М. Е. Сергеенко

Жизнь древнего Рима.

Сергеенко М. Е. Жизнь древнего Рима.
СПб.: Издательско-торговый дом «Летний Сад»; Журнал «Нева», 2000. — 368 с.
Научный редактор, составитель краткого глоссария А. В. Жервэ.
Художественное оформление Е. Б. Горбатовой и С. А. Булачовой.

с.347

КРАТКИЙ СЛОВАРЬ ЛАТИНСКИХ АВТОРОВ И ИСТОЧНИКОВ

Август (23.09.63 до н. э. — 19.08.14 н. э.) С 27 г. — импе­ра­тор Цезарь Август, вну­ча­тый пле­мян­ник Гая Юлия Цеза­ря. Вре­мя его прав­ле­ния по пра­ву свя­зы­ва­ют с рас­цве­том рим­ской дер­жа­вы. Актив­ная и хоро­шо про­ду­ман­ная внеш­няя и внут­рен­няя поли­ти­ка поз­во­ли­ла ему сосре­дото­чить в сво­их руках всю пол­ноту вла­сти и в то же вре­мя сохра­нить адми­ни­ст­ра­тив­ные рес­пуб­ли­кан­ские учреж­де­ния, создав тем самым новую фор­му прав­ле­ния — прин­ци­пат (пер­вый сре­ди рав­ных). Отра­же­ни­ем это­го про­цес­са слу­жит рас­цвет нау­ки и куль­ту­ры. Гора­ций, Про­пер­ций, Вер­ги­лий. Ливий — име­на тех, кто запе­чат­лел в сво­их трудах Импе­рию Авгу­ста и спо­соб­ст­во­вал рас­про­стра­не­нию рим­ской куль­ту­ры и циви­ли­за­ции После его смер­ти остал­ся очерк Рим­ской импе­рии и пере­чень дея­ний импе­ра­то­ра («Res Ges­tae Di­vi Augus­ti»).


Авгу­стин, Авре­лий Авгу­стин (354—430 гг.) — хри­сти­ан­ский писа­тель. Сын языч­ни­ка и хри­сти­ан­ки, он начал свои духов­ные иска­ния после­до­ва­те­лем мани­хей­ства, позна­ко­мил­ся с миро­воз­зре­ни­ем скеп­ти­ков и нео­пла­то­ни­ков, в 387 г. при­нял хри­сти­ан­ство, а в 395 г. стал епи­ско­пом в Гип­поне, рас­по­ло­жен­ном непо­да­ле­ку от Кар­фа­ге­на. Автор мно­го­чис­лен­ных бого­слов­ских трудов, наи­бо­лее извест­ны­ми из кото­рых явля­ют­ся «Испо­ведь» — авто­био­гра­фия Авгу­сти­на, и «О гра­де Божи­ем» («De ci­vi­ta­te Dei») — опи­са­ние собы­тий, свя­зан­ных с заво­е­ва­ни­ем Рима Ала­ри­хом (410 г.) Самые выдаю­щи­е­ся из его дости­же­ний — это созда­ние уни­вер­саль­ной духов­ной систе­мы, вобрав­шей в себя опыт антич­но­сти и хри­сти­ан­ства и раз­ра­бот­ка новой хри­сти­ан­ской кон­цеп­ции исто­ри­че­ско­го раз­ви­тия. Зна­че­ние лич­но­сти Авгу­сти­на и напи­сан­ных им тео­ло­ги­че­ских трудов осо­бен­но силь­ное во вре­ме­на сред­не­ве­ко­вья и Воз­рож­де­ния, не осла­бе­ва­ет и по сей день.


«Анкир­ский памят­ник» («Mo­nu­men­tum An­ca­ra­num») — доку­мент, в кото­ром дано опи­са­ние основ­ных собы­тий эпо­хи импе­ра­то­ра Авгу­ста.


с.348 Апи­ций — извест­ный рим­ский чре­во­угод­ник вре­мен импе­ра­то­ра Тибе­рия (1 пол. 1 в. н. э.). Под име­нем Целия Апи­ция сохра­ни­лась извест­ная рим­ская пова­рен­ная кни­га «De re co­qui­na­ria», напи­сан­ная ок. 3—4 вв. н. э. со ссыл­ка­ми на став­шее к тому вре­ме­ни нари­ца­тель­ным имя Апи­ция. Кро­ме того, раз­лич­ные изыс­кан­ные куша­ния вре­ме­ни антич­но­сти назы­ва­лись «апи­ци­ан­ски­ми».


Аппи­ан (ок. 100 — ок. 170 гг. н. э.) — гре­че­ский исто­рик, зани­мав­ший пост высо­ко­по­став­лен­но­го чинов­ни­ка в Алек­сан­дрии, позд­нее — пред­ста­ви­тель всад­ни­че­ско­го сосло­вия и импе­ра­тор­ский про­ку­рор. Автор «Исто­рии Рима», даю­щей опи­са­ние граж­дан­ских войн Рима.


Апу­лей (ок. 124 г. н. э.) — рим­ский писа­тель, адво­кат, фило­соф шко­лы Пла­то­на и софист из Мадав­ры (Афри­ка). В «Апо­ло­гии» дал опи­са­ние суе­ве­рий, быто­вав­ших в его вре­мя. «Мета­мор­фо­зы» или «Золо­той осел» рису­ют кра­соч­ные кар­ти­ны гре­че­ско­го быта, дают пред­став­ле­ние о куль­те Иси­ды и содер­жат един­ст­вен­ную в сво­ем роде антич­ную сказ­ку «Амур и Пси­хея».


Ари­сто­тель (384—322 гг. до н. э.) — древ­не­гре­че­ский фило­соф и энцик­ло­пе­дист, уче­ник Пла­то­на, осно­ва­тель шко­лы «Пери­па­те­ти­ков», родил­ся в семье вра­чей при дво­ре македон­ских пра­ви­те­лей. Поста­нов­ка раз­лич­ных фило­соф­ских про­блем и раз­ра­ботан­ная им тер­ми­но­ло­гия науч­но­го дис­пу­та акту­аль­ны и по сей день. Он явля­ет­ся авто­ром мно­го­чис­лен­ных трудов, глав­ные из кото­рых посвя­ще­ны логи­ке и тео­рии позна­ния («Орга­нон»), эти­ке, поэ­ти­ке, физи­ке (носят те же назва­ния). Начи­ная со схо­ла­сти­ки, запад­ная (в том чис­ле и совре­мен­ная) фило­со­фия нахо­дит­ся под вли­я­ни­ем идей Ари­сто­те­ля, а бла­го­да­ря пере­во­дам его на араб­ский (Ави­цен­на и Аверро­эс) и сред­не­ве­ко­вая восточ­ная фило­со­фия под­па­да­ет под это могу­чее вли­я­ние.


Аско­ний Педи­ан (9 г. до н. э. — 76 г. н. э.) — рим­ский фило­лог из Падуи. Наи­бо­лее извест­ны его исто­ри­че­ские ком­мен­та­рии к речам Цице­ро­на. Они осно­ва­ны на досто­вер­ных мате­ри­а­лах и явля­ют­ся цен­ным доку­мен­таль­ным источ­ни­ком по исто­рии рес­пуб­ли­кан­ско­го Рима 1 пол. I в. до н. э.


Боэций (ок. 480—524 гг.) — рим­ский фило­соф-нео­пла­то­ник и поли­ти­че­ский дея­тель. Пред­ста­ви­тель ари­сто­кра­ти­че­ско­го рода Ани­ци­ев. Чинов­ник при дво­ре ост­гот­ско­го коро­ля Тео­до­ри­ха в Равен­не. Каз­нен по обви­не­нию в измене. Автор мно­го­чис­лен­ных сочи­не­ний, в том чис­ле латин­ских пере­во­дов и ком­мен­та­ри­ев к Ари­сто­те­лю и Пор­фи­рию, трак­та­тов о логи­ке, ариф­ме­ти­ке, музы­ке, вопро­сах бого­сло­вия. Самое извест­ное из них — «Уте­ше­ние фило­со­фи­ей» («Con­so­la­tio phi­lo­sophiae»). Сво­и­ми труда­ми ока­зал боль­шое вли­я­ние на раз­ви­тие схо­ла­сти­ки.


с.349 Вале­рий Мак­сим (1 пол. I в. н. э.) — рим­ский писа­тель, при­над­ле­жав­ший к бед­но­му сосло­вию. Выдви­же­ни­ем сво­им был обя­зан бога­то­му покро­ви­те­лю. Наи­бо­лее извест­ное его сочи­не­ние — «Досто­при­ме­ча­тель­ные дея­ния и выска­зы­ва­ния» («Fac­to­rum et dic­to­rum me­mo­ra­bi­lia») — посвя­ще­но импе­ра­то­ру Тибе­рию. Досто­вер­ное с исто­ри­че­ской точ­ки зре­ния и напи­сан­ное вычур­ным сло­гом, оно основ­ной акцент ста­вит на мораль­но-фило­соф­ских вопро­сах, таких как рели­гия, муже­ство, сча­стье, друж­ба и т. п. Гла­вы име­ют те же назва­ния.


Варрон, Марк Терен­ций Варрон (116—27 гг. до н. э.) — круп­ней­ший и наи­бо­лее пло­до­ви­тый рим­ский уче­ный-энцик­ло­пе­дист. Выхо­дец из сосло­вия всад­ни­ков, он зани­мал мно­го­чис­лен­ные воен­ные и адми­ни­ст­ра­тив­ные посты. Основ­ное про­из­веде­ние «Чело­ве­че­ские и боже­ст­вен­ные древ­но­сти» («An­ti­qui­ta­tes re­rum hu­ma­na­rum et di­vi­na­rum»), повест­ву­ю­щее об исто­рии, куль­ту­ре, обы­ча­ях рим­ско­го наро­да ныне утра­че­но. Общее коли­че­ство сочи­не­ний в обла­сти юрис­пруден­ции, грам­ма­ти­ки, исто­рии, искус­ства дости­га­ет 600. Наи­бо­лее извест­ные из них — «Обра­зы», даю­щие лите­ра­тур­ное опи­са­ние 700 зна­ме­ни­тых гре­ков и рим­лян, и труд «О сель­ском хозяй­стве», в кото­ром содер­жат­ся прак­ти­че­ские сове­ты по веде­нию сель­ско­го хозяй­ства. Уже при жиз­ни Варрон поль­зо­вал­ся непре­ре­кае­мым авто­ри­те­том, а в после­дую­щее вре­мя науч­ные зна­ния эпо­хи антич­но­сти весь­ма ред­ко выхо­ди­ли за достиг­ну­тые им пре­де­лы.


Вел­лей Патер­кул (род. ок. 20 г. до н. э.) — рим­ский исто­рик. Про­ис­хо­дил из всад­ни­че­ской семьи, жив­шей в Капуе. Позд­нее был при­нят в сена­тор­ское сосло­вие. Его перу при­над­ле­жит очерк рим­ской исто­рии, начи­наю­щий­ся с раз­ру­ше­ния Трои. Основ­ное вни­ма­ние уде­ле­но вре­ме­ни прав­ле­ния Тибе­рия, дея­тель­ность кото­ро­го оце­не­на им весь­ма высо­ко.


Вер­ги­лий, Пуб­лий Вер­ги­лий Марон (70—19 гг. до н. э.) — круп­ней­ший рим­ский поэт эпи­че­ско­го жан­ра. Про­ис­хо­дил из состо­я­тель­ной семьи. Лите­ра­тур­ная сла­ва при­хо­дит к Вер­ги­лию после напи­са­ния «Буко­лик» или «Эклог» — 10 пас­ту­ше­ских сти­хотво­ре­ний. Их появ­ле­ние дает нача­ло ново­му (буко­ли­че­ско­му) жан­ру в рим­ской поэ­зии. Этот жанр при­об­ре­тет осо­бую попу­ляр­ность в эпо­ху Воз­рож­де­ния и Ново­го вре­ме­ни, пре­вра­тив­шись в пас­то­раль. Наи­бо­лее совер­шен­ным про­из­веде­ни­ем поэта счи­та­ют «Геор­ги­ки» («О сель­ском хозяй­стве»). Их основ­ная идея в том, чтобы пока­зать рим­ско­му обще­ству через руко­вод­ство по сель­ско­му хозяй­ству, иде­ал про­стой и здо­ро­вой жиз­ни, дале­кой от сует­ли­вой жиз­ни горо­жа­ни­на и осо­бен­но жите­ля сто­ли­цы. Сле­дую­щее про­из­веде­ние «Эне­ида», созна­тель­но ори­ен­ти­ро­ван­ное на Гоме­ра (фор­мой изло­же­ния) и Авгу­ста (выбо­ром темы), ста­но­вит­ся вско­ре после его появ­ле­ния рим­ским нацио­наль­ным эпо­сом. Еще при жиз­ни Вер­ги­лия вели­ча­ют как клас­си­ка, а вли­я­ние, кото­рое ока­за­ло его твор­че­ство на после­дую­щие вре­ме­на, труд­но пере­оце­нить.


с.350 Гел­лий, Авл Гел­лий (род. ок. 130 г. н. э.) — рим­ский писа­тель, соста­вив­ший после поезд­ки в Афи­ны свой основ­ной труд «Атти­че­ские ночи». Это мате­ри­а­лы из раз­лич­ных обла­стей нау­ки: исто­рии, лите­ра­ту­ры, фило­со­фии, мифо­ло­гии и др. Боль­шая цен­ность его сочи­не­ния состо­ит в мно­го­чис­лен­ных при­веден­ных дослов­но отрыв­ках древ­них авто­ров, не дошед­ших до нас.


Гора­ций, Квинт Гора­ций Флакк (65—8 гг. до н. э.) — рим­ский поэт. Сын воль­ноот­пу­щен­ни­ка (сбор­щи­ка нало­гов). Состо­ял на воен­ных и граж­дан­ских долж­но­стях. Автор сатир — «Беседы» («Ser­mo­nes»), «Посла­ний» («Epis­tu­lae»), «Песен» («Car­mi­na»). В посла­нии — «Искус­ство поэ­зии» («Ars poe­ti­ca») — рас­смат­ри­ва­лась сущ­ность поэ­ти­че­ско­го искус­ства. Богат­ство язы­ка и искус­ство сло­ва послу­жи­ли тому, что вско­ре по его про­из­веде­ни­ям ста­ли обу­чать детей, бла­го­да­ря чему часть из них сохра­ни­лась. В Евро­пе его сти­хотво­ре­ния послу­жи­ли образ­цом лири­че­ской поэ­зии.


