Сулла и Цезарь, две диктатуры
(опыт сравнительного анализа)
с.165 Развитие представления о двух диктаторах, покончивших со свободной республикой и создавших политическую систему Империи, видимо, начинается с «De officiis» Цицерона, проводящего параллель между Цезарем и Суллой и оценивающим обоих в крайне негативном плане. Это сопоставление было развито многими античными историками: Ливием, Флором, Аппианом, Евтропием (Liv. Epit. 89; 115—
С другой стороны, античным авторам не могли не бросаться в глаза такие очевидные факты, как личная вражда между Суллой и Цезарем, поддержка первым оптиматов и консерваторов, а вторым — демократов и популяров. Фактом остается и то, что на протяжении всей политической деятельности Цезаря его главными противниками были сулланцы и их политические наследники, а победа Цезаря над Помпеем и помпеянцами была воспринята самими римлянами как победа над Суллой1. Несмотря на все это, обоих политиков продолжали сопоставлять.
На новом уровне эта концепция появляется уже в историографии XIX века, наиболее ярко она была выражена Т. Моммзеном. с.166 Относясь с достаточным уважением к Сулле и испытывая глубочайший пиетет перед Цезарем, немецкий ученый сопоставил их в плане конструктивных преобразований, выдвинув в отношении Суллы два противоречивых тезиса: Сулла как аристократический реформатор и Сулла как предтеча Цезаря в области конструктивного государственного строительства2. Если Сулла заложил фундамент новой системы, то демократическая монархия Цезаря стала реализацией цельной конструктивной программы преобразований, и само здание было построено уже им3.
Проведение такого рода параллелей характерно и для других исследователей. Так,
Таким образом, налицо наличие определенной проблемы, крайне важной для понимания как «вечных образов» Суллы и Цезаря, так и проблем самой истории Рима, сущности гражданских войн, перехода от республики к империи и самих этих систем. Целью статьи и будет рассмотрение двух диктатур, ставших поворотными пунктами римской истории.
Сходство проявляется, прежде всего, в исходных посылках, наличии определенней традиции, особенности ситуации прихода к власти, объеме и бесконтрольности последней. Обе диктатуры были связаны с древней традицией чрезвычайной власти, достаточно распространенной и не раз спасавшей Рим в V—
Диктатуры V—
Причинами отмирания диктатур стали как их относительно короткий срок, не подходящий для условий новых войн, и нежелание римлян пролонгировать столь большую власть, так и развитие магистратской системы и то обстоятельство, что функции диктаторов могли выполнять и другие магистраты: цензоры (комплектование сената), интеррексы (поддержание континуитета высшей власти), преторы и эдилы (устройство игр и празднеств). С другой стороны, внутренние смуты прекратились и несмотря на подчас сложные положения, Рим не оказывался в военной ситуации, угрожающей его существованию.
Условия кризиса, уже на новом уровне, возродились в Риме эпохи гражданских войн, хотя и тогда диктатуры пытались избегать. В 132 г. строились планы сделать диктатором Сципиона Эмилиана, но план не был реализован, в 122 г. сенат принял «крайнее решение», по сути дела, давшее диктаторские полномочия консулам, это же повторилось в 100 г. при подавлении мятежа Сатурнина. Марианские лидеры предпочли концентрировать власть через консульство, следствием чего были непрерывные консульства Мария (107, 104, 103, 102, 101, 100 и 88 гг.), Цинны (87, 85, 84, 83 гг.) и Карбона (85, 83, 82 гг.)[4]. Дважды в условиях гражданских войн диктатуры избежать не удалось, и в обоих случаях у римлян не было иного правового и реального выхода. В 81 г. Рим оказался в вакууме власти. Консулы 82 г. погибли, и хотя консульские выборы мог произвести и интеррекс, задача приведения в нормальное состояние государства и общества не могла быть выполнена ни одним магистратом, кроме диктатора. Только он мог произвести масштабные перемены в законодательстве, массовое пополнение и изменение состава сената и сохранять военный империй13. Ситуации назначения диктатора способствовал и прогрессирующий упадок значения консульства во
Ситуация 49—
Войну с Помпеем Цезарь вел в качестве консула 48 г., а осенью этого года он был вторично провозглашен диктатором своим коллегой П. Сервилием. По мнению Т. Моммзена, вторая диктатура была rei publicae constituendae, как у Суллы (именно такое дополнение было сделано знаменитым немецким историком в Капитолийских фастах) и не была ограничена конкретным сроком, однако У. Вилькен, видимо, с бо́льшим основанием, полагает, что она имела другие функции, rei gerendae или sedetionis sedandae. Дион Кассий сообщает о назначении на год, вместо положенного шестимесячного срока и пролонгации еще на год осенью 47 г. (Dio. 42. 20—
Существенное изменение происходит после битвы при Тапсе (6 апреля 46 г.), когда Цезарь получил третью диктатуру на 10 лет, видимо, с фикцией ежегодного переизбрания (Dio. 43. 14), а после победы при Мунде (17 марта 45 г.) — четвертую диктатуру, на сей раз пожизненно (App.
