Издательство «Наука»
Римское всадничество и центуриатная военная организация ранней Республики (V—начало IV в. до н. э.)
Пермский ун-т, 1992. С. 22—31.
с.22 В историографии периода раннего Рима есть немало работ, так или иначе касающихся места и роли всаднической организации в постсервианской социально-политической системе формирующейся римской civitas. Тем не менее проблема значения всадничества для староримского войска остается наименее разработанной и наиболее спорной, что объясняется как более пристальным вниманием исследователей к пехоте, так и гораздо более скудными данными традиции о раннеримских всадниках.
Согласно источникам Сервий установил 12 центурий конницы из первейших, лучших людей общины с высшим доходом и выдающимся происхождением (Liv., I, 43, 8—
По первой версии число всадников при Сервии не увеличилось, ибо в противном случае нарушилось бы известное соотношение
Вторая версия имеет общую основу с первой, поскольку строится на признании приоритета 12 центурий, между тем как шесть прежних, позднее известных как sex suffragia, считаются либо поздним, этрусским, нововведением, либо более древней, но потерявшей всякое военное и даже политическое значение организацией, которая превратилась в пережиток уже ко времени Сервия, но которую римляне из-за своего консерватизма упорно сохраняли8. Тот же А. Розенберг передает мнение об образовании 12 центурий из удвоенных центурий Тарквиния (причем их численность определяется, исходя из другой версии традиции, в 1200 человек (и добавлении к старым подразделениям Сервием sex suffregia9. К. Белох предлагал вариант дополнения 3 центуриями существовавших шести, а затем удвоения их в период до
Указанные версии помимо противоречивых данных Ливия имеют в основе прежде всего пассаж Феста (Fest. P. 334 M)11. Но независимо от интерпретации в данном случае доказывается только то, что sex suffragia были «связаны» с центуриями Тициев, Рамнов и Луцеров, удвоенными Тарквинием, т. е. являлись более древними, чем 12 центурий. Это достаточно убедительно показал Дж. Самнер12. Ссылки ряда авторов на то, что sex suffragia могли голосовать только после 12 центурий, или между
с.25 Большинство исследователей считают наиболее обоснованной третью версию, сформулированную еще Б. Нибуром, А. Швеглером и отчасти поддержанную Т. Моммзеном. По этой версии sex suffragia представляли собой древние конные контингенты первоначальных трех триб15, рекультивировавшиеся из патрициев16. К ним в результате реформы были присоединены 12 новых центурий, формировавшихся как из патрициев, так и из плебеев. Т. Моммзен идентифицирует 6 старых центурий с центуриями procum patricium, ссылаясь на известный фрагмент из Феста (P. 249), и делает вывод об их патрицианском характере, полагая, что только в 220 г. до н. э. они были открыты для плебеев17. А. Розенберг, напротив, считает proci (proceres) и patres разными социальными группами и переводит этот термин как proci et patricii18 — Proci (или primores, по Ливию) он относил к «благородным» плебеям, которые составили вместе с патрициями римское всадничество19. В этом его поддерживает А. Альфёльди20. Однако такое понимание вызывает в современной историографии серьезные возражения21. Л. Грив, например, согласна с тем, что proci было техническим обозначением principes или primores пехоты (ранних classici), но не усматривает их связи с sex suffragia22. Э. Ференчи, напротив, распространяет название procum patricium на всю всадническую организацию23, что представляется неправомерным, если учесть особый характер sex suffragia (Dion. Hal., IV, 18, 1; Cic. De publ., II, 32, 39).
Традиция ничего не сообщает о цензе всадников, хотя они находились как бы вне разрядов и были сформированы Сервием уже после создания «пехотных» классов (Liv., I, 43 etc; Plin. Nat. Hist., XXXIII, 1, 18, 29—
Несмотря на то, что всадники были интегрированы в центуриатную систему, они стояли, по выражению Э. Гьерстада, «вне новой с.26 военной организации»28, вне классов, занимая особое, почетное, изолированное от цензовой градации место. Но все ли всадники находились в таком положении? Согласно источникам на содержание всадников выделялись aes equestrum и aes hordiarium (Fest. P. 81; Liv., I, 43, 9). А. Швеглер сомневался в том, что в VI в. могло быть так много вдов и сирот, обязанных выплачивать подобные подати29. Однако эти средства предназначались скорее для sex suffragia, которые служили, как и до Сервия, eguo publico. Такая плата едва ли могла рассматриваться как компенсация расходов на экипировку и существование, как полагал Т. Моммзен30. Служба конников была ненамного трудней службы пеших воинов, а особого вооружения у них в раннем Риме не было, кроме круглого щита (parma). Традиция дает основания предполагать, что средства шли на содержание не столько воинов, сколько лошадей. После введения платы всем воинам, с конца V в., всадникам выплачивали тройное содержание (Liv., V, 7, 12; 12, 12). Вероятно, именно с этим связаны свидетельства о введении податей для вдов и сирот, «не плативших налогов» в цензорство Камилла (Plut. Gam., 2; Val. Max., II, 9, 1). Таким образом, древние всаднические центурии были предметом попечения всей общины, а со времени цензовой реформы эту заботу взяли на себя состоятельные люди, представлявшие фамилию, но невоеннообязанные (вдовы и сироты).
