Добродетели щита Августа
с.280 2 сентября 31 г. в битве при Акциуме был разгромлен флот Антония. Вскоре после морского сражения сдалась и армия. Летом 30 г. армии Октавиана вторглись в Египет, а Клеопатра и Антоний покончили с собой. Гражданские войны и борьба за власть были завершены, начиналась конструктивная деятельность — организация Империи в соответствии с новой системой, ликвидация последствий кризиса и реставрация политического могущества. Главным требованием римского общества стал мир и твердый порядок при максимальном сохранении старых традиций, и именно это начал осуществлять Октавиан.
Первой задачей правителя становится организация собственной власти в ее правовом, политическом и идеологическом аспектах, и именно первые годы стали в этом плане особенно важными. Ситуация была сложной: с одной стороны, в ходе гражданских войн Октавиан приобретает гигантские силы и влияние, ставящие его в положение фактического монарха, с другой, после победы отпадает фактор чрезвычайной ситуации, делающей его особые полномочия необходимыми в глазах общественного мнения, и общество, пока еще не выработавшее принципы новой системы, требует максимального сохранения и реставрации республиканских норм.
С 32 г. основой власти Октавиана остается его положение лидера в борьбе с Антонием и присяга, данная ему Италией и провинциями перед войной. Положение с присягой было достаточно неопределенным: хотя война закончилась, и цель, для которой давалась присяга, была выполнена, официальной отмены не было, и большинство дававших, вероятно, считали ее действующей.
Уже в 31 г. Октавиан подкрепляет ее правовым основанием, консульской властью, а затем последовательно становится консулом в 30, 29 и 28 гг. 1 января 29 г. Октавиан в пятый раз стал консулом, а сенат принес ему присягу in acta (Dio Cass. 51, 20). В середине года он вернулся в Рим, отпраздновав триумф и закрыв храм Януса, что символизировало конец войн и начало римского мира (pax Romani), внутреннего и внешнего.
Вокруг Октавиана создается религиозный ореол. В 30 г. сенат постановил, чтобы за него молились, как за спасителя государства, с.281 на банкетах в его честь совершались возлияния (Dio Cass. 51, 19). Имя его было включено в литанию салиев, в его честь совершались жертвоприношения и давались обеты. Октавиан получил право пополнять коллегии жрецов (Ibid.).
В 29 г. Октавиан получает praenomen «Imperator» (Ibid. 52, 41), сохраняя его наряду с традиционными императорскими аккламациями. Наконец, 13—
Ответом на «отказ» была компенсация в виде империя над рядом провинций (Тарраконской Испании, Лузитании, Бельгики, Лугдунской Галлии, Сирии и Египта). Кроме того, до 23 г. Август систематически переизбирался в консулы, что придавало его империю двойной характер. В первые годы принципата во власти Августа сочетались старый республиканский империй консула и новый imperium proconsulare. В сочетании с особой трибунской властью tribunicia potestas этот империй составил правовую основу новой организации власти2.
16 января Октавиан получает ряд почестей: имя Август, право украсить дом лаврами и венком за спасение граждан (corona civica) (
с.282 Как раз в эти дни сенат принимает решение установить в новой курии Юлия посвященный принцепсу золотой щит с надписью «Senatus populusque Romanus Augusto dedit clipeum virtutis clementiae iustitiae pietatis causa» (
В последнее время проблемы, связанные со щитом Августа, вызвали пристальное внимание ряда западных исследователей. В советской историографии эта тема специально не исследовалась, и даже в фундаментальной монографии
На первом месте в списке стоит virtus, которая является основной добродетелью республиканского политического деятеля. Virtus — это понятие, в наиболее общей форме выражающее добродетель вообще. Человек, наделенный virtus, хорош, и, наоборот, без обладания virtus не может быть настоящего римлянина. Virtutes во множественном числе обозначает положительные качества вообще.
Ж. Эллегуар полагает, что римляне делили все virtutes на две категории: добродетель действия (собственно virtus) и добродетель решения (consilium, prudentia). В более узком смысле virtus выражает активность, энергию и мужество политического деятеля, его способность преодолевать препятствия и добиваться своих целей5. Римляне считали virtus своим национальным качеством, и даже признавая ее у других народов или отдельных их представителей, утверждали, что римский народ безусловно их в этом плане превосходит (Nep. Hann., 1).
Virtus, прежде всего, является военным качеством и проявляется на войне или в борьбе. Видимо, именно то обстоятельство, что римская республика в основном существовала в военной обстановке, способствовало экзальтации именно этого качества. Virtus тесно связана с военными богами, Марсом Мстителем (Mars Ultor) и Победой с.283 (Victoria), она используется в сочетании с определением bellica (напр., Plin.
