К вопросу о времени и обстоятельствах возникновения Греко-Бактрийского и Парфянского государств.
М.: Издательство восточной литературы, 1962 г. С. 468—474.
с.468 Вопрос о времени и обстоятельствах возникновения Греко-Бактрийского и Парфянского государств неоднократно затрагивался в литературе. Подавляющее большинство историков относило эти важнейшие события эллинистической эпохи к концу правления Антиоха II; в частности к 248 г. до н. э.
Эта традиционная дата, установленная еще
Другим традиционным моментом, воспринятым советскими историками из западной и русской дореволюционной историографии, является освещение вопроса о возникновении новых самостоятельных государственных образований в восточном Иране и южных районах Средней Азии без должного учета важнейших моментов политического развития и международных отношений в западной части эллинистической системы. Между тем изучение политической обстановки позволяет несколько иначе оценить и интерпретировать краткие известия античных авторов, а также данные нумизматики. Это приводит к некоторому уточнению датировки интересующих нас событий1.
Характеризуя политический кризис монархии Селевкидов в связи со смертью Антиоха II (246) и началом новой войны между монархией Птолемеев и державой Селевкидов, называемой «войной Лаодики» (246—
Это указание Аппиана, к сожалению, оставалось без должного внимания, так как считалось, что александрийский историк, пользуясь для составления своего повествования произведениями более ранних античных авторов, либо допустил нарочито некоторую неточность в определении времени отпадения парфян, либо был введен в с.469 заблуждение одним из своих предшественников. А между тем имеются весьма серьезные основания полагать, что развитие событий на далеких северо-восточных окраинах обширной державы преемников Селевка происходило именно в той последовательности, в какой обрисовывает их Аппиан.
Военные силы монархии Селевкидов всегда были распылены на больших пространствах в виде гарнизонов отдельных укрепленных пунктов. Более крупные отряды находились лишь в Сирии, дислоцируясь в столице и особенно вокруг Апамеи. Это были полевые войска, сконцентрированные в непосредственной близости от официальной царской резиденции — Антиохии и наиболее беспокойной границы. Вполне понятно, что эта ударная часть армии в течение 250—
Немногочисленное земледельческое население жило по склонам горных долин, орошаемых ручьями, и в узких оазисах, тянувшихся вдоль северных склонов. В горах и степных просторах обитали охотники и скотоводы. В древности северные склоны горного хребта и прилегающие к ним оазисы делились на три небольшие области: Парфиенна, она же Нисейя (с центром в городе Ниса), куда греки вывели колонию, переименовав ее в Александрополь, затем Апаварктикена и Астауэна.
За горными хребтами, в северо-восточном углу Иранского плоскогорья, была расположена другая часть Парфии. Здесь находилась наиболее крупная из греческих колоний — Гекатомпил, основанная, подобно Нисе-Александрополю, на месте уже ранее существовавшего поселения. Можно предположить, что именно Гекатомпил, находившийся на пути из Мидии в Бактрию и Согдиану, а также в Гирканию, являлся местным административным центром. Страбон указывает, что кроме Гекатомпила в Парфии находились еще города с греческими названиями — Апамея и Гераклея4, а Аппиан упоминает еще о трех — Сотейре, Каллиопе и Харите.
Населявшие Парфию земледельцы и скотоводы представляли собой группу североиранских племен, значительно отличавшихся по языку от племен персидских. Быт сельского населения был, по указанию Страбона5, подтвержденному раскопками, еще очень примитивен. В степях к северу от гор кочевали племена, находившиеся между с.470 собой в кровнородственных отношениях. Эти племена были известны грекам под общим названием дахов или даев6.
