Перевод с англ. О. В. Любимовой.
с.143 По словам Марка Валерия Мессалы Руфа, который в своей работе «О семьях» рассматривал, среди прочих, и Сервилиев2, этот род владел триенсом, который вырастал и уменьшался в соответствии со взлетами и падениями судеб этой семьи. Действительно, немногие римские роды смогли бы найти чудесной монете лучшее применение, чем Servilia familia inlustris in fastis[1]3: из шести альбанских родов патрицианские Сервилии уступали в известности лишь Юлиям. После первого подъема, который подошел к концу после реформ Лициния—
До этого времени к истории семьи вряд ли можно что-то добавить; внимания требуют два последних республиканских поколения. Здесь картина пока неясна, а свидетельства удовлетворительно не распутаны.
с.144 Претор 91 г. выдал сестру замуж за Марка Ливия Друза, плебейского трибуна 91 г., а сам в свою очередь женился на Ливии, сестре Друза. Ливия развелась с Цепионом6 и вышла замуж за Марка Порция Катона7. Ее детей перечисляет Плутарх, Cato min. 1. 1: Сервилия и Цепион от первого брака, Порция и Катон (будущий Утический) от второго. Первая проблема связана со второй Сервилией. Она четыре раза упоминается у Плутарха8 и везде прямо названа сестрой Катона9. Так, сообщается, что она вышла замуж за Лукулла вскоре после его возвращения с войны против Митридата в 66 г. и развода с Клодией; в 63 г. она еще упоминается как жена Лукулла; позднее, как сообщается, Лукулл развелся с ней за распутное поведение, хоть она и родила ребенка; в 49 г., уже незамужняя, она вместе со своим сыном Лукуллом сопровождает Катона на Восток, что дает Цезарю основание напасть на Катона, вероятно, в «Антикатоне» и намекнуть на инцест.
Остальные свидетельства о Сервилии содержатся в двух фрагментах Цицерона:
a. Att. I. 18. 3 (20 января 60 г.): nam M. Luculli uxorem Memmius suis sacris initiavit. Menelaus aegre id passus divortium fecit, quamquam ille pastor Idaeus Menelaum solum contempserat, hic noster Paris tam Menelaum quam Agamemnonem liberum non putavit[2].
Учитывая свидетельство Плутарха, неверной женой Луция Лукулла-Агамеменона должна быть Сервилия; к имеющимся сведениям добавляются такие детали, как имя любовника Сервилии — по крайней мере, одного из них, то есть, Гая Меммия, — и дата их романа.
Второй же фрагмент Цицерона вынуждает нас пересмотреть и, в итоге, изменить представление о месте Сервилии в родословной.
с.145 В третьей книге трактата «О пределах блага и зла» (время действия — 52 г., место действия — тускуланская вилла молодого Лукулла, осиротевшего сына Лукулла) Цицерон обращается к Катону (§ 8—
Et quidem, Cato, hanc totam copiam iam Lucullo nostro notam esse oportebit; nam his libris eum malo quam reliquo ornatu villae delectari. Est enim mihi magnae curae (quamquam hoc quidem proprium tuum munus est), ut ita erudiatur, ut et patri et Caepioni nostro et tibi tam propinquo respondeat. laboro autem non sine causa; nam et avi eius memoria moveor (nec enim ignoras, quanti fecerim Caepionem, qui, ut opinio mea fert, in principibus iam esset, si viveret) et Lucullus mihi versatur ante oculos, vir cum virtutibus omnibus excellens, tum mecum et amicitia et omni voluntate sententiaque coniunctus. Praeclare, inquit, facis, cum et eorum memoriam tenes, quorum uterque tibi testamento liberos suos commendavit, et puerum diligis[3].
На основании свидетельства Плутарха о том, что Сервилия, мать молодого Лукулла, была сестрой Катона и Цепиона (которого все отождествляют с Цепионом, упомянутым в данном отрывке) этот текст считался ошибочным и прежние издатели и комментаторы предлагали исправить avi на avunculi[4], тогда как Мадвиг в своем мастерском издании предпочел объяснить ошибку невнимательностью Цицерона. С ним согласился Мюнцер10, который добавил и лингвистическое соображение о том, что во времена Цицерона слово avunculus лишь недавно появилось в литературном языке. Однако он привлек внимание к тому, насколько крупную, по его мнению, небрежность допустил Цицерон: трактат «О пределах блага и зла» был посвящен Бруту, который по усыновлению сам был Цепионом и близким родственником всех упомянутых людей (см. ниже).
