Правовой механизм передачи царской власти в архаическом Риме и сакральные функции трибуна целеров
Статья подготовлена в рамках проекта «Возникновение гражданского общества античного Рима», разрабатываемого автором при поддержке Российского гуманитарного научного фонда (грант 96-01-00156).
Печатается по электронному варианту, предоставленному автором.
Передача царской власти в архаическом Риме подчинялась сложным закономерностям. В традиции римские цари выступали в роли либо мужа дочери своего предшественника (Нума муж дочери Тита Тация, Сервий Туллий — дочери Тарквиния Приска, Тарквиний Суперб — дочери Сервия), либо сына царской дочери (Ромул — сын дочери Нумитора, Анк Марций — дочери Нумы Помпилия, Тарквиний Приск — дочери лукумона в Этрурии, Сервий Туллий — Окрисии из Корникула) или, что то же самое, царского внука (Тулл Гостилий внук Ромула = Гостилия, Тарквиний Суперб — Приска). Согласно римской традиции, архаические общины Лация образовывали сакральный союз «30 городов». Каждый «город» имел собственную царскую «династию», власть в которой передавалась в соответствии с теми же принципами, что и в Риме. Царские «династии» отдельных «городов» были связаны между собой генеалогическими и брачными связями. Легендарным примером такой связи могут служить отношения между царскими родами Лавиния, Альбы-Лонги и Рима. Традиция об Энее, Юле, царях Сильвиях и Ромуле была сильно деформирована фактом возвышения Рима, однако позволяет выявить некоторые закономерности связей между царями разных «городов» и их роль в передаче царского титула.
Носительницами царственности были женщины царских родов, мужья которых становились обладателями царского титула по праву женитьбы на них1. В традиции это Лавиния, Илия (Рея Сильвия), Тация, Герсилия, Помпилия, Эгерия, Тарквиния, Туллия, Лукреция. В обряде «священного» брака царь и царица представляли главные божества общины. Их дети «божественного происхождения» не могли претендовать на царский титул в своей общине, но были желанными женихами для царских дочерей других «городов» Лация. Сакральный союз «30 городов», по-видимому, связывал все царские роды в единую систему потенциальных брачных партнеров. В реальности брачными партнерами обычно выступали представители «династий» соседних «городов». Их связи функционировали в форме либо бинарного, либо трехродового кольцевого союза, в принципе открытого и для других членов. Примером такого союза могут служить отношения между Лавинием, Альбой и Римом2. Браки царских детей имели кросс-кузенный характер. Носителем царского титула становился либо зять царя, бывший одновременно и его племянником, либо внук царя, родившийся у его дочери, муж которой был царем в другом «городе».
Особенностью первоначального палатинского Рима было то, что он находился в пограничной с сабинами и этрусками области. Практика отношений с соседями привела к подключению в союз царских родов представителей сабинского Капитолия, а затем Квиринала. Это вызвало вытеснение при Ромуле из трехродового союза «династии» Лавиния, а при Тулле Гостилии — Альбы-Лонги. Начавшееся противостояние между латинской и сабинской ветвями римлян привело не только к образованию сложного вождества, но и к расширению внешних контактов римлян. При Анке Марции в состав Рима был включен этрусский Яникул, а его лукумон стал затем римским царем Тарквинием3. Прослеживаются связи «династии» Тарквиниев с царскими родами Ардеи, Корникула, Коллации, Габий, Тускула, Цере. Но сам Рим к этому времени оказался наполнен потомками царей, прежде правивших в «городах», жители которых вошли в состав римлян. Это Юлии, Эмилии, Марции, Помпилии, Гостилии, Горации, Юнии, Лукреции, Валерии, Аквилии, Клавдии, происходившие из Кур, Альбы, Корникула, Яникула и других древних центров в окрестностях Рима. Их царское происхождение создавало почву для претензий на царский титул Рима, интриг и ожесточенной борьбы за власть.