Как и Сулла, Цезарь не имел правовых возможностей оформить свою власть иным способом. После законов Корнелия, консул фактически становился спикером сената с очень ограниченным правом ведения войны в Италии или непосредственной близости от нее16. Для больших заморских войн использовался проконсульский империй, но война шла практически повсеместно, и даже полномочия, аналогичные полномочиям Помпея в 67—
Анализ условий возникновения и оформления диктатур
Следующим этапом может быть рассмотрение того, до какой степени диктатуры
Особенностью диктатуры Суллы был ее всеобъемлющий характер и выход за пределы даже весьма обширных полномочий древних диктаторов. Сулланская диктатура была dictatura rei publicae constituendae, что не имеет аналогов с вышеперечисленными видами диктатур. Если древняя диктатура обычно концентрировалась на конкретной задаче, то сулланская диктатура, напротив, касалась всех сфер жизни. По сути, задача была внутренней, и власть соединяла элементы seditionis sedandae и senatus legendi с некоторыми элементами диктатуры военного характера. Даже самые серьезные древние диктатуры такого рода (диктатуры Мания Валерия — 494 г.; Л. Квинкция Цинцинната — 439 г.; А. Корнелия Косса — 385 г.; М. Фурия Камилла и П. Манлия — 368 г.; Кв. Публилия Филона — 339 г.; Г. Мения — 312 г.; Кв. Гортензия — 287 г.)17 не обнаруживают и части тех полномочий, которые имел Сулла. Ни один из диктаторов не проводил столь масштабных репрессивных акций, что вообще было не очень характерно для римских диктаторов. Диктаторы V—
Концепция диктатуры Цезаря, и, возможно, с этого и начинаются различия, была отлична в плане ориентации на внешнюю политику и обеспечение внешней безопасности. Глубинная связь между диктаторами раннего периода и диктатурой Цезаря состояла в выполнении им функций социального посредника и недопущении репрессий. Даже законодательство не играло столь значительной роли в его деятельности по сравнению с соблюдением законов и налаживанием нормальной экономической и политической жизни.
Видимо, наиболее сложный вопрос отличия цезарианской диктатуры — это ее срок. Даже симпатизирующий Цезарю У. Вилькен полагал, что главное отличие второй диктатуры от первой заключалось в том, что диктатура Суллы была временной по определению, даже независимо от конкретного срока, тогда как, объявив себя dictator perpetuus, Цезарь вышел за пределы правового поля22. На этом акте основывались обвинения Цезаря в стремлении к единоличной власти, хотя постоянная диктатура была, возможно, связана и с нежеланием и с невозможностью ограничить себя определенным сроком в условиях гигантской задачи, а возможность abdicatio оставалась и в этом случае. Бесспорное различие диктатур
На этом сходства, видимо, и заканчиваются. Получив огромную власть, оба диктатора распорядились ею по-разному. Различие было и в путях, которыми они шли к этой власти, различие было и в методах, социальной опоре и, в конечном счете, целях. Различными с.171 были итоги и результаты деятельности двух диктаторов и общества, которые они создали.