Цихориус11 выступил против такого исправления текста и вместо этого предложил принять его как есть — хотя тогда придется отказаться от мнения, что Сервилия была сестрой Катона. Против такого родства Цихориус выдвинул четыре аргумента:
a. Если Сервилия была единоутробной сестрой Катона от первого брака их матери, то она должна была родиться не позднее начала
с.146 b. Поведение Сервилии, послужившее причиной ее развода с Лукуллом, плохо соответствует ее возрасту: особенно смехотворным будет обвинение Цезаря, если на момент поездки на Восток с Катоном она была пятидесятилетней дамой.
c. Если Сервилия была сестрой Катона, то ее отцом должен быть Квинт Сервилий Цепион, претор 91 г.; и немыслимо предположить, что знатный патриций в завещании поручил бы своих детей сыну арпинского всадника, шестнадцатилетнему на момент смерти претория.
d. Главным аргументом Цихориуса является отсутствие этой Сервилии в перечне детей Ливии в Plut. Cato min. 1. 1.
Из перечисленных аргументов (a) вряд ли будет решающим: в качестве альтернативы всегда можно допустить предыдущий брак Сервилии.
То же самое можно сказать и об аргументе (b): если роман Сервилии с Меммием происходил, когда она приближалась к сорокалетию, то вряд ли это беспримерный случай; со свидетельством о нападках Цезаря необходимо обращаться крайне осторожно, так как их конкретное содержание неизвестно.
Главный аргумент (d), на котором особенно настаивает Цихориус, тоже не является окончательным: его доверие к «sehr gut unterrichtete Quelle Plutarchs»[5] не согласуется с ошибкой, которую он приписывает этому источнику относительно родства Ливии с Ливием Друзом. Тем не менее, отсутствие второй Сервилии в перечне детей Ливии — это веский, хоть и не решающий аргумент.
Однако сильнейший из аргументов Цихориуса и сам по себе решающий — это аргумент (c). Цепион, первый муж Ливии, ни при каких обстоятельствах не поручил бы в завещании своих детей Цицерону; либо утверждение Цицерона в трактате «О пределах блага и зла» ложно, — либо Сервилия не была сестрой Катона12.
Установить, чем вызвана повторяющаяся и постоянная ошибка Плутарха, трудно, но возможно. Вероятно, в источнике Плутарха прямо не сообщалось, в каком родстве состояли Катон и Сервилия, и предположение о том, что они были братом и сестрой, сделал Плутарх — возможно, потому что с.147 существовала другая Сервилия, единоутробная сестра Катона и мать Брута, репутация которой была не лучше.
После того, как свидетельство Плутарха отвергнуто, истинная личность Сервилии будет зависеть от идентификации ее отца, Цепиона, упомянутого в отрывке трактата «О пределах блага и зла». Этот вопрос нельзя рассматривать вне связи с вопросом о личностях Сервилиев Цепионов последнего поколения республики. Свидетельства о них отрывочны и запутаны; для того, чтобы рассортировать их, необходимо сперва рассмотреть их в комплексе.
В последние годы республики засвидетельствованы следующие Сервилии Цепионы:
1. Сводный брат Катона. Сведения о нем в основном содержатся у Плутарха в жизнеописании Катона Младшего. Впервые он упоминается в перечислении детей Ливии (1. 1); в рассказе о Катоне и Поппедии Силоне сообщается (2. 3), что Цепион оказался не таким упрямым, как его брат; из отрывка 3. 8—
Ясно, что Цепион, сын Ливии от первого брака (ср. прим. 7), был старше своего единоутробного брата; однако Цихориус, соглашаясь с тем порядком браков Ливии, который установил Мюнцер, прибегает к некоторым запутанным аргументам, чтобы доказать, что Цепион был младшим братом, который и сам родился Порцием Катоном, но был усыновлен Сервилием. Нет необходимости опровергать фантазии Цихориуса, и аргументы Мюнцера, хоть и верны, являются избыточными, так как имеется прямое свидетельство, не замеченное этими исследователями, о том, что Цепион был старшим из братьев: именно так он описан в другом отрывке Плутарха, где рассказывается о братской любви Цепиона и Катона (de frat. am. 487 C).
