К истории монетного дела у римлян
Постраничная нумерация примечаний в электронной публикации заменена на сквозную.
Зачатки культурного развития в греческом духе проникли в Рим из Этрурии, и в частности из Цэре, этой старинной фактории сперва финикийских, а потом греческих купцов. Оттуда же перешла в Рим и восточная дуодецимальная система веса вместе с семитическим словом as для обозначения ее единицы (Шерцль, Римское мон. дело, стр. 152). Ассовая система веса еще в царский период римской истории применялась также и к меди в качестве расчетного средства в торговле, употреблявшегося наряду с древнеиталийским обычаем (унаследованным еще от индоевропейской старины), по которому средством для расплаты в торговых сделках, а также и при штрафах по суду, служил скот, как мелкий (овца), так и крупный (корова), в пропорции
Замена скота медью в деле судебных штрафов узаконена только уже в республиканское время, причем овца оценена была в 10 фунтов меди (decussibus), а корова — в 100 фунтов (centussibus). Когда таким образом медь, как расчетное средство, получила исключительное употребление также и в сфере государственного управления и хозяйства, то для удобства хранения медных кусков, прежде бесформенных (raudusculum, aes rude), стали придавать им форму плиток (lateres). Так как для этой с.4 цели металл расплавлялся и отливался в особых формах, то это обстоятельство представляло возможность снабжать эти плитки какими угодно знаками или изображениями. Сюжет этих изображений самый разнообразный, смотря по месту принадлежности плиток, продолжавших отливаться еще и во 2 столетии до Р. Хр., и притом в разных городах Италии. В частности в Риме, по литературной традиции, на медных плитках изображался скот (Varro r. r. 2, 1, 9: aes antiquissimum pecore est notatum), причем та же традиция подразумевает тут не только рогатый скот, но и овец (Plin. n. h. 18, 12: Servius rex ovium boumque effigie primus aes signavit). Однако археологические находки подтвердили только присутствие на этих плитках изображения быка, но не овцы (см. Шерцль
Введение меченых плиток меди приписывается традицией Сервию, т. е. вообще еще царскому периоду. Но, судя по отделке рисунков на сохранившихся плитках, столь древнее происхождение их кажется малоправдоподобным. Но с другой стороны мнение, приурочивающее эти плитки не ранее, как к
При отливке медных плиток, казалось бы, не трудно было перейти от веса к счету посредством выделки плиток определенного веса, напр. в 1 фунт, в 2 фунта и т. п. Но вместо этого видим, что плитки какого-либо определенного веса не имели: с.6 они выпускались в разной величине, чаще всего от четырех до пяти фунтов. Это доказывает, что введение плиток вызвано было исключительно практической потребностью удобства при хранении и передвижении большого количества денежного металла. Также и меченая медь продолжала приниматься по весу, причем для мелких расчетов по-прежнему употреблялись куски необработанной меди (raudusculum), а в случае нужды разбивались и меченые плитки на более мелкие части.
Применение счета вместо прежнего веса началось только со времени введения медной монеты обычного у греков образца в виде кружков с определенным весом. Наиболее употребительные номиналы римских медных монет были: as
1) Еще в 1844 г. Ленорман указывал на то, что общий вид изображений на римских ассовых монетах, а также некоторые частности (венок Юпитера, шлем Минервы, львиная шкура на голове Геракла, крылатый петас Меркурия) по исполнению работы обнаруживают явные признаки влияния эпохи процветания с.7 греческого искусства, что́ допускает сам Моммзен6, со ссылкою на того же Ленормана7.
