторых или даже третьих рук109. Из того, что удается сопоставить (а это примерно половина), прямых соответствий не найдено. Имеется несколько схожих пассажей со сведениями Страбона (географическое положение «острова Мероэ», описание жирафа), что прямо вытекает из уникальности сюжетов, а также то, что следует отнести к разряду «общих мест» греческой исторической традиции. Например, «черные египтяне» (Herod., II. 55—
Есть в «Эфиопике» материалы, возможно, относящиеся к лично увиденным или услышанным на месте. Таковыми представляются, например, описание дороги от Гераклова устья Нила до Буколии, описание Буколии и данные по политическому положению в долине Нила II—
Нам известно об авторе «Эфиопики» только то, что он сам сообщает в конце книги: «финикиец из Эмесы, из рода Гелиоса, сын Феодосия — Гелиодор». Эмеса — город в Сирии, на восток от р. Оронта. Этот город дал двух римских императоров: Бария Авита Басиана, по прозвищу Гелиогабал (217—
Персонажи романа Гелиодора действуют в Афинах, Дельфах, на
Сюжет романа завязывается в Катадупах, городе у первого порога, близ Фил. Сюда прибывает греческий жрец, чтобы познакомиться с нильскими порогами, получить информацию всякого рода от местных жрецов и купить кое-какие вещи, редкие у эллинов (II. 29—
Таким образом, можно констатировать момент типичности, причем не литературной, а обстоятельств для путешественника-исследователя греко-римского мира. В сочетании с бытовыми подробностями это позволяет предполагать, что сам Гелиодор был на египетско-кушитской границе. Здесь он вполне мог получить основную массу информации по «Нильской Эфиопии», которую и использовал в своем романе.
ПРИМЕЧАНИЯ