2. Отец Сервилии. Мы видели, что Сервилия не была сестрой Катона, и ее отец не был первым мужем Ливии. В решающем отрывке Cic. de fin. III. 8—
a. К 52 г. он умер, хотя в нормальных условиях мог бы дожить до этого времени.
с.148 b. Если бы он остался в живых, то стал бы одним из principum: по мнению Цихориуса, это означает, что он родился в 110—
c. К моменту смерти у него было по меньшей мере двое детей (liberos).
d. Он близко дружил с Цицероном, так как в завещании поручил своих детей ему и Катону.
e. Молодой Лукулл — его внук; таким образом, жена Луция Лукулла должна быть Сервилией — факт, засвидетельствованный Плутархом. Из этих пунктов (a), (d) и (e) представляются неоспоримыми; пункту (b) Цихориуc придает слишком большое значение: Цицерон вполне мог переоценить перспективы Цепиона, чтобы сделать приятное Катону (на драматическом уровне диалога) и Бруту (на реальном уровне: Брут, сам по усыновлению Сервилий Цепион [см. ниже], был адресатом трактата «О пределах блага и зла»). С другой стороны, пункт (c) следует решительно отвергнуть, — тем более, что из него Цихориус выводит самые надуманные следствия. Во-первых, выражение «uterque… liberos suos commendavit»[6] не обязательно означает, что оба этих человека (Цепион и Лукулл) имели более чем по одному ребенку. Вполне возможно, что Луций Лукулл и имел: преномен его сына, видимо, был Марк13 и, следовательно, он мог быть вторым сыном14. Но даже если не считать, что у Лукулла было два ребенка или больше, этот отрывок все же не обязательно предполагает, что у Цепиона было более одного ребенка: он может означать по одному ребенку на каждого — такое словоупотребление в латинском языке встречается не часто, но все же засвидетельствовано у Цицерона15.
3. Квинт Сервилий Цепион Брут. Сервилия, сводная сестра Катона16 была замужем дважды: ее единственным ребенком от первого брака с Марком Юнием Брутом, плебейским трибуном 83 г. 17 стал одноименный будущий тираноубийца. Его жизненный путь слишком хорошо известен, чтобы предпринимать его переоценку, однако парные проблемы, связанные с его усыновлением и последующим именем, дискуссионны и важны для нашего исследования.
с.149 Когда он впервые появляется в сохранившихся источниках — в связи с так называемым делом Веттия в 59 г. — Цицерон упоминает его как «Caepio hiс Brutus»18. Указательное местоимение hic объясняется по-разному: по мнению Цихориуса, оно свидетельствует о том, что в то время в Риме много говорили об имени Брута, иначе говоря — что усыновление произошло недавно. Шэклтон Бэйли в комментарии к указанному месту выдвигает предположение, что hic должно отличать его от другого Цепиона, а именно — отвергнутого жениха Юлии (см. ниже); он указывает на параллель Att. 1. 17: «Scipio hic Metellus».
Хотя Брут и после усыновления продолжал использовать имя, полученное по наследству, — и именно под этим именем обрел бессмертие в истории и литературе, — все же имя, полученное им при усыновлении, встречается в официальных ситуациях, как и в некоторых литературных текстах. Так, Цицерон упоминает его как Квинта Цепиона Брута, когда говорит о его деятельности в должности официального магистрата; в святилище Амфиарая в Оропе20 он прославляется как Κοίντον Καιπίωνα Κοίν[του] ὑιὸν Βροῦτου, а в надписи с Делоса21 он назван просто Цепион: но, как предполагает Раубичек (см. прим. 25 ниже) соседний камень, ныне утраченный, мог содержать его полное имя. Что касается литературных источников, то в некоторых отрывках поздних греческих авторов использованы различные формы имени Цепион Брут22, и, что еще более странно, такой обычно надежный источник, как Асконий, в одном месте пишет M. Caepionem23.