Дио­дор Сици­лий­ский (ок. 90—21 гг. до н. э.) — гре­че­ский исто­рик. Автор зна­ме­ни­то­го труда по все­мир­ной исто­рии («Исто­ри­че­ская биб­лио­те­ка»). В них исто­рия стран Сре­ди­зем­но­мо­рья (Гре­ции, Рима) с древ­ней­ших вре­мен до середи­ны I в. до н. э. была дана в син­хрон­ном сопо­став­ле­нии с исто­ри­ей Егип­та, Индии и Асси­рии. Чрез­вы­чай­но живое изло­же­ние, обиль­но снаб­жен­ное исто­ри­че­ски­ми анек­дота­ми, не все­гда, прав­да, досто­вер­ное, ста­ло весь­ма попу­ляр­ным еще при жиз­ни писа­те­ля.


Дион Кас­сий (ок. 160—235 гг.) — гре­че­ский исто­рик и рим­ский сена­тор из Никеи и Вифи­нии. При Севе­рах — намест­ник несколь­ких про­вин­ций. На гре­че­ском язы­ке напи­сал Исто­рию Рима от осно­ва­ния до сво­его кон­суль­ства (229 г.). Слу­жит важ­ным источ­ни­ком для кон­ца рес­пуб­ли­кан­ско­го и нача­ла импе­ра­тор­ско­го пери­о­дов в рим­ской исто­рии.


Дио­ни­сий Гали­кар­насский — гре­че­ский ритор и писа­тель. Пере­се­лил­ся в Рим и был при­нят в ари­сто­кра­ти­че­ских кру­гах. Автор «Рим­ских древ­но­стей», где рас­смат­ри­вал рим­скую исто­рию с древ­ней­ших вре­мен до 1-й Пуни­че­ской вой­ны (264—241 гг. до н. э.).


Зона­ра, Иоанн Зона­ра (1 пол. XII в.) — визан­тий­ский чинов­ник. В сво­ей «Все­мир­ной исто­рии» (собы­тия до 1118 г.), явля­ю­щей­ся важ­ным исто­ри­че­ским источ­ни­ком, исполь­зо­вал мно­го­чис­лен­ные, ныне утра­чен­ные сочи­не­ния ран­них визан­тий­ских авто­ров. Сочи­не­ние Дио­на Кас­сия послу­жи­ло, напри­мер, осно­вой для изло­же­ния исто­ри­че­ских собы­тий рим­ской исто­рии при­бли­зи­тель­но до середи­ны III в.


Иеро­ним (347—420 гг.) — хри­сти­ан­ский писа­тель и пере­вод­чик. с.351 Про­ис­хо­дил из бога­той хри­сти­ан­ской семьи, учил­ся в Риме. Несколь­ко лет жил отшель­ни­ком в Антио­хии и после это­го, при­няв сан свя­щен­ни­ка, стал совет­ни­ком папы Дома­сия. По его пору­че­нию пере­вел Биб­лию на латин­ский язык («Vul­ga­ta») Напи­сал первую хри­сти­ан­скую исто­рию лите­ра­ту­ры. При­вле­кая мно­го­чис­лен­ные труды ран­них хри­сти­ан­ских авто­ров, рим­ских фило­со­фов и писа­те­лей, он стал одним из посред­ни­ков меж­ду антич­ной куль­ту­рой и сред­не­ве­ко­вьем.


Иосиф Фла­вий (37 — ок. 100 гг. н. э.) — писа­тель-исто­рик. Родил­ся в Иеру­са­ли­ме. Выхо­дец из иудей­ско­го свя­щен­ни­че­ско­го рода. Пол­ко­во­дец в Иудей­ской войне, он был захва­чен в плен и впо­след­ст­вии осво­бож­ден Вес­па­си­а­ном (от него взял родо­вое имя). Участ­во­вал в похо­де рим­лян про­тив Иудеи. Основ­ные сочи­не­ния, напи­сан­ные на гре­че­ском язы­ке назы­ва­лись «Иудей­ские вой­ны» (7 книг) и «Иудей­ские древ­но­сти» (20 книг), Опи­сы­вая собы­тия от сотво­ре­ния мира до Неро­на, он пока­зы­ва­ет исто­ри­че­ское зна­че­ние сво­его и дру­гих наро­дов в сло­же­нии совре­мен­ных ему государств и циви­ли­за­ций.


Иси­дор Севиль­ский (ок. 570—636 гг.) — уче­ный латин­ский писа­тель из состо­я­тель­ной семьи. В 600—601 — архи­епи­скоп Севи­льи. Боль­шое зна­че­ние име­ют его труды, посвя­щен­ные исто­рии гер­ман­ских наро­дов (вест­готов) и исто­рии ван­да­лов («Хро­ни­ка») «Эти­мо­ло­гии» или («Ori­gi­nes» — «Нача­ла») на осно­ве объ­яс­не­ния зна­че­ния слов пред­став­ля­ют собой энцик­ло­пе­дию зна­ний того вре­ме­ни. Будучи ком­пи­ля­то­ром, он как и Иеро­ним, стал одним из посред­ни­ком меж­ду антич­ным миром и миром сред­не­ве­ко­вья, сохра­нив бес­цен­ные сведе­ния о трудах мно­гих древ­них авто­ров (исто­ри­ков, писа­те­лей, рито­ров), не дошед­ших до наше­го вре­ме­ни.


Каль­пур­ний, Тит Каль­пур­ний Сикул (I в. н. э.) — рим­ский поэт. Под вли­я­ни­ем Вир­ги­лия им были напи­са­ны «Идил­лии», из кото­рых сохра­ни­лось семь и несколь­ко эклог под общим назва­ни­ем Car­mi­na Ein­sied­len­sia.


Катон Стар­ший, Марк Пор­ций Цен­зо­рий (234—149 до н. э.) — рим­ский поли­ти­че­ский дея­тель. Выхо­дец из ари­сто­кра­ти­че­ской семьи. Зани­мал раз­лич­ные выс­шие воен­ные и адми­ни­ст­ра­тив­ные посты. Полу­чил наи­боль­шую извест­ность ока­зав­шись в долж­но­сти цен­зо­ра, что отра­зи­лось в его про­зви­ще. Про­вел несколь­ко зако­нов, поз­во­лив­ших ста­би­ли­зи­ро­вать поли­ти­че­ское и эко­но­ми­че­ское поло­же­ние рим­ско­го наро­да. Труд Като­на Стар­ше­го «Про­ис­хож­де­ние» (сохра­нил­ся в отрыв­ках) посвя­щен исто­ри­че­ско­му обзо­ру рим­ской исто­рии от осно­ва­ния Горо­да до совре­мен­но­го авто­ру вре­ме­ни. Более все­го извест­но его сочи­не­ние «О сель­ском хозяй­стве».


Катулл, Гай Вале­рий Катулл (87/84—54 гг. до н. э.) — рим­ский поэт-лирик. Вос­пи­ты­вал­ся в состо­я­тель­ной семье. Харак­тер его сочи­не­ний, а их с.352 насчи­ты­ва­ет­ся 116, весь­ма раз­но­об­ра­зен: более поло­ви­ны из них напи­са­но лири­че­ским сти­хом; есть под­ра­жа­ния алек­сан­дрий­ским поэтам. Извест­ны пере­во­ды гре­че­ских авто­ров и мно­гое дру­гое. Самые извест­ные — любов­ные сти­хотво­ре­ния Катул­ла. По выра­зи­тель­но­сти и силе пере­жи­ва­ний — они не име­ют ана­ло­гов в рим­ской лите­ра­ту­ре.


