Московский институт иностранных языков им. М. Тореза
Гней Марций Кориолан: легенда и история
Пермский ун-т, 1992. С. 9—15.
с.9 Римская традиция сохранила имена родов, которые причислены в ней к патрицианским, но отсутствуют в фастах. К таким родам относятся прежде всего Марции, единственным представителем которых во время ранней республики являлся Гней Марций Кориолан.
Античные авторы передают литературно оформленную легенду о нем. В 493 г. до н. э. Гней Марций, знатный юноша, прославился во время взятия Кориол, которые находились во власти вольсков. В следующем году в Риме начался голод. Когда из Сицилии прибыло зерно, Марций предложил продавать его по низким ценам, если плебеи откажутся от трибунской защиты. Трибуны вызвали его в суд. По Ливию (II, 35, 6), Марций на суд не явился, а отправился добровольно в изгнание к вольскам и начал искать повод к войне с Римом. По Дионисию (VII, 63, 1—
Исследователи нового времени неоднократно обращались к анализу этого сказания, особенно, когда речь заходила о критике римской традиции с целью выявления в ней достоверных частей. Т. Моммзен отрицал реальную историческую основу рассказа о Кориолане1. Но его взгляды оказались непопулярными среди тех исследователей, которые стремились найти рациональное зерно в легенде2. Следуя предшественникам, необходимо ответить на вопрос, какое место занимал Кориолан в истории рода Марциев, и определить ценность легенды для римской истории. Поэтому целесообразно обратиться к немногим сведениям о Марциях царского времени, которые сохранились в разных источниках.
Плутарх (Numa, 21) сообщает, что род Марциев переселился в Рим вместе с Нумой. Причем Марции сопровождали Нуму, уже будучи с.10 родственниками рода Помпилиев. Сразу же они приобрели в Риме видное положение. Глава рода, Марк Марций, был возведен в звание сенатора и стал родоначальником Марциев, которые известны с этого времени римской истории. Кроме того, Нума Марций, сын Марка, был назначен царем Нумой понтификом, по словам Ливия (I, 20, 5), из числа patres, т. е. из числа сенаторов3. После закрепления за собой места в сенате и получения жреческого сана род Марциев был причислен к патрициям.
К роду Марциев принадлежал царь Анк, внук Нумы по материнской линии (Liv., I, 32, 1; Flor., I, 4, 1). Еще в I в. до н. э. существовало представление, будто Марции Рексы являются потомками царя Анка Марция (Suet., Iul., 6). Но Марции Рексы известны только с 210 г. до н. э. как плебеи, тогда как хронологически самым ранним из возможных упомянутых потомком царя Анка был Гней Марций Кориолан. Такого мнения придерживался Валерий Максим (IV, 3, 4). С его точки зрения, Кориолан происходил из сенаторского рода и был знатным потомком царя Анка Марция. Утверждение Валерия Максима согласуется с тем, что уже известно из традиции о положении рода Марциев в эпоху доэтрусского господства в Риме. Однако эти сведения не позволяют дать ответ на вопрос, был ли Кориолан в начале Республики патрицием.
Источники представляют род Марциев в начале республики не только патрицианским (Plut. Marc., I; Dionys., VI, 92, 3), но и достаточно влиятельным, о чем свидетельствуют существования больших отрядов клиентов, с помощью которых Кориолан предпринимал военные походы (Plut. Marc., 13; Dionys., VII, 64, 9). Плутарх (Marc., 30) отмечает, что родственники Марция Кориолана находились в сенате, а Дионисий (VII, 21, 4; VIII, 5; 5) относит к числу младших сенаторов и самого Марция, образовавшего в сенате даже свою фракцию (Dionys., VII, 26, 2). Таким образом, Дионисий и Плутах изображают Марциев начала республики одним из влиятельных в сенате родов. В отличие от этих авторов Ливий не передает подобных сведений. Кориолана, который впервые появляется в его повествовании в войске консула Коминия, осаждавшего Кориолы, Ливий (II, 33, 5) упоминает в числе primores iuvenum и характеризует его как adulescens consilio et manu promptus, что не содержит какой-либо определенной сословной характеристики.
