Ломтадзе Г. А.

Об одной группе эллинистических сосудов из некрополя Ольвии

Текст приводится по изданию: «Античный мир и археология». Вып. 13. Саратов, 2009. С. 342—348.

с.342 При рабо­те с мате­ри­а­ла­ми элли­ни­сти­че­ско­го нек­ро­по­ля Оль­вии мое вни­ма­ние при­влек­ли две сто­ло­вые импорт­ные амфо­ры, про­ис­хо­дя­щие из рас­ко­пок Б. В. Фар­ма­ков­ско­го 1896 года1.

Пер­вая была най­де­на в моги­ле № 25 (рис. 1, 1). Она име­ет вытя­ну­тую фор­му с ово­ид­ны­ми очер­та­ни­я­ми, высо­кое гор­ло и ворон­ко­вид­ный про­фи­ли­ро­ван­ный вен­чик. Туло­ви­ще сосуда кан­не­ли­ро­ва­но. Руч­ки не сохра­ни­лись, но в местах их креп­ле­ния с гор­лом и пле­чи­ка­ми амфо­ры сохра­ни­лись круг­лые роте­ли. Лак чер­ный, не очень высо­ко­го каче­ства. На гор­ле с обе­их сто­рон наклад­ной гли­ной и белой крас­кой испол­нен орна­мент в виде гир­лянд из копье­вид­ных под­ве­сок. На пле­чи­ках поме­щен пояс орна­мен­та в виде вол­ны, испол­нен­ный гра­ви­ров­кой. В цен­траль­ной части туло­ва меж­ду орна­мен­том в виде пояс­ков из точек рас­по­ло­жен неши­ро­кий фриз. На нем изо­бра­же­ны паль­мет­ты и точеч­ные розет­ки, испол­нен­ные белой крас­кой. Высота сосуда 63,6 см, диа­метр 30,5 см, диа­метр вен­чи­ка 21,5 см, диа­метр нож­ки 14,8 см.

Вто­рая подоб­ная амфо­ра про­ис­хо­дит из моги­лы № 39 (рис. 1, 2). Фор­ма сосуда в целом ана­ло­гич­на преды­ду­ще­му. Рос­пись же ее несколь­ко отли­ча­ет­ся от амфо­ры из моги­лы № 25. На пле­чи­ках поме­ще­на более слож­ная ком­по­зи­ция: с одной сто­ро­ны, как и у преды­ду­щей амфо­ры, нахо­дит­ся пояс в виде вол­ны, а с дру­гой сто­ро­ны — пояс из точеч­ных розе­ток и пти­чек, испол­нен­ных белой крас­кой. Отли­ча­ет­ся и орна­мент на фри­зе в цен­траль­ной части туло­ва. В дан­ном слу­чае это вен­ки и паль­мет­ты. Высота амфо­ры состав­ля­ет 64,4 см, диа­метр туло­ва 32,9 см, диа­метр вен­чи­ка 21,2 см, диа­метр нож­ки 14,9 см.

Ком­плекс нахо­док из погре­бе­ния 25, вклю­чаю­щий в себя боль­шой набор раз­лич­ных кате­го­рий кера­ми­ки, надеж­но дати­ру­ет­ся в пре­де­лах кон­ца II — нача­ла I вв. до н. э. В погре­бе­нии 39 нахо­док было встре­че­но немно­го, но син­хрон­ность его с преды­ду­щим не вызы­ва­ет сомне­ний2.

Наход­ки амфор рас­смат­ри­вае­мо­го нами типа весь­ма ред­ки. Амфо­ра, прак­ти­че­ски ана­ло­гич­ная выше­опи­сан­но­му сосу­ду из оль­вий­ско­го погре­бе­ния № 39, хра­нит­ся в кол­лек­ции Музея Антич­но­го Искус­ства в Бер­лине (рис. 2, 2). Попа­ла она туда из Оль­вии через тор­гов­ца древ­но­стя­ми Мафро­го­да­то. Туло­во ее так­же кан­не­ли­ро­ва­но. Гор­ло укра­ше­но с обе­их сто­рон гир­лян­да­ми из копье­вид­ных под­ве­сок. На фри­зе сла­бо вид­ны изо­бра­же­ния вен­ков, на пле­чах — гра­ви­ро­ван­ный орна­мент в виде вол­ны. В отли­чие от наших сосудов, у бер­лин­ской амфо­ры сохра­ни­лись плос­кие в сече­нии руч­ки3.

