«Республиканская монархия»:
метаморфозы идеологии и политики императора Августа
Москва—Калуга, 1994 г. Изд-во КГПУ, 1994 г. 442 с.
с.113
Агония Римской республики и начало метаморфоз «республиканизма»
с.114
В многочисленных работах, посвященных генезису принципата, убедительно показано (post factum это поняли и древние), что события последнего века Республики с неумолимой неизбежностью вели к установлению в Риме единоличной власти. Однако в этом знании результата таятся опасности, с одной стороны, провиденциализма и фатализма, а с другой, подмены мыслей и чувств, принадлежавших творцам истории, — нашей интерпретацией происшедшего. При этом очень легко забыть, что людям, жившим две тысячи лет назад, не был известен ни исход событий, ни истинные перспективы разрешения до крайности запутанных конфликтов.
Важнейшая проблема исторического исследования — нахождение движущих сил и механизмов тех или иных событий и процессов. Но, поскольку практическая деятельность людей обусловлена ментальной — интеллектуальной и психической — активностью, являющейся частью объективной реальности, любое историческое объяснение будет неполным без достаточно убедительного толкования образа мыслей, мотивов, целей, жизненных ценностей и чувств действовавших лиц. Сказанное в полной мере относится к проблеме генезиса принципата, уникальной политической организации, включавшей сложнейшую систему идейно-теоретического обоснования и учета психологических факторов.
Неоднозначные по своему социально-политическому содержанию события последних десятилетий Республики убеждают в недопустимости упрощенного понимания существовавших несомненно объективных тенденций и закономерностей: различные стихийно возникавшие формы единовластия1 оказывались, при наличии, казалось бы, с.115 общепризнанной необходимости в такого рода режиме, неприемлемыми в конкретных исторических условиях. Сулла, Помпей или даже Цезарь, при всех амбициях, силе и таланте, оказывались неудачливыми претендентами на роль «спасителя отечества» и «республики», а тысячи человеческих жизней — ценой за казавшиеся нескончаемыми «эксперименты» истории. Анархия и грызня политических честолюбцев, перегруппировки социальных сил и конкуренция выдвигавшихся ими лозунгов — все это в конечном счете было стихийным поиском формулы политического компромисса ведущих политических сил, формулы никем из действовавших лиц заранее не просчитанной, а на взгляд постороннего наблюдателя — явно противоречащей логике и здравому смыслу.
Речь идет о процессе и механизме реализации уже имевшихся в наличии предпосылок установления единовластия. Являются ли кровь, судьбы и жизни людей неизбежной и необходимой платой за единственно возможный вариант разрешения политических противоречий? История последних десятилетий Республики утвердительно отвечает на этот вопрос. И едва ли не самым малоутешительным и трагичным является то, что мысли, положенные затем в основу идеологии принципата, «носились в воздухе» задолго до того, как смогли реализоваться на практике. Молох истории принимает к исполнению лишь идеи, омытые кровью жертв. Провидцы, чудом избежавшие судьбы Лаокоона или Кассандры, обречены в последние мгновения вспоминать афоризм о ненужности пророка в своем отечестве.
Не менее, чем судьбы пророков, впечатляют превращения идей, которые подобно своим творцам могут быть наивны и беззащитны, многолики (двуличны?) и переменчивы, коварны и мстительны. Но, в отличие от человека, некоторые идеи способны жить неопределенно долго, не только странствуя по материкам, но переселяясь, подобно душам (может быть, отсюда и вера в метампсихоз?), появляясь в разные времена, в самых неожиданных обстоятельствах, в необычных одеждах и совершенно не похожих друг на друга масках. Лишь неискушенному наблюдателю может показаться, что сущность идеи раз и навсегда запечатлена в конкретных с.116 словах — мысли гораздо более многозначны и пластичны, чем слова, которые их обозначают, меняя содержание в зависимости от социальной среды — той ткани, в которой они только и живут и частью которой являются.
Такой переменчивой предстает и идея «республики» в контексте событий, которые в историографии нового времени обозначаются как «переход от Республики к Империи». Насколько такая квалификация событий адекватна пониманию их творцов и очевидцев? Как они сами ощутили «переход», который делит в нашем представлении более чем тысячелетнюю историю Римского государства на две эпохи? Частично ответы на эти вопросы содержатся уже в выяснении места и роли «республиканизма» в драматических событиях, предшествовавших указанной перемене: от первого триумвирата и диктатуры Цезаря — до установления единоличной власти его наследника (50-е — 30 гг. до н. э.). Основное внимание будет уделено генезису идеологии «восстановленной республики», которую история прочно связала с именем Октавиана — Августа2.
Цицерон является авторитетнейшим свидетелем для изучения идеологических контроверсий последних десятилетий Республики. с.117 Это был не только выдающийся оратор, крупный политический деятель, но и ведущий идеолог правящего класса, писатель, безошибочно чувствовавший и воспроизводивший в своих сочинениях тончайшие нюансы политической фразеологии3. Именно поэтому его речи, призванные дать теоретическое обоснование поступкам автора трактаты, предназначенные друзьям и близким достаточно откровенные письма помогают проникнуть в хитросплетения политических интриг, угадать контуры истинной подоплеки событий в лабиринтах с.118 политических ухищрений. В сохранившихся сочинениях бесспорно великого, но при том довольно часто оказывавшегося беспомощным Цицерона просматривается истинный трагизм ситуации. Как и в классических интерпретациях мифов, исход был предрешен, хотя спасительные мысли даже произносились вслух и действующие лица, будто обладая даром прорицания, вплотную подходили к истине. Людям не дано было понять, в которых из бесчисленных слов действительно звучит голос Провидения, а в каких — просто мелкая человеческая спесь, страх, зависть или преднамеренный расчетливый обман.
Искушенный политический деятель, проявивший себя еще при подавлении заговора Катилины убежденным сторонником сенатской «республики», в середине
с.119 И все же самая «перспективная» для последующих идейных перипетий мысль проскользнула не в часы печальных размышлений, отравленных разочарованиями и пессимизмом, а благодаря счастливому мимолетному заблуждению. Даже Цицерон не мог не поддаться великодушию диктатора, когда тот решился амнистировать своего старого врага Марка Клавдия Марцелла. Воодушевленный надеждами и полный энтузиазма, Цицерон в речи за Марцелла (сентябрь 46 г.) призвал Цезаря окончательно «потушить пожар гражданской войны» и «привести в порядок (устроить) республику» (Marc. IX. 27, 29). Ни к чему приписывать Цицерону роль провидца или утверждать, что он вдруг «изобрел» идею «восстановления республики». Круг мыслей, в котором она возникла, несколько лет ранее развивался в трактате «О государстве». Более того, это была традиционная формула, означавшая в Риме установление порядка после гражданских неурядиц, смут, войн. Именно потому она использовалась не только «республиканцами», но и цезарианцами6.
Об этом свидетельствует одно из писем (первое по порядковому номеру, но более позднее), которые известны как послания Саллюстия к Цезарю. Независимо от решения вопроса об авторстве и времени окончательной редакции этого сочинения, содержание позволяет рассматривать его как отражение реалий примерно того с.120 же времени, что и указанная речь Цицерона за Марцелла7. Пафос письма — в призыве восстановить расшатанные гражданской войной устои государства, в первую очередь на основе возрождения «добрых нравов». Напрашивается предположение, что собственно авторской (и по духу вполне Саллюстиевой) была трактовка событий в свете концепции «упадка нравов», в то время как позитивная «восстановительная» программа являлась общеизвестной основой пропагандистской деятельности Цезаря.
Об этом (здесь как раз тот случай, когда исключение подтверждает правило) и свидетельствует Цицерон в речи за Марцелла. Судя по явно преобладавшим у него антицезарианским настроениям, Цицерону самому вряд ли могла прийти в голову мысль о Цезаре как «восстановителе республики». Скорее всего, она была заимствована из идеологического арсенала рьяных приверженцев Цезаря. В свою очередь оппоненты (и среди них во всех остальных случаях Цицерон) изображали Цезаря не иначе, как губителем «республики». Приняв явно цезарианскую версию, знаменитый оратор сделал заметный реверанс в сторону своих противников.
Надо думать, речь за Марцелла была актом искренней благодарности за «милосердие», проявленное победителем по отношению к явному, хотя и поверженному противнику — помпеянцу. На фоне естественного при таких обстоятельствах энтузиазма (на что безусловно и рассчитывал Цезарь) случайно промелькнувшее в речи словосочетание было каплей в непрерывном потоке благозвучного красноречия. Но сам Цицерон не знал в полной мере силы с.121 собственного слова. Вылетевшее из уст величайшего оратора Республики, оно должно было прийтись ко двору если не Цезарю, то другому политику, хоть сколько-нибудь разбиравшемуся в тонкостях пропаганды и чувствовавшему пульс общественных настроений8.