Однако порядок генеалогических контактов царских родов был не единственной закономерностью передачи царского титула. Анализ легенды о Горациях и Куриациях позволил выявить еще один пласт архаического права4. Сражение между ними имело причиной нарушение римлянами права альбанцев выставлять царского сына в качестве жениха римской царевне и будущего царя Рима. Такими альбанскими царевичами в традиции выступают Ромул Эмилий (сын Амулия), Прокул Юлий и Куриаций. Последнего традиция наделила ролью нареченного жениха сестры Горациев, смерть которой была следствием его гибели. Убивший обоих законных носителей царской власти в Риме Гораций, победивший трех Куриациев, обеспечил царю Туллу Гостилию возможность укрепить сакральный брачный союз с сабинами в ущерб прежним контактам с латинами Альбы. Однако окончательное решение альбанской проблемы оказалось возможным только путем переселения альбанцев в Рим.
Фигурирующие в легенде две тройки братьев-близнецов напоминают о социально-возрастных градациях архаического общества и классификационной системе родства5. Вероятно, братья Горации из Рима и Куриации из Альбы-Лонги представляли триады социальных «детей» правивших в этих «городах» царей. Вычленение триад из числа социальных «детей», обнимавших все поколение, возникло в период зарождения отношений линейного родства. На роль законных детей индивида могли претендовать только те, что были рождены им в возрасте, когда его поколение покидало социально-активный период. Срок поколения в соответствии с лунно-солнечным календарным циклом обычно исчислялся в восемь лет6. Таких детей могло быть, как правило, не более трех. Остальные дети индивида оказывались в числе социальных «детей» старшей или младшей возрастной группы. Таким образом, первичные кровно-родственные связи охватывали только родителя и трех его потомков, как бы «отсекая» остальных его детей от кровнородственного ствола. Появление генеалогического родства было связано с узурпацией принадлежавших прежде всему коллективу ценностей. К их числу относились собственность и власть. Линейное родство служило каналом их передачи потомкам. Поэтому передача титула правителя по генеалогическому принципу первоначально предполагала наследование от триады социальных «отцов», бывших между собой родными или двоюродными братьями, к триаде социальных «детей», бывших также между собой родными или двоюродными братьями. Воспоминания о триадах «братьев», связанных с царским титулом, неоднократно проявляются в римской традиции. В роли «братьев» Ромула выступали Гост Гостилий и Тит Таций. Нума Помпилий, как четвертый сын своего отца, в Курах не мог претендовать на власть и жил частным человеком. Анк Марций передал власть Тарквинию Приску после его «усыновления», то есть включения в триаду с двумя сыновьями Анка. Также и Тарквиний сделал царем Сервия Туллия, включив его в триаду со своими двумя сыновьями.
Соответственно, женщины — носительницы царственности также выступали триадами социальных «сестер». Женами Тарквиния Приска считались Танаквиль, Гайа Цецилия и Гегания, Сервия Туллия — Тарквиния, Гегания, Фортуна, Нумы Помпилия — Тация, Эгерия, Лукреция, Ромула — Герсилия, Тация, Тарпейа. Практически в роли царицы выступала одна из «сестер», а две другие были потенциальными женами царя-бога. Их наличие позволяло царю сохранять титул в случае безвременной кончины его супруги. Так, Нума и Ромул были женаты на дочерях Тация, а Тарквиний Суперб получил власть, женившись на второй дочери Сервия Туллия после смерти первой. Вытеснение классификационного родства генеалогическим привело к превращению посвященных богу «сестер» в жриц-весталок. Плутарх сообщает, что сначала весталок было две, затем после переселения в Рим альбанцев — четыре, а при Сервии — шесть: по две представительницы от каждой трибы7.
По-видимому, первоначально обладание царским титулом было ограничено сроком одного поколения в восемь лет. Усыновление путем включения в триаду «братьев» представителей разных поколений позволяло расширить законный срок правления царя до 24 лет. Этот срок стал нормой, за пределы которой можно было выйти, только прибегнув к ухищрениям. Действовавший по закону Анк Марций по истечении 24 лет передал власть Тарквинию и своим сыновьям. Другие цари пользовались формализмом сакрального права, чтобы обойти норму в 24 года. В свою очередь хранители традиций «отцы» воспользовались этим нормативным сроком, чтобы законным образом отрешить от власти Тарквиния Суперба.