с.343 Еще одна близ­кая по фор­ме и деко­ру амфо­ра была при­об­ре­те­на Б. В. Фар­ма­ков­ским у жите­лей с. Пару­ти­но в 1909 г. (рис. 2, 1) и нахо­дит­ся в собра­нии Государ­ст­вен­но­го Эрми­та­жа4. Если фор­ма это­го сосуда и близ­ка нашим амфо­рам, то харак­тер деко­ра отли­ча­ет­ся боль­шей рос­ко­шью. Гор­ло и пле­чи укра­ше­ны орна­мен­том в виде вер­ти­каль­ных лепест­ков, выпол­нен­ных гра­ви­ров­кой, белой крас­кой и жид­кой гли­ной. В верх­ней части туло­ва при­сут­ст­ву­ют два рас­пис­ных фри­за. На верх­нем выпол­нен ряд изо­бра­же­ний, в том чис­ле изо­бра­же­ние т. н. боги­ни «Ran­kenfrau», букра­ния, паль­метт в окру­же­нии гри­фо­нов. Сред­няя часть туло­ва амфо­ры укра­ше­на фри­зом с изо­бра­же­ни­я­ми птиц, розетт и точеч­но­го орна­мен­та. Нель­зя не заме­тить, что пти­цы, изо­бра­жен­ные на фри­зе эрми­таж­ной амфо­ры и на пле­чах амфо­ры из погре­бе­ния № 39, явно выпол­не­ны «одной рукой». Такие же пти­цы были изо­бра­же­ны на чер­но­ла­ко­вом фла­коне — баль­за­ма­рии, при­об­ре­тен­ном Б. В. Фар­ма­ков­ским в Пару­ти­но в том же году, что и амфо­ра5.

Еще две амфо­ры рас­смат­ри­вае­мо­го нами типа, так­же про­ис­хо­дя­щие из Оль­вии, хра­нят­ся в Одес­ском архео­ло­ги­че­ском музее6. Фор­ма туло­ва этих амфор прак­ти­че­ски не отли­ча­ет­ся от опи­сан­ных выше, рос­пись же име­ет свои осо­бен­но­сти. На одной из них7 гор­ло орна­мен­ти­ро­ва­но так же, как и у боль­шин­ства преды­ду­щих экзем­пля­ров — гир­лян­дой из копье­вид­ных под­ве­сок, испол­нен­ной белой крас­кой и жид­кой гли­ной. Рос­пись плеч тоже доста­точ­но стан­дарт­на — вол­но­об­раз­ный гра­ви­ро­ван­ный орна­мент. В цен­тре же туло­ва рас­по­ла­га­ет­ся широ­кий фриз с сюжет­ной рос­пи­сью. На фри­зе изо­бра­же­на сце­на гопли­то­дро­ма (бег в пол­ном воору­же­нии). Меж­ду бегу­щи­ми фигу­ра­ми поме­ще­ны тре­нож­ни­ки. Изо­бра­же­ние было выпол­не­но гра­ви­ров­кой, белой крас­кой и жид­кой гли­ной. Высота амфо­ры 59 см, диа­метр туло­ва 31,5 см, диа­метр вен­чи­ка 18,5 см, диа­метр нож­ки 15,6 см.

На вто­рой амфо­ре рос­пись почти не сохра­ни­лась8. Гор­ло ее было укра­ше­но паль­мет­та­ми, испол­нен­ны­ми белой крас­кой и жид­кой гли­ной. На туло­ве так­же рас­по­ла­гал­ся фриз. Сей­час сла­бо раз­ли­чи­мы лишь тре­нож­ник и колон­на, изо­бра­жен­ные под руч­ка­ми. И. Г. Шур­гая пред­по­ла­гал, что рос­пи­си и не было изна­чаль­но, т. е. мы име­ем дело с заготов­кой9. Это пред­став­ля­ет­ся мало­ве­ро­ят­ным, посколь­ку нам вооб­ще неиз­вест­на прак­ти­ка импор­та подоб­ных «загото­вок». Высота этой амфо­ры 59 см, глу­би­на вме­сти­ли­ща 49 см, диа­метр туло­ва 30,6 см, диа­метр вен­чи­ка 21 см, диа­метр нож­ки 13,5 см. Все выше­опи­сан­ные амфо­ры сде­ла­ны из свет­ло-корич­не­вой хоро­шо отму­чен­ной гли­ны с блест­ка­ми слюды. Лак на амфо­рах туск­лый, не очень высо­ко­го каче­ства.

