Пятилетний план научно-исследовательской работы сектора древней истории Института истории Академии Наук СССР.
с.192 В 1946—
I. Международные связи в древности. Данная проблема охватывает собою круг вопросов, связанных с изучением экономических и политических отношений между различными странами Востока и Запада в древности. Специальное изучение торговых связей между странами классического Востока, междуэллинских отношений и, в частности, взаимоотношений греков и варваров, исследование римского проникновения в страны Средиземноморского бассейна в связи с политикой завоеваний позволит опосредствовать историю рабовладельческих обществ со стороны их внешнеполитических связей и установить влияние этого фактора на развитие внутренних закономерностей истории этих обществ древности.
В изучении этих вопросов может быть использован обширный накопившийся материал, особенно материал надписей, исследование которого по вышеназванным вопросам до сих пор отстает. Исследование проблемы международных связей в древности может быть проведено по следующим вопросам:
1. Культурно-экономические взаимоотношения Египта, Крита и Междуречья в период до персидского завоевания.
2. Торговые договоры и политические соглашения в эллинском мире.
3. Международные отношения в эпоху эллинизма.
4. Римские завоевания и международные отношения стран Средиземноморья.
II. Формы рабства и роль общины в странах классического Востока. В вопросе о рабстве в странах Востока имеется несоответствие и резкое расхождение между взглядами советских историков и иностранных ученых. Иностранные ученые трактуют восточные государства как феодальные, отодвигая феодализм в глубокую древность и запутывая вопрос о прогрессивности исторического процесса. Руководствуясь марксистско-ленинской методологией, советские историки показали, что первое классовое общество, как оно сложилось на Востоке, было рабовладельческим, с сохранением, однако, большой роли в нем земельной общины, весьма тормозившей общественное развитие на Востоке.
Формы и масштабы рабства на Востоке находились в самой тесной зависимости от устойчивости общины, ее сопротивляемости или быстрого распадения. Изучение видов рабства и масштабов его должно быть проведено путем исследования следующих тем:
1. Развитие рабства в Египте в эпоху Нового царства.
2. Община и расцвет рабства в халдейском Вавилоне.
3. Рабовладельческие отношения у хеттов.
4. Характер земельной собственности в странах Древнего Востока.
III. Проблемы социально-экономической истории стран эллинистического Востока. Изучение новых данных (археологических, папирологических и эпиграфических) является весьма актуальным в деле исследования социально-экономической структуры, а также политической истории стран эллинистического Востока. Раскрытие новых памятников в Средней и Восточной Азии позволяет судить о культурных взаимоотношениях стран эллинистического мира со странами юго-восточной Азии (Индия, Западный Китай и др.). Изучение этих взаимоотношений представляет интересную и важную задачу историка античности. Особой задачей в изучении эллинистического мира должно стать исследование тех эллинистических образований, которые занимали территории современного Советского Союза и оставили там ряд важнейших памятников.
Разработка новых материалов в смысле более четкого выяснения социально-экономической структуры стран эллинистического Востока позволит советским историкам древности изложить с марксистско-ленинских позиций историю как каждой с.193 эллинистической монархии в отдельности, так и общую историю эллинизма как важнейшего этапа в переходе от рабовладельческого строя к феодальной системе социально-экономических отношений.
Изучение вышеназванных проблем должно быть проведено путем исследования следующих тем:
1. Памятники эллинистической эпохи в Средней Азии.
2. Социально-экономическая структура эллинистического Востока.
3. Социальные движения в эллинистическую эпоху.
IV. Проблема древневосточного и античного государства. Вопрос о происхождении, развитии, характере и социальной основе древневосточного и античного государства, поставленный в трудах классиков марксизма-ленинизма, не нашел еще должного освещения в трудах советских историков. Специальные исследования должны показать, при каких условиях возникло государство в странах древнего Востока; чем обусловлено было разнообразие форм правления в древней Греции; ставится, в частности, вопрос о возникновении, развитии и упадке античной демократии (имеется в виду не только история Афинского государства, но и политическая жизнь других городов-государств). По истории Рима ставится вопрос о социальных основах Римской империи. На конкретном материале должно быть показано, каким образом осуществляло государство основные свои функции в различные периоды древней истории, в каком отношении находилось государство к различным прослойкам рабовладельческого общества в разные эпохи древности, как развивались и изменялись идеи государственности и народоправства в античном мире.
