Пермский университет
Проблема формационной принадлежности древнего мира в советской историографии.
Пермский ун-т, 1992. С. 111—121.
с.111 Актуальность этой темы обусловлена кардинальным значением категории «формация» в марксистской философии истории и дискуссионностью проблемы формационной принадлежности древнего мира в исторической науке. Вопрос о теоретическом определении общественной системы, существовавшей в древности, приобрел особую остроту в современных условиях, когда в связи с крахом тоталитарных моделей социализма значительная часть историков-марксистов, в том числе и советских историков, спешит отказаться от теории формаций. В одном из журналов, издаваемых Академией наук СССР, утверждается, что в советской исторической науке «понимание истории в целом, теория истории… сейчас практически отсутствует»1.
Как русская дореволюционная, так и советская историография древности развивались в контексте мировой науки. До середины
Как справедливо считают В. Н. Никифоров и
В 1933 г. в докладе, который в следующем году был опубликован4,
Концепция В. В. Струве вызвала дискуссию между сторонниками и противниками «широкого» толкования класса рабов. Его поддержали
В отличие от историографии древнего Востока в антиковедении легче утвердилось представление о существовании в наиболее развитых античных обществах рабовладельческого способа производства, чему способствовало такое объективное обстоятельство, как наличие в этих обществах значительно большего числа подлинных рабов, чем в ранних древневосточных обществах, на материале которых строилась рабовладельческая концепция древнего Востока. Таким с.113 образом, антиковеды, определяя рабовладельческую формацию, тоже исходили из количественного критерия.
Правда, В. С. Сергеев в 1934 г. выступил с утверждением о том, что для определения рабовладельческой формации численное соотношение рабов и свободных не имеет решающего значения, а главным обстоятельством является ведущая роль рабовладельческой эксплуатации, которая проявлялась в том, что любой производительный труд в той или иной мере приобретал характер рабского труда7. Конечно, и ранее в исторических исследованиях отмечалась происходившая под влиянием рабства общественная деградация людей нерабских статусов, но, насколько нам известно,
Однако, несмотря на появление указанной перспективной идеи, в советской историографии до настоящего времени преобладает количественный критерий определения формационной принадлежности древних обществ. Утверждения о численном превосходстве рабов и их преобладающей роли в общественном производстве достигли максимальной категоричности в трудах
Середина
Если в 30-х —
Однако следы абстрактного представления о древнем обществе сохраняются в советской историографии в виде концепции расширительного толкования рабства, созданной
Количественный критерий определения рабовладельческой формации и связанная с ним «широкая» трактовка класса рабов должны были бы, по мысли их авторов и сторонников, служить утверждению идеи о принадлежности древнего мира к рабовладельческой формации. В действительности же, как теперь видно, это примитивно-догматическое понимание вызывает протест против самой идеи рабовладельческой формации со стороны многих как зарубежных, так и советских ученых.
Большинство современных западных историков древности, признавая определенный вклад советских востоковедов и антиковедов в конкретно-историческое изучение древних обществ, отвергает теорию общественно-экономических формаций. Среди ее противников такие известные исследователи античности, как
Что касается зарубежных историков-марксистов, то большинство, как показывают дискуссии последних десятилетий, вносят коррективы в принятую в советской историографии концепцию рабовладельческой формации. Так, например, И. Гарлан, представитель марксистского направления во французском антиковедении, сформировавшегося в Безансонском университете, относит к рабовладельческой формации только общества с классическим типом рабства; иные же формы эксплуатации непосредственных производителей (илотов, царских людей и т. п.) он считает доказательством существования «азиатской» формации12.
В настоящее время доминирующей в советской историографии считается теория о принадлежности классовых обществ древнего мира к рабовладельческой формации. Однако в силу официального характера этой концепции, проявляющегося, в частности, в ее господстве в учебной литературе, есть серьезные основания для опасения, что степень признания данной концепции советскими историками более или менее преувеличена. Так, серьезными симптомами, свидетельствующими о негативном отношении к рабовладельческой концепции, являются позиции ведущих египтологов —
Широкое распространение получили гипотезы о принадлежности древневосточных и ранних европейских обществ к смешанной, рабовладельческо-феодальной, единой докапиталистической формации, а также их модификации. Обзор этих теорий сделан в ряде специальных работ, в том числе в монографиях
Главным аргументом авторов всех указанных гипотез является ссылка на сходство форм эксплуатации в древних и средневековых обществах. При этом
В. П. Илюшечкин, автор новейших дискуссионных работ14, отрицает существование рабовладельческой и феодальной формаций и с.116 отстаивает гипотезу о принадлежности обществ древнего мира, средневековья и нового времени к единой формации, характеризующейся господством рентного типа (способа) докапиталистической частнособственнической эксплуатации. Справедливо отвергнув «широкое» толкование класса рабов, восходящее к
По нашему мнению, несмотря на обилие приведенных
Одной из вершин современной историографии древности является творчество англо-американского историка
Предпринятая нами попытка изучения конкретно-исторических результатов исследования советскими учеными проблем эксплуатации в древности18 подтверждает верность вывода
Наши наблюдения подтверждают правильность распространенного в советской историографии представления о преобладании в древнем мире внеэкономического принуждения над экономическим. Приведенный в трудах современных советских исследователей фактический материал не только убедительно доказывает справедливость этого утверждения, но и позволяет сделать вывод о концептуальном значении данного обстоятельства как важнейшего критерия рабовладельческой формации, недостаточно оцененного до сих пор в исторической науке. Мы имеем в виду, в частности, тот факт, что до настоящего времени исследователи обращали внимание преимущественно на рабов и другие зависимые категории, а такой массив эксплуатируемых непосредственных производителей в древних обществах, как подлежащие государственному налогообложению лично свободные подданные, подавляющую часть которых составляли земледельцы-общинники, по существу оставался вне поля зрения ученых, за исключением некоторых индологов и синологов. Государственные налоги и повинности, взимаемые с лично свободных собственников средств производства, порой необоснованно отождествляются с феодальной рентой. Что касается не подлежащих регулярному налогообложению граждан античных полисов, то они составляли исключение из общей картины древнего мира. Наконец, необходимо отметить дискуссионность вопроса о том, следует ли считать государственные налоги и повинности формой эксплуатации, однако ученые все более склоняются к положительному ответу на этот вопрос.
Объективной причиной господства внеэкономического принуждения с.118 в древнем мире являлся относительно невысокий уровень производительности труда, а вследствие этого — отсутствие развитого рынка товаров, капиталов и рабочей силы, т. е. отсутствие комплекса условий для широкого применения экономического принуждения эксплуатируемых. Основную массу эксплуатируемого населения в древних обществах составляли земледельцы нерабских статусов. Главной силой, осуществлявшей эксплуатацию этой массы людей, была государственная власть, а господствующий класс состоял из организованного тем или иным образом государственного аппарата. Это выявил еще
Конкретные варианты механизма эксплуатации были весьма разнообразными и зачастую внешне совсем не похожими друг на друга, тем не менее они имели общую сущность внеэкономического принуждения. Сказанное относится и к системам государственной эксплуатации значительной части местного населения, занятого в царских и храмовых хозяйствах; и к разнообразным системам эксплуатации государством завоеванного населения без обращения его в рабство; и к системам государственного налогообложения общинников, собственников своих земельных наделов. Классическим вариантом внеэкономического принуждения являлось рабство, что при всей относительной малочисленности рабов оправдывает обозначение древней формации как рабовладельческой.
Вопрос о названии древней формации, конечно, представляется второстепенным по сравнению с выявлением ее сущности, но все же и он заслуживает внимания. Исходя из принятого в отечественной историографии критерия определения формации по господствующему в ней способу производства, можно было бы с полным основанием назвать общественный строй древнего мира формацией, базирующейся на господстве внеэкономического принуждения эксплуатируемых работников. Однако многословность этого обозначения заставляет отдать предпочтение традиционному термину «рабовладельческая формация», в сущности верно отражающему историческую тенденцию древнего мира.
Внеэкономическое принуждение, в максимальной степени связанное с игнорированием физических и духовных возможностей и потребностей человека, вследствие его относительно низкой эффективности в течение всей древности сопровождалось поисками более совершенных способов эксплуатации, в той или иной степени предусматривающих экономическую и моральную заинтересованность с.119 работников. Были широко распространены клиентела, перевод рабов на пекулий, вольноотпущенничество, наемный труд, аренда. Экономические и моральные стимулы использовались и в эксплуатации «царских людей», хотя главным способом их эксплуатации обычно являлось насильственное принуждение. Меры экономического и морального стимулирования до поры до времени оставались на уровне количественного накопления, и только с переходом количества в качество складывается новый, феодальный, способ производства, основанный уже преимущественно на экономическом принуждении.
При феодализме внеэкономическое принуждение выступает как вторичный способ эксплуатации в процессе реализации права земельного собственника на получение ренты. Хорошо известно, что в феодальных обществах еще сохраняются формы эксплуатации, базирующиеся на внеэкономическом принуждении, в ряде случаев тождественные классическому рабству, однако ведущей тенденцией феодального способа производства является возрастание роли экономического принуждения непосредственных производителей, лишенных собственности на средства производства, прежде всего на землю.
Реконструируемая нами на основе систематизации конкретно-исторических результатов исследований советских востоковедов и антиковедов сословно-классовая структура эксплуатируемого слоя населения древнего мира и структура «широко» определяемого класса рабов имеют, разумеется, одну и ту же фактическую базу, но различаются принципиально.
Теория «широкой» трактовки класса рабов, направленная на доказательство единой классовой принадлежности всех эксплуатируемых в древнем мире, приписывает несвойственную ему четкую классовую поляризацию, что по сути является модернизацией древности.
Наше представление о массе эксплуатируемых в каждом древнем обществе как комплексе классов-сословий, лишь один из которых составляли рабы, базируется на том, что к большинству классов-сословий применялось в той или иной степени внеэкономическое принуждение, но место их в системе общественного производства различалось в соответствии с юридическим статусом и связанной с ним формой собственности. Это предусматривает всесторонний учет социально-экономического положения каждой общественной группы.
Изучение конкретно-исторических и теоретических результатов исследований советских историков, посвященных проблемам эксплуатации в древнем мире, позволяет сделать вывод, что теория о с.120 принадлежности его к рабовладельческой формации более адекватно отражает историческую реальность, чем другие концепции. Отказ от догматической трактовки рабовладельческой формации открывает дорогу к объединению под ее «эгидой» различных в частностях, но сходных в своей сущности древних обществ.
ПРИМЕЧАНИЯ