В литературной традиции родовое имя Сервилий ни разу не засвидетельствовано. Это отсутствие упоминаний вместе с утверждением в трактате с.150 «О преноменах» 224, «quin etiam quaedam cognomina in nomen versa sunt, ut Caepio: hoc namque in Bruto nominis locum obtinuit»[7], легло в основу самых натянутых выводов об имени Брута25; но теперь, благодаря удачно найденной в Афинах базе статуи Брута, видимо, установлено, что в конечном счете его звали Квинт Сервилий Цепион Брут26. Следует лишь объяснить форму имени в надписи из Оропа, где имя отца стоит между когноменом и приемным когноменом. Аналогичным случаем является M. Piso M. f. Frugi27: оба предпочитали по возможности не использовать новый номен, но ни этого, ни указания имени отца между когноменами не достаточно, чтобы предполагать, будто когномен получил официальное значение номена. Остается еще утверждение трактата «О преноменах». Автору этой малозначительной работы, которая является эпитомой неизвестно чьей книги, можно лишь польстить, сказав, что на основании недостаточно полных свидетельств он пришел к тем же выводам, что и Моммзен, Мюнцер и Сайм.
4. Приемный отец Брута не упоминается в литературных источниках. Его звали Квинт Сервилий Цепион, и он усыновил Брута к 59 году (см. выше). Однако благодаря находчивости Мюнцера28 обнаружилось еще одно почти несомненное и довольно важное обстоятельство его жизни.
Надпись с Делоса29 гласит:
Ὁ δῆμος ὁ Ἀθηναίων καὶ οἱ τὴν νῆσον οἰκοῦντες Κοίντον Ὁρτήσιον Κοίντου υίὸν τὸν θεῖον Καιπίωνος, διὰ τὰς ἐξ αὐτοῦ Καιπίωνος εἰς τἠν πόλιν εὐἐργεσίας, Ἀπόλλωνι[8].
с.151 Основная суть текста, то есть, личности тех, кто в нем упомянут, и дата надписи, не представляет проблем: надпись сделана в 43 г.; в ней упомянуты Квинт Гортензий, сын Квинта, старший30 сын оратора и в то время проконсул Македонии, и Брут. Проблему создает родство между ними, обозначенное словом θεῖος. Методом исключения Мюнцер доказал высокую вероятность того, что приемный отец Брута был женат на Гортензии, дочери оратора; тогда θεῖος будет означать брата приемной матери31.
5. Жених Юлии. Юлия, единственный ребенок Юлия Цезаря, была обручена с другим человеком, прежде чем в 59 г. выйти замуж за Помпея, чтобы скрепить этим союзом так называемый «первый триумвират». Дион Кассий32 просто упоминает об этом, Аппиан33 и Плутарх34 сообщают, что отвергнутого жениха звали Цепион; в другом месте35 Плутарх, а также Светоний36 приводят номен и когномен: Сервилий Цепион. В обоих жизнеописаниях Плутарх указывает, что взамен он должен был получить дочь Помпея, которая уже была обручена с Фавстом Суллой, сыном диктатора. Поскольку она действительно вышла замуж за Суллу, ее брак с Цепионом, видимо, тоже не состоялся37. И, наконец, Светоний утверждает, что Сервилий Цепион участвовал в мероприятиях Цезаря, направленных против его коллеги Бибула.
6. Цепион из письма Cic. Q. fr. I. 3. 7. В этом письме, написанном в 58 г., упоминается некий Цепион, кредитор Квинта Цицерона: …et M. Antonio, quantum tu scripseras, et Caepioni tantumdem solutum est[9].