Virtus связана и с другими важными для римлян качествами: с fortitudo (храбрость, прежде всего, на войне), labor (усердием при преодолении препятствий, умением торжествовать над трудностями и опасностями) и vigilantia (способностью оставаться бодрствующим, то есть, последовательностью и непрерывностью усилий для достижения цели)8.
Наконец, именно virtus представляет собой необходимое условие для установленного Августом «Римского мира». На монетах Августа и в творчестве современных ему поэтов, особенно Вергилия и Горация, это понятие встречается чаще всего (напр., Verg. Aen., VI, 806—
Итак, virtus Августа содержит в себе целый комплекс понятий, важных для идеологии его принципата. Virtus подчеркивала, что принцепс обладает главной добродетелью римского политика, показывала его твердость в критической ситуации, умение силой защитить завоеванный мир, который в конечном счете стоит на силе римского оружия. Virtus связывала принцепса и с республиканской традицией и была основой его качеств правителя.
Второе качество — clementia (мягкость, милость, снисходительность), наоборот, является мирным. Если virtus необходима в борьбе и победе, то милосердие необходимо после победы и во время мира.
Clementia при республике главным образом была связана с внешней политикой и выражала отношение римлян к побежденным с.284 народам, а также и к тем, которые уже стали подданными9. Все исследователи отмечают, что clementia возможна именно как отношение высшего к низшему и в этом смысле содержит в себе элемент произвола Примечательно, что во внутриполитической жизни clementia в широком масштабе была введена Юлием Цезарем. Clementia Caesaris становится одним из его главных лозунгов в гражданской войне и далее во время диктатуры и обнаруживает сильный монархический элемент.
Примечательно, что Август начинает использовать лозунг «милосердия» начиная с 36 г. после победы на Секстом Помпеем, когда борьба за Италию и западные провинции завершилась в его пользу, в соперничестве с Антонием он начал брать верх, выступая в ореоле национального лидера и защитника устоев общества. Лозунг был явно связан с изменением политики и началом стабилизации положения государства, когда борьба начинала принимать менее жесткие формы и Октавиан стал выступать как миротворец. Наконец, лозунг clementia подчеркивал преемственность политики нового лидера по отношению к Цезарю.
Сам Август в Res gestae указывает на свое «милосердие», не только когда говорит о щите, но и еще в одной части труда (
Постановка clementia на второе место после virtus выражает и определенную логическую последовательность. Если первая позволила принцепсу добиться победы и теперь была основной, поддерживающей общий порядок, то вторая выражала его поведение после победы. Август прощает побежденного врага и проявляет милость по отношению к тем, кто этот порядок нарушает, разумеется до определенного предела (напр., clementia в деле Корнелия Цинны (Dio Cass. LV, 14 sqq. Sen. Clem., I, 9)). Л. Викерт отмечает еще одну черту clementia. В этом качестве есть сильный элемент произвола, и clemens может быть только тот, кто не строго придерживается законов10. Наконец, с.285 clementia, видимо, в наибольшей из всех четырех качеств степени подчеркивает монархический характер власти, отношение принцепса к народу, как к подданным и произвольность его действий.
Если virtus — это средство победы и гарантия ее стабильности, то clementia — это средство залечивания ран. В политическом словаре поздней республики и империи она тесно связана с concordia (согласием) и тем самым подчеркивает идею объединения и социальной гармонии. В длительной повседневной практике clementia, однако, оказывается недостаточной. В некоторых случаях обстоятельства требуют более жестких мер, а систематический «произвол добра» не может существовать без некоего уравновешивающего начала. Именно эту роль выполнял третий компонент императорских virtutes — iustitia.
Iustitia (справедливость) — это качество, обозначающее, что носитель его дает каждому то, что он заслуживает11. Это тоже отношение высшего к низшему. Термин был тесно связан с судебной практикой, и если virtus — это качество военачальника, clementia — качество победителя, то iustitia — это качество судьи. Это тоже было отношением высшего к низшему, оно показывало не только качество судьи, но и уважение его к законности. В этом смысле мы видим и известное противопоставление iustitia и clementia, которое довольно определенно выразил Сенека. «Излишне здесь указывать, чтобы он не был легковерным, чтобы выяснял правду, чтобы благоволил к невинности и чтобы знал, что не в меньшей степени слушается дело доносчика, чем обвиняемого; ведь это все относится к справедливости, а не к милосердию (hoc enim ad iustitiam non ad clementiam pertinet), теперь же мы призываем к тому, что если он имеет в своей власти явно виновного и наказание, если может без вреда, то давал бы, если нет, удерживался, и намного больше прощал свои, чем чужие обиды» (Sen. Clem., I, 20, 2). Таким образом, iustitia гораздо менее произвольна, чем clementia, больше связана с республиканской традицией и менее пригодна для монархической идеологии. Тем не менее, она является логическим продолжением цепи virtus—
Поэты-современники Августа не раз подчеркивали его справедливость (Ovid. Pont., III, 6, 24; Trist., IV, 4, 12; Met., XV, 833; Hor. Carm., I, 12, 57; 28, 28; III, 4, 48). Примечательна и религиозная с.286 окраска, которую получает это качество. Iustitia ведет к обожествлению (Hor., Ibid., III, 3, 11 sqq), а сам Август вводит культ Iustitia, богини Справедливости. О iustitia императора говорят Светоний (Suet. Aug., 21, 2) и Дион Кассий (Dio Cass. L, 24, 1; LIII, 18, 3).
Если три первые качества, virtus, clementia, iustitia показывают отношение к людям, которые стоят ниже, чем правитель, то четвертое качество, pietas — это отношение его к высшим, то есть, к богам. Pietas переводится, как набожность, а pius — это человек, который выполняет свой долг по отношению к божествам государства.
Проблема соотношения virtus и pietas стала одним из самых спорных вопросов для исследователей принципата. Можно согласиться, что именно на этих двух качествах стоит смысловое ударение всей фразы. Мнения о сравнительной значимости этих двух понятий разделились. Одни исследователи полагают, что главной добродетелью Августа является pietas12, поскольку она стоит в конце, другие считают, что, по крайней мере, в 27 г. важнее была поставленная на первое место virtus13. При этом, однако, следует заметить, что для Августа и его современников едва ли стоял вопрос, что важнее, «доблесть» или «благочестие». Важно было и то, и другое, и качества не исключали, а наоборот, дополняли друг друга.
Август прилагал немалые усилия, чтобы создать вокруг себя ореол существа, близкого к богам, и представить себя защитником старой религии. Уже в ходе гражданских войн Октавиан вошел в четыре важнейшие коллегии жрецов: авгуров, понтификов, фециалов и салиев. Его новое имя, Augustus, было тесно связано с augur. В 36 г. он начал грандиозную программу реставрации храмов и других культовых построек. Война с Антонием и Клеопатрой оформлялась не только как политический конфликт, но и как война римских и египетских богов, в которой первые одерживают победу (Verg. Aen., VII, 698). В 29 г. Август получает право назначать жрецов во все коллегии сверх положенного числа, а в 28 г. ему было поручено восстановление всех старых храмов и строительство новых (
Вокруг Августа создается и религиозный ореол. Род Юлиев, в который он вошел после усыновления, вел свою родословную от Венеры, Энея, Ромула, Марса и Квирина. После обожествления Цезаря, с 1 января 42 г. он стал первым в истории Рима сыном официального божества, а с 40 г. эпитет divi filius стал регулярно появляться в титулатуре Октавиана, как на надписях, так и на монетах. В 30 г. сенат постановил, чтобы жрецы молились за него, как за спасителя государства, на банкетах обязательно совершались возлияния в его честь (Dio Cass. LI, 19), а его имя было внесено в литанию салиев, принцепсу приносили жертвы и давали обеты. Даже если учесть, что в античности грань между человеком и богом была более растяжимой, чем в христианстве и других позднейших религиях, деификация Августа имела особый характер, и ни один из римских политических деятелей до него (кроме умершего Цезаря) не получал таких религиозных почестей.
Кроме культового значения, pietas имела и некоторые другие аспекты. В семье она обозначала почтительное отношение детей к родителям, а в случае с родителями умершими — к их памяти. Pietas Августа, таким образом, подчеркивала его преемственность по отношению к Цезарю, ставшему главным объектом сыновнего благочестия.
Pietas также связывалась и с fides, качеством, обозначавшим верность взятым на себя обязательствам14. Благочестие и fides были тесно связаны, поскольку именно боги выступали как бы гарантами взятых на себя обязательств, и человек, чтущий богов, должен был быть верным своему слову и обязанностям и в отношении людей. Наконец, pietas предполагает верность богам своей родины, и, следовательно, является патриотическим качеством, а уже в республиканской фразеологии термин стал обозначать и человека консервативных взглядов. Таким образом, качество выражало «добровольное и спокойное подчинение религиозному, государственному и семейному долгу, уважение к обществу и его устоям»15.
Все сказанное позволяет определить место Clipeus virtutis в общем контексте реформ 27 г. и ответить на вопрос о его значении в формировании системы принципата. События 27 г. были исходным пунктом формирования императорской власти. Реформы января этого года с.288 начали вырабатывать два основных элемента новой системы: особые политические и правовые полномочия, на которых стояла власть императора, и его особое, отличное от других имя. Третьим элементом стала выработка общего канона идеологии, и исходной ее точкой стала надпись на золотом щите, который ему преподнес сенат.
Как видно из сказанного выше, четыре добродетели щита выражают целую программу, которая была положена в основу имперской идеологии и, вместе с тем, связывала ее с идеологией республиканской. В задачи данной статьи не входит рассмотрение эволюции этой традиции, однако, представляется возможным обрисовать некоторые общие контуры.
Virtus, clementia, iustitia и pietas являются стержневой идеей «Деяний божественного Августа», документа, в котором император уже в конце правления давал итог своей политической деятельности. Традиция «Res gestae» легла в основу труда Веллея Патеркула. Те же самые качества воспевались поэтами времени Августа, и, в конечном счете, именно на этих источниках во многом основывалась оценка императора более поздними авторами, Светонием, Дионом Кассием, «Писателями истории Августов», а традиционной системе virtutes отдавали дань даже такие выдающиеся мыслители, как Тацит и Аммиан Марцеллин. Еще большее место канон императорских добродетелей занимал в публицистике. Одно из важнейших произведений Сенеки называлось «De clementia». Важную роль они играют и в других произведениях этого автора, а также в «Панегирике» Плиния, панегириках и речах IV века, трактатах, речах и письмах императора Юлиана. Вся эта литература, конечно требует особого разбора, и мы остановимся на основных лозунгах императорских надписей, которые продолжали традицию более буквально.
Интересно, что на монетах и надписях Августа четыре virtutes встречаются сравнительно редко. Это показывает, что идеологический канон еще не выработался, однако уже на монетах и надписях Тиберия, который стремился, по крайней мере внешне, максимально сохранить стиль августовского правления, все четыре качества представлены достаточно широко16.
У последних Юлиев-Клавдиев происходит любопытная перемена Заметно отступление на второй план virtus и iustitia. Первое, видимо, с.289 было менее заметно после прекращения крупных войн, поскольку все военные конфликты от времени Тиберия до 68 г. носили второстепенный характер. Уменьшение роли iustitia связано с усилением монархизма и ростом произвола императоров, установивших жестокий террор, создававший крайне болезненную идеологическую атмосферу. Уже со времени республики, наряду с iustitia начинает использоваться другой термин, aequitas. В принципе, оба слова являются почти синонимами, но aequitas представляет собой нечто среднее между iustitia и clementia17. В условиях Империи aequitas больше подходила для императорской пропаганды, поскольку больше выражала лаудативный характер (iustitia — справедливость, a aequitas — милостивая справедливость), и, как и clementia, содержала больший элемент произвола. Император не только поступал по справедливости, но его акт справедливости должен был восприниматься, как милость по отношению к подданным.
Рост монархизма при Юлиях-Клавдиях заметен и в экзальтации clementia, лозунга, который теперь, помимо всего прочего, затушевывал террор принцепсов и одновременно показывал общую от них зависимость, идею того, что внутренний мир является результатом милости императора.
Наоборот, во время восстания против Нерона на монетах и в надписях начинают появляться уже забытые за время принципата, но популярные в эпоху гражданских войн и в начале августовского принципата лозунги libertas (легенды на монетах — Libertas
Разумеется, в ходе войны неизбежным было возрождение военной этики, в основном темы Victoria (легенды Victoria
с.290 Монеты Веспасиана в основном содержат стабилизаторские лозунги (Paci event., Paci Orbis Terr., Concordia Augusti, Fides publica), этот император широко использует как clementia, так и пару iustitia—
Определенные изменения происходят при императорах антониновской династии. Показательно снижение значения virtus и victoria, которые используются весьма редко даже на надписях и монетах Траяна. Видимо, понятие virtus, являвшееся главным достоинством республиканского политика, становилось с ростом абсолютизма все более неподходящим лозунгом для императора и стало заменяться более связанным с чисто военной характеристикой Fortitudo (уже у Траяна появляется эпитет fortissimus (Dess., 296)). Исчезновение virtus у преемников Траяна, Адриана и Антонина Пия, связано и с отказом от экспансии и поворотом в сторону мирной политики. Возрождение военной тематики видно у Марка Аврелия, которому снова пришлось вести тяжелые войны. На его монетах часто появляются Марс, Виктория и другие военные символы18, а Victoria часто фигурирует и в надписях (Dess., 364, 365). Примечательно, однако, что собственно virtus все равно встречается редко.
Вторым важным изменением стало усиление акцента на pietas, которая почти исчезает при Юлиях-Клавдиях. Рост значения этого символа намечается при Домициане, учащается на монетах Траяна, превращается в одну из главных добродетелей Адриана и становится главной темой монетной символики при Антонине Пии. SHA дают несколько версий когномена Pius, которые не столько противоречат друг другу, сколько дополняют. Антонин был назван Pius либо за то, что «поддерживал в сенате больного тестя, либо за то, что спас тех, кого велел убить Адриан, либо за то, что дал великие почести Адриану после смерти, несмотря на решение сената, либо за то, что не дал больному Адриану покончить с собой, либо поскольку был по природе мягчайший и не сделал в свои времена ничего сурового» (SHA. Ant. Pius, 2, 3—
Абсолютистский элемент в правлении Антонинов выразился и в усилении значения clementia. Лозунг часто встречается на монетах Траяна и Адриана и становится особенно частым у Антонина Пия и Марка Аврелия, которые делают его едва ли не основным лозунгом правления20. Clementia должна была подчеркнуть и либерализм императоров, и примечательно, что даже их противники критиковали их за избыток этого качества (SHA. Avid. Cass., 13, 10). Наоборот, iustitia становится сравнительно редкой. У Траяна довольно часто встречается equitas, при Адриане снова широко используется iustitia и aequitas, но у остальных Антонинов они исчезают21.
Кроме известной переакцентировки старых лозунгов, появляются которые новые черты — providentia и сочетание pius с felix и fortuna. Качество providentia практически не фигурировало при Республике и временами появляется у императоров I века (Dess., 157). Начиная с Антонинов, и особенно у Траяна и Адриана, providentia становится одним из главных качеств правителя22. Providentia, «умение предвидеть», или даже «провидеть», явно относится к интеллектуальным качествам правителя и подчеркивает его умение управлять. Вместе с с.292 тем, оно в значительной степени присуще и божеству, и появление providentia показывает усиление претензий правителя на сверхчеловеческую божественную сущность. Рост этих тенденций отчетливо виден и в других лозунгах. Начиная с Траяна, в надписях появляется формула optimus и даже optimus maximus princeps (Dess., 304, 312, 341), что совершенно отчетливо ассоциируется с титулом Юпитера, Iuppiter Optimus Maximus. Наконец, важную роль играло новое сочетание Pius Felix, появившееся в надписях Антонинов (Dess., 378) и ставшее регулярным у Северов и императоров III века.
Экзальтация императорской власти вела к усилению лозунга pietas. Хотя pietas показывала связь императора с богами, она прежде всего выражала то обстоятельство, что правитель выполняет свои обязанности перед богами. Felicitas (счастье) было другой стороной этих отношений и показывала, что боги, со своей стороны, покровительствуют данному правителю. Сочетание pius—
При Северах, когда Римская Империя вступила в эпоху гражданских войн, роста давления извне и дальнейшего усиления абсолютизма, происходят новые изменения. Показателем превращения императора в абсолютного монарха было появление более пышных формул и стремление выразить все связанное с императором в превосходной степени (fortissimo — Dess., 416; optimis fortissimis — Dess., 425; fortissimi et indulgentissimi — Dess., 439; fortissimi felicissimi — Dess., 426, 441; providentissimi — Dess., 464; piissimi — Dess., 439
Третий век не вносит изменений принципиального характера в лозунги, выражающие качества императора. Формулы этого времени в основном сводятся к формулам magnus, maximus, fortissimus—
Определенным заключительным пунктом эволюции можно считать лозунги Аврелиана, в основном завершившего политическое с.293 воссоздание Империи. Практически все надписи этого императора содержат формулы invictus и pius—
Остается сделать только несколько самых общих замечаний относительно последнего периода истории Империи. Качества императоров на надписях показывают черты стабилизации. Главными формулами остаются invictus—
В заключение следует отметить основные выводы. Дарование Августу золотого щита имело особое значение для формирования канона идеологии принципата и неудивительно, что оно совпало с первым правовым актом создания новой системы и получением императором имени Август. Четыре добродетели августовского щита, virtus, clementia, iustitia и pietas стали каноном образа императора, а надпись на золотом щите стоит у истоков идеологии принципата. Все добродетели щита имеют корни в республиканской идеологии, однако наряду с традицией совершенно определенно прослеживаются новые черты, когда качества политического деятеля республики становятся качествами монарха.
Эволюция «добродетелей щита» на монетах и надписях императоров показывает постепенную эволюцию императорской власти и помогает определить отдельные аспекты политики принципата.
ПРИМЕЧАНИЯ