Монументальная скульптура в изображениях на памятниках прикладного искусства из античных государств Северного Причерноморья
с.323 Среди множества разнообразных изображений на предметах прикладного искусства, найденных при раскопках античных городищ и некрополей на северных берегах Черного моря, можно выделить немногочисленную группу ваз, терракот и ювелирных изделий, на которых воспроизведены знаменитые во всем эллинском мире скульптуры. Среди них особый интерес для истории искусства представляют вольные трактовки произведений Фидия. На двух дорогих керамических вазах, привезенных из Афин в Пантикапей, запечатлены несколько фигур, находившихся на фронтонах Парфенона.
Большая гидрия с полихромными и частично позолоченными фигурами изготовлена в середине IV в. до н. э. В ее декор включена сцена спора Афины и Посейдона за обладание Аттикой, и для центральных фигур использована средняя часть западного фронтона Парфенона. Около позолоченного оливкового деревца, которое обвивает змей Эрихтоний, изображена Афина, ударяющая в землю копьем, чтобы выросла олива, а с другой стороны дерева — Посейдон, вызывающий трезубцем появление соляного источника. Остальные персонажи отличаются от композиции на Парфеноне (рис. 1)1.
Центральные фигуры восточного фронтона Парфенона воспроизведены на кратере рубежа V—
На протяжении многих веков статуя Афины Партенос, выполненная Фидием из золота и слоновой кости, вызывала восхищение всех ее видевших в Парфеноне. Скульпторы, вазописцы, коропласты и ювелиры воспроизводили ее с большей или меньшей точностью на своих произведениях. Несколько изделий подобного рода найдено при раскопках в Северном Причерноморье. Это небольшая мраморная статуэтка Афины из Ольвии3, рельефная голова богини на двух золотых подвесках из кургана Куль-Оба4 и на позолоченных терракотовых медальонах из Нимфея, Пантикапея и из святилища на азиатской части Боспора5. Подобные медальоны, использовавшиеся скорее всего в качестве вотивов, найдены при раскопках и в других частях греческой ойкумены6.
Наиболее точная копия на парных золотых височных подвесках сделана ювелиром, который в первой половине IV в. до н. э. видел оригинал и, в отличие от автора ольвийской статуэтки, воспроизвел все детали работы Фидия (рис. 3). Оба рельефа отличаются один от другого лишь небольшим поворотом лица богини, как того требовала симметрия этих двух украшений, и, по признанию всех современных ученых, передают сейчас лучшее и наиболее близкое к оригиналу изображение головы Афины Партенос. Ювелир с большим мастерством воспроизвел величественное лицо статуи, слегка повернутое в сторону от зрителя, а также парадный шлем, который на прочих копиях представлен более обобщенно. Тройной гребень шлема украшен фигурами сфинкса между двумя крылатыми конями, а на отогнутых нащечниках помещены грифоны, что соответствует описанию прославленной статуи у Павсания (I. 24. 5—
Золотые серьги из некрополя Пантикапея дают еще один пример использования ювелиром в качестве образца головы статуи выдающегося скульптора (рис. 4). Мастер, работавший в середине IV в. до н. э., украсил свое изделие подвеской в виде женской головки с безукоризненно правильными чертами лица8. Это явно изображение какой-то богини, с.325 о чем говорит и ее облик, и тот факт, что на женских украшениях того времени присутствовали лишь мифологические персонажи.
Все детали головки богини тонко и тщательно гравированы. Ее голову венчает роскошная диадема с изображением пальметт и цветов лотоса, в уши вдеты серьги в виде шестилепестковых розеток с подвесками, а шею обвивает ожерелье из круглых бусин с подвеской в виде головы быка. Лепестки цветов и листьев на диадеме и серьгах заполнены зеленой и синей эмалью, на глаза нанесено белое и синее эмалевое покрытие, видимо, отражающее разноцветные камни, которые греки вставляли в глаза ценных храмовых статуй. Та же скульптура послужила образцом для золотой подвески к ожерелью из кургана близ села Большая Белозерка Запорожской области9. У богини те же правильные черты лица, такие же прическа и ожерелье со сходной подвеской; отличается лишь форма диадемы, но ее декор состоит из тех же элементов. Похоже, что это работа того же ювелира, который при изготовлении иного вида украшения увенчал голову богини диадемой иного вида. В изделиях подобного типа голова и диадема изготавливались по отдельности10, и мастеру, имевшему разные заготовки, нетрудно было делать разные варианты своих работ. То, как одни и те же детали могли использоваться в различных произведениях, хорошо видно на двух найденных в Пантикапее лекифах с рельефными фигурами мастера Ксенофанта11.