с.344 Бро­са­ет­ся в гла­за без­услов­ная вза­и­мо­связь орна­мен­тов и сюже­тов на амфо­рах из раз­ных музеев. При­чем пол­но­стью ана­ло­гич­ные рос­пи­си отсут­ст­ву­ют, сход­ны­ми явля­ют­ся лишь отдель­ные дета­ли (вол­но­об­раз­ный пояс, изо­бра­же­ния птиц и т. д.). Дета­ли эти созда­ют такое впе­чат­ле­ние, что они были выпол­не­ны «одной рукой». Выше­ска­зан­ное поз­во­ля­ет пред­по­ло­жить, что часть сосудов про­из­веде­на не толь­ко в одном цен­тре, но и в одной мастер­ской.

Амфо­ры, хра­ня­щи­е­ся в Исто­ри­че­ском музее и Бер­лин­ском Al­ten Mu­seum, отли­ча­ют­ся от про­чих более вытя­ну­ты­ми про­пор­ци­я­ми и более лако­нич­ной рос­пи­сью. Исхо­дя из общей тен­ден­ции раз­ви­тия антич­ной кера­ми­ки (преж­де все­го, амфор раз­лич­ных типов), от при­зе­ми­стых к вытя­ну­тым фор­мам, мож­но пред­по­ло­жить, что амфо­ры из Эрми­та­жа и Одес­ско­го музея несколь­ко древ­нее. По край­ней мере, их мож­но дати­ро­вать не позд­нее вто­рой поло­ви­ны II в. до н. э.

Несо­мнен­ный инте­рес вызы­ва­ет уни­каль­ная стек­лян­ная амфо­ра из Оль­вии (рис. 2, 3)10, хра­ня­ща­я­ся в Бер­лин­ском музее11. Этот сосуд име­ет ана­ло­гич­ную нашим сосудам мор­фо­ло­гию. Высота ее 59,6 см, диа­метр 22,4 см, т. е. мет­ри­че­ски она так­же близ­ка нашим экзем­пля­рам. На туло­ве этой амфо­ры рас­по­ло­жен неши­ро­кий позо­ло­чен­ный фриз с рас­ти­тель­ным орна­мен­том. В отли­чие от рас­смат­ри­вае­мо­го нами типа сосудов, бер­лин­ская амфо­ра име­ет слив в ниж­ней части туло­ва в виде позо­ло­чен­ной полу­фи­гу­ры сати­ра. В месте креп­ле­ния ручек к пле­чам рас­по­ло­же­ны позо­ло­чен­ные мас­ки. Изда­тель­ни­ца дати­ро­ва­ла амфо­ру в пре­де­лах вто­рой поло­ви­ны II — нача­ла I в. до н. э.12

Итак, рас­смат­ри­вая при­веден­ные ана­ло­гии, мож­но сде­лать вывод о том, что мы име­ем дело с сери­ей сосудов, про­из­веден­ных в одном цен­тре во II — нача­ле I в. до н. э. Все они были най­де­ны или при­об­ре­те­ны в Оль­вии. В дру­гих частях антич­ной ойку­ме­ны подоб­ные амфо­ры нам неиз­вест­ны.

В фон­дах Одес­ско­го архео­ло­ги­че­ско­го музея13, поми­мо выше­опи­сан­ных, обра­ща­ют на себя вни­ма­ние еще две близ­ких по мор­фо­ло­гии груп­пы амфор. Пер­вая вклю­ча­ет сосуды с чер­но­фи­гур­ной рос­пи­сью по свет­ло­му фону. Одна из ваз сохра­ни­лась пол­но­стью14. Она име­ет вере­те­но­об­раз­ное туло­во, длин­ное узкое гор­ло и нож­ку в виде высо­ко­го коль­це­во­го под­до­на15. Амфо­ра изна­чаль­но была изготов­ле­на со сквоз­ным отвер­сти­ем в дне. Гли­на амфо­ры свет­ло-корич­не­вая, с содер­жа­ни­ем слюды.

