Плиний Старший и его «Естественная история»
(Предисловие к IV книге «Естественной истории»)
с.104 Описание стран и местностей Южной и Юго-Восточной Европы, составленное Плинием Старшим в
Но зато этот подарок, «Естественная история», единственный дошедший до нас труд Плиния, представляет собой нечто уникальное среди сохранившихся памятников истории культуры и науки. Более тысячелетия, без преувеличения, он лежал в основе всех естественно-научных, а во многом и гуманитарных исследований в Европе. Он сохранил все, что средневековой Европе или по крайней мере основному слою ее культурного сознания возможно было сохранить из древнего знания, в том числе знания о Земле и природе; кроме того, множество исторических и историко-научных фактов, мнений и подробностей жизни автора — и отнюдь не его одного, а всего связанного с его сложной и многоплановой эпохой.
Именно эта многоплановость делает «Естественную историю» особенно близкой к нам. В сущности многие феномены римской эпохи не слишком резко отличают ее от других эпох и регионов. Римляне так же заботились о себе, своих полях и садах, домах, домашних животных и т. д., как и другие народы; у них были те же заботы, потребности, а значит, те же профессии, занятия, интересы, что и у других. Но было и нечто лежащее в особом плане: связанное с усиленным вниманием к армии, одно время — к флоту (в эпоху Плиния это уже отошло в прошлое, флот ослаб), к налоговым и организационным мероприятиям на огромных территориях. В эту же эпоху появилось многое, ставшее затем неотъемлемым компонентом едва ли не каждой эпохи и культуры. В самом деле, ведь Плиний Старший был свидетелем формирования науки как системы, во всяком случае раннего этапа этого формирования. Этим уже создана некоторая неповторимость эпохи. Вместе с тем он был свидетелем укрепления идеи мирового государства, воплощенной в Римской империи: все более ранние попытки в этом направлении ограничивались с.105 каким-либо уголком ойкумены (а Римская империя простерлась от тропической Африки до Шотландии, от Гибралтара до Персии) и одним-двумя поколениями властителей, после чего разваливались. Но Плиний дожил до царствования Веспасиана и Тита, при них огромные размеры империи стали уже привычными, а сильного противодействия на местах, — кроме иудейских войн, продлившихся еще несколько десятилетий, — больше не было. При Плинии возникло такое явление, как мировые религии (до него к этой категории можно отнести разве что буддизм). Митраизм был важной, хотя в конечном счете и не удавшейся попыткой в этом русле. Солнцу посвящены яркие страницы «методологической» второй книги «Естественной истории». Но делая эту (по-видимому) уступку митраизму, Плиний не идет дальше и, в частности, ни разу не употребляет в «Естественной истории» имени «Митра».
Плиний был современником Иисуса Христа, лет на 25 младше его; и мог бы в «Естественной истории» что-нибудь передать из своих впечатлений о евангельских или послеевангельских событиях (хотя бы по слухам). Однако ничего такого там нет, хотя Палестине посвящено немало страниц «Естественной истории», и мы можем из труда Плиния многое почерпнуть относительно палестинских нравов и событий I в. н. э. В целом можно сказать, что «Естественная история» — в противоположность письмам Плиния Младшего с их яркими свидетельствами о христианстве I—
Для многих отраслей науки «Естественная история» послужила отправной точкой. Плиний для своего времени был перворазрядным ученым и, видимо, таким эрудитом, которого ни с кем невозможно сравнить, особенно по части любимой им естественной истории. Его многотомный труд в течение всего Средневековья оставался по своей части непререкаемым авторитетом в естественных науках, а потом — уже для новой науки — памятью о ее колыбели.
Содержание этого огромного труда, даже если бы речь шла только о его ошибках, никак не может быть изложено вкратце. В данном случае мы будем иметь в виду только его четвертую книгу с содержащимися в ней «средиземными» материалами, в том числе восходящими к мифологической праоснове. Типичным примером может служить связывание Плинием, как и вообще учеными той эпохи, греческого названия «Паллантий» и римского «Палатин». В действительности они возникли на совершенно различных языковых основах. Но их чисто внешняя связь послужила устойчивым компонентом отстаиваемой многими римскими и особенно греко-римскими (например, Полибием и Плутархом) учеными легенды о происхождении италийской государственности от эллинской и, более того, от первых людей, возникших после Девкалионова потопа. Подобно тому, как дуб был первым из растений, так и аркадяне были «первыми людьми, рожденными на Земле» (Плутарх. Римские вопросы. 286a). Из Аркадии и даже именно из Паллантия, якобы еще до Троянской войны, прибыли на берега Тибра полубог Эвандр (греч. «истинный муж») с другими поселенцами — предками патрициев. Он и дал новому поселению слегка измененное имя старого. Эта легендарная связь Паллантия с Палатином нашла воплощение в реликвиях: на склоне Палатинского холма, под «хижиной Ромула», и столь же свято, как она, сохранялся так называемый Большой алтарь, сооруженный Эвандром, где праздновали победу Геракла с.106 над великаном Каком — еще и во времена Плиния и позже, до самого конца Западной Римской империи.