С другой стороны, Цезарь и в самом деле прилагал усилия к «восстановлению республики». Однако он вкладывал в эти слова совсем не тот смысл, что вожди сенатской олигархии или более широкие круги «республиканцев», идеологом которых был Цицерон и даже цезарианец Саллюстий9. Разумеется, приведение в порядок государственных дел после гражданских войн, пополнение числа граждан и целый ряд других практических мероприятий должны были присутствовать в позитивной программе любого серьезного с.122 политика. Первые шаги Цезаря в этом направлении, наряду с другими социально-политическими мероприятиями (в том числе политикой «милосердия»), должны были снискать популярность удачливому полководцу и любимцу плебса также в среде старого господствующего класса10.
Речь Цицерона за Марцелла была одним из успешных результатов политики Цезаря. И все же это был эпизод, поскольку программные установки этих деятелей далеко не совпадали, выражая интересы разных социальных слоев. Говоря о «восстановлении республики», цезарианцы, конечно же, не имели в виду удовлетворение неумеренных запросов и амбиций римской знати. Даже те из «республиканцев», кто, воспользовавшись «милосердием» диктатора и его расположением, хотели бы заблуждаться на этот счет, получили возможность убедиться, что оказались лишь средством для реализации грандиозных планов Цезаря. Все шире распространялись слухи, что перед началом похода на парфян он собирается принять титул «царя»11. Оборотной стороной этой медали для римских с.123 нобилей было их собственное «рабство», что никак не совмещалось ни с представлениями о «республике», ни с понятием о «свободе» (libertas) как высшей жизненной ценности римского гражданина12. Результатом было образование заговора римской знати во главе с Гаем Кассием и Марком Юнием Брутом и убийство диктатора в иды (15) марта 44 г. до н. э.
Цицерон отсутствовал в Помпеевой курии 15 марта; он не был даже посвящен в подготовку заговора (Cic. Fam. X. 28. I; XII. 4. 1), хотя ранее в письмах своему другу Аттику высказывал желание, чтобы Цезаря постигла участь тиранов (Att. XII. 45. 3; XIII. 40. 1). По свидетельству Диона Кассия, убийцы Цезаря вышли из здания курии с именем Цицерона на устах13. После этих событий затаенная ненависть Цицерона к «царю» и «тирану» прорвалась с удесятеренной силой14. Но это была не столько месть за страх и унижения, сколько плата за разочарование. Смерть диктатора не имела ожидавшихся последствий. Уже спустя несколько недель, в мае, с явной долей преувеличения причисляя себя к цезареубийцам, Цицерон с сожалением констатировал: «утешаться мартовскими идами теперь глупо; ведь мы проявили отвагу мужей, разум же, верь мне, детей. Дерево срублено, но не вырвано с корнем; поэтому ты можешь видеть, какие оно дает побеги» (Cic. Att. XV. 4. 2).
Цицерон всеми силами пытался воспрепятствовать нежелательному ходу событий, и прежде всего путем политической агитации. Всю мощь своего интеллекта, темперамент трибуна и борца Цицерон направил на теоретическое развенчание «тиранического» с.124 правления, возбуждение антимонархических настроений, имевших глубокие корни в римской истории, обличение конкретных носителей тиранических тенденций. В таком контексте можно понять и новое обращение к деятельности Цезаря, изображенного как губителя государства. Именно теперь, в последнем, так и не законченном трактате «Об обязанностях» Цицерон наиболее четко сформулировал мысль о гибели «республики». Когда господствовал один человек (т. е., Цезарь), утверждал Цицерон, «республики» вообще не существовало15. В условиях гражданских войн и атмосфере насилия «стоят и сохранились одни только стены Города…, что касается “республики”, то мы ее утратили совершенно»16.
Бросившись в конце 44 года в решающую схватку с Антонием, Цицерон выступил против цезарианской версии «восстановления республики» «Отцом отечества» (Цезарем), противопоставив ей свою концепцию «убийства отечества»: «И право, может ли — бессмертные боги! — кому-нибудь быть полезным отвратительнейшее и омерзительнейшее отцеубийство отечества, хотя человека, запятнавшего им себя, угнетенные граждане и называют отцом?»17. Так Цицерон, бесспорно ведущий идеолог «республиканцев», ясно обозначил позиции: поскольку Цезарь был «убийцей отечества», то Брут и Кассий — его спасители и освободители18. Разумеется, с.125 отечество мыслилось здесь как сенатская «республика».
Перед нами не случайная фраза, сорвавшаяся с уст в пылу перепалки, а свидетельство идейного размежевания между двумя враждебными политическими лагерями. Это подтверждается параллельным ходом Антония. Свой разрыв с «республиканцами» консул ознаменовал тем, что приказал под статуей Цезаря, поставленной на рострах, сделать посвящение: «Отцу за величайшие заслуги» (parenti optimo merito)19. Соответственно заговорщики рассматривались им не только как изменники и предатели, но и как «отцеубийцы» (parricidae — Cic. Ad fam. XII. 3. 2).
Столь решительная «антиреспубликанская» позиция Антония не была однако ни изначальной, ни продиктованной благодарной памятью о своем вожде, покровителе и благодетеле. Приведенные далее наблюдения относительно идейных эволюций наследников Цезаря имеют самое непосредственное отношение не только к характеристике морально-политической обстановки в римском обществе, но и к исследованию проблемы генезиса идеологии принципата, и в частности, концепции «восстановления республики».
Утром 16 марта ближайший помощник покойного Цезаря по должности, начальник конницы Лепид, на сходке призвал солдат отомстить за своего полководца. Однако Антоний и другие влиятельные цезарианцы ввиду сомнительности успеха предпочли договориться с «республиканцами». Достигнув, вместе с Лепидом, предварительного соглашения с заговорщиками20, Антоний созвал сенат. Некоторые с.126 крайние сторонники Брута и Кассия выступили с призывом объявить заговорщикам благодарность как «тираноубийцам»21. В то же время окружившая место заседания толпа требовала мщения за смерть Цезаря22. В сенате верх взяли соображения сугубо утилитарного порядка: в случае объявления Цезаря «тираном» и принятия формулировки заговорщиков многие из присутствовавших теряли все, что получили по распоряжениям покойного диктатора. В соответствии с предложением Цицерона (по версии Плутарха — Антония) была объявлена «амнистия» (греч. — «забвение»): убийцы оставлялись безнаказанными; в то же время утверждались все распоряжения Цезаря. Такое решение в определенной мере устраивало и ветеранов, которые надеялись удовлетворить свои требования без возобновления гражданской войны. Их мнение выражали вожди цезарианцев в сенате23.
Однако во время похорон Цезаря Антоний, воодушевленный поддержкой плебса, принялся не только превозносить заслуги покойника, но и хулить виновников его смерти. Называя их душегубами и подлыми убийцами, Антоний потрясал одеждой Цезаря, изодранной и залитой кровью (Cic. Att. XVI. 10. 1; Phil. II. 90 sq.). Народ, приведенный в крайнее возбуждение, прямо на форуме сжег тело Цезаря, а затем с пылающими головнями кинулся к домам заговорщиков. В результате Брут и его сторонники бежали из Рима, а Антоний, вокруг которого сплотились все цезарианцы, почувствовал себя чуть ли не самовластным правителем (Plut. Ant. XIV—
Восемнадцатилетний Октавиан, усыновленный Юлием Цезарем по завещанию26, не обладал ни заслугами, ни авторитетом, ни опытом. Все, что у него было — здравый ум и основательное с.128 образование, хорошие советчики27 и имя Цезаря28. Последнее было крайне важно для завоевания симпатий ветеранов и плебса, и молодой Цезарь стремился извлечь из своего имени максимальный выигрыш, выступая в роли «преданного» (pius) сына29 покойного диктатора.
с.129 Отправной точкой и пока, до поры и времени, — основой политического влияния Октавиана были симпатии армии и плебса, видевших в нем сына и наследника Цезаря30. И эту преемственность необходимо было сохранить, чтобы популярность, авторитет и слава победоносного полководца, защитника плебса перешли к наследнику. В сознании простых людей создавался образ благородного юноши, почитающего своего приемного отца, несмотря на сопряженные с этим трудности и даже опасности. И они, эти достаточно доверчивые и наивные в политике солдаты, ремесленники, мелкие торговцы, земледельцы, надеявшиеся на щедрые раздачи пролетарии, горячо сочувствовали молодому Цезарю, тем более, что его «обижал» (и это было всем, с помощью самого Октавиана, хорошо известно) даже цезарианец Антоний.
