в: Исседон. Альманах античной истории и культуры.
Ред.
Публикуется по электронному варианту, любезно предоставленному автором, 2005 г.
The Evolution of the Late Antique World.
Cambridge: Orchard Academic, 2001. Pp. xv + 252. ISBN 1-90328-3000.
Питер Гарнсей, профессор античной истории в Кембридже, известен в числе наиболее авторитетных специалистов по социальной и экономической истории Римской империи1. Новая работа «Эволюция позднеантичного мира» написана им в соавторстве со своей ученицей Каролиной Хамфрес, работающей в Калифорнийском университете. Книга продолжает подход к позднеантичному обществу, проводимый в англоязычной литературе в трудах Питера Брауна2, Аверил Кэмерон3, Глена Боуерсока4 и суммированный в недавно вышедших двух новых томах Кембриджийской древней истории, посвященных поздней античности5. Возможно, имея в виду эту последнюю публикацию, авторы намеренно отказались от хронологического повествования, сконцентрировав внимание на синтезе изменений, происходивших в имперской идеологии, управлении, законодательстве, религии, морали, экономике, обществе и культуре.
Вводная глава (с. 1—
Поздняя Римская империя рассматривается авторами как полигон для изучения борьбы традиционного и нового, отношений между зависимостью от прошлого и новыми событиями или действиями, предпринимаемыми отдельными индивидами, которые давали новое направление историческому процессу (с. 3). Противоборство нового и старого рассматривается в книге по целому спектру параметров: в стиле управления и характере монархической власти, в последствиях юридических и моральных нововведений правительства и, особенно, во влиянии на жизнь рядовых граждан нового института христианской церкви. Авторы отрицают обычно связываемый с Поздней империей упадок сельскохозяйственного производства, запустение пахотных земель и сокращение населения, и призывают заново осмыслить содержание понятий «бюрократизация» государственного аппарата, «упадок» и «вульгаризация» постклассического права, традиционно прилагаемых историками к позднеантичному обществу.
Во второй главе, «Упадок и падение Принципата» (с. 9—
Феномен солдатских императоров был порожден как требованиями армии, так и потребностями государства, которое оказалось в сложной военной обстановке. Другие черты так называемого кризиса III века — упадок сельского хозяйства, инфляция цен, фискальные неурядицы и сокращение населения — не столь очевидны. Несмотря на трудности, римская империя не распалась в III в. и в этом заслуга солдатских императоров, которые спасли империю. Авторы предполагают, что солдатские императоры были далеки от образа прямодушного вояки, фактически их видение военных проблем позволяло им заставить правительственные действия функционировать более эффективно. Фактически, значительная часть этой главы читается как энкомий солдатскому императору, фигура которого появилась по необходимости, но который, в сущности, улучшил архитектуру римского управления.
При этом военный профессионализм стал определяющей чертой императорской должности. Сенатская карьера стала менее привлекательной по сравнению с всаднической, и сенат утратил инициативу контроля за императорской властью, хотя и сохранял по традиции право утверждения императоров. В силу военных потребностей императоры не задерживались в Риме, и это привело к возникновению представления, что столица там, где пребывает император. Принцепс Ранней империи был не только военным руководителем, но и контролировал администрацию, сбор налогов, юридическую систему, законы и порядок. Однако аппарат Ранней империи был невелик, и военная ставка императора уже производила впечатление столицы, но его рост к концу III в. привел к необходимости административных реформ и строительству постоянных столиц.
Авторы отмечают, современная наука гораздо оптимистичнее, чем прежде, смотрит на причины реформ Диоклетиана, резонно полагая, что нет оснований для суждений об упадке сельского хозяйства или коллапсе фискальной системы и экономическом хаосе6. Растущая административная система достаточно успешно реагировала на потребности развития общества и в целом держала его под контролем. Многие меры, традиционно приписываемые Диоклетиану или Константину, зародились гораздо раньше. В частности, длительно зревшее соперничество неоплатонизма и христианства, вылившееся в Великие гонения при Диоклетиане, находило отражение в сходной политике Филиппа, Деция и Аврелиана.