2) В период децемвиров на греческих монетах Геракл изображается еще с бородой и с особым расположением львиной шкуры на его голове. Тип безбородого Геракла и с позднейшими очертаниями львиной шкуры, какой имеется на квадранте, появляется только в конце
3) Такой тип проры8, какой изображен на обороте римских медных монет, на греческих монетах появляется только в начале
Все эти три пункта, взятые вместе, с достаточной убедительностью доказывают, что ассовые монеты введены не при децемвирах, т. е. не в середине
Нам кажется, что этот результат, добытый на основании данных нумизматической археологии, может быть дополнен и определен точнее в связи с историческим ходом событий
1) В южной Этрурии, сопредельной с римской территорией, совсем отсутствует национальная этрусская монета (Mommsen Münzw., стр. 182); зато тем чаще встречаются там римские (и латинские) ассы, и притом даже в чисто этрусских могильниках. Область этрусско-умбрийских медных монет начинается только по линии Clusium — Tuder. Это обстоятельство имеет большое с.8 значение для вопроса о времени введения медной ассовой монеты в Риме и смежной части средней Италии.
Этрурия распадается — по географическим, историческим и, что́ здесь особенно важно, также и по нумизматическим данным — на три части: a) Южная Этрурия с городами Caere, Fidenae, Vei, Capena, Falerii, Tarquinii и др., вплоть до Циминийского перевала (saltus Ciminius Liv. 9, 36, 4, mons Ciminius ib. 37, 1), защищавшего город Volsinii от натиска римлян. b) Северная приморская Этрурия с городами Populonia, Vetulonia, Volaterrae и пр. c) Северная же Этрурия в бассейне реки Тибра с городами Volsinii, Cortona, Perusia, Arretium, Clusium и др. Деление это резко сказывается прежде всего в монетном деле. Притибрская полоса северной Этрурии вместе с соседней Умбрией по ту сторону Тибра составляют одну общую нумизматическую группу (ср. Mommsen, Münzw., стр. 223), отличающуюся сильно от северной же, но приморской Этрурии, как в художественном исполнении монетной работы, так и в типах и в самой системе9. Обе же эти части северной Этрурии, взятые вместе, отличаются, в свою очередь, от южной Этрурии отсутствием в последней туземных монет, с заменою их римскими или вообще так наз. латинскими.
Южная Этрурия издавна находилась в близких сношениях с Римом, разделившись в этом (политическом) отношении на две части: приморская половина южной Этрурии, с городом Caere во главе, находилась в дружбе с Римом еще со времен Тарквиниев, изгнание которых из Рима не произвело никакой перемены во взаимных сношениях обоих соседних городов10. Дружба эта с особенной рельефностью обнаружилась во время с.9 галльского погрома (390 до P. Xp.), когда цэритяне гостеприимно приютили у себя римских жрецов и весталок с разными святынями11. Традиция сообщает, что в благодарность за это римский сенат пожаловал цэритянам hospitium publicum12; но самый факт принятия святынь и весталок свидетельствует уже о существовании такого hospitium publicum и раньше этого времени13.
Совсем другую картину представляет восточная половина южной Этрурии, подле реки Тибра. Вся древнейшая история Рима наполнена рассказами о войнах то с Фиденами, то с Веями и другими городами этой области. Последнюю веентскую войну, окончившуюся разрушением Вей, сами римляне считали восьмою по счету (Liv. 5, 4, 13; ср. 4, 32, 2); по анналистической традиции началась она в 406 г. до P. Xp. и продолжалась, подобно троянской войне, целые 10 лет, до 396 г. (Liv. 5, 22, 8). Падение Вей отразилось и на других городах, группировавшихся вокруг этого опасного соперника Рима и вовлеченных в эту войну отчасти в качестве союзников (Capena, Falerii), отчасти по непосредственной зависимости от Вей (как, вероятно, Sutrium и Nepete). Последние перешли во владение римлян вместе со всею прочею областью веентской земли. Союзники же Вей должны были признать гегемонию Рима по крайней мере в военном отношении. Особенно тяжело поплатился город Капена, утративший с тех пор свою независимость (в 395 г. по Liv. 5, 24), между тем как городу Falerii удалось заключить с Римом выгодный мир (в 394 г., Liv. 5, 27) с сохранением самостоятельности14. Веентско-капенатская земля приобщена к ager romanus с учреждением в ней четырех tribus rusticae (в 387 г., Liv. 6, 5, 8).