Демонстрируя «пиетет», Октавиан организовал игры, учрежденные Цезарем в честь победы при Тапсе. Однако, когда он попытался внести в театр золотое кресло диктатора и диадему, этому воспротивились народные трибуны, поддержанные Антонием31. После появления кометы, якобы возвещавшей конец девятого и начало десятого «веков», Октавиан поместил в храме Цезаря его статую со звездой на темени32. При этом можно было убедиться, что толпа сочувственно встречала заявления о намерении отомстить убийцам с.130 отца, сопровождаемые обещаниями раздать завещанные народу деньги. Все же страсти, бушевавшие в марте, уже поутихли33, и молодой Цезарь не собирался их накалять. «Мщение» было для него в тот момент скорее дежурным штампом, с помощью которого он хотел удержать в орбите своего влияния крайних цезарианцев, чем лозунгом, призывавшим к действию (Ср.: Dio XLV. 5. 2). Основной «вывеской» Октавиана в тот момент был «пиетет», означавший в его трактовке желание быть верным сыном Цезаря, готовность принять его наследство со всеми вытекающими из этого обязанностями, стремление соблюсти волю покойного и чтить его память, не забывая об убийцах. Умеренная и выдержанная в истинно римских «республиканских» обычаях позиция беззащитного юного наследника трагически погибшего диктатора вызывала умиление плебса и солдат, она апеллировала к чувству долга по отношению к сыну полководца у ветеранов, пробуждала смутные надежды в самых различных кругах населения Италии и даже в сенате. Такой прожженный и видавший виды политик, как Цицерон, и тот, поддавшись напускной простоте Октавиана, называл его «божественным юношей»34, имея, впрочем, определенные виды на его наивность.
Изменения начали проявляться уже в мае, когда в ответ на вопрос заговорщиков о ветеранах, собирающихся в Рим, Антоний издал эдикт с оскорблениями и угрозами в адрес Брута и Кассия (Cic. Fam. XI. 2. 2; 3. 1). В начале июня он провел закон об обмене провинциями, согласно которому получил Галлию, овладение которой некогда помогло осуществить самые смелые планы Цезаря. Взамен Дециму Бруту была отдана Македония (Liv. Per. 117; App. BC. III. 12). В течение лета обстановка еще более накалилась. В письмах близким Цицерон говорил о возможности гражданской войны, упрекал всех в бездеятельности, а затем решил бежать из Италии (Cic. Att. XV. 19). О возможности гражданских войн с.131 предупреждали Антония Брут и Кассий (Cic. Fam. XI. 3). Все более влиятельным становилось выступавшее под лозунгом «свободы» крайнее крыло сенатской партии. Его ориентации на гражданскую войну соответствовали действия Брута и Кассия, которые направились соответственно в Македонию и Сирию для вербовки войск и сбора средств35.
С другой стороны, происходила радикализация цезарианцев. Настроения ветеранов и солдат, видимо небезосновательно, внушали серьезные опасения Цицерону36. Вначале, как уже говорилось, их сдерживала перспектива гражданских войн. Воины не только не присоединились к движению Лже-Мария, но и приняли участие в его подавлении. Однако чем более откладывалось и затягивалось полное и окончательное решение вопроса о наделении ветеранов землей и закреплении за ними уже занятых участков, тем яснее цезарианцы видели, кто этому препятствует.
Подобные настроения создавали благоприятную обстановку для гальванизации не исчезнувшего после волнений в марте религиозного почитания Цезаря37. Культ погибшего вождя был идейным знаменем, вокруг которого должны были сплотиться антисенатские, анти-«республиканские» силы, убедившись, что конституционным путем они не смогут удовлетворить свои интересы. С этим была связана очередная резкая переориентация Антония, который так легко поддавался сменам общественных настроений (пока не потерял способность их ощущать). В марте при его участии жестоко преследовались те, кто требовал обожествления убитого диктатора, и с его, по крайней мере молчаливого, согласия уничтожались статуи Цезаря. В июле Антоний воспрепятствовал внесению в театр золотого кресла и диадемы Юлия Цезаря (предпринятому по инициативе Октавиана).
с.132 Со временем Антоний усвоил, что его положение в Риме полностью зависит от настроений воинов и ветеранов Цезаря. Именно потому в летние месяцы он с помощью своих братьев, народного трибуна Луция и претора Гая, а также коллеги по консулату Долабеллы, провел через комиции, минуя сенат, ряд законов, призванных продемонстрировать верность цезарианцам: закон, повторно подтвердивший распоряжения покойного диктатора38, аграрный закон, предусматривавший раздел между ветеранами и плебсом остававшихся во владении государства земель39, законы о введении центурионов в состав постоянных судебных комиций40 и о возвращении всем гражданам, включая солдат, права апелляции41. Наконец, по настоянию Антония на заседании сената было принято постановление о добавлении в честь Цезаря одного дня ко всем молебствиям, что приравнивало покойного диктатора к олимпийским богам42. По мнению Цицерона, это было святотатство43.
Накануне заседания сената 1 сентября, на котором были учреждены религиозные почести Цезарю, в город возвратился Цицерон. Однако в курию он не явился, что послужило Антонию поводом для самых резких нападок. Их смысл сводился к тому, что Цицерон подстрекал к убийству Юлия Цезаря. Это было очень опасное обвинение, заставившее знаменитого оратора идти ва-банк. На следующем заседании прозвучала первая «филиппика» (по аналогии с речами Демосфена против Филиппа Македонского) против Антония.
«Филиппики», которые создавались как инструмент с.133 политической пропаганды, являются ценными историческими источниками, в которых отразились взгляды самого Цицерона и его сторонников, позиции противников, и в целом — умонастроения общества. Они, в частности, показывают, по каким линиям происходило идеологическое размежевание партии сената, идейным вождем которой был Цицерон, и цезарианцев.
Уже в первой речи Цицерон назвал убийц Цезаря «освободителями отечества»44, но в то же время пытался призвать Антония заботиться о сохранении мира и восстановлении «свободы» (Cic. Phil. I. 13. 31 — 14. 34). Со временем антагонизм позиций становился все очевиднее. И чем непримиримее были противники, тем более резким становилось идейное размежевание, выражавшее существо расхождений. И хотя свою агитацию против Антония выдающийся оратор стремился, как и ранее, вести под «общепризнанными» лозунгами «защиты отечества», «филиппики» ясно обнаруживают усиливавшийся процесс поляризации сил: «Мы защищаем храмы бессмертных богов, мы защищаем стены, мы защищаем и жилища римского народа; его алтари, очаги, могилы предков; мы защищаем наши законы, наши суды, свободу наших жен, детей, родину! Мы защищаем против Марка Антония, который сражается с нами, чтобы все расстроить, опрокинуть; владения римского народа он считает своими по праву войны. Наше имущество он уничтожит или разделит между своими солдатами-убийцами. В случае неудачного исхода войны самое главное несчастье это то, что Антоний обещал в первую очередь своим разбойникам наши дома, город предназначен для раздела, затем из всех ворот пойдут выводить в колонии всех, кто куда захочет. Все эти Кафоны, все эти Саксы и вся та зараза, которая следует за Антонием, все они предназначают себе лучшие дома, сады, Тускуланские и Альбанские виллы. И всех этих грубых людей, если только они люди, а не скотина, влечет тщеславная надежда добраться до всего, вплоть до (Байских) источников и Путеол»45.
с.134 Цицерон не без оснований разделял страх своего класса. Крупные собственники Италии, интересы которых выражал сенат, не намерены был ни с кем делиться своими богатствами и привилегиями. Но эти же сенаторы, аристократы, богачи были в глазах простых солдат «цезареубийцами». И по мере того, как накалялась обстановка вокруг аграрного вопроса, становившегося и вопросом о власти, среди солдатской массы все более актуализировался лозунг «отмщения». Он должен был объединить всех цезарианцев: от ветеранов и простых солдат до полководцев, — в стремлениях закрепить уже полученные участки, получить отставку, землю и денежные подарки, поживиться за счет аристократов, захватить богатства и власть.
Антоний, уловивший настроения солдатской массы, выступил в качестве вождя цезарианцев. К тому времени у него, собственно, и не оставалось иного реального выбора: аристократы-«республиканцы» явно не признавали его своим, а плебс не доверял душителю движения Лже-Мария. Солдаты же нуждались в энергичном, опытном военачальнике, который был одним из ближайших сподвижников Цезаря. Это отсутствие альтернатив оказалось выигрышным для Антония, не имевшего какой-либо продуманной программы действий. Помогло ему на первых порах и то, что опаснейший соперник — Октавиан — оказался в ситуации, которая не позволяла ему возглавить радикальную часть цезарианцев. Этому способствовал в немалой степени сам Антоний, стремившийся всячески принизить юного Цезаря и даже отобравший у него наследство, необходимое для осуществления самостоятельной политики.