Изучение этой проблемы может быть проведено путем исследования тем:
1. Происхождение государств в древнем Шумере.
2. Архаика и Древнее царство в Египте.
3. Античная демократия и ее социальные основы.
4. Ранняя и поздняя тирания.
5. Социальные основы римского государства в эпоху ранней империи.
V. Социальные движения и классовая борьба в период кризиса рабовладельческой системы. Античное и рабовладельческое общество дает примеры острой борьбы классов, приводившей к широким социальным движениям за передел земель. В конце римской республики социальные движения угнетенных классов сопровождаются освободительным движением народов против римской власти (в Малой Азии, Испании, Греции). Несмотря на достижения советской науки в деле изучения восстаний рабов в древнем Риме, многие вопросы социальной борьбы, особенно на периферии Рима, остаются еще не выясненными. К таким вопросам относятся выступления иберийских и галльских племен за независимость, а также борьба греческих городов против римских завоеваний на Востоке. Изучение этих проблем может быть проведено путем исследования следующих тем:
1. Античная Испания и ее борьба за независимость.
2. Восстание Аристоника и римское завоевание Пергама.
3. Социальная борьба в греческих городах Малой Азии в период войн Рима с Митридатом.
4. Социальные движения в эпоху поздней империи и их значение в падении Западно-Римской Империи.
5. Разложение рабовладельческого общества и возникновение форм колонатной зависимости. Вопрос о процессе разложения рабовладельческой формации, о формировании в ее рамках новых колонатных отношений, создававших элементы формации феодальной, а также о характере и конкретных формах социальной революции, расчистившей путь для феодализма, — вопрос огромного научного значения, мало освещенный с марксистско-ленинской точки зрения.
Изучение этого вопроса требует весьма тщательного исследования дошедшей до нас агрономической литературы, юридических и эпиграфических памятников, а также использования данных древних писателей о распаде Римской империи.
с.194 К этой проблеме, взятой во всей ее совокупности, относятся такие темы:
1. Аграрные отношения и формы зависимости свободных земледельцев в италийском хозяйстве I в. до н. э. и I в. н. э.
2. Юридические памятники о колонате и патронате.
3. Римская Африка.
4. Развитие форм колонатной зависимости на Западе и Востоке Римской империи.
5. Восточно-Римская империя и изменения ее социальной структуры.
VII. Идеологический кризис античного мира. Идеологические течения, сопровождавшие процесс разложения античного рабовладельческого общества, нашли свое выражение в различных философских и теософских учениях греков и римлян. Историков античности особенно интересовало раннее христианство и его историческая роль. Несмотря на необъятную литературу по этому вопросу, в советской науке, данная проблема не может быть признана окончательно разрешенной. В частности, следует считать, что вопросы о генезисе раннехристианских идей об исторических условиях их формирования, об исторической роли раннего христианства как идеологии угнетенных классов и порабощенных Римом народов в деле социального распада Римской империи — являются весьма актуальными для марксистско-ленинского изучения истории идей. Наряду с этим, важным вопросом является также и вопрос об образовании христианской церкви как религиозного аппарата, слившегося потом с Римской империей и сыгравшего роль, противоположную той, которую сыграли раннехристианские общины в их движениях против римской власти.
В изучении этой проблемы могут быть намечены следующие темы:
1. Происхождение социальных идей раннего христианства.
2. Раннехристианская социальная философия и ее место в идеологии угнетенных.
3. Христианство и разложение рабовладельческой культуры.
VIII. Скифская и греческая культура в Причерноморье. В изучении истории античного общества имеет большое значение исследование проблемы культуры скифов в Причерноморье. Как греки, так и позднее римляне сталкивались со скифами как с варварским миром. Древние авторы, материалы надписей, памятники археологии дают в руки историка древности весьма ценные данные для изучения взаимоотношений этих двух миров.
Изучение скифской культуры имеет значение и для древней истории СССР, ибо, как это показывают исследования советских историков, некоторые скифские племена можно рассматривать как предков славян, а скифская культура оказала влияние на формирование ранней культуры славян.
В изучении скифской и греческой культуры в Причерноморье, а также взаимоотношений Римской империи со скифскими племенами необходимо выделить следующие работы:
1. Подготовка издания «Свода литературных и эпиграфических памятников о Скифии».
2. Греческие колонии Причерноморья и взаимодействие греческой и скифской культур.
3. Скифско-римские войны и их значение в судьбе Римской империи.