Эти успехи римлян в южной Этрурии вовлекли их в войну с ближайшим северно-этрусским городом Volsinii (Liv. 5, 31), против которого и был предпринят тогда же победоносный с.10 переход через Циминийский перевал (Liv. 5, 32). Но в это время надвигалась уже страшная галльская гроза (Liv. 5, 33 сл.), приостановившая почти на целое столетие дальнейшее движение римлян на этрусский север. Погром Рима ослабил римское владычество даже и в южной Этрурии.
Для обезопасения завоеванной веентско-капенатской области с одной стороны от тарквиниян (Tarquinii), принимавших будто бы участие и в последней веентской войне, а с другой от фалисков (Falerii) вскоре после галльского погрома (в 383 и 373 гг.) основаны две пограничные колонии Sutrium и Nepete на правах латинских союзников (Vell. Pat. 1, 14, 2). Обе колонии долгое время считались за claustra portaeque Etruriae (Liv. 6, 9; 9, 32), и всякая война в этих местах сосредоточивалась около них. В 358 г. тарквинияне снова начали воевать с Римом (Liv. 7, 16 сл.). Их примеру последовал в следующем (357) году город Falerii. Война эта, продолжавшаяся 7 лет, ознаменовалась отпадением от римлян их старинного друга, города Caere, вероятно под давлением соединенных тарквинийцев и фалисков, проникших через церитскую область до самого устья Тибра (Liv. 7, 17, 6). В наказание за такое вероломство, церитяне в 353 г. (Liv. 7, 20) не только лишились части своей земли15, но и превратились в подданных римского государства с припиской к податному сословию (aerarii, вследствие чего список податного сословия стал называться tabulae Caeritum). В 351 г. с городом Falerii заключено перемирие на 40 лет, к которому присоединился и г. Tarquinii (Liv. 7, 22, 5). Таким образом Tarquinii и Falerii еще в середине
В подобном положении, в течение
Итак, города южной Этрурии, за исключением веентско-капенатской области, еще в
Наше изложение находится в принципиальном противоречии с мнением, выставляющим это дело в обратном порядке, по которому римские ассы были бы подражанием этрусской монете, а не наоборот (Шерцль, 150). При решении этого вопроса не следует упускать из виду указанное нами выше разделение северной Этрурии на две половины: приморскую и притибрскую, из которых каждая чеканила свою монету по другой системе. Монетное дело, как изобретение эллинского гения, является везде следствием распространения (как непосредственного, так и передаточного) греческой культуры, и притом прежде всего, конечно, в прибрежных областях, с которыми греки завязывали непосредственные торговые сношения. Таким образом, и приморская полоса северной Этрурии ввела у себя монету (золотую, серебряную, а в Популонии и медную), придерживаясь своего греческого образца также и относительно веса (Mommsen, Münzw., стр. 21821), совершенно отличного от ассовой весовой системы. Внутренняя же Этрурия, отдаленная от морского берега, могла познакомиться с монетным делом через посредство приморской области; но в таком случае монеты первой не отличались бы существенно от монет последней. Если же они, резко отличаясь от монетной системы приморской Этрурии (главным образом Популонии), в то же время тесно примыкают к римской ассовой монете, то это само по себе указывает, что передаточным пунктом для с.14 введения греческого изобретения в притибрской области был город Рим, а не приморская Этрурия; другими словами, этрусско-умбрийская монета бассейна Тибра предполагает римскую монету, а не наоборот. Правда, эти этрусско-умбрийские монеты по своей отделке выглядят более примитивными, чем римские монеты. Но если утверждать, что по общепризнанной аксиоме простота типов при одинаковых условиях служит признаком большей архаичности, то это безусловно приложимо только к одному и тому же городу, одной и той же области. Напротив, когда дело идет о двух разных народах, то условия во всяком случае уже не одинаковые. Если далее указывается на то, что именно этруски довели литейное искусство до высокой степени совершенства, о чем свидетельствует находимая до сих пор в западной Европе бронзовая утварь, то это совершенно верно, но касается прежде всего той же приморской Этрурии, в том числе в особенности города Volci. Местные же литейщики в притибрской Этрурии стояли в этом отношении гораздо ниже своих приморских собратьев, как об этом свидетельствуют и сами монеты этой области, на которых имеются лишь самые простые типы, для изображения которых требовались одни только контуры; особенно часто встречается колесо (ср. Mommsen, Münzw., стр. 220 сл.; 222 сл.). Напротив, римские медные монеты с самого же начала обнаруживают явные признаки художественности, которой римляне, как видно, не могли перенять от неискусных литейщиков притибрской Этрурии. Кроме того, стоит только прочитать