Все это толкало Октавиана к поискам союзников, которых он и нашел поначалу в умеренных «республиканцах»; их идейным вождем был Цицерон. На такую рискованную двусмысленность позиции, заставлявшую Октавиана действовать фактически в союзе с убийцами своего отца, решился бы не всякий даже с.135 искушенный политик. Но юный Цезарь, искусно балансируя между, казалось бы, взаимоисключающими лозунгами: «пиетет» по отношению к убитому диктатору и «защита республики» от «тирании», — сумел извлечь из этой своеобразной ситуации немалые дивиденды.
Противоестественный симбиоз был выгоден обеим сторонам: Цицерон получал возможность опереться на вооруженную поддержку Октавиана, а молодой Цезарь — на авторитет знаменитого оратора. Навербовав в Кампании трехтысячный отряд ветеранов и ведя агитацию в войсках на основе цезарианских лозунгов, Октавиан жаловался солдатам на притеснения и несправедливости Антония, а сенаторов уверял, что будет, в отличие от последнего, верным слугой и послушным гражданином отечества (App. BC. III. 41). Это удостоверял республиканец Цицерон, который, ратуя за «свободу», соответственно квалифицировал Антония как «тирана» и «врага отечества» (Cic. Phil. III. 1. 1).
По мере размежевания сил положение Октавиана, сидевшего между двумя стульями, становилось все более опасным: действуя в союзе с «республиканцами» против Антония, он рисковал потерять популярность цезарианцев. Это означало утрату влияния среди солдат и ветеранов, что сделало бы его ненужным и сенату. Но риск был вынужден и неизбежен. В то же время грозившая стать самоубийственной политика была основана на холодном и точном расчете: используя любые средства, в том числе поддержку сената и Цицерона, легализовать свое положение в государстве; затем, действуя в качестве не только сына Цезаря, но и магистрата, нейтрализовать враждебные замыслы Антония (если не уничтожить своего противника), чтобы получить возможность при опоре на армию вести независимую, в том числе и от сената, политику. Требовалось лишь тонкое чувство меры и хорошая реакция на быстро менявшуюся обстановку.
Таким образом ни Цицерон, ни Октавиан не отказывались от собственных целей. Каждый из них по-своему относился к памяти Юлия Цезаря, ориентировался на своих сторонников, рассматривал другого как средство для достижения собственных целей. Будущее оставляло даже теоретически ничтожные шансы для долговременного союза, к сохранению которого прилагались немалые усилия. Но в то же время тандем маститого оратора, видавшего виды политика с с.136 честолюбивым расчетливым юношей не был чужд некоторой эмоциональной окраски, а возможно, и доли сентиментальности46 (хотя в такое суровое время излишняя сентиментальность угрожала слабейшему участнику по крайней мере жестоким разочарованием).
Честолюбивый юноша вряд ли избежал увлечения знаменитым оратором и кумиром молодежи. Из далекой Аполлонии, куда Юлий Цезарь направил племянника пополнить свое образование, Цицерон представлялся живым классиком и романтичным борцом за «свободу». Октавий, разумеется, сочувствовал некоторым «республиканским» идеям Цицерона, которые были квинтэссенцией мифа, неотделимого от истории и самой сути великого Города. Впрочем, после мартовских ид в сознании Октавиана происходили быстрые изменения. «Республика», ассоциировавшаяся с именем Цицерона, становилась для наследника Цезаря предметом теоретических рассуждений и школьных декламаций, возможно даже розовой мечтой, оставшейся от прогулок по тенистым портикам Аполлонии. Но мечты не могли безраздельно владеть умом рассудочного и практичного политика, который «взрослел» гораздо быстрее кумира своей юности.
Пока же Октавиан прилагал немалые усилия, чтобы Цицерон узнал о его симпатиях47. При исключительном самомнении Цицерона нетрудно было переоценить силу чувств молодого интригана. В то же время прожженный политик сознательно эксплуатировал чувства с.137 юноши в своих целях48. Тут они были квиты. Стоит ли кого-нибудь винить в стремлении использовать свой шанс? Если реализованы были далеко не все возможности союза великого оратора с наследником Цезаря, то виной тому не столько наивность Цицерона или «двуличие» Октавиана, который был сторонником компромиссов, сколько недальновидность коллег Цицерона по сенату.
События между тем развивались своим чередом. Антоний, следуя опыту Юлия Цезаря, направился в Галлию, которую ему не собирался уступать укрепившийся в Мутине Децим Брут. Начались военные действия. В Риме Цицерон не уставал агитировать за объявление Антония «врагом отечества» и начало гражданской войны. В курии оратору противостояла группировка, поддерживавшая Антония; были и колеблющиеся. В начале января приняли постановление ввести в состав сената Октавиана, предоставив девятнадцатилетнему юноше право подавать голос вместе с консулярами, а также на 10 лет ранее положенного срока добиваться магистратур. Кроме того, ему был дан «империум» и поручено в качестве пропретора командование войском49. Вскоре Октавиан вместе с консулом Гирцием начал военные действия против Антония, который осаждал в Мутине Децима Брута. Конец колебаниям сената положил ответ Антония на очередное послание. Он был составлен в самых резких выражениях в адрес не только Децима Брута, Октавиана, Цицерона, но и сената в целом. Антоний заявлял, что будет бороться с убийцами Цезаря, мстя за его смерть (Cic. Phil. XIII. 10. 21). После соответствующих комментариев Цицерона (ibid. XII, XIII) с.138 сенат отправил против Антония второго консула, Пансу, во главе новых легионов50.
В апреле 43 г. до н. э. войска Антония были разгромлены в ряде сражений при Галльском Форуме и Мутине51. Октавиан достиг своих первоочередных целей: был повержен основной соперник в борьбе за влияние на цезарианское войско; сам он оказался сенатором и магистратом, выступившим в качестве «защитника отечества» против «тирана». Положение Октавиана в «республиканском» лагере казалось еще более выигрышным, поскольку в сражениях удивительным образом погибли оба консула, Гирций и Панса52, так что он оказался единственным оставшимся в живых «императором» в консульских армиях, сражавшихся при Мутине. Однако этот выигрыш чуть было не обернулся полным крахом.
Сенат, в первую очередь его ранее колебавшееся большинство, решил, что опасность миновала, и проголосовал наконец за провозглашение Антония «врагом отечества». Но в то же время сенаторы пришли к выводу, что сделавший свое дело Октавиан «может уйти». Поэтому, если участвовавшему в войне против Антония Дециму Бруту предоставлялся триумф, то Октавиану — лишь овация53. Ориентацию сената на крайних антицезарианцев отражало и предоставление новых полномочий Марку Бруту и Кассию. Командование флотом было поручено Сексту Помпею. Все это должно было с.139 насторожить Октавиана, который оказывался не у дел.
Все более шатким становилось положение победителя и в войске. В сражениях на севере Италии полководцам удалось, играя на соперничестве и личных счетах, столкнуть бывших военных товарищей. «Воины Антония, — пишет Аппиан, — собирались отомстить воинам Марсова легиона за то, что они перешли к врагу и оказались изменниками делу Цезаря; Марсов легион хотел наказать их за равнодушное отношение к убитым в Брундизии… Так они ринулись друг на друга, разгневанные, обуреваемые честолюбием, больше следуя собственной воле, чем приказу полководцев, считая эту битву своим личным делом…» (App. BC. III. 68.). Однако неизбежно должно было проясниться главное: цезарианцы не должны воевать друг против друга, поскольку у них общие интересы и общие враги. Неслучайно Октавиан после победы отверг благодарность Децима Брута и не присоединился к нему для преследования и уничтожения войска Антония (Cic. Fam. XI. 13. 1.) По мнению Цицерона, дело заключалось в том, что «…ни Цезарю нельзя приказать, ни Цезарь не может приказать своему войску» (Fam. XIII. 10. 4; comp.: Plut. Cic. 45).
Трудно сказать, насколько Октавиан был здесь принужден своим войском, а насколько сам решил не переходить черту, которая отделяла его от полной измены «делу Цезаря». Во всяком случае, он милостиво обошелся с воинами Антония, попавшими в плен, привлекая их на свою сторону или просто освобождая; пропустил, позволив соединиться с Антонием, один из шедших тому на помощь отрядов. Таким образом, Октавиан обозначил свою позицию в новой обстановке: сведя счеты с Антонием, он остался своим для цезарианцев, не намереваясь действовать заодно с убийцами отца.
