«Республиканская монархия»:
метаморфозы идеологии и политики императора Августа
Москва—Калуга, 1994 г. Изд-во КГПУ, 1994 г. 442 с.
С минимальными авторскими правками.
с.367
«Восстановленная республика» и генезис монархии
Рассмотрение различных аспектов идеологии Августова принципата позволяет избавиться от некоторых укоренившиеся еще в античной историографии заблуждений и выявить важные закономерности, действовавшие в период глубинной перестройки не только государственной организации, но и всей системы социально-политических отношений. Важнейшие изменения происходили в сфере общественного сознания и психологии.
Роль «республиканской» составляющей принципата Августа отнюдь не сводилась к «фасаду», «ширме» или «декорациям». «Республиканизм», который составлял политический смысл римского традиционализма, был не только почвой, на которой выросла идеология принципата, но ее каркасом, основой, и в то же время, — при неуклонном усилении монархизма, — важнейшим ориентиром политики Августа. Разумеется, основатель нового режима не пытался с.368 возвращаться к легендарной «древней республике». Для этого он был слишком хорошим и достаточно прагматичным политиком. Более того, «республика» была маяком, который по мере продвижения государственного корабля все более тускло мерцал на фоне белеющих позади пенных бурунов. Тем не менее, этот огонек не следовало терять из виду: впереди не было видно ни берега, ни новых надежных ориентиров. Капитану постоянно приходилось быть начеку, опасаясь Сциллы тирании и Харибды безвластия. «Республиканизм»-традиционализм был единственной надежной точкой отсчета. Он покоился на прочной скале уходящих вглубь народных преданий, убеждений, действительных и мнимых (но уже в силу «народности» — действительных) ценностей. Стоило ненадолго забыть о существовании этого могучего подводного хребта — и государственный корабль несло на невидимые рифы социальных потрясений.
Но «республиканизм» был не только ориентиром. Он использовался при строительстве остова нового государственного корабля. По мере длительного и трудного плавания обновлялась обшивка, перестраивались каюты и палубы, наращивались перегородки. Некоторые старые доски и бревна оказывались на редкость прочными и ладными — их оставляли и применяли к новой конструкции. Наконец, растворился во мгле старый маяк, сменился капитан, появился другой корабль. Но он хранил в себе память о далеком прошлом — хотя по отдельным деталям даже большим знатокам было затруднительно судить о первоначальной конструкции. Потому неудивительны заблуждения, воспринимаемые часто как аксиомы. Одно из них — мнение об изначальной фальшивости идеологии «восстановленной республики».
Судить о мотивах деятельности правителя, как и решать более широкую проблему содержания идей, мотиваций, интересов отдельных людей и групп можно лишь в связи с рассмотрением значений слов и поступков в конкретном социальном контексте. Места одних и тех же, казалось бы, понятий в общественном сознании, их политический смысл неоднократно менялись в зависимости от исторических ситуаций. Игра обстоятельств и настроений привносила в известные формулировки неожиданные нюансы, поначалу незаметно для людей меняя их сознание. В конечном счете это оказывало влияние на принятие важнейших политических решений. с.369 Некоторые значения и оттенки ключевых понятий оказывались особенно созвучны идеологии отдельных политических групп. Так борьба за идеи определяла расстановку сил в борьбе за власть, а подчас и ее результаты.
Концепция «республики», которую красноречиво защищал Цицерон, и патриотический порыв, поднявший Италию против угрозы иноземного порабощения, имели общее содержание, объединявшееся смысловым рядом res publica — patria. Однако раньше или позже должно было обнаружиться, что они принадлежат различным сферам менталитета. В основе Цицероновой концепции лежали социально-политические ориентации старого правящего класса, стремившегося во что бы то ни стало сохранить свои привилегии: при этом она, будучи плодом размышлений (связанных, разумеется, с переживаниями автора) философствующего политика, обращалась в первую очередь к рассудку.
