Вергилий, Энеида, книга 3, 388— Знак я открою тебе (ты в душе сохрани его прочно): Вергилий, Энеида, книга 8, 43— Знай: меж прибрежных дубов ты огромную веприцу встретишь, Вергилий, Энеида, книга 8, 81— Тут изумленным очам внезапно чудо явилось: |
Число тридцать имело важное значение в италийской, как и в античной в целом, мифологии1. По преданию тридцать городов входили в древнейший союз общин Лация. Подобно этрусским союзам двенадцати городов число городов латинского союза вероятно было связано с некой календарной обрядностью (12 — число месяцев года, 30 — число дней в месяце). Тридцать лет воспринимались римлянами как срок жизни одного поколения2. Тридцать дней приходились на каждый месяц календарного цикла, начинавшегося у римлян 1 марта и заканчивавшегося 23 февраля3. Раскопки на территории древнего Лавиния, основанного согласно преданию Энеем, обнаружили священную группу из 13 алтарей, видимо символизировавших 13 лунных месяцев календарного цикла связывавшегося традицией с именем Нумы Помпилия4.
Таким образом, если символика 30 поросят уходит корнями в календарные представления древнейшего населения Лация, то вероятно и сама Мать-Свинья (Веприца) была неким символом более общего плана. Понять скрытую за этой мифологической фигурой символику помогает серия статей американского исследователя Ван Л. Джонсона5.
Джонсон обратил внимание на общеизвестный факт, что до эпохи Августа только шесть месяцев годового цикла имели собственные названия — январь, февраль, март, апрель, май, июнь. Остальные назывались по порядковым номерам — квинтиль (пятый), секстиль (шестой), септембер (седьмой), октобер (восьмой), новембер (девятый), децембер (десятый).
Десять месяцев в году насчитывал так называемый Ромулов календарь. Он не учитывал двух зимних месяцев, которые находились как бы в скрытом состоянии. Высказывалось предположение, принимаемое однако не всеми исследователями, что отсутствие зимних месяцев в календаре символизировало замирание жизни в холодное время года и было связано с вегетативным периодом. В Ромуловом календаре год начинался с пробуждением жизненных сил и началом вегетативного периода с 1 марта и заканчивался через 304 дня в конце декабря. Видимо, параллельно с этим исчислением существовал и 12 месячный календарь, в котором год, начинаясь также с 1 марта, заканчивался ровно через 360 дней в Терминалии 23 февраля. Согласно традиции названия месяцев января и февраля были даны Нумой Помпилием, которому приписывалось проведение календарной реформы, изменившей календарь Ромула. Однако по другим сведениями приписанная Нуме реформа проводилась то ли при царе Тарквинии Приске, то ли Вторыми Децемвирами в 450 г. до н. э. Таким образом, в древнем Ромуловом календаре собственные названия имели только четыре месяца из десяти — март, апрель, май, июнь. Почему?
Джонсон предположил, что эти названия были наследием еще более древнего календаря, чем Ромулов. И этот календарь состоял всего из четырех месяцев. Такой календарь лучше всего соответствовал соотношению древнейшей восьмидневной недели, наследием которой являются римские нундины, и 30-дневного лунного цикла. Четыре месяца по 30 дней составляли ровно 120 дней или 15 недель. Такой календарь не нуждался во введенной позднее системе датирования, основанной на соотношении фаз лунного цикла Календы — Ноны — Иды, поскольку каждый месяц имел равное число дней. В календарный цикл солнечного 365-дневного года помещалось три таких четырехмесячных календарных цикла с началом в марте, июле и ноябре. Они составляли 360 дней, а пять дней были вставными интеркалярными.
По мнению Джонсона, первоначальный годовой цикл оформлялся двумя периодами праздничных церемоний. Переход от старого года к новому начинался в Ноны марта, посвященные Ведийову (7 марта), и заканчивался праздником Анны Перенны, приходившимся на Иды марта (15 марта). Обряды в честь Ведийова начинали доисторический год 7 марта точно также как и исторический 1 января. Восемь дней между нонами и идами марта (7—
Конец четырехмесячного года был связан с обрядами июльских праздников, начинавшихся в Капротинские Ноны и заканчивавшимися в Весталии (7—
Большинство обрядов нундинального цикла происходили в окрестностях Марсова поля, которое в догородской древности именовалось Козьим болотом8. Капротинские ноны в древности, возможно, совпадали с другим июльским праздником, Поплифугием, который, по преданию, впервые также произошел у Козьего болота, где Ромул вознесся к небесным богам. Животным, выступавшим в роли жертвы в этих празднествах, была коза или овца. Но Джонсон задался вопросом, какое отношение коза имела к болоту? И у римских агрономов, писавших на сельские темы, Варрона и Колумеллы обнаружил, напротив, рекомендации уберегать овец и коз от болотного климата и растительности. Зато животным, которое наиболее вписывалось в «болотный пейзаж», была свинья. Более того, два продукта, игравших значительную роль в ритуалах Капротинских нон, — фиги и бобы — в большей степени были связаны со свиньями, нежели с козами.
Другой подход к этой проблеме связан с указанием Овидия (Fasti 1. 33—
Согласно Варрону и Колумелле, одна и та же свиноматка может производить два потомства в год. Период выкармливания поросят матерью у римлян длился два месяца в каждом случае. Таким образом, использование «цикла свиньи» позволяет объяснить не только 4-месячный год, но и соответствие трех таких лет 12-месячному году, основанному на солнечном цикле.
В историческое время свинья приносилась в жертву Юноне женой Царя Священнодействий в каждые календы, точно так же как Эней (Vergil. Aen. 8. 85) принес ей же в жертву мать 30 поросят. Юнона этих священнодействий календ носила странное имя — Ковелла9. Джонсон понимает это название как «носящая свиную шкуру, щетину», так же как имя Юнона Капротина означало «одетая в шкуру козы». Варрон (r. r. 2. 4. 9) упоминал свиней как первых животных, использовавшихся в качестве священной жертвы, и описывал (LL 5. 54) палатинских пастухов догородского периода пасущими именно этих животных. Древний порядок жертвоприношения животных в честь Цереры: свинья, овца, бык. Суммируя эти и другие данные, Джонсон высказал предположение, что первый месяц 4-месячного года назывался первоначально не март (в честь Марса), а капротиний и был посвящен свинье. Последний месяц этого года — июнь был юнонием, посвященным Юноне Капротине.
(из статьи
МАРТ | Июль | Ноябрь | ||
6 | ноны | Ведийову | Ноны Капротины Праздник служанок Консу Палес II ПОПЛИФУГИЙ ? |
|
14 | иды | Анне Перенне | Феронии Фортуне Праздник Йова |
|
22 | X до календ | ТУБИЛЮСТРИЙ | НЕПТУНАЛИИ | |
30 | предкаленды | Луне на Авентине | ||
АПРЕЛЬ | Август | Декабрь | ||
8 | VII до ид | |||
16 | XVI до календ | ФОРДИСИДИИ | КОНСУАЛИИ | |
24 | VIII до календ | ВИНАЛИИ | ВОЛКАНАЛИИ | ЛАРЕНТАЛИИ Праздник Йова |
МАЙ | Сентябрь | Январь | ||
2 | V до нон | |||
10 | V до ид | ЛЕМУРИИ II | АГОНИИ | |
18 | XIV до календ | |||
26 | VI до календ | |||
ИЮНЬ | Октябрь | Февраль | ||
4 | III до нон | Беллоне | Открытие Мундус | |
12 | III до ид | МАТРАЛИИ Фортуне |
ФОНТИНАЛИИ | |
20 | XII до календ | Минерве на Авентине | ||
28 | IV до календ | Публичным Ларам Юпитеру Статору |
||
ПРИМЕЧАНИЯ