Цицерон прилагал все усилия для сохранения союза с умеренным цезарианцем Октавианом, поскольку это представлялось ему единственной возможностью избежать худшего — «тирании» Антония. Цицерон поддержал основные требования Октавиана. Не говоря уже об ожидавшихся за военные победы почестях, необходимо было вознаградить воинов. Однако большинство в сенате испытывало с.140 головокружение от успехов: непосредственная угроза миновала, цезарианцы разбиты руками цезарианцев, под знаменем Брута и Кассия собрались значительные контингенты войск. Избранная сенатом комиссия децемвиров отказалась произвести обещанные солдатам Октавиана раздачи по 20 тыс. сестерциев, согласившись выплатить, и то половину суммы, лишь тем воинам IV и Марсова легиона, которые перейдут в лагерь Децима Брута. Что касается наделения землей, то оно затягивалось на неопределенный срок54. Эти действия сенатского большинства способствовали радикализации настроений в армии Октавиана.
Недовольству воинов соответствовало нараставшее раздражение Октавиана. Его отношения с Цицероном начали охлаждаться, (Cic. Fam. XI. 20. 1), тем более, что ветераны во всех своих бедах обвиняли знаменитого оратора. В любом случае армии становилось ясно, что удовлетворения требований можно добиться не с помощью сената, а объединенными усилиями всех цезарианцев. Под давлением своих воинов Антоний и Лепид заключили в конце мая союз55. Обеспокоившись, что к ним примкнет Октавиан, сенат поручил ему ведение военных действий против объединенной армии цезарианцев, объявленной вне закона, а тем временем призвал в Италию Марка Брута и Кассия (App. BC. III. 84—
Октавиан не торопился выполнять распоряжения сената. Он уже не соглашался на вторые роли, а стал при поддержке своих воинов добиваться консулата. Цицерон, встретив резкое осуждение крайних «республиканцев», отказался выступить в качестве коллеги молодого Цезаря56. Тогда в середине июля в сенат прибыла очередная делегация воинов Октавиана, включившая в число требований, помимо выплаты вознаграждения и реабилитации Антония, избрания своего полководца консулом. Ответом был отказ (SA. 26; App. BC. II. 1. 88; Dio XLVI. 43). Тогда по требованию воинов с.141 Октавиан двинул легионы на Рим, который капитулировал без боя. 19 августа юный Цезарь был избран консулом вместе со своим родственником Квинтом Педием57.
Следует особо отметить, что, совершая в сущности государственный переворот58, Октавиан стремился, как и в других случаях, обставить все «по-республикански», сохраняя хотя бы по видимости конституционный антураж. Поход на Рим был начат «по принуждению воинов» (Dio XLVI. 43. 6.). Воины приняли клятву не воевать против цезарианцев (ibid. 42. 3—
В то же время по закону Квинта Педия убийцы Цезаря лишались «огня и воды». Это было одной из мер, ориентированных на солдатские массы и плебс и усиленно подчеркивавших «пиетет» Октавиана в отношении своего приемного отца (RG. 2; App. BC. III. 95 etc.) Через куриатные комиции был проведен закон, утверждавший усыновление (App. BC. II. 1. 94; Dio XLVI. 47. 4.). На выпущенных монетах упоминался «божественный Юлий» и «сын божественного»60. Готовилось жизненно необходимое для всех цезарианцев, вождей и рядовых воинов, объединение, ради которого предстояло поступиться на время «республиканскими» симпатиями.
В ноябре 43 г., на встрече Антония, Лепида и Октавиана было заключено соглашение, положившее начало второму триумвирату, который был затем оформлен специальным законом как чрезвычайная неограниченная власть на 5 лет — tresviri reipublicae с.143 constituendae61.
Первые важнейшие решения триумвиров касались распределения между ними провинций, подготовки войны против Брута и Кассия, а также вознаграждения воинам после победы. Особый манифест объявлял «проскрипции» — списки людей, объявлявшихся вне закона, которых следовало выдавать и убивать без суда и следствия в расчете на вознаграждение62. Важнейшей мотивировкой этого страшного постановления была месть за предательское и святотатственное убийство Юлия Цезаря. Указывалось также на необходимость дать «некоторое удовлетворение» «оскорбленной и раздраженной армии»63. Число и состав проскрибированных — 300 сенаторов и 2 тыс. всадников (App. BC. IV 5. 20; 7. 28), — в сравнении с количеством заговорщиков (60 чел. — Suet. Jul. 80) и учитывая бегство убийц Цезаря из Италии, ясно показывает, что первое из обоснований не покрывало в полном объеме целей, которые в действительности преследовались этой жестокой акцией. Далеко не на последнем месте стояли материальные интересы: имущество проскрибированных конфисковывалось в пользу триумвиров; нередко сводились личные счеты; армия получила возможность с.144 удовлетворить свою злобу к знати и богачам64. Последний из указанных мотивов проявился в убийстве Цицерона, которого патологически люто ненавидел Антоний. Октавиан, как рассказывает Плутарх, пытался возражать, но вынужден был сдаться65. Этот штрих указывает на глубокие различия между Антонием и Октавианом, которые в начальный период триумвирата были загнаны внутрь ради достижения жизненно важных на тот момент целей. Не вызывает сомнения, что молодой Цезарь не только испытывал муки совести, согласившись на убийство своего бывшего союзника и кумира. Проскрипции были противны тлевшим где-то в глубинах его сознания «республиканским» стереотипам, с которыми Октавиан, в отличие от Антония, не мог расстаться никогда, и которые всплывали при возникавшей время от времени необходимости выбора. В данный момент перевесили другие соображения, и после того как решение о проскрипциях было принято, Октавиан, с присущей ему беспощадной рассудочностью, превзошел в их проведении и Лепида, и Антония66.
В манифесте о проскрипциях, изложенном Аппианом, примечательно полное отсутствие «республиканской» фразеологии. Неслучайно, видимо, и то, что идеологическое обоснование проскрипций, как и триумвирата в целом, потребовало специальной акции, носившей анти-«республиканский», если не монархический, характер. В январе 42 г., через месяц после официального учреждения триумвирата, был принят закон о признании Юлия Цезаря новым римским божеством67. Если во введении проскрипций триумвиры с.145 последовали сорокалетней давности примеру диктатора Суллы68, то в официальной дивинизации Цезаря — единственному римскому прецеденту многовековой давности — обожествлению первого царя. Некогда царская власть не устраивала патрициев, и римская традиция сохраняла предание о том, что Ромула, пользовавшегося поддержкой народа, устранила знать. Вряд ли об этом нужно было напоминать современникам Варрона и Тита Ливия. Учреждение официального культа Цезаря недвусмысленно обозначило анти-«республиканские» позиции триумвиров69.
Так завершилось идейное и политическое размежевание между «республиканцами» (они же защитники «свободы», «тираноубийцы», с.146 по квалификации своих противников — «заговорщики», «предатели», «отцеубийцы»), с одной стороны, и цезарианцами (они же — мстители за «отца отечества», враги его «предателей», а по определению «республиканцев» — «тираны», губители «республики» и «свободы»), — с другой. Позиции последних должна была укрепить деификация Цезаря, превращавшая его убийц в святотатцев, ставившая их вне закона не только человеческого, но и божественного. Круги замкнулись: у каждой стороны оказалось свое «отечество» и его враги, свои святыни и, соответственно, святотатцы. Одни и те же выражения на одном, казалось бы, языке, приобрели совершенно противоположные значения. При этом триумвиры избегали в своем лексиконе слов вроде «libertas», которые вызывали у цезарианцев раздражение, смешанное с ненавистью. Но значило ли это, что они окончательно распрощались с традиционными римскими представлениями и ценностями?
В 42 г. «республиканцы», возглавлявшиеся Кассием и Брутом, были разгромлены в битве при Филиппах в Македонии70. Здесь, а также в результате проскрипций, были физически уничтожены почти все последовательные сторонники старой сенатской республики. Цель, провозглашенная триумвирами, была достигнута, важнейшая часть их официальной программы — «отмщение цареубийцам» — была выполнена, а их общий идейный арсенал опустел. Это обусловило быстрое расхождение путей Антония и Октавиана71. И перед каждым с.147 во весь рост встал вопрос о выдвижении собственной политической платформы, формулировке идей и лозунгов, которые обеспечили бы достаточно сильную и надежную социальную опору.