Удлинение срока правления царя за пределы поколения сделало присутствие его «братьев» таким же рудиментом классификационного родства, каким были «сестры»-весталки при царице. Эти «братья», по-видимому, были утилизованы обществом путем разделения между ними и царем функций управления. Царь выступал в роли сакрального представителя коллектива перед внешним миром, выполнял жреческие функции и вместе с авгурами и понтификами был носителем права, считавшегося проявлением воли богов. Двум его «братьям» отводились более прозаические земные функции — руководство военными действиями, отправление судопроизводства за пределами сакрального права, выполнение административных поручений сената и царя. В качестве исполнителей воли царя и его ближайших советников, возможно, уже в царскую эпоху «братья» носили наименование консулов (consules — советники).
Следы «консульства» «братьев» царя можно обнаружить в римской традиции, которая в целом, конечно, совершенно забыла о триадах, игравших столь значительную роль в эпоху архаики. Наиболее отчетливо эта архаическая практика проявляется в легендарном эпизоде, переданном Вергилием. Когда Тибур послал свое войско на помощь царю Латину, его возглавили два брата-близнеца Кор и Катилл, а третий брат — эпоним города Тибуртий остался дома, видимо, в качестве царя8. Однако отголоски такого положения можно обнаружить и в других традиционных сообщениях, смысл которых затушеван временем. Двое сыновей Латина были отравлены Аматой после того, как Эней стал мужем Лавинии. Они оказались не у дел вследствие того, что сам Эней выступал в легенде в ипостаси воина. Двое сыновей Анка Марция выполняли непонятную роль при Тарквинии Приске, в конечном итоге выступив в роли командиров, приказавших убить царя своим воинам. Двое братьев Вибенн — Авл и Целес — были военными сподвижниками то ли легендарного Мастарны, то ли Тарквиния Приска. Согласно традиции, и Мастарна, и Тарквиний были этрусками и оба стали царями в Риме. Два сына Тарквиния Приска находились в тени царя Сервия Туллия.
Судебная функция двух «братьев» отчетливо проявилась в эпизоде суда над убившем сестру Горацием, победившим Куриациев. По преданию, Тулл Гостилий передал дело Горация duumviri perduelliones. В соответствии с обычаем эти два мужа приговорили Горация к смерти и только апелляция отца Горация к высшему авторитету народного собрания спасла героя. В современной литературе эти дуумвиры рассматриваются как зародыш одной из первых магистратур. Одни исследователи считают ее судебной, другие видят в этом эпизоде одно из проявлений деятельности помощников царя, которые позднее стали преторами9.
С наследованием царской власти триадами «братьев» связана традиционная версия об убийстве Тарквинием отца и старшего брата Юния Брута. Отец Брута был мужем сестры Суперба, и их дети, следовательно, реальными претендентами на царскую власть. Ликвидировав своего одновозрастного «брата»-зятя Юния, Тарквиний обеспечивал себе еще одно восьмилетие правления. Третье восьмилетие обеспечивалось смертью старшего Юния следующего поколения — племянника Тарквиния. Следующей, вероятно, была очередь Брута, который смог избежать участи отца и брата только организовав мятеж против Тарквиния. Видимо, ближайшие родственники царя не были склонны расставаться с принадлежавшей им прерогативой. После изгнания Тарквиния Брут имел право претендовать на роль римского рекса. Уже при Тарквинии он входил в триаду с двумя сыновьями Суперба Титом и Аррунтом, играя в ней роль младшего «брата».
Статус последнего, третьего «брата», видимо, некогда предполагал для достижения царского титула женитьбу на девушке более младшего поколения — не «сестре», а «племяннице». Отсюда особое положение в триаде третьего «брата», которому фольклор отводил роль «дурачка» или «тупицы» (Brutus). С одной стороны, он входил в триаду правящего царя на правах его младшего «брата», а с другой, будучи царским племянником, он входил в триаду с царскими сыновьями. В отличие от родных сыновей царя, именно племянник, он же «младший брат», был реальным претендентом на царский титул, олицетворявшим власть триады. Для этого ему нужно было лишь жениться на дочери царя, своей кузине.