Путь к власти. Путь Суллы к власти был достаточно легитимен, будущий диктатор не пользовался доверием и симпатией избирателей, и все его выдвижения были связаны с особыми, обычно военными ситуациями, что, во многом могло вызвать его желание исключить комиции из политической жизни. После блестящего старта в качестве претора[2] 107 г. и пленения Югурты, он довольно долго не мог выступить на политической арене, хотя и отличился в кимврской войне, будучи легатом Катула. Даже после этого он с трудом добился претуры, видимо, в 97 г., снова добившись успеха в качестве пропретора Каппадокии. Консульства он достиг лишь в 88 г., в 50 лет, став одним из ведущих полководцев Союзнической войны и породнившись с кланом Метеллов. Дальнейший путь к власти лежал через военный переворот 88 г., Митридатову войну и гражданскую войну 83—
Путь к власти Цезаря, которому многие источники и поздние исследователи приписывают характер узурпации, сложился совсем по-иному. С детства он оказался связан как с популярами и марианцами, так и с центристскими силами, стал жертвой сулланских проскрипций и единственным уцелевшим лидером марианской партии. Процессы и выступления против коррупции крупных сулланцев, защита проскриптов и всех обиженных системой (Sall. Cat. 54), защита жертв репрессий и борьба с senatusconsultum ultimum становились одним из главных элементов его политической деятельности, сочетаясь с поддержкой и предложением конструктивных реформ и эффективной внешней политики. Хотя в сломе сулланской системы участвовали и многие другие группировки и политики, Цезарь принял в этом деятельное участие. В с.172 70 г. он активно поддерживал антисулланские реформы, в 68 г. впервые поднял вопрос о гражданстве цизальпинцев, в 67 и 66 гг. поддержал законы Габиния и Манилия, а в 65 г., став курульным эдилом, добился амнистии серторианцев, реабилитации памяти Мария и других марианских лидеров и объявления убийцами, подлежащими уголовному преследованию всех, получавших деньги за головы граждан во время проскрипций (Suet. Iul. 11), тем самым фактически объявив вне закона это главное дело Суллы. В 63 г. во время процесса Рабирия и в выступлении на процессе катилинариев был поднят вопрос о законе о провокации и сенатской юстиции. В 59 г., став консулом, он ввел принцип гласности, сделав обязательными публикации регулярных отчетов о заседаниях сената и народных собраний (Suet. Iul. 20). С 63 г. (закон Рулла), а затем в 59 г. собственным аграрным законом он начал обширную программу восстановления мелкой и средней собственности, что стало началом грандиозных преобразований26. Хотя в исследовательской литературе имеется тенденция считать эти действия первого этапа политической карьеры Цезаря набором достаточно разрозненных пропагандистских акций27, на наш взгляд, речь идет об обширной, последовательной и органичной программе, в значительной степени реализованной впоследствии.
Это обстоятельство, сочетавшееся с харизматическими данными28, значение которых, видимо, все же не следует преувеличивать, обеспечило Цезарю постоянные победы на выборах, показавшие безусловную поддержку электората: в 73 г. он стал понтификом, в 68 г. — квестором, в 65 г. — эдилом, в 62 г. — претором. Можно говорить о достаточно традиционной карьере аристократа, которую проходили многие знатные римляне, однако, во-первых, следует учитывать сильное противодействие правящих кругов сулланского руководства, а во-вторых, у нас есть данные об особом отношении избирателей. На выборах в преторы 63 г. Цезарь победил в крайне неблагоприятных условиях обвинения против него в соучастии в заговоре Катилины. Тогда же он одержал впечатляющую победу на выборах в великие понтифики, где его соперниками были наиболее заслуженные из тогдашних политиков Кв. Катул и П. Сервилий Ватия Исаврийский, победив своих противников даже в их собственных трибах, что считалось почти невероятным (Suet. Iul. 13; Plut. Caes. 7).
В 60 г. он одержал убедительную победу на консульских выборах. Если ранее «административный ресурс» был на стороне его противников, то с заключением I триумвирата положение стало меняться. Комиции и далее оказывали поддержку Цезарю: в 58 и 55 гг. народ голосовал за его галльское наместничество (законы Ватиния и с.173 Лициния-Помпея проводились через комиции), в 48 г. он стал консулом, в дальнейшем, хотя и более формально, народ вотировал Цезарю диктаторские и консульские полномочия (в 46, 45 и 44 гг.). При всей временами кажущейся видимости «узурпации», власть Цезаря была в полной мере выбором народа, большинства (видимо, подавляющего) старых и новых граждан, римлян и италиков, либертов и жителей провинций. Это отношение народа проявилось в двух поворотных ситуациях, в январе-марте 49 г., когда началась гражданская война, и после ид марта 44 г.
