Перевод с англ. С. Э. Таривердиевой и О. В. Любимовой.
I. Отношение Августа к Цезарю | 336 | |
II. Цезарь у Ливия и в другой прозе | 343 | |
III. Цезарь в поэзии времен Августа | 345 | |
IV. Обожествление и отделение | 354 |
с.334 В 1843 г. швейцарский комментатор Горация Иоганн Каспар фон Орелли отметил в obiter dicto[1], что поэты эпохи Августа не слишком прославляли имя Юлия Цезаря. Он предположил, что они неосознанно избегали восхвалять человека, чьи свершения грозили бы затмить свершения самого Августа1. Другие критики согласились с мнением о малозаметности Цезаря, но предположили, что инициатива могла исходить прямо от Августа. Распространялись разные гипотезы: возможно, Август завидовал недосягаемому военному дарованию Цезаря; возможно, он испытывал неудобство от того, что Цезарь разрушил Республику, или стремился отвлечь внимание от сходства методов Цезаря с его собственными и так далее. Таким образом, в течение XIX и начала XX вв. молчание поэтов о Цезаре не вызывало у исследователей серьезных споров2.
В 1988 г. эта идея известна всем, так как ее настойчиво продвигал сэр Рональд Сайм. Сайм подхватил предположение, что поэты эпохи Августа отодвинули Цезаря на задний план, и придал ему гораздо более широкую известность, чем ранее, — отчасти за счет личного авторитета, отчасти за счет настойчивости, с которой он ее проповедовал3. Но еще более важная особенность представления этой с.335 идеи у Сайма и причина того, что сегодня ее обоснованно связывают с ним, состоит в том, что он встроил ее в обширную и динамичную систему. Сайм указал на другие признаки того, что Август испытывал неудобство в связи с Цезарем, и показал, что трактовку Цезаря в поэзии можно рассматривать как один из этапов основательной подготовки общественного мнения. Предположения Сайма и доводы, которыми он аргументирует свое мнение, можно кратко изложить его собственными словами с помощью трех отрывков. Они взяты из разных работ, но приведенная ниже последовательность правильно передает его мысль:
Одной из важнейших двусмысленностей, связанных с Августом, является отношение наследника Цезаря к Цезарю. Будучи «сыном Божественного», он, однако, стремился легитимизировать себя в республике и через республику; диктатора, как и триумвира, лучше было забыть. Литераторы, наиболее точно отражающие мнение правителя, а именно, Вергилий, Гораций и Ливий, говорят (или не говорят) о диктаторе Цезаре одно и то же (Tacitus 1. 432—
Ливий испытывал серьезные сомнения: стало ли рождение Цезаря благословением или проклятьем? Август упрекал его, называя помпеянцем. Император и его историк понимали друг друга. Настоящий Помпей был предан политическому забвению и погребен под лживыми восхвалениями, воздававшимися покойному. Им нужен был не честолюбивый и вероломный династ, но Помпей, павший как враг Цезаря, как защитник свободного государства от военного деспотизма. Когда Вергилий сопоставляет вождей-соперников в «Энеиде», то проводник Энея у него убеждает Цезаря разоружиться перед Помпеем… За исключением этого скрытого упрека, во всем эпическом изложении славного прошлого Рима нет ни слова о Цезаре… щит Энея позволяет бросить взгляд на загробную жизнь: с одной стороны — Катилина в аду, вечно истязаемый фуриями, с другой — идеальный Катон, дающий мудрые законы блаженным умершим… Вергилию не было нужды говорить, где находится Цезарь, — с мятежным союзником или с почтенным противником, память которого очернял после смерти. И Гораций в «Одах» ни разу не упоминает диктатора Цезаря. Там присутствует лишь Iulium sidus[2] — душа Цезаря, очищенная от всех земных пятен и превращенная в комету (The Roman Revolution 317—
Августу было выгодно отмежеваться от Цезаря: один разрушил республику, а другой восстановил ее. Как это можно было сделать? Легко и под самым красивым предлогом. Цезарь был обожествлен, он более не был смертным. Когда наследник Цезаря, долгое время возглавлявший римское государство, тоже умер, то в его похоронной процессии были пронесены изображения его предков, а также великих полководцев прошлого. Среди них был Помпей Великий, но Цезаря не было. Уловка Августа очевидна. Он эксплуатировал божественность своего родителя и выставлял напоказ титулатуру «сын Божественного». Все остальное о проконсуле и диктаторе Цезаре лучше было забыть (Roman Papers 1. 214).