Квин­ти­ли­ан, Марк Фабий Квин­ти­ли­ан (ок. 35 — ок. 100 гг.) — рим­ский ора­тор, выхо­дец из состо­я­тель­ной семьи. Пер­вый учи­тель рито­ри­ки, полу­чив­ший в Риме государ­ст­вен­ное жало­ва­ние. Напи­сал «Настав­ле­ние ора­то­ру» («Insti­tu­tio ora­to­ria»), где изло­жил рито­ри­че­скую тео­рию. Образ­цом ора­тор­ско­го искус­ства счи­тал речи Цице­ро­на. В 10-й кни­ге поме­стил крат­кий очерк гре­че­ской и рим­ской лите­ра­ту­ры.


Колу­мел­ла (1 в. н. э.). — вид­ней­ший рим­ский писа­тель и агро­ном из Гаде­са (Испа­ния). Автор сочи­не­ний о сель­ском хозяй­стве («De re rus­ti­ca»), садо­вод­стве («De ar­bo­ri­bus»), в кото­рых рас­кры­ва­ют­ся прин­ци­пы управ­ле­ния заго­род­ным рим­ским поме­стьем. Это клас­си­че­ские образ­цы лите­ра­ту­ры о сель­ском хозяй­стве.


Лак­тан­ций, Л. Целий Фир­ми­ан (ум. после 317 г.) — хри­сти­ан­ский писа­тель, родом из Афри­ки. Вос­пи­та­тель сына импе­ра­то­ра Кон­стан­ти­на I Кри­спа. Пре­тер­пел гоне­ния на хри­сти­ан во вре­ме­на Дио­кле­ти­а­на. Наи­бо­лее зна­чи­тель­ны­ми из его про­из­веде­ний явля­ют­ся «Боже­ст­вен­ные уста­нов­ле­ния» («Di­vi­nae insti­tu­tio­nes») — пер­вая попыт­ка изло­жить на латин­ском язы­ке осно­вы хри­сти­ан­ско­го веро­уче­ния. Сочи­не­ние «О смер­ти гони­те­лей» («De mor­ti­bus per­se­cu­to­rum») доведе­но до вре­мен прав­ле­ния Дио­кле­ти­а­на (нач. IV в. н. э.). В эпо­ху Воз­рож­де­ния полу­чил эпи­тет «хри­сти­ан­ско­го Цице­ро­на».


Ливий, Тит Ливий (59 до н. э. — 17 гг. н. э.) — рим­ский исто­рик эпо­хи прин­ци­па­та Авгу­ста. Его глав­ный труд «Исто­рия Рима от осно­ва­ния горо­да» вклю­чал 142 кни­ги, посвя­щен­ные основ­ным собы­ти­ям рим­ской исто­рии со вре­мен осно­ва­ния Рима до собы­тий, совре­мен­ни­ком кото­рых Ливий являл­ся (смерть Дру­за, 9 г. до н. э.). В наши дни труд Ливия явля­ет­ся цен­ным источ­ни­ком для изу­че­ния ран­ней исто­рии Древ­не­го Рима. И хотя автор не все­гда кри­ти­че­ски исполь­зо­вал имев­ши­е­ся у него доку­мен­ты, уже в эпо­ху Импе­рии он при­об­рел непре­ре­кае­мый авто­ри­тет как исто­рик Рим­ской рес­пуб­ли­ки. С эпо­хи Воз­рож­де­ния Ливий счи­тал­ся круп­ней­шим рим­ским исто­ри­ком.


Луки­ан (ок. 120 — ок. 190 гг.) — гре­че­ский писа­тель-сати­рик. Выхо­дец из Малой Азии. В совер­шен­стве овла­дел гре­че­ским и латы­нью. Автор более 80 сочи­не­ний, из кото­рых мы чер­па­ем обшир­ные сведе­ния о куль­ту­ре, исто­рии, фило­со­фии, эти­ке, рели­гии, фило­ло­гии. Не все из этих сочи­не­ний счи­та­ют­ся под­лин­ны­ми. Наи­бо­лее яркие и образ­ные — «Диа­ло­ги гетер», «Диа­ло­ги богов», «Диа­ло­ги в цар­стве мерт­вых».


с.353 Мак­ро­бий, Амвро­сий Фео­до­сий Мак­ро­бий (род ок. 400 г.) — высо­ко­об­ра­зо­ван­ный латин­ский писа­тель и чинов­ник. Родил­ся в Афри­ке. Основ­ное сохра­нив­ше­е­ся про­из­веде­ние «Сатур­на­лии», напи­сан­ное в фор­ме застоль­ной беседы, рас­ска­зы­ва­ет о пире, на кото­ром обсуж­да­ют­ся про­бле­мы фило­со­фии, рито­ри­ки, грам­ма­ти­ки, куль­ту­ры, подроб­но раз­би­ра­ет­ся поэ­ти­че­ское мастер­ство Вер­ги­лия. В эпо­ху сред­не­ве­ко­вья поль­зо­вал­ся боль­шой попу­ляр­но­стью его ком­мен­та­рий к сочи­не­нию Цице­ро­на «Сон Сци­пи­о­на» — заклю­чи­тель­ная часть трак­та­та «О государ­стве».


Мар­ци­ал, Марк Вале­рий Мар­ци­ал (ок. 40 — ок. 102 гг.) — клас­сик рим­ской эпи­грам­мы. Родил­ся в Испа­нии. Впо­след­ст­вии пере­ехал в Рим, был допу­щен во всад­ни­че­ское сосло­вие. За несколь­ко лет до сво­ей кон­чи­ны вер­нул­ся на роди­ну. Напи­сал 15 книг эпи­грамм, в кото­рых пока­зал паде­ние нра­вов зна­ти Рим­ской импе­рии, и в первую оче­редь ее сто­ли­цы. Поль­зо­вал­ся попу­ляр­но­стью на про­тя­же­нии как всей позд­ней антич­но­сти, так и в после­дую­щие вре­ме­на (осо­бен­но в эпо­ху Воз­рож­де­ния), а его про­из­веде­ния цити­ро­ва­лись в самых уда­лен­ных угол­ках Импе­рии.


Мину­ций Феликс (род. ок. 200 г.) — рим­ский юрист. Выхо­дец из Север­ной Афри­ки. Сочи­не­ние «Окта­вий», выдер­жан­ное в духе цице­ро­нов­ских речей, постро­е­но как диа­лог меж­ду языч­ни­ком, после­до­ва­те­лем скеп­ти­циз­ма, и хри­сти­а­ни­ном и закан­чи­ва­ет­ся пере­хо­дом языч­ни­ка в хри­сти­ан­скую веру.