Итак, родиной ассовой медной монеты следует считать не Этрурию, а Рим, из которого после 310 года она проникла на этрусский север, и притом не только в бассейн Тибра, но отчасти и в приморскую область. Раньше всего, как уже замечено, водворилась чеканка монеты по римской системе в умбрийском с.15 Тудере, в южном углу Умбрии, недалеко от Тибра. Нельзя не видеть в этом влияния соседней колонии Нарнии (Narnia), основанной римлянами в 299 году. Колонии, возникшие в начале
При таком взгляде на историю ассовой монеты, также и медные монеты той же ассовой системы, принадлежащие городу Volaterrae в приморской Этрурии (Mommsen, стр. 268), равно как и этрусские монеты с надписью tla и vatl (последнее, м. б., = Vetulonia) должны быть признаны результатом римского уже влияния. Эти монеты принадлежат приблизительно к тому же
В этой связи весьма важно, что этрусско-умбрийские общины притибрской области чеканили исключительно медную монету, в то время как серебро встречается только в приморской Этрурии, с.16 в особенности в Популонии (Mommsen, 216). И действительно, в период завоевания северной Этрурии (310—
2) Распространению владычества римлян в северной Этрурии предшествовали большие успехи римского оружия на юге Лация. В 354 г. (Liv. 7, 19, 4) римляне вошли с самнитянами в сделку с распределением сферы обоюдных действий против племен между Лацием и Самнием (ср. Liv. 8, 1, 8; 2, 3). Осуществление планов обоих этих народов не обошлось без взаимных недоразумений (так наз.
Образование нового Лация, вполне подвластного Риму, сопровождалось еще и тесным сближением Рима с Кампанией, а именно до того тесным, что Капуа и Рим обменялись тогда же правами гражданства (конечно, sine suffragio), вследствие чего и кампанские легионы с тех пор стали причисляться не к союзническим, а к римским гражданским войскам29. По Ливию (8, 14, 11 сл.), произошло это в том же 338 году (по Веллею Патеркулу 1, 14 — только в 334 г.). Дружественные отношения между Римом и Капуей, начавшиеся еще с 342 г. (Liv. 7, 38, 4 сл.), и пребывание римских войск в Кампании сказались и в культурной жизни Рима. Капуа, как наследница политического и культурного положения смежных Кум, не только знакома была издавна с греческою монетою, в том числе на первом месте куманскою (Mommsen, Münzw., стр. 90 сл.; 114 сл.), но выбивала и свою собственную, национальную, задолго до появления в Кампании римлян (Mommsen, стр. 117; 159; 213). К тому же в период первых сношений Рима с Кампанией в последней выбивалась преимущественно медная монета. Следовательно, примером, которому последовали римляне при введении своей медной монеты, могла послужить именно Кампания с Капуей во главе, чему и должны были способствовать дружественные отношения между обоими городами. Мало того, — последнее обстоятельство представляло для римлян возможность воспользоваться в этом деле услугами опытных кампанских мастеров, чем лучше всего может быть объяснена указанная еще Ленорманом сравнительная художественность в исполнении рисунков на римских медных монетах.
Если толчок для введения в Риме национальной медной монеты вышел с юга, то это только подкрепляет вышеприведенное толкование проры на оборотной стороне римских монет в смысле исторического типа. Прославление выдающихся исторических событий на монетах издавна было в ходу на греческом юге Италии30. Такой же характер исторического типа с.19 обнаруживает также и оборотная сторона древнейших серебряных монет римской республики: викториатов и денариев с диоскурами. Исторический характер изображений на денариях с богами (bigati) отмечен Шерцлем (стр. 174 сл.).