Напротив, мощная волна смутных чаяний, в итоге проторившая русло Августовой политике, не только захватила сознание широких кругов общества — она всколыхнула таинственные глубины народных чувств, уходивших в бездонные пропасти социальных инстинктов. По сути своей устремления италийского гражданства имели мало общего с узкокастовыми интересами аристократов-«республиканцев», пусть многие из них в какой-то момент также оказались подхвачены мощным порывом италийского патриотизма.
С установлением мира, по мере успокоения океана страстей, все отчетливее выступали берега рассудка. Сдвинутые с прежних мест и перемешанные революционным ураганом элементы общественной жизни не только находили новые места в складывавшейся социально-политической структуре, но и меняли при этом свое содержание. Подвижное, зыбкое общественное сознание выполняло функцию своего рода среды, в которой они перемещались; она же их наполняла, подпитывала и одушевляла смыслом, непрерывно эволюционировавшим и переливавшимся всеми оттенками настроений и чувств.
Специфика раннего принципата, и прежде всего это относится ко времени Августа, заключалась в том, что в первую очередь изменялись не столько государственные институты, сколько — через удивительные метаморфозы общественного сознания — их социально-политическое содержание. Захватившее все слои общества и с.370 области его жизни перерождение воздействовало в бесконечном разнообразии своих проявлений на политические реалии. Этот, столь нелегко обнаруживаемый спустя два тысячелетия процесс качественных преобразований в восприятии и осмыслении происходившего и был ключевым, формообразующим на рассматриваемом этапе развития. Его проявления обнаруживаются в настроениях разных групп населения и в творениях художников, идеологических спекуляциях и мероприятиях правительства. Удивительно ли, что у многих возникает иллюзия наличия некого искуснейшего дирижера, синхронизировавшего события в столь казалось бы не связанных между собой областях? А может быть, все гораздо проще, и поразительные соответствия между отдельными видимыми на поверхности фактами указывают на некие лежащие в их основе трудно различимые связи? В любом случае, в моменты возникавших время от времени резонансов происходили такие перестройки социально-политической структуры, в результате которых существовавшая система сменялась новой, и в сущности, историкам следует рассматривать не один, а несколько принципатов. И хотя на двухтысячелетнем удалении они сливаются в некое аморфное целое, как несколько человек: Октавиан, Цезарь и Август (и не один Август) образуют один образ Октавиана Августа, — необходимо расчленить этот спрессованный веками феномен на отдельные ипостаси, каждая из которых была качественно своеобразным этапом процесса, в начале и в конце которого стояли разные люди и существовали разные режимы.
После мартовских ид 44 г. до н. э. в умах виднейших цезарианцев, в том числе у неопытного, хотя безусловно способного к политическим маневрам Октавиана, царила полная сумятица. Единственное, что он сумел безошибочно выбрать — лозунг «отмщения» за погибшего приемного отца. «Цезаризм» Октавиана был в тот момент жестко задан необходимостью ориентации на армию. Не случайно в изображениях юного Цезаря проглядывают черты восточно-эллинистического правителя. Как практические шаги, так и пропагандистские усилия, язык образов, использовавшийся Октавианом-триумвиром, выдают отсутствие устоявшейся идеологии, продуманной программы и ясного понимания сути происходивших с.371 событий, что следовало бы предположить у коварного честолюбца, целенаправленно шедшего к установлению тирании. Кульминационным моментом этого этапа политической деятельности Октавиана явилось участие в учреждении триумвирата и в проскрипциях (43 г.). Это были открыто антиконституционные, «революционные» и тем самым — «антиреспубликанские» акты.
Однако даже в первые годы своей политической карьеры, будучи полностью зависим от настроений солдат и ветеранов, Октавиан везде, где только могли проявиться его свободная воля, убеждения и не всегда контролировавшиеся разумом чувства, обнаруживал впитанную с молоком матери, «республиканскую», «полисную» основу своего мировоззрения. Отчасти отсюда — кажущийся противоестественным союз с Цицероном и умеренной частью сената, стремление соблюсти «республиканский» имидж в самые критические моменты ожесточившейся политической борьбы. Но складывавшаяся обстановка оставляла слишком мало места сантиментам: социальные смуты смертельно опасны для традиций. На первый план выходят сиюминутные интересы и инстинкты; в ожесточенной борьбе забываются политические и моральные убеждения.
И все же момент, когда естественное стремление вернуться к нормальной жизни заявило о себе, должен был наступить. Равным образом тяга к надежным устоям, которые отождествлялись в римском сознании с обычаями и нравами предков, стала отвоевывать место в чувствах и мыслях Октавиана. Впрочем, для кристаллизации смутных чаяний и решительного обращения к идеологии и политике традиционализма понадобились достаточно мощные внешние стимулы. Сигналом послужили «республиканские» настроения италийского населения во время Перузийской войны и борьбы с Секстом Помпеем. Мощным катализатором патриотически-традиционалистских настроений и идей явилась пропагандистская война с Антонием. Взаимная поляризация восточно-монархических и «республиканских» («полисных») тенденций обусловила однозначную ориентацию Октавиана на традиционализм. Результатом сложных процессов в общественном менталитете, в сознании самого Октавиана, а также в идеологической политике, вырабатывавшейся им совместно с ближайшим окружением, стало «возвращение республики» сенату и народу в январе 27 г. до н. э.
Органичность такой политики, ее максимальное соответствие с.372 настроениям участников событий (в т. ч. Октавиана) и означают, в переводе на язык новоевропейской морали, «искренность», пусть и оказывавшуюся подчас на зыбкой грани заблуждения, самообмана и средства для достижения политических целей. На краткий исторический миг в некоей замысловатой пляске сомкнулись смутные чаяния и миф, философские рефлексии и жизненные интересы многих людей.
Уже через четыре года после «восстановления республики» произошел первый серьезный кризис. Об этом свидетельствовали судебные процессы, связанные с действительными или мнимыми заговорами. 1 июля 23 г. Август впервые отказался от консулата, что в государственно-правовом отношении было компенсировано проконсульским империем и пожизненной трибунской властью. Несмотря на расхождения исследователей в оценке урегулирования 23 г. до н. э., оно всеми признается важным рубежом в развитии принципата.
Истоки политической напряженности и причины введения модификаций в конституционное положение принцепса следует искать прежде всего в важных изменениях, происходивших в настроениях общества. После отступления в прошлое мрака гражданских смут начал рассеиваться и туман эйфории. Исключительное положение Августа должно было вызвать недовольство, коренившееся в обычных человеческих слабостях: неудовлетворенных амбициях одних и зависти других, гордыне и тщеславии третьих и четвертых. Кто-то разочаровался. Так или иначе, прошло достаточно времени для того, чтобы остыл энтузиазм, порожденный прекращением гражданских войн. Сам принцепс также склонялся ко все более холодному и рассудочному восприятию политических реалий, предпочитая радужным надеждам прагматический выбор.
Усиливавшиеся практицизм и скептицизм отнюдь не означали уменьшения влияния настроений и идей, в важности которых не раз имел возможность убедиться Август. Разумеется, новые обстоятельства меняли их тональность и набор, сам подход к идеологической политике. С одной стороны, обладая единоличной в сущности властью и постоянно убеждаясь в своем растущем влиянии и могуществе, трудно было удержаться от соблазна повлиять на стихию идей и чувств, на гребне которой принцепс пришел к власти. Отсюда — небывалые по замыслам, масштабам и арсеналу средств с.373 идеологические кампании.
С другой стороны, и это самое главное, необходимо было постоянно отслеживать и учитывать важные процессы, помимо воли правительства происходившие в сознании различных слоев гражданского населения. Важнейшая патриотическая идея, никогда не утрачивавшая своего значения в римском менталитете, тем не менее в дни мира неизбежно начала расслаиваться, видоизменяясь в зависимости от интересов различных слоев населения. В сознании потомков аристократии она смыкалась с идеей libertas, окрашивалась настроениями соперничества и зависти, имея тенденцию в сознании наиболее радикальной части сенаторов обращаться против режима личной власти.
Другим слоям гражданского населения, в особенности широким кругам италийцев, «новых людей», армии, плебса, наиболее важен был имперский аспект патриотической идеи. Для новой знати «восстановленная республика» оказалась общественно-политической структурой, куда она вошла как важный элемент. Эти «новые люди» готовы были всеми силами поддерживать режим Августа. Имперская идея успешно эксплуатировалась также в армии, среди ветеранов и плебса. Образ победоносного императора, благодаря расположению богов распространяющего власть Рима на весь orbis terrarun, обеспечивающего богатой добычей воинов и раздачами — городской плебс, был важнейшей ипостасью римского правителя. Имперская идея смыкалась с идеями универсализма и вечности Рима. В свою очередь, они были близки известным во всем Средиземноморье концепциям смены поколений и веков.
Приобретавшие все большее значение имперские и универсалистские тенденции отнюдь не отменяли идеологии «восстановленной республики». И в этом — ключ к пониманию Августова принципата. «Республиканско»-консервативная идея могла видоизменяться, на каких-то поворотах политики уходя в тень, но была обречена оставаться основой политики Августа, поскольку сохраняла значение структурообразующего элемента мировоззрения значимых слоев гражданского населения Рима и Италии. При этом она по-разному соотносилась с другими, выходившими поочередно на первый план мотивами политических ориентаций.
Антимонархическое звучание «республиканской» идеи, и не в последнюю очередь благодаря политической мудрости самого с.374 Августа, не стало доминирующим. Постепенно видоизменяясь, «республиканизм» не превратился в знамя оппозиции. При Августе он еще оставался в лоне правительственной идеологии. Впрочем, в некоторые моменты проявлялись признаки охлаждения Августа к идее «восстановленной республики». В 23 г. принцепс без видимого сожаления расстался с консулатом. Заговор против Августа, намерение Горация оставить поэзию, видимо, не случайно совпадают по времени с некоторыми модификациями статуса принцепса. С этого времени Августа начал серьезно беспокоить вопрос о судьбе режима в случае его смерти, что породило новый монархический аспект власти «престолонаследие».
И все же главное, что произошло в первое десятилетие принципата, — не отдельные корректировки в государственно-правовой системе, а серьезные изменения в политическом сознании общества. Хотя принцепс дорожил лояльностью аристократии, у нее не было шансов вернуть свою libertas, ассоциировавшуюся в сознании общества с соперничеством своекорыстных властолюбцев и смутой. Единоличная в сущности власть, основанная на исключительной auctoritas Августа, воспринималась подавляющим большинством населения как часть естественного порядка вещей, как условие мира, благополучия и процветания. Это было время радости тех, кто выжил в чудовищной мясорубке войн, кто поверил, что сейчас достигнуто лучшее состояние «республики». В 17 г. был провозглашен Новый век, когда осуществилась провиденциальная миссия Рима, и в результате самоотверженных усилий многих поколений «лучших мужей» Римский народ и его Империя достигли небывалого могущества и процветания.
Период с 17 по 2 гг. до н. э. оказался «великим пятнадцатилетием» Августова принципата. В Империи, границы которой достигли границ orbis terrarum, царили мир и благополучие, земля дарила богатые урожаи, не было оснований сомневаться в справедливости сформулированных Вергилием и Горацием мыслей о том, что оказалась выполнена провиденциальная миссия Рима. Август наконец-то мог удовлетвориться свершенным, насладиться всеобщим признанием своих исключительных заслуг перед «республикой». В 12 г. он стал pontifex maximus. Полным ходом шло строительство нового, «каменного» Рима. Кульминационным для первого принципата был 2 г. до н. э. «Сенат, всадники и весь народ» с.375 провозгласили Августа Pater Patriae. Это было величайшей честью, которой мог удостоиться римский гражданин. Получение титула было той самой заветной мечтой основателя принципата, которая с головой выдает в нем римлянина до мозга костей. Идея восстановленной в пике ее величия «республики» была воплощена и в освященном в том же 2 г. до н. э. Форуме Августа.
Означает ли это, что Август был убежденным последователем Катона Утического или Брута? Разумеется, нет. Впрочем, так же, как Цезаря или Антония. По гордыне он не уступал тираноубийцам и завоевателям. Но амбиции Августа лежали по преимуществу в иной плоскости. Его честолюбие умерялось не просто осторожностью. Оно было облагорожено некоторыми постепенно укоренявшимися в Риме греческими идеями. И в этом смысле Август, как поколением ранее Цицерон, — порождение своей эпохи, а феномен Августова века — нечто гораздо больше, чем известные факты из истории художественной культуры. Основатель принципата потому не покушался на традиции, что задумывался о вечных ценностях. В стремлении войти в анналы истории он примерялся не к скандальной славе авантюристов и завоевателей. В отличие от многих римских честолюбцев, Август не был одержим «александроманией», хотя образ покорителя Азии и потревожил некогда его воображение.
При всем практицизме Августа более всего прельщала до крайности утопическая мысль стать не просто новым основателем Рима (не зря он отверг имя Ромул), — но мудрым учредителем идеального государственного устройства наподобие Ликурга. В обновленном вечном Риме, в соответствии с аксиомами античной политической мысли, должны были, одушевленные нравственными ценностями «предков», гармонично уравновешивать друг друга монархическое, аристократическое и демократическое начала. Таков был философский смысл лозунга «восстановления республики». Конечно, бывший обожатель Цицерона был философом не более, чем ученик Аристотеля, в политике которого усматривают иногда осуществление идеи «братства народов». Столь же неоднозначны, как и в случае с Александром, оказались результаты деятельности Августа.
Последовательное воплощение идеи в социальную практику неизбежно должно было выявить ее скрытый, пока не была достигнута некая критическая точка, полюс. Стоило Августову принципату с.376 пройти невидимую границу, как созданная им система начала приобретать в глазах самых радикальных почитателей Катона зловещие монархические черты. Слишком сильная приверженность принцепса традиционным магистратурам, полномочиям и титулам, которые он получал вполне легальными путями, лишала их того самого, «республиканского», смысла, а старые конституционные институты — реальной власти. Чрезмерные усилия правительства по восстановлению «нравов предков» стали разрушавшим традицию вмешательством в устои фамилии. «Демократизм» становился популизмом, грозившим усилением опасных тиранических тенденций. В ряду статуй выдающихся деятелей Рима на новом форуме последняя ниша была занята статуей Августа, достижение «республикой» оптимального состояния оказывалось в то же время вступлением в эпоху Империи и Новую эру.
Кульминацией 2 г. до н. э. режим Августа исчерпал свои созидающие возможности. Остальное должно было завершить время, проверявшее на прочность дух уверенности и исторического оптимизма, который породил феномен «Августова века». Смерть Луция и Гая Цезарей, семейные драмы и постигшая римские легионы трагедия в Тевтобургском лесу были ударами, от которых престарелый принцепс не мог оправиться до конца жизни. Но дело было не только в усталости правителя. Неизбежно затухала энергия умело направленного патриотического взрыва, спровоцированного гражданскими смутами и ориенталистскими поползновениями Антония.
Последние годы до и первые нашей эры — время нарастания в римском обществе своеобразной энтропии, усреднения, естественного для нормального общества, живущего отлаженной мирной жизнью. Не к этому ли и стремились все, в том числе сам Август? Уходило время людей, готовых жертвовать благополучием ради идеи. Уходили и сами люди. Еще в 19 г. до н. э. умер Вергилий, в 12 — Агриппа, в 8 — Меценат и Гораций.
Новые поколения мало интересовались политикой, а тот, кто хотел сделать политическую карьеру, усвоил, что достичь желаемого можно на Палатине, а не на Форуме. Гражданская активность вытеснялась пресмыкательством, самосознание гражданина — идеологией подданного. Нарастали тенденции, которые могут в ретроспективе рассматриваться как монархические. Не случайно именно в это время с чеканов окончательно исчезают имена с.377 монетариев, вытесняясь изображениями и титулатурой императора, а также членов его семьи.
Несомненно, принцепс продолжал дорожить мнением той очень небольшой части правящего класса Империи, которая болезненно переживала утрату своей исключительности. Оппозиционные настроения в ее среде, не представляя реальной угрозы набирающим силу монархическим тенденциям, часто беспокоили принцепса, не собиравшегося расставаться с «республиканской» идеологией. Как это ни кажется странным на первый взгляд, нарастание монархизма в практической политике сопровождалось усилиями по укреплению «республиканской» идеологии. 2 г. до н. э. и здесь оказался ключевым. Концепция континуитета была освящена не только в галерее республиканских героев. Немалые усилия были направлены на создание основного текста «Res gestae». В этом важнейшем памятнике Августова принципата идеология «восстановления республики» начала приобретать тональность полемики. Подчеркнутый и занимающий ключевые позиции «республиканизм» «Деяний» является первым достоверным свидетельством зарождения оппозиционной идеологии.
Чисто литературная форма борьбы, как и другие известные факты по меньшей мере терпимости могущественного правителя в отношении антитиранически окрашенного «республиканизма», особенно впечатляют в сравнении с жестоким преследованием «прожигателей жизни». По-видимому, нарушителей супружеской верности, включая дочь и внучку, Август опасался более, чем возводимых им в ранг консулов известных «республиканцев», а воспевание любви и досужей жизни основатель принципата рассматривал как серьезную угрозу новому порядку вещей, не в пример прославлению героев республики и борцов за «свободу». Не является ли это достаточным подтверждением прочной приверженности Августа если не идее, то идеологии «восстановленной республики»? Даже на восьмом десятке у бесспорно выдающегося политика не обнаружить некоей дьявольской способности все рассчитать, знать, предвидеть. До конца жизни на него достало простоты. Помимо воли всеми признанного архитектора, Римская «республика», заново возродившаяся им с такими усилиями, неотвратимо превращалась в средиземноморскую монархию, и вряд ли Август в полной мере осознавал истинное значение происходившего переворота. В приверженности принцепса идеологии «восстановленной республики» были не только с.378 стремление к самоапологии и змеиная мудрость знатока народа, но также заблуждения, которые он продолжал разделять с окружающими.
Разумеется, время многое изменило и в сознании творца режима, и в самом обществе. «Восстановленная республика» рубежа эр не была уже ни спонтанным порождением народного энтузиазма, ни продуктом гражданского самосознания, с которым так или иначе должен был считаться любой политик. Тридцать лет Августова мира привели к возникновению основных черт системы, ключевое место в которой занимал единовластный правитель. Но важнейшая, хотя и незаметная на первый взгляд, метаморфоза происходила с элементарными частичками, атомами, составлявшими Римский народ: гражданин сменялся подданным, — и это превращение окончательно и бесповоротно меняло сущность Вечного города.
Новые тенденции проявились и в идейно-политической сфере. Превращение «восстановленной республики» в предмет полемики свидетельствовало о начавшемся процессе осознания происходившего переворота. Это подтолкнуло принцепса к оформлению версии о своей изначальной приверженности «свободе» и об учреждении «восстановленной республики». Теперь в поступках Августа действительно преобладал расчет, столь щедро и не всегда оправданно приписывавшийся Октавиану. Но именно достигнутая наконец в «Res gestae» неестественная последовательность и неправдоподобная логичность в итоге оказались решающим фактором, превратившим негатив официальной идеологии в прочный с точностью до наоборот отпечаток исторической традиции. В сознании следующего поколения концепция единовременного «восстановления республики» удивительным образом превратилась в версию об установлении тогда же, в 27 г. до н. э., — но монархии. На самом деле трансформация rei publicae restitutae в regnum заняла не одно десятилетие. Первый принципат был решающим отрезком на долгом пути, и в этом, главном, историческая традиция не ошибается. Преемники Августа: Юлии-Клавдии, Флавии и Антонины — постепенно реализовывали тенденции политического развития, набиравшие силу по мере сужения и перерождения идеи «республики» как в общественном сознании, так и в идеологии принципата.