В особо сложном положении оказался Октавиан. Именно ему, оставшемуся по соглашению между триумвирами в Италии, пришлось заниматься наделением ветеранов землей72, которая конфисковывалась у прежних владельцев. Это вызвало не только озлобление непосредственно пострадавших, но и враждебность значительной части населения. Все недовольство, естественно, обратилось на организатора конфискаций, чем не замедлили воспользоваться политические противники. Движение, направленное против Октавиана, возглавили жена Антония Фульвия и его брат Луций Антоний. Октавиана обвиняли в узурпации власти. С другой стороны, утверждалось, что Антоний, вернувшись с Востока, собирается сложить с себя чрезвычайные полномочия и удовольствоваться консулатом73. В Риме и Италии выдвигались требования возврата к старым, «республиканским» порядкам. Даже воинские командиры Октавиана и Л. Антония, собравшись для примирения вождей, вынесли решение, по которому триумвиры не должны были препятствовать консулам управлять «по обычаям предков»74. После Перузинской войны75 и разгрома сторонников Фульвии и Л. Антония многие сенаторы бежали в Сицилию к Сексту Помпею, окруженному, благодаря отцу, ореолом спасителя «республики».
с.148 Казалось бы, произошло невероятное: «республиканизм», наголову разгромленный при Филиппах, оказался вновь поднятым на щит. И кем? Сторонниками Антония, который еще недавно пытался увенчать царской короной Юлия Цезаря. Не на него ли обрушивал свои «филиппики» защитник «республики» Цицерон, поплатившись за это головой? Это был для Октавиана, застигнутого на какое-то время врасплох, урок «большой политики», для которой самые высокие принципы служат лишь разменной монетой в борьбе за власть. Наступил новый день, и следовало смотреть вперед. Ограничиваться лозунгом «отмщения» и ориентироваться только на солдат Цезаря стало невозможно.
«Республиканские» идеи стали чрезвычайно опасны для Октавиана на рубеже 40—
После Перузии «республиканская» фразеология с успехом эксплуатировалась Секстом Помпеем76. Используя имя своего отца, Помпея Великого, а также недовольство политикой триумвиров, он собрал под свои знамена остатки разбитых войск «республиканцев», бежавших в Сицилию уцелевших аристократов, а также всех желающих: отпущенников, рабов и даже пиратов. Не вдаваясь в подробное рассмотрение социального состава и целей, преследовавшихся Помпеем, отметим, что во многом его влияние и сила среди различных кругов гражданского населения Италии77 были обусловлены тем, что сына Великого рассматривали как последнего с.149 защитника «республики»78.
Октавиан, продолжавший еще использовать в армии лозунги борьбы против «врагов отца» (App. BC. V. 98), в пропаганде, рассчитанной на гражданское население, пытался развенчать Помпея как вождя рабов и пиратов, даже спустя полвека не преминув назвать события 38—
с.150
После завершения борьбы с Секстом Помпеем начали просматриваться контуры нового политического курса. Последний противник, использовавший против цезарианцев «республиканские» лозунги, был уничтожен. Но оказалось, что идейное оружие поверженных врагов не потеряло своей остроты, и нужно было успеть первым подхватить его. Растущее внимание Октавиана к «республиканской» идеологии объяснялось еще и необходимостью избежать односторонней ориентации на армию, тем более, что требования ветеранов были в основном удовлетворены. Следовало создавать для себя более широкую социальную опору81. Юному Цезарю, в отличие от Антония, не приходилось надеяться на богатый Восток — все необходимое для упрочения своего положения предстояло найти прежде всего в Италии. Необходимо было добиться перелома в неблагоприятном пока общественном мнении, и Октавиан решил продемонстрировать твердое намерение действовать прежде всего в интересах гражданского населения Италии. Эти политические резоны соответствовали и его личным убеждениям. Мирное правление по возможности в соответствии с традициями «предков» было Октавиану больше по душе, чем проскрипции и полные опасных неожиданностей сражения.
Расправа над беглыми рабами оказалась удачным шагом в новом направлении. Чутко улавливая господствующие настроения, Цезарь объявил, что гражданская война прекращена. В знак окончания проскрипций было отдано распоряжение сжечь все документы, относившиеся ко времени смут. Затем последовало обещание, что после возвращения Антония из парфянского похода триумвиры восстановят прежний государственный строй (App. BC. V. 132).
с.151 Наметившиеся вскоре перемены подтвердили: пульс настроений нащупан верно. В Октавиане увидели того, кто прекратит наконец ужасы гражданских войн и восстановит порядок вещей, завещанный предками82. Изображения наследника Цезаря ставились в италийских городах рядом со статуями божеств-покровителей, сенат даровал ему, как некогда приемному отцу, пожизненную трибунскую власть (App. BC. V. 132; Dio XLIX. 15). Для закрепления успеха нужно было смелее разворачивать курс своего политического корабля. Необходимый для этого, хотя и неприятный ветер задул с Востока.
Полемизируя с Р. Саймом, который считал Антония приверженцем республиканских традиций83,
Действия Антония сразу после гибели Цезаря и его дальнейшая судьба дают основание рассматривать этого цезарианца, триумвира и повелителя Востока как типичного политического деятеля эпохи кризиса идеологии античной гражданской общины87, оказавшегося к тому же под сильным идейным влиянием эллинистического монархизма88.
На рассматриваемом этапе развития, при том что органичной частью римского политического сознания были традиционные «полисные» ценности, все больше места в нем занимали личные «эгоистические» интересы. Те и другие могли сосуществовать и действительно сосуществовали очень долго (в сущности, однотипные с ними образования в различных пропорциях уживаются всегда) и в индивидуальном, и в общественном сознании. В каждом конкретном случае выбор поступка зависел не только от «количества», но и от меняющейся соподчиненности, ранжирования ценностей, он был результатом ускользающей от нашего взгляда диалектики целей и средств. Это общее рассуждение помогает уяснить ментальные истоки противоречивости поступков Антония, которую по-разному объясняли и оценивали античные и современные авторы.
При этом остается не полностью раскрытым как социальный с.153 смысл «эгоизма» Антония, так и конкретно-историческая диалектика противоречия между индивидуалистическими амбициями и «республиканскими» жизненными ценностями. Понимание этой диалектики, весьма типичной для рассматриваемой эпохи, должно основываться (тем более, что Антоний совсем не был склонен к теоретизированию) в первую очередь на анализе поступков, в которых, под влиянием тех или иных обстоятельств, результировались жизненные установки.
После мартовских ид Антоний отнюдь не был, как мы видели, приверженцем «крайнего» цезаризма, пытаясь достичь соглашения с сенатом, в том числе с «республиканцами», и даже с заговорщиками. «Республиканизм» Антония должен был продемонстрировать и принятый по его инициативе закон об уничтожении (навечно!) диктатуры, а также ряд других шагов. Из этого следует, что при всем эгоизме и честолюбии в системе жизненных ценностей Марка Антония доминировало стремление занять особое место в Римском государстве путем компромисса с «республиканцами» и даже под их лозунгами. Однако в условиях кризиса полисных институтов, острейшей социально-политической, «партийной» борьбы для этого были необходимы материальные ресурсы, преданная армия и бесспорный «авторитет» выдающегося вождя и полководца. В ходе едва не стоивших ему карьеры и даже жизни событий Антоний, собственно, пришел к тем же выводам, что и Октавиан. Результатом явился триумвират. Однако в дальнейшем пути их политической эволюции разошлись, причины чего следует искать как в политических установках, так и в сложившихся у каждого обстоятельствах.
Если Октавиан после Филипп все более ориентировался на Италию и Запад, то Антоний решил идти к своей цели, вслед за Помпеем, Цезарем и другими честолюбцами, по стопам Александра Великого, завоевателя Азии89. Первоначально Восток мыслился с.154 средством. Поставленные цели — разгромить Парфию и овладеть ее богатствами, отомстить за позор Красса и т. д. были «римскими», «республиканскими» по сути, и занимали подчиненное положение. Для Антония, как и любого гражданина, апробация жизненного успеха первоначально мыслилась только в Риме, любое достижение, победа имели смысл лишь в случае соответствующего одобрения согражданами: в форме триумфа либо иного «почета» (honos). И Антоний вполне обоснованно рассчитывал, что успешный парфянский поход окажется ключом ко всем остальным проблемам, над которыми до поры до времени просто не стоило задумываться. Но в том и состоит коварная диалектика целей и средств, что они могут незаметно переходить друг в друга, меняя в ходе событий и в окружении череды обстоятельств не только свою форму, но и самое глубинное содержание.