В административном отношении северо-восточные сатрапии монархии Селевкидов представляли, по-видимому, подобно Малой Азии и Ирану, особый округ, во главе которого в начале
В годы напряженной борьбы, в начальный период третьей Сирийской войны, армия Птолемея III Евергета временно оккупировала большую часть городов Сирии и ворвалась даже в Двуречье, а виновница конфликта Лаодика, убившая мужа и его вторую жену, дочь Птолемея II Филадельфа Беренику, укрылась вместе со своим сыном Селевком II далеко на западе. «Верхние сатрапии» в Персии и особенно далекий северо-восток были отрезаны от царского двора и предоставлены самим себе. Известия о вторжении египетских войск в Сирию, оккупации ими Антиохии, распространении господства Птолемея III на Месопотамию, наконец, отсутствие четких данных о судьбах уцелевших членов царского дома Селевкидов, по-видимому, и толкнули Диодота, а вместе с ним и других сатрапов северо-востока на объявление самостоятельности9.
Таким образом, получается противоречие — царский «сродник» и наместник возглавляет сепаратистское движение. Однако это с.471 противоречие теряет всякое значение, если вспомнить, что Диодот и последовавшие его примеру сатрапы в момент отделения выступали по существу не против Селевкидов, а против Птолемея III Евергета, являвшегося в их глазах не законным повелителем, а захватчиком, силой оружия пытавшимся установить свое господство над владениями дома Селевка10.
Русские, советские и иностранные исследователи, останавливавшие свое внимание на проблеме хронологии событий, происходивших при возникновении Греко-Бактрийского и Парфянского государств, подходили к анализу известий античных авторов о последовательности этих событий, отвлекаясь от хода исторического развития в западной части эллинистической системы. Большинство из них оставляло без всякого внимания указания Аппиана11, связывавшего отделение Парфии с комплексом событий «войны Лаодики».
Кроме того, они упускали из виду тот факт, что указание Аппиана совпадает с сообщениями Синкелла и Юстина, т. е. Помпея Трога, о том, что отпадение Бактрии и Парфии произошло при Селевке II12.
По смыслу текста Юстина ему предшествовало более раннее восстание — в
Каково же, по-видимому, было развитие событий? В 246 г. до н. э., в период наивысших военных успехов Птолемея III Евергета, а также нападения с севера на державу Селевкидов правителя Мидии Атропатены, в восточных сатрапиях начались волнения, заставившие греческих наместников северо-восточных сатрапий консолидировать свои силы и, объединившись, заявить о своем суверенитете13.
с.472 Именно этот момент и отмечает Юстин, указывающий, что Диодот приказал называть себя царем14. Весьма характерно последнее указание, что Диодот просто приказал называть себя царем, так как реальной властью он обладал и ранее, как наместник Антиоха II15. По всей видимости, к этому же моменту относится и выступление Андрогора в Парфии. Однако события в этой стране развернулись иначе, чем в Бактрии и Согдиане, где господство греко-македонских завоевателей не было поколеблено, а просто приняло форму смены личности верховного правителя.
Наоборот, в Парфии, где движение за отпадение от державы Селевкидов, если принять корректив к тексту Юстина, началось еще с 256 г. до н. э., оно резко усилилось, так как было возглавлено племенными вождями кочевого племени парнов Аршаком и его братом Тиридатом.
Можно полностью согласиться с мнением
Повествуя о восстании парфян, Страбон писал, что после объявления наместников о независимости Бактрии и Согдианы «Аршак (у Страбона Arsaces), родом скиф, владевший частью даев, называвшихся парнасами и кочевавших вдоль Оха, ворвался в Парфию и подчинил ее себе…»17 Далее Страбон продолжал: «…Утверждают, что парны-даи выходцы из областей тех даев, которые обитают над Меотидою… от этих даев, говорят, ведет свой род Аршак; другие говорят, что он бактриец, который бежал от власти Диодота и поднял Парфию…»18 В сохранившемся отрывке из произведения Арриана события, повлекшие за собой отпадение, описываются следующим образом: «…Парфяне относятся к скифскому племени; подчинившись вместе с покоренными персами македонянам, они отпали по следующей причине: было двое братьев Аршакидов, Аршак и Тиридат, преемники Приапата; назначенный царем Антиохом Теосом сатрап этого края Ферекл хотел учинить насилие над одним из братьев; они же, не стерпев позора, убили злодея; затем, сообщив пятерым соумышленникам свой с.473 план, братья побудили народ отложиться от македонян и захватили власть…»19
Юстин сообщает следующее: «…В то время жил Аршак — человек неизвестного происхождения, но испытанной доблести. Обычно он занимался разбоем и грабежом. Получив известие, что Селевк потерпел поражение от галлов в Азии, он, не боясь более царя, с бандой разбойников напал на парфян, победил их правителя Андрагора и, убив его, захватил власть над народом…»20 Таким образом, Юстин считает, что отделение парфян и утверждение господства Аршака в их стране относится ко времени правления Селевка II! Синкелл же называет в качестве обидчика Аршакидов гиппарха Агафокла21.