В 269 (или 268) году введена в Риме серебряная монета (Шерцль, стр. 164). С этим фактом сопоставляется часто также и секстантарная редукция меди. Но против такого сопоставления говорят столь веские нумизматические данные и литературные свидетельства, что некоторые даже совсем отрицают секстантарную редукцию, заменяя ее то триентальною (Mommsen, Münzw., 288 сл.), то
Главные литературные свидетельства о секстантарной редукции следующие.
Plin. n. h. 33, 3, 44 сл.: Argentum signatum anno urbis CCCCLXXXV Q. Ogulnio C. Fabio coss. quinque annis ante primum punicum bellum. Et placuit denarium pro decem libris aeris valere, quinarium pro quinque, sestertium pro dupondio ac semisse. Librale autem pondus aeris imminutum est bello punico primo, cum impensis res publica non sufficeret constitutumque, ut asses sextantario pondere ferirentur. Ita quinque partes lucri factae dissolutumque aes alienum. Nota aeris ejus с.20 fuit ex altera parte Janus geminus, ex altera rostrum navis, in triente vero et quadrante rates31. Quadrans antea teruncius vocatus a tribus unciis. Postea Hannibale urgente Q. Fabio Maximo dictatore asses unciales facti placuitque denarium sedecim assibus permutari, quinarium octonis, sestertium quaternis; ita respublica dimidium lucrata est. In militari tamen stipendio semper denarius pro decem assibus datus est. Notae argenti fuere bigae atque quadrigae; inde bigati quadrigatique dicti.
Fest. p. 98: Grave aes dictum a pondere, quia deni asses, singuli pondo libras, efficiebant denarium ab hoc ipso numero dictum. Sed bello punico populus Romanus pressus aere alieno ex singulis assibus librariis senos fecit, qui tantundem ut illi valerent.
Fest. p. 347: Sextantarii asses in usu esse coeperunt ex eo tempore, quo propter bellum punicum [secundum, quod cum Hannibale gestum est], decrevere patres, ut ex assibus, qui tum erant librarii, fierent sextantarii, per quos cum solvi coeptum esset, et populus aere alieno liberaretur et privati, quibus debitum publice solvi oportebat, non magno detrimento afficerentur32.
Varro r. r. 1, 20, 2: Scriptula
Нетрудно заметить, что все эти сведения о редукции либрального асса сводятся к одному источнику, первоначальная редакция которого составлена была в промежуток между
Эти литературные свидетельства о судьбе асса в период первой пунической войны вполне подтверждаются также и данными нумизматической археологии. Римская ассовая монета, как выше изложено, введена вскоре после 338 г., причем асс равнялся по цене, а приблизительно и по весу, одному фунту меди (отсюда as libralis или librarius). На этом уровне держался асс вплоть до начала первой пунической войны, как видно из следующих данных, подтверждающих вышеприведенные свидетельства. В 314 г. учреждена колония Luceria, в 291 г. — колония Venusia, в 289 г. — колония Hatria, в 268 г. — колония Ariminum, в 264 г. — колония Firmum. И вот все эти колонии, имея латинское право (coloniae latinae), чеканили свою монету, и притом все, начиная с полного (приблизительно) либрального веса (см. Mommsen, Münzw., стр. 314 сл.). От колонии Firmum сохранилось весьма немного тяжеловесной монеты, из чего и заключает Моммзен, что таковая чеканилась лишь короткое время. И действительно, в том же 264 г. началась первая пуническая война, в течение которой librale pondus aeris imminutum est. Падение веса медной монеты, происходя, очевидно, постепенно, дошло в 244 году приблизительно до
Установление секстантарной редукции отличается от предшествующего уменьшения асса существенным образом. Между тем как в течение войны вес асса падал вследствие затруднительных с.22 обстоятельств казны, стремившейся из наличного запаса меди получить возможно большее количество денежных единиц (cum impensis res publica non sufficeret), то секстантарная редукция имела целью, наоборот, нормировать законный вес асса, положив в основание ту норму, до которой он тогда приблизительно дошел. Нормировка эта была необходима не только сама по себе после того, как прошли затруднительные обстоятельства33, вызванные продолжительною войною, но и потому, что сенат решил ввести биметаллическую систему с точным приноровлением цены медной монеты к серебряным монетам. Не может быть никакого сомнения, что под серебряной монетой в данном случае разумеется с самого же начала исключительно только денарий и его подразделения, как видно из того, что на денариях постоянно выбивалась цифра X, обозначавшая цену этой монеты на медные ассы (denarium ab hoc ipso numero dictum). Сравнительная ценность обоих металлов, меди и серебра (ср. Шерцль, 166 сл.), убедительно доказывает, что денарий, оцениваемый в 10 медных ассов, предполагает именно секстантарный асс (а не триентальный или какой-либо другой более тяжеловесный), из чего и следует, что денарий не мог быть введен раньше секстантарной редукции меди34. А что это произошло и не позже, а одновременно с последней, на это указывает странное иначе недоразумение источника, которым пользовались Плиний и Фест. Оба автора одинаково утверждают, что placuit denarium pro decem libris aeris valere; patres decrevere, ut ex assibus, qui tum erant librarii, fierent sextantarii. Недоразумение это можно объяснить только предположением, что мы тут имеем дело с неумелым или поверхностным извлечением из подлинного текста сенатского декрета, вводившего одновременно и серебряные денарии и секстантарную редукцию меди. Дело в том, что дотоле удерживалась фикция либрального асса, т. е. асс, с.23 уменьшаясь постепенно по весу, в теории продолжал считаться равноценным первоначальному либральному ассу. Таким образом секстантарная редукция, нормировавшая асс на том весе в 2 унции, до которого он успел дойти к концу пунической войны, имела по отношению к меди лишь теоретическое значение, так как новый секстантарный асс был не что иное, как тот же самый асс, ходивший в это время под видом либрального асса. Наиболее ясно представляется это в словах Феста: ut ex assibus, qui tum librarii erant, fierent sextantarii. То же самое выражено в словах Плиния: placuit denarium pro decem libris aeris
Итак, если приурочивать секстантарную редукцию вместе с введением денариев к концу первой пунической войны, то приведенные нами выше литературные свидетельства поддаются объяснению почти без всякого остатка. Что касается данных нумизматической археологии, то такая датировка прямо требуется ими для секстантарной редукции меди; но также и по отношению к денариям нет решительно никаких нумизматических данных, с.24 которые противоречили бы нашей датировке (ср. описательный список серебряной монеты у Моммзена, стр. 478 сл.). Напротив, на основании этой датировки представляется возможность объяснить изображение на обороте древнейших денариев в том же смысле исторического типа, который не без основания предложен Шерцлем (стр. 174 сл.) для бигатов. Изображение на оборотной стороне древнейших денариев представляет собою диоскуров в матросских шапках. Не говоря даже о последнем атрибуте, сами диоскуры считались прежде всего покровителями мореплавателей. А известно, ведь, что слава первой пунической войны сосредоточивалась на морских победах римлян над карфагенянами (Дуилия в 260 г., Регула в 256 г., Лутация Катула в 241 г.). Выбор диоскуров для оборота денариев оказывается как нельзя более подходящим, если эта монета введена именно в конце первой пунической войны36.
Что же касается веса, то денарий наиболее приближается к бруттийским серебряным монетам с окрыленной головой победы и с женской головой в покрывале (Mommsen, 129). Сходство с бруттийским серебром отражается и в том, что рядом с цельной монетой существовала еще и половинная (римский квинарий). Римский сестерций составляет случайное дополнение, вызванное, по-видимому, вышеупомянутой оценкой старых «либральных» ассов (выше 2 унций) в
Выше было нами сказано, что при нашем толковании все литературные свидетельства о редукции меди и о введении денариев поддаются объяснению почти без остатка. Остаток этот заключается в первом предложении приведенного раньше места из Плиния: Argentum signatum anno urbis CCCCLXXXV Q. Ogulnio C. Fabio coss. quinque annis ante primum punicum bellum. с.25 Если денарии введены только в исходе первой пунической войны, то как это вяжется с известием Плиния, подтверждаемым и со стороны Ливия (ep. 15), что римляне начали чеканить свою серебряную монету в 269 (или 268 г.)? Еще Плиний, по-видимому, полагал, что тогда введены именно денарии, как можно думать по контексту его слов: argentum signatum… quinque annis ante primum punicum bellum et placuit denarium pro quinque libris aeris valere. Но замечательно, что везде, где говорится об этом событии (см. Шерцль стр. 164—
Под влиянием Плиниевой редакции собранных им заметок принимается и теперь за непреложную истину, что под «серебром» 269 (или 268) года необходимо понимать именно денарии и его подразделения (ср. напр. Mommsen стр. 389: die ursprünglichen Silbernominale waren der Denar, der Quinar und der Sesterz). А между тем такая необходимость предполагается совершенно неосновательно, так как рядом с денарием имеется еще другой тип серебряной монеты, так наз. викториат, введение которого столь же единодушно приписывается времени, близкому ко времени введения денария (Mommsen 390, Щерцль 189). На основании одних только нумизматических данных можно считать одинаково как викториат древнее денария, так и денарий древнее викториата37. Однако при предполагаемом первенстве денария перед викториатом получается вот какая несообразность. До 269 (268) с.26 года римляне принимали серебро по весу (mercis loco) как в грубом виде (плитки, lateres), так и в монете (иностранной). Введя денарий, точно приспособленный к системе медных денег, они приобрели возможность перейти также и в серебре от веса к счету, как это происходило с медью со времени введения ассовых монет. И вдруг, через некоторое время, они будто бы вновь вернулись к старинному способу расчета по весу введением специальной для этой цели серебряной монеты, именно викториата. Такая странная мера имела бы некоторый смысл только в том случае, если б денарий и викториат введены были одновременно, а именно первый для внутреннего обращения, второй, как обыкновенно полагают, для международных сношений. Но и в таком случае целесообразность разной монеты, одной для счета, другой для веса, была бы более чем сомнительна. Дело в том, что римское серебро, денарии и викториаты, было вообще весьма высокопробно (от
Гораздо более удовлетворительное решение получим в том случае, если под argentum signatum, введенном в 269 (268) году, будем разуметь не денарии, а викториаты. Так как серебро в противоположность меди, принималось в то время только по весу (mercis loco), то удержание этого способа расчета также и по введении серебряной монеты на первых порах нисколько не могло казаться странным38, тем более что введение с.27 римского серебра имело прежде всего только политическую подкладку. Но так как эта первая серебряная монета не была согласована с системой медных денег, то с течением времени должно было само собою обнаружиться неудобство отсутствия точного соотношения между серебром, принимавшимся по-прежнему по весу, и счетной системой ассовых медных монет. Это неудобство и устранено введением серебряной монеты нового типа, с обозначением на денарии точного отношения к медному ассу секстантарной редукции.
Введению серебряной монеты (в 269 или 268 году) почти непосредственно предшествует окончательное покорение Тарента (в 272 г.), закрепившее за Римом владычество во всей южной Италии. Еще Моммзен (Münzw. стр. 328 сл.) видел в обоих этих событиях причинную связь; и не без основания. Гегемония Рима над великогреческими городами южной Италии выразилась, кроме внешней политики и тесно связанною с нею военной симмахии, главным образом в постепенном лишении их права чеканить свою серебряную монету, с сосредоточием последней в руках римского правительства для всего пространства Италии. В этой связи чрезвычайно любопытны следующие обстоятельства. Серебряная монета у тарентян, равно как и в соседних городах южной Италии и Сицилии, называлась νοῦμμος или νόμος (т. е. вероятно
с.29 Когда в конце
ПРИМЕЧАНИЯ