Московский университет
К проблеме исследования римской Аквилеи I в. н. э.
Пермский ун-т, 1992. С. 50—56.
Цицерон
с.50 Сколь хорошо ни была бы изучена Римская история, все же имеется множество проблем, исследование которых еще ждет завершения. В числе их история отдельных областей, городов, из которых складывается представление о древнеримской цивилизации.
Выбор Аквилеи не случаен. Основанная в 181 г. до н. э. как колония латинского права1, она становится городом, призванным защитить Северную Италию от галльских полчищ, прибывавших через Альпы2 и одновременно опорой Рима в предстоящей борьбе за проникновение в Истрию3. Будучи удобно расположенной на побережье Адриатики, Аквилея постепенно превращается в один из богатейших городов Италии, важнейший торговый и политический центр, а при Августе становится столицей X региона Италии4. Можно предположить, что к началу Империи Аквилея принадлежала Италии и могла изменить свой статус.
Исследователь располагает разрозненным и разнообразным материалом. Очень важными представляются эпиграфические источники. Кроме вошедших В XIX в. в Corpus Inscriptionum latinarum надписей XX век дал огромное количество эпиграфических данных, в том числе из Аквилеи5, значительная часть которых пока не введена в с.51 научный оборот. В совокупности с письменной традицией и археологическими данными надписи составят фундамент для изучения Аквилеи императорской эпохи.
Согласно источникам, по постановлению сената в 181 г. до н. э. у подножья Восточных Альп была основана колония латинского права Аквилея. Это произошло при двух консулярах — Публии Сципионе Назике и Гае Фламинии, а также при преторе Луции Манлии Ацидине6. Место было выбрано недалеко от побережья Адриатического моря, на равнине между реками Алза (совр. Анза) и Натизо (совр. Натизоне)7. Древняя часть города в настоящее время удалена от морского побережья8. Известно, что в результате наделения землей колонистов местное население потеряло свыше 40 тыс. га9. Кроме земли оно должно было лишиться и полезных ископаемых, в частности, золота, добываемого на местных рудниках (Strabo, IV, VI, XII). Население было представлено преимущественно карнами, а также нориками — таурисками (Strabo, IV, VI, 9). Поскольку карны принадлежали к кельтам, колония Аквилея фактически была основана на галльской земле10. Почитаемый в Аквилее бог Белен (Herod., VIII, 3, 8) являлся кельтским божеством11. Судя по надписям, уже в римское время жители Аквилеи почитали богов, которых называли Зевсом12, Геркулом13, Либером14.
Следуя Н. А. Машкину, подчеркнем, что цель основания колоний в эпоху Республики была стратегической15. Колонии отражали величие Рима16. Как пишет Х. Шмидингер, Аквилея — это красноречивый пример непревзойденной дальновидности римлян, так как при основании колонии были учтены военные, политические интересы с экономическими17.
Во II—
Эпиграфические источники знакомят с разными жителями Аквилеи, как свободными20, так и вольноотпущенниками21, рабами22. В городе находилось много торговцев23. Известны имена состоятельных людей, в том числе из большого семейства Л. Самиария24, построивших, либо отремонтировавших, мост через реку в своем городе. Имена жителей Аквилеи не всегда римские (например, вероятно, кельтское с.52 Бурдо25, безусловно кельтское Дерцелон26, иллирийское Даза27 и др.). На основании публикаций последних лет можно указать три рода, происходящих из Пренесте, живших в Аквилее со времени основания колонии. Это Диндии28, Самиарии и Тампии29.
Любопытны свидетельства нахождения в Аквилее солдат30, моряков31, военных трибунов32, центурионов, в том числе флотских33 и триерархов34. Ветераны, оседавшие в Аквилее, тоже оставили надписи с указанием места службы и времени ее завершения35. Содержание посвящений и эпитафий позволяет утверждать, что в Аквилее находились как сухопутные, так и морские воинские подразделения.
Упоминание Аквилеи I в. связано в литературной традиции только с событиями гражданской войны 68—
У античных авторов несколько больше сведений об экономическом положении Аквилеи в I в. Они указывают на хорошо возделанные долины (Strabo, IV, VI, 9), высокий уровень земледелия (Herod., VIII, 2, 3; Strabo, IV, VI, 9), в том числе садоводства и особенно виноградарства и оливководства (Herod., VIII, 2, 3; 4, 5; Strabo, V, I, 8). Судя по описанию Геродиана,. эти места отличались красотой (VIII, 4, 5). Характерным для описания Аквилеи является слово «изобилие» (Strabo, IV, VI, 9; Herod., VIII, 6, 3; 5, 3; 2, 6).