Непот, Кор­не­лий Непот (ок. 100 — после 32 гг. до н. э.) — рим­ский писа­тель. Уро­же­нец Север­ной Ита­лии. О его соци­аль­ном про­ис­хож­де­нии сведе­ний не сохра­ни­лось. Одна­ко нахо­дясь в дру­же­ских отно­ше­ни­ях с Цице­ро­ном, Катул­лом, Атти­ком, он обла­дал авто­ри­те­том в ари­сто­кра­ти­че­ских кру­гах Рима. Основ­ной труд «О зна­ме­ни­тых людях» («De il­lustri­bus vi­ris») содер­жал не менее 16 книг и пред­став­лял собой сбор­ник био­гра­фий, куда вошли как рим­ляне, так и пред­ста­ви­те­ли дру­гих наро­дов (чаще все­го гре­ки). Из кни­ги «О латин­ских исто­ри­ках» («De La­ti­nis his­to­ri­cis») сохра­ни­лись наи­бо­лее яркие био­гра­фии Като­на Стар­ше­го и Атти­ка. Сведе­ния, при­во­ди­мые им, ино­гда неточ­ны или оши­боч­ны, но бла­го­да­ря ясно­сти изло­же­ния и про­сто­те язы­ка, тек­сты его сочи­не­ний издав­на вхо­дят в учеб­ни­ки латы­ни.


Овидий, Пуб­лий Овидий Назон (43 до н. э. — ок. 18 гг. н. э.) — рим­ский поэт. Родил­ся в Сред­ней Ита­лии. Выхо­дец из всад­ни­че­ско­го сосло­вия. После непро­дол­жи­тель­ной служ­бы цели­ком пере­шел к лите­ра­тур­ным заня­ти­ям. Уже пер­вое про­из­веде­ние «Любов­ные эле­гии» («Amo­res») сде­ла­ло его зна­ме­ни­тым. Осо­бый инте­рес с точ­ки зре­ния исто­рии, куль­ту­ры, лите­ра­ту­ры пред­став­ля­ют глав­ные труды — «Мета­мор­фо­зы», в кото­рых после­до­ва­тель­но изла­га­ет­ся око­ло 250 мифов о пре­вра­ще­ни­ях гре­че­ских с.354 богов и геро­ев с воз­ник­но­ве­ния мира из Хао­са до вре­ме­ни Цеза­ря. «Фасты» или «Кален­дарь» опи­сы­ва­ют празд­ни­ки и обряды рим­лян. Уже при жиз­ни он стал почи­тае­мым поэтом и даже изъ­я­тие книг из пуб­лич­ных биб­лио­тек во вре­мя опа­лы не умень­ши­ло его вли­я­ния в рим­ском обще­стве. Дни свои он скон­чал в ссыл­ке на побе­ре­жье Чер­но­го моря. В сред­ние века Овидий счи­тал­ся вто­рым поэтом после Вер­ги­лия и наряду с ним ока­зал боль­шое вли­я­ние на даль­ней­шее раз­ви­тие евро­пей­ской поэ­зии.


Павел Диа­кон (ок. 720—799 гг.) — монах и исто­рик. Про­ис­хо­дил из знат­но­го лан­го­бард­ско­го рода. Его основ­ной труд «Исто­рия лан­го­бар­дов» напи­са­на на осно­ве мест­ных хро­ник. Кро­ме того, он создал «Исто­рию епи­скоп­ства Меца», «Собра­ние бесед», «Рим­скую исто­рию».


Пер­сий, Авл Пер­сий Флакк (43—62 гг. н. э.) — рим­ский поэт. Родил­ся в Этру­рии, в семье бога­то­го ари­сто­кра­та этрус­ско­го про­ис­хож­де­ния. Автор сатир (напо­до­бие сочи­не­ний Луци­лия и Гора­ция), кри­ти­ко­вав­ших совре­мен­ные поряд­ки, и настав­ле­ний в житей­ской муд­ро­сти. Поль­зо­вал­ся авто­ри­те­том как у совре­мен­ни­ков, так и в сред­ние века. В кни­ге упо­ми­на­ют­ся «Схо­лии к Пер­сию Флак­ку» — тол­ко­ва­ния к тек­стам поэта, объ­яс­няв­шие непо­нят­ные сло­ва и труд­ные места в его про­из­веде­ни­ях. В них при­ни­ма­ли уча­стие как ком­мен­та­то­ры антич­но­сти, так и сред­не­ве­ко­вья.


Пет­ро­ний, Гай Пет­ро­ний Арбитр (ум. 66 г. н. э.) рим­ский писа­тель, высо­ко­по­став­лен­ный чинов­ник, пред­ста­ви­тель выс­ших сло­ев обще­ства. При­нуж­ден Неро­ном к само­убий­ству. Во фраг­мен­тах сохра­ни­лось основ­ное сочи­не­ние «Сати­ри­кон» или «Пир Три­маль­хи­о­на» (по назва­нию одно­го из сохра­нив­ших­ся фраг­мен­тов). Это цен­ный источ­ник не толь­ко по исто­рии и нра­вам эпо­хи ран­ней Импе­рии, но и кла­дезь живо­го раз­го­вор­но­го язы­ка.


Плавт, Тит Мак­ций Плавт (ок. 250—184 гг. до н. э.) — выдаю­щий­ся рим­ский комедио­граф. Про­ис­хо­дил из бед­ной семьи. При­быв в Рим, зара­ба­ты­вал на хлеб актер­ским мастер­ст­вом. Создал новый тип комедии и вклю­чил в нее пес­ни, тем самым при­дав ей опе­ре­точ­ный харак­тер. Напи­сал око­ло 130 комедий, из кото­рых до наших дней сохра­ни­лась 21. Мно­гие из них послу­жи­ли осно­вой для пьес Молье­ра и Шекс­пи­ра. Наряду с обще­ст­вен­ной жиз­нью рим­ско­го обще­ства, совре­мен­ной поли­ти­че­ской ситу­а­ци­ей, Плав­том отра­же­на и повсе­днев­ная жизнь Рима. Пье­сы, изло­жен­ные ярким раз­го­вор­ным язы­ком, были очень попу­ляр­ны как в среде рим­ских ари­сто­кра­тов, так и у про­сто­го люда и рабов.


Пли­ний Млад­ший (61/62 — ок. 113 гг. н. э.) — рим­ский обще­ст­вен­ный дея­тель, писа­тель из состо­я­тель­ной семьи, пле­мян­ник и при­ем­ный сын Пли­ния Стар­ше­го. Зани­мал высо­кие адми­ни­ст­ра­тив­ные посты при импе­ра­то­ре Тра­яне. Сохра­ни­лись 10 книг его «Писем» («Epis­tu­lae»), послед­няя из с.355 кото­рых содер­жит пере­пис­ку Пли­ния с импе­ра­то­ром во вре­мя сво­его намест­ни­че­ства. Они заду­мы­ва­лись как эпи­сто­ляр­ный лите­ра­тур­ный труд и дают опи­са­ние мате­ри­аль­ной и духов­ной жиз­ни глав­ным обра­зом выс­ших сло­ев рим­ско­го обще­ства кон­ца I — нача­ла II вв. н. э.