Но наиболее примечательна не столько несхожесть в изображении положения Марциев у Ливия и Дионисия, сколько противоречивость с.11 данных одного и того же источника, а именно труда Дионисия. Так, в период консульства Гегания и Минуция (492 г. до н. э.), последовавшего за взятием Кориол, в котором прославился Гней Марций, он появляется у Дионисия (VII, 19, 2—
Фр. Корнелиус полагал, что Кориолан был последним представителем патрицианских Марциев, которые утратили свою патрицианскую принадлежность, если он действительно ушел к врагам и там был похоронен4. Источники сообщают о смерти Марция в земле вольсков (Liv., II, 40, 10; Dionys., VIII, 59, 1—
Начало этому процессу положила ожесточенная политическая борьба, которая закончилась отстранением сыновей Анка от престола и воцарением Тарквиния Древнего. Сыновья Анка подослали к Тарквинию убийц (Liv., I, 40), но поскольку предприятие это закончилось для них неудачно, так как царский трон достался Сервию Туллию, они, боясь мести родственников убитого, ушли в добровольное изгнание в Свессу Помецию, город вольсков (Liv., I, 41, 7). Поскольку сыновья Анка к тому времени уже стали изгнанниками, вместе с ними переселились и все домочадцы, находившиеся под их властью. Как известно из последующей политической борьбы, именно территория вольсков явилась местом скопления большого числа римских изгнанников (Dionys., VII, 2, 2). Их потомки, возможно действительно участвовали на стороне вольсков в многочисленных войнах с.12 с Римом. И это была та нить, которая впоследствии связала изгнанника Кориолана с вольсками и тем самым обеспечила племени место в легенде.
Выселение рода сопровождалось потерей гражданства, а стало быть, и знатности5. Примером тому может служить изгнание Камилла, который, обосновавшись у ардеатов, утратил римское гражданство. Об этом свидетельствует его обращение в одной из речей к ардеатам как своим новым согражданам (Liv., V, 44, 1; Ardeates, novi cives mei). Позднее для возвращения Камилла в Рим потребовалось официальное постановление народа, где он снова признавался как римский гражданин в прежнем сословном статусе (Liv., V, 46, 10).
Традиция называет точную дату завершения приема в патрициат переселявшихся в Рим родов: 504 г. до н. э. Последним иноземным родом, который получил не только гражданство, но и доступ в патрициат, были Клавдии Регилленские (Liv., III, 16, 4—
Маний Марций, плебейский эдил 456 г. до н. э., отмечен у Плиния (N. h., XVIII, 15), Гней Марций, народный трибун 389 г., встречается у Ливия (VI, 1, б). Затем Марции надолго исчезают из истории. Вернее, на этом заканчивается история «древних» Марциев или Марциев «Присков», никак не связанных с легендой о Кориолане.
«Новые» Марции появляются в фастах вскоре после допуска плебеев к консулату: Гай Марций Рутил — консул 357 г. Они первыми из плебеев занимают должности диктатора (Liv., VII, 17, 6), цензора (Liv., VII, 22, 1), понтификов и авгуров (Liv., X, 9, 2). Все это наводит на мысль о том, что «новые» Марции были не просто плебеями, а изначально стояли особенно близко к патрициату6. Данное предположение как раз и подтверждается первоначальной историей рода.
Каково отношение плебейских Марциев к легендарному герою начала республики? В связи с этим необходимо вспомнить историю Кориол, города, давшего когномен Гнею Марцию. Расположенный к югу от Альбанской горы город первоначально был латинским. Плиний Старший (N. h., III, 69) относит жителей Кориол к альбанским народам. В 498 г. до н. э. Кориолы упоминаются в числе других латинских городов, вступивших в военный союз, возглавляемый тускуланцем Октавием Мамилием и направленный против Рима (Dionys., V, 61, 3).
с.13 К 493 г. город вместе с Лонгулой и Полуской стал уже территорией вольсков (Liv., II, 33, 4—
Возможно ли более точное определение родины Марциев? Первые представители этого рода, известные в Риме в историческое время, носили когномен Rutilus. В. Шур выводит rutilus от rutuler7, названия жителей Ардеи, прибрежного города (Strab., V, 232; Plin. N. h., III, 56), который судя по надписи, упомянутой Катоном (Orig. Peter. frg., 58), входил в состав Арицийской лиги, собиравшейся у источника Ферентины (Liv., I, 50, 1; 51, 9; 52, 5; VII, 25, 5). Именно эти Марции принесли в Рим легенду о Кориолане. Первоначально в ней были отражены события местного значения: с одной стороны, пограничные конфликты латинских городов с вольскими, с другой — обострившиеся отношения между латинами и Римом. Отголоском последнего конфликта и явилось собрание у Ферентинского источника, но не вольсков, как передает легенда, а латинян, для которых это место издревле было священным, в которое вольски вряд ли имели доступ. Ситуация сложилась критическая для Рима, она разрешилась в 493 г. заключением Кассиева равноправного договора с латинами. Именно с этого года следуют события, переданные в легенде. И хотя в окончательной редакции легенды врагом, поставившим Рим на колени, изображены вольски, тем не менее следы действительных событий не исчезли окончательно. Так, Аппиан (Ital., II, 5, 1) сообщает, что Кориолан в переговорах с сенатом потребовал допустить вольсков к гражданству на тех же условиях, что и латинян. Тем самым вырисовывается истинная цель похода Кориолана на Рим: установление равноправных отношений с Римом, но не вольсков, а римских соплеменников — латинян. Таким образом, в первоначальном с.14 варианте легенды речь шла, несомненно, о латинах, победоносное войско которых, возглавляемое Гнеем Марцием, остановилось в пяти милях от Рима у Клуилиевого рва и заставило Спурия Кассия, консула 493 г., заключить foedus aequum.
Войдя впоследствии в римский государственный союз и заняв в нем уже в середине IV в. до н. э. выдающееся место, Марции поспешили ослабить первоначальный мотив борьбы латинян с Римом, заменив близких римлянам латинян всегда враждебно настроенными вольсками. Хронологически это самое раннее изменение, внесенное в легенду: произошло оно не позднее конца IV в. и было предпринято, скорее всего, самими Марциями.
Если вспомнить, что Марции первыми из плебеев достигли небывалого положения среди родов римского нобилитета, то становится понятным отсутствие у них тщеславного желания увидеть своего предка в числе консулов начала республики. Поэтому долгое время Кориолан оставался вне официальной традиции. По мнению В. Шура, уже Фабий Пиктор попытался вписать легенду в анналистическую традицию8. Возможно, с его помощью в сказании появился социальный мотив; сокрытие военной добычи Кориоланом, что вызвало возмущение плебеев. Но особенно преуспели в этом направлении младшие анналисты. В центр событий они поставили борьбу Кориолана против народного трибуната. Присвоение военной добычи отодвинулось на второй план, уступив место продовольственному вопросу. Такой поворот событий потребовал следующего шага: превращения Кориолана в консула и патриция, так как в представлении анналистов времени Гракхов только консул мог оказать подобающее сопротивление народным трибунам и только в изгнании консула могла проявиться действительная победа плебейских масс. Следы этого представления сохранились у Дионисия (VII, 21), Аппиана (Ital., II, 2) и Аврелия Виктора (De vir. ill., 19). В частности, при окончательной редакции саги Кориолан был превращен в патриция, а картина процветания рода Марциев в начале республики, которая воспроизведена Дионисией и Плутархом, списана с плебейских Марциев, набравших силу после законов Лициния и Секстия.
Таким образом, сопоставление материала легенды с существующими независимо от нее сведениями о Марциях позволяет сделать следующие выводы. Род Марциев переселялся в Рим дважды: первый раз — на заре истории города, когда достиг большого почета и патрицианского достоинства, которое потом было утеряно. История с.15 этих Марциев «Присков» никак не связана с легендой о Кориолане. Второй раз Марции появляются в Риме в середине IV в. до н. э. из района южного Лация и приносят с собой легенду о Кориолане. Действительные исторические события, отраженные в ней, трансформировались как при содействии самих Марциев, так и под влиянием последующей анналистики. Однако датирование легенды 493 г., когда был заключен Кассиев договор, выдает реальную связь событий: поход Кориолана на Рим закончился заключением равноправного договора с латинами, что впоследствии так тщательно пытались скрыть.
ПРИМЕЧАНИЯ