По предположению
При всей тонкости и изысканности рассмотренных украшений, они все же не были уникальными. Понравившиеся покупателям вещи могли быть повторены несколько раз по имевшейся у мастера модели. Это подтверждается находками сделанных греческими ювелирами великолепных золотых обкладок горитов в Северном Причерноморье и в Македонии; среди них имеются выполненные с одной матрицы четыре идентичных экземпляра из так называемой чертомлыцкой серии с изображениями эпизодов из жизни Ахилла и два с одинаковыми батальными с.326 сценами14. Височные подвески с головой Афины предназначались для парадного праздничного женского наряда и, наверное, сначала были выполнены для участницы афинских празднеств. Ведь известно, что на убор женщин, шедших в торжественной процессии и исполнявших определенные ритуалы, тратились немалые деньги (Paus. I. 29. 16), а в украшения праздничных костюмов включались золотые изделия, о чем упоминается в речи Демосфена «Против Мидия» (XXI. 22).
На главных афинских праздниках обыкновенно присутствовали эллины из разных государств, в том числе и из Северного Причерноморья15. Увидев понравившуюся им вещь, они могли заказать копию у местного ювелира. Это подтверждается тем, что в Пантикапее обнаружено немало ценных предметов прикладного искусства, исполненных афинянами по индивидуальному заказу боспорян. Наиболее яркий пример — дорогой лекиф со сценой охоты, имеющий выполненную автором надпись «Ксенофант афинянин сделал». Указание на афинское происхождение мастера говорит о том, что эта работа с самого начала задумана для вывоза за пределы Аттики, потому что на произведениях, предназначенных для своей родины, происхождение художника не указывалось. Так, на статуях Праксителя в Афинах было написано лишь его имя, а на скульптурах, стоявших в других государствах, указывалось также афинское происхождение их автора16.
Украшения типа подвесок с головой Афины прикрепляли к диадемам или к калафам так, как это встречается в погребении жрицы, похороненной в своем нарядном одеянии в кургане Большая Близница. Ее голову венчал золотой калаф с фигурами амазонок, сражающихся с грифонами, а к нему на петельках крепились височные подвески с изображением Фетиды, везущей доспехи Ахиллу. Форма этих подвесок и припаянные к ним петельки для подвешивания идентичны подвескам с головой Афины.
Приведенные аргументы не позволяют согласиться с мнением
Известно, что скифы покупали в греческих городах Северного Причерноморья множество украшений, привезенных сюда из разных центров Эллады. Курган Куль-Оба находится недалеко от Керчи, так что подвески с изображением Афины вместе с серьгами роскошного стиля были приобретены в Пантикапее, а головка богини из кургана в Запорожской области могла появиться у скифов в результате их контактов с Ольвией. Но даже если эти украшения считать дарами греков, откупавшихся от угроз скифов, то ясно, что упомянутые вещи были изготовлены главным образом для праздничного убора гречанок.
В греческом мире большой известностью пользовалась статуя Кибелы, стоявшая в ее афинском храме Метрооне. Скульптуру сделал Фидий (Paus. I. 3. 5) или его ученик Агоракрит (Arrian. Peripl. 11). Многочисленные каменные и глиняные статуэтки Кибелы эллинистического времени, по мнению современных ученых, представляют вольные копии этой статуи. В отличие от более ранних изображений Кибелы, сидевшей на небольшой скамейке, ее стали изображать на роскошном троне, украшенном резьбой, а иногда и рельефными фигурами19. Голова богини часто увенчана калафом; как и прежде, ее необходимыми атрибутами оставались львенок, обычно лежавший на коленях, и большой тимпан, ритмичные звуки которого непременно сопровождали ритуалы в честь Кибелы. Подобные статуэтки сначала привозили в города Северного Причерноморья, а затем местные коропласты освоили их производство, повторяя установившийся тип изображения этой богини20.