Этого, по-видимому, Брут не сумел сделать. Дочь Тарквиния Суперба была предусмотрительно выдана за Октавия Мамилия в Тускул. Среди других родственниц, вероятно, ближайшей была Лукреция — дочь Спурия Лукреция Триципитина, связанного родством с римскими Тарквиниями через брата Тарквиния Приска Аррунта, «основавшего династию» Эгериев в Коллации. Судя по тому, что одна из жен Нумы Помпилия носила имя Лукреции, этот клан был в родстве с римской «династией» с глубокой древности. Вероятно также родство Лукрециев с Марциями. Но дочь Триципитина стала женой Тарквиния Коллатина.
Возможно, Коллатин, Брут и Секст Тарквиний Габийский после изгнания Тарквиния Суперба и его сыновей составили новую триаду «братьев», претендовавшую на власть в Риме. Секст Тарквиний в реальности скорее всего был таким же «сыном» Тарквиния Суперба, как и Брут или Коллатин. Легендарное насилие Секста Тарквиния над Лукрецией могло означать его стремление овладеть властью вне определенной ему очереди. В результате он был исключен из наследования титула рекса и его место в триаде занял Публий Валерий, сын Волезия, родственные связи предков которого восходили к Титу Тацию. Одновременно «самоубийство» Лукреции повысило в триаде статус Брута. Отрешив с помощью интриг от власти Коллатина, Брут выдвинулся на первое место среди «братьев». Но отсутствие у него легитимного обоснования права на власть в виде женитьбы на царской дочери позволило сходные претензии выдвинуть и Аррунту Тарквинию, сыну Суперба. В поединке Аррунт и Брут погибли. Попытка оставшегося в живых «брата» Публия Валерия сохранить единоличную власть вызвала оппозицию заинтересованных родов. В результате правивший триумвират — триада «братьев» — был пополнен кандидатурами следующих в генеалогической очереди «братьев» Марка Горация Пульвилла и Тита Лукреция Триципитина.
Л. Юний Брут занимал при Тарквинии Супербе должность трибуна целеров10. Помпоний и Иоанн Лид связывали tribunus celerum, magister equitum и prefectus praetorio с Целером11. Целер известен в традиции как сподвижник Ромула, предводительствовавший так называемыми целерами (celeres) и убивший по его приказу Рема12. Корпус целеров, по представлениям современных исследователей, играл важную роль в потестарной организации архаического Рима13. Подобно спартанским «всадникам», образовывавшим вместе с геруссией своего рода систему из двух возрастных классов, римские целеры были тесно связаны с сенатом14. Дионисий подчеркивал, что корпус целеров был создан Ромулом одновременно с учреждением сената15. Тремстам римским сенаторам соответствовали 300 целеров. Однако первоначальный сенат Ромула насчитывал только 100 сенаторов16. Поэтому вероятно, что и целеров сначала было 100. Не случайно, видимо, Аврелий Виктор назвал сподвижника Ромула Целера центурионом17. По переданному Дионисием мнению Валерия Анциата, у древнейшей римской конницы был один предводитель celer и три центуриона18. Утроение их числа, видимо, произошло с утроением числа триб и, соответственно, представлявших их сенаторов при первом Тарквинии. Согласно Дионисию, трибун целеров (oi hegemones ton kelerion) был наделен какими-то полномочиями сакрального характера и в числе важнейших жреческих магистратур, введенных Нумой Помпилием, следовал за курионами и фламинами19. Используя полномочия, которые давала эта должность, Брут созвал первое после изгнания царей народное собрание. Очевидно, что не только корпус целеров был важным звеном в потестарной системе того времени, но и обладатель полномочий трибуна целеров пользовался большим влиянием.