В данной работе я намерен оспорить эту интерпретацию и предложить иную оценку публичного образа Цезаря в Риме. Аргументы Сайма устанавливают пределы моего исследования. Я рассматриваю не 44—
Самым прямым указанием на положение Цезаря в правление Августа является ряд официальных мероприятий в его честь. В 42 г. триумвиры настояли на возведении храма Божественного Юлия в том месте, где было кремировано его тело, возле Регии. Неясно, принадлежал ли его окончательный план одному Октавиану или же был совместным. Но к тому моменту, как храм Цезаря был посвящен в 29 г., он уже стал замыкающим строением для настоящих пропилеев, протянутых через восточный конец Римского форума6. Август воздвиг триумфальную арку в честь своей Актийской победы с южной стороны храма — и ему было настолько важно сохранить это место, что когда спустя десять лет было решено воздвигнуть ему еще одну арку, он предпочел снести первое строение и перестроить его, вместо того, чтобы занять новый участок7. Внутри храма статуя нового бога занимала выигрышную позицию, на которой была хорошо видна людям, проходившим через форум, как известно из упоминаний Овидия и Стация8.
с.337 Хотя строительство почти наверняка было закончено к 29 г.9, Август задержал посвящение храма до своего возвращения в Рим и совершил его через три дня после своего тройного триумфа в августе10. Он украсил храм сокровищами, привезенными из Египта, и отметил посвящение играми, которые продолжались несколько дней11. Вероятно, примерно тогда же он назначил своего зятя Секста Аппулея новым жрецом Божественного Юлия12.
Храм Цезаря, построенный таким образом, играл необычную роль в ведении общественных дел на форуме. Выступающий подиум служил трибуналом, подобно рострам на противоположном конце форума. Это соответствие было подчеркнуто, когда к подиуму храма Цезаря прикрепили носы кораблей, захваченных при Акции (Cass. Dio 51. 19. 2). Иногда трибы сходились здесь на законодательное собрание13, но наиболее любопытная эволюция состояла в том, что на похоронах членов императорской семьи полифонические похвальные речи стали произносить с трибуналов в обоих концах форума. В двух известных нам случаях — похороны Октавии и самого Августа — император говорил с подиума храма Цезаря, а менее выдающийся панегирист — со старых ростр14. Чем бы ни руководствовались триумвиры в 42 г., храм Цезаря в итоге стал местом семейного культа, который в то же время был полностью интегрирован в государственную религию. Это был общественный памятник, соответствующий Мавзолею, который Август построил за померием и который символизировал величие его семьи более традиционным и частным образом.
Поскольку храм имеет некоторое отношение к тезису Сайма об отсутствии с.338 изображения Цезаря на похоронах Августа, здесь столь же уместно ответить на это, как и в любом ином месте. Для Сайма его отсутствие еще больше подчеркивает официальное молчание, окружающее память Цезаря. Но существует ряд соображений, которые препятствуют такому толкованию. Во-первых, Дион Кассий, наш источник в данном случае (56. 34. 2), ясно дает понять, что предписание об изображении Цезаря являлось почетным и восходило к первым годам нового культа. Цезаря нельзя было проносить среди предков ни на чьих похоронах, так как считалось, что он существует на высшем уровне как бог. Эта политика была установлена не во время принципата Августа, но на много лет раньше, в 42 г. до н. э., когда триумвиры издали весь пакет законов, направленных на прославление Цезаря (Cass. Dio 47. 19. 2). Более того, после обожествления Августа эта же политика распространилась и на него, и его бюст тоже пропал из римских похоронных процессий (56. 46. 4). Наконец, наличие или отсутствие маски Цезаря на похоронах Августа следует рассматривать в контексте всех церемоний в целом. Процессия проследовала на форум и там остановилась, чтобы выслушать похвальные речи. Наследник Августа, новый император, выступал из портика храма Цезаря под взглядом статуи Цезаря, которая была видна всем скорбевшим (56. 34). Конечно, те, кто планировали церемонию, верно рассудили, что актер в маске Цезаря не смог бы усилить эффект от этого зрелища.
Хотя храм Цезаря был самым ярким напоминанием о покойном диктаторе, это не единственный памятник, который Август ему построил. До своей смерти Цезарь начал строительство нового здания сената, которое собирался назвать своим именем. Август завершил это начинание и в 29 г. посвятил курию Юлия «в честь своего отца», как сообщает Дион Кассий (44. 5. 1—
В начале следующего десятилетия Цезарь стал изображаться на новой серии монет, прославляющих его обожествление. Монеты были трех видов: изображение звезды Юлия в сопровождении легенды «Divus Iulius»; голова Цезаря, увенчанная его кометой, и примечательная картина, на которой Август возлагает звезду на голову своего божественного отца15. Только с.339 второй вид имеет сходство с предыдущими выпусками; в целом, звезда или комета более настойчиво подчеркивались на новых монетах, чем на монетах в честь Цезаря, выпущенных до Акция.
Во 2 г. до н. э. Август посвятил Марсу Мстителю храм, который дал обет построить перед битвой с убийцами своего отца в 42 г. За это время компетенция бога расширилась, и он стал карать не только за злодеяния против отца отечества, но и за другие преступления против народа. В храме Марса были помещены знамена легионов, которые парфяне захватили у армии Красса, а Август, наконец, возвратил, и этот храм стал местом демонстрации римской военной мощи16. Однако в новом проекте Цезарь сохранил важное место. В храме хранился его меч и, вероятно, статуя17, а изображения его родственников из рода Юлиев стояли вдоль стены в большой экседре портика, окружающего храм и форум с северо-западной стороны18.