Что является сходным в этих разнородных известиях? Аршак и его брат не были по происхождению местными уроженцами в Парфии, они — вожди кочевников и вторглись в страну извне (с востока — из Бактрии или с берегов р. Оха — совр. Теджен)! Аршак и его брат выступили против местных представителей македоно-греческого владычества как вожди угнетаемого греками азиатского населения!22 Они расправились с греческим наместником или наместником-стратегом и гиппархом!23
Это произошло в начале правления Селевка II, уже после объявления Диодотом о своей независимости от правителей запада24. Весьма вероятно, что известие Помпея Трога, переданное Юстином, о том, что на востоке знали о страшном разгроме монархии Селевкидов на западе, соответствует действительности. Вести с запада было бы тем труднее скрыть от населения восточных сатрапий, что само объявление Диодота царем Бактрии явно показывало ослабление центрального правительства25. Но это не могло произойти между 253 и 248 гг. до н. э., так как после заключения мира с Птолемеем II Филадельфом Антиох II Теос не мог бы оставить безнаказанным действия Диодота, поскольку тыл на западе у него был обеспечен не только миром, но и союзам с Лагидами, тем более что все вышеперечисленные античные авторы или вовсе не называют царя из дома Селевкидов, при котором совершилось отпадение Бактрии и Парфии, или же называют Селевка II!
Большое сомнение вызывает справедливость сообщения Арриана о пятерых друзьях двух братьев Аршакидов! Семь заговорщиков, как с.474 известно из повествования Геродота, расправились с Лжесмердизом-Гауматой. Точное повторение числа вождей повстанцев, расправлявшихся с греческим наместником, невольно вызывает сомнение. По-видимому, совершенно справедливо суждение большинства исследователей26, считающих этот эпизод дубликацией, заимствованной античными историками Парфии у «отца истории» для объяснения привилегированного положения некоторых знатных парфянских родов в I в. н. э.
Вряд ли следует принимать всерьез родословную Аршака и его брата Тиридата, содержащуюся во фрагменте сочинения Арриана.
Все вышеизложенное приводит к выводу, что попытки современных иностранных и некоторых советских историков относить время возникновения Бактрии к 253—
Основным аргументом сторонников подобного распределения событий во времени является эра Аршакидов с одной стороны, и упоминания о том, что отпадение Парфии произошло в CXXXIII Олимпиаду — с другой27.
Однако следует иметь в виду, что иногда эра на Востоке устанавливалась не с момента прихода к власти того или иного правителя, а с момента начала его борьбы за власть28.
По-видимому, подобное же положение было и с эрой Аршакидов. Она исчислялась не с момента захвата Аршаком власти над Парфией, а со времени каких-то событий, возможно, его бегства от Диодота с берегов Оха. Что же касается завоевания Аршаком Парфии, то более вероятно, что оно произошло в течение CXXXIII Олимпиады, но не в первый ее год, а во второй или третий.
Официальное же исчисление времени правления Диодота в Бактрии, весьма вероятно, было установлено с начала его наместничества, что вполне возможно относить к периоду между 253—
ПРИМЕЧАНИЯ