В соответствии с разделением сфер влияния между триумвирами90 Антоний отправился на Восток. И здесь задуманное представилось импульсивному, увлекающемуся («внушаемому») Антонию почти свершившимся. То, что в Риме могло ощущаться лишь как смутные, ежеминутно сдерживаемые желания, здесь оказывалось совершенно естественным, доступным, получало реальное воплощение, превосходившее самые дерзкие надежды. Местное население встречало Антония, как и других римских полководцев, как полубога. Нетрудно было и самому поверить в свою сверхъестественную миссию, счастье, удачу. В Эфесе Антоний появился в образе Нового Диониса (Plut. Ant. 23), в Афинах за него «выдали замуж», да еще с солидным приданым, богиню-покровительницу города91. Такое с.155 непомерное восхваление, вседозволенность и вседоступность могли ввести в соблазн и не такую податливую душу.
Царственность, величие и сказочные богатства Востока — все, о чем он мечтал и к чему стремился, — воплотилось для Антония в наследнице древних фараонов, Александра и Птолемеев, возлюбленной Юлия Цезаря — Клеопатре, царице Египта92. Неудивительно, что в данном случае не избежали крайностей два выдающихся исследователя нашего века: Р. Сайм, усматривавший в отношении к ней Антония лишь прагматические мотивы93, и В. Тарн, утверждавший, что триумвир потерял полмира за любовь94. Но не будем слишком строги к этим полярно противоположным суждениям: Антоний, в 37 г. женившийся на египетской царице, наверняка, и сам не смог бы логично объяснить, почему он это сделал.
Этот брак с обеих сторон образовался как сцепление прагматических расчетов, чисто «материальных», политических интересов, естественных человеческих чувств и совершенно не понятных с позиций современного рационализма представлений и надежд. Нелегко представить, но эллинистически образованная, расчетливая и искушенная во всех соблазнах женщина, видимо, и в самом деле верила, что она — дочь древнеегипетского солнечного бога Ра. Вместе с Антонием они составили «божественную» пару Исиды-Афродиты и Осириса-Диониса. Дети их были названы Александром Гелиосом (Солнцем) и Клеопатрой Селеной (Луной)95. Это были игра, с.156 бутафория, карнавал, разыгрывавшиеся на глазах миллионов людей и десятков народов и в своем апогее становившиеся в сознании зрителей и даже актеров самой подлинной действительностью; они смыкались, сливались с реальностью политики и повседневностью будней96.
Союз с Антонием был жизненно необходим царице. Египет оставался последней из крупных держав, сохранившейся как остров в захлестываемом смерчами римских завоеваний Средиземноморье. Брак с самым выдающимся римским полководцем того времени, обладавшим закаленным, боеспособным войском, сулил возможность не только уцелеть, но и кое-что урвать у своих соседей, а там почему бы не приручить хищную Рому в лице ее не слишком дальновидного вождя?
И все же вряд ли необходимо, следуя антиантониевой традиции, настаивать, что инициатива союза принадлежала исключительно Клеопатре и изображать триумвира жертвой ее козней. Амбиции Антония не могли быть удовлетворены без материальных ресурсов Египта, прежде всего продовольствия и денег, чтобы кормить войско и платить ему жалование. Не последнюю роль сыграли и честолюбивые грезы триумвира, о которых уже шла речь. Не случайно на монетах Антония, начиная уже с первых лет триумвирата, появлялись изображения солнца, шара (державы, обозначавшей власть над миром), рога изобилия и других символов, ассоциировавшихся с восточными монархическими идеями97. После битвы при Филиппах солнечными лучами увенчиваются изображения самого Антония; с.157 известен аналогичный чекан, относящийся к 37 г. до н. э.98.
Отмеченные и ряд других обстоятельств заставляют признать, что, по крайней мере на исходных его рубежах, союз триумвира и царицы был симбиозом, сулившим немалые выгоды обеим сторонам и одновременно представлявшим серьезную угрозу для противников.
Солярная символика, использовавшаяся Антонием, имела по преимуществу восточно-эллинистическое происхождение, но этот культурный комплекс уже давно не был совершенно чужд римской идеологической жизни. И все же было одно обстоятельство, для понимания которого требовалась большая искушенность в подобного рода играх, чем у триумвира: на Востоке, испытывавшем все прелести римского господства, самые безобидные на первый взгляд вещи приобретали опасную анти-римскую окраску. Не случайно в Риме, с изощренной подачи антиантониевой пропаганды, именно так и были со временем истолкованы многие поступки триумвира, в которые сам он не вкладывал приписывавшийся противниками смысл. И это могло иметь самые серьезные последствия.
Лучезарное солнце в различных ипостасях давно почиталось не только в Египте, но и в других странах Ближнего Востока. Однако в последние века до н. э. оно приобрело особый смысл в социальных чаяниях различных народов Средиземноморья. Согласно прорицаниям кумской Сивиллы, правление Солнца должно было предшествовать золотому веку. Ямбул также связывал в своей утопии золотой век с Солнцем. Государство Солнца провозгласил Аристоник; возглавленное им движение в малоазийском государстве Пергам было жестоко подавлено Римом. Но Александром Гелиосом Солнцем был назван и сын Антония и Клеопатры: в этой двойной символике отражались самые смелые и далеко идущие чаяния родителей.
Вначале осуществление всех надежд мыслилось и планировалось как результат победоносного парфянского похода. Но с.158 завоевание Азии провалилось99. Однако следовало ли считать все потерянным, когда в руках «божественной» четы была богатейшая часть Средиземноморья: Греция, Малая Азия, Сирия, наконец Египет? Кто мог помешать им упиваться своим могуществом и божественностью? Неужто хилый и трусливый «сынок» диктатора, ненавидимый разоренной и обескровленной Италией?
После второго, и тоже в сущности неудачного, похода (34 г.) празднуется армянский триумф — не в Риме, а вопреки обычаям и здравому (римскому) смыслу — в Александрии; и принимает дары полководца не Юпитер Капитолийский, а Клеопатра. В александрийском гимнасии между детьми египетской царицы распределяются целые страны, принадлежащие римскому народу. Жажда почестей, кажется, не знает границ, поражения не отрезвляют, а напротив, подстегивают безумие. Клеопатра провозглашается Царицей царей, ее сын от Юлия Цезаря (признанный Антонием законным сыном диктатора — демарш, для Октавиана чреватый самыми неприятными последствиями) — Царем царей100. А тем временем на Востоке все шире распространяются пророчества о грядущем торжестве Азии, предрекается победа Клеопатры над порочной Ромой. Это явится началом конца текущего мирового периода, предшествующего царству мессии. Так должен начаться золотой век, когда объединятся Азия и Европа, а на земле воцарятся справедливость и любовь101.
с.159
Отношения между Октавианом и Антонием никогда не были дружескими или хотя бы безоблачными. Их объединение под цезарианскими знаменами было продиктовано необходимостью противостоять опасному фронту «республиканцев», ориентировавшемуся на заговорщиков. Однако когда «внешняя» опасность была ликвидирована, стало ясно, что, как минимум, соперничество между двумя триумвирами неизбежно. Для этого каждому из них необходим был прочный плацдарм, материальные и людские ресурсы. Антоний искал все это на Востоке. У Октавиана была лишь одна возможность — приобрести доверие гражданского населения Италии, а также привлечь на свою сторону имущие классы Западных провинций. Сделать это, как показал опыт, можно было, прежде всего зарекомендовав себя приверженцем «республиканских», исконно римских традиций, завоевав авторитет удачливого военного вождя, стремящегося к гражданскому миру и процветанию «народа».
Именно такие, пропагандистские цели и ставились прежде всего перед Иллирийскими походами (35—
Мероприятия обоих триумвиров преследовали пропагандистские, идеологические цели. Постоянно имея в виду соперника, ни один из них не решался пока пойти на разрыв: в армии еще было сильным влияние ветеранов Цезаря, Италия и все Средиземноморье жаждали мира. Исподволь готовилось общественное мнение, шел естественный процесс омоложения армии. В то время, как Октавиан имел в своем распоряжении ресурсы Италии, Антоний вербовал солдат из числа жителей Восточных провинций. Развязка неуклонно приближалась, и политика Антония на Востоке делала ее неотвратимой. С середины
Все, что нам известно о политическом и идейном противоборстве Октавиана с Антонием из сочинений Веллея и Светония, Плутарха и Диона Кассия, из других источников, несет на себе отпечаток ожесточенной пропагандистской, «психологической» войны, где во взаимных обвинениях и поношениях использовалось все: от военных неудач и политических промахов до физических с.161 недостатков и прегрешений в личной жизни105. За сознательными искажениями и неизбежными аберрациями все более ясно прослеживается главная линия обвинений со стороны Октавиана: приверженность Антония восточным обычаям («порокам»), измена исконно римским, италийским интересам и традициям. Этот угол пропагандистского обстрела противника отражал усиление «республиканской» ориентации Октавиана. Так все отчетливее стал проявляться идеологический стержень его политики на многие годы вперед.