И наконец, пропагандируя культ нового бога, который теперь с видного места с.340 охранял римское государство, Август продолжал увековечивать земные свершения Цезаря. Между мартом и августом в календарях имеется пять праздничных дней, отмечающих решающие сражения гражданской войны19. Шестой официальный праздник 12 июля отмечал день рождения Цезаря, а одиннадцать дней в конце этого месяца были отведены для увеселений в рамках игр в честь Победы Цезаря20. Только в 19 г. до н. э. праздники и игры в честь Августа превзошли праздники и игры, посвященные его отцу. Таким образом, в течение всего года жителям Рима напоминали о полководческом искусстве Цезаря, так же, как и о его новообретенной божественности. Именно в связи с этими празднествами Овидий и вставил упоминание о годовщине битвы при Тапсе в свою календарную поэму. В IV книге «Фаст» (377—
Собеседник Овидия мог быть чистой выдумкой, но сам этот случай был реальным. Римская общественная жизнь содержала множество праздников, памятников и изображений, которые поддерживали память о Цезаре и тем самым постепенно включали его в набор символов, которые граждане связывали с идеей государства. И главный импульс в этом процессе бесспорно исходил от Августа, который после смерти Цезаря расширил и без того немалые почести, полученные Цезарем при жизни. Конечно, эти почести отставали от преклонения, изливавшегося на самого Августа. Культ Божественного не перехватывал потоки чувств и расчетов, которые вызывал живущий властитель, и даже военную славу Цезаря затмили более обширные политические успехи Августа в распространении римской власти за пределы государства. Но тем не менее Цезарь сохранял важное место в гражданской религии нового режима; его не вытеснили для того, чтобы выше вознести Августа21.
с.341 Не считая официальных памятников и церемоний, которыми Август почтил своего отца, он имел возможность рассказать о нем в двух опубликованных сочинениях. В силу разных причин они проливают мало света на статус Цезаря в этот период, но о них следует упомянуть. Текст «Деяний» находился среди тех бумаг, которые Август велел вскрыть после своей смерти. «Деяния», аналог надписей, посредством которых великие люди обычно прославляли себя и увековечивали свои отличия, откровенно эгоцентричны, и другие люди там упоминаются, только если имеют отношение к карьере Августа. В «Деяниях» содержатся четыре упоминания о Цезаре (где каждый раз он назван не по имени, а как «родитель» или «отец» Августа): об убийстве Цезаря, за которое Август обязан был отомстить убийцам; о должности верховного понтифика, которую занимал Цезарь и на которую Август мог по праву притязать после смерти Цезаря; о завещании Цезаря, предусматривавшем выплаты гражданам, для чего Август собирал деньги; и о строениях, начатых Цезарем и завершенных Августом22. Очевидно, что Цезарь здесь выступает всего лишь фоном для Августа, но видеть в этом изображении намеренно антицезарианский уклон было бы ошибкой. Отчет в «Деяниях» начинается с деятельности Августа после смерти Цезаря и соответствует законам жанра, который, в отличие от автобиографии или исторического повествования, предпочитает факты и цифры анализу и размышлениям. Поэтому просто в силу формальных соображений вряд ли можно ожидать более подробного рассказа о Цезаре. Более того, Цезарь обойден вниманием не больше, чем остальные важные лица, упомянутые в документе. Агриппа и Тиберий играли ключевые роли в правление Августа и все же о деятельности Агриппы упомянуто лишь дважды23, а о деятельности Тиберия — только трижды24. Стиль упоминаний, где Цезарь обозначен по своей степени родства как отец, а не по имени, тоже соответствует образцу, заметному во всем тексте «Деяний». Тиберий представлен как сын (8. 4) или пасынок (27. 2, 30. 1); Гай и Луций как сыновья (14. 1, 20. 3, 27. 2), а Марцелл как зять (21. 1)25. Если Цезарь низведен до того же уровня, что и все остальные, то это отражение скорее литературной стратегии этого документа, чем политики в отношении Цезаря.
с.342 О другой работе, в которой Август имел возможность рассказать о Цезаре, можно сказать не так много, потому что не так много известно, но бесспорно, что Цезарь занимал в ней более заметное место. В конце
Мы не знаем, как Цезарь был представлен в этой части автобиографии. Но несколько цитат из следующих ее частей с упоминанием Цезаря не бросают на него тени28, и нет причин предполагать, что содержание первой книги было враждебным. Напротив, могут быть некоторые основания считать, что оно было доброжелательным. Неизвестно, когда, но почти наверняка — при жизни Августа, Николай Дамасский опубликовал на греческом языке жизнеописание Августа, значительные части которого (описывающие его юность и убийство Цезаря) сохранились в византийских сборниках29. Отчасти потому, что Николай сообщает некоторые подробности домашней жизни своего героя в пору его молодости, многие предполагают, что его с.343 главным источником была автобиография Августа30. Если это так, то крайне благоприятное изображение Цезаря у Николая Дамасского тоже может следовать направлению, заданному в автобиографии.