По определению Феста, целеры были теми, кого позднее называли всадниками20. Вероятно, они и составляли 300 всадников первоначального легиона21. В созданной Сервием Туллием системе возрастных классов всадники входили в состав первого класса, вероятно, 17—
Исходная основа возрастного деления может быть реконструирована на основе представлений о этапах возрастного развития человека, существовавших у римлян исторической эпохи. Согласно этим представлениям, жизнь человека делилась на infantia — до 7 лет, pueritia — 8—
Другим показателем их положения была тесная связь с царем. Созданные, согласно традиции, Ромулом они сохранили верность царям до конца, как показывает судьба молодых Юниев, Аквилиев и Вителлиев, казненных как заговорщики в пользу Тарквиниев (Liv. II, 4—
Принадлежность царя и целеров к одному поколению играла особую роль в догородскую эпоху. Не случайно ведь уже давно высказывалась мысль, что Целер и Ромул были одним и тем же лицом28. Согласно одной версии римской традиции Рема убил Ромул, а согласно другой — Целер. Видимо, царь выступал в роли лидера своего возрастного поколения. Одновременное прохождение инициаций связывало его со сверстниками пожизненной магической связью в качестве suodales-sobrini29. Наименование их целерами указывает на некую сакральную, связанную с инициациями, функцию, которую молодое поколение выполняло в первоначальной общине. Можно представить, что по прохождении инициаций очередным возрастным классом устраивались испытания и для обладателя титула рекса. Победитель в этих испытаниях становился новым царем, а уделом прежнего, если он не отстоял свой титул, вероятно, было стать жертвой. В качестве главы целеров царь правил в течение того срока, пока его сверстники находились в статусе целеров. Если целеры были adulescentes в возрасте от 17 до 22—
Наименование celerus, что означало «скорый», указывает на характер проводившегося испытания. По-видимому, это были испытания в беге, почему и позднее в Риме возник сакральный обряд regifugium, символизировавший ритуальное испытание жизненных сил rex sacrificulus. В догородскую эпоху сакральный ритуал соревнований в беге был реальной практической акцией, которая впоследствии нашла воплощение в празднике Луперкалии. Официальное название позднейшей коллегии Луперков — germani Luperci — указывает на то, что первоначально они рассматривались в качестве «социальных братьев», то есть представляли возрастное поколение30. Соперничество двух отрядов луперков в современной литературе получает различные объяснения. Можно предположить, что оно происходило из ритуального соревнования вступающего в разряд adulescentes только что прошедшего инициации класса юношей и класса, покидающего этот разряд. Они носили названия Faviani и Quinctiliani, а их предводители — Favius и Quinctilius31. В легенде об основателях Рима Фабии были связаны с Ромулом, а Квинктилии — с Ремом32. По одной из версий Рем был убит представлявшим Ромула Фабием33. Ритуальное соревнование отрядов луперков состояло в беге вокруг первоначального померия палатинского Рима с целью первыми завладеть мясом жертвенного животного34. Поэтому связанные с победителем назывались Favii — быстрые, ловкие, а с проигравшим Quinctilii — медлительные, мешкотные. Путаница античных авторов по поводу того, с кем, Ромулом или Ремом, были связаны Фабии и Квинктилии, происходила, видимо, из того, что основателем Рима считался Ромул, с которым логично связывались победители Фабии, но реальные первые цари носили имя Рема-Рома, который, видимо, первоначально и был предводителем победителей. Как бы там ни было, победитель Фабий (быстрый = celer) становился новым рексом и получал право убить проигравшего состязания предводителя своих соперников. Возможно, поэтому уже древние производили имя Рема от remores — медлительности35.