Консульство 59 г. изменило многое. Из критика системы, постоянного оппозиционера и правозащитника (вполне в современном смысле слова), в чьих возможностях были только частные изменения системы, Цезарь превращался во временного главу исполнительной власти и «спикера» оппозиционного ему сената. От него ждали действий, и эти действия последовали. Обширная аграрная программа должна была создать экономическую основу новой системы. Другой закон (lex Iulia repetundarum) заложил основу провинциальной системы Империи, став законодательной базой для борьбы с коррупцией и новой провинциальной политики. Уже во время диктатуры появились другие базовые законы цезарианской системы, lex maiestatis и lex municipalis, первый из которых регулировал общие принципы действия государства, а второй — основы местной и муниципальной жизни.
Второе изменение касалось положения в сенате. Постепенное проникновение в него оппозиционеров и не связанных с системой людей происходит в
Галльский период деятельности Цезаря отмечен изменением политических задач. Это было время ведения, быть может, крупнейшей войны со времен Пунических войн и, вместе с тем, создания мощной силовой структуры в виде армии и «личной партии», способной продолжать борьбу и не допустить потери предыдущих достижений и реставрации сулланской системы. Суть была не в том, что Цезарь этого периода разочаровался в демократических принципах и поддержке народа31 или им изменил32. Маловероятно, что он изменил своим исходным принципам, хотя они, разумеется, подверглись достаточно с.174 глубокому переосмыслению. Дело было в изменении ситуации и особенностях постсулланского Рима, бывшего очень далеким от демократического общества, в котором возможности выборной системы (и это понимали практически все) были существенно ограничены. Борьба на форуме и в сенате продолжалась все
С другой стороны, сулланская и постсулланская элита сохранила в своих руках главные силовые и властные рычаги: армии, провинции, вассальные царства и денежные средства, и именно за них предстояла основная борьба. Ситуация перешла в новое качество, а возможность компромиссов исчерпывалась тем, что все приемлемые для постсулланской олигархии уступки были сделаны.
Цезарь, видимо, считал мирный исход конфликта маловероятным, но сделал все возможное для решения его политическими методами, и именно помпеянцы навязывали противнику жесткий силовой вариант. Есть ряд оснований считать, что их действия могли быть известным повторением действий Суллы33. Расчет Цезаря, видимо, строился на повторении собственного консульства в 48 г., что могло стать новым шагом к изменению положения в сенате. Хотя в 54—
События 49 г. рассматриваются как захват власти Цезарем, который перевел конфликт в новую фазу. При осуждении или одобрении этого шага исследователи, как правило, исходят из того, что именно он стал нарушителем мира. Диапазон мнений колеблется от прямого обвинения Цезаря в развязывании войны до признания, что этот, в целом незаконный, шаг был спровоцирован помпеянцами и оказался оправдан с точки зрения высших государственных интересов. Можно предположить другой вариант: действия Цезаря стали достаточно неизбежными и адекватными ответными действиями на государственный переворот, совершенный верхушкой оптиматов. В 50 г. при голосовании предложения Куриона о взаимном разоружении Цезаря и Помпея 370 сенаторов против 22 высказались в его поддержку (Liv. Epit. 102; App.
Примечательно, что в этой необъявленной войне не приняло участие народное собрание, единственный орган, который имел соответствующую компетенцию. Со своей стороны, впервые появившись в Риме после начала военных действий (1 апреля 49 г.) Цезарь провел через сенат и комиции решение о мирных переговорах с Помпеем, которое, естественно, не было выполнено противником (Caes.
Кампании 49 и 48 гг. показали не только военное, но и, прежде всего, политическое превосходство Цезаря. Эти операции провел не только (и не столько) выдающийся военачальник, сколько выдающийся политик. Сулле понадобилось два года и десятки тысяч жертв, с.176 чтобы сломить сопротивление населения Италии, армия Цезаря прошла через страну за два месяца, практически не встретив серьезного сопротивления и встречая повсюду полную поддержку италийских городов36. В июле-августе 49 г. в Испании без боя сдалась огромная армия помпеянцев. После столкновения при Диррахии и трудностей первого этапа кампании битва при Фарсале стала первым и решающим сражением этой войны. После Фарсала началась диктатура Цезаря.