Если нельзя указать ни на один очевидный поступок, с помощью которого Август пытался скрыть и умалить фигуру Цезаря, то теорию об антицезарианской политике приходится обосновывать тем, что результаты этой политики обнаруживаются в других местах. Действительно, стратегия Сайма именно такова. Здесь будет показано, что его доводы основаны не на том, что сделал Август, а на том, что современники сказали или не сказали о Цезаре. Его главный свидетель — Ливий.
В истории Рима, написанной Ливием, рассказ о карьере Цезаря занимал целых четырнадцать книг (103—
ingens naturae beneficium, si illud in iniuriam suam non vertat hominum furor: nunc quod de Caesare maiori vulgo dictatum est et a Tito Liuio positum, in incerto esse utrum illum magis nasci an non nasci reipublicae profuerit, dici etiam de ventis potest; adeo quicquid ex illis utile et necessarium est non potest his repensari quae in perniciem suam generis humani dementia excogitat[3].
Главным образом на основании этого отрывка Сайм называет Ливия представителем антицезарианского течения, которое, по его мнению, стартовало после Акция. Но даже если бы можно было согласиться, что это замечание полностью выражает направленность рассказа Ливия, то оно все же не содержит в себе того, что требуется. Во-первых, дилемма, связанная с Цезарем, видимо, является высказыванием, о котором Ливий сообщает, но автором которого не является — vulgo dictatum est et a Tito Livio positum[4]. Из слов Сенеки неясно даже, согласен ли был с этой формулировкой сам Ливий. Более того, если контекст, в котором Сенека цитирует его, имеет что-то общее с первоначальным контекстом, то в целом это не отрицательная оценка. Идея Сенеки о ветре состоит в том, что сам по себе ветер — благо, и причиняет вред лишь потому что используется с дурными целями. Если Ливий сходным образом рассматривает карьеру Цезаря, то его с.344 описание следует счесть скорее оправдательным, чем осуждающим31. Но не нужно видеть в формулировке Ливия нечто большее, чем композиционный прием. Разумеется, контекст, в котором Ливий скорее всего стал бы сравнивать хорошие и дурные последствия деятельности диктатора — это посмертный отзыв после рассказа об убийстве32. В таком случае, этот вопрос — не более чем обрамление, которое позволило Ливию представить соображения в пользу обоих вариантов. Римские историки обычно строили посмертный отзыв так, чтобы уравновесить хорошие и дурные стороны деятельности человека33. Если Ливий всего лишь следовал этому правилу, это мало говорит о его итоговом суждении о Цезаре и, конечно, не свидетельствует, что, по мнению Ливия, рождение Цезаря было проклятием34.
Хотя пристрастия Ливия не поддаются определению, следует подчеркнуть, что четырнадцать книг, которые он посвятил цезарианскому периоду, представляли собой наиболее полную картину этой эпохи и что он писал этот рассказ при жизни Августа. В двадцатые годы или несколько позже Азиний Поллион также опубликовал историю гражданских войн в семнадцати книгах35. Как было отмечено выше, Август и сам описывал годы правления Цезаря в первой книге своей автобиографии. Николай Дамасский включил в биографию Августа, которая была опубликована в правление Августа, длинный рассказ о смерти Цезаря36. В каком бы свете ни представал Цезарь в этих сообщениях, ясно, что с.345 его карьера не попала под запрет, препятствующий Августу или кому-либо иному писать о ней.
Но сделаем еще шаг вперед. Сайм считает, что Август отодвинул Цезаря в тень, потому что ответственность Цезаря за гражданскую войну и его диктатура сделали его слишком противоречивой фигурой, чтобы принять и прославлять его в восстановленной республике. Такое предположение, конечно, не отдает должного косметическому арсеналу, который при необходимости находился в распоряжении авторов, обученных риторике. В самом деле, Цезарь занимает выдающееся место у Николая Дамасского в жизнеописании Августа, и Николай без всякого труда сглаживает его недостатки и изображает его в благоприятном свете37. Николай Дамасский — единственный из четырех авторов эпохи Августа, от которого частично сохранилось описание Цезаря, но в следующем поколении два популяризатора тоже обходятся с Цезарем, не испытывая ни малейшего дискомфорта. Веллей Патеркул в своем конспекте римской истории сумел воздать хвалу Цезарю, а затем прославить восстановление Республики, не заметив никакой непоследовательности38. А в сокровищнице поучительных примеров, которую составил Валерий Максим, Цезарь описан полнее и более лестно, чем сам Август39. Таким образом, историки раннего принципата не только не игнорируют цезарианские годы, но в сохранившемся материале мало свидетельств в пользу негативной точки зрения, которую Сайм приписывает новому режиму40. Я бы сказал, что если источники и указывают на какую-то проблему имиджа, которую Августу необходимо было устранить, то она касалась его собственного поведения в период триумвирата, а не каких-либо поступков Цезаря. Проскрипции — вот что все помнили в связи с войной41.