Гор­ло сосуда укра­ше­но гори­зон­таль­ны­ми и вер­ти­каль­ны­ми поло­са­ми чер­но­го лака, таки­ми же поло­са­ми укра­ше­ны руч­ки сосуда. На туло­ве рас­по­ла­га­ют­ся сюжет­ные рос­пи­си. На одной сто­роне — квад­ри­га, управ­ля­е­мая Эротом, на дру­гой — Эрот на коне пре­сле­ду­ет бегу­ще­го с.345 Эрота16. Высота амфо­ры 59,5 см, диа­метр туло­ва 31,8 см, диа­метр вен­чи­ка 15,7 см, диа­метр нож­ки-под­до­на 11,5 см.

Еще от двух подоб­ных сосудов сохра­ни­лись толь­ко фраг­мен­ты. Фриз одной из них укра­шен изо­бра­же­ни­я­ми дель­фи­нов в окру­же­нии рас­ти­тель­но­го орна­мен­та17. Эта амфо­ра, судя по сохра­нив­шим­ся свин­цо­вым ско­бам, в древ­но­сти под­вер­га­лась ремон­ту. От нее так­же сохра­ни­лась крыш­ка с ана­ло­гич­ной рос­пи­сью.

От вто­рой сохра­ни­лась часть туло­ва с фри­зом, на кото­ром изо­бра­же­ны паль­мет­ты с окру­жаю­щи­ми их гри­фо­на­ми18. Оба этих сосуда были изготов­ле­ны из свет­ло-корич­не­вой гли­ны с серым зака­лом в цен­тре череп­ка и части­ца­ми слюды.

Обра­ща­ет на себя вни­ма­ние мор­фо­ло­ги­че­ское сход­ство этих сосудов с чер­но­ла­ко­вы­ми амфо­ра­ми из Исто­ри­че­ско­го музея. Есть общее и в рос­пи­си этих ваз, напри­мер, труд­но не заме­тить сход­ства в трак­тов­ке гри­фо­нов фраг­мен­тов амфо­ры из Одес­ско­го музея и эрми­таж­но­го сосуда. Но при этом замет­ны и отли­чия. Чер­но­ла­ко­вые сосуды изготов­ле­ны из свет­ло-корич­не­вой, ино­гда розо­вой плот­ной гли­ны без види­мых при­ме­сей.

Вто­рая инте­рес­ная груп­па сосудов из Одес­ско­го музея — это поли­хром­ные амфо­ры, изготов­лен­ные в мест­ных, оль­вий­ских мастер­ских19. Мет­ри­че­ские пара­мет­ры их мень­ше преды­ду­щих20. При этом фор­ма их, несо­мнен­но, под­ра­жа­ет пуб­ли­ку­е­мым нами оль­вий­ским чер­но­ла­ко­вым амфо­рам.

Все преды­ду­щие иссле­до­ва­те­ли счи­та­ли, что этот элли­ни­сти­че­ский тип кера­ми­ки ведет свое нача­ло от т. н. позд­не­пана­фи­ней­ских амфор. Хочет­ся отме­тить, что фор­ма подоб­ных высо­ких сто­ло­вых амфор воз­ник­ла еще в IV в. до н. э. и была свя­за­на не толь­ко с при­зо­вы­ми сосуда­ми. Подоб­ные амфо­ры про­из­во­ди­лись, по край­ней мере, в Атти­ке21 и в Южной Ита­лии22, воз­мож­но, и в Малой Азии.