В эллинистический период излюбленной темой работ скульпторов и коропластов стали дети. Мастера делали вольные копии с бронзовых и мраморных скульптур, получивших широкое признание в греческой ойкумене. К числу таких статуй относился мальчик, хватающий за шею гуся. В III в. до н. э. Герод описал восхищение женщин, рассматривающих скульптуры перед храмом Асклепия на острове Кос (IV. 31—
А гусят-то, о Мойры, мальчик как душит! Не знай я, что стоит передо мной камень, Подумала б, что гусь загоготать может. |
Плиний Старший в «Естественной истории» (XXXIV. 84) упомянул скульптуру мальчика с гусем, исполненную Боэтом. Такое имя носили несколько скульпторов, живших в эллинистический период. Видимо, статуя принадлежала современнику Герода Боэту из Карфагена, автору позолоченной бронзовой статуи мальчика в аргосском храме Геры, о котором написал Павсаний (V. 17. 4). Лучшие мраморные повторения мальчика с гусем находятся в Глиптотеке Мюнхена и в Капитолийском музее, с.328 а терракотовые статуэтки такого вида были распространены во многих греческих городах, в том числе и в Северном Причерноморье. Таковы, например, подобные статуэтки эллинистического времени из Пантикапея и Мирмекия21.
Изображения на местных монетах дают возможность узнать, какие особо почитавшиеся статуи богов находились в Ольвии, Херсонесе и в Пантикапее. Древнейшая из них — Аполлон в характерном для архаического времени уборе; рядом с богом стояли его атрибуты, большой лук и стрела, что можно представить по ольвийской монете II в. н. э.22 Эта скульптура, выполненная ионийским мастером в середине VI в. до н. э., на многие столетия стала в Ольвии почитаемым кумиром.
На монетах Херсонеса можно различить по крайней мере две статуи Артемиды, верховной богини этого государства. Специальная статья об этом была написана
Уникальные материалы сохранились в коллекции археологических находок из Пантикапея. Там обнаружена поврежденная крупная мраморная статуя Диониса (рис. 6)26 и монеты с ее изображением, которые выпускались в Пантикапее, Горгиппии и Фанагории в I в. до н. э.27, причем последние помогают представить, как выглядели утраченные части скульптуры.
Эта статуя, выполненная на рубеже V—
В греческих городах на северном краю ойкумены находилось множество каменных и бронзовых скульптур, но лишь очень немногие сохранились до нашего времени в более или менее хорошей сохранности. В основном же об этих произведениях известно по незначительным фрагментам и надписям на уцелевших пьедесталах. Из последних можно узнать, что афинские скульпторы Пракситель и Стратонид исполняли заказы для ольвиополитов, а Поликрат — для херсонеситов (IOSPE. I2. № 271, 406; НО. № 66)29.
Рассмотренные изображения бронзовых и мраморных скульптур, украшавшие монеты, позволяют восстановить общий облик нескольких статуй наиболее почитавшихся богов в античных городах Северного Причерноморья и показать, что для их исполнения приглашали выдающихся мастеров. Эти изваяния находились в святилищах на протяжении многих лет и становились святынями, которыми по праву гордились местные жители. Они также были осведомлены о статуях, ставших знаменитыми во всем греческом мире. Тем, кто совершал путешествия в Элладу, удавалось видеть их воочию, но большинство знало об этих произведениях по рассказам, которые могли иллюстрироваться вольными копиями на достаточно распространенных памятниках прикладного искусства.
Maria V. Skrzhinskaja (Kiev, Ukraine).
Monumental Sculpture in Depictions on the Monuments of Decorative Art from the Ancient Polis of Northern Black Sea Region
The article deals with founded during the excavations in the Northern Black Sea region ancient decorated vases, terra-cotta statues and jewelries which saved the design of some famous statues by Phidius, Policletus and Boetus. On the local coins there are images of gods’ statues which were in the sanctuaries in Olbia, Chersonesos and Panticapaeum. On request of these towns the statues were created by the skilled masters from Athens and Asia Minor.
с.330
Рис. 1. Сцена спора Афины и Посейдона. Прорисовка картины на гидрии из Пантикапея. |
Рис. 2. Зевс, Афина, Гера и другие олимпийские боги. Прорисовка картины на кратере из кургана Бакса. Рис. 3. Голова Афины. Золотые височные подвески из кургана Куль-Оба. |
с.331
Рис. 4. Голова богини. Золотые серьги из некрополя Пантикапея. |
Рис. 5. Артемида, убивающая лань. Херсонесская монета. Рис. 6. Мраморная статуя Диониса из Пантикапея. |
ПРИМЕЧАНИЯ