Как часто бывает, основные свидетельства о том, что говорили современники Августа, содержатся в поэзии времен Августа, с которой дело обстоит совершенно иначе с.346, чем с разрозненными обрывками исторических сочинений эпохи Августа: здесь, как ни в какой иной век классической литературы, имеются почти полные труды всех главных авторов. Изображение Цезаря в поэзии проще всего продемонстрировать в форме сравнения. В приведенной таблице я собрал все найденные мной упоминания о Цезаре, как и о других людях, которые могли претендовать на общественное внимание: наиболее значимые члены семьи Августа, жившие в то время, и две иконы республиканского прошлого, Помпей и Катон, которых, по мнению Сайма, Август стремился реабилитировать.
В приведенном ниже каталоге (1) авторы и произведения каждого автора перечислены, насколько это возможно, в хронологическом порядке, но я не пытался ужесточить этот порядок, перемешивая цитаты разных авторов; (2) включены произведения Овидия и Манилия, написанные не только при Августе, но и при Тиберии, так как на практике нельзя четко провести разделительную линию; (3) ссылки в круглых скобках указывают на собирательное, а не конкретное упоминание: данный человек относится к упомянутой группе (например, Цезари или сыновья или пасынки Августа), но более никак не выделен (таким образом, упоминание становится сравнительно слабым); (4) рубрика «сомнительное» отражает лишь личное суждение, а не общее мнение исследователей, и включает более и менее вероятные упоминания.
Юлий Цезарь | Verg. Ecl. 9. 46— Сомнительное: фрагмент «Галла», строки 2— |
Помпей | Prop. 2. 32. 11— |
Катон | Hor. Carm. 1. 12. 35, 2. 1. 24, Epist. 1. 19. 12— Сомнительное: Verg. Aen. 6. 841. |
Агриппа | Hor. Serm. 2. 3. 185, Carm. 1. 6, Epist. 1. 6. 26, 1. 12. 1 и 26— Сомнительное: Verg. Aen. 1. 292— |
с.347 | |
Марцелл | Кринагор, Anth. Pal. 9. 545, 6. 161, Prop. 3. 18, Verg. Aen. 6. 860— Сомнительное: Hor. Carm. 1. 12. 45— |
Гай и Луций | Prop. 4. 6. 81— Сомнительное: Anth. Pal. 7. 626. 6, Хонест (Gow-Page, Garland of Philip 1. 276, № 21), Ovid. Rem. 155— |
Тиберий | Hor. Epist. 1. 3. 2, 1. 8. 2 и 14, 1. 9, 1. 12. 26— Сомнительное: Диодор, Anth. Pal. 9. 219, Аполлонид, Anth. Pal. 9. 287, Антифил, Anth. Pal. 9. 178, Хонест (Gow-Page, Garland of Philip 1. 276, № 21). |
Друз | Кринагор, Anth. Pal. 6. 244. 5, Диодор, Anth. Pal. 9. 405, Hor. Carm. 4. 4, 4. 14. 9— Сомнительное: Verg. Aen. 6. 824, Юниор (Kaibel Epigr. Gr. 810), Хонест (Gow-Page, Garland of Philip 1. 276, № 21). |
Ливия | Кринагор, Anth. Pal. 6. 244. 5, Hor. Carm. 3. 14. 5— Сомнительное: Хонест (Gow-Page, Garland of Philip 1. 276, № 21). |
Юлия | Prop. 3. 18. 12, 4. 11. 59— Сомнительное: Хонест (Gow-Page, Garland of Philip 1. 276, № 21). |
Вполне очевидно, какие выводы я намерен извлечь из этой таблицы. Даже если отбросить все ссылки на Цезаря, отмеченные как «сомнительное», он упоминается в поэзии чаще всех. Его ближайшие соперники — Тиберий и Ливия, статистика для которых раздута за счет фактора, который не действует больше ни для кого из списка: добрая половина этих упоминаний — это отчаянные мольбы в стихах Овидия периода изгнания. Что касается Помпея и Катона, то их влияние на поэзию эпохи Августа представляется сравнительно малым. Показатели для Помпея, на самом деле, менее значительны, чем может показаться из таблицы. Около трети этих упоминаний находятся во фрагментах, относящихся одновременно к нему и Цезарю, а еще несколько — чисто топографические с.348 указания на театр Помпея и его портик. Наконец, внимания заслуживает не только количество упоминаний о Цезаре, но и постоянство, с которым он появляется в поэзии. Упоминания о нем начинаются в сороковых годах и неизменно продолжаются вплоть до конца правления Августа. Со всеми остальными дело обстоит иначе.