Плу­тарх (ок. 46 — после 119 гг. н. э.) — гре­че­ский писа­тель, выхо­дец из ста­рин­но­го состо­я­тель­но­го рода. Вер­хов­ный жрец Апол­ло­на Пифий­ско­го в Дель­фах. Бла­го­да­ря высо­ко­му поло­же­нию, он имел воз­мож­ность встре­чать­ся со зна­ме­ни­ты­ми людь­ми сво­его вре­ме­ни: импе­ра­то­ра­ми, поли­ти­ка­ми, уче­ны­ми. Из 250 лите­ра­тур­ных сочи­не­ний сохра­ни­лась лишь одна треть. Основ­ной его труд — 46 «Срав­ни­тель­ных био­гра­фий» («Bioi pa­ral­le­loi»), рису­ет кра­соч­ные и свя­зан­ные один с дру­гим пар­ные порт­ре­ты гре­ков и рим­лян. Эти «Жиз­не­опи­са­ния» пред­став­ля­ют раз­но­об­раз­ней­шие сведе­ния по антич­ной исто­рии. Вто­рая боль­шая груп­па его сочи­не­ний свя­за­на с фило­со­фи­ей и про­бле­ма­ми эти­ки. Осо­бой попу­ляр­но­стью труды Плу­тар­ха поль­зо­ва­лись со вре­мен гума­ни­стов и у писа­те­лей после­дую­щих эпох.


Поли­бий (200—120 гг. до н. э.) — гре­че­ский исто­рик, поли­тик. Сын вли­я­тель­но­го поли­ти­че­ско­го дея­те­ля, вхо­див­ше­го в Ахей­ский союз. Зани­мал круп­ные воен­ные и адми­ни­ст­ра­тив­ные посты. Про­жил в Риме 16 лет в каче­стве залож­ни­ка. Автор «Все­мир­ной исто­рии» в 40 кни­гах (пол­но­стью сохра­ни­лись пер­вые пять), начи­наю­щей рас­сказ со вре­ме­ни 1-й Пуни­че­ской вой­ны (264 г. до н. э.) и подроб­но опи­сы­ваю­щей исто­ри­че­ские собы­тия в Сре­ди­зем­но­мо­рье с 221 по 144 гг. до н. э. В этом сочи­не­нии наряду с пере­чис­ле­ни­ем собы­тий рим­ской исто­рии была выдви­ну­та идея о трех дви­жу­щих фак­то­рах исто­ри­че­ско­го раз­ви­тия: силь­ной лич­но­сти, при­род­ных усло­ви­ях и судь­бе. Пер­вые две впо­след­ст­вии были вос­при­ня­ты Макиа­вел­ли и Мон­те­с­кье. Для него было важ­но, по упо­ми­на­ни­ям совре­мен­ни­ков, не столь­ко обла­го­ро­дить мысль, сколь­ко соблю­сти исто­ри­че­скую прав­ду.


Пор­фи­рий (ок. 233 — ок. 304 гг.) — гре­че­ский фило­соф-нео­пла­то­ник, уче­ник и био­граф Пло­ти­на. Автор «Исто­рии фило­со­фии» и более 70 работ по исто­рии, рито­ри­ке, мифо­ло­гии, грам­ма­ти­ке, мате­ма­ти­ке, сре­ди кото­рых труд «Про­тив хри­сти­ан», дошед­ший до нас лишь в отрыв­ках.


Про­ко­пий (ок. 500 — после 565 гг.) — визан­тий­ский писа­тель, юрист, ритор. Выхо­дец из сенат­ской ари­сто­кра­тии. Сек­ре­тарь восточ­но-рим­ско­го пол­ко­во­д­ца Вели­за­рия, выс­ший санов­ник и исто­рик эпо­хи Юсти­ни­а­на I. Выдаю­щий­ся пред­ста­ви­тель восточ­но-рим­ской исто­рио­гра­фии. Автор сочи­не­ний о вой­нах Юсти­ни­а­на с пер­са­ми, ван­да­ла­ми и ост­гота­ми. Поми­мо при­веден­ных исто­ри­че­ских сведе­ний, его труды — это инте­рес­ные источ­ни­ки по стра­те­гии визан­тий­ской армии. Кро­ме того, Про­ко­пий напи­сал пане­ги­рик стро­и­тель­ной дея­тель­но­сти Юсти­ни­а­на «О построй­ках».


с.356 Про­пер­ций, Секст Про­пер­ций (ок. 47 — ок. 15 гг. до н. э.) — один из наи­бо­лее зна­чи­тель­ных рим­ских эле­ги­ков. Про­ис­хо­дит он, ско­рее все­го, из всад­ни­че­ско­го сосло­вия. Его дея­тель­ность в Риме была цели­ком свя­за­на с поэ­зи­ей. Наряду с Гора­ци­ем вхо­дил в кру­жок Меце­на­та — дру­га и сорат­ни­ка Цеза­ря Авгу­ста. Издал 4 кни­ги эле­гий. Его чита­ли на про­тя­же­нии всей антич­но­сти и вновь вспом­ни­ли лишь во вре­ме­на Ренес­сан­са.


Сал­лю­стий, Гай С. Кри­сп (86—35 гг. до н. э.) — рим­ский исто­рик. Зани­мал важ­ные адми­ни­ст­ра­тив­ные долж­но­сти при Цеза­ре. Его перу при­над­ле­жат две исто­ри­че­ские моно­гра­фии: «Заго­вор Кати­ли­ны» («Co­niu­ra­tio Ca­ti­li­nae») и Югур­тин­ская вой­на («Bel­lum Iugur­thi­num», 111—106 гг. до н. э.), в кото­рых автор стре­мил­ся пока­зать, что Риму как миро­вой дер­жа­ве меша­ет лишь внут­рен­нее раз­ло­же­ние, а не внеш­ние вра­ги. Бла­го­да­ря пол­но­му арха­и­ки и захва­ты­ваю­ще­го напря­же­ния сти­лю повест­во­ва­ния (он созна­тель­но про­ти­во­по­став­лял себя Цице­ро­ну), Сал­лю­стий ока­зал боль­шое вли­я­ние на писа­те­лей сред­не­ве­ко­вья и Ново­го вре­ме­ни. Тацит про­звал его самым бли­ста­тель­ным исто­ри­ком Рима.


Све­то­ний, Гай Све­то­ний Тран­квилл (ок. 70 — ок. 140 гг. н. э.) — рим­ский писа­тель. Про­ис­хо­дил из сосло­вия всад­ни­ков, слу­жил при дво­ре Тра­я­на. При Адри­ане заве­до­вал импе­ра­тор­ской кан­це­ля­ри­ей. От его боль­шой лите­ра­тур­ной дея­тель­но­сти сохра­ни­лись «Опи­са­ния 12-ти цеза­рей» от Цеза­ря до Доми­ци­а­на («De vi­ta Cae­sa­rum»). Ему при­над­ле­жит пре­об­ра­зо­ва­ние жан­ра исто­ри­че­ской био­гра­фии в ранг исто­ри­че­ско­го иссле­до­ва­ния. От вто­ро­го его про­из­веде­ния, посвя­щен­но­го био­гра­фи­ям извест­ных поэтов, рито­ров, грам­ма­ти­ков, исто­ри­ков, сохра­ни­лись лишь отрыв­ки. Впо­след­ст­вии его под­ход в опи­са­нии исто­ри­че­ских пер­со­на­жей (роль силь­ной лич­но­сти в исто­рии) ока­зал боль­шое вли­я­ние на писа­те­лей сред­не­ве­ко­вья.


Свида (Суда) — изме­нен­ное назва­ние само­го круп­но­го гре­че­ско­го лек­си­ко­на, воз­ник­ше­го ок. 1000 г. н. э. В нем поме­ще­ны сведе­ния из обла­сти куль­ту­ры, исто­рии, эти­мо­ло­гии, лите­ра­ту­ро­веде­ния, искус­ства, цита­ты и выска­зы­ва­ния зна­ме­ни­тых людей. Он пред­став­ля­ет собой цен­ней­ший источ­ник (хотя и не все­гда досто­вер­ный), явля­ясь послед­ним сбор­ни­ком антич­ной лите­ра­ту­ры. Автор лек­си­ко­на не изве­стен.