7. Легат Помпея. Сохранилось два перечня легатов Помпея в войне против пиратов: App. Mithr. 95. 434—
8. Флотоводец Помпея. Плутарх, Pomp. 34. 8, упоминает легата Помпея на флоте в Черном море в 65 г. по имени Сервилий, которого явно не следует отождествлять ни с одним из известных Сервилиев. Мюнцер40 предположил, что он, возможно, не относится к патрицианским Сервилиям и идентичен Публию Сервилию Исаврийскому, консулу 67 г.[13]
Ясно, что восемь или даже шесть Сервилиев Цепионов за десять лет с 67 по 58 гг. — это слишком много, и некоторые разрозненные сведения должны относиться к одним и тем же лицам. Чтобы прийти к наиболее правдоподобным выводам, необходимо рассмотреть все теоретические возможности отождествления.
Очевидно, что следующие идентификации невозможны: (1) = (3), (1) = (5), (1) = (6), (1) = (8) (сводный брат Катона умер в 67 г.; с другой стороны, Брут умер в 42 г., жених Юлии был жив в 59 г., кредитор Квинта Цицерона — в 58 г., флотоводец Помпея — в 65 г.).
(2) = (3) (отец Сервилии умер к 52 г., Брут умер при Филиппах).
(3) = (4) (Брут не мог сам себя усыновить)
(3) = (7), (3) = (8) (в 67 и 65 гг. Брут был слишком молод, чтобы служить легатом).
Кроме того, следующие идентификации неправдоподобны: (1) = (4). Цепион, сводный брат Катона, умер, оставив наследство маленькой дочери и Катону; приемный сын не упоминается. Он умер в возрасте около 30 лет, от внезапной болезни на пути в Азию; трудно понять, зачем ему совершать усыновление. Более того, представляется вероятным, что Брут был усыновлен в 59 г. или незадолго до того — примерно через восемь лет после смерти Цепиона. Однако Мюнцер41 попытался обосновать эту идентификацию, придумав фиктивное усыновление, которое совершила семья, чтобы предотвратить пресечение рода с.153 после смерти Цепиона. Такое фиктивное усыновление, как уже указал Цихориус, немыслимо в римском праве, и его следует решительно отвергнуть.
(3) = (5) Идентификация Брута с отвергнутым женихом Юлии тоже была предложена Мюнцером и категорически отвергнута Цихориусом. Цихориус считал, что:
a. источники, богатые сведениями о Цезаре и Бруте, ничего не знают о том, что они планировали породниться; Плутарх явно считает жениха Юлии иным лицом, чем Брут. Цихориус отметил также, что их намерение породниться стало бы привлекательнейшим сюжетом для риторической литературы.
b. отношения Брута с Цезарем: в 59 г. Брут был вовлечен в дело Веттия, а жених Юлии поддерживал политику Цезаря.
c. отношения Брута с Помпеем: Брут считал Помпея убийцей своего отца и до гражданской войны не общался с ним42, поэтому не мог планировать брак с дочерью Помпея.
Еще одно выдвинутое Цихориусом возражение — что Брута никогда не называли Сервилием, — было с тех пор опровергнуто новым свидетельством (см. выше).
Следующие идентификации приемлемы лишь условно:
(1) = (7) Отождествляя сводного брата Катона с легатом Помпея, придется предположить одно из двух: либо брат Катона был квесторием, подобно другим легатам Помпея43, либо он был подчиненным другого легата, как предположил Ормирод. Если считать брата Катона легатом Помпея в войне против пиратов, то необходимо отказаться от достаточно очевидной идентификации этого легата с флотоводцем Помпея в 65 г.
(2) = (4) Если отец Сервилии был приемным отцом Брута, то очень странно, что Цицерон не упомянул об этом в трактате «О пределах блага и зла» III 8—
(2) = (5) Крайне маловероятно, чтобы отец Сервилии, тесно связанный с Лукуллом и factione[10] Катона, в 59 г. поддерживал нападки Цезаря на Бибула, зятя Катона, а Цезарь, а затем Помпей считали его будущим зятем.
с.154 (3) = (6) только если Цицерон в письме Q. fr. I. 3. 7, вопреки своему обыкновению называет Брута приемным когноменом Цепион.
(4) = (5) Приемный отец Брута мог в 59 г. быть женихом, только если в то время не был женат на Гортензии.
(4) = (6) Приемный отец Брута мог быть кредитором Цицерона, только если усыновление было не завещательным.
(5) = (6) Если отвергнутый жених Юлии и Помпеи дожил до 58 г., то его брак с Помпеей не состоялся не из-за его смерти, а по иным причинам.