Было бы абсурдно на этом основании утверждать, что Юлий Цезарь был основной темой поэтов эпохи Августа. Большинство упоминаний о нем поверхностны, и это предполагает, что для поэтов он стал общим местом для рассуждений, затрагивающих другие вопросы. Но я настаиваю на том, что Цезарь не исчез таинственным образом из поэзии времен Августа. Орелли и те, кто согласился с его выводом, не смогли всесторонне рассмотреть свидетельства. В то же время, они неявно апеллируют к сравнению, которое никогда внимательно не исследовалось. Поскольку невозможно утверждать, что Цезарь вообще не упоминается в поэзии, их позиция сводится к тому, что Цезарь упоминается реже, чем можно ожидать и не так, как можно ожидать. Вопрос в том, «ожидать» по сравнению с кем или в связи с чем? Если неявный объект сравнения — Август, то наблюдение верное, но тривиальное. Если живущий правитель прославляется больше умершего, это скорее норма, чем исключение, и, разумеется, из этого не следует вывод, что память предшественника в осаде. Если идея в том, что поэты обычно не прославляют Цезаря в той роли, в какой мы часто видим его — как полководца, — это тоже верно, но сходная особенность наблюдается и в том, как поэты изображают Августа. Хотя они бесчисленное множество раз упоминают о военных предприятиях Августа, очень мало стихотворений посвящено этим темам, или даже подробно их рассматривает, за единственным исключением — война с Антонием42; поэты явно меньше интересуются подробностями войн Августа, чем его ролью как главы государства. Но с кем бы Цезаря неявно не сравнивали, — если продолжатся утверждения о малозаметности Цезаря, то хотелось бы увидеть какие-то разъяснения43.
с.349 Невозможно и, вероятно, даже бессмысленно пытаться рассмотреть все фрагменты с упоминанием Цезаря. Но необходимо по крайней мере обсудить те отрывки из Вергилия и Горация, которым придает особое значение Сайм.
Наиболее драматично Цезарь появляется в «Энеиде», где он и Помпей показываются среди теней героев будущего в VI книге.
illae autem paribus quas fulgere cernis in armis, concordes animae nunc et dum nocte prementur, heu quantum inter se bellum, si lumina uitae attigerint, quantas acies stragemque ciebunt, aggeribus socer Alpinis atque arce Monoeci descendens, gener aduersis instructus Eois! ne, pueri, ne tanta animis adsuescite bella neu patriae ualidas in uiscera uertite uiris; tuque prior, tu parce, genus qui ducis Olympo, proice tela manu, sanguis meus![5] |
В описании подземного мира это единственное место, где представлены два персонажа, связанные одними и теми же событиями, но это не единственная особенность. Цезарь и Помпей названы не по именам, а своим старым прозванием, как socer generque[6]. Таким образом, Вергилий изображает войну как столкновение между противниками, которые являются не только римлянами, но и родственниками друг другу, хотя на самом деле родственная связь распалась за четыре года до начала войны. При этом он представляет эту войну как потрясение всемирного масштаба, затронувшее все Средиземноморье. Цезарь выходит на поле брани не из Цизальпийской Галлии, откуда он в действительности нанес удар, а из врат римских владений на Западе. Помпей возглавляет воинство Востока, а не легионы, как можно было бы ожидать. И — что, возможно, любопытнее всего, — Эней видит, как эти нерожденные души, которые в земном мире однажды столкнутся, в подземном мире дружелюбно общаются друг с другом. Зачем понадобилось утверждать, что Цезарь и Помпей до своего рождения были единомышленниками — concordes animae?
Здесь я должен признаться, что разделяю мнение тех читателей, которые обнаружили, что при внимательном изучении слов Вергилия он ускользает. Тем не менее, представляется очевидным, что противопоставления в этой сцене утрированы, а ее эффект стилизован. Я полагаю, что Вергилий пишет таким образом, потому что приглашает нас обдумать более широкое значение столкновения между Цезарем и Помпеем. В рассказе Анхиза это единственное место, где предсказана междоусобица, которая обрушится на Рим. Вергилий предпочел не вызывать тени Мария и Суллы и постарался не обыгрывать тему раздора, которая могла бы сопровождать появление Ромула (в 6. 777), Гракхов (842) или Августа (789). Вместо этого он сосредоточил внимание на Цезаре и Помпее, но не потому, что считал их чудовищами (они явно не злодеи в том смысле, например, в каком с.350 злодеем является Катилина в 8. 668—
Вергилий также дал ключ к тому, чтобы понять его позицию, в строках, предшествующих этому эпизоду. Многие комментаторы44 отметили штрихи, которые бросают тень на панораму сразу после того, как в 807 строке заканчивается панегирик Августу. В строках 815—
Если эпизод о Помпее и Цезаре тематически связан со строками, которые ему предшествуют, то весь раздел находится под лозунгом, которым Анхиз предсказывает основание Рима в строках 781—
Возвращаясь к Сайму и Цезарю, вполне можно согласиться, что этот отрывок «Энеиды» содержит скрытый упрек. Однако не очевидно, что этот упрек обращен преимущественно к Цезарю, как полагает Сайм, и не похоже, что он передает суждение Августа. В любом случае, эти строки были написаны не для того, чтобы их читали в отрыве от остального рассказа Анхиза, который предполагает их толкование с более широких позиций, чем политика Августа.
