Тиберий и смерть Августа
Перевод с англ. О. В. Любимовой.
с.145 Пытаясь как-либо оценить письменную традицию, связанную с ранней Империей, следует прежде всего рассмотреть предвзятость автора, а затем предвзятость источников, на основании которых он составлял свое повествование. Это может показаться достаточно очевидным, однако данный принцип постоянно нарушается: многие ученые посвящают себя более приятному делу — обелению дурных персонажей, очернению добродетельных и отслеживанию несоответствий и противоречий у историков. Но поскольку рассмотрение производится со всем адвокатским рвением, оно бывает подвержено преувеличениям: какой-нибудь Тиберий или Нерон предстает облаченным в одежды света, которые вряд ли пристали бы и святому, а Агриппина Младшая под пером Ферреро оказывается образцовой матроной. По каким-то неясным причинам особое усердие было проявлено для спасения от бесчестия образа Тиберия, и вследствие этого были созданы самые поразительные реконструкции. Но все подобные попытки окончились неудачей, ибо обычно они объясняют мало или ничего: разум восстает, когда нам предлагается поверить, что Тацит был колоссальным лжецом и гениальным фантазером или что Тиберий был непонятым филантропом. Невозможно также предположить, что Тацит следовал только одному источнику, лишь изредка ссылаясь на другие; все попытки установить этот источник (вследствие мании выводить каждого известного автора из какого-то совершенно неизвестного) оканчиваются внутренне противоречивой путаницей1. Автор данной работы попытался взглянуть на проблему под другим углом: личные предубеждения Тацита хорошо известны и легко распознаются; после того, как они будут учтены, у нас останется традиция, в которой можно проследить и довольно уверенно определить благоприятные и неблагоприятные источники. И проследить их важно, с.146 так как не один Тацит несет ответственность за дурную оценку императоров и он не настолько зловреден, как обычно считается. Настоящее исследование может послужить введением к более подробному рассмотрению принципата Тиберия.
Фактически историческое повествование Тацита начинается только с шестой главы первой книги «Анналов», а перед этим дается краткое описание возрастания власти Августа, которое должно послужить прелюдией к истории императорской династии Юлиев. Это введение, написанное с большой лаконичностью и мастерством, представляет собой великолепный пример отношения Тацита к раннему принципату. Это была, как он подразумевает, лишь разновидность рабства; Августу удалось подкупить утомленное войнами общество обещанием мира и безопасности, тогда как в реальности он навязал форму правления, при которой все смотрели на него как на господина; и даже установленный им мир был лишь замаскированным царством террора2. Сделан акцент на неудачных попытках императора основать династию, и предполагается, что Ливия постоянно интриговала, чтобы добиться трона для своего сына и в конце концов даже отравила Августа и задержала известие о его смерти, пока приход к власти Тиберия не был обеспечен. Все это в целом явно должно создавать зловещее введение к правлению Тиберия, правлению, которое началось с преступления3. Прежде всего следует рассмотреть слухи о смерти Августа и попытаться найти истинную версию этих событий, но этого недостаточно: следует также постараться объяснить, каким образом возникли эти слухи и каковы были чувства тех, кто постарался их распространить; это может пролить некоторый свет на характер источников по истории раннего принципата и на развитие традиции, связанной с династией Юлиев. Ибо важнее всего помнить — как об источниках — об огромном количестве враждебной и антицезарианской литературы, которая, несомненно, существовала. с.147 Это засвидетельствовал сам Тацит, когда отметил, опровергая абсурдное обвинение, выдвинутое против Тиберия: «neque quisquam scriptor tam infensus extitit ut Tiberio obiectaret, cum omnia alia conquirerent intenderentque»[1]4. Существовало много исторических сочинений, например, Корда, Сенеки, Басса и Нониана, написанных, когда ненависть была еще горяча5, политических памфлетов и непристойных стихов (которые приходилось терпеть любому выдающемуся римлянину), откуда могли черпать информацию Тацит и Светоний. Далее, известно, что когда Тиберий находился фактически в изгнании на Родосе, взбешенная Юлия отправила Августу самые жестокие письма о нем, и легко можно себе представить, какое истолкование она и ее сторонники дали его общению с астрологом Фрасиллом6. И вообще, если вспомнить «Книгу мучеников», погибших при Нероне, которую писал Фанний, или тщательно рассмотреть рассказы Лабиена, Кассия Севера и Суиллия Руфа (не говоря о мемуарах Агриппины, которым придается излишнее значение), то сразу можно понять, сколь огромным и сбивающим с толку был враждебный материал, который могли использовать последующие авторы7.
Наши сведения о последних днях Августа и о приходе Тиберия к власти исходят, главным образом, от четырех авторов: Тацит, Светоний, Дион Кассий и Веллей Патеркул. Одну или две детали приводят также Плиний и Плутарх, но эти четыре источника наиболее важны8. После внимательного прочтения их повествований становится очевидно, что существовали противоречивые рассказы, включавшие как благоприятные, так и неблагоприятные элементы. В числе последних была версия, прослеживаемая у наших авторов, которая прямо с.148 обвиняла Тиберия и Ливию в отравлении старого императора. Она наиболее подробно (хотя и не полностью) излагается у Диона Кассия; Тацит приводит некоторые детали и подразумевает другие; Светоний кое-что упоминает лишь затем, чтобы это опровергнуть; Веллей вообще все это пропускает. Поэтому я представлю комбинированное изложение обвинения, составленное на основании всех источников; оно будет выглядеть примерно так.
В старости Август очень остро переживал, что у него нет прямых наследников: когда его внуки умерли или опозорили его имя9, он вынужден был усыновить человека, который был ему лично неприятен10. В последние одинокие годы Август испытывал сильное желание посетить своего внука Агриппу Постума, живущего в изгнании на острове Планазия11; от Ливии, матери Тиберия, он скрывал этот замысел, сообщив о нем лишь нескольким близким друзьям, из числа которых выбрал одного, Фабия Максима, чтобы тот сопровождал его в этой поездке. На острове Август проявил признаки вновь пробудившейся привязанности и любви к несчастному Агриппе. После возращения Фабий был столь неблагоразумен, что рассказал обо всем случившемся своей жене Марции, а та сообщила Ливии, к которой была близка. Но Август узнал о его неосторожности, и через несколько дней Фабий умер при таинственных обстоятельствах. Императрица была очень встревожена и посоветовалась с Тиберием о том, какие шаги предпринять12. Последний уже выехал в Иллирик, когда Ливия, решившаяся обеспечить ему трон, отравила Августа и отправила срочное сообщение, призывающее сына. По ее приказу дом, в котором лежало тело императора, строго охранялся, и никаким вестям не позволили просочиться, пока Тиберий не вернулся и не принял императорскую власть13. Агриппа Постум немедленно был убит, и заговорщики могли вздохнуть с облегчением.
Эта странная история как таковая драматична и обстоятельна, но когда мы начинаем изучать ее, чтобы оценить ее с.149 правдивость и достоверность, то она в основе своей оказывается невероятной и абсурдной. Гардтхаузен, правда, склонен счесть историческими поездку на Планазию и примирение с Агриппой. Но я полагаю, что тщательное исследование обстоятельств, связанных с изгнанием молодого принца, убедит нас отвергнуть эту точку зрения. Агриппа действительно был усыновлен Августом одновременно с Тиберием, но очень скоро он стал проявлять признаки ненормальности — что вряд ли удивительно, если вспомнить о его матери, — и даже безумия. Юноша обладал большой физической силой, но был необразован и имел угрюмый и жестокий характер. Он ссорился с приемным отцом, клеветал на Ливию и называл себя богом; наконец, его поступки стали настолько дурными, что он был сослан на остров Планазию и помещен под военную охрану, что было необычной мерой предосторожности14. Здесь его поведение не улучшилось; его сторонники от его имени писали оскорбительные письма Августу и совершенно охладили в нем всякую привязанность к юноше, которая могла еще сохраняться; в это же время составлялись заговоры, чтобы освободить его из изгнания и доставить к северным армиям15. Совершенно невероятно, чтобы Август даже думал когда-либо о том, чтобы вызвать подобного безумца и сделать его наследником; он так сильно боялся его побега, что приказал солдатам охранять его. Он даже не упомянул Агриппу в своем завещании и разражался проклятиями каждый раз при упоминании его имени или имени обеих Юлий: он определенно ожесточил свое сердце против него. Таким образом, первым невероятным событием является предполагаемое возвращение Агриппы из изгнания. Но есть и другие. В это время императору шел семьдесят шестой год, и его здоровье с.150 поддерживалось лишь благодаря самому тщательному вниманию и уходу. Вряд ли возможно представить себе, что он мог планировать тайную поездку на Планазию — ибо остров находился на расстоянии по меньшей мере пятидесяти миль от ближайшего порта, — и вынести столь долгое и утомительное путешествие. Даже если и так — как это могло остаться в тайне от Ливии, его постоянной помощницы и спутницы? Гардтхаузен желал датировать «примирение» с Агриппой 13 годом н. э. Это только увеличивает путаницу, ибо прямо противоречит хронологии Диона Кассия, и, по счастью, нам известно (из протоколов арвальских братьев)18, что 14 мая 14 г. Фабий еще был жив. Поскольку предположение, что Фабий или его жена могли хранить тайну целый год, представляется неестественным для человеческой натуры, приходится признать, что поездка на Планазию (если мы вообще желаем верить этой истории) состоялась в последние четыре месяца жизни Августа, когда он, по-видимому, был практически прикован к постели. В общем, исходная неправдоподобность этих событий слишком уж велика, и можно с уверенностью утверждать, что Август никогда не помышлял о возвращении Агриппы и не совершал тайной поездки на Планазию. Но отсюда следует важный вывод: если отвергнуть эту идею, то можно также отказаться от предположения, что Ливия отравила Августа, чтобы обеспечить трон для Тиберия, ибо в рассматриваемой версии поездка на Планазию сделана мотивом для беспокойства Ливии и ее заговора. Учтем также смехотворность рассказа об отравлении. Отравление фиг на дереве создает атмосферу скорее Mächrer[2] или «Алисы в Стране чудес», чем серьезной истории. И, кроме того, Ливия серьезно испортила дело, совершив убийство в то время, когда ее сына пришлось вызывать из Иллирика. Разве не проще было бы осуществить это деяние, пока он еще находился в Ноле, и немедленно объявить о его приходе к власти? И, наконец, зачем вообще Ливии затруднять себя отравлением Августа, если приход ее сына к власти не вызывал сомнений?19
Но и помимо неустранимой неправдоподобности это истории, все три автора выражают сомнения в правдивости с.151 некоторых деталей. Так, в связи с предполагаемым убийством Максима Тацит говорит: «utcumque se ea res habuit»[3]; Светоний без колебаний заявляет, что Тиберий целый день беседовал с умирающим императором, и сознательно опровергает злобные слухи, будто между этими двоими существовало несогласие; он утверждает, напротив, что Август избрал Тиберия как человека, наиболее подходящего на эту роль. Дион Кассий торжественно приводит рассказ об отравлении, а затем отмечает, что хотя некоторые авторы сообщают, будто Тиберий застал Августа в живых, но более надежные авторы отрицают это. Таким образом, можно провести интересное сравнение Диона Кассия и Светония: первый неявно принимает в качестве более надежных антицезарианские свидетельства, а второй отвергает их и обосновывает свою позицию соображениями государственной выгоды и предъявлением собственных писем Августа20.
Но, по счастью, наш анализ можно продолжить и дальше. И Плиний, и Плутарх упоминают в связи с этим Фабия Максима, и оба, я полагаю (Плутарх — точно), следуют иной версии, чем версия Тацита. Рассмотрим сперва Плутарха, который более обстоятелен. Он рассказывает следующее: однажды Фабий подслушал, как старый император оплакивает свою несчастную участь в связи с тем, что ему унаследует не родной сын, а пасынок; Фабий опрометчиво рассказал об услышанном своей жене (следует отметить, что не упоминается даже мысль о поездке на Планазию), а она передала это Ливии. На следующее утро Август, отвечая Фабию на приветствие, дал понять, что хорошо осведомлен о его неблагоразумном поступке, и несчастный пошел домой и сказал жене, что ему придется покончить с собой. Та же, с силой духа, достойной Аррии, убила себя на глазах мужа. Таков рассказ Плутарха. Плиний случайно упоминает, что Август подозревал Фабия в разглашении его желания вновь увидеть Агриппу, но больше ничего не добавляет.
Здесь уже всем должно стать очевидно, что эта сплетня начинает очень сильно хромать. Нет ни намека на поездку на Планазию, а разногласие Плутарха и Тацита по поводу роли Марции неустранимо. Первый говорит, что она убила себя на глазах мужа, а второй — что она рыдала над его погребальным костром. К сожалению, нет уверенности в том, что Плутарх с.152 точно воспроизвел свой источник: не во всех рукописях имя Фабия приведено правильно, Марция очень похожа на Аррию, а сама история пересказана лишь для того, чтобы указать на ее мораль, однако версии Плутарха в сочетании с вышеизложенными соображениями достаточно для того, чтобы опровергнуть всю эту басню.
Когда традиции находятся в таком конфликте, на ситуацию можно пролить некоторый свет, тщательно рассмотрев, из какого источника или источников могло возникнуть это злословие. Если в нем удастся обнаружить выраженное предубеждение или тенденциозность, то, возможно, будет найдено какое-то решение. Первое, что бросается в глаза читателю, — это очень явное предубеждение против Тиберия и его матери; эти двое — театральные злодеи, а Август является лишь игрушкой в руках жены и тщетно пытается сохранить свои планы в тайне от нее. Характер Тиберия здесь рассматриваться не будет, его следует отложить до последующего исследования, но можно заметить, что до его прихода к власти единственные эпизоды в его жизни, вызывавшие порицание, — это удаление на Родос и поведение при смерти Августа. Хотя он отправился на Родос по совершенно определенной причине, известно, что об этом ходили совершенно дикие слухи, а его враги усердно работали против него, и поэтому можно распознать — и отвергнуть — их нелепые обвинения21. Так же обстоит дело и с Ливией: одна из самых загадочных проблем состоит в том, каким образом она, величественная и верная супруга Августа, образец римской матроны, превратилась у Тацита в мачеху-интриганку самого мелодраматического толка. У предшествующих авторов нет ни намека на это: Плиний не говорит о ней ничего дурного, Сенека восхваляет ее влияние в пользу милосердия, и даже Светоний может предъявить против нее лишь какие-то неясные сплетни. В целом, вполне можно верить превосходному отзыву Веллея о ней: «femina cuius potentiam nemo sensit nisi aut levatione periculi aut accessione dignitatis»[4]. Но у Тацита все это меняется; только в первых десяти главах «Анналов» она фигурирует как «gravis noverca»[5] наихудшего рода, которая предательски избавляется от соперников и обрабатывает престарелого мужа, влияя на его намерения. с.153 И обвинения всегда выдвигаются в связи с вопросом о наследовании власти, более нигде22.
Последующие обвинения против этих двоих следует рассмотреть в будущем в другой статье, но можно утверждать, что пока здесь нет причин верить тем подозрениям, которые Тацит высказывает относительно поведения Тиберия и Ливии при смерти Августа. Тогда откуда он взял эту версию? Если, в соответствии с принципом «Cui bono?»[6], задаться вопросом, кто больше всех выигрывал от этого странного искажения фактов, единственным ответом будет: «Члены семьи Агриппы и Юлии и их наследники»; ибо рассказ явно намекает на то, что Агриппа имел шанс унаследовать трон, и этот шанс был уничтожен в результате махинаций Тиберия и его матери. Далее, больше всех от прихода Агриппы к власти выиграли бы три женщины: его мать Юлия, его сестра Юлия (обе в изгнании) и его гордая и честолюбивая сестра Агриппина. Обе Юлии были бы возвращены из изгнания, и их статус и положение были бы восстановлены23, тогда как Агриппина пользовалась бы всем влиянием, о котором мечтала, как сестра императора и жена популярного полководца Германика. Все эти женщины исключительно охотно поверили бы, что Тиберий, которого они ненавидели, оттеснил Агриппу от трона; а отвращение Агриппины Старшей должно было усиливаться, когда она размышляла над тем, что ее собственный муж мог стать императором, — ибо так говорилось, — если бы не уловки Ливии, и над тем, что через несколько лет он был убит по тайному приказу Тиберия24. Ясно, что подобный рассказ, содержащий подобный намек, если даже и не исходил от этих женщин, однако был бы радостно встречен ими и распространен повсюду их с.154 многочисленными сторонниками. Он одновременно давал утешение разбитым надеждам и основание для ненависти: особенно приятное сочетание.
Существует еще один момент, который стоит рассмотреть: дело в том, что эта версия прекрасно послужила бы для пропаганды в неразборчивых руках Агриппины Младшей. Она устроила успешный заговор, чтобы сделать Нерона наследником Клавдия, и считали даже, что она отравила мужа, чтобы достичь своей цели. Но в поддержку своего сына она могла представить серьезные притязания. Нерон, как она могла правдиво заявить, был более близким родственником Августа, чем Британник, младший сын Клавдия. «Законный наследник Августа, сын его родной дочери Юлии, был вытеснен усыновленным пасынком благодаря интригам мачехи. Клавдий состоит в родстве с Августом лишь через его пасынка Друза, но еще жив юноша, происходящий от него по прямой линии — Нерон, правнук Юлии и Агриппы. Дети Юлии были лишены законного наследства уловками Ливии; но с приходом Нерона к власти семья вновь вступит в свои права и римский мир получит правителя, который может гордиться прямым происхождением от Августа, а также является внуком популярного Германика»25. Такие притязания были весьма убедительны, и можно не сомневаться, что какие-то подобные рассуждения были использованы Агриппиной и сослужили ей хорошую службу; когда она писала свои знаменитые мемуары, она, несомненно, без всяких колебаний изобразила Тиберия и Ливию самыми черными красками. Рассматривая наши источники, нужно признать, что в данный период на заднем плане угрожающе разрослась литература разбитых надежд и завистливого гнева, созданная этими тремя женщинами и их сторонниками.
Таким образом, можно с уверенностью утверждать, что подобные настроения в отношении Тиберия и Ливии не были изобретением Тацита. Приверженцы Юлии, личные враги Тиберия, сторонники Агриппины Старшей и дома Германика должны были оставить огромный материал, который мог использовать историк. Однако пытаться с.155 приписать обсуждаемую версию какому-либо известному автору этого периода было бы неосмотрительно; достаточно осознать тот факт, что подобная литература существовала, и признать, что она должна была играть важную роль не только в качестве источника Тацита, но и при формировании его отношения к первым императорам.
Мы увидели, что эта враждебная версия не выдерживает тщательного рассмотрения. Но показав, откуда она возникла, следует также задаться вопросом, каким образом она появилась и каков будет правдивый рассказ (насколько возможно это установить). Подобные сплетни редко возникают из ничего; как бы сильно ни был предубежден человек, он должен сначала иметь какую-то маленькую деталь, которая будет положена в основу. Тут мне представляется, что ядро последующей легенды сохранилось у Плутарха, хоть и в искаженной форме. В его рассказе Фабий всего лишь подслушал, как старый император жаловался на свою несчастную судьбу; больше никаких предположений не делается. Несомненно: иногда, остро испытывая одиночество и жалость к себе, Август мог оплакивать тот факт, что его внуки умерли или изгнаны26 и что его наследником станет пасынок; и Фабий, пересказывая новости, конечно, преувеличил их, и император был раздражен тем, что его сокровенное горе было грубо разглашено. Но мы видели, что коль скоро рассказ Фабия распространился, он пал на благодатную почву и с радостью был принят двумя изгнанницами и страстной и легковозбудимой Агриппиной. Смерть Фабия взволновала их еще больше; ее сочли подтверждением того, что он совершил проступок, выдав тайну. Так возникла эта история, и должно было найтись много желающих раздуть ее с помощью преувеличений и инсинуаций. Затем тщательность, с которой охранялась вилла в Ноле, должна была породить подозрение в том, что вести о смерти Августа были задержаны до прибытия Тиберия. Что же до отравления, то разве не существовал сорт фиг под названием «ливиевы» и разве этого было не достаточно27? с.156 Подобным же образом убийство Агриппы приписывается Ливии, возможно, при соучастии Тиберия. Но единственные люди, которые могли отдать приказ, — это Август или Тиберий, ибо слух о том, что это сделала Ливия, является всего лишь частью злословия, будто бы она приняла на себя командование после отравления Августа. Кто из двоих отдал этот приказ, навсегда останется неизвестным, ибо у нас недостаточно свидетельств, чтобы решить это; однако известно, что Август окружил Агриппу военной стражей, чтобы не допустить его побега, который определенно планировался, и очень возможно, что он мог отдать приказ о том, что по получении известия о его смерти Агриппа должен быть устранен; весть о его кончине, таким образом, должна была стать для Агриппы смертным приговором28. Конечно, это невеселая история, но, возможно, данный шаг спас империю от восстания и правления еще одного Калигулы.
Сделав эти выводы, легко проследить истинный ход событий, лишь с небольшой ссылкой на Веллея, которым обычно пренебрегают как «придворным писателем». Известно, что Август, проявив изумительное подчинение личных чувств общественному благу, сознательно избрал Тиберия своим преемником; именно ради блага государства такой человек должен был унаследовать власть29. Август проводил лето на отдыхе в Кампании и, хотя его здоровье было слабым, настоял на том, чтобы проводить Тиберия, уезжавшего в Иллирик, до Беневента30. Оттуда он медленно ехал обратно и в Ноле серьезно заболел. Тиберий сразу же был вызван; он прибыл вовремя и застал великого императора умирающим, но еще в сознании; затем состоялся долгий и тайный, продолжавшийся целый день, разговор, в ходе которого Август возложил бремя империи на своего преемника31. Совершив это, он перестал тревожиться с.157 о государственных делах и оставил свой пост, ожидая приближающегося конца; через несколько дней, на руках жены, он нашел ту εὐθανασία[7], о которой часто молил.
Таков был мирный конец великого императора. Может показаться, что история об отравлении, не получившая признания в наше время, не стоит того, чтобы ее опровергать. Однако эта история тесно связана с другими легендами, столь же абсурдными, в которые историки еще склонны верить; путешествие на Планазию, примирение с Агриппой и его возможное возвращение, убийство Фабия, заговор Ливии, задержка известий о смерти Августа являются ее частями и составляющими, и раз мы можем отвергнуть один или два инцидента, то можем и избавиться и от всей истории в целом. Август никогда не намеревался вернуть Агриппу, и все сплетни, связанные с этой идеей, могли исходить лишь от личных врагов Тиберия, то есть, Юлии, Агриппины и их приверженцев. При существующем состоянии наших знаний было бы неблагоразумно пытаться сказать, какие из авторов, предшествовавших Тациту, увековечили эти слухи, но их предубеждение ясно видно: достаточно показать существование такой враждебности, и при любом критическом анализе Тацита, при любой оценке правления первых принцепсов эту враждебную литературу следует принимать во внимание, а некоторые легенды, самые смехотворные, — отметать.
Колледж Иисуса,
Кэмбридж, Англия.
ПРИМЕЧАНИЯ
ПРИМЕЧАНИЯ ПЕРЕВОДЧИЦЫ: