с.5 Предметом данной статьи является иллюстрация того достаточно хорошо известного факта, что Спарта была одним из важнейших центров ранней греческой музыкальной культуры, и кроме того, изучение влияния, оказываемого музыкой и поэзией на политическую и социальную ситуацию в Спарте в VII и VI вв. до н. э.
Прежде всего представим обзор деятельности известных музыкантов и поэтов в архаической Спарте1. Начать необходимо с эолийской школы кифаредов с острова Лесбос, которые заложили основы художественно развитой греческой музыки на спартанской почве. Первым из них был Терпандр. Этот талантливый мастер перелагал на музыку свои собственные и гомеровские гекзаметры (Heraclid. ap. Plut. De mus. 3
Каковы были основные музыкальные заслуги Терпандра?
Пиндар говорит, что Терпандр изобрел барбитон (вид лиры), после того как он услышал лидийскую арфу с «откликающимся звуком» (paktis: Pind. fr. 125). Вероятно, это сообщение следует интерпретировать в том смысле, что он ввел в употребление резонаторный ящик для лиры, а не как свидетельство того, что он изобрел греческую лиру в собственном смысле слова.
Кроме того, Терпандр изменил звуковой диапазон лиры (cf.: Aristoxen. ap. Ath. 14, 37
Плутарх сохранил какую-то неясную традицию о том, что эфоры — высшие спартанские магистраты — наказали Терпандра, пробив гвоздями его лиру, за то, что музыкант стремился к разнообразию звуков и натянул на инструменте новую струну (Plut. Inst. Lac. 17
Итак, реорганизация лиры позволила Терпандру создать новый диатонический лад, известный как «миксо-лидийский» (Mixolydios tonos), и новый вид мелодии очень высокого тона (Plut. De mus. 28
В каком жанре работал Терпандр? Он был кифаредом и лирическим поэтом, сочинявшим песни, которые назывались «номы». В этих «nomoi» он перелагал на музыку свои собственные и гомеровские гегзаметры (Plut. De mus. 3
Что собой представляли эти номы, разработанные Терпандром? Это был тип мелодии для лиры как аккомпанемент к эпическому тексту. Существенно то, что Терпандр был продолжателем традиции аэдов. Старое эпическое искусство в начале VII в. до н. э. разделилось на два направления: школа рапсодов и Терпандрова школа. Первое направление ушло преимущественно в декламацию; второе оказалось гораздо более богатым в музыкальном отношении. По существу, Терпандр явился создателем оригинальных музыкально-художественных форм у греков. Он усовершенствовал один старый вид песни и установил жанр номов. Эта институционализация жанра проявилась в следующем. Во-первых, каждый вид песни имел свой собственный высотный уровень (Plut. De mus. 6
Эта канонизация жанра Терпандром была тесно связана с его деятельностью по организации (или реорганизации) дорийского праздника Карнеи в честь Аполлона в Спарте4.
Исторический и социальный фон, на котором развернулась реорганизация этого праздника, был очень интересным. Мы знаем одну старую греческую поговорку: «вслед за лесбосским певцом». Аристотель связывает ее с Терпандром (Arist. fr. 545 Rose3 = Eustath. ad II. 9, 129
Следует иметь в виду, что этот реформатор был в Спарте пришельцем ксеном (xenos: Ael. VH 12, 50), приглашенным извне. Община находилась в глубоком гражданском конфликте. Чтобы решить эту проблему, спартанцы пытались найти какой-то внешний авторитет, способный выступить в роли арбитра.
Зенобий утверждает, что Терпандр, посланный в Спарту богом (очевидно Дельфийским Аполлоном), гармонизировал души граждан и успокоил смуту. Это следует интерпретировать в том смысле, что он — музыкант и пришелец — пользуясь внешним и божественным авторитетом, исполнил роль именно арбитра. По существу, Терпандр исполнял некую экстраординарную политическую функцию по организации и гармонизации общины, охваченной распрей.
Это понятный и известный механизм политического урегулирования. Подобный механизм узнается в других греческих полисах как институт социального посредничества, а именно: эйсимнеты — правители, избираемые народом (Arist. Pol. 3, 9, 5—
Кепион — музыкант, ближайший последователь Терпандра — продолжил дело своего учителя. В частности, он дал определенную форму лире (Duris = Fgr Hist 76 F 81; Plut. De mus. 6
с.8 Следует сказать, что известное число слов становится специальными музыкальными терминами именно в связи с Терпандром и его последователями. Это, например, «диапазон», «гармония», «ном», наименования различных видов песен. Я хотел бы обратить особое внимание на следующее обстоятельство. Некоторые из этих терминов несут на себе печать определенной социально организующей функции, выполняемой музыкантами в Спарте в VII в. до н. э.
В другом музыкальном направлении — пении и танцах под музыку авлоса (древнегреческого музыкального инструмента, напоминающего флейту) — наиболее значительной фигурой был Фалет с Крита. Главк, античный историк, помещает его после Терпандра и Архилоха (FHG II 24 fr. 4 = Plut. De mus. 10
Плутарх сохранил две версии, почему Фалет прибыл в Спарту. В соответствии с одной из них Ликург — древний спартанский законодатель — убедил его переселиться с Крита в Спарту. Здесь Фалет действовал как один из лучших законодателей. Спартанцы страдали от внутреннего раздора, и Фалетовы песни были необходимы, чтобы успокоить их души, призвать к повиновению и согласию через мелодии и ритмы (Pint. Lyc. 4).
В соответствии с другой версией спартанцы пригласили Фалета по совету Дельфийского оракула, чтобы он вылечил их от мора, используя свою музыку (Plut. De mus. 42
В любом случае интересно отметить, что Фалет был приглашен, то есть его авторитет был внешним для спартанской общины и поддерживался Аполлоном.
Античные историки музыки рассматривали Фалета как основную фигуру так называемого «второго музыкального установления» в Спарте (Plut. De mus. 9
Вторая реформа была связана с организацией другого спартанского праздника, а именно праздника Гимнопедий (ibidem,
Гвоздем программы этого фестиваля было состязание в специальном танце, где имитировались военные движения (gymnopaidike: Ath. 14
Все эти музыкальные нововведения были сделаны Фалетом в процессе организации праздника Гимнопедии, призванного объединить граждан в те трудные времена, когда Спарта понесла тяжелое поражение от Аргоса и страдала от раздора и, возможно, чумы.
Все это напоминает историю с Терпандром: он установил фестиваль Карнеи, и это помогло гармонизировать души граждан. Теперь Фалет устанавливает фестиваль Гимнопедии и с помощью своей музыки действует как лучший законодатель. Эти два музыканта, два пришельца, пользуются исключительным авторитетом в Спарте, сохранявшимся на протяжении многих веков. Агис, спартанский царь-реформатор III в. до н. э., утверждает, что оба музыканта своим искусством преследовали ту же самую цель, что и законодатель Ликург (Plut. Agis. 10, 6).
Следующий замечательный артист, также работавший в Спарте в VII в. до н. э., — Тиртей из Афин. Данные античных хронографов относительно времени его жизни согласуются друг с другом. Вероятно, расцвет его творчества должен приходиться на период между 640 и 622 г. до н. э. (Sud s. v. Tyrtaios, 3
История о том, как Тиртей — хромой учитель из Афин — оказался в Спарте, хорошо известна. Спартанцы, неся поражения от мессенцев, получили предписание оракула Аполлона попросить помощь в Афинах. Афиняне, насмехаясь, послали им на помощь хромого Тиртея, флейтиста и поэта. Многочисленные древние авторы повторяют эту историю с незначительными вариациями (Platon. Leg. 1
Тиртей занял свое особое место в истории европейской литературы. Его поэзия была хорошо известна не только в Спарте, но и во всем античном мире. Многие греческие и римские поэты относились к нему с глубоким уважением. Так, в стихах Солона и Горация обнаруживаются явные заимствования из Тиртея. Его имя стало нарицательным для обозначения гражданской и патриотической поэзии. Однако необходимо иметь в виду, что он был не только поэтом, но и музыкантом-флейтистом (Philoch. ap. Ath. 14, 630 f = FgrHist 328 F 216; Philod. De mus. 17, 3; Paus. 4, 15, 6; 16, 6; Sud. 4, 610, 5).
Как проявился талант Тиртея в музыке? Прежде всего необходимо сказать, что он разработал жанр маршевых песен, известных как «эмбатерии». Эти маршевые мелодии были составлены в ритме анапеста (Cic. Tusc. 2, 16). Они пелись всей спартанской фалангой. Это помогало синхронизировать движения и сохранять строй. Так как они исполнялись вооруженными мужами, еще одним названием для них было enoplia (Ath. 14
Очевидно, маршевые песни существовали в Спарте и до Тиртея. Такой вид песни назывался Kastoreion — в честь божественного героя, покровителя лакедемонского войска (Plut. De mus. 26
Музыкальная деятельность Тиртея была связана также с постановкой так называемых тройных лаконских хоров в соответствии с тремя возрастами: хор стариков, хор мужей и хор мальчиков (Poll. 4, 107). Пример такого тройного хора приведен у Плутарха (Plut. Lyc. 21; Inst. Lac. 15).
Политическая и социальная направленность этих хоров очевидна — консолидировать общину в некоем строгом единстве и согласии, подобном тому, которое необходимо в хоре.
Быть может, Тиртею принадлежит и изобретение состязаний в пении между воинами во время походов. Перед обедом воины пели Тиртеевы пэаны. Их командир выполнял роль судьи и награждал победителя куском мяса (Philoch. ap. Ath. 14, 630 f = FgrHist 328 F 216; cf.: Tzetz. Chil. I, 692 sqq.).
Кроме того, Тиртей принес в Спарту новый вид песен, характеризующийся элегическим размером. Тексты Тиртеевых элегий сохранились в нескольких больших фрагментах. Позднее его элегии рассматривались как образец гражданской поэзии. Но во времена самого Тиртея эти тексты предназначались для исполнения под музыку. В соответствии с традицией, переданной Павсанием, поэт, прибыв в Спарту, именно пел свои элегии (Paus. 4, 15, 6; 16, 6; Philod. De mus. 17, 3).
Одна группа Тиртеевых элегий объединяется под общим названием «Советы». Здесь впервые зафиксирован известный спартанский императив, в соответствии с которым самым доблестным мужем является храбрый защитник своего города, родной земли. Ни спортивная доблесть, ни сила, ни красота, ни богатство, ни царское достоинство, ни ораторский талант — ничто не равно доблести воина, сражающегося за свой город. Здесь Тиртей выступает как истинный наставник, прекрасно знающий, что такое «хорошо» и что такое «плохо». Его «Советы» очень категоричны (Tyrt. fr. 6—
Название другой элегической поэмы Тиртея — «Эвномия», то есть «Благозаконие», В мифологии это имя носит дочь Фемиды. Поэма истолковывает историю происхождения спартанского государства и конституции. Важно, что все это освящается авторитетом Аполлона. Автор говорит, что спартанская конституция получена от этого бога. Тиртей рассказывает, как мессенцы были покорены «отцами наших отцов» (fr. 1—
Тиртей провозглашает божественность спартанской конституции, прославляет доблесть предков и указывает на истинного — не внутреннего, а внешнего — врага, в качестве которого выступают мессенцы. Здесь мы находим первую в греческой литературе попытку понять хорошо устроенное государство как гармоничную с.11 систему, все части которой уравновешивают одна другую. Существует близкая аналогия между «Эвномией» Тиртея и поэмой с тем же названием Солона, афинского поэта и законодателя начала VI в. до н. э. Как Тиртей, так и Солон имели своей целью положить конец внутренней усобице и консолидировать свою гражданскую общину. Оба пользовались похожими методами, а именно: они активно проводили идею о внешнем враге и побуждали граждан к агрессии против него; они сочиняли талантливые стихи и клали их в основу гражданского воспитания; они проводили идею о пропорциональной и непоколебимой социальной системе, поддерживаемой богами.
Однако всего этого недостаточно для того, чтобы усмирить распрю и положить конец внутреннему кризису. Как Тиртей, так и Солон должны были иметь в своих руках какие-то реальные механизмы политического управления. Мы хорошо информированы относительно чрезвычайных полномочий Солона. Также и Тиртей, видимо, не смог бы прекратить смуту без подобного экстраординарного механизма. Павсаний сохранил версию, в соответствии с которой спартанцы пригласили к себе Тиртея в качестве «советника» (symboulos: Paus. 4, 15, 6). Это может быть интерпретировано в том смысле, что он был советником народа, лакедемонян. Мы знаем, что в V в. до. н. э. в Спарте существовала некая экстраординарная магистратура с тем же названием — «советник». Эти советники посылались к военачальникам, неудачно ведшим военные действия. Их «советы» были обязательны для исполнения военачальниками (Thuc. 2, 85, 1; 3, 96, 1; 8, 39, 2; особенно 5, 63). Быть может, это совпадение не случайно.
Таким образом, Тиртей был не только талантливым поэтом и музыкантом. Его социальная роль имеет в своей основе какой-то реальный механизм политического управления.
Перейдем теперь к следующему мастеру — Алкману из Сард Лидийских. Согласно Аполлодору (ap. Hesych s. v. Alkman) расцвет его гения приходится на 672—
В древности Алкман пользовался репутацией великолепного поэта и музыканта (ho aristos melon poietes — Plut. De mus. 14
Основной музыкально-поэтической формой Алкмана были так называемые парфении — песни, исполнявшиеся девичьими хорами. Возможно, что Алкман был приглашен в Спарту именно как хормейстер, руководитель таких хоров. Эти парфении были древним местным фольклорным жанром. Алкман лишь развил его и придал ему замечательную форму. Эти песни были созданы для какого-то праздника, где девичьи хоры принимали участие в песенном и танцевальном состязании (они «сражаются»: machontai — PMG 1, 63)11.
Как Алкман оказался в Спарте? Он сам называет своим родным городом Сарды Лидийские (PMG 16). Согласно Гераклиду Понтийскому поэт был рабом некоего спартиата, с.12 который из-за таланта Алкмана освободил его (FHG II 210).
Однако существует иная весьма интересная версия. Элиан в «Пестрых рассказах» говорит, что Терпандр, Фалет, Тиртей, Нимфей и Алкман были приглашены в Спарту в трудные времена по совету Дельфийского оракула, чтобы лечить спартанцев от социальных недугов (Ael. VH 12, 50).
Обратим внимание на одно очень важное с моей точки зрения обстоятельство. Среди алкмановских мифологических образов имеется один весьма примечательный. Речь идет о богине Эвномии, персонификации благозакония (PMG 64). Вспомним поэмы Тиртея и Солона, названные в честь этой богини. Алкманова Эвномия была сестрой Пейто, богини убеждения, и дочерью Прометейи, богини предусмотрительности.
Далее, необходимо обратить внимание на следующее обстоятельство. В большинстве своих поэм — как парфениев, так и гимнов — Алкман развивает свои собственные версии общегреческих и местных лаконских мифологических сюжетов. И это не случайно. Молодой спартанский полис в VII в. до н. э. уже осознал себя как сильную политическую реальность и заявил о своих претензиях на первое место в Пелопоннесе. Нет необходимости доказывать, что такой полис нуждался в собственной интерпретации некоторых общеэллинских мифологических сюжетов и в художественно разработанной мифологии местных героев. В Лаконике таковыми были Кастор и Полидевк, Менелай и Елена. Новые алкмановские папирусы приводят к предположению, что он исполнял такой политический заказ по созданию спартанской мифологии. Это могло быть связано с организацией какого-то местного лаконского празднества, для которого и предназначались парфении и гимны Алкмана.
Рассмотрим творчество поэта и музыканта Стесихора из Сицилии. Его образ — как и образ Алкмана — почти скрыт от нас. Впрочем, некоторые моменты в немногословной античной традиции о жизни Стесихора и о его поэмах «Палинодия» и «Орестея» показывают, что он посещал Спарту и писал для спартанцев.
Античная хронология определяла время его жизни между XXXVII и LVI Олимпиадами (то есть 632—
Весьма вероятно, что две его поэмы — «Палинодия» и «Орестея» были созданы именно в Спарте и развивали местную лаконскую мифологическую традицию.
Согласно одной античной легенде Стесихор строго осудил Елену в своей первой поэме о ней. За это он был ослеплен богиней Афродитой. Тогда он написал «Palinodia», то есть «обратную песню», в которой отрекается от нападок на Елену (Isocr. 10, 64; Platon. Phedr.
В своей поэме об Оресте Стесихор разработал сюжет, в соответствии с которым Агамемнон, брат Менелая и отец Ореста, был царем в Амиклах Лаконских, а не в Микенах или Аргосе (Schol. Eur. Or. 46; Simon. fr. 44)14. Одно античное свидетельство о пребывании Стесихора в Спарте необычайно интересно. Филодем в своем трактате по музыке заявляет, что в с.13 Спарте Стесихор исполнил роль арбитра во внутригражданском споре (Philod. De mus. 18). Кстати, одна фраза из Стесихоровой «Орестеи» говорит сама за себя:
«Муза, забыв про войны, ныне пой со мной вместе о браках счастливых богов и пирах мужей»… (PMG 210).
Очевидно, и этот поэт и музыкант выполнял в Спарте функцию социального организатора.
Итак, это то немногое, что мы знаем о деятельности пяти знаменитых греческих музыкантов и поэтов в архаическую эпоху в Спарте.
Следует сказать, что в античности спартанцы пользовались репутацией как самого воинственного, так и самого музыкального народа (Plut. Lyc. 21). В V в. до н. э. на Спарту смотрели как на центр музыкального искусства кифаредов (Eur. Alc. 445—
В конце V в. до н. э. некий эпиграммист называет Спарту «городом прекрасных хоров» (Diehl. Ant. Lyr. I, 1
Далее, Арион, возможно, также был как-то связан со Спартой. Когда он спасался от пиратов, дельфин вынес его к берегам Лаконики. В любом случае Геродот и Павсаний видели его небольшую статую на мысе Тенар (Her. 1, 24; Paus. 3, 25, 7; Ael. VH 12, 45).
Спарта продолжала быть посещаемой музыкантами и поэтами и позднее. Здесь побывали, например, Феогнид, Симонид, Евпол, Кратин, Тимофей, Фринид. Также и Пиндар писал для спартанцев (fr. 199 Snell).
Один античный источник утверждает, что спартанцы более остальных греков «тщательно блюли» (dieteresan) музыку, используя ее очень широко, так что всегда у них были мелические поэты (Ath. 14, 33
Что касается пяти рассмотренных выше спартанских музыкантов, то в их деятельности можно обнаружить некоторые общие характерные черты.
Во-первых, все они находятся близко друг к другу по времени. Они работают в VII и в первой половине VI в. до н. э. Это была эпоха гражданских конфликтов и выработки форм спартанского полиса.
Во-вторых, все они были чужаками, не включенными во внутреннюю смуту. Их авторитет был внешним по отношению к лакедемонской общине. С одной стороны, многие из них уже до прибытия в Спарту были знаменитыми музыкантами и поэтами. С другой стороны, спартанцы приглашали их в соответствии с советами Аполлона Дельфийского.
В-третьих, они были, так сказать, «музыкальными учредителями». Они не только создавали музыкальные инструменты, мелодии, ритмы, жанры, но также устанавливали государственные религиозные праздники, частью которых были мусические состязания. Это создание и установление музыкальных форм сопровождалось также разработкой музыкальной терминологии. Для нас особенно важно то, что такие слова, как «номы» и «гармонизировать» уже стали музыкальными терминами в это архаическое время и возникают они в этом своем музыкальном качестве, по всей видимости, именно в Спарте.
В-четвертых, — и это основное — эти музыканты исполняют некую социальную роль в Спарте. Имеется одно замечательное рассуждение у Элиана в «Пестрых рассказах», которое уже приводилось в связи с Алкманом. Элиан говорит, что когда спартанцы нуждались в помощи муз против болезни или сумасшествия или всей общиной страдали от других с.14 вещей, они приглашали чужеземцев в качестве врачей или очистителей по совету дельфийского оракула. Таким образом они пригласили и Терпандра, и Фалета, и Тиртея, и Нимфея Кидониата, и Алкмана. Из этих музыкантов в списке отсутствует только Стесихор, но появляется Нимфей Кидониат (по-видимому, с Крита), о котором ничего не известно.
В чем же состояла эта социальная и политическая роль архаических спартанских музыкантов? С одной стороны, они выполняли задачу по развитию местной мифоисторической традиции (сохранившиеся тексты Тиртея, Алкмана и Стесихора говорят сами за себя). С другой стороны, лирические поэты формировали новую гражданскую мораль молодого греческого полиса. Наиболее ярко это проявилось в Тиртеевых стихах, но некоторые строки из других поэтов также подтверждают эту мысль (например, Эвномия Алкмана: PMG 64; кроме того: PMG 1, 34—
Греческое слово harmozein в общем смысле означает «прилаживать, приспособлять, соединять». В музыкальном смысле оно означает «настраивать (инструмент)» (Aristoph. Eq. 989; Platon. Phib.
Итак, все сказанное приводит нас к выводу о том, что в архаическую эпоху в Спарте существовал некий местный экстраординарный механизм преодоления гражданской смуты. Эту функцию исполняли талантливые музыканты, приглашаемые из других городов. Как правило, спартанцы ставили перед ними задачу организации определенного религиозного праздника, в программе которого обязательно присутствовало мусическое состязание. с.15 Их роль в жизни общины приобретала значение политической власти. Они действовали как советники народа и арбитры. Осмелюсь выдвинуть предположение, что официальным титулом такой экстраординарной политической фигуры было слово harmostes/harmoster.
Zaikov A. V.
«Musicians in early Sparta: the creation of genres and the counteraction to the internal strife».
The subject of this paper is an influence which the music — and poetry-exerted on the political and social situation in Sparta in the seventh and sixth centuries
ПРИМЕЧАНИЯ