Политический курс и реформы. Детальный анализ сулланских и цезарианских реформ многократно проводился исследователями37 и в данном вопросе имеет смысл отметить лишь самые общие тенденции обоих законодательств.
Основой сулланских реформ стало создание сильного сената, контролировавшего всю политическую жизнь республики, и правящей элиты, которая управляла Римом вплоть до победы Цезаря. Сенат был увеличен до 300 человек, и в период 79—
Ряд законов и реформ Суллы имели целью фактическое подчинение сенату других ветвей власти. Хотя вопрос о восстановлении сервианской системы комиций достаточно спорен38, диктатор явно пытался исключить народное собрание из политической жизни. Ликвидация трибунской инициативы и права непосредственного обращения к народу, а также ограничение прав самих носителей трибуната, вели к потере независимости комиций от сената, не говоря уже об их статусе суверена. Судебная власть была передана сенату и сенаторам.
Магистратуры превращались в подчиненные сенату органы. Консульская власть, лишенная значительной части военных функций, сводилась к управлению Италией и статусу «спикеров» сената. Цензорская власть была ликвидирована. Дробление функций преторов и квесторов и увеличение их числа усилили их зависимость от сенатской корпорации.
С другой стороны, сулланские реформы не решали ни одной из жизненных проблем римской державы. Решение «союзнического вопроса», намеченное законами Л. Юлия Цезаря (90 г.) и Плавтия-Папирия (89 г.) и продолженное Цинной и умеренными марианцами39, было сорвано Суллой вначале в результате военного переворота 88 г., а затем — повального террора 82—
Сами законы Суллы оказались недолговечными, и даже постсулланская элита не сочла нужным настаивать на их защите, впрочем, в духе своего лидера, считая, что буква закона не имеет существенного значения и ее всегда можно приспособить под волю правящей элиты. Агитация за их отмену началась уже после смерти диктатора. В 78 г. Лепид восстановил хлебные раздачи (в противном случае значительной части населения угрожала голодная смерть) и потребовал возвращения проскриптов и восстановления власти трибунов (App.
Политические реформы Цезаря надолго определили жизнь римского государства. Аграрная программа, о которой говорилось ранее, заменила сулланскую систему более эффективной экономикой, основанной на мощном фундаменте мелкой и средней собственности с развитой средней и крупной собственностью всадничества и муниципальной элиты (значительная часть из которых была уничтожена Суллой), в которой оставалось место и для богатых и даже сверхбогатых людей. Система покоилась на мощном государстве, уже не боявшемся конкуренции крупных состояний олигархов. Подъем Италии при Августе во многом был обеспечен не только мирной жизнью, но и этой структурной организацией, а восстановление мелкой и средней собственности восстановило и экономическую основу армии принципата.
Деятельность Цезаря привела к новому этапу в развитии государственных финансов и росту казны, обеспечившему бурный, постоянный и стабильный экономический рост. После победы Суллы в казне было около 40 млн. сестерциев, к 62 г. — 280 млн., после походов с.179 Помпея — 480 млн. Огромная военная добыча Цезаря дала более
Повальные репрессии Суллы, которые могли повторить помпеянцы, контрастировали со знаменитой политикой милосердия (clementia) Цезаря. Во время кампании в Италии (январь-март 49 г.) все сдавшиеся в плен помпеянцы, включая высшее командование, были отпущены или включены в армию победителя (Caes.
На 40 гг. приходится гигантская правовая реформа, которая проходила достаточно тихо, а временами и медленно, но все же неуклонно и постоянно. С Цезаря началось крупномасштабное распространение прав гражданства в провинциях. Уже в 49 г. гражданские права с.180 получили 1—
Предоставление гражданства в корне меняло отношения человека и общества. Римский гражданин находился под защитой римского права, будучи гарантирован от наиболее жестоких форм насилия, произвола и коррупции. Законы Цезаря о вымогательствах (de repetundarum) и оскорблении величия (lex maiestatis) стали ранее отсутствующей регламентацией отношения населения провинций и римской администрации. Наконец, массовые дарования прав вели к постепенному исчезновению непроходимой грани между провинциалом и римлянином, что снимало напряженность и в тех районах, которые еще не получили гражданских прав. Империя временами замедляла этот процесс, но все же постоянно его продолжала41, что, наряду с военной защищенностью и созданием условий для экономического оживления, изменило жизнь провинций и провинциалов.
Чисто внешне реорганизация сената Цезарем может напоминать сулланскую. Сенат был увеличен до 900 человек (Suet. Iul. 41. 1; Dio. 43. 47), а число магистратов до 40 квесторов, 14 преторов и 8 эдилов (Dio. 43. 4). Фактическая отмена цензуры вела к автоматическому пополнению сената за счет новых квесторов. Цезарь обеспечил и преобладание своих сторонников. Если из 29 консуляров 49 г. 16 были противниками Цезаря в гражданской войне42, то к 44 г. в сенате оставалось от 3 до 7 консуляров-помпеянцев. Остальные стали жертвами гражданской войны. Наоборот, из 24 или 25 консуляров 44 г. 8 были его легатами, выдвинувшимися в галльских и гражданских войнах, а 7 — бывшими политическими союзниками старшего поколения. Примерно такая же картина сохранялась на всех этажах сенатской структуры. Даже несмотря на то, что уцелевшие помпеянцы сохранили свои места в сенате, а их младшие поколения сохранили все возможности политической карьеры, сенат становился цезарианским, и процесс этот должен был подойти к завершению достаточно быстро.
Вместе с тем, цезарианский сенат представлял не только победившую партию, но обеспечивал определенное представительство различных частей элиты и политических сил. Среди сенаторов было много выходцев из сенаторских и всаднических семей, а также homines с.181 novi — бывших простых солдат и недавно получивших права гражданства провинциалов. Наиболее широко были представлены италийские муниципии, представлявшие большинство граждан. Из представителей римского правящего класса, противостоящего бесправному населению, сенаторы в известной степени становились представителями этого населения, получившего права гражданства, и в эпоху Империи национальная и социальная структура сената, при отсутствии принципов прямой выборности, более или менее представляла национальную и региональную структуру населения, имевшего гражданские права. Перспективой было и развитие раздавленного в сулланском Риме местного самоуправления, процветавшего при Империи.
«Конституция» Суллы силой оружия продержалась чуть более 10 лет, сулланская элита и глубинные структуры дожили до гражданской войны 49—
Итоги. Вероятно, последнее различие касается финала и итогов. Отставка Суллы вызвала одну из самых оживленных дискуссий в мировой историографии. Большинство исследователей, видимо, совершенно справедливо считают ее добровольным актом43. Другим предметом полемики стал вопрос, было ли это действие Суллы обычным снятием чрезвычайной магистратуры, совершенным в положенный срок44, или, как это изображают источники и как это, видимо, воспринимали римляне, достаточно неожиданным (по крайней мере, внешне) отказом от огромной, бесконтрольной диктаторской (в современном понимании) и монархической по сути власти45. Очевидность второй точки зрения привела к появлению логичной, но не находящей подтверждения в источниках точки зрения Ж. Каркопино о том, что отставка была вызвана давлением оппозиции в собственном окружении диктатора46. По всей вероятности, отставка действительно была «добровольной», если бы Сулла решил остаться у власти, фронда окружения едва ли могла ему помешать.
Еще более сложный и интересный вопрос заключается в том, почему он принял это решение. Исследователи объясняют последнее либо «сознанием выполненного долга» (Т. Моммзен), либо, наоборот, с.182 разочарованием и пониманием бесперспективности своей политики47. На наш взгляд, речь идет не об отсутствии перспективы, а о наличии обратной перспективы скорого краха.
Критическое положение римского общества в 80—
Крах был реален, и все же, сняв диктатуру, Сулла не уходил из политики49. Он сохранял статус самого высокопоставленного сенатора, огромное богатство, влияние и подавляющий страх перед одним его именем, а его преемниками стали ближайшие соратники, многие из которых (Метелл Пий, Лукуллы, Аппий Клавдий, Сервилий Ватия, Помпей и др.) находились с ним в близком родстве50. Это был не столько уход от власти, сколько уход от ответственности, которую Сулла со свойственной ему циничной откровенностью переложил на свое окружение, которое позже ответило ему «заговором молчания» вокруг его деятельности и сохранением системы при отказе от личности ее создателя.