По-видимому, скотоводство в Аквилее было менее развито. По крайней мере вначале ее жители приобретали скот в обмен на вино и оливковое масло (Strabo, V, I, 8). В дальнейшем же они научились разводить скот (Herod., VIII, 5, З). Страбон сообщает об обилии в Аквилее разных товаров, как местного производства, так и привозных. Это свидетельствует о развитии торговли.
с.53 Близость морской гавани позволяла аквилейцам вести торговлю с иллирийцами и жителями других заморских территорий (Strabo, V, I, 8). Прекрасно была организована и сухопутная торговля. От Рима через Тиррению и Умбрию к областям Аримина шла Фламиниева дорога (Via Flaminia). Продолжение ее до Бойонии и Аквилеи получило название Эмилиевой дороги (Via Aemilia; Strabo, V, I, II). При Августе Аквилея уже располагалась на пересечении двух больших консульских дорог — Постумиевой (Via Postumia (и Юлиевой Августовой (Via Julia Augusta)38. Строительство дорог способствовало развитию города в начале Империи. Кроме того, были и другие дороги (например, до Навпорта — Strabo, IV, VI, 10), а также речные пути, прежде всего по рекам Алза и Натизо. Известна дорога через перевал в Альпах у горы Окра, недалеко от Аквилеи (Strabo, VII, V, 2).
Таким образом, существовала довольно густая сеть разнообразных путей передвижения и торговли. Она служила удовлетворению не только экономических, но и стратегических, культурных интересов. (Вот как об этом пишет Геродиан. В Аквилее всегда было много товаров — и пища, и питье, и одежда, и обувь (Herod., VIII, 6, 3). Эти вещи могли производиться в самом городе (тогда можно говорить и о развитии ремесел), либо являлись продуктами торговли. Аквилея»…предоставляла для торговли тем, кто в нее приплывал, все необходимое с материка посуху и по рекам, а привозимое по морю, необходимое жителям материка, то, чем их страны… не изобиловали, отправляла во внутренние области» (Herod., VIII, 2, 3). В источниках, как правило, фигурируют слова «товары», «грузы» (Strabo, IV, VI, 10), но не всегда указываются какие именно. Тем не менее известно, что Аквилея была крупным поставщиком вина и оливкового масла (Strabo, V, I, 8; Herod., VIII, 2, 3; 4, 9). В обмен город получал рабов, скот, кожу (Stabo, V, I, 8), смолу, деготь, воск, мед, сыр (Strabo, IV, VI, 9).
Развитие торговли привело к увеличению численности, в том числе проживающих в Аквилее (Herod., VIII, 2, 4). Они очень гордились принадлежностью к своему городу. На базе статуи в честь Филиппа II (244—
Аквилея представляла собой населенный пункт, сначала небольшой, в форме четырехугольника. В дальнейшем город расширялся, чему был поставлен предел в период Империи. Аквилея была обнесена стеной (Herod., VIII, 2, 5), остатки которой можно видеть и сейчас. Археологические материалы позволяют судить об уровне благосостояния и благоустройства Аквилеи. Геродиан сообщает о том, что в городе было несколько храмов (VIII, 4, 7). В настоящее время раскопаны храм, театр, амфитеатр, что указывает на уровень культуры аквилейцев. Обнаружены арка, два акведука для снабжения города водой. Геродиан приводит сведения о многочисленных колодцах (VIII, 2, 6). Археологами найдены палестра с отапливаемым помещением, многочисленные жилища, тротуары, часть длинной пристани, что подтверждает данные о совершенном оснащении порта42. Раскопки выявили замечательную серию бюстов, статуй, собрание дутого стекла, тонко обработанного янтаря, много мозаик с обилием надписей43, а также алтари, разные предметы из мрамора и бронзы, вазы, оружие и др.44.
На наш взгляд, приведенные материалы свидетельствуют о достаточно высоком уровне культуры в Римской Аквилее, о стремлении аквилейцев к красоте и о существовании в городе мастеров, владеющих ремеслами, занимающихся искусством, архитектурой, фортификацией. Эти материалы позволяют наметить аспекты изучения истории Аквилеи, что в нашей науке делается впервые. Такое исследование облегчит разрешение более общей проблемы — социально-экономической и политической истории Римской империи эпохи Принципата.
ПРИМЕЧАНИЯ