Место про­из­вод­ства наших сосудов тре­бу­ет отдель­но­го рас­смот­ре­ния. На подоб­ные амфо­ры в свое вре­мя обра­тил вни­ма­ние еще с.346 Ростов­цев, назвав­ший их «аго­ни­сти­че­ски­ми погре­баль­ны­ми амфо­ра­ми»23. Един­ст­вен­ная спе­ци­аль­ная работа, уже упо­мя­ну­тая ранее, посвя­щен­ная это­му типу кера­ми­ки, была опуб­ли­ко­ва­на более 30 лет назад24. В ней автор опре­де­лял эту груп­пу как сосуды, сде­лан­ные на заказ для погре­баль­но­го риту­а­ла. Иссле­до­ва­те­лем были подроб­но рас­смот­ре­ны сосуды из Одес­ско­го архео­ло­ги­че­ско­го музея. В резуль­та­те им было выдви­ну­то пред­по­ло­же­ние, что часть этих амфор про­из­во­ди­лась в Алек­сан­дрии, а часть — в Пер­га­ме в пре­де­лах вто­рой поло­ви­ны III в. до н. э.

Преды­ду­щие иссле­до­ва­те­ли отно­си­ли часть чер­но­фи­гур­ных амфор из Одес­ско­го музея к алек­сан­дрий­ско­му про­из­вод­ству, свя­зы­вая их с «ваза­ми Гад­ра»25. На сего­дняш­ний день пред­став­ля­ет­ся, что эта связь не вызы­ва­ет сомне­ний. По послед­ним иссле­до­ва­ни­ям т. н. «вазы Гад­ра» про­из­во­ди­лись в мастер­ских Алек­сан­дрии и Кри­та26. Обра­ща­ет на себя вни­ма­ние то, что при сход­стве сти­ля рос­пи­си и гли­ны, из кото­рой про­из­во­ди­лись эти сосуды, мор­фо­ло­ги­че­ская тра­ди­ция, в кото­рой выпол­не­ны амфо­ры из Одес­ско­го музея, прак­ти­че­ски неиз­вест­на в Алек­сан­дрии и Кри­те.

Поми­мо наи­бо­лее рас­про­стра­нен­но­го вари­ан­та «ваз Гад­ра» с рос­пи­сью крас­но-корич­не­вой крас­кой по свет­ло­му анго­бу, извест­ны так­же чер­но­ла­ко­вые гид­рии и амфо­ры, часто упо­ми­нае­мые вме­сте с этим типом элли­ни­сти­че­ской кера­ми­ки27. В послед­нее вре­мя появи­лись дан­ные о том, что они так­же про­из­во­ди­лись в окру­ге Алек­сан­дрии в элли­ни­сти­че­ское вре­мя28. При этом, как уже гово­ри­лось выше, иссле­ду­е­мые нами оль­вий­ские сосуды име­ют свою, спе­ци­фич­ную фор­му. В дру­гих реги­о­нах близ­кие по мор­фо­ло­гии амфо­ры извест­ны толь­ко в более ран­ний пери­од29. В этом кон­тек­сте весь­ма инте­рес­ны изо­бра­же­ния подоб­ных амфор на стене рас­пис­но­го скле­па в нек­ро­по­ле Мариссы30 и в одном из бога­тых фра­кий­ских погре­бе­ний на терри­то­рии Бол­га­рии31. То есть подоб­ная фор­ма погре­баль­ных сосудов была извест­на в При­чер­но­мо­рье и Сре­ди­зем­но­мо­рье, с.347 по край­ней мере, в III—II вв. до н. э. При этом еще раз обра­тим вни­ма­ние на то, что подоб­ные сосуды пока извест­ны толь­ко в Оль­вии.

Исхо­дя из все­го выше­ска­зан­но­го, напра­ши­ва­ет­ся вывод о суще­ст­во­ва­нии спе­ци­фич­но­го типа элли­ни­сти­че­ских рас­пис­ных погре­баль­ных амфор, про­из­во­див­ших­ся в Алек­сан­дрии или в дру­гом, но свя­зан­ным с этим поли­сом цен­тром про­из­вод­ства, спе­ци­аль­но для импор­та в Оль­вию Пон­тий­скую в III — нач. I в. до н. э. Оттуда же, види­мо, посту­па­ла и дру­гая кера­ми­ка, при­ме­ром чего может слу­жить уже упо­ми­нав­ший­ся выше баль­за­ма­рий, куп­лен­ный Б. В. Фар­ма­ков­ским в Оль­вии, и мини­а­тюр­ная чаш­ка, выпол­нен­ная в том же сти­ле32. Кон­крет­ные при­чи­ны это­го не харак­тер­но­го для антич­ной тор­гов­ли фак­та уста­но­вить пока слож­но. Воз­мож­но, суще­ст­во­ва­ли осо­бые свя­зи меж­ду эти­ми дву­мя поли­са­ми. С дру­гой сто­ро­ны, этот тип кера­ми­ки может мар­ки­ро­вать какую-то соци­аль­ную про­слой­ку оль­вий­ско­го насе­ле­ния. Но эти выво­ды уже выхо­дят за рам­ки дан­но­го иссле­до­ва­ния.