Само по себе соревнование луперков имело очистительное значение36. По-видимому, оно было древнейшей люстрацией палатинского померия, учреждение которой одни возводили к Ромулу, а другие к Евандру. Убиение проигравшего состязание Рема-Квинктилия выполняло роль жертвы, символизировавшей неприятеля. Согласно Эннию, убивая брата, в насмешку перескочившего строящуюся стену Рима, Ромул произнес: «Ни один смертный этого впредь не будет делать безнаказанно, и не ты, ибо за это в наказание мне отдашь свою теплую кровь» (Aenn. n. 100, Müller). Эти слова более напоминают ритуальное заклинание, чем рациональная фраза у Ливия (I, 7, 3): «Так будет поступлено с каждым, кто перескочит через мою стену». Обряд люстрации позволяет связать легенду об убийстве Рема с легендой о смерти Ромула37. Последняя произошла во время lustratio exercitus на Марсовом поле, откуда войско выступало на войну. Эта люстрация приходилась на праздник Капротинских Нон, который справлялся в ноны месяца Квинктила. Другое название праздника — Poplifugium — указывает на совершение ритуального бега, из факта которого родился миф о том, что народ разбежался после смерти Ромула. Описание версии об убийстве Ромула патрициями, разорвавшими его на куски и спрятавшими части тела под тогами, составляет явную параллель с ритуальным разрыванием руками приносимой в жертву козы. Позднее, как в Луперкалиях, так и в Nonae Caprotinae, коза выступала заменой человеческого жертвоприношения. Она служила очистительной и спасительной жертвой. Каждый присутствовавший при обряде старался получить часть жертвы и, унеся ее домой, зарыть в поле или во дворе. Для этого и раздирали жертвенное мясо на куски, в ходе чего имело место соперничество за частичку очистительной жертвы38. Таким образом, смерть прежнего царя несла в себе спасительное благо для его народа. Другая часть легенды — превращение Ромула в Квирина — символизировала объединение палатинской общины с сабинами, в чем можно усмотреть причину введения новой люстрации в дополнение к Луперкалиям. Однако Поплифугий, по-видимому, был столь же древним празднеством, как и Луперкалии. Посвященные сыну Сатурна Фавну Луперкалии справлялись в конце древнего годового цикла 13—
Создание Ромулом-реформатором вождества с центром на Палатине, по-видимому, привело к превращению целеров из догородских победителей в сакральном состязании в оформленный институт формирующейся потестарной организации. Согласно одним данным традиции, корпус целеров был распущен Нумой Помпилием, демонстрировавшим таким образом свое миролюбие. По другим данным, Нума включил трибуна целеров в число восьми важнейших жреческих учреждений41. Последнее кажется более вероятным, поскольку эта должность продолжала оставаться важной до конца царской эпохи. Обращает на себя внимание, что он был единственным из римских царей, правившим до конца своей жизни и умершим естественной смертью. Вероятно, при Ромуле и Нуме имело место какое-то реформирование положения целеров. После чего их название случайно проявляется только в должности Л. Юния Брута42. Сущность этой реформы предположительно можно усмотреть в следующем. Соревнования на скорость бега вряд ли было возможно выигрывать более, чем в течение двух сроков, приходившихся на возрастное поколение (8 лет). Поэтому время правления первоначальных римских царей колебалось в пределах 8—
По-видимому, в рамках упорядоченного вождества целеры превратились в организованную конницу, руководитель которой носил титул magister equitum
Из ряда легендарных римских царей, достигавших власти по отправлении должности magister equitum, как будто выпадает Тарквиний Суперб. О занятии им должности magister equitum не сохранилось сведений. Однако именно по отношению к нему в традицию вошла легенда, живо напоминающая легенду об убийстве Рема-медлителя быстрым Целером-Фабием. Его предшественник Сервий Туллий был убит прямо на улице, пытаясь убежать от посланных Тарквинием преследователей (Liv. I, 48, 4—
Творцы римской исторической традиции акцентировали внимание на факте «изгнания» Тарквиния Суперба, который на первый взгляд отличал его судьбу от судеб предшествующих царей. Все они, исключая Нуму, погибли при обстоятельствах, позволяющих предполагать принесение их в жертву. Некоторая неясность в традиции только относительно смерти Анка Марция, да Тарквиний Суперб вместо убиения был изгнан из Рима. При этом обращает на себя внимание то обстоятельство, что именно Анк и Тарквиний Суперб находились у власти по 24 года. Тогда как другим царям традиция отводила большие сроки. Видимо, эти данные следует трактовать как воспоминание о положении, когда 24 года были нормативным сроком правления римских рексов, складывавшимся из трех поколенных восьмилетий, принадлежавших триаде «братьев»51. Поэтому Анк Марций, видимо, уступил свой титул Тарквинию Приску по завершении своего законного пребывания у власти в обмен на обязательство последнего привести к власти его сыновей. Тарквиния же Суперба отрешили от царских полномочий также на законном основании по окончании его нормативного срока. Иное дело, что он с этим не согласился без борьбы, в результате которой Бруту не удалось утвердиться у власти в качестве очередного рекса.
В биографии Брута обратим внимание на то обстоятельство, что он был сыном сестры Тарквиния Суперба. Последний приходился Бруту avunculus, отношения с которым у римских юношей и в историческое время были более теплыми, чем с отцом52. В римской традиции царскую власть наследовали не сыновья, а внуки царей, рожденные дочерьми последних. Эти дочери выступали в роли реальных либо социальных сестер царицы, а их мужья — в роли «братьев» царя. Поэтому наследовавшие царский титул внуки царя выступали в роли «племянников» предшествующего царя — их avunculus. Такими царскими внуками были Ромул — внук Нумитора, Тулл Гостилий — внук Гостилия = Ромула, Анк Марций — внук Нумы, Тарквиний Суперб — внук Приска. Но по римским нормам родства avunculus был тем, кто имеет то же положение по отношению к ego, что и avus (дед) и, соответственно, те же права53. Следовательно, Брут и с этой стороны имел право на титул римского рекса. В течение царской эпохи, вероятно, формировались нормы, в соответствии с которыми должность tribunus equitum занимал внук или племянник царя, который был непосредственным наследником его власти. Ведь проиграв ритуальный бег более молодому сопернику, царь по формальным показателям должен был расстаться с титулом. Чтобы этого не произошло, магистром целеров должен был стать не случайный юноша, а подконтрольный царю родственник, своей победой в состязании не ослаблявший, а укреплявший власть царя. Последний, вероятно, в таком случае входил в состав его «команды». Таким родственником был племянник — сын сестры, выступавший одновременно и в роли наследника титула царя.
До достижения возраста
Досервиева система возрастных классов была реформирована им, видимо, в соответствии с делением на iuniores и seniores. Seniores представляли наиболее зрелую часть римского общества. Их возраст с 47 до 60 лет охватывал, видимо, два первоначальных возрастных класса. Именно они руководили реальной жизнью фамилий, будучи их patres. Из их числа происходили principes gentium. В обычное время они, видимо, не служили в армии. Но в республиканское время их поколение контролировало высшие воинские должности диктаторов и консулов. Реальную военную силу составляли более молодые iuniores в возрасте от 17 до 46 лет. Согласно Полибию (VI, 19, 2), в военные походы граждане набирались до 46 лет. Большая часть iuniores находилась на положении filii familiarum и на фамильно-гентильном уровне была подчинена seniores. В возрастном делении римлян важную роль играл
Первоначально имевший сакральные полномочия царь был еще и военным предводителем молодых воинов, то есть classis. В глубокой древности, когда срок его правления ограничивался рамками
С переходом к республике соотношение между значением и ролью магистратов, унаследовавших полномочия триады «братьев», изменилось. Сохранивший сакральные полномочия rex sacrorum перестал играть реальную роль в управлении, поскольку сфера религии в гражданском обществе республики существенно сократилась. Напротив, выступавшие носителями светского начала консулы выдвинулись на роль глав исполнительной власти. Их реальная власть была столь же велика, как и царская, что вызвало потребность в ограничении ее годовым сроком. С другой стороны, необходимость сокращения срока пребывания в должности консула была вызвана наличием в Риме большого числа потомков прежних царских родов архаического Лация, имевших право претендовать на роль консулов. В совокупности эти люди составляли правящее ordo nobiliorum, представители которого в силу происхождения имели исключительное право на консулат. Отношения между царем и магистром целеров, видимо, были той модельной основой, на которой при республике возникли отношения между диктатором и магистром конницы.
ПРИМЕЧАНИЯ