Еще одна причина усомниться, что этот отрывок «Энеиды» направлен против Цезаря, состоит в том, что это был бы резкий отказ от мнения, которое Вергилий высказал в более ранних работах. IX буколика фактически содержит вступление к гимну в честь восхода звезды Цезаря: в ней рассказано, как при свете нового знамения разрастаются злаки, созревает виноград, а груши плодоносят год за годом (46—
Еще один поэт, которого следует рассмотреть, — это Гораций, который в молодости относился к Цезарю совершенно иначе, чем Вергилий. Гораций высказал свою позицию, сражаясь на стороне «освободителей» при Филиппах, поэтому нельзя усомниться, что в то время он был решительным противником Цезаря. И даже получив прощение и вернувшись в Италию, он позволил сверкнуть вспышке прежних симпатий в одном из ранних стихотворений. В седьмой сатире I книги рассказан анекдот о судебном деле, которое рассматривал Брут, когда организовывал в Азии республиканскую партию. Один из местных жителей, грек по имени Персий, подал в суд на члена его окружения по имени Рупилий Рекс[13]. После того, как стороны обменялись оскорблениями, грек наконец сумел нанести удар в последних словах: per magnos, Brute, deos te / oro, qui reges consueris tollere, cur non / hunc Regem iugulas? operum hoc, mihi crede, tuorum est[14] (Serm. 1. 7. 33—
Поэтому не следует удивляться, что остальные упоминания Горация о Цезаре малочисленны и очень уклончивы. Единственная несомненная похвала содержится в строках
В соответствии с планом, изложенным во введении (quem virum aut heroa… sumis celebrare, Clio? quem deum?[15]), Гораций прославляет сперва олимпийских богов, затем героев Геркулеса, Кастора и Поллукса, а затем множество мужей, с.352 и все они оказываются римлянами. В четвертой строфе той части, которая посвящена людям46 он добирается до обсуждаемых строк (45—
crescit occulto velut arbor aevo fama Marcelli; micat inter omnis Iulium sidus, velut inter ignis luna minores[16]. |
На протяжении предыдущей литании Гораций обращался к конкретным и отдельным богам и людям, а не к категориям или группам, так что выражение Iulium sidus[17] должно обозначать определенного человека, а не, скажем, род Юлиев в целом. И в этом месте оно не должно относиться и к Августу. Для Августа предназначены три следующие строфы, кульминация поэмы, где он превозносится как земной двойник Юпитера. Грандиозный замысел этих строк не соответствует сдержанному сравнению с луной среди меньших звезд в предшествующих строках. Кроме того, Гораций здесь прерывает стихотворение и другим способом. Он останавливает перечисление героев после строфы о звезде и предваряет строку об Августе обращением к Юпитеру (49—
Gentis humanae pater atque custos, orte Saturno, tibi cura magni Caesaris fatis data: tu secundo Caesare regnes[18]. |
Iulium sidus в строке 47 может быть только символом Цезаря. Как и в предыдущих фразах — quietum Pompili regnum (33—
Но если здесь имеется в виду Цезарь, то в чем смысл намека? Сайм считает, что образ, созданный Горацием (образ Цезаря, «очищенного от всех земных пятен и превращенного в комету») отражает намерение Августа избавиться от Цезаря, отправив его на небеса. Но и здесь тоже не учитывается контекст. Если бы Гораций желал поселить Цезаря среди звезд, то в этом самом стихотворении он создал для этого прекрасную возможность. Он мог бы представить Цезаря раньше, в числе богов или обожествленных героев, в строках 27—
с.353 Действительно, Iulium sidus — это комета, которая появилась после смерти Цезаря и подтвердила его обожествление. Но в контексте этого стихотворения звезда — это символ. Она символизирует карьеру Цезаря, но не уничтожает и не вытесняет ее, не более чем «благородная смерть Катона» исключает жизнь, которая ей предшествовала, или не более, чем посмертную славу Марцелла47 можно отделить от тех деяний, которые ее принесли. В представлении римлян имелась тесная связь между обожествлением и государственной деятельностью. В «Сне Сципиона» Цицерон подробно разъясняет, каким образом государственные деятели получают право попасть на небеса за то, что успешно правили на земле48. Другие авторы проясняют связь между божественностью и свершениями Цезаря. Валерий Максим (5. 1. 10, 9. 2. 4) называет его деяния в земной жизни divina opera[20] и утверждает, что Цезарь «своими делами сам проложил себе дорогу на небеса»49. Диодор Сицилийский, который, очевидно, писал в Риме в период триумвирата, объясняет формулу Divus Caesar как «Цезарь, названный богом за величие его деяний»50. И Овидий в «Метаморфозах» связывает обожествление Цезаря с целым рядом свершений, которые перечисляет51.
Совершенно не исключено, что Гораций поскупился на единственную похвалу Цезарю, которую он воздает ему в
с.354
Такое прочтение отрывка Горация у Сайма согласуется с его точкой зрения о том, как работал культ Божественного Цезаря в политике: он позволил Августу отделить себя от Цезаря-проконсула и диктатора. Вероятно, Сайм склонен был видеть ту же тенденцию также и во многих других отрывках, так как ни одно качество Цезаря поэты не упоминают чаще, чем его божественность. Но рассмотрим, дает ли такой угол зрения убедительную картину политики обожествления.
Если Август более всего заботился о том, чтобы дистанцироваться от Цезаря-человека, то прежде всего странно, что он так усиленно держался за Цезаря-бога. А он держался: провозглашал себя его сыном в титулатуре, пристраивал арки в честь своих побед к храму Цезаря и развивал культ Цезаря, который обеспечил готовую основу для его собственного культа после его смерти. Иногда и поэты настаивали на его связи с Цезарем. У Вергилия Август сражается в самой главной битве своей жизни под звездой Цезаря53. Манилий пишет, что при Филиппах Август достиг победы, следуя по стопам отца54. И автор (второй) элегии «К Меценату» провидит, что по завершении земной жизни Август найдет покой в объятьях своего отца55. Август не только не дистанцировался от Цезаря; ему явно было приятно подчеркивать, что Цезарь — его отец.
Существует также особое мнение, будто Август пропагандировал божественность Цезаря, рассчитывая, что это сделает образ Цезаря менее противоречивым. Когда в 44 г. до н. э. покойному диктатору были предоставлены божественные почести, Цицерон протестовал и заявлял, что никогда не потерпит включения мертвеца в культ богов (Phil. 1. 13); около трех десятилетий спустя Овидий высмеивал человеческое тщеславие, полагающее, что богами сделались Квирин, Либер, Геркулес и Цезарь (Am. 3. 8. 51—
Хотя такие трудности не сводят на нет гипотезу Сайма о дистанцировании, они внушают подозрения, что эта гипотеза слабо укоренена в реалиях политики Августа. Направляя обсуждение к более подходящему толкованию обожествления Цезаря, я выдвигаю два предположения и не питаю иллюзий, что ими исчерпываются возможности анализа.
Мысль, которая все время возникает в стихотворениях, состоит в том, что водворение Цезаря в сонм богов — это символ римского господства в мире59. Судя по множеству источников, где засвидетельствована эта идея, ее почерпнули из рассуждений, окружавших поэтов в реальной жизни, и она соответствует как возрожденному империализму эпохи Августа, так и главенствующему положению, которое заняли Цезарь и его храм в государственной религии. Возможно, этот образ божественной сущности Цезаря как окончательного триумфа Рима соответствует той стратегии, которую изобрел Август для распространения культа среди сограждан.
Что касается личного интереса Августа к культу Цезаря, то я бы предположил, что он расценивал его как модель, для оформления которой располагал свободой и временем, подготавливая собственное обожествление. Нельзя сказать, что это совершенно новая идея. Дион Кассий пишет, что когда в 42 г. до н. э. триумвиры возобновили культ Цезаря, «они охотно узаконили для него любые почести, ожидая, что однажды такие почести будут предоставлены и им самим» (47. 18. 2). И время от времени поэты признают, что обожествление Цезаря вымостило дорогу Августу — примечательнее всего Манилий в строке concessum… patri mundum deus ipse mereris[21] (1. 9). В исследованиях императорского культа в правление Августа на удивление мало рассматриваются возможности, которые культ Цезаря предоставил Августу, чтобы очертить контуры нововведения; однако для данной цели это было идеальное средство. Поскольку обожествление совершенно расходилось с римскими обычаями, оно требовало разъяснений; объявить человека богом — это одно, но если Август хотел, чтобы его сограждане поняли, что такое культ Божественного, он должен был их просветить. При этом Август имел возможность развивать культ Цезаря в любом направлении, в каком пожелает, тогда как с.356 в отношении программы божественных почестей для себя самого он не имел такой свободы действий. Я полагаю, что публичное отношение Августа к Божественному Юлию более всего определяется стимулированием чужого культа, и эту стратегию различными способами отражают поэты.
Факультет классических языков и литературы
Чикагский университет
Чикаго, Иллинойс 60637
ПРИМЕЧАНИЯ
ПРИМЕЧАНИЯ ПЕРЕВОДЧИКОВ:
Видишь — там две души одинаковым блещут оружьем? Ныне, объятые тьмой, меж собой они в добром согласье, Но ведь какою войной друг на друга пойдут, если света Жизни достигнут! Увы, как много крови прольется В дни, когда тесть от Монековых скал с Альпийского вала Спустится, зять же его с оружьем встретит восточным! Дети! Нельзя, чтобы к войнам таким ваши души привыкли! Грозною мощью своей не терзайте тело отчизны! Ты, потомок богов, ты первый о милости вспомни, Кровь моя, меч опусти!.. (перевод |