© 2011 г. Перевод с англ. С. Э. Таривердиевой.
с.271 Рассказ источников о конституционном урегулировании и разделении провинций в 27 г. до н. э., а также об изменении этого урегулирования в 23 г. до н. э., к сожалению, очень краток и недостаточен. Ни Август в «Деяниях», ни Веллей Патеркул в рассказе об обоих урегулированиях не упоминают о провинциях. Самым ранним источником является Страбон (840): «он [Цезарь] разделил всю территорию империи на 2 части: одну часть он назначил себе, а другую — отдал в управление народу [военные провинции себе, мирные — народу]… Каждую из двух частей он в свою очередь разделил на несколько провинций, из которых одни называются «провинциями Цезаря», другие же — «провинциями народа». В «провинции Цезаря» Цезарь посылает легатов и прокураторов, причем он разделяет земли в разное время по-разному… тогда как в «народные провинции» сам народ направляет преторов или проконсулов [перечень народных провинций]… остальными провинциями владеет Цезарь; в одни он посылает кураторами бывших консулов, в другие — бывших преторов, в третьи — всадников». Затем имеются сведения Светония (Div. Aug. 47): «Из провинций он взял на себя те, которые были значительнее и управлять которыми годичным наместникам было трудно и небезопасно; остальные он отдал в управление проконсулам по жребию». Наконец, есть сообщение Диона Кассия (53, 12, 2—
Это все данные, которые имеются о разделении провинций 27 г. до н. э. Об урегулировании 23 г. сведения еще более скудны, всего одно предложение у Диона Кассия (53, 32, 5): «Также они предоставили ему право пожизненно навсегда занимать должность проконсула, так что он не должен был ни слагать ее, пересекая померий [священная граница города Рима], ни обновлять ее снова, и дали ему на подвластной территории власть, превосходящую во всех случаях власть наместника».
Недостаточность источников — учитывая тот факт, что большей частью они на греческом языке — привела к неразрешимому вопросу о том, как изображалось положение Августа в то время или (иначе говоря) какова была природа его империя в провинциях. Тем не менее, существует справедливое согласие мнений относительно самого разделения провинций и природы административной системы, которую оно породило. Его можно кратко изложить так: Август взял на себя управление большими провинциями, включая Испанию, Галлию и Сирию, на десять лет, вероятно, с проконсульской властью. Он управлял этими провинциями через назначенных им легатов, которые были перед ним ответственны. Другими провинциями управляли промагистраты, ответственные перед сенатом. До 23 г. до н. э. Август также был и консулом. В 23 г., сохраняя провинцию, он отказался от консульства и принял «высший империй», который дал ему верховную власть над промагистратами и уполномочил при необходимости вмешиваться в дела за пределами своей провинции. Однако в обычных условиях контроль над провинциями был разделен между императором и сенатом2.
Формальные аспекты урегулирования и разделения провинций в этой главе не рассматриваются (за исключением замечания, что слово «провинция» в единственном числе не употребляется ни в одном античном источнике по отношению к императорским провинциям как к целому)3. Цель главы — исследовать общепринятую точку зрения на практическое разделение двух типов провинций и его последствия. с.273 Согласно обычному мнению, в сущности, имели место две административных иерархии, две отдельные лестницы ответственности. Поскольку легаты фактически являлись агентами императора, их считают менее значимыми, чем настоящих наместников своих провинций. Проконсулов обычно полагают независимыми от императора, но «ответственными» перед сенатом. Подразумевается, что обычно император ограничивался изданием распоряжений для императорских провинций, а сенат — для народных. Только в исключительных обстоятельствах император вторгался в народную провинцию.
Разумеется, при рассмотрении обоснованности этого мнения, нельзя ожидать, что три отрывка из античных источников о разделении провинций в 27 г. прольют много света. Все они сообщают официальную мотивацию разделения — сохранение императором потенциально опасных провинций за собой; Страбон (и менее явно Светоний) делают принципиальное различие между типами наместников, которые отправлялись в провинции; только Дион Кассий сообщает, что император должен был «управлять» (archein) своими провинциями. Страбон и Светоний ничего больше не пишут об административных последствиях этого разделения. Дион Кассий дает больше деталей в обширном общем анализе императорского режима, который он связывает с урегулированием 27 г.4 Чтобы продвинуться дальше в изучении этого вопроса, следует поступить так же и рассмотреть доступные свидетельства о различиях между двумя типами провинций и об отношении к ним императора и сената.
Два типа наместников назначались совершенно разными способами и между ними сохранялись определенные формальные различия. Проконсулы назначались в провинцию по жребию5. Покидая померий, они надевали официальную одежду (insignia) и сохраняли ее до своего возвращения, а также могли производить судебные действия, не связанные со спором сторон, на пути в провинцию и обратно6. Они не носили военной одежды или меча, имели столько ликторов, сколько полагалось им по рангу как преториям или консулярам и управляли провинцией только один год7.
Legati Augusti pro praetore (легаты Августа в ранге претория) назначались императором и управляли, пока их не сменят получали с.274 официальную одежду только по прибытии в провинцию, носили военную форму и меч, и независимо от ранга претория или консуляра, имели по пять ликторов8.
Оставив в стороне эти формальные отличия, представляется, что легат (legatus Augusti pro praetore) имел в своей провинции полный империй9, не меньший, чем проконсул; «ему вручены фасции, преторская власть и легионы» как заметил Домиций Целер в отношении Гнея Пизона, легата Сирии10. Ульпиан установил, что любой praeses (наместник) имеет «в [своей] провинции… после императора власть большую, чем кто-либо»11. Но каковы были различия во взаимоотношениях легатов и проконсулов с императором?
Домиций Целер в своем замечании насчет Пизона продолжает: «Если туда вторгнется враг, то кому же еще отражать его силой оружия, как не тому, кто получил легатские полномочия и особые указания [свод инструкций]?». Таким образом, легаты получали от императора mandata, так же, как префект Египта12, идиолог (чиновник, ответственный за частную торговлю в Египте), как известно из преамбулы Gnomon («Руководства»), и прокураторы в народных13 и императорских провинциях. Самое раннее подробное свидетельство о содержании императорских mandatorum имеется в греческой надписи из Хамы в Сирии с цитатой из mandatorum Домициана прокуратору Сирии14. Цитата касается использования diplomatum (сертификаты, которые уполномочивали носильщика оказывать транспортные услуги) и требования услуг солдатами на марше. Первое подробное свидетельство о mandatis для сенаторских легатов имеется в переписке Плиния с Траяном. Mandata, которые получил Плиний для своего наместничества в Вифинии, включали условия о расположении солдат, процедурах набора, амнистии с.275 изгнанникам и предоставлении подарков из городской казны15. По меньшей мере, одно из условий mandatorum — запрет на создание союзов (hetairiae) — Плиний включил в свой эдикт по прибытии в провинцию16.