Антоний в какой-то мере осознавал значение идеологического противоборства и не хотел уступать здесь без борьбы. Последовали обвинения в нежелании «восстановить республику»106. Но у Октавиана уже был здесь надежный тыл, в общественное мнение упорно и небезуспешно насаждался «образ» Октавиана — защитника и восстановителя традиций, и недавний «республиканец» Гораций с.162 утверждал, что Октавиан своим попечением защитил «Италию и святыни богов»107. Тем временем в Рим продолжали поступать обрастающие домыслами и преувеличениями (не без стараний Октавиана и его пропагандистского аппарата) сведения о пирах Антония на Самосе, о его развлечениях с Клеопатрой в Афинах, об Александрийском триумфе и раздаривании владений римского народа. Эмиссары Октавиана в городах и муниципиях Италии муссировали эти слухи и распространяли свою версию событий: Антоний порабощен иноземной царицей, а потому всей Италии необходимо объединяться, разумеется, под началом Октавиана. Патриотизм и страх, здоровое нравственное чувство народа и предрассудки обывателя — все это пробуждалось и эксплуатировалось целенаправленной пропагандой, а Антоний будто намеренно подбрасывал все новую пищу для разгоравшегося пламени италийского «национализма».
В мае или июне 32 г. Антоний сделал шаг, лишивший его симпатий народа: послал официальный развод своей римской жене Октавии, сестре Октавиана. Вся Италия (разумеется, с подачи умелой пропаганды) знала о ее верности долгу, о том, как она долгие годы воспитывала детей Антония, в том числе от Фульвии108, как, несмотря на требования брата, отказывалась покинуть дом своего мужа. Все это, соответствующим образом обыгранное и документально подтвержденное, было каплей, переполнившей чашу народного негодования. Антоний был скомпрометирован. На фоне умело возбуждаемых эмоций появился еще один документ — завещание Антония. Хранившееся у весталок, оно было отнято у них силой и зачитано сенату. В нем не только подтверждалось признание Птолемея Цезаря законным сыном Юлия Цезаря и Клеопатры (что было выпадом прежде всего против Октавиана — он становился вторым по значению наследником диктатора), а также различные права и привилегии детям Антония и Клеопатры, но и предписывалось похоронить самого триумвира рядом с египетской царицей в с.163 Александрии109. Такое пренебрежение отеческими обычаями было воспринято как прямая измена. Пропагандистской машине Октавиана оставалось лишь подливать масло в огонь народного гнева и раздувать его в нужном направлении. Теперь все действия Антония представлялись не просто чудачествами или неблаговидными поступками, разоблачающими его низменные страсти и дурные человеческие качества (хотя уже это могло поставить крест на политической карьере). Пропагандистская кампания была повернута в «патриотическую плоскость».
Речь шла о судьбах римской «республики», а желание быть захороненным в Александрии истолковывалось как намерение перенести туда столицу империи. Эта версия в глазах простых людей усиливалась и другими обвинениями, частью фальсифицированными, частью тенденциозно истолкованными: Антоний дал царице римских телохранителей (Ios. Ant. Jud. XV. 7. 3.), был в Александрии гимнасиархом110, передвигался на носилках царицы или скакал с ней рядом верхом111, — все это в подаче пропаганды Октавиана свидетельствовало, что Антоний окончательно предал Рим и готов вести на него врагов, став «вторым Пирром»112.
Еще удобнее было выдвигать самые страшные обвинения против Клеопатры: распутная женщина, продавшая себя за обладание властью сначала Юлию Цезарю, а потом Антонию и околдовавшая его зельями; царица евнухов, почитающая звероподобных богов113, с.164 пьяница, шлюха и т. п. Во все это охотно верили, поскольку в основе народных чувств лежал умело возбужденный страх перед иноземной владычицей, собирающейся якобы с помощью Антония воцариться в Риме. Негодование, страх, ненависть накладывались на римское высокомерие, порождая чувство оскорбленного национального достоинства у повелителей мира. Осенью 32 г. эмоции накалились до предела114. Город за городом, община за общиной принимали клятву верности (coniuratio) Октавиану, который должен был возглавить Италию в борьбе против безумного и хищного Востока. Затем клятва была принята также муниципиями Западных провинций115. Такое единодушие позволило пойти на следующие решительные шаги: Антоний был лишен власти триумвира и консула на 31 г. (Dio L. 4. 3). Никто уже не обращал внимания на то, что ни Антоний, ни Клеопатра не собирались начинать военные действия. Октавиан в качестве фециала исполнил обряд объявления войны — но с.165 не Антонию, поскольку выступать инициатором гражданской войны, даже при такой подготовке, не прибавило бы популярности вождю и энтузиазма войску, — а иноземному врагу, Клеопатре. Пропагандистские усилия не ослабевали и в период напряженной подготовки к войне, и в ходе ее ведения. Националистически-республиканский лейтмотив обрастал все новыми детализирующими нотами. Октавиан, пользовавшийся якобы покровительством классически уравновешенного Аполлона, издевался над дионисийским безумием и пьянством Антония116, который попал «под каблук» насквозь порочной и необузданной в своих желаниях Клеопатры, и т. п. Сплочение Италии и Запада на почве «патриотизма» было подготовкой к собственно военным действиям. Решающая морская битва произошла при Акции 2 сентября 31 г. до н. э.117. Исход боя, как и всей кампании, был предрешен идейно-политическим поражением Антония. Италия, где в то время только и могла быть создана самая боеспособная армия, пошла за «республиканцем» Октавианом118.
Остальное было делом времени119. Менее чем через год Октавиан торжественно вступил в Александрию. Великолепие столицы с.166 Египта, богатство и роскошь других стран, где он побывал в ходе войны, пышные встречи и неумеренные восхваления, принятые там, не могли не произвести впечатления на молодого покорителя Востока. Призрак Александра потревожил и его честолюбивую душу. Демонстративно отказавшись почтить память Птолемеев, он поклонился гробу великого завоевателя Азии, который на всю жизнь остался предметом его почитания120. И все же судьба Антония должна была послужить уроком для расчетливого и осторожного политика. Октавиан, хорошо понимавший значение Италии, не мог зайти в своих ориенталистских симпатиях далее классической Греции и некоторых эллинистических государств, считавшихся дружественными Риму. Оказывая уважение эллинским богам, он не опасался оскорбить национальные чувства италийцев, для которых они давно уже не были чужими. Приписывая свой успех покровительствовавшему божеству, Октавиан расширил храм Аполлона Акцийского, а местный праздник, подобно тому, как это уже ранее было с александрийскими птолемаидами, сделал по образцу олимпийского пятилетним.
В. Тарн отметил многочисленные факты, указывающие на стремление Октавиана подражать Антигонидам, некогда успешно соперничавшим с будущими врагами Рима. Уникальный десятикорабельный трофей из судов Антония, посвященный Аполлону, был видимо аналогией посвящения Антигоном Гонатом своего флагмана «Истмия» тому же божеству121. Недалеко от места сражения Октавиан с.167 основал город Никополь, в который были переселены жители большинства городов Акарнании и Эпира, включая столицу Пирра Амбракию. Это должно было символизировать победу над «вторым Пирром», в то время как первый был окончательно повержен тем же Антигоном Гонатом. Никополь одновременно мог быть аналогией Деметрии, основанной победителем Птолемея I в морском сражении у Саламина Кипрского122. Того же Деметрия, видимо не случайно, напоминает также монета Октавиана с изображением Нептуна, одной ногой стоящего на глобусе123. Еще одна серия монет Октавиана имела изображение Ники Самофракийской — статуи, воздвигнутой Антигоном Гонатом для увековечения косской морской победы124.
Все эти реминисценции и аналогии должны были не только привлечь на сторону Октавиана местную знать125, но и расставить с.168 важные идеологические акценты, прежде всего подчеркнув значение победы над последней представительницей династии Птолемеев. В то же время, включая актийскую победу в череду подвигов самых блестящих преемников Александра Великого и в историю Эллады, Октавиан пытался придать событию эпический размах, прикрыв неприглядную сущность гражданской войны некоей облагораживающей патиной античной традиции. Но не оказался ли при этом сам победитель очередной жертвой головокружения, которое неизбежно охватывало многих честолюбивых римских полководцев в пьянящей атмосфере восточно-эллинистических идей и представлений?
ПРИМЕЧАНИЯ
Гражданские войны после смерти Цезаря подробно рассматриваются в работах: Машкин
Италии настроений (см.: Vell. II. 77. 1; App. BC. V. 67 сл.; Dio XLVIII. 36. 2).