Источники позволяют считать безусловно возможными следующие идентификации: (1) = (2), (2) = (5), (2) = (7), (2) = (8), (4) = (7), (4) = (8), (5) = (7), (5) = (8), (6) = (7), (6) = (8), (7) = (8).
Эти идентификации можно обобщить в следующей таблице: («+» означает возможную идентификацию, «*» — условно возможную, «–» — невозможную):
(1) | |||||||
(2) | + | (2) | |||||
(3) | – | – | (3) | ||||
(4) | – | * | – | (4) | |||
(5) | – | * | – | * | (5) | ||
(6) | – | + | * | * | * | (6) | |
(7) | * | + | – | + | + | + | (7) |
(8) | – | + | – | + | + | + | + |
Отсюда сразу следует два вывода:
a. Речь идет минимум о трех людях;
b. Брута нельзя отождествить ни с одним из прочих Цепионов, если только не допустить, что в письме Q. fr. I. 3. 7 Цицерон называет его так, как больше нигде не называет.
Самое приемлемое решение должно вызывать меньше всего трудностей (то есть, условных идентификаций) и быть наиболее экономичным. Поэтому весьма обнадеживает, что самое экономичное44 решение одновременно представляется самым правдоподобным, исходя из имеющихся с.155 источников. Оно предполагает существование трех лиц: (1) = (2), (3) и (4) = (5) = (6) = (7) = (8).
Об (1) = (2) мало что можно добавить. Следует лишь допустить, что Цепион, сводный брат Катона, родившийся около 98 г., к 80 г. женился и стал отцом дочери (упомянутой у Плутарха, Cato min. 11. 6), которой в середине
Ничего нового о ранней карьере Брута мы не узнаем; но из сумрака появляется третий Сервилий Цепион и обретает форму, размеры и содержимое.
Его зовут Квинт Сервилий Цепион. Установить его точное место на генеалогическом древе невозможно, но скорее всего, он был сыном — вероятно, от брака, предшествовавшего браку с Ливией — Квинта Сервилия Цепиона, претора 91 г.45 В таком случае он будет единокровным братом Сервилии, матери Брута, и Цепиона, единоутробного брата Катона; это, кстати, оставляет сводному брату Катона преномен Гней, так как другие преномены у Сервилиев Цепионов не засвидетельствованы. Если он был сыном Цепиона, претора 91 г., то это объясняет замедление его карьеры при сулланском режиме, однако он мог достигнуть квестуры примерно в 69 г. и тогда же присоединиться к Помпею, легатом которого он служил и на войне против пиратов и на войне с Митридатом. Когда он вместе с императором вернулся с Востока, то ему, как и другим помпеянцам, пришлось год или два подождать награды. В 59 г. он нападал на Бибула и должен был жениться на Юлии, единственной дочери Цезаря; этот союз, брак дочери одного из «триумвиров» с бывшим офицером другого, можно истолковать ли как средство скрепить новый политический союз; но он свидетельствует и о том, какое высокое положение занимал Сервилий Цепион в лагере Помпея. Оказалось, что позднее триумвиры предпочли породниться напрямую, через брак Помпея с Юлией; Цепиона пришлось вознаградить дочерью самого Магна. Что произошло дальше, сказать невозможно; вероятнее всего, вечно колеблющийся Помпей снова передумал и выдал дочь за Фавста Суллу. с.156 Квинт Сервилий Цепион отплатил за это возобновлением давно заброшенных семейных связей и полным разворотом в политике: он усыновил своего племянника Брута46 и женился на Гортензии, дочери оратора, которая к этому времени могла быть разведенной или вдовой. Его исчезновение из источников лучше всего объясняется предположением, что он умер в 58 г., когда упоминается в качестве кредитора Квинта Цицерона, или немного позднее. В этом кратком обзоре его карьера выглядит столь же изменчивой и столь же показательной для своего времени, как и карьера его отца.
Иерусалим
Еврейский университет
Факультет классической литературы
ПРИМЕЧАНИЯ
ПРИМЕЧАНИЯ ПЕРЕВОДЧИЦЫ: