с.366 В течение последних десятилетий литература и ученость периода Римской империи (имею в виду прежде всего естественнонаучную литературу) все больше привлекают к себе внимание историков — не просто как один из курьезов, которыми богата литература древнего мира, или как собрание суеверных измышлений со всех уголков ойкумены, от Китая до Африки и от Индии до северных морей. Дело скорее в том, что в истории западного естествознания период с I в. до н. э. по V в. н. э. ознаменовался первой попыткой придать регулярность и полицентричность многим подходам, связанным с астрономией и некоторыми другими областями природоведения; с анализом топографических сетей, агрономии, медицины; со строительством дорог и транспортных средств. В римской науке, начиная приблизительно с I в. до н. э. — I в. н. э., сформировались исследовательские центры, в том числе и на периферии империи, хотя и не самой отдаленной.
Римская республика и затем империя, хотя подчас грубо и неуклюже, восприняла успехи многих отраслей эллинской науки. Современные историки науки усматривают в римских достижениях все более заметное влияние ценных и самобытных естественнонаучных компонентов, не тождественных ни эллинским, ни «варварским» знаниям о природе, но представляющих собой самостоятельную попытку осмыслить природу и ее явления. Наиболее характерна в с.367 этом отношении «Естественная история» (ЕИ), римского энциклопедиста Плиния Старшего (23 или 24 гг. н. э. — 79 г. н. э.). Это — подробное, насколько тогда было возможно, описание всего доступного римлянам мира, всей их ойкумены. Описание идет не так, как стали по большей части делать в аналогичных случаях позднее (даже и сейчас), т. е. не по, а против часовой стрелки.
ЕИ — самый большой, самый поздний биографически и по-видимому, самый ценный труд Плиния из десятка или двух его произведений. Остальные известны по одним заглавиям и мелким отрывкам. Благодаря пересказам, содержание ЕИ, точнее, 36 ее разделов или книг можно считать достаточно известным и современному читателю. Однако для настоящего ознакомления надо прочесть их все. Будучи написаны в
Платона и Аристотеля почитали не меньше, но несколько иначе. Их языческие воззрения подверглись тщательной переработке в трудах Фомы Аквинского и других средневековых авторитетов, в итоге чего политеистический «осадок» был сведен до минимума. Применительно к Плинию такая процедура дала бы немного, потому что его язычество, его суеверия и мистика относились к более глубоким уровням воззрений на природу: в основном к таким, которые не были преодолены даже и средневековым мировоззрением. Так или иначе, авторитет Плиния стоял высоко по крайней мере до XVIII в., иначе, например, Ж. Бюффона не прозвали бы «французским Плинием». Не подражал ли Бюффон Плинию и самой
Во второй книге ЕИ таких моментов немало, поскольку в ней Плиний излагает основы своего мировоззрения, свои взгляды на устройство Вселенной, и прежде всего как раз в физическом и натурфилософском плане. Исходит он при этом прежде всего из гомеровских и вообще древнейших воззрений. Так, в § 119 он, по-видимому, вспоминает Гомеровскую «анемологию», а именно текст из «Одиссеи»: «Разом и Эвр, и полуденный Нот, и Зефир, и могучий… Борей взволновали пучину»1. Слова из § 119 звучат как комментарий к этому тексту: «Древние насчитывали только четыре ветра, по четырем же сторонам света, и Гомер — руководствуясь шаткими основаниями — тоже не упоминает их больше четырех». Осмысливая строение этого «четырехстороннего» мира, Плиний хотя бы уже как военачальник не мог не поддержать митраизма — солнцепоклонничества, исключительно популярного тогда среди римских легионеров. Видимо, Плиний не очень восторгался этой популярностью. Имени «Митра» он не употреблял, а Солнце для него не Deus, а numen, т. е. как это определено в § 208, «божественное начало, разлитое по всей природе и прорывающееся вновь и вновь». В § 13—
Впоследствии в рукописях и первопечатных изданиях вместо si modo est aliquis встречается si modo est alius, т. е. «если он есть нечто иное» — и тогда открывается поле для догадок: напр., у
Различные суеверия в отношении солнечных затмений и других небесных явлений часто охватывали моряков. В § 54 рассказано, как тревога афинского полководца Никия (470—
Недоверие ко многим общепринятым, но безосновательным догмам отделяет Плиния от господствовавшей римской школы того времени, от стоицизма, по крайней мере от многих его представителей. Так, ему чуждо убеждение стоиков, что все в мире управляется провидением таким образом, что «в некое назначенное судьбой время весь мир воспламеняется, а затем вновь упорядочивается» и т. п. Впрочем, у Зенона и других отцов-основателей стоицизма тоже проскальзывает иногда ирония по поводу чрезмерной веры в Судьбу. Другими отличиями Плиния от стоицизма являются: отсутствие веры в мировой огонь как основу вещей, интерес к естествознанию. Но в естественнонаучных вопросах он принимает основные положения стоицизма, например, убеждение в шарообразности Земли и космоса — этого «шара», который стоики мыслили как ограниченный по размеру (см. § 8). В XI. 8 Плиний подчеркивает тождество греческого «космос» и латинского mundus в смысле «совершенного и безусловного изящества». Вместе с этим не делалось отчетливого различия между представлениями о космосе как круге и как о шаре. Приписывая мнение о шаровидности космоса «всем», Плиний имел в виду два народа, греческий и латинский. Притом и их «согласие» (на которое Плиний вновь ссылается в § 160) возникло не ранее VI—
В историко-географическом плане важно, что ни Плиний, ни Помпоний Мела (его географические сведения восходят к какому-то общему с Плинием источнику) не используют понятий «параллель», «меридиан», «климат» и соответственно не указывают ни широт, ни долгот определяемых ими областей и пунктов4. Столь же или даже более важно, что приводимый Плинием в § 217 (см. также § 187) рассказ грека Питеаса из Массилии (Пифея из Марселя, середина IV в. до н. э.), открывшего
Стремление определить место не ограничено у Плиния земной поверхностью, он упоминает и небесные расстояния, конечно, очень неточно. Например, согласно § 83 «от Солнца до Луны в 19 раз дальше, чем от Луны до Земли» — осторожный Плиний не хочет упоминать имя того, кто это «установил»: это не «многие», а Аристарх Самосский (первая пол. III в. до н. э., см. также примеч. 6), создатель первой гелиоцентрической системы, «Коперник древности», еретик по отношению к перипатетической школе и вообще к античной мысли. Приведенное соотношение получено рациональным методом, который сведен на нет ошибками измерения. В самом деле, прямые, соединяющие Луну с Землей и Солнцем, образуют прямой угол, когда мы видим освещенной половину Луны. При этом угол, образованный этими прямыми, соединяющими Землю с Луной и Солнцем, доступен непосредственному измерению (но из-за с.372 отсутствия приборов Аристарх определил его неправильно). Дальнейшее вычисление приводимого Плинием соотношения двух космических расстояний производилось Аристархом обычными приемами решения треугольников, но из-за упомянутой ошибки в определении угла результат оказался в 20 раз меньше действительного значения5.
К астрономической проблематике Плиний обращается и в связи с мнениями Тимея, хотя остается не вполне ясным, имел ли он в виду пифагорейца начала IV в. до н. э., друга Платона, или же другого, позднейшего Тимея, неопифагорейца I в. до н. э., автора сочинения «О душе космоса и природы». Второй вариант вероятнее хотя бы потому, что от первого Тимея не осталось сочинений, возможно, их и не было. Следуя Тимею (второму?), Плиний в § 38 правильно определяет максимальное удаление Венеры от Солнца (в градусах), однако приведенный здесь же, в § 38, для Венеры синодический период 348 дней далек от подлинного значения — 584 дней, которое мы находим, например, у Клеомеда и Халкидия и даже в некоторых древнеиндийских источниках6. Мнение, что «все, что порождается на Земле, обязано этим силе этой звезды», т. е. Венеры, возникло задолго до обоих Тимеев: в древней Месопотамии ясное ви́дение ее на небе предвещало богатый урожай, она держала нечто наподобие рога изобилия, в фигуре которого видят намек на наблюдения (еще во II тыс. до н. э.!) ее фаз7. Плиний немало пишет об изменчивости Венеры, делающей ее как бы подобием Луны: она «непостоянна, ибо меняет направление своего хода» (§ 36), блуждает за пределами Зодиака (§ 66), меняет скорость хода и «стоянки» и т. д.; но о фазах и серповидности ее у него ничего нет. Эти знания, видимо, были утрачены и отсутствовали до их повторного обретения Галилеем.
С большей достоверностью можно говорить об использовании Плинием трудов Евдокса Книдского, математика и астронома IV в. до н. э. Его взгляды Плиний излагает в § 67, присоединяясь, правда, и к его ошибкам. Он принимает, в частности, мнение Евдокса, что Солнце должно отклоняться от эклиптики, раз это показано для Луны и планет. Во всяком случае такой вывод относительно позиции Плиния вытекает из анализа, проведенного отечественным историком античной науки
с.373 С описанием физических явлений у Плиния соседствует отыскивание в них некоего высшего смысла. В § 107 Плиний обращается к «собачьим дням» (caniculares) второй половины июля. Как раз в эти дни на небе был Сириус, причастный, видимо, и культу Солнца из-за этой своей связи со зноем и из-за своей наибольшей яркости среди звезд. О поклонении антилопы орикса Солнцу говорит через 150 лет после ЕИ Элиан в трактате «О природе животных» (VII. 8), а еще через три века — Тимофей Газский10. Чихание еще Аристотель в сильно повлиявшей на Плиния «Истории животных» (I, XI, 48) назвал «предвещательным и священным признаком». Чихание, по Плинию, Элиану и Тимофею Газскому — «предвещательный и священный признак» также и по отношению к предстоящему возрождению природы. К приведенным в примечании 57 на с. 427 «Истории животных» Аристотеля (М., 1996) примерам о связи чихания с идеей воскресения (из Библии, «1001 ночи» и африканских мифов) можно добавить финал рассказа
Еще одно приводимое Плинием наблюдение — различие между течениями из Черного моря в Мраморное и в обратном направлении. В § 219 говорится, что «Понт всегда течет в Пропонтиду, обратно же в Понт нет никакого течения». Здесь, очевидно, не учтено, что при таком соотношении вся вода из Понта (Черного моря) должна была бы перетечь в Пропонтиду (Мраморное море) и далее в Средиземное море. Но этого явно не происходит. Между тем существует течение не только из Черного моря в Мраморное, но и обратно, причем в глубине, что было открыто только через 1800 лет адмиралом
NATURAL HISTORY
BOOK II
(Translation, commentary and concluding remarks by
The Russian translation of the second book of Pliny the Elder’s «Natural History» is published for the first time. The book deals with the general laws and regularities of the Universe, with the movements and the form of the Earth and the order of the celestial and terrestrial movements. In the concluding remarks, the connection of Pliny’s biological worldview with his natural-philosophic ideas is reviewed. His general worldview is akin to the Stoik one, and at the same time, Pliny never rejects the search for the human sense in every phenomenon.
ПРИМЕЧАНИЯ