Geor­gy A. Lom­tad­ze (Mos­cow). One Group of the Hel­le­nis­tic Ves­sels from the Nec­ro­po­lis of Ol­bia

The ar­tic­le is de­vo­ted to one ty­pe of am­pho­ras found in the Ol­bia nec­ro­po­lis. Two am­pho­ras were found in 1896 in the gra­ves 25 and 39. The am­pho­ras has stret­ched ovoid bo­dy, high throat and fun­nel-sha­ped offset rim. The leg is high and moul­ded. The bo­dy is rib­bed. The handles are not pre­ser­ved. At the pla­ces of handles’ at­tach­ments the­re are round ro­tel­les. Gla­ze is black.

The sha­pe of our ves­sel is cha­rac­te­ris­tic for the Hel­le­nis­tic pe­riod. Two am­pho­rae of this ty­pe are known among finds from Ol­bia. The iden­ti­cal am­pho­ra sto­ra­ge in An­ti­ken Sammlung in Ber­lin was bought in Ol­bia. The se­cond one, which is Pseu­do-Pa­na­the­naic, pain­ted in black-fi­gu­re sty­le and da­ted to the II B. C. is pre­ser­ved in the Sta­te Her­mi­ta­ge Mu­seum. This ves­sel was found in the cour­se of ex­ca­va­tions of the Ol­bian nec­ro­po­lis in 1901. A glass am­pho­ra from Ol­bia pre­ser­ved in Ber­lin in An­ti­ken Zammlung is of great in­te­rest as well. This ves­sel has the sa­me sha­pe (even in de­tails) and is da­ted to the se­cond half of the II — the be­gin­ning of the I B. C.

So­me facts let us speak about exis­ten­ce of spe­ci­fic ty­pe hel­le­nis­tic pain­ted fu­ne­ral am­pho­ras ma­de in Ale­xandria or in ot­her ci­ties, but con­nec­ted with this po­lis as the cen­ter of ma­nu­fac­tu­re, spe­cial­ly for im­port in Ol­bia Pon­ti­ca in III—I B. C.

с.348

Рис. 1. Чер­но­ла­ко­вые амфо­ры из собра­ния Государ­ст­вен­но­го исто­ри­че­ско­го музея (1, 2).
Рис. 2. Сосуды из собра­ния Эрми­та­жа (1) и Бер­лин­ских музеев (2, 3).

