с.54 Проект идеальной монархии, который от имени Мецената излагает в
Впервые специальное исследование «речи Мецената» было предпринято П. Мейером, который доказывал, что в первоначальном виде она была создана в правление Каракаллы и представляла собой традиционные рассуждения о необходимости царской власти, но при Александре Севере была значительно переработана и расширена. В нее был включен политический памфлет (19—
с.55 Принципиально иную трактовку «речи Мецената» предлагал М. Хэммонд, утверждавший, что Дион не выдвигает там никаких проектов, а дает краткий обзор конституции принципата за два столетия и выявляет дальнейшие перспективы его развития4. Эта концепция не получила признания.
По мнению И. Блейкена и Ф. Миллара, проект Диона был сенатской реакцией на антисенаторскую политику первых Северов. Дион добивался, чтобы отношения императора и сената строились так же, как и при Антонинах; чтобы императоры укрепили и расширили полномочия сенаторской администрации, а при решении важных государственных вопросов учитывали мнения советников-сенаторов. Установление такого порядка должно было гарантировать привилегии и личную безопасность представителей сенаторского сословия, упрочить авторитет сената. В обмен на это Дион и его единомышленники-сенаторы готовы были отказаться от притязаний на политическую власть, которая и так уже давно была потеряна5.
К близким выводам приходит и
Таким образом, современные исследователи сходятся на том, что Дион стремился в своем проекте защитить интересы сенаторского сословия, обеспечить сенату и сенаторам почетное и привилегированное положение в государственном аппарате Римской державы и одновременно готов был предоставить правителю своей идеальной монархии абсолютную власть.
Обосновывая последний тезис, обычно ссылаются на то, что Дион рекомендовал правителю рассматривать государственные дела в сенате, чтобы казалось, что этот орган является владыкой всего (31. 1). Дион тем самым подразумевает, что подлинная власть должна принадлежать императору. Не ясно, однако, насколько искренне ратовал Дион за сильную императорскую власть, ведь то, к чему он призывает, предлагая какое-либо нововведение, не всегда соответствует тому, чего он добивается на самом деле7.
Чтобы выявить истинные устремления Диона и сенаторской аристократии, чьи интересы он выражал, необходимо представить себе, к чему могла бы привести реализация каждого отдельного его предложения и всего его плана в целом в конкретных условиях эпохи. Для этого нужен комплексный с.56 подход,
Исследователи, разбиравшие вопрос о положении сената и сенаторов в идеальной монархии, считают, что Дион, добиваясь, чтобы сенату возвратили полномочия, утраченные им при поздних Антонинах и Северах, взял за образец порядки, характерные для периода расцвета династии Антонинов, лишь немногое добавил от себя9. Действительно ряд предложений Диона свидетельствует о его стремлении вернуть сенат в то состояние, в котором он пребывал в «золотой век» империи. По его мнению, сенату следует принимать посольства от неприятелей, а также от союзных царей и народов (
Однако Дион выдвигает немало и таких предложений, которые свидетельствуют о том, что сенат идеальной монархии в его представлении должен был существенно отличаться от реального сената эпохи Антонинов. Эти предложения в некоторых отношениях умаляли прерогативы сената эпохи Антонинов и Северов, в других же, наоборот, их значительно расширяли. Так, например, в идеальной монархии сенат не выбирает ни магистратов, ни наместников сенатских провинций. Всех магистратов и наместников провинций назначает лично император (20. 3; 22. 2).