Сене­ка Стар­ший, Луций Анней Сене­ка (ок. 55 до н. э. — ок. 40 гг. н. э.) — рим­ский писа­тель. Родил­ся в Испа­нии в состо­я­тель­ной семье всад­ни­че­ско­го сосло­вия. Основ­ное его сочи­не­ние «Образ­цы, отрыв­ки и оттен­ки мастер­ства раз­лич­ных ора­то­ров и рито­ров» (11 книг) посвя­ще­но рито­ри­ке и явля­ет­ся важ­ным источ­ни­ком для изу­че­ния при­е­мов крас­но­ре­чия в пер­вые деся­ти­ле­тия Импе­рии.


Сене­ка, Луций Анней Сене­ка (ок. 4 г. до н. э. — 65 г. н. э.) — рим­ский с.357 государ­ст­вен­ный дея­тель, фило­соф и писа­тель. Родил­ся в Испа­нии. Выхо­дец из всад­ни­че­ско­го сосло­вия. Сын Сене­ки Стар­ше­го. Вос­пи­та­тель Неро­на. Пред­ста­ви­тель фило­соф­ской шко­лы млад­шей стои. Основ­ное вни­ма­ние в сво­их про­из­веде­ни­ях уде­лял вопро­сам мора­ли, эти­ки — «Пись­ма на мораль­ные темы» («Epis­tu­lae mo­ra­les»). Его перу при­над­ле­жат несколь­ко тра­гедий, а так­же «Есте­ствен­но­на­уч­ные вопро­сы» — иссле­до­ва­ние метео­ро­ло­ги­че­ских явле­ний.


Сер­вий (ок. 400 г.) — латин­ский грам­ма­тик. Издал подроб­ные ком­мен­та­рии к про­из­веде­ни­ям Вер­ги­лия, дол­гое вре­мя слу­жив­шие основ­ным источ­ни­ком для изу­че­ния твор­че­ства поэта.


Ста­ций, Пуб­лий Пап­пи­ний Ста­ций (ок. 40—96 гг. н. э.) — рим­ский поэт и педа­гог, один из извест­ней­ших лите­ра­то­ров сво­его вре­ме­ни. Он про­сла­вил­ся напи­са­ни­ем двух эпо­сов «Фива­ида» и «Ахил­ле­ада», посвя­щен­ных сюже­там древ­не­гре­че­ских мифов. Поэ­ти­че­ский сбор­ник «Леса» («Sil­vae»), содер­жит сти­хотво­ре­ния, посвя­щен­ные зна­ме­на­тель­ным собы­ти­ям в жиз­ни его покро­ви­те­лей (в том чис­ле, импе­ра­то­ру Доми­ци­а­ну): дни рож­де­ния, свадь­бы, похо­ро­ны.


Стра­бон (ок. 64/63 до н. э. — 20 гг. н. э.) — гре­че­ский исто­рик и гео­граф. Про­ис­хо­дил из знат­ной семьи. Основ­ной его труд «Гео­гра­фия» поми­мо опи­са­ний мест­но­стей Евро­пы, Азии, Афри­ки, в кото­рых он неод­но­крат­но бывал, содер­жит боль­шой ком­плекс более ран­них пись­мен­ных источ­ни­ков, зача­стую цити­ру­ю­щих­ся дослов­но. В нем так­же содер­жат­ся сведе­ния, касаю­щи­е­ся мифо­ло­гии, куль­ту­ры, исто­рии опи­сы­вае­мых земель. Уни­каль­ность сочи­не­ния в том, что из антич­но­го вре­ме­ни оно един­ст­вен­ное дошло до нас цели­ком.


Тацит, Кор­не­лий Тацит (ок. 55 — ок. 120 гг. н. э.) Родил­ся в ари­сто­кра­ти­че­ской семье, полу­чил бле­стя­щее обра­зо­ва­ние в обла­сти рито­ри­ки. Послед­ний из пле­яды вели­ких рим­ских исто­ри­ков. Как писа­тель стал изве­стен после смер­ти Доми­ци­а­на, когда опуб­ли­ко­вал пер­вые сочи­не­ния: пане­ги­рик сво­е­му тестю пол­ко­вод­цу Юлию Агри­ко­ле, трак­тат «Гер­ма­ния», в кото­ром содер­жат­ся цен­ные сведе­ния об исто­рии, куль­ту­ре, этно­гра­фии гер­ман­ских пле­мен, рису­ет­ся кар­ти­на гео­гра­фи­че­ских пред­став­ле­ний рим­лян о сосед­них наро­дах и «Диа­лог об ора­то­рах», соче­таю­щий в себе глу­би­ну рас­суж­де­ний об ора­тор­ском искус­стве с изящ­ной лите­ра­тур­ной фор­мой. Основ­ные исто­рио­гра­фи­че­ские труды Таци­та, при­нес­шие ему сла­ву, полу­чи­ли назва­ние «Исто­рия» («His­to­riae») и «Анна­лы» («An­na­les»). Они посвя­ще­ны исто­рии Рим­ской импе­рии, со смер­ти Авгу­ста (14 г. н. э.) до убий­ства Дио­кле­ти­а­на (96 г. н. э.). Из 14 книг «Исто­рии» и 16 книг «Анна­лов» сохра­ни­лось все­го 12. Осталь­ное извест­но в отрыв­ках. Труды, появив­ши­е­ся на рубе­же рес­пуб­ли­кан­ской и импе­ра­тор­ской эпох, содер­жат в основ­ном био­гра­фии импе­ра­то­ров и дают пред­став­ле­ние об обще­ст­вен­ной и с.358 куль­тур­ной жиз­ни, эко­но­ми­че­ском укла­де рим­ско­го обще­ства (хотя и не все­гда пол­ное). Пол­ный арха­из­мов и воз­вы­шен­но­сти язык про­из­веде­ний, на кото­рый силь­ное вли­я­ние ока­зал Сал­лю­стий, дер­жал чита­те­ля в посто­ян­ном напря­же­нии. После смер­ти его труды ока­за­лись забы­ты и лишь в середине XVI в. сочи­не­ния были вновь опуб­ли­ко­ва­ны.


Терен­ций, Пуб­лий Терен­ций Афр (Афри­ка­нец) (190—159 гг. до н. э.) Родил­ся в Кар­фа­гене. В Рим при­ехал рабом рим­ско­го сена­то­ра Терен­ция Лука­на, кото­рый дал ему обра­зо­ва­ние, а впо­след­ст­вии отпу­стил. Выдаю­щий­ся рим­ский комедио­граф, сто­я­щий в одном ряду с Плав­том. Все 6 его комедий, напи­сан­ных в фор­ме новой атти­че­ской комедии, сохра­ни­лись и пред­став­ля­ют собой инте­рес­ный источ­ник, рас­ска­зы­ваю­щий о повсе­днев­ной жиз­ни рим­ско­го обще­ства. В отли­чие от Плав­та, лите­ра­тур­ный язык Терен­ция хоро­шо про­ду­ман, изыс­кан и не содер­жит вуль­га­риз­мов.


Тер­тул­ли­ан, Квинт Сеп­ти­мий Тер­тул­ли­ан (160 — после 220 гг.) — хри­сти­ан­ский писа­тель. Родил­ся в Кар­фа­гене. Сын цен­ту­ри­о­на, полу­чил раз­но­сто­рон­нее обра­зо­ва­ние. Автор мно­го­чис­лен­ных лите­ра­тур­ных трудов, из кото­рых до наших дней дошло лишь 31 про­из­веде­ние. Поль­зо­вал­ся боль­шим авто­ри­те­том у тео­ло­гов, фило­со­фов, поли­ти­ков. В сво­их сочи­не­ни­ях, про­пи­тан­ных нетер­пи­мо­стью к языч­ни­кам («Защи­та от языч­ни­ков», «Опро­вер­же­ние ере­ти­ков»), он исполь­зо­вал новые для хри­сти­ан­ства тер­ми­ны (напри­мер, tri­ni­tas, per­so­na, sub­stan­tia по отно­ше­нию к Богу), уста­нов­лен­ные позд­нее на Собо­рах IV—V вв.


Тибулл, Аль­бий Тибулл (50—19 (17) гг. до н. э.) — рим­ский поэт, выхо­дец из ари­сто­кра­ти­че­ско­го рода. Один из выдаю­щих­ся эле­ги­ков. Собра­ние сти­хов из 4-х книг («Cor­pus Ti­bul­lia­num») вклю­ча­ет в себя сочи­не­ния и дру­гих поэтов. Излюб­лен­ный сюжет его сти­хотво­ре­ний — про­стой уклад сель­ской жиз­ни, на фоне кото­ро­го раз­во­ра­чи­ва­ет­ся кар­ти­на идил­ли­че­ской люб­ви. Уже в древ­но­сти поэ­зия Тибул­ла поль­зо­ва­лась боль­шой попу­ляр­но­стью. Позд­нее она ока­за­ла вли­я­ние на твор­че­ство Гете.


Фест, Секст Пом­пей Фест — рим­ский грам­ма­тик и анти­квар II в. н. э. Его перу при­над­ле­жат извле­че­ния из труда Веррия Флак­ка «De ver­bo­rum sig­ni­fi­ca­tu» — сло­ва­ря рим­ских древ­но­стей с объ­яс­не­ни­ем слов вре­мен Авгу­ста. Часть сочи­не­ний сохра­ни­лась в повтор­ных выпис­ках Пав­ла Диа­ко­на (конец VIII в.)


Фрон­тон, Марк Кор­не­лий Фрон­тон — рим­ский ора­тор и адво­кат II в. н. э. Родил­ся в Нуми­дии. Вос­пи­та­тель импе­ра­то­ров Мар­ка Авре­лия и Луция Вера. Сто­ял во гла­ве лите­ра­тур­но­го круж­ка, при­дер­жи­ваю­ще­го­ся арха­и­че­ских тра­ди­ций доци­це­ро­нов­ско­го вре­ме­ни. Из речей, создав­ших ему сла­ву ора­то­ра, не сохра­ни­лось ниче­го.


с.359 Цельс, Авл Кор­не­лий Цельс (1 пол. I в. н. э.) — рим­ский писа­тель. От глав­но­го его труда «Искус­ства» («Ar­tes») сохра­ни­лось 8 книг. Осно­ван­ные на гре­че­ских источ­ни­ках, они дают пред­став­ле­ние об исто­рии меди­ци­ны в элли­ни­сти­че­ское вре­мя. Кни­ги, посвя­щен­ные вопро­сам сель­ско­го хозяй­ства, рито­ри­ки, воен­но­го дела до нас не дошли.


Цице­рон (106 — убит 43 гг. до н. э.) — рим­ский ора­тор, поли­ти­че­ский дея­тель и писа­тель. Про­ис­хо­дил из всад­ни­че­ско­го сосло­вия. В Риме и Афи­нах полу­чил бле­стя­щее обра­зо­ва­ние. Зани­мал высо­кие государ­ст­вен­ные долж­но­сти. Созда­тель клас­си­че­ской рим­ской худо­же­ст­вен­ной про­зы. Извест­но око­ло 110 его речей, поло­ви­на из кото­рых сохра­ни­лась пол­но­стью. Они явля­ют­ся цен­ным источ­ни­ком по обще­ст­вен­ным, поли­ти­че­ским и куль­тур­но-исто­ри­че­ским отно­ше­ни­ям того вре­ме­ни.


Юве­нал, Децим Юний Юве­нал (ок. 60 — после 127 гг.) — рим­ский поэт, автор сатир, 16 из кото­рых сохра­ни­лись. Они явля­ют­ся цен­ным источ­ни­ком по рекон­струк­ции жиз­ни всех город­ских сло­ев рим­ско­го обще­ства и горо­да это­го вре­ме­ни в целом. В сред­ние века, когда его мораль­ные сен­тен­ции вновь ста­ли зло­бо­днев­ны­ми, Юве­нал ока­зал­ся одним из самых читае­мых авто­ров. Бла­го­да­ря чет­ко сфор­му­ли­ро­ван­ным сти­хам и живой речи, мно­гие из его выска­зы­ва­ний живут и по сей день, напри­мер, «Хле­ба и зре­лищ!»


Co­dex Theo­do­sia­nus (Кодекс Фео­до­сия) — состав­лен­ный при Фео­до­сии II сбор­ник импе­ра­тор­ских кон­сти­ту­ций, древ­ней­шая из кото­рых отно­сит­ся к 313 г. Обна­ро­до­ван и всту­пил в силу на Восто­ке Рим­ской импе­рии в 438 г., на Запа­де — в 439.


«Cor­pus Inscrip­tio­num La­ti­na­rum» — сбор­ник латин­ских над­пи­сей, изда­вав­ший­ся Прус­ской АН. с 1863 г. парал­лель­но с CIG (Cor­pus Inscrip­tio­num Gre­co­rum). В сбор­ни­ке собра­ны ори­ги­наль­ные над­пи­си рим­ско­го вре­ме­ни. Один из основ­ных источ­ни­ков по рим­ской эпи­гра­фи­ке. В насто­я­щее вре­мя работа над сбор­ни­ком про­дол­жа­ет­ся.


Di­ges­tae («Диге­сты») — части зако­но­да­тель­ной ком­пи­ля­ции Юсти­ни­а­на, издан­ные в 533 г. в 50 кни­гах, содер­жа­щих выдерж­ки из дей­ст­ву­ю­щих зако­нов или дру­гих нор­ма­тив­ных актов и «Инсти­ту­ции» — эле­мен­тар­ные учеб­ни­ки рим­ских юри­стов.


Scrip­to­res His­to­ria Augus­ta — Исто­рия Авгу­стов или Исто­рия Импе­ра­то­ров — сбор­ник био­гра­фий импе­ра­то­ров от Адри­а­на до Кари­на (117—285 гг.). Вре­мя и чис­ло авто­ров вызы­ва­ют спо­ры, поэто­му вме­сто введен­но­го в нача­ле XVII в. в нау­ку тер­ми­на «Писа­те­ли Исто­рии Авгу­стов», появил­ся совре­мен­ный тер­мин — «His­to­ria Augus­ta». Источ­ник этот не все­гда ока­зы­ва­ет­ся досто­вер­ным.

ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА
1291155066 1291163558 1291166544 1291997500 1292031453 1292032172