Итогом диктатуры Цезаря стал выход из внутреннего кризиса, масштабные преобразования и начавшийся экономический подъем. Однако, видимо, главным итогом стало создание системы военной и политической безопасности, определившей всю последующую жизнь Империи. В 90—
Сделанный выше обзор позволяет сопоставить две диктатуры, за которыми стояли два разных политических принципа. Сходство прослеживается в исходной ситуации и определенных внешних и формальных атрибутах, различие касается глубинных факторов: путь к власти и методы проведения законов, правовые факторы и методы проведения политики, сущность ее основных направлений. Различными были цели, результаты и политические итоги, а рождение Рима Цезаря стало результатом преодоления сулланского Рима.
Историческая традиция провела с двумя диктаторами сложную метаморфозу, в ходе которой «герой» и «антигерой» поменялись местами. Сулла, бывший создателем республики последнего века, оказался слишком одиозен для этой роли. Хотя в историографии делались попытки его реабилитации, идеализация республики и идеализация ее создателя оказались мало совместимыми задачами, и диктатор прочно занял место жестокого тирана, уступив место «героев» деятелям своего окружения Метеллу Пию и Катулу, Лукуллу и Помпею и их политическим преемникам, в числе которых были не только Метелл Сципион или Домиций Агенобарб, но и Катон, а позднее Брут и Кассий. Несмотря на глубоко различное отношение к этим политикам, их преемственность хорошо осознавалась традицией.
Образ Цезаря стал жертвой пропаганды с обеих сторон. Пропаганда Августа, сознавая преемственность и признавая «определенные заслуги» Цезаря, заслонила его фигурой Августа. Быть может, в этой идее были отдаленные предпосылки образа «гениального неудачника», созданного Г. Ферреро, дань которому отдавали и такие выдающиеся исследователи, как Э. Мейер и Р. Сайм. Эта же традиция сделала с.184 Цезаря символом монархии, в определенной мере противопоставляя его принципату Августа, символом, воспеваемым монархически настроенными учеными, писателями и публицистами и, наоборот — воплощением единовластия, монархии, тирании, авторитаризма и даже тоталитаризма в глазах многих поколений революционеров и республиканцев. Создавался образ Цезаря-монарха в позитивном плане и Цезаря-тирана в негативном. На первый план выдвигалось то, что Цезарь захватил единоличную власть, при этом забывалось, зачем он это сделал.
Антицезарианская пропаганда создала другой миф. Наряду с детально проанализированным
Была ли неудачей эта вторая диктатура
Сам Цезарь погиб в разгар осуществления своих планов. Приговор, вынесенный двадцатилетнему юноше самим Корнелием Суллой, спустя много лет был приведен в исполнение последним поколением его идейных преемников. Но было уже поздно. Сулланская система рухнула, а в момент убийства заговорщики фактически подписали смертный приговор самим себе. Быть может, понимание этого обстоятельства не позволяло глубоко рациональному мышлению Цезаря до конца поверить в реальность заговора. Иррационализм ненависти столкнулся со спокойным мужеством и сознанием выполненного долга. Мужественная смерть, не похожая на смерть тирана, не была скрытой формой самоубийства или безразличием смертельно уставшего человека, на что намекает Светоний (Suet. Iul. 79). Выдающийся полководец погиб в своем последнем бою, как ранее при Мунде, бросившись в гущу врагов. Диктатор мог воспользоваться помощью друзей, телохранителей или солдат, он мог просто не явиться в сенат, сославшись на нездоровье, тем не менее, он предпочел остаться один, одержав свою последнюю, быть может, самую большую победу. Вспоминается красивая, любимая римлянами легенда о полководце Деции Мусе, бросившемся в гущу врагов без всякой надежды остаться живым, обрекшем себя и войско врагов богам манам и ценой жизни вырвавшем победу из рук противника (Liv. VIII. 9). В отличие от героя древней легенды, в момент нападения Цезарь спокойно занимался текущими делами вполне в духе наступающей новой, более цивилизованной эпохи.
ПРИМЕЧАНИЯ