С другой стороны, всеми провинциями в идеальной монархии управляют исключительно сенаторы, причем провинций там значительно больше, чем в реальной империи эпохи Северов, а средний срок правления наместника в идеальной монархии в два раза дольше, чем в реальной (22. 1—
Нетрудно заметить, что предлагавшееся в «речи» отстранение сената с.57 от выборов магистратов и проконсулов могло бы нанести урон скорее престижу, чем его реальной власти и влиянию. Уже задолго до Северов магистраты потеряли реальную власть, а сенат выбирал либо тех, кого непосредственно «рекомендовал» император, либо тех, чьи кандидатуры не вызывали у него возражений12. Не случайно юристы — современники Диона говорят как о само собой разумеющемся, что магистраты получают власть от принцепса13. Сенатские провинции тоже задолго до Северов уже оказались под таким же контролем императорской власти, как и все прочие. Единственная разница была в выборах наместников и в одногодичном сроке их полномочий. Однако императоры всегда могли добиться избрания угодного им кандидата или отстранения неугодного и продлить срок полномочий проконсула14.
Совсем иначе выглядят предложения Диона просенатской направленности. Реальное влияние сената было обусловлено прежде всего тем, что его члены занимали посты наместников всех (за исключением Египта) крупных провинций и командующих расположенными там легионами. При Северах эта сенаторская монополия впервые оказалась под угрозой. Септимий Север передал под управление всадников две новые провинции и три легиона. Одновременно утверждается практика назначения всадников наместниками важнейших провинций под видом временно исполняющих обязанности презида15.
Как бы в ответ на это Дион предлагает не только укрепить, но и расширить сенаторскую монополию на управление провинциями и легионами, распространив провинциальное управление на территорию Италии (22. 1, 6) и совершенно отстранив от него всадников16. Той же цели должны служить меры, направленные на укрепление профессиональной подготовки сенаторов: обязательное государственное образование, длительная предварительная служба в провинции в качестве помощников наместника (22. 2—
Остальные предложения, посвященные полномочиям сената, также противоречат административным и политическим тенденциям северовской эпохи. Суд сената над своими членами всегда был под контролем императоров, а при Северах еще более чем обычно17. Казни сенаторов, обвиненных в заговоре против императора или в оскорблении величества, имели место при ранних Северах и только при Александре Севере они как будто сходят на нет18. Численность членов сената оставалась неизменной от Августа до Северов, причем последние, проводя курс на сокращение постов, предназначенных для сенаторов, вовсе не были заинтересованы в росте количества потенциальных претендентов на сенаторские должности19. Так же вряд ли соответствовало их интересам введение должности младшего с.58 цензора сенаторского ранга20. По справедливому мнению Ф. Миллара, это лишило бы императора одного из главных элементов его власти над теми, кто принадлежал к римским высшим классам21.
Реализация этих предложений привела бы к тому, что сенаторы заняли бы почти все ключевые посты в армии и государстве, укрепили бы свое влияние в провинциях и приобрели бы относительную независимость от императорской власти, а пополненный и преобразованный сенат получил бы такое значение, какого он не имел не только при Северах, но и при Антонинах. На этом фоне потери, связанные с новым порядком назначения на магистратуры и ликвидацией сенатских провинций, не представляются сколько-нибудь серьезными.
Иным выглядит положение в идеальной монархии всаднического сословия. Характеризуя отношение Диона к всадникам, исследователи обычно отмечают, что в идеальной монархии члены этого сословия лишены постов наместников провинций и командующих легионами, вместе с тем они более широко, чем в реальной империи начала
Дион действительно предлагает повысить роль всадников в управлении финансами, передав в их ведение, наряду с доходами фиска, также и доходы эрария (25. 1). Однако реализация этого предложения вряд ли существенно изменила бы положение прокураторов-всадников, поскольку к началу
В то же самое время отстранение всадников от управления провинциями и командования легионами стало бы для них существенной потерей, поскольку, как уже говорилось выше, при Северах они начинают постепенно вытеснять сенаторов с этих постов.
Такая же антивсадническая тенденция проявляется и в отношении Диона к всадникам из ближайшего окружения императора. Совет идеального императора, состоящий из сенаторов и всадников и связанный с решением судебных дел (33. 3—
Очевидно, реализация предложений Диона в отношении всадников привела бы к тому, что всадническая администрация оказалась бы в существенно худшем положении во всех сферах государственного управления, за исключением управления финансами. Это шло вразрез с административными тенденциями эпохи к расширению полномочий императора и всаднической администрации, которая была одним из важнейших инструментов императорской (в противовес сенатской) власти27. Заслуживают отдельного упоминания еще два предложения Диона: установить для всадников обязательное государственное образование наравне с сенаторами (26. 1) и поставить всадников наряду с сенаторами под непосредственный контроль младшего цензора сенаторского ранга (21. 3). Возможно, он стремился таким образом покрепче связать их с сенаторами и отделить от муниципальной аристократии, к верхнему слою которой они принадлежали28.
О декурионах в отличие от сенаторов и всадников Дион упоминает лишь мельком, указывая, что император должен самолично вершить суд не только над всадниками, но и над «частными лицами, которые являются первыми у себя на родине» (22. 3; 33. 2). Вместе с тем он довольно подробно описывает положение городов в идеальной монархии, что дает возможность определить его отношение к декурионам. Как отмечает
Положение городов в идеальной монархии в определенной степени обусловлено присущей ей системой провинциального деления и управления. Необходимо, считает Дион, чтобы власть была близка к населению, поэтому провинции не должны быть чересчур велики и многолюдны (22. 6). Следует выделить в отдельные области, управляемые представителями центральной власти, не только территории племен и народов, но и все достаточно сильные и независимые города (22. 1). Наместник и его помощники, назначаемые императором из числа опытных администраторов, должны возглавлять свои провинции достаточно долго, чтобы быть в курсе всех местных дел (22. 2—
Положение городов в идеальной монархии Диона во многом напоминает то, которое они занимали в Римской империи при Северах. Как известно, уже при Антонинах намечается упадок сословия декурионов и системы городского самоуправления, городам все тяжелее становится нести растущее налоговое бремя. В ответ на это императорская власть более активно, чем раньше, вмешивается во внутреннюю жизнь городов, стремится поставить под свой контроль те виды деятельности городских властей, которые связаны с крупными расходами32. Распространяется практика использования воинов для полицейской службы, назначения в города кураторов сенаторского или всаднического ранга для надзора за деятельностью курий. При Северах эти тенденции получают дальнейшее развитие.
Однако, по мнению современных исследователей, масштабы происходивших перемен не следует преувеличивать. Еще и при Северах членство в курии было предметом стремления зажиточных горожан, не принадлежащих к сословию декурионов, традиции местного патриотизма еще сохраняли свою силу33. Вмешательство государства во внутреннюю жизнь городов не могло существенно деформировать городское самоуправление, поскольку в распоряжении наместников не было достаточно эффективных средств для контроля над деятельностью городских властей34. Институт кураторов городов не получил еще и при Северах повсеместного с.61 распространения и не мог обеспечить надежный контроль над городским самоуправлением35.
Еще и в это время сословие декурионов и ориентирующиеся на него слои средних и мелких земле- и рабовладельцев были серьезной политической силой и представляли собой самую массовую и надежную социальную опору императорской власти36. Вследствие этого Северы стремились в отношениях с городами действовать не только (и не столько) методами административного диктата, сколько методами дипломатии. Городам, в поддержке которых они были особенно заинтересованы, предоставлялись различные почетные титулы и связанные с ними привилегии (в том числе и налоговые льготы)37. В своих инструкциях и письмах к наместникам провинций они рекомендовали относиться с уважением к местным обычаям и местному праву38. Большая часть городов сохраняла при Северах собственную монетную чеканку — один из главных признаков автономии39.
Если учесть все это, то можно сделать вывод, что рекомендации Диона в отношении городов и провинциального управления хотя и содержат немало реалий северовской эпохи, по сути своей расходятся с ее основными административными и политическими тенденциями. Их реализация могла бы привести если и не к ликвидации, то к резкому ограничению городского самоуправления, к потере сословием декурионов значительной доли своей власти и влияния на местах, к разрыву между императорской властью и ее основной социальной опорой и вместе с тем к усилению провинциальной администрации, комплектуемой главным образом из сенаторов40. Особенно тяжелые последствия имел бы запрет городам отправлять посольства к императору без одобрения наместника провинции. В условиях того времени это лишило бы императора одного из основных способов осуществления в провинциях своей политики и проверки деятельности провинциальной администрации41. Таким образом, в результате осуществления с.62 рекомендуемых Дионом преобразований власть и влияние сенаторской администрации должны были значительно вырасти за счет всаднической администрации и декурионов.
Все исследователи сходятся на том, что правитель идеального государства предстает в изображении Диона абсолютным монархом и обладает практически неограниченными полномочиями. На этом основании Диона считают сторонником сильной монархической власти42. Однако неограниченные полномочия сами по себе еще не свидетельствуют о сильной власти. Правитель, претендующий на такую власть, должен иметь в своем распоряжении адекватные средства реализации этих полномочий. Необходимо рассмотреть, каково положение правителя идеальной монархии также и в этом отношении.
Статус правителя дионовской идеальной монархии обусловливается прежде всего тем, что он обладает единоличной властью (μοναρχία — 18. 3). Его полномочия почти беспредельны: он назначает всех магистратов и высших сановников (20. 3—
Однако ему не стоит злоупотреблять своей властью и стремиться всегда использовать ее во всем объеме (38. 1). Ему следует во всем проявлять умеренность, быть бережливым в домашних расходах (29. 3), вести тот же образ жизни, что и те, кто его окружает (39. 4). Он не должен допускать никаких чрезмерных почестей со стороны сената и остальных людей, позволять, чтобы основывались храмы в его честь, устанавливались его золотые и серебряные статуи (35). Ему необходимо продать все земельные владения, принадлежащие государству (τα κτήυατα τὰ ἐν τῷ δημοσίῳ ὄντα) за немногими исключениями, а вырученные деньги отдать в долг под умеренные проценты (28. 3)43. Правителю надо постоянно думать, за какие поступки его будут любить некоторые (τίνες) из находящихся рядом с ним, а за какие нет, и исходя из этого строить свою деятельность (38. 2). Более того, он должен управлять общественными делами вместе с благороднейшими (ἄριστοι) людьми, равными ему (ὁμότιμοι)44 (14. 3; 15. 2).
Свои судебные полномочия правитель идеальной монархии, по мысли; Диона, осуществляет вместе с советниками из числа самых почтенных сенаторов и всадников, а также попеременно сменяющихся консуляров и преториев; в решении повседневных вопросов государственного управления он пользуется советами несущих службу в его канцелярии всадников (33). Кроме того, вместе с особым советом, куда входят только сенаторы, он занимается наиболее важными государственными делами: с.63 разработкой новых законов, назначением на высшие посты, распределением почестей и наказаний (15. 1—
Создавая портрет идеального правителя и его окружения, Дион использовал многие реалии эпохи Северов, тем не менее между идеалом и действительностью различий больше, чем сходства. Идеальному императору не хватает многого из того, чем обладали его реальные прототипы.
Могущество императоров в немалой мере было связано с тем, что они были крупнейшими собственниками Римской державы и прежде всего крупнейшими землевладельцами46. При Северах императорские владения значительно расширяются за счет массовых конфискаций во время гражданской войны 193—
То же можно сказать и о предложении Диона правителю препятствовать установлению своего культа. Императорский культ, который придавал личности правителя и его действиям особый сакральный авторитет при Северах и их ближайших преемниках, достиг своего апогея49. Он способствовал укреплению императорского абсолютизма, сплочению вокруг императорской власти различных социальных слоев50. Поэтому выступление против него шло вразрез с абсолютистскими тенденциями северовской эпохи.
Можно отметить определенное сходство между организацией императорского совета в идеальной монархии Диона и реальной — Александра Севера. При этом императоре наряду с обычным Consilium principis смешанного состава действовал также особый «регентский совет» из 16 сенаторов51. Однако и в этом случае сходство, видимо, является чисто внешним. с.64 Как отметил Дж. Крук, упоминание Диона (LXXX. 1. 1) о всевластии Ульпиана в начале правления Александра свидетельствует о том, что «регентский совет» не принимал политические решения, а лишь ратифицировал их, подкреплял своим авторитетом, в то время как «совет благородных» в идеальной монархии Диона должен служить эффективным рабочим органом, которому принадлежит инициатива в решении важнейших вопросов государственной жизни52.
Как уже было отмечено выше, полностью противоречит тенденциям современной Диону эпохи его рекомендация утверждать все важнейшие государственные решения в сенате. Совет правителю — не выделяться своим образом жизни среди окружающих его сенаторов и не допускать по отношению к себе чрезмерных почестей — также должен был представляться в начале
В целом, в облике правителя идеальной монархии можно выделить черты реальных императоров двух разных эпох. Если своими почти неограниченными полномочиями он напоминает Септимия Севера и Каракаллу, то в том, что касается форм и методов реализации своей власти и внешнего ее оформления, он скорее походит на Октавиана Августа, а в некоторых отношениях в своей стилизации под республиканского принцепса сената он идет даже дальше основателя принципата.
На первый взгляд, все это не имеет особого значения. Ведь правитель может в любой момент отказаться от тех ограничений, которые накладывает на его деятельность неукоснительное соблюдение всех формальностей. Да и сами эти ограничения как будто не столь уж велики. В связи с этим большинство исследователей видит в программе Диона отказ сенаторской аристократии от претензий на политическую власть в обмен на сохранение и укрепление ее привилегированного положения, почета и безопасности. Однако если учесть всю совокупность предложений Диона, то все представляется в ином свете.
Реализация программы Диона могла бы привести к тому, что императоры, обладая почти неограниченными полномочиями, оказались бы фактически в изоляции от своей основной социальной опоры — муниципальной аристократии и ориентирующихся на нее широких слоев мелких и средних земле- и рабовладельцев. Кроме того, были бы существенно ослаблены или совсем исчезли бы такие инструменты абсолютной власти, как всадническая администрация, обширные императорские земельные владения и императорский культ. В то же самое время влияние и власть сенаторской администрации должны были бы существенно возрасти. Только через нее императоры могли бы осуществлять свои полномочия. В этих условиях особый совет, состоящий из сенаторов, и в определенной степени весь сенат уже не формально, а реально контролировали бы и направляли деятельность императоров.
Таким образом, идеальное государство Диона имеет лишь внешнее с.65 сходство с абсолютной монархией, а по сути представляет собой, так сказать, принципат Августа навыворот. Если Август был формально лишь первым сенатором, осуществляющим свою власть по воле сената и народа, а фактически — полновластным монархом, то римский император в проекте Диона оказывается формально неограниченным монархом, а фактически лишь первым сенатором, правящим по воле всемогущей сенатской олигархии.
Следует отметить, что Дион закамуфлировал истинную суть своей идеальной монархии столь же мастерски, как Август — суть принципата. На первый взгляд, программа Диона имеет единственную цель — обеспечить императору и всю полноту абсолютной власти, и вместе с тем преданность и поддержку сенаторской аристократии.
Этот камуфляж, возможно, объясняется помимо всего прочего также и надеждой Диона реализовать свою программу с помощью ее адресата54. «Речь Мецената» была создана в правление Александра Севера, в окружении которого Дион играл не последнюю роль55. Очевидно, этому императору она и была адресована56. По мнению современных исследователей, политика Александра Севера была довольно противоречивой. Он стремился опереться на сенат и сенаторскую аристократию и одновременно сохранить преемственность с политическим курсом ранних Северов, представления которых об императорской власти в значительной мере разделял57. Эта двойственность нашла отражение в «Речи Мецената».
ПРИМЕЧАНИЯ