Глава третья, «Императоры и бюрократы» (с. 25—
При этом император оказался фактически заложником своего нового статуса. Авторы показывают, как бюрократия не только обеспечивала функционирование империи, но также как практически служила каналом связи общества с недоступной теперь императорской властью. Они делают попытку улучшить привычный образ «византийского» разношерстного сообщества гражданских служащих, постоянно соперничавших между собой и живших за счет голодного крестьянина. Вместо этого они обращают внимание на то, как «потребности империи» вели к образованию более сложной и эффективной, по сравнению с «рудиментарной» системой Принципата, системы административных и налоговых органов. Рост аппарата управления объясняется увеличением размеров армии и потребность сделать более эффективным сбор налогов. Стройная административная система постепенно приходила на смену «конгломерату городов», существовавшему при Принципате, в силу стремления центрального правительства подчинить Империю своему контролю. Рост числа функционеров уменьшал их общественную ценность, что проявлялось в уменьшении «должностных окладов» по сравнению с Принципатом и распространение продажи должностей.
Эта глава также содержит исследование категорий Макса Вебера о «рациональной» и «наследственной» бюрократии применительно к Поздней Римской империи (с. 41—
Одной из причин роста бюрократии называется движение в направлении более эффективного использования ресурсов империи. Эффективность самой администрации ослабляли слабая профессиональная квалификация должностных лиц и коррупция. Значительная часть администрации участвовала в сборе налогов и кормилась за счет злоупотреблений в этой области. Последние в свою очередь породили институт патроциния, с помощью которого лица, приобщенные к администрации, освобождали мелких плательщиков от их бремени.
В целом же, делают вывод авторы, налоговая система была эффективной. Серьезные трудности претерпевал лишь военный набор, поскольку землевладельцы сопротивлялись отрыву крестьянской молодежи от земли для воинской службы. Поэтому императоры все шире использовали в военных целях представителей переселявшиеся в пределы империи племен. Армия, а не гражданская администрация, напоминают авторы, изменила империи в V в.
Четвертая глава, «Право и юридическая практика» (с. 52—
Отдельному рассмотрению подвергаются источники позднеримского права с преимущественным вниманием к Кодексу Феодосия. Авторы оспаривают точку зрения современных авторов, считающих, что кодексы лишь фиксировали «застывшее» римское право. Поскольку кодексы создавались для последующего судебного использования собранных в них текстов, они давали работу адвокатам и правовым экспертам. В этом проявлялась творческая роль кодификации. Сами конституции демонстрируют живое реагирование на запросы бюрократии и подданных, фактически все они в Кодексе Феодосия представляют собой responsa.
Император не стоял над законом, он мог только провозглашать его в соответствии с существующим в судах правом (с. 62). Юридические принципы сами по себе оставались классическими, но их применение постоянно коррелировалось в соответствии с реалиями времени. Поэтому, чтобы понимать материал в Кодексе Феодосия, нужно соотносить записанное право с конкретными случаями, которые его вызвали. Эта корреляция «высвечивает творческую деятельность юриспруденции» (с. 61). Наличие многих не полностью сохранившихся текстов, вроде Fragmenta Vaticana или Collatio legum Mosaicarum et Romanarum, показывает, что римское право продолжало «творчески развиваться» (с. 64).
Эта глава содержит прекрасный обзор функций таких представителей юриспруденции, как iurisperiti и advocati, а также представляет функционирование позднеантичной судебной процедуры и роль iudices. Особое внимание уделено эволюции епископского суда, который, начиная с IV в., заимствовал формы светского судебного процесса.
До конца III в. церковь развивала собственную систему права, основанную на текстах нового завета, апостольских установлениях и нормах внутренней жизни христианских общин. После Константина перед епископами встала сложная задача соотнести право империи с духом христианской справедливости. В этом смысле христианские епископы были скорее истинными интерпретаторами права, чем судьями. Епископская должность требовала высокого интеллектуального уровня, поскольку ее носителям приходилось творчески участвовать во взаимодействии «христианского» и «имперского» права.
Глава 5, «Социальные иерархии и культурные идентичности» (с. 83—
В нашем сознании глубоко укоренилось представление о дихотомии прежних обществ. Обычно противопоставление свободных рабам, potentiores — tenuiores, honestiores — humiliores, граждан — негражданам. Рассматривая дихотомию «свободные — рабы», авторы склоняются к мнению, что рабство начало приходить в упадок еще при Принципате, однако рабы были достаточно широко представлены даже в сельском хозяйстве Поздней империи, особенно в Италии и Сицилии. Преобладающая ныне концепция Мозеса Финли о замене рабства колонатом аргументируется лишь изменением статуса колонов в сторону сближения с рабским, тогда как у нас нет сведений насколько колонат сократил применение рабов.
Грань между свободными и рабами нарушалась по многим параметрам, но никогда не отменялась. В качестве примера рассматривается применение рабских наказаний по отношению к свободным, ставшее обычным уже при Северах. Брутализация наказаний при Поздней империи имела причиной изменение управления империей, но, в отличие от Персидской державы, не превращала подданных в рабов императора.
Авторы выступают против восходящего к Арнольду Джоунзу мнения, что после Эдикта Каракаллы 212 г. деление общества на honestiores — humiliores оттеснило все прежние градации внутри свободных. Принадлежность к римскому гражданству и в Поздней империи была достоянием не всех подданных. Для простого народа гражданство не имело особого значения, но без его наличия невозможно было надеяться на карьерный и статусный рост.
Принадлежность к высшим классам определялась как богатством, так и социальным статусом. Высшие должностные лица и сенаторы определенно принадлежали к potentiores, чего нельзя сказать о куриалах. Только их верхний слой principales — находился в привилегированном положении, тогда как основная масса куриалов мало отличалась от удачливых торговцев и зажиточных плебеев. Утрата куриалами былого значение объясняется сменой приоритетов в развитии империи, когда административный аппарат стал заменять собой систему городского гражданского самоуправления. Политика властей оценивается как «шизофреничная»: стремясь сохранить класс куриалов, многим социальным группам давали иммунитеты от куриальных обязанностей. Тем самым общество все более поляризовалось.
Эдикт Каракаллы прочертил также линию между римским и варварским мирами. Однако и внутри политически единого «римского мира» не было культурного единства. В Ранней империи культурная и гражданская принадлежность, как правило, совпадали. Но Эдикт 212 г. изменил положение, культурная идентификация перестала быть релевантной гражданству. В Поздней империи на первый план вышло деление на зоны латыни и греческого языка, стимулированное длительным соперничеством римской и эллинистической культур. Империя по традиции рассматривалась как бастион против варварского мира, но Адрианопольская катастрофа 378 г. стала переломным моментом в отношениях «римского мира» с пограничной периферией. В пятом веке римский мир не имел уже ни культурной, ни политического единства. Последующее столетие западной истории авторы рассматривают сквозь призму стремления сохранить римскую идентичность под натиском размывающего влияния варварского мира.
Глава 6, «Повседневный хлеб» (с. 107—
Регулярное снабжение хлебом было редкостью, только Рим и Константинополь имели отлаженную систему как столичные города. Однако в случае нехватки продуктов власти предпринимали меры ее устранения. Помощь в заботе о хлебе насущном крылась природе отношений народа и императора, который рассматривался в качестве патрона своих сограждан. Общественные учреждения (театр, ипподром и пр.) позволяли осуществлять обратную связь общества с властями. В случае голода народ по праву поднимал мятежи, и не справляющиеся со снабжением чиновники расплачивались жизнью, имуществом или карьерой.
Другой формой обеспечения народа была частная благотворительность, продолжавшая эллинистическую систему эвергетизма. Авторы акцентируют внимание на двух ее чертах. Благотворительность отличалась от патроната тем, что ее действие распространялось на более широкие слои, нежели круг собственных клиентов. С другой стороны, эвергеты добивались не только народной благосклонности, но и руководствовались собственной выгодой, подчас наживаясь на игре цен во время неурожаев. В Поздней империи эвергетизм в классическом выражении сокращается, в связи с изменением системы управления. Забота о народе все больше ложится на плечи чиновников и городской администрации в виде «литургий».
Наряду с этим рождается новый институт церковной благотворительности. Авторы полагают, что «она заполнила те бреши, которые существовали в языческой системе распределения». Однако большинство епископов этого периода, «стоявшие во главе все более богатеющей и могущественной организации» сами возвышались до ранга классических эвергетов. Авторы не хотят согласиться, что христианское «милосердие» было формой прежнего «эвергетизма» в новых условиях, ссылаясь на различие их побуждающих мотивов. Многие из аргументов, повторенных в этой главе, были заимствованы из работ Пола Вейне и самого Питера Гарнсея7.
Глава 7, «Религия» (с. 132—
По мнению авторов, манера, в которой население Поздней империи стало постигать религию, несла в себе несомненный отпечаток христианства, что они определяют как «теологическую революцию». Современные исследователи вслед за Питером Брауном отрицают идею резкого различия христианской и языческой культур, полагая, что в IV в. христианская и языческая элиты воспитывались на одном античном наследии, лишь по-разному его интерпретируя. Авторы данной работы видят скрытое за таким подходом фундаментальное изменение — «демократизацию» самой теологической рефлексии: способность индивидов осмыслить «истинную» религию и вступить в открытое теологическое соревнование или союз с их соседями с целью обеспечить укрепление своей «истинной» религии. Стало необходимым суровое законодательство (контролировать эту новую «демократизацию»), были установлены теологические рубежи, появилось множество сторонников официального религиозного мнения (монахи, епископы, святые люди, женщины) и религиозное соревнование могло выражаться в гражданских беспорядках и насилии.
Обилие «ересей» было следствием проникновения теологии в среду широких масс. В отличие от отношения к «еретикам», с которыми велись споры, язычники воспринимались как нерасчлененная масса. Поэтому нет данным о антиязыческой кампании Константина и его непосредственных преемников. Имеющиеся законы посвящены «суевериям» (superstitio) — христианские полемисты стремились сделать это слово синонимом язычества, но в IV в. оно противостояло не христианству, а допустимым языческим культам. Утверждение христианства в качестве официальной религии империи сопровождалось изменением границы между «правильной» и «недопустимой» религиозной верой и практикой.
По мнению авторов, традиционная оценка римского политеизма как толерантного скрывает его политический функционализм — римские власти периодически подвергали остракизму представлявшие опасность религиозные меньшинства. После обращения Константина эта же по сути политика «заботы о гражданском мире» изменила свою направленность, хотя остракизму по-прежнему подвергались несогласные с официальной линией. Многие христиане также отказывались сотрудничать с «официальной» церковью и империей, что породило анахоресис. Однако со временем грань между включением и исключением из официальной религии стала условной: императоры использовали святых анахоретов так же, как прежде использовали оракулы. Выступления экзальтированных монахов и фанатизм черни служили властям средством для решения политико-религиозных вопросов. Следуя своему тезису о «демократизации» теологии в IV в., подготовившей путь для «популяризации» религиозного соревнования, авторы стремятся показать, что число расправ с язычниками было невелико. По их мнению, в отличие от христиан поздней античности, язычники имели свободу верования, вопрос лишь в том, каким образом они могли следовать своим религиозным убеждениям «допустимым» путем. Авторы рассматривают рост увлечения мистицизмом и магией и борьбу против них как «суеверия», не видя, однако, в этом конкуренции между рациональным и «естественным» осмыслением веры. Многие течения, особенно манихейство, оказывали влияние на формировавшуюся христианскую доктрину и с трудом поддавались искоренению. Эволюционное развитие религиозной жизни обусловливало сохранение, и даже увеличение на позднеантичном этапе религиозного многообразия8.
Глава 8, «Мораль и семья» (с. 170—
Сравнивая языческую и христианскую мораль, авторы следуют тезису Питера Брауна, что «пуританская брачная мораль» не была исключительно христианской, а вообще преобладала в позднеантичном обществе. Возможно, поэтому христианские воззрения не оставили заметного следа в брачном законодательстве Поздней империи. Аскетизм в области секса был одной из идей, истоки которой восходят к римским весталкам или дельфийским жрицам (авторы возводят ее к брачной морали кумранитов), но которая нашла в христианстве гораздо более полное выражение. При этом авторы отмечают двойной стандарт проповедей христианских лидеров — для «совершенной» жизни и для «мира».
Подробно рассматривая место мужчины, женщины и детей в воззрениях отцов церкви, книга не делает попытки установить, какое влияние они имели на рядовое население. Авторы признают, что «состояние источников оставляет под вопросом, насколько полно христианские семьи следовали инструкциям церковных иерархов, как близко они приблизились к их модели семьи. Патристика занималась скорее предписанием, чем описанием, в котором теология подавляет социальную историю» (с. 187).
Глава 9, «Социальный радикализм и его границы» (с. 192—
Авторы приходят к выводу, что «социальные радикалы не прослеживаются в первых рядах христианской церкви в Поздней античности, их можно встретить лишь среди ее периферийных слоев, обычно среди крайних аскетов». При всей обоснованности этого заключения его запрограммированность обусловлена авторской ориентацией на «эволюционную» связь христианских институтов с предшествовавшими им античными.
Заключительная
Через все десять глав книги красной нитью проходит идея «необходимости» и «созидательности», подчеркивая, что полезные социальные решения возникали из требований обстановки. Поэтому, быть может, можно сказать, что с точки зрения авторов «необходимость — мать поздней античности». Вопрос индивидуальной деятельности в поздней античности решается в контексте действия социальных и культурных сил. Типичным является следующий пассаж из главы о позднеантичном праве: «Изучение позднеримского права как целого испытывает (до последнего времени) ту же судьбу, что и изучение поздней античности в целом. Оно описывается либо как период упадка прошедшего золотого века, либо как период ожидания, когда средние века будут объявлены… Юридические источники иных, чем Феодосиева и Юстинианова компиляции, могут сказать нам о юридических изменениях, которые происходили под воздействием повседневной жизни» (с. 54). Это «воздействие повседневной жизни», которое авторы пытаются описать на протяжении десяти глав, представляет собой умышленно уклончивый и трудный для восприятия источник сведений. Может быть, поэтому книга вместо «изучения экономики, общества и культуры» посвящена неопределенной теме «эволюционных изменений». Авторы даже утверждают, что они «занимаются идеологией, а не реальностью» (с. 99), но при этом они искусно демонстрируют как часто «идеология» плотно смыкается с реальностью именно в тех точках, где эти дискурсивные полярности расходятся.
В целом перед нами полезная книга, в которой серия «срезов позднеримской жизни» подается с интересными комментариями, теориями и предположениями. Правда, при этом точный вопрос рассмотрения остается неясным: в разных главах как будто предполагаются различные уровни исследования. Глава о праве кратко описывает институты постклассического права с датами, таблицами и определениями, так что вполне сойдет за полезный вводный курс по поздней античности. Напротив, главы о религии или Гиббоне предполагают знакомство с предметом обсуждения и аргументация в них доступна только подготовленному читателю. Поэтому при чтении полезно держать в сознании слово «эволюция» в названии книги, не случайно внесенное туда авторами. Фактически идея «эволюции», которую авторы старательно проводят по всем срезам позднеантичного общества, есть не только главный лейтмотив, но и сам предмет рассмотрения в книге. Авторы настойчиво стремятся заменить им в сознании читателя другой устойчивый стереотип в отношении поздней Римской империи — «упадок». Поэтому, вероятно, в книге обходится стороной эволюция позднеантичного города, упадок античного характера которого очевиден9.
ПРИМЕЧАНИЯ