Собственно каноничным римский миф становился тогда, когда удавалось связать его, с одной стороны, с эллинской параллелью, а с другой — с реальными памятниками. «Естественная история» — дитя своего времени — как стало ясно в XV—
Связь слов «Палатин» и «Паллантий» во времена Плиния была общим местом, и ему даже не пришлось ничего изобретать. Однако есть и более сомнительные в смысле аутентичности места «Естественной истории», связывающие Запад и Восток (Европы). Такова мысль о том, что «всей Элладе даровал свободу Домиций Нерон» (IV. 22). В самом деле, во время своего
Другой пример вставки, на этот раз более поздней, можно видеть в IV. 20, где перечислены города Аркадии: «Псофис, Мантинея, Стюмфал, Тегея, Антигонея» и т. д. Собственно Мантинея и Антигонея — это был один и тот же город, но первое название было во времена Плиния лишь воспоминанием. Македонский царь Антигон Досон, восстановивший Мантинею в
В других фрагментах, хотя и несомненно принадлежащих Плинию, трудно бывает решить, какую из близких категорий объектов он имеет в виду. Например, в
В том же § 35 более ясен случай с мюгдонами, это была и племенная область (Мюгдония) и ее центр, что более подробно раскрыто в § 38: «Равнина Мюгдонии, а на ней в удалении от моря Аполлония и Аретуса», причем равнина (так по контексту, а буквально «область» — regio), это, видимо, тот же gremium terrarum из § 35. На это указывает и упоминание рядом с мюгдонами Аретузы (Аретусы, Арефусы) в обоих случаях, в § 35 и 38 — но в § 25 другая Аретуса, хотя сам топоним, возможно, занесен именно из Беотии. К северу от нее и от Фракии некогда, в легендарные времена, жили так называемые скифы-пахари. Название связывает их с Восточно-Европейской равниной, но позитивных представлений о них нет. С мифологическими же мнениями о них связано название тех мест «Герания» (от греческого γέρανος, «журавль»). У Аристотеля находим более рационалистический (и даже рациональный, если учесть действительное существование пигмейских племен) вариант этого мифа с отнесением его не к Скифии, а к Африке: пигмеи подвергаются нападению журавлей в верховьях Нила2. Но в пользу Плиниевой фракийской Герании говорит то, что во всяком случае в эллинской топонимике это название бытовало, например на Пелопоннесе, откуда многие названия перенесены в Македонию и Фракию (ср. об элидской реке Герании3; да и у самого Плиния — город или города Gerania в § 16 и 23). Была также горная цепь в Мегариде Γερανία или Γερανεία. Зная эти «журавлиные родины» и, возможно, еще другие, нам не известные, в том числе фракийскую, Плиний тем не менее не знал об африканской гипотезе или не придал ей значения.
Ниже следует рассказ о Киноссеме, «погребальном холме Гекубы». Этот отрывок завершает рассмотрение «третьего залива Европы» и вместе с тем как бы замыкает ее историю, отсылая читателя к легендам о Трое, развалины которой находятся поблизости. Киноссема — буквально «гробница собаки» — якобы место, где бросилась в воду превращенная в собаку царица Трои Гекуба. Об этом говорится в виде пророчества в трагедии Еврипида «Гекуба». Позже этот миф не очень популярен: ни у Фукидида, ни у Страбона, ни, как видим, у Плиния не объяснена причина «собачьего» названия холма. Другая традиция представлена у поэта Стесихора (VII—
Дальнейшее сканирование берегов «третьего залива» приводит Плиния к Эгейскому морю, которому «дала название скала». В настоящее время этимологии Эгейского моря многочисленны. Наиболее известную из них — по имени бросившегося в море Эгея — Плиний даже не упоминает, хотя к его времени она уже нередко встречалась (есть, например, у Катулла). Плиниева этимология (от названия козы, см. в тексте) не хуже других: коза — одно из самых распространенных животных в средиземноморской топонимии, а островок Αἰγαί (между островами Теносом и Хиосом) был известен еще в гомеровское время. Современные этимологи чаще связывают название Эгейского моря с доиндоевропейским компонентом. Относительно еще одного острова Кеоса отмечено, что там «делают очень тонкие ткани для женских платьев» — delicatiores feminis vestem. Это говорит, видимо, не столько сам Плиний, сколько его источник и притом смешивает Кеос с Косом, на нем действительно изготовляли какие-то совсем особые ткани и одежды (Coae vestes). Этим источником, на который Плиний здесь ссылается, служит Варрон. Однако согласно более давнему и надежному описанию Аристотеля, именно на Косе была предпринята древнейшая в Европе попытка шелководства6. О ней же повествуют, не без влияния Аристотеля, главы XXV—
Книга IV «Естественной истории» дает, хотя и в ограниченных пределах, представление об использовании римлянами природных ресурсов. На островах Касситеридах Плиний отмечает «изобилие свинца». К этой формулировке (a fertilitate plumbi) некоторые комментаторы предлагали добавить albi, чтобы получилось «за изобилие олова». Римляне не вполне различали свинец и олово, поэтому Плиниево plumbi (свинца) вполне могло означать plumbi albi (олова). В этом же плане любопытны в «Естественной истории» относящиеся к Иберии имя племени «плюмбаров» (§ 118) и название острова «Плумбария» («Плюмбария»), которые тоже, очевидно, связаны с добычей «черного» или «белого» свинца. По-гречески «свинец» и «олово» производились от разных корней: μόλυβδος и κασσίτερος, хотя второй термин мог означать и какой-то другой металл или сплав. Во всяком случае именно от него (κασσίτερος) произведено название островов, которое иногда и переводят «Оловянные». Слова Плиния о «множестве островов», как и утверждение Страбона, что Касситерид десять, противоречат традиции отождествлять Касситериды с Британскими островами9. Геродот, у него, по-видимому, впервые (III, 115) появляется название Касситерид, не дает ничего для обоснования этой традиции и вообще сомневается в реальности Касситерид. Согласно Посидонию и Страбону, олово добывали артабры, «которые живут дальше всего на северо-западе Лузитании»10. Также и в других местах у Страбона и еще у некоторых древних авторов Касситериды как-то соотносятся с артабрами, например, «лежат к северу напротив артабров»11. Плиний в § 113—
В заключение приведем еще один пример из IV книги Плиния, где наглядно видно характерное для него смешение исторических (в том числе историко-научных) мотивов с мифологическими. В § 90 (и далее) на основании с.110 ссылок на рассказы путешественников обрисовывается картина некоего восточного государства. Рассказы эти мифологические, но раньше и таких не было. Где-то «в стране полугодового дня» (характерное смешение дальнего севера с востоком) обитает народ, о нем «рассказывают, будто они утром сеют, жнут в полдень, срывают плоды с деревьев вечером, а ночью укрываются в пещерах». Видеть такого никто не мог, но пересказать как занимательную сказку, — пожалуй. Где-то за ними «огромный океан», по-видимому, тот самый «крайний океан», на берегу которого мечтал окончить свой поход Александр Македонский. Во всяком случае у Плиния мы впервые в конкретной, хотя и мифологизированной форме сталкиваемся с упоминанием о Тихом океане. Плиний селит гипербореев около него, т. е. около занимающего пол-Земли «огромного океана». У Геродота (IV. § 13) просто «их страна простирается до моря». Некоторые черты гипербореев просматриваются уже в более исторических серах, также упоминаемых Плинием. Таковы долголетие (пусть мнимое), обитание на «краю света» (крайний восток на каком-то этапе заменился на крайний север), благодатная природа и устойчивая культура. Племя аттаков, с которыми Плиний сближает здесь гипербореев, заставляет вспомнить атакоров, живущих рядом с серами (см. VI. 55). Усиление конкретности у Плиния по сравнению с Геродотом связано с тем, что в промежутке между этими двумя авторами успели сложиться и пройти цикл своего развития (первая — полностью) огромные империи Цинь и Хань. О них не могли не рассказывать путешественники и купцы, пусть не известные нам, но что-то продававшие и покупавшие и создавшие в Риме в каких-то элементах реальную картину жизни оседлых цивилизаций крайнего Востока.
ПРИМЕЧАНИЯ