Двенадцать новых, плебейских, центурий формировались уже не по принципу происхождения, а исходя из состояния — в них вошла верхушка плебеев. Именно к ним можно отнести слова Цицерона (De re publ., II, 20, 39) о наиболее знатных (sex suffragia) и обладающих наибольшим цензом всадниках (12 центурий).
Могли ли эти 12 центурий быть учреждены уже Сервием, как утверждает традиция? Такое резкое увеличение численности конницы (до 1800 человек) при войске в 6—
Ряд исследователей выражает сомнения в сохранении военных функций sex suffragia после реформы, основываясь на данных о включении во всаднические центурии отдельных сенаторов (Cic. De re publ., IV, 2), в отсутствии деления этих центурий по возрасту и исходя из самого названия suffragia, указывающего, якобы, на их чисто политические функции36. Однако эти центурии возникли задолго до законодательного деления их по возрастам и были сохранены в новой организации без изменений. Необходимо также учесть особый характер патрицианской всаднической корпорации: ее члены приобретали пожизненный статус и, как считает А. Альфёльди, могли по окончании активной службы переходить в сенат37. Примечательно в этом отношении суждение Цицерона (De re publ., IV, 2): «Equitatus, in quo suffragia sunt etiam senatus», из которого следует, что сенаторы голосовали в комициях вместе с всадниками и sex suffragia, являющимися частью всадничества, но не входящими в сенат. Правда, Р. Девелин использует этот отрывок для доказательства различия equtes и sex suffragia38. Больше оснований говорить об отличиях 12 центурий от sex suffragia, которые в V в. до н. э. не утратили военного значения, неоднократно решая исход сражений (Liv., II, 31, 43, 49, 53, 3; III, 61, 63, 66, 70; IV, 33, 3; V, 32) еще до формирования плебейских центурий.
Понятие sex suffragia применительно ко времени Сервия употребляет лишь Цицерон: equitum centuriae cum sex suffragia (Cic. De re publ., II, 22, 39). Но он описывает явно уже реформированную центуриатную конституцию, существовавшую около 241 г. до н. э., когда патрицианское всадничество действительно утратило свое военное значение и стало почетной избирательной единицей, с.28 как справедливо отмечал Р. Девелин39. Ливий называет шесть «старых» центурий alias centurias (Liv., I, 43) или sex vocant centurias (I, 36). Предположение А. Розенберга о том, что в рукописи Ливия «centurias» использовано по ошибке вместо «suffragia»40, представляется чересчур искусственным. Данные Ливия указывают, скорее, на то, что в куриатных комициях шесть «старых» центурий, набиравшихся не по куриям, а по трибам, не имели права голоса, а после введения в центуриатную систему они такое право получили, почему и стали называться vocant centuriae. Название же sex suffragia следует признать более поздним, возникшим либо при реорганизации всадничества в эпоху Самнитских войн41 в связи с переходом к манипулярной тактике, что позволило «сокрушить» центуриатное построение войска, либо (что более вероятно) во время реформы центуриатных комиций в III в. до н. э.
Таким образом, у нас нет веских аргументов, дающих возможность усомниться в сохранении центуриями sex suffragia черт закрытой привилегированной патрицианской корпорации42, имеющей родоплеменные истоки, и функций военной и политической единицы, имевшей на протяжении V в. до н. э. религиозное значение и обладающей боевой мощью.
Введение центуриатной организации имело в качестве одной из главных причин расширение социальной опоры царской власти путем предоставления плебеям гражданских прав, что и было осуществлено благодаря реорганизации пешего войска на тимократической основе. Sex suffragia, находясь в связи со старыми племенными центуриями Тициев, Рамнов и Луцеров, длительное время после сервианской реформы оставались единственным конным контингентом, сохранившим дореформенный характер. Отсюда и отсутствие у их подразделений ценза и деления по возрасту. Их сохранение можно считать уступкой аристократии. Но насущные военные нужды вместе с возраставшими требованиями плебеев по уравнению в правах с патрициями и интегрированием вследствие этого все больших масс плебеев в военную, а через нее — и в политическую, организацию путем деления infra classem на новые разряды — все это породило необходимость в увеличении численности конницы, что было невозможно в рамках сакрализованных sex suffragia. Поэтому в V в. учреждаются новые центурии, открытые и для плебеев, но способствующие сохранению политической власти у формирующейся патрицианско-плебейской верхушки.
с.29 Реформа Сервия Туллия, упразднившая старые родовые трибы, по которым набирались конные центурии Тициев, Рамнов и Луцеров, ликвидировала тем самым базу для их комплектования, что наряду с переходом к фаланговой тактике, несомненно, явилось одной из причин уменьшения военной роли sex suffragia и превращения их в пережиток родового строя43. Однако этот процесс был достаточно длительным.
ПРИМЕЧАНИЯ