ПРИМЕЧАНИЯ


  • 1Фар­ма­ков­ский Б. В. Рас­коп­ки нек­ро­по­ля древ­ней Оль­вии // ОАК за 1896. СПб., 1896. С. 205—206.
  • 2Пол­но­стью ком­плек­сы опуб­ли­ко­ва­ны в ста­тье: Журавлев Д. В., Лом­тад­зе Г. А. Кера­ми­че­ские ком­плек­сы элли­ни­сти­че­ско­го вре­ме­ни из нек­ро­по­ля Оль­вии // Архео­логія. 2007. Вып. 1.
  • 3Al­tes Mu­seum, V. I. 5012 (амфо­ра не опуб­ли­ко­ва­на). Хочет­ся выра­зить при­зна­тель­ность хра­ни­те­лю собра­ния ваз Урсу­ле Кест­нер за воз­мож­ность работы в Бер­лине с кол­лек­ци­я­ми из Оль­вии.
  • 4Фар­ма­ков­ский Б. В. Рас­коп­ки в Оль­вии // ОАК за 1909—1910 гг. СПб., 1913. С. 97—100. Рис. 132—134; Шур­гая И. Г. Аго­ни­сти­че­ские амфо­ры в нек­ро­по­лях Север­но­го При­чер­но­мо­рья // СА. 1971. № 3. С. 198. Рис. 6; АГСП. М., 1984. С. 230—231. Табл. CXLIV, 11; Alek­sandro­pou­lou A. Gna­thia- und Wes­tab­hangke­ra­mik. Eine verglei­chen­de Bet­rach­tung. Münster, 2002. S. 163—164. Taf. 8.
  • 5Фар­ма­ков­ский Б. В. Рас­коп­ки в Оль­вии. С. 100. Рис. 135.
  • 6Шур­гая И. Г. Указ. соч. Рис. 4—5.
  • 7ОАМ. А-24905.
  • 8ОАМ. III, 2622.
  • 9Шур­гая И. Г. Указ. соч. С. 196—197.
  • 10Platz-Horster G. Die Ber­li­ner Gla­sam­pho­ra aus Ol­bia // Jour­nal of Glass Stu­dies. 1995. Vol. 37.
  • 11An­ti­ken­sammlung Ber­lin. Inv. 30219, 254.
  • 12Platz-Horster G. Die Gla­sam­pho­ra aus Ol­bia // Die An­ti­ken­sammlung. Al­tes Mu­seum, Per­ga­mon­mu­seum. B., 1998. S. 86—87. Kat. № 44.
  • 13Бла­го­да­рю сотруд­ни­ков Одес­ско­го архео­ло­ги­че­ско­го музея за любез­но пре­до­став­лен­ную воз­мож­ность работы с кол­лек­ци­я­ми из Оль­вии.
  • 14ОГИМ. 26640.
  • 15Штерн Э. Р. К вопро­су об элли­ни­сти­че­ской кера­ми­ке // ЗООИД. 1910. Вып. 28. С. 163. Табл. I, 1; Шур­гая И. Г. Указ. соч. С. 191—192.
  • 16Подоб­ный сюжет не име­ет ана­ло­гий. К сожа­ле­нию, рос­пись сохра­ни­лась фраг­мен­тар­но и каче­ство ее, види­мо, изна­чаль­но не было высо­ким, что не поз­во­ля­ет уве­рен­но атри­бу­ти­ро­вать изо­бра­же­ние.
  • 17ОАМ. III/1897. Фраг­мент опуб­ли­ко­ван: Штерн Э. Р. Указ. соч. С. 164. Табл. I, 4; Шур­гая И. Г. Указ. соч. С. 192. Рис. 2, 2а.
  • 18ОАМ. III/1896. Фраг­мент опуб­ли­ко­ван: Штерн Э. Р. Указ. соч. С. 165. Табл. II, 3; Шур­гая И. Г. Указ. соч. С. 192—193. Рис. 3, 3а.
  • 19Зай­це­ва К. И. Мест­ная кера­ми­ка Оль­вии элли­ни­сти­че­ско­го вре­ме­ни (куриль­ни­цы и амфо­ры) // Тр. ГЭ. 1962. 7.
  • 20Нами была обме­ре­на амфо­ра ОГИМ А-24903. Высота ее состав­ля­ет 43 см, глу­би­на вме­сти­ли­ща 36 см, диа­метр туло­ва 24,8 см, диа­метр вен­чи­ка 15,7 см, диа­метр нож­ки 10,5 см.
  • 21Kop­cke G. Goldde­ko­rier­te at­ti­sche Schwarzfir­nis­ke­ra­mik des vier­ten Jarhrhun­derts v. Chr. // MDAI. 1964. Bd. 79. S. 72—73. B. 26—27. Спра­вед­ли­во­сти ради надо отме­тить, что автор дан­ной работы так­же назы­ва­ет эти амфо­ры «амфо­ра­ми пана­фи­ней­ской фор­мы». Это назва­ние явля­ет­ся не совсем точ­ным, посколь­ку пана­фи­ней­ские амфо­ры не были пер­вич­ны и не явля­лись в дан­ном слу­чае пред­ме­том под­ра­жа­ния. Ско­рее наобо­рот, для при­зо­вых амфор исполь­зо­ва­лась наи­бо­лее удоб­ная и попу­ляр­ная фор­ма сто­ло­вых амфор, и един­ст­вен­ным отли­чи­ем пер­вых явля­лась сюжет­ная рос­пись, вклю­чав­шая аго­ни­сти­че­ские сюже­ты и изо­бра­же­ние Афи­ны.
  • 22Ver­lustdo­ku­men­ta­tion der Staat­li­chen Mu­seen zu Ber­lin An­ti­ken Sammlung. Skulptu­ren-Va­sen-El­fein­bein und Kno­chen-Goldschmuk-Gem­men und Ka­meen. 2005. Bd. 5.1. S. 142. Kat. Nr. F. 3248.
  • 23Ростов­цев М. И. Алек­сан­дрий­ская элли­ни­сти­че­ская амфо­ра // Памят­ни­ки Музея изящ­ных искусств. М., 1912. С. 64.
  • 24Шур­гая И. Г. Указ. соч.
  • 25Штерн Э. Р. Указ. соч. С. 170—171; Шур­гая И. Г. Указ. соч. С. 193—194.
  • 26Enklaar A. Chro­no­lo­gie et Peintres des hyd­ries de Had­ra // BA­Be­sch. 1985. 60; idem. Les hyd­ries de Had­ra II: For­mes et ate­liers // BA­Be­sch. 1986. 61; Bous­sac M.-F. Sceaux sur des hyd­ries de Had­ra // Étu­des ale­xandri­nes 1. 1998; Bal­let P., Bous­sac M.-F., Enklaar A. Les hyd­ries de Had­ra// Étu­des ale­xandri­nes 5. 2000.
  • 27Ad­ria­ni A. An­nuai­re du Mu­sée Gré­co-Ro­man (1935—1939). Ale­xandrie, 1940. Pl. XLVIII, 7; idem. An­nuai­re du Mu­sée Gré­co-Ro­man (1940—1950). Ale­xandrie. 1952. Fig. 16. Pl. LV, 1; Guer­ri­ni L. Va­si di Had­ra. Ten­ta­ti­vo di sis­te­ma­zio­ne cro­no­lo­gi­ca di una clas­se ce­ra­mi­ca // Stu­di Mis­cel­la­nei. 1964. 8. P. 12—14. Tav. II, XVI, B 11; Enklaar A. La ce­ra­mi­ques fi­ne hel­lé­nis­ti­que d’Ale­xandrie // BCH. 1998. Suppl. 33. P. 265—267. Fig. 3—5; Rot­roff S., Oli­ver A. The Hel­le­nis­tic Pot­te­ry from Sar­dis: the Finds through 1994 // Ar­chaeo­lo­gi­cal Explo­ra­tion of Sar­dis, 2003. P. 54—55. Pl. 25.
  • 28Enklaar A. Les va­ses ci­né­rai­res. Sec­teur 5 de la fouil­le du pont de Gab­ba­ri // Étu­des ale­xandri­nes 7. Nec­ro­po­lis 2. 2002. Vol. 2. P. 398—399. Fig. 14—17.
  • 29Alek­sandro­pou­lou A. Gna­thia- und Wes­tab­hangke­ra­mik. Eine verglei­chen­de Bet­rach­tung. Münster, 2002. P. 161—163. Taf. 8.
  • 30Pe­ters D. D., Thiersch H. Pain­ted Tombs in the Nec­ro­po­lis of Ma­ris­sa (Marêshah). L., 1905. Pl. V.
  • 31Цано­ва Г., Гетов Л. Тра­кий­ска гроб­ни­ца при Мъг­лиж // Архео­ло­гия. 1973. № 2. София. С. 26. Рис. 11—14. В неко­то­рых слу­ча­ях изда­те­ли видят в этих изо­бра­же­ни­ях пана­фи­ней­ские амфо­ры. Но при вни­ма­тель­ном рас­смот­ре­нии рисун­ков бро­са­ет­ся в гла­за отли­чие рос­пи­си этих сосудов от клас­си­че­ских при­зо­вых амфор.
  • 32Фар­ма­ков­ский Б. В. Рас­коп­ки в Оль­вии… С. 100. Рис. 135—136. Обра­тим вни­ма­ние, что амфо­ра, чаш­ка и баль­за­ма­рий были при­об­ре­те­ны одно­вре­мен­но, что поз­во­ля­ет пред­по­ло­жить их про­ис­хож­де­ние из одно­го ком­плек­са, ско­рее все­го, из погре­бе­ния, раз­граб­лен­но­го мест­ны­ми жите­ля­ми.
  • ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА
    1303322046 1304093169 1263912973 1305648288 1305792348 1305823894