Спустя век после наместничества Плиния в Вифинии, Дион Кассий и юристы ясно подтверждают, что императорские mandata издавались для всех типов провинциальных чиновников — прокураторов, легатов и проконсулов17. На самом деле, на проконсулов mandata распространяться, вероятно, начали намного раньше, поскольку Антонин Пий во время проконсульства в Азии в 135 / 136 гг. издал эдикт, основанный на mandatis, которые, очевидно, были изданы императором18. Если это действительно были mandata Адриана, то можно поинтересоваться, не в них ли Адриан впервые ясно подтвердил юридические привилегии декурионов (городских советников)19 — или не были ли фактически mandata Траяна, которые освобождали солдат от обычных правил, регулирующих действительность завещания20, также обращены ко всем провинциальным наместникам. [За это время как
Имеются богатые свидетельства о том, что легаты писали письма императору и получали от него ответы. Для примера следует привести лишь несколько случаев. Август освободил легата в ранге консуляра от занимаемой должности из-за безграмотности, когда увидел, что тот пишет «ixi» вместо «ipsi»21; Филон подробно рассказывает о переписке между Петронием, легатом Сирии, и Гаем насчет установки статуи Гая в храме22. Также и Марс, легат Сирии, писал Клавдию о том, что Агриппа I восстановил стены Иерусалима23, а легаты галльских провинций писали Августу с.276 и Нерве24. Чиновники из всаднического сословия также могли писать императору, как делал Классициан из Британии25 или Гавий Басс, префект понтийского берега (praefectus orae Ponticae), из Вифинии26. Следует отметить две особенности этой переписки между императором и императорскими чиновниками. Во-первых, по всей видимости, переписку крайне редко инициировал император; Траян никак не общался с Плинием, пока тот был в Вифинии, за исключением ответов на его письма. В некоторых случаях, когда фактическую переписку с легатом или прокуратором начинал император, ее причиной было общение с неким иным источником в провинции. Тиберий написал Пилату, когда иудеи обратились к нему по поводу щитов, привезенных в Иерусалим27; первое письмо Гая к Петронию насчет статуи было вызвано письмом Геренния Капитона, прокуратора Ямнии об «осквернении» алтаря, который греки поставили Гаю в синагоге Ямнии28. Но даже длительные пререкания в императорской провинции могли никогда не дойти до императора. Спор между сборщиками пошлин (portoria) и городом Истрия в Мёзии, относительно границ городской территории, в результате которого издавались документы с 47 г. по
с.277
Императорские легаты иногда отправляли арестованных на суд к императору32. Самый ранний ясный пример: в 4 г. до н. э. Квинтилий Вар, как легат Сирии, отправил вождей иудеев, восставших после смерти Ирода, на суд Августа33. В 37 г. Вителлий, легат Сирии, когда Пилата обвинили самаритяне, отправил его в Рим34. Примерно в 52 г. Уммидий Квадрат, легат Сирии, отправил Кумана, прокуратора Иудеи, трибуна Целера и множество вождей иудеев и самаритян на суд к Клавдию35. Также, вероятно, в 67 или 68 г. Юлия Цивилиса отправили из Галлии на суд Нерона и его отпустил Гальба36. Примерно в это же время Веспасиан посоветовал Агриппе II отправить своего полководца (strategos) Филиппа на суд к Нерону по обвинению жителей Тиры37 и сам намеревался отправить Иосифа, когда тот попал в плен в Иотапате в 67 г.38 Одно из последних действий Домициана — осуждение гаруспика, которого отправил из Германии легат и которого обвиняли в том, что он предсказал императору смерть39.
Таким образом, ясно, что легаты обычно передавали на рассмотрение императору дела, которые были нацелены либо на ниспровержение императора, либо представляли для него опасность.
Какие имеются свидетельства о mandatis сената для проконсулов или об особых контактах сената с отдельным проконсулами, когда те находились в своих провинциях? Ответ прост — никаких.
Если нет свидетельств о том, что сенат давал инструкции или общался с самими проконсулами, есть ли свидетельства, что сенат вообще «управлял» с.278 народными провинциями? Этот вопрос требует ответа, поскольку существует ортодоксальная точка зрения, согласно которой контроль над этими провинциями был одной из важнейших функций сената в эпоху принципата40. В действительности же нет ни единого свидетельства о постановлении сената (senates consultum), которое относилось бы ко всем проконсульским провинциям и только к ним одним. Когда Плиния попросили в Вифинии разобрать дело «касающееся признания детей и дарования прав свободнорожденных бывшим рабам», он обратился (respexi ad) к соответствующему постановлению сената, но обнаружил, что оно распространяется только на провинции, в которых управляли проконсулы. Можно отметить — Плиний понял, что постановление применяется только к таким провинциям не потому, что это постановление сената, а только из текста. Траян попросил его прислать постановление сената и больше об этом деле ничего не известно41.
За исключением этого свидетельства, существует еще общий принцип, который провозгласил Нерон в начале своего правления: «Пусть сенат отправляет свои издревле установленные обязанности, пусть Италия и провинции римского народа обращаются по своим делам в трибуналы консулов; пусть консулы передают их в сенат; он же будет ведать лишь теми провинциями, которые управляются военною властью»42. Сенат заслушивал посольства из народных провинций, и это не требует доказательств — например, посольство из Бетики в 25 г. н. э., которое запрашивало разрешения построить храм Тиберию и Ливии43. Также имеется письменное свидетельство о постановлении сената, которое было принято в ответ на запросы общин или частных лиц из сенаторских провинций. Например, существует постановление сената 112—
с.279
Итак, есть лишь одно свидетельство, что постановление сената распространялось только на народные провинции, и множество свидетельств о постановлениях сената в отношении отдельных народных провинций или общин в них. Была ли деятельность сената ограничена только этими провинциями? В отношении особых законодательных полномочий сената, ответ, разумеется, — нет. В источниках нет указаний (исключая одно письмо Плиния) на то, что изменения в публичном или частном праве, которые принимались сенатом, действовали только в половине Империи. Если необходимо доказательство, то ясно сказано, что Senatus Consultum Apronianum, принятое в правление Адриана, позволяло оставлять наследство «всем общинам, которые находятся под управлением римского народа»46. Также и в преамбуле Гномона идиолога сказано, что его условия постановил Август, а затем их изменяли следующие императоры, сенат, префекты или сам идиолог47. В других документах из Египта содержатся запросы назначить опекуна «в соответствии с законом Юлия и Тития и постановлением сената» (datio tutoris «e lege Iulia et Titia et ex s. c.»)48.
Текст Senatus Consultum Calvisianum, принятого в 4 г. до н. э., которое устанавливает новую процедуру дел о вымогательствах (repetundae) против провинциальных наместников, происходит из народной провинции, Кирены, но его предваряет императорский эдикт, и он явно относится ко всем провинциям49. В 17 г. н. э. сенат, голосуя за предоставление восточного командования Германику, постановил, чтобы он располагал «куда бы он ни направился, большею властью, нежели та, какою обычно наделялись избранные по жребию или назначенные по повелению принцепса»50. В 62 г. сенат по предложению Нерона постановил, чтобы провинциальным общинам было запрещено посылать в сенат посольства, которые восхваляют проконсулов или императорских легатов51. Наконец, есть постановление сената 177—
Также можно отметить, что сенат имел дело с отдельными областями в императорских провинциях и об этом есть сведения. Вероятно, в 25 г. н. э., сенат заслушивал соперничавшие посольства из Лакедемона и Мессении, хотя Ахайей тогда управлял императорский легат53. Дион Кассий сообщает, что через посредство Саотера, любимца Коммода, Никомедия получила от сената разрешение провести праздник и построить храм в честь Коммода54; Вифиния была императорской провинцией примерно со 165 г.55.
Нет смысла спрашивать, ограничивал ли император свою деятельность только императорскими провинциями, так как никто не предполагает, что ограничивал. Но издавал ли он иногда эдикты или другие правила только для императорских провинций? Об этом есть только одно свидетельство: в 26 г. до н. э., перед тем как Корнелий Галл был осужден и покончил с собой, Август выдворил его из императорских провинций56.
Есть масса примеров общих эдиктов или распоряжений императоров, которые равным образом распространялись на все провинции. Я предполагаю, что самый ранний из них — это знаменитая загадочная надпись из Ким в Азии57. Я бы сказал, что первый документ — на греческом — это совместное распоряжение Августа и Агриппы 27 г. до н. э., которое предписывало восстановить государственное и священное имущество во всех провинциях. С этой точки зрения hekastes eparchias в строке 4 на самом деле означает «в каждой провинции»58, текст в с.281 в строках 8—
Затем существует эдикт, датируемый 12 г. до н. э.61, которым Август защищал традиционное право иудеев посылать деньги в Иерусалим. Следует отметить, что эдикт был издан по просьбе посольств от иудеев из двух народных провинций — Азии и Кирены. В тексте эдикта, который сохранился у Иосифа Флавия62, сказано, что его следует начертать там, где укажет провинциальный совет Азии63. Несколькими годами позднее Юл Антоний, проконсул Азии, написал письмо Эфесу, которое также воспроизводит Иосиф Флавий64, где указал, что иудеи сослались на разрешение, которое им дали Август и Агриппа, соблюдать свои древние обычаи, и наказал эфессцам поступать соответственно. В этом же контексте Иосиф Флавий приводит письмо Цезаря Норбану Флакку, проконсулу Азии, в котором император приказывает ему позволить иудеям посылать деньги с.282 в Иерусалим65, а также письмо Норбана Сарду, в котором проконсул ссылается на mandata Цезаря — «Цезарь прислал мне приказание»66. Филон цитирует письмо Норбана Эфесу по тому же поводу — «Я пишу, дабы воля Цезаря стала вам известна»67. Норбан, о котором идет речь, — это консул либо 38 г. до н. э., либо 24 г. до н. э.; первый мог быть проконсулом в
Филон также сообщает, что после смерти Сеяна Тиберий написал всем наместникам империи, чтобы еще раз подтвердить права иудеев70. Клавдий в 41 г. также издал общий эдикт, подтверждающий особые права иудеев по всей империи, и приказал записать его во всех общинах, колониях и муниципиях в Италии и за ее пределами. Согласно тексту Иосифа Флавия, Клавдий издал этот эдикт по запросу Агриппы I и Ирода из Халкиды71.
Также правлением Клавдия датируется эдикт о налогах на транспортные услуги (vehiculato), засвидетельствованный в надписи из Тегеи72. Он явно распространяется и на Италию и на все провинции и датируется 49 г. или 50 г., когда Ахайей снова стали управлять проконсулы. В 58 г. Нерон издал эдикт о злоупотреблениях сборщиков налогов — «Принцепс распорядился выставить … правила … что в Риме претор, а в провинциях пропреторы и проконсулы обязаны разбирать вне очереди возбужденные против откупщиков дела»73. Веспасиан издал один общий для всех общин эдикт, что посольство не должно включать более трех человек74 и еще один в 74 г. о привилегиях врачей и учителей. Последний засвидетельствован в надписи из Пергама в Азии и за ним на этом же камне следует предписание Домициана по тому же вопросу75. Домициан издал эдикт, очевидно, общего применения, об с.283 освобождении ветеранов от сборов76, а также свой знаменитый эдикт об искоренении виноградников в провинциях. Конечно, этот эдикт применялся в проконсульской провинции Азия, поскольку именно из этой провинции направили посольство с возражениями во главе с великим софистом Скопелианом, речь которого так тронула императора, что он не только отменил эдикт, но и наложил штрафы на тех, кто не высаживал виноградники77. Наконец, можно вспомнить эдикт Нервы, засвидетельствованный у Плиния, который подтверждал все милости, дарованные предыдущими императорами; он применялся во всех провинциях, включая Вифинию78.
Плиний в Вифинии обнаружил, что изменения в провинциальный закон Помпея были внесены эдиктом Августа (хотя этот эдикт мог быть и общим)79. Он также направил Траяну прошение города Никея о подтверждении права требовать в собственность имущество (vindicatio bonorum) граждан, умерших без завещания, которое было даровано (concessa) Августом; возможно, что впервые предоставление этого права тоже запросил город80. Плиний также упоминает предполагаемый эдикт Августа городу Андания в Ахайе (хотя прочтение названия не бесспорно) о подкидышах (threptoi)81. Таким же образом Веспасиан в своем письме жителям Саборы в Бетике подтвердил «право собирать налоги, которое по вашему утверждению, вы получили от божественного Августа»82, а Клавдий в письме Тасосу написал: «Я сохраняю для вас, согласно решениям божественного Августа, все привилегии, которые (были получены) от него»83 (Тасос тогда относился к провинции Македония). Затем в надписи на базе статуи из Эфеса сказано (текст повторяется по-гречески): «Милостью божественного Цезаря Августа, когда Секст Аппулей был проконсулом, из доходов священных земель, которые он даровал с.284 Диане, была вымощена дорога»; если надпись современна мощению дороги, то Секст Аппулей — это консул 14 г. н. э. и, спустя некоторое время, проконсулом при Тиберии84.
Эдикты Августа из Киренаики85 являются обычным примером императорского «вмешательства» в народные провинции. Однако первый эдикт 7—
Следовательно, лишь в редких случаях император вмешивался в дела отдельных народных провинций или общин в них путем издания эдикта. Однако существует эдикт Павла Фабия Персика, проконсула Азии при Клавдии87, который начинается ссылкой на эдикт (epikrima) Клавдия, полезный не только для Эфеса, но и для всей провинции, который следовало написать на колонне в Эфесе. Упомянув о собственных полезных для провинции принципах управления, проконсул объявил, что будет действовать в соответствии с правилами, указанными императором, под опекой которого находится все человечество (II, 1—
Наконец, можно упомянуть эдикт, которым Нерон в 66—
Даже такие делегации принимал император; Тиберию показалось, что посольство из Илиона несколько запоздало, и он насмешливо выразил им в ответ соболезнования в связи с кончиной их согражданина Гектора. Послам, отправленным из города Сарды в 5 г. до н. э., чтобы поздравить Августа и Гая Цезаря по случаю того, что последний надел toga pura (взрослую тогу) поручили также обсудить с Августом интересы Сард и провинции Азия92.
Если рассматривать только правление Августа, то обнаружится длинный ряд делегаций, которые направлялись к Августу из народных провинций, как задолго до разделения провинций в 27 г. до н. э., так и после этого без каких-либо изменений. В 31 г. до н. э. Октавиан написал письмо в ответ на посольство из Миласы в Карии93. В 29 г. корабль, на котором Страбон пересекал Эгейское море, принял на борт рыбака из Гиары, направлявшегося к Октавиану, который тогда находился в Коринфе, чтобы просить об уменьшении дани94. В 26 г. до н. э. Август написал письмо городу Хиосу, в котором подтвердил свободу города95, и спустя тридцать или более лет на него ссылался проконсул Азии в своем письме Хиосу. В 26 г. до н. э. город Траллы пострадал от землетрясения и направил посольство, в которое входил поэт Херемон (его стихи о путешествии цитирует Агатий), прямо в Тарракон с.286 умолять Августа о помощи, которую тот предоставил96. Около 25 г. до н. э., когда сенат заключил соглашение с Митиленами, возможно, что посольство, в состав которого входил поэт Кринагор, также отправилось в Испанию к Августу97. Затем в 12 г. до н. э. или очень незадолго до этого, прибыли посольства от иудеев из Азии и Кирены, которые упоминались ранее (текст к прим. 62) и, возможно, в том же году приехала делегация из Эресоса на Лесбосе, вероятно, чтобы выразить сожаления по поводу смерти Агриппы98; и в 7—
Что касается императорских провинций того же периода, то есть свидетельства, что они направляли посольства императору только из Иудеи, отдельно от иудеев в греческих городах103 после смерти Ирода в 4 г. до н. э., из Александрии в 13 г. н. э. 104 и из Тарраконы105. Сбор свидетельств о посольствах во времена поздних правлений покажет сходную несоразмерность, хотя и не такую явную106.
с.287
Выше уже было отмечено (текст к прим. 17—
О периоде Флавиев свидетельства более полные. В своем письме городу Мунигуе в Бетике, которое было написано в ответ на жалобу муниципия на решение предыдущего проконсула, Тит указывает, что направил проконсулу mandata — «поскольку я написал Галликану, проконсулу, моему другу»109. Плиний в переписке с Траяном упоминает письма Домициана Лаппию Максиму, — очевидно, проконсулу Вифинии, Авидию Нигрину и Армению Брокху — проконсулам (возможно, Ахайи) и Миницию Руфу, а также письмо Нервы Туллию Юсту; вероятно, оба были проконсулами Вифинии110. Также в надписи из Дельф и сам Домициан упоминает о своем обращении к дельфийцам, и проконсул — о письме Домициана которым тот дал mandata проконсулам; ссылаясь на это письмо, проконсул использует такие выражения как «по поручению» и «как приказал император»111. Также из Дельф дошло до наших дней письмо Траяна, где он, вероятно, обращается к mandatis, которые дал проконсулу и прокуратору Ахайи112.
Самые ранние определенные доказательства, что проконсулы писали императорам, чтобы проконсультироваться, и получали от них ответы, относятся к правлению Адриана. В «Дигестах» упомянут рескрипт Адриана проконсулам Македонии113, с.288 Бетики114, Крита и Ахайи115. В надписях сохранился рескрипт Адриана проконсулу Ахайи или Македонии116 и письмо (вместе с ответом императора) Авидия Квиета, проконсула Азии, которое он отправил Адриану в 125—
Доступные свидетельства ясно показывают, что практика императорских писем проконсулам учащается, и в правление Адриана приводит к тому, что император начал консультировать проконсулов с их помощью. Таким образом, представляется верным вывод, что в этом отношении имелось определенное различие между легатами и проконсулами, которое, наконец, исчезло в первой половине
Если Публий Секстий Сцева, что вероятно, был проконсулом Киренаики в 7—
Когда собраны воедино свидетельства, ясно, что мнение о двух отдельных административных иерархиях, которые пересекались только при с.289 случайных «вмешательствах» императора, полностью несостоятельно. Император не управлял императорскими провинциями в целом или по отдельности «через» своих легатов; как и проконсулы, легаты управляли своими провинциями сами. И ни в каком смысле сенат не «контролировал» сенаторские провинции, а проконсулы не были ответственны перед ним. И император и сенат, особенно, конечно, первый, устанавливали правила (иногда совместно), которые распространялись на все провинции. Император мог напрямую иметь дело с провинциями обоих типов и с общинами внутри них. Не засвидетельствовано случаев, когда сенат напрямую имел дело с какой-либо императорской провинцией в целом, но есть примеры, что сенат рассматривал дела отдельных областей в этих провинциях. Единственное четкое различие имеется между прямыми взаимоотношениями императора с легатами и императора с проконсулами. Император мог начать переписку с наместником любого типа, что постоянно делал, когда получал информацию из иных источников — запросов или жалоб из провинции. Но если есть свидетельства, что легаты начинали такую переписку довольно часто в
Следовательно, разделение провинций имело следующие практически последствия: два типа наместников назначались разными способами и на различный срок, а также различался характер их общения с императором. Второе из этих следствий исчезло спустя полтора века. Не было даже конституционного принципа, согласно которому сенат сохранял «свою» часть империи. Тиберий, стараясь строжайше соблюдать правила, упрекнул своих легатов за то, что они не посылают донесений о своих достижениях в сенат121, и решил советоваться с сенатом по вопросам налогообложения, набора и роспуска солдат, расположения легионов и продления командований122. Затем есть рассказ Тацита о том, что произошло, когда в 22 г. н. э. прибыли посольства от греческих городов Азии и Кипра, чтобы испросить для своих храмов право убежища: «Тиберий оставлял, однако, сенату видимость его былого величия и отсылал с этой целью на его рассмотрение возбуждаемые провинциями ходатайства»123. Вывод, что посольства изначально направлялись к Тиберию, по всей видимости, подтверждается надписью из Дидимы, — одного из храмов, о которых шла речь, — в честь человека, который отправился послом к императору просить о праве убежища124. Или можно сравнить случай, который упоминает Светоний, когда некоторые послы из Африки прибыли к консулам с жалобой, что с.290 Тиберий, к которому они направлялись, отложил встречу с ними125. Сходное смешение ответственности проиллюстрировано Тацитом в 23 г. «Между тем Тиберий… занимался государственными делами, рассматривая жалобы римских граждан и просьбы союзников; по его предложению сенат, идя навстречу разрушенным землетрясением городам — Кибире в Азии, Эгию в Ахайе, — издал указ, освободивший их на три года от уплаты налогов»126; Азия, конечно же, была народной провинцией, а Ахайя — императорской. Общины в сенаторских (и в меньшей степени в императорских) провинциях отправляли посольства по своему желанию, либо сенату, либо императору. Так, жителя Коса в правление Юлиев-Клавдиев чествуют в надписи за то, что он часто ездил послом от своего города за свой счет к императорам, сенату и проконсулам Азии127, тогда как другой человек из этого же города часто отправлялся послом только к императорам128. Затем, например, при Траяне вифинцы сначала обвинили Квинта Варена перед сенатом, а затем отправили послов с постановлением провинциального совета к императору, утверждая, что они отказываются от дела: один из послов также выступил и перед сенатом — «объяснил причины, по которым они отказываются от обвинения и просил, чтобы никакое решение не было принято, пока император не рассмотрит дело». Траян стал выяснять, что происходит в провинции129.
Слабость общепринятого толкования разделения провинций состоит не просто в том, что оно предполагает разделение ответственности и власти, которого попросту не существовало. Большая слабость в том, что и предпосылка этого толкования, и само оно основаны на многочисленных предположениях о римском «администрировании» (термин, который сам по себе ведет к заблуждению), которые сами по себе безосновательны. Если взглянуть на фактические свидетельства о том, как работала империя, то мы увидим не классификацию компетенций и управленческих иерархий, а ряд учреждений, общин и людей, отношения между которыми зависели от политического и дипломатического выбора, который могла сделать любая из сторон. То, что принимается за «управление» на самом деле было или юрисдикцией и разрешением споров, или дипломатией. Более того, централизация власти в руках одного человека не означала централизации инициатив. Напротив, императорская власть была в большой степени статична или инертна, и ее активность стимулировалась давлением и инициативами снизу. Какие инициативы проявлялись, зависело от людей и общин и их с.291 отношений с Римом и двором. Не случайно множество свидетельств в этой главе касаются провинции Азия, ибо именно в таких упроченных и цивилизованных провинциях — Азии, Африке, Бетике — которым было разрешено проконсульское наместничество, жители способны были напрямую обращаться к императору. Как сказал Дион из Прусы, обращаясь к своим согражданам: «Если вы не слышали, а проконсулы не обратили внимания, мне не составит труда написать императору»130. Таков парадокс разделения провинций: если император напрямую занимался делами какого-то человека, общины или провинции, то они скорее принадлежали к «народной» части империи, чем к императорской.
Мораль проста. Республику, вероятно, можно видеть, если смотреть из Рима вовне. Поступать так в отношении империи — значит терять связь с реальностью. Не только ряд литературных свидетельств или множества локальных документов, но сама природа империи означает, что ее можно увидеть, лишь глядя из провинций в Рим
ПРИМЕЧАНИЯ
которые божественный Антонин Пий издал своим эдиктом, когда был наместником провинции Азия».