Нюркаева А. З.
Пермский университет

Исследование проблем древности, средневековья и славяноведения в Пермском университете (к 75-летию университета).

Межвузовский сборник научных статей «Античность Европы».
Пермский ун-т, 1992. С. 121—139.

с.121 Совет­ская исто­рио­гра­фия вос­хо­дит кор­ня­ми к дости­же­ни­ям рус­ской и миро­вой нау­ки. До 1917 г. два разде­ла рус­ско­го исто­ри­че­ско­го зна­ния — меди­е­ви­сти­ка и сла­вя­но­веде­ние — зани­ма­ли веду­щее место в миро­вой исто­ри­че­ской нау­ке. В раз­ви­тии их задаю­ща­я­ся роль при­над­ле­жа­ла Мос­ков­ской и Петер­бург­ской науч­ным шко­лам. Мос­ков­ская шко­ла П. Г. Вино­гра­до­ва — А. Н. Сави­на — Д. М. Пет­ру­шев­ско­го раз­ра­бота­ла мето­до­ло­гию и соци­аль­но-эко­но­ми­че­скую про­бле­ма­ти­ку с.122 меди­е­ви­сти­ки, а шко­ла В. И. Ламан­ско­го — ана­ло­гич­ные вопро­сы сла­вя­но­веде­ния, Петер­бург­ская шко­ла Н. И. Каре­ева и И. М. Грев­са наряду с вопро­са­ми мето­до­ло­гии и аграр­ной исто­рии изу­ча­ла идео­ло­гию и куль­ту­ру сред­не­ве­ко­вья. Имен­но эти шко­лы выра­бота­ли науч­ные под­хо­ды, обес­пе­чи­ли пре­ем­ст­вен­ность в иссле­до­ва­нии фун­да­мен­таль­ных про­блем и под­готов­ке кад­ров высо­кой ком­пе­тент­но­сти. В сущ­но­сти, ука­зан­ные шко­лы в зна­чи­тель­ной сте­пе­ни опре­де­ли­ли науч­ные инте­ре­сы совет­ских меди­е­ви­стов и сла­ви­стов.

В Перм­ский уни­вер­си­тет тра­ди­ции Мос­ков­ской и Петер­бург­ской науч­ных школ были при­вне­се­ны пле­ядой моло­дых талант­ли­вых исто­ри­ков — Б. Л. Бога­ев­ским, А. И. Воль­де­ма­ра­сом, Б. Д. Гре­ко­вым, А. П. Дья­ко­но­вым, Б. В. Казан­ским, В. Э. Кру­сма­ном, Н. П. Отто­ка­ром, А. В. Шмид­том и др. Это были пред­ста­ви­те­ли послед­ней гене­ра­ции рус­ской доре­во­лю­ци­он­ной гума­ни­тар­ной интел­ли­ген­ции. Им при­су­щи зна­ние древ­них и четы­рех основ­ных евро­пей­ских язы­ков, глу­бо­кая источ­ни­ко­вед­че­ская под­готов­ка, энцик­ло­пе­ди­че­ская эруди­ция в спе­ци­аль­ных и обще­на­уч­ных зна­ни­ях. Как иссле­до­ва­те­ли пер­вые исто­ри­ки Перм­ско­го уни­вер­си­те­та сло­жи­лись в атмо­сфе­ре пере­оцен­ки исто­рио­гра­фи­че­ских уста­но­вок XIX в., в том чис­ле либе­раль­но-про­грес­сист­ских, чей сци­ен­тизм неред­ко под­чи­нял исто­ри­че­ский про­цесс какой-либо веду­щей кон­цеп­ту­аль­ной идее. На рубе­же двух веков в мето­до­ло­гии исто­рии и исто­рио­гра­фии гос­под­ст­ву­ю­щим обще­ев­ро­пей­ским тече­ни­ем было так назы­вае­мое кри­ти­че­ское направ­ле­ние, изу­чав­шее исто­ри­че­скую реаль­ность в целом, с уче­том всех ее фак­тов, без пред­взя­то­го обоб­ще­ния. Таким обра­зом, вея­ния эпо­хи, неза­у­ряд­ность исто­ри­че­ско­го даро­ва­ния пер­вых уче­ных наше­го уни­вер­си­те­та обу­сло­ви­ли ста­нов­ле­ние тра­ди­ций науч­ной объ­ек­тив­но­сти и обос­но­ван­но­сти учеб­но­го и науч­но­го про­цес­сов на исто­ри­че­ском факуль­те­те.

Пер­вые антич­ни­ки, меди­е­ви­сты и сла­ви­сты зало­жи­ли проч­ные осно­вы исто­ри­че­ско­го обра­зо­ва­ния на Ура­ле, но вынуж­де­ны были в силу поли­ти­че­ской ситу­а­ции, воз­ник­шей в пери­од граж­дан­ской вой­ны, и струк­тур­ных пре­об­ра­зо­ва­ний уни­вер­си­те­та поки­нуть Пермь. Даль­ней­шая судь­ба их была неор­ди­нар­ной: Б. Д. Гре­ков — ака­де­мик, сла­вист с миро­вым име­нем, круп­ный обще­ст­вен­ный дея­тель (г. Пет­ро­град с 1921 г., затем г. Москва); Б. Л. Бога­ев­ский — зна­ток исто­рии древ­не­го мира (г. Пет­ро­град с 1922 г.); А. П. Дья­ко­нов — круп­ный визан­ти­нист (г. Смо­ленск с 1934 г.); Н. П. Отто­кар — выдаю­щий­ся спе­ци­а­лист по исто­рии запад­но­ев­ро­пей­ско­го горо­да (г. Рим с 1919 г.).

Наряду с круп­ны­ми уче­ны­ми из пле­яды пер­вых перм­ских исто­ри­ков вышли неза­у­ряд­ные поли­ти­че­ские дея­те­ли. Так, про­фес­сор А. с.123 Воль­де­ма­рас как уче­ный и поли­тик состо­ял­ся в Лит­ве, где в нояб­ре 1918 г. воз­гла­вил пер­вое нацио­наль­ное пра­ви­тель­ство пар­тии «нацио­наль­но­го про­грес­са». Он пред­став­лял Литов­скую рес­пуб­ли­ку на Париж­ской мир­ной кон­фе­рен­ции (1919 г.). В 1926—1929 гг. Л. Воль­де­ма­рас вновь избран пре­мьер-мини­ст­ром и мини­ст­ром ино­стран­ных дел Лит­вы. Поли­ти­че­скую дея­тель­ность А. Воль­де­ма­рас сов­ме­щал с науч­ной и пре­по­да­ва­тель­ской работой. После при­со­еди­не­ния Лит­вы в 1940 г. к Совет­ско­му Сою­зу он был репрес­си­ро­ван и погиб в 1942 г.

Иссле­до­ва­тель­ская дея­тель­ность пер­вых спе­ци­а­ли­стов по исто­рии древ­не­го мира и сред­них веков изу­че­на в 1966 г. Е. С. Бого­слов­ским1, чьи науч­ные инте­ре­сы сло­жи­лись в Перм­ском уни­вер­си­те­те при изу­че­нии трудов и дея­тель­но­сти. Б. Л. Бога­ев­ско­го, А. В. Шмид­та, а позд­нее — под вли­я­ни­ем выдаю­ще­го­ся егип­то­ло­га М. Э. Матье. Но ана­лиз и оцен­ка работ неко­то­рых меди­е­ви­стов, в част­но­сти Н. П. Отто­ка­ра, В. Э. Кру­сма­на, оста­лась вне поля зре­ния Е. С. Бого­слов­ско­го. Меж­ду тем труд про­фес­со­ра Н. П. Отто­ка­ра «Опы­ты по исто­рии фран­цуз­ских горо­дов в сред­ние века»2 вызвал инте­рес науч­ной обще­ст­вен­но­сти. Круп­ные исто­ри­ки 20-х гг. (М. Н. Покров­ский, П. Кли­мен­ко, А. Вуль­фи­ус) достой­но оце­ни­ли неор­ди­нар­ность его иссле­до­ва­ния, но счи­та­ли, что Отто­кар отри­ца­ет тео­рию ком­му­наль­ных рево­лю­ций О. Тьерри, Ф. Гизо, Ф. Минье. Позд­нее этой же точ­ки зре­ния при­дер­жи­вал­ся зна­ток совет­ской исто­рио­гра­фии О. Л. Вайн­штейн.

Дума­ет­ся, исто­рио­гра­фи­че­ская вер­сия о Н. П. Отто­ка­ре как абсо­лют­ном про­тив­ни­ке тео­рии ком­му­наль­ных рево­лю­ций неточ­на. Дело в том, что он иссле­до­вал толь­ко спе­ци­фи­ку ком­му­наль­но­го раз­ви­тия ран­них рим­ских и епи­ско­паль­ных цен­тров север­ной Фран­ции, кото­рые сво­и­ми усто­я­ми были свя­за­ны с антич­ной тра­ди­ци­ей. «На поч­ве ста­рой город­ской куль­ту­ры, — отме­чал автор, — нико­гда не мог­ла заглох­нуть мысль о “город­ской жиз­ни”»3. Про­фес­сор Отто­кар дока­зал, что в Кам­брэ, Нуай­оне, Бовэ, Суас­соне, Сан­ли­се не исчез­ло пред­став­ле­ние об искон­ной обособ­лен­но­сти и объ­еди­нен­но­сти город­ско­го мира. Свое­об­ра­зие ста­нов­ле­ния ком­му­наль­но­го строя в древ­них рим­ских и епи­ско­паль­ных горо­дах было обу­слов­ле­но, по мне­нию уче­но­го, объ­еди­ни­тель­ной ролью сеньо­ров. На осно­ве наблюде­ний Н. П. Отто­ка­ра мож­но пола­гать, что в пери­од фор­ми­ро­ва­ния горо­дов еще не был исчер­пан пози­тив­ный исто­ри­че­ский потен­ци­ал сеньо­ров, а сле­до­ва­тель­но, изна­чаль­ный анта­го­низм меж­ду горо­жа­на­ми и фео­да­ла­ми не был зако­но­ме­рен для ран­них севе­ро-фран­цуз­ских цен­тров. с.124 Таким обра­зом, Н. П. Отто­кар отста­и­вал идею мно­го­об­ра­зия путей ста­нов­ле­ния ком­мун, а не толь­ко через ком­му­наль­ные рево­лю­ции. В сущ­но­сти, он не отри­цал, а допол­нил и раз­вил кон­цеп­цию выдаю­щих­ся фран­цуз­ских уче­ных о ста­нов­ле­нии горо­да. Науч­ные заслу­ги Н. П. Отто­ка­ра у нас не были при­зна­ны в силу идео­ло­ги­че­ских шаб­ло­нов.

Во-вто­рых, свое­об­ра­зие древ­не­рим­ских и епи­ско­паль­ных горо­дов север­ной Фран­ции Н. П. Отто­кар видел в един­стве, а не в дуа­лиз­ме их топо­гра­фи­че­ской струк­ту­ры, когда древ­ний рим­ский муни­ци­паль­ный центр, укреп­лен­ная рези­ден­ция епи­ско­па, с одной сто­ро­ны, и соб­ст­вен­но город­ское посе­ле­ние пре­иму­ще­ст­вен­но ремес­лен­но-купе­че­ско­го харак­те­ра — с дру­гой, состав­ля­ли нераз­рыв­ное целое. Сле­до­ва­тель­но, Н. П. Отто­кар выдви­гал идею реаль­ной целост­но­сти город­ско­го посе­ле­ния ран­не­го пери­о­да. Целост­ность жиз­ни ран­не­го горо­да выра­жа­лась в логи­че­ской свя­зи пре­де­лов пуб­лич­ной ком­пе­тен­ции его с пре­де­ла­ми горо­да. Напри­мер, бул­ла 988 г. горо­ду Нуай­о­ну под­твер­жда­ла судеб­ную власть епи­ско­па пре­де­ла­ми горо­да, а не толь­ко рези­ден­ции4. Н. П. Отто­кар дока­зал в про­ти­во­вес мне­нию Л. Лобан­да, Т. Бур­же­на, А. Пирен­на несо­сто­я­тель­ность тео­рии город­ско­го дуа­лиз­ма (urbs — sub­ur­bium) при­ме­ни­тель­но к ста­рым горо­дам. Ошиб­ка сто­рон­ни­ков дуа­лиз­ма была обу­слов­ле­на пута­ни­цей в тер­ми­но­ло­гии источ­ни­ков и неточ­но­стью их тол­ко­ва­ния, что устра­нил уче­ный. Поле­ми­зи­руя с А. Пирен­ном, Н. П. Отто­кар заме­тил, что тео­рия город­ско­го дуа­лиз­ма под­твер­жда­ет­ся фак­та­ми исто­рии горо­дов, воз­ник­ших в X—XI вв. на тор­го­вых путях. Имен­но в позд­нем горо­де в отли­чие от древ­них цен­тров город­ская жизнь и пра­во роди­лись в при­го­род­ном посе­ле­нии, пре­иму­ще­ст­вен­но тор­го­вом (sub­ur­bium)5. В позд­нем горо­де тор­го­во-ремес­лен­ный центр фео­даль­но­го нача­ла доми­ни­ро­вал над древ­не­рим­ским цен­тром. Ина­че, Отто­кар счи­та­ет при­су­щим позд­но раз­ви­ваю­щим­ся горо­дам дуа­лизм как топо­гра­фи­че­ский, так и пра­во­вой.

В-третьих, опре­де­ля­ю­щую чер­ту ком­му­ны Отто­кар видел не в сте­пе­ни кон­цен­тра­ции пуб­лич­ных функ­ций в одних руках (сеньо­ра или маги­ст­ра­та), а в един­стве соци­аль­но-пси­хо­ло­ги­че­ской жиз­ни в пре­де­лах горо­да. «Ком­му­на, — писал Н. П. Отто­кар, — не есть опре­де­лен­ная фор­ма город­ской кон­сти­ту­ции. В поня­тие “ком­му­наль­но­го” вхо­дит един­ст­вен­но при­знак ассо­ци­а­тив­но­сти, спо­соб­но­сти к кол­лек­тив­но­му дей­ст­вию и кол­лек­тив­ной солидар­но­сти»6. При­знак ассо­ци­а­тив­но­сти не пред­ве­щал пре­де­лов поли­ти­че­ской авто­но­мии горо­да, с.125 объ­е­ма его прав и воль­но­стей. Напри­мер, ком­му­наль­ная юрис­дик­ция г. Нуай­о­на была огра­ни­че­на изъ­я­ти­ем лич­но­го и терри­то­ри­аль­но­го пре­де­лов в силу цер­ков­но­го имму­ни­те­та, что, одна­ко, не раз­ру­ша­ло ассо­ци­а­тив­ной солидар­но­сти горо­жан. Пока­за­те­лем послед­ней явля­лась обще­ад­ми­ни­ст­ра­тив­ная, фис­каль­ная, осо­бен­но широ­кая судеб­ная ком­пе­тен­ция ком­му­наль­ных маги­ст­ра­тов. Извест­но, что тяго­те­ние к пол­ной юрис­дик­ции было свя­за­но со сред­не­ве­ко­вым пред­став­ле­ни­ем о юсти­ции как глав­ной фор­ме вла­сти. Таким обра­зом, в осно­ву опре­де­ле­ния город­ско­го само­управ­ле­ния Н. П. Отто­кар поло­жил зако­но­мер­но­сти не толь­ко соци­аль­но-эко­но­ми­че­ской и пра­во­вой жиз­ни, но и соци­аль­ной пси­хо­ло­гии, фак­то­ры кото­рой учи­ты­ва­ют­ся толь­ко сей­час.

В-чет­вер­тых, исхо­дя из целост­но­го вос­при­я­тия горо­да (целое пре­об­ла­да­ет над частя­ми) Н. П. Отто­кар рас­смат­ри­вал поли­ти­че­ское устрой­ство его как сово­куп­ность всех сто­рон жиз­ни: сте­пень объ­еди­нен­но­сти горо­да, рас­пре­де­ле­ния вла­сти в нем, пре­де­лы ком­пе­тен­ции субъ­ек­тов вла­сти, соот­но­ше­ние и вза­и­моот­но­ше­ние раз­лич­ных город­ских сил. Как писал иссле­до­ва­тель, исто­ри­ку нуж­но учи­ты­вать все пре­врат­но­сти «конъ­юнк­ту­ры фео­даль­но­го мира», в том чис­ле внеш­не­по­ли­ти­че­ские фак­то­ры7. Такой под­ход поз­во­лит «уло­вить дина­ми­ку реаль­ной жиз­ни и исто­ри­че­скую при­ро­ду отно­ше­ний»8. Это мож­но понять в духе основ­ных прин­ци­пов шко­лы «Анна­лов» — рекон­струк­ция и обоб­ще­ние исто­ри­че­ских про­цес­сов, если толь­ко они пол­но­цен­ны, пере­да­ют коло­рит вре­ме­ни, из кото­ро­го про­цес­сы изъ­яты.

В-пятых, срав­ни­вая объ­ем и пре­де­лы функ­ци­о­ни­ро­ва­ния прав и ком­пе­тен­ции сеньо­ра и ком­му­ны в ран­них горо­дах, Н. П. Отто­кар при­шел к отри­ца­нию гос­под­ст­ву­ю­ще­го в нау­ке выво­да о том, что одно­тип­ность соци­аль­но-эко­но­ми­че­ских усло­вий порож­да­ет схо­жесть поли­ти­ко-пра­во­вой струк­ту­ры. На при­ме­ре Суас­со­на и Сан­ли­са он дока­зал, что дей­ст­во­вав­шая в них еди­ная ком­му­наль­ная хар­тия была порож­де­ни­ем прин­ци­пи­аль­но раз­лич­ных исто­ри­че­ских ситу­а­ций, уров­ней соци­аль­но-эко­но­ми­че­ско­го раз­ви­тия. Поли­ти­че­ское устрой­ство горо­дов зави­се­ло от всей сум­мы кон­крет­ных фак­то­ров и фак­тов. Сле­до­ва­тель­но, во взглядах Н. П. Отто­ка­ра отра­же­на мысль М. Вебе­ра о неко­то­рой услов­но­сти вся­кой гене­ра­ли­за­ции.

Нако­нец, основ­ным при­е­мом изу­че­ния исто­ри­че­ских про­цес­сов явил­ся инди­виду­аль­но-син­те­ти­че­ский, близ­кий к инди­виду­а­ли­зи­ру­ю­ще­му мето­ду исто­ри­че­ских дис­ци­плин Г. Рик­кер­та. Такой при­ем обу­сло­вил струк­ту­ру работы, в кото­рой каж­до­му из пяти горо­дов (Кам­брэ, Нуай­он, Бовэ, Суас­сон, Сан­лис) посвя­ще­на гла­ва. Исполь­зо­ва­ние с.126 это­го мето­да поз­во­ли­ло уче­но­му пол­но­стью рекон­струи­ро­вать осо­бен­но­сти каж­до­го горо­да, избе­жать шаб­ло­нов тео­рии горо­дов.

В целом моно­гра­фия Н. П. Отто­ка­ра, несмот­ря на пере­гру­жен­ность фак­ти­че­ским мате­ри­а­лом, не утра­ти­ла науч­но­го зна­че­ния, ее основ­ные поло­же­ния спо­соб­ст­во­ва­ли. раз­ви­тию тео­рии воз­ник­но­ве­ния горо­дов. Мето­до­ло­ги­че­ская рефлек­сия уче­но­го, посту­лат непред­взя­то­сти к кон­цеп­ту­аль­ным сте­рео­ти­пам акту­аль­ны для сего­дняш­не­го дня исто­рии.

Дру­гой круп­ный меди­е­вист, зна­ток эпо­хи Воз­рож­де­ния и Про­све­ще­ния, В. Э. Кру­сман9 про­ра­ботал в Перм­ском уни­вер­си­те­те 5 лет (1917—1922). Он умер в рас­цве­те твор­че­ских сил.

Зре­лость инте­ре­сов уче­но­го в этот пери­од про­яви­лась в осмыс­ле­нии роли нау­ки в жиз­ни обще­ства, пери­о­ди­за­ции исто­рии и места в ней пер­вой миро­вой вой­ны и Октябрь­ской рево­лю­ции. Уже в 1918 г. В. Э. Кру­сман рас­це­ни­вал оба собы­тия как веху в пери­о­ди­за­ции исто­рии10. Важ­ней­шим послед­ст­ви­ем Октяб­ря уче­ный счи­тал раз­ви­тие небы­ва­лой энер­гии масс: «пер­вым делом пора­жа­ют мас­сы, кото­рые этой рево­лю­ци­ей при­веде­ны в дви­же­ние»11. Но тогда же уче­ный увидел тра­гедию Октяб­ря в том, «что актив­ную роль в мас­се игра­ет мень­шин­ство… что огром­ны­ми мас­са­ми удач­но управ­ля­ют еди­нич­ные лич­но­сти»12. Ина­че, В. Э. Кру­сман не исклю­чал воз­мож­ность узур­па­ции вла­сти у наро­да. Оцен­ки свер­шив­шей­ся рево­лю­ции, дан­ные про­фес­со­ром В. Э. Кру­сма­ном, гово­рят о широ­те и глу­бине его под­хо­дов к исто­ри­че­ским явле­ни­ям.

Акту­аль­ность сохра­ня­ют взгляды В. Э. Кру­сма­на на соот­но­ше­ние инте­ре­сов обще­ства и нау­ки. Уче­ный спра­вед­ли­во пола­гал, что зави­си­мость нау­ки от меры «заин­те­ре­со­ван­но­сти в ней» гос­под­ст­ву­ю­щей части обще­ства и все­го обще­ст­вен­но­го укла­да обу­слов­ли­ва­ет раз­ви­тие в боль­шей мере при­клад­ных ее черт13, а не фун­да­мен­таль­ных — это­го баро­мет­ра науч­но-тех­ни­че­ско­го про­грес­са и корен­ных прин­ци­пов куль­ту­ры. Нераз­ви­тость исто­рии как нау­ки, с точ­ки зре­ния В. Э. Кру­сма­на, опре­де­ля­лась зави­си­мо­стью от обще­ства, от оче­ред­ных его нужд14.

Про­еци­руя мыс­ли уче­но­го нача­ла века на сего­дняш­ний день, мож­но утвер­ждать, что усло­вия и прин­ци­пы раз­ви­тия исто­рии и обще­ст­вен­ных наук мало изме­ни­лись. Будучи зави­си­мы­ми от команд­но-адми­ни­ст­ра­тив­ной систе­мы, исто­рия и обще­ст­вен­ные нау­ки идео­ло­ги­че­ски обос­но­ва­ли ее прин­ци­пы и струк­ту­ру. И если сего­дня обще­ст­вен­ное мне­ние «кри­чит» о «белых пят­нах» исто­рии, то это нуж­но с.127 рас­це­ни­вать не как упрек исто­рии, а как толь­ко харак­те­ри­сти­ку ее поло­же­ния в нашем обще­стве. С пово­ротом наше­го обще­ства к обще­че­ло­ве­че­ским цен­но­стям, изме­не­ни­ем под­хо­дов к раз­ви­тию нау­ки исто­рия при­бли­зит­ся к Истине.

Пер­вым про­фес­со­ром-сла­ви­стом в Перм­ском уни­вер­си­те­те был А. И. Кос­сов­ский, про­ра­ботав­ший в нем с 1918 г. по 1924 г. В 1924 г. он уехал в Поль­шу, опти­ро­вав поль­ское под­дан­ство. За вре­мя работы в уни­вер­си­те­те уче­ный читал общие кур­сы по исто­рии сла­вян, спец­кур­сы по позд­не­сред­не­ве­ко­вой Поль­ше, гусит­ско­му дви­же­нию.

Науч­ные инте­ре­сы А. И. Кос­сов­ско­го были сосре­дото­че­ны на исто­рии Поль­ши и Сер­бии, иссле­до­ва­нии обще­ст­вен­ных отно­ше­ний, куль­ту­ры и идео­ло­гии XIV—XVI вв. Про­фес­сио­наль­ная науч­ная актив­ность А. И. Кос­сов­ско­го в Перм­ском уни­вер­си­те­те про­яви­лась во всей пол­но­те. Он напи­сал ряд круп­ных работ: «Обще­ст­вен­ный строй древ­ней Поль­ши в новой поль­ской исто­рио­гра­фии», «Обще­ст­вен­ные отно­ше­ния в эпо­ху Сте­фа­на Душа­на», «Засе­ле­ние Волы­ни в XVI в. в свя­зи с раз­ви­ти­ем фоль­вар­ков и татар­ски­ми опу­сто­ше­ни­я­ми», в том чис­ле основ­ной труд — «Рели­ги­оз­но-фило­соф­ские воз­зре­ния Анджея Фри­ча-Мод­жев­ско­го, поль­ско­го писа­те­ля XVI в.»15, к сожа­ле­нию, остав­ших­ся в руко­пи­си, но не сохра­нив­ших­ся в архи­ве, что не поз­во­ля­ет их про­ана­ли­зи­ро­вать и оце­нить.

Обоб­щая уро­вень науч­ных поис­ков в обла­сти древ­но­сти, меди­е­ви­сти­ки, сла­ви­сти­ки на началь­ном эта­пе суще­ст­во­ва­ния Перм­ско­го уни­вер­си­те­та, сле­ду­ет под­черк­нуть про­фес­сио­на­лизм иссле­до­ва­ний, про­явив­ший­ся в акту­аль­но­сти как кон­крет­но-исто­ри­че­ской, так и мето­до­ло­ги­че­ской про­бле­ма­ти­ки, в глу­бине изу­че­ния аспек­тов тем, в раз­ви­тии уже сло­жив­ших­ся исто­рио­гра­фи­че­ских кон­цеп­ций и вне­се­нии в них неза­у­ряд­ных идей. Пло­до­твор­ность науч­ной жиз­ни была обу­слов­ле­на высо­ким уров­нем науч­ной под­готов­ки, ком­пе­тент­но­стью, неза­ви­си­мо­стью мето­до­ло­ги­че­ской рефлек­сии той пле­яды исто­ри­ков.

К сожа­ле­нию, пре­ем­ст­вен­ность луч­ших иссле­до­ва­тель­ских тра­ди­ций была нару­ше­на поли­ти­че­ской ситу­а­ци­ей 20-х гг., вызвав­шей отъ­езд спе­ци­а­ли­стов из Пер­ми, и закры­ти­ем в 1930 г. исто­ри­ко-фило­ло­ги­че­ско­го факуль­те­та, вос­ста­нов­лен­но­го толь­ко в 1941 г.

Дефи­цит кад­ров до середи­ны 50-х гг. тор­мо­зил науч­ную актив­ность факуль­те­та в инте­ре­су­ю­щей нас обла­сти. Под­готов­ка спе­ци­а­ли­стов по исто­рии древ­не­го мира, сред­них веков, сла­вян­ских стран отли­ча­ет­ся нау­ко­ем­ко­стью и трудо­ем­ко­стью, поэто­му воз­мож­на толь­ко в круп­ных цен­трах нау­ки и обра­зо­ва­ния, где сло­жи­лась пре­ем­ст­вен­ность тра­ди­ций науч­ных школ. Типич­ны­ми для этих спе­ци­а­ли­стов с.128 долж­ны быть широ­кие спе­ци­аль­ные и язы­ко­вые позна­ния. В насто­я­щее вре­мя кафед­ра исто­рии древ­не­го мира и сред­них веков, обра­зо­ван­ная в сен­тяб­ре 1974 г., уком­плек­то­ва­на про­фес­сио­на­ла­ми, про­шед­ши­ми науч­ную под­готов­ку в Мос­ков­ском государ­ст­вен­ном уни­вер­си­те­те им. М. В. Ломо­но­со­ва, Мос­ков­ском государ­ст­вен­ном педа­го­ги­че­ском уни­вер­си­те­те им. В. И. Лени­на, Инсти­ту­те сла­вя­но­веде­ния и бал­ка­ни­сти­ки АН СССР. Почти 85,7 % соста­ва кафед­ры име­ют уче­ную сте­пень док­то­ра или кан­дида­та исто­ри­че­ских наук, что пита­ет надеж­ду на ее эффек­тив­ную науч­ную жизнь.

Изу­че­ни­ем источ­ни­ко­вед­че­ско­го и исто­рио­гра­фи­че­ско­го аспек­тов исто­рии древ­не­го мира интен­сив­но зани­ма­ет­ся В. Д. Неро­но­ва. В 50-х — 60-х гг. она иссле­до­ва­ла гусит­ское дви­же­ние и, в част­но­сти, опуб­ли­ко­ва­ла ста­тью об Общине чеш­ских бра­тьев16. Поз­же В. Д. Неро­но­ва созда­ла учеб­ное посо­бие «Введе­ние в исто­рию древ­не­го мира»17, ряд глав кото­ро­го, посвя­щен­ных харак­те­ри­сти­ке изу­чен­но­сти в совет­ской исто­рио­гра­фии таких кар­ди­наль­ных тем, как состо­я­ние про­из­во­ди­тель­ных сил, орга­ни­за­ция обще­ст­вен­но­го про­из­вод­ства, терри­то­ри­аль­ная общи­на, клас­сы и сосло­вия, раб­ство, типы государ­ства и неко­то­рые дру­гие, носит иссле­до­ва­тель­ский харак­тер. В тече­ние послед­них двух деся­ти­ле­тий В. Д. Неро­но­ва сосре­дото­чи­ла вни­ма­ние на изу­че­нии совет­ской исто­рио­гра­фии про­блем экс­плуа­та­ции рабо­чей силы в древ­нем мире. В ходе этой работы она опуб­ли­ко­ва­ла три ста­тьи18 и одну неболь­шую моно­гра­фию в виде учеб­но­го посо­бия по спец­кур­су19, а так­же под­гото­ви­ла к изда­нию руко­пись моно­гра­фии «Фор­мы экс­плуа­та­ции в древ­нем мире в зер­ка­ле совет­ской исто­рио­гра­фии». При­зна­ни­ем науч­но­го авто­ри­те­та В. Д. Неро­но­вой явля­ет­ся ее уча­стие в каче­стве соав­то­ра и соредак­то­ра в осно­ван­ном на син­хрон­ной пери­о­ди­за­ции кол­лек­тив­ном труде «Исто­рия древ­не­го мира»20.

Изу­че­ние обще­ст­вен­ной струк­ту­ры древ­них обществ и при­ме­няв­ших­ся в них форм экс­плуа­та­ции тра­ди­ци­он­но явля­ет­ся клю­че­вым в совет­ской исто­рио­гра­фии древ­не­го Восто­ка и антич­но­сти. При­о­ри­тет­ность этой про­бле­мы зада­на прин­ци­па­ми клас­со­во­го под­хо­да марк­сист­ской исто­рио­гра­фии. Дума­ет­ся, что исто­рио­гра­фия все­гда отра­жа­ет обще­ст­вен­ную мысль эпо­хи, осо­бен­но поли­ти­че­скую и фило­соф­скую. Поэто­му, оцен­ка и пере­осмыс­ле­ние мето­до­ло­ги­че­ской кон­цеп­ции древ­них обществ без идео­ло­ги­че­ских сте­рео­ти­пов, в част­но­сти, опре­де­ле­ние их соци­аль­ной при­над­леж­но­сти — науч­но-акту­аль­ная зада­ча. В. Д. Неро­но­вой впер­вые пред­при­ня­та попыт­ка иссле­до­вать исто­рио­гра­фи­че­скую тра­ди­цию ука­зан­ной про­бле­мы за послед­ние 74 года.

В кон­цеп­цию обще­ст­вен­ной струк­ту­ры древ­них обществ и форм с.129 экс­плуа­та­ции в них В. Д. Неро­но­ва внес­ла суще­ст­вен­ные коррек­ти­вы. Во-пер­вых, в про­ти­во­вес дог­ма­ти­че­ской двух­клас­со­вой моде­ли древ­них обществ, постро­ен­ной на идео­ло­ги­че­ских шаб­ло­нах о при­ма­те клас­со­вых инте­ре­сов в обще­ст­вен­ных про­цес­сах, она раз­ви­ла идею Е. М. Шта­ер­ман о мно­го­об­ра­зии клас­сов-сосло­вий непо­сред­ст­вен­ных про­из­во­ди­те­лей. Такой под­ход поз­во­ля­ет вос­со­здать исто­ри­че­скую реаль­ность, непо­вто­ри­мость древ­них обществ, в кото­рых огра­ни­чен­но во вре­ме­ни и про­стран­стве раз­ви­ва­лось клас­си­че­ское раб­ство. Так назы­вае­мое «широ­кое» тол­ко­ва­ние клас­са рабов, по име­нию В. Д. Неро­но­вой, не под­твер­жда­ет­ся объ­ек­тив­ной исто­ри­че­ской дей­ст­ви­тель­но­стью.

Во-вто­рых, она выде­ли­ла кри­те­рии содер­жа­ния поня­тий «сосло­вие рабов» и «класс рабов»21, что помог­ло най­ти место каж­дой соци­аль­ной кате­го­рии в обще­ст­вен­ном про­из­вод­стве. В соот­но­ше­нии сосло­вия рабов и клас­са рабов в про­из­вод­стве древ­не­го мира опре­де­ля­ю­щим был ста­тус сосло­вия рабов, у кото­рых сов­па­да­ла их клас­со­вая и сослов­ная при­над­леж­ность. Имен­но ста­тус и фор­мы экс­плуа­та­ции клас­са-сосло­вия рабов, как счи­та­ет автор, обу­сло­ви­ли «гос­под­ство рабо­вла­дель­че­ско­го спо­со­ба про­из­вод­ства в древ­но­сти»22, ибо слу­жи­ли ори­ен­ти­ром в смене форм экс­плуа­та­ции дру­гих групп тру­же­ни­ков. Сле­до­ва­тель­но, В. Д. Неро­но­ва — при­вер­же­нец рабо­вла­дель­че­ской кон­цеп­ции древ­них обществ. Отсюда нега­тив­ная оцен­ка взглядов В. П. Илю­шеч­ки­на на харак­тер древ­них обществ. Но в дис­кус­сии 60-х — 70-х гг. об ази­ат­ском спо­со­бе про­из­вод­ства нуж­но видеть пози­тив­ные тен­ден­ции раз­ви­тия нау­ки, ее стрем­ле­ние осво­бо­дить­ся от идео­ло­ги­че­ских штам­пов. Имен­но идео­ло­ги­зи­ро­ван­ность нау­ки тор­мо­зи­ла ее раз­ви­тие. Лишь на рубе­же 80—90-х гг. созда­ют­ся усло­вия для ее пло­до­твор­но­го раз­ви­тия.

В-третьих, в осно­ву ана­ли­за и оцен­ки изу­чен­но­сти про­бле­мы поло­жен хро­но­ло­ги­че­ски-регио­наль­ный прин­цип, что поз­во­ли­ло в пол­ной мере рекон­струи­ро­вать дина­ми­ку и эта­пы исто­рио­гра­фи­че­ско­го про­цес­са. Вычле­не­ны доми­ни­ру­ю­щие кон­цеп­ции про­бле­мы по каж­до­му исто­рио­гра­фи­че­ско­му пери­о­ду, дока­за­но, что сме­на кон­цеп­ций опре­де­ля­лась состо­я­ни­ем источ­ни­ков, уров­нем исто­ри­че­ско­го зна­ния, объ­ек­тив­но­стью кон­крет­но-исто­ри­че­ских иссле­до­ва­ний. На эво­лю­цию исто­ри­че­ских идей воздей­ст­во­ва­ло и раз­ви­тие поли­ти­че­ской мыс­ли в стране.

В-чет­вер­тых, иссле­до­ва­ни­ям В. Д. Неро­но­вой при­су­ща ува­жи­тель­ность и учет вкла­да в нау­ку всех пред­ше­ст­вен­ни­ков, что не исклю­ча­ет в прин­ци­пе поле­мич­ность. Исто­ри­че­ская нау­ка все­гда раз­ви­ва­лась по путям поле­ми­ки, кро­ме того, поле­мич­ность — с.130 пока­за­тель высо­кой эруди­ции авто­ра. Отсут­ст­вие поле­ми­ки В. Д. Неро­но­вой с пред­ше­ст­вен­ни­ка­ми зату­ше­вы­ва­ет ее соб­ст­вен­ную кон­цеп­цию, оцен­ки мето­до­ло­ги­че­ской и кон­крет­но-исто­ри­че­ской раз­ре­шен­но­сти вопро­са тем или иным исто­ри­ком.

Нако­нец, при­зна­вая пра­во­мер­ность созда­ния чисто исто­рио­гра­фи­че­ских трудов, не осно­ван­ных на само­сто­я­тель­ном изу­че­нии источ­ни­ков, не сле­ду­ет огра­ни­чи­вать­ся толь­ко мате­ри­а­ла­ми совет­ской исто­рио­гра­фии, что харак­тер­но для моно­гра­фии В. Д. Неро­но­вой о соот­но­ше­нии сосло­вия рабов и клас­са рабов в древ­нем мире. Без уче­та дости­же­ний зару­беж­ной исто­ри­че­ской нау­ки нель­зя дока­за­тель­но опре­де­лить при­ро­ду древ­них обществ, выявить место и роль совет­ской исто­рио­гра­фии в раз­ре­ше­нии этой про­бле­мы. К тому же исто­ри­че­ские источ­ни­ки, как пра­ви­ло, вво­дят­ся в науч­ный обо­рот на Запа­де и там же в первую оче­редь интер­пре­ти­ру­ют­ся. Ина­че гово­ря, резуль­та­ты сво­их иссле­до­ва­ний нуж­но соиз­ме­рять с уров­нем миро­вой нау­ки.

В целом исто­рио­гра­фи­че­ское иссле­до­ва­ние тре­бу­ет кон­цеп­ту­аль­но­го под­хо­да, кон­цен­тра­ции типо­ло­ги­че­ских умо­за­клю­че­ний, ясно­го науч­но-кри­ти­че­ско­го мыш­ле­ния, уме­ния видеть при­о­ри­те­ты и новиз­ну реше­ний про­блем, оце­ни­вать эффек­тив­ность исполь­зо­ван­ных исто­ри­ком мето­дов иссле­до­ва­ния и введен­ных им в науч­ный обо­рот источ­ни­ков. Диа­па­зон науч­ных под­хо­дов к исто­рио­гра­фи­че­ско­му иссле­до­ва­нию очень широк, одна­ко в пол­ной мере их не уда­лось реа­ли­зо­вать В. Д. Неро­но­вой.

Науч­ные инте­ре­сы А. В. Коло­бо­ва, моло­до­го, пер­спек­тив­но­го антич­ни­ка, скон­цен­три­ро­ва­ны на изу­че­нии армии древ­не­го Рима23.

Совре­мен­ное обще­ство про­яв­ля­ет боль­шой инте­рес к месту и роли армии в систе­ме обще­ст­вен­ных отно­ше­ний, государ­ст­вен­ных струк­тур, что свя­за­но с транс­фор­ма­ци­ей поли­ти­че­ской мыс­ли о харак­те­ре меж­ду­на­род­ных отно­ше­ний. В этой ситу­а­ции в миро­вом анти­ко­веде­нии на пер­вый план высту­па­ют про­бле­мы иссле­до­ва­ния армии как осо­бо­го соци­аль­но­го орга­низ­ма.

А. В. Коло­бов обра­тил вни­ма­ние на ста­тус рим­ских леги­о­нов в Запад­ных про­вин­ци­ях Рим­ской импе­рии пери­о­да ран­не­го прин­ци­па­та, что поз­во­ли­ло отве­тить на вопрос о роли армии в рома­ни­за­ции про­вин­ций, т. е. рас­про­стра­не­нии в них антич­ной циви­ли­за­ции и про­грес­сив­ных соци­аль­но-эко­но­ми­че­ских отно­ше­ний. Ана­лиз поло­же­ния и жиз­нен­ных пер­спек­тив леги­о­не­ров и вете­ра­нов при­вел авто­ра к осмыс­ле­нию их соци­аль­ной мобиль­но­сти, соци­аль­ной карье­ры. При Юли­ях-Клав­ди­ях она не была сослов­но огра­ни­чен­ной, хотя вер­ти­каль­ная соци­аль­ная мобиль­ность не носи­ла харак­те­ра мас­со­во­го обще­ст­вен­но­го явле­ния. с.131 Тем не менее ее реаль­ность обес­пе­чи­ва­ла под­держ­ку поли­ти­ки ран­не­го прин­ци­па­та, рас­ши­ре­ние его соци­аль­ной базы.

Иссле­до­ва­ние А. В. Коло­бо­вым вели­чи­ны и струк­ту­ры леги­он­ной терри­то­рии, ста­ту­са леги­он­ной соб­ст­вен­но­сти, струк­ту­ры лагер­но­го пеку­лия, путей обра­зо­ва­ния вете­ран­ско­го земле­вла­де­ния, соци­аль­но­го соста­ва леги­о­нов и канаб, семей­но­го поло­же­ния вои­нов в Запад­ных про­вин­ци­ях зна­чи­мо как в силу новиз­ны кон­крет­но­го мате­ри­а­ла и обоб­ще­ний, так и бла­го­да­ря оцен­ке воздей­ст­вия соци­аль­но-эко­но­ми­че­ских инсти­ту­тов Рима на вар­вар­ский мир, т. е. рас­кры­тию общей про­бле­мы эпо­хи. Напри­мер, акту­аль­на оцен­ка леги­он­ной соб­ст­вен­но­сти на зем­лю и вете­ран­ско­го земле­вла­де­ния как пер­вой фор­мы антич­ных отно­ше­ний соб­ст­вен­но­сти на зем­лю, при­вне­сен­ной рим­ля­на­ми на при­ле­гаю­щую вар­вар­скую терри­то­рию24. Инте­ре­сен вывод о роли вете­ран­ской коло­ни­за­ции как изна­чаль­ной фор­мы ста­нов­ле­ния рим­ских горо­дов в Пан­но­нии и Бри­та­нии. Или проч­ность брач­ных сою­зов леги­о­не­ров в Верх­ней Гер­ма­нии и Пан­но­нии с середи­ны I в. н. э. автор свя­зы­ва­ет со ста­би­ли­за­ци­ей север­ных гра­ниц, с посте­пен­ным пре­вра­ще­ни­ем леги­о­нов в посто­ян­ные гар­ни­зо­ны, с раз­ви­ти­ем соци­аль­но-эко­но­ми­че­ских струк­тур канаб. Неор­ди­нар­ность этих науч­ных поло­же­ний обу­слов­ле­на само­сто­я­тель­ным под­хо­дом к про­бле­ме, нетра­ди­ци­он­ным исполь­зо­ва­ни­ем свы­ше 600 эпи­та­фий сол­дат и вете­ра­нов леги­о­нов и дру­гих источ­ни­ков. В целом работу Коло­бо­ва нуж­но оце­ни­вать как реаль­ный вклад в иссле­до­ва­ние мало­из­вест­ной темы.

В совет­ской меди­е­ви­сти­ке широ­ко извест­но имя В. Т. Сиро­тен­ко, основ­ные труды кото­ро­го созда­ны в Перм­ском уни­вер­си­те­те25. На его иссле­до­ва­ния о вза­и­моот­но­ше­ни­ях гун­нов с Римом, бул­гар с Визан­ти­ей, о борь­бе народ­ных масс Рим­ской импе­рии про­тив вар­ва­ров были состав­ле­ны подроб­ные рефе­ра­ты в ГДР и дана поло­жи­тель­ная рецен­зия в НРБ26.

Моно­гра­фии «Введе­ние в исто­рию меж­ду­на­род­ных отно­ше­ний в Евро­пе во вто­рой поло­вине IV — нача­ле VI в.» и «Исто­рии меж­ду­на­род­ных отно­ше­ний в Евро­пе во вто­рой поло­вине IV — нача­ле VI в.» при­влек­ли вни­ма­ние исто­ри­ков, ибо в них систе­ма­ти­зи­ро­ва­ны источ­ни­ки ран­не­го сред­не­ве­ко­вья, пере­смот­ре­на кон­цеп­ция пере­хо­да от антич­но­сти и вар­вар­ства к фео­да­лиз­му. В. Т. Сиро­тен­ко отверг гос­под­ст­во­вав­шую в нашей нау­ке тео­рию сою­за народ­ных масс Рим­ской импе­рии и вар­ва­ров как один из фак­то­ров пере­хо­да от рабо­вла­де­ния к фео­да­лиз­му. Тем самым был дан тол­чок к пере­осмыс­ле­нию этой тео­рии, в осно­ве кото­рой лежа­ла кон­цеп­ция клас­со­вых инте­ре­сов.

Науч­но зна­чим вывод об эво­лю­ции меж­ду­на­род­ных отно­ше­ний в с.132 свя­зи с нерав­но­мер­ным раз­ви­ти­ем как про­вин­ций Рим­ской импе­рии, так и раз­лич­ных этни­че­ских общ­но­стей. Не будучи зна­ко­мым с пас­си­о­нар­ной тео­ри­ей Л. Н. Гумиле­ва, В. Т. Сиро­тен­ко вплот­ную при­бли­зил­ся к осмыс­ле­нию вли­я­ния раз­лич­ных фаз этно­куль­тур­но­го раз­ви­тия Рима и вар­вар­ско­го мира на их вза­и­моот­но­ше­ния, но раз­ра­ботать строй­ную тео­рию вза­и­мо­свя­зи поли­ти­ки и этни­че­ских про­цес­сов ему не уда­лось.

Недо­стат­ком работы явля­ет­ся эмпи­ри­че­ское опи­са­ние внеш­них свя­зей, что не поз­во­ли­ло клас­си­фи­ци­ро­вать их по содер­жа­нию и виду, тен­ден­ции раз­ви­тия, свое­об­ра­зию поли­ти­че­ских док­трин двух миров в пере­ход­ный пери­од. А такая клас­си­фи­ка­ция высве­ти­ла бы место и роль меж­ду­на­род­ных отно­ше­ний в пери­од сме­ны циви­ли­за­ций.

Исхо­дя из уров­ня совре­мен­но­го зна­ния мож­но утвер­ждать, что гибель рабо­вла­дель­че­ской систе­мы была след­ст­ви­ем не толь­ко внут­рен­не­го кри­зи­са, но и двух веду­щих тен­ден­ций этно­по­ли­ти­че­ской жиз­ни вар­вар­ско­го мира: рома­ни­за­ции вар­ва­ров и этни­че­ской их кон­со­лида­ции, свя­зан­ной с фазой пас­си­о­нар­но­го подъ­ема. Наи­бо­лее зна­чи­мым про­яв­ле­ни­ем этни­че­ской кон­со­лида­ции было обра­зо­ва­ние пер­вых вар­вар­ских государств, что объ­ек­тив­но пре­пят­ст­во­ва­ло сохра­не­нию рабо­вла­дель­че­ской систе­мы. Суще­ст­во­ва­ние позд­не­рим­ской импе­рии про­ти­во­ре­чи­ло про­грес­сив­ным тен­ден­ци­ям исто­ри­че­ско­го раз­ви­тия Запад­ной Евро­пы.

Со вто­рой поло­ви­ны 80-х гг. науч­ную актив­ность про­явил В. М. Раков, моло­дой спе­ци­а­лист по италь­ян­ско­му Воз­рож­де­нию. В цен­тре его вни­ма­ния нахо­дят­ся фило­соф­ские про­бле­мы, в част­но­сти, эти­че­ские взгляды Дж. Пико дел­ла Миран­до­ло, Дж. Пон­та­но, Н. Макиа­вел­ли26.

Фило­со­фию Дж. Пико дел­ла Миран­до­ло автор рас­це­ни­ва­ет как «куль­ми­на­цию ренес­санс­но­го антро­по­цен­триз­ма». В отли­чие от тра­ди­ци­он­но­го гума­низ­ма фило­со­фия Пико, как счи­та­ет В. М. Раков, выде­ля­ет из при­ро­ды чело­ве­ка как актив­ное, твор­че­ское нача­ло. Такой под­ход при­бли­зил Пико к трак­тов­ке ново­ев­ро­пей­ско­го инди­виду­а­лиз­ма.

Эти­че­ские взгляды Дж. Пон­та­но В. М. Раков иссле­до­вал в исто­рио­гра­фи­че­ском и кон­крет­но-исто­ри­че­ском аспек­тах, на осно­ве чего оце­нил его как послед­не­го гума­ни­ста Ита­лии из ори­ги­наль­но­го ряда. Ана­ли­зи­руя харак­тер соот­не­сен­но­сти созер­ца­тель­ной и дея­тель­ной жиз­ни по трак­та­ту «О вели­ко­ду­шии» Пон­та­но, В. М. Раков в отли­чие от исто­рио­гра­фов, под­чер­ки­ваю­щих цен­ность дея­тель­но­го иде­а­ла перед созер­ца­тель­ным, пола­га­ет, что эти кате­го­рии вза­и­мо­обу­слов­лен­ные, состав­ля­ю­щие «един­ство во мно­же­стве». Отсюда он дела­ет более широ­кий вывод о веду­щем куль­тур­ном прин­ци­пе эпо­хи Воз­рож­де­ния — с.133 при­ми­ре­ние, согла­со­ва­ние, гар­мо­ни­за­ция раз­но­род­но­го исто­ри­ко-куль­тур­но­го мате­ри­а­ла. Не слу­чай­но сло­во «гар­мо­ния» — клю­че­вое для идео­ло­гии и искус­ства эпо­хи Воз­рож­де­ния.

В отли­чие от Пон­та­но у Н. Макиа­вел­ли доми­ни­ру­ют поли­ти­че­ские цен­но­сти. Он пер­вом начал серь­ез­но кри­ти­ко­вать клас­си­че­ский гума­низм и осо­знал исто­ри­че­скую исчер­пан­ность тра­ди­ци­он­ных его форм, точ­нее, невоз­мож­ность их исполь­зо­ва­ния в соци­аль­но-поли­ти­че­ских усло­ви­ях Ита­лии кон­ца XV — нача­ла XVI в. Н. Макиа­вел­ли рас­смат­ри­ва­ет­ся как один из осно­ва­те­лей ново­ев­ро­пей­ско­го типа куль­ту­ры, при­шед­ше­го на сме­ну куль­ту­ре Воз­рож­де­ния. В осно­ве ново­ев­ро­пей­ской куль­ту­ры лежит идея опыт­но-экс­пе­ри­мен­таль­но­го отно­ше­ния к миру, а так­же рацио­на­лизм как цен­траль­ная тео­ре­ти­че­ская уста­нов­ка. В про­ти­во­вес тра­ди­ци­он­ной харак­те­ри­сти­ке Н. Макиа­вел­ли В. Ч. Раков дела­ет вывод о при­част­но­сти его «к фило­соф­ско-науч­ной рево­лю­ции Ново­го вре­ме­ни в такой же мере, что и Декарт, Гали­лей, Кеплер»27. Такую оцен­ку иссле­до­ва­тель дает исхо­дя из места и роли Макиа­вел­ли в созда­нии совре­мен­ной поли­ти­че­ской нау­ки и ее прин­ци­пов, глав­ным из кото­рых был прин­цип реаль­но­сти (объ­ек­тив­но­сти). Ори­ги­наль­ны суж­де­ния моло­до­го уче­но­го о при­ма­те реаль­но­сти в поли­ти­ке у Н. Макиа­вел­ли и К. Марк­са. В трудах Макиа­вел­ли он свя­зан с функ­ци­о­ни­ро­ва­ни­ем всех эле­мен­тов соци­аль­ной систе­мы (пар­тий, соци­аль­ных групп, лич­но­стей), что реа­ли­зу­ет­ся в ком­про­мис­се, кон­сен­су­се поли­ти­ки, а в работах К. Марк­са прин­цип реаль­но­сти в поли­ти­ке свя­зан с клас­со­вы­ми инте­ре­са­ми, что ведет к анта­го­низ­му соци­аль­ных струк­тур28.

Ана­лиз эти­че­ских, соци­аль­но-эти­че­ских и поли­ти­че­ских взглядов послед­них выдаю­щих­ся гума­ни­стов Ита­лии дает воз­мож­ность В. М. Рако­ву вый­ти на широ­кие обоб­ще­ния о месте Воз­рож­де­ния в евро­пей­ской куль­ту­ре. Имен­но в эту эпо­ху сло­жи­лись важ­ней­шие тра­ди­ции и осно­вы евро­пей­ской куль­ту­ры, отсюда Воз­рож­де­ние — это инте­граль­ный тип куль­ту­ры.

В целом иссле­до­ва­ния В. М. Рако­ва пло­до­твор­ны, они харак­те­ри­зу­ют­ся нетра­ди­ци­он­но­стью мыс­ли и обоб­ще­ний.

Сла­вя­но­вед­че­ская про­бле­ма­ти­ка пред­став­ле­на работа­ми Н. И. Касат­ки­на, А. З. Нюр­ка­е­вой, Ю. М. Рек­ки. Послед­ний изу­ча­ет про­бле­му воздей­ст­вия рус­ской рево­лю­ци­он­но-демо­кра­ти­че­ской мыс­ли и дви­же­ния, осо­бен­но А. И. Гер­це­на, на раз­ви­тие нацио­наль­но-осво­бо­ди­тель­но­го дви­же­ния юго-восточ­ной Евро­пы29. Им выяв­ле­ны реаль­ные свя­зи рево­лю­ци­о­не­ров-демо­кра­тов, изыс­ка­ны неиз­вест­ные нау­ке фак­ты. Так, в мате­ри­а­лах III отде­ле­ния ЦГАОР впер­вые выяв­ле­ны фак­ты, с.134 свиде­тель­ст­ву­ю­щие о суще­ст­во­ва­нии в 50-е гг. XIX в. рево­лю­ци­он­но­го обще­ства «Сла­вян­ский Союз» с цен­тром в Лон­доне, редак­то­ром печат­но­го орга­на кото­ро­го был А. И. Гер­цен. К это­му орга­ну при­мы­ка­ли и пред­ста­ви­те­ли несла­вян­ских наро­дов (вен­гров, румын, италь­ян­цев, фран­цу­зов, нем­цев), что свиде­тель­ст­ву­ет о вза­и­мо­свя­зи сла­вян­ско­го нацио­наль­но-осво­бо­ди­тель­но­го дви­же­ния с общей рево­лю­ци­он­ной борь­бой наро­дов Евро­пы. Кро­ме того, Ю. М. Рек­ка иссле­ду­ет важ­ней­шие аспек­ты науч­но­го ате­из­ма30. Он рас­крыл при­чи­ны, сущ­ность, идей­но-орга­ни­за­ци­он­ные осно­вы рели­ги­оз­но-сек­тант­ско­го дви­же­ния в совре­мен­ных усло­ви­ях.

Н. И. Касат­кин — спе­ци­а­лист по новей­шей исто­рии Юго­сла­вии. Им впер­вые в совет­ской исто­рио­гра­фии изу­че­ны зако­но­мер­но­сти и спе­ци­фи­ка вос­ста­но­ви­тель­но­го пери­о­да стра­ны (1944—1947 гг.)31. Он иссле­до­вал уро­вень и струк­ту­ру про­мыш­лен­но­сти Юго­сла­вии, эко­но­ми­че­скую поли­ти­ку народ­ной вла­сти, что поз­во­ли­ло сде­лать вывод о свое­об­ра­зии рекон­струк­ции народ­но­го хозяй­ства в дан­ной стране в отли­чие от дру­гих стран народ­ной демо­кра­тии.

Объ­ек­тив­ные про­цес­сы струк­тур­ных сдви­гов в про­мыш­лен­но­сти Н. И. Касат­кин увя­зал с прин­ци­пи­аль­ны­ми изме­не­ни­я­ми в рабо­чем клас­се Юго­сла­вии. Он опре­де­лил чис­лен­ность, про­фес­сио­наль­но-отрасле­вую струк­ту­ру, терри­то­ри­аль­ное рас­пре­де­ле­ние, соци­аль­ные источ­ни­ки накоп­ле­ния и поло­же­ние рабо­че­го клас­са в после­во­ен­ный пери­од. Автор широ­ко изу­чил мас­со­вое дви­же­ние рабо­че­го клас­са, объ­ек­тив­ные и субъ­ек­тив­ные пред­по­сыл­ки воз­рож­де­ния демо­кра­ти­че­ских проф­со­ю­зов, их идей­ные и орга­ни­за­ци­он­ные осно­вы, мате­ри­аль­но-финан­со­вую базу, место и роль в хозяй­ст­вен­ной и обще­ст­вен­но-поли­ти­че­ской систе­ме народ­но-демо­кра­ти­че­ско­го государ­ства — ФНРЮ.

Н. И. Касат­кин выявил общие зако­но­мер­но­сти и спе­ци­фи­че­ские чер­ты ста­нов­ле­ния демо­кра­ти­че­ских прин­ци­пов в управ­ле­нии про­мыш­лен­но­стью Юго­сла­вии, опре­де­лил фор­мы, место и роль систе­мы рабо­че­го кон­тро­ля ФНРЮ в про­цес­се раз­ви­тия и утвер­жде­ния соци­а­ли­сти­че­ской фор­мы соб­ст­вен­но­сти и адек­ват­ных ей про­из­вод­ст­вен­ных отно­ше­ний в сфе­ре про­мыш­лен­но­го про­из­вод­ства. В сущ­но­сти, Н. И. Касат­кин вскрыл исто­ки и спе­ци­фи­ку ста­нов­ле­ния юго­слав­ско­го само­управ­лен­че­ско­го соци­а­лиз­ма.

А. З. Нюр­ка­е­ва — спе­ци­а­лист по бал­кан­ско­му рабо­че­му дви­же­нию. Ею раз­ра­бота­на целост­ная науч­ная кон­цеп­ция рабо­че­го и соци­а­ли­сти­че­ско­го дви­же­ния Сер­бии пери­о­да дово­ен­но­го импе­ри­а­лиз­ма (1900—1914 гг.)32. Ана­лиз объ­ек­тив­ных и субъ­ек­тив­ных фак­то­ров раз­ви­тия с.135 серб­ско­го рабо­че­го дви­же­ния нача­ла XX в. поз­во­лил авто­ру сде­лать вывод о том, что в отли­чие от стран Запа­да, где соци­аль­но-эко­но­ми­че­ские пред­по­сыл­ки роста обще­ст­вен­но-поли­ти­че­ской актив­но­сти рабо­че­го клас­са были веду­щи­ми, в Сер­бии в усло­ви­ях сла­бо­го капи­та­ли­сти­че­ско­го раз­ви­тия, поли­ти­че­ской напря­жен­но­сти в стране и на Бал­ка­нах в целом на пер­вый план выдви­га­лись поли­ти­че­ские и субъ­ек­тив­ные фак­то­ры. Иссле­до­ва­ние соот­но­ше­ния раз­лич­ных фак­то­ров в ста­нов­ле­нии и раз­ви­тии рабо­че­го дви­же­ния выяви­ло его спе­ци­фи­ку, кро­ме того, такой ана­лиз име­ет зна­че­ние для пони­ма­ния рево­лю­ци­он­ных про­цес­сов в сла­бо­раз­ви­тых стра­нах.

Впер­вые авто­ром про­сле­жи­ва­ет­ся вли­я­ние клас­со­вой борь­бы про­ле­та­ри­а­та на поли­ти­ку и так­ти­ку серб­ской бур­жу­а­зии, совер­шив­шей под дав­ле­ни­ем масс государ­ст­вен­ный пере­во­рот 1903 г. В отли­чие от тра­ди­ци­он­ной точ­ки зре­ния А. З. Нюр­ка­е­ва свя­зы­ва­ет при­чи­ны это­го пере­во­рота и его послед­ст­вия с осо­бен­но­стя­ми капи­та­ли­сти­че­ско­го раз­ви­тия Сер­бии и объ­ек­тив­но изме­нив­шим­ся соот­но­ше­ни­ем сил монар­хии и бур­жу­а­зии, с одной сто­ро­ны, бур­жу­а­зии и рабо­че­го клас­са с дру­гой.

В усло­ви­ях утвер­див­ше­го­ся режи­ма кон­сти­ту­ци­он­ной монар­хии рабо­чий класс укре­пил соб­ст­вен­ную орга­ни­за­цию. Если в кон­це XIX в. все рабо­чие орга­ни­за­ции были разо­гна­ны реак­ци­ей, то в 1904 г. рабо­чих, объ­еди­нен­ных в пар­тии и проф­со­ю­зах, было 4,6 %, в 1905—1907 гг. — 10, в 1911—1912 — 21. Ина­че гово­ря, уро­вень орга­ни­зо­ван­но­сти серб­ских рабо­чих нака­нуне Бал­кан­ских войн вплот­ную при­бли­зил­ся к сред­не­му уров­ню орга­ни­зо­ван­но­сти рабо­чих стран Запа­да (25 %), что свиде­тель­ст­ву­ет о быст­рых тем­пах раз­ви­тия малых стран в эпо­ху раз­ви­то­го капи­та­лиз­ма.

В целом рабо­чее дви­же­ние Сер­бии пери­о­да дово­ен­но­го импе­ри­а­лиз­ма раз­ви­ва­лось по вос­хо­дя­щей линии. Это было вре­мя интен­сив­но­го фор­ми­ро­ва­ния всей систе­мы идей­но-поли­ти­че­ских и орга­ни­за­ци­он­ных основ его, вре­мя осо­зна­ния рабо­чи­ми сво­их корен­ных инте­ре­сов.

Соци­ал-демо­кра­ти­че­ское дви­же­ние Сер­бии изу­че­но А. З. Нюр­ка­е­вой во всей мно­го­гран­но­сти про­бле­мы. Рекон­струи­ро­ва­но обра­зо­ва­ние и орга­ни­за­ци­он­ное раз­ви­тие Серб­ской соци­ал-демо­кра­ти­че­ской пар­тии, ее идей­ная эво­лю­ция, оце­не­на стра­те­гия и так­ти­ка рабо­чей пар­тии. Серб­ская соци­ал-демо­кра­тия по идей­но-орга­ни­за­ци­он­ным прин­ци­пам была про­за­пад­ной ори­ен­та­ции лево­го тече­ния. Воздей­ст­вие лени­низ­ма эта пар­тия испы­та­ла при реше­нии вопро­са вой­ны и мира, о чем свиде­тель­ст­ву­ет при­зна­ние ею резо­лю­ции Штут­гарт­ско­го с.136 меж­ду­на­род­но­го кон­грес­са «О мили­та­риз­ме и меж­ду­на­род­ных кон­флик­тах». В раз­ра­ботан­ной соци­ал-демо­кра­ти­ей кон­цеп­ций исто­ков и струк­ту­ры вла­сти, соци­аль­ных носи­те­лей ее, по мне­нию А. З. Нюр­ка­е­вой, уже в нача­ле XX в. были зало­же­ны прин­ци­пы демо­кра­ти­че­ско­го само­управ­ле­ния.

Резуль­та­ты иссле­до­ва­ний А. З. Нюр­ка­е­вой при­зна­ны юго­слав­ской и совет­ской исто­рио­гра­фи­ей33.

Завер­шая обзор, мож­но сде­лать вывод о том, что науч­ные инте­ре­сы кафед­ры исто­рии древ­не­го мира и сред­них веков мно­го­пла­но­вы, но они неиз­мен­но каса­ют­ся акту­аль­ных про­блем исто­ри­че­ской нау­ки. Абсо­лю­ти­за­ция источ­ни­ков, твор­че­ские, но осто­рож­ные обоб­ще­ния в иссле­до­ва­ни­ях чле­нов кафед­ры гово­рят о пре­ем­ст­вен­но­сти луч­ших тра­ди­ций рус­ской и совет­ской исто­рио­гра­фии.

ПРИМЕЧАНИЯ


  • 1Бого­слов­ский Е. Исто­рия древ­не­го мира в Перм­ском уни­вер­си­те­те) к 60-летию уни­вер­си­те­та) // Вест­ник древ­ней исто­рии. 1966. № 3; Он же. Мате­ри­а­лы к изу­че­нию дея­тель­но­сти А. В. Шмид­та (1917—1924) // Мате­ри­а­лы IV Ураль­ско­го архео­ло­ги­че­ско­го сове­ща­ния. Пермь, 1966.
  • 2Отто­кар Н. П. Опы­ты по исто­рии Фран­цуз­ских горо­дов в сред­ние века, Пермь, 1919.
  • 3Там же. С. 2—5.
  • 4Там же. С. 86.
  • 5Там же, С. 245—246.
  • 6Там же. С. 252.
  • 7Там же. С. 16.
  • 8Там же. С. 103.
  • 9См.: Кру­сман В. Э. На заре англий­ско­го гума­низ­ма. Одес­са, 1915; Он же. Фран­цуз­ское и англий­ское — обще­ство в эпо­ху Про­све­ще­ния. Одес­са, 1916.
  • 10Кру­сман В. Э. Исто­рия и совре­мен­ность // Пути нау­ки: Введе­ние в исто­ри­че­ское зна­ние. Пермь, 1918. С. 18, 22.
  • 11Там же. С. 20.
  • 12Там же. С. 20.
  • 13Там же. С. 15.
  • 14Там же. С. 17.
  • 15Государ­ст­вен­ный архив Перм­ской обла­сти, Ф. Р. — 180, оп. 2, д. 148, л. 6.
  • 16Неро­но­ва В. Д. Общи­на чеш­ских бра­тьев — и ее эво­лю­ция (из исто­рии обще­ст­вен­но­го дви­же­ния в Чехии в XV в.) // Научн. докл. с.137 выс­шей шко­лы. Ист. нау­ки. 1961. № 1.
  • 17Неро­но­ва В. Д. Введе­ние в исто­рию древ­не­го мира. Пермь, 1973.
  • 18Неро­но­ва В. Д. Совет­ская исто­рио­гра­фия о сосло­вии и клас­се рабов // Вопро­сы исто­рии. 1982. № 10; Она же. В. В. Стру­ве как иссле­до­ва­тель форм экс­плуа­та­ции в древ­нем мире (Перм. ун-т. Пермь, 1987. Деп. в ИНИОН 10.08.87, № 30751; Она же. Опре­де­ле­ние поня­тия «класс рабов» в совет­ской исто­рио­гра­фии (Перм. ун-т. Пермь, 1987. Деп. в ИНИОН. 18.05.89, № 37911.
  • 19Неро­но­ва В. Д. Иссле­до­ва­ние в совет­ской исто­рио­гра­фии соот­но­ше­ния сосло­вия рабов и клас­са рабов в древ­нем мире. Пермь, 1984.
  • 20Исто­рия древ­не­го мира (Под ред. И. М. Дья­ко­но­ва и др. М., 1982. Кн. 1—3. 2-е изд. М., 1983; 3-е изд. М., 1989.
  • 21Неро­но­ва В. Д. Иссле­до­ва­ние в совет­ской исто­рио­гра­фии соот­но­ше­ния сосло­вия рабов и клас­са рабов в древ­нем мире. С. 9—12, 72—73.
  • 22Там же. С. 72.
  • 23Коло­бов А. В. Соци­аль­ное поло­же­ние сол­дат и вете­ра­нов леги­о­нов в Запад­ных про­вин­ци­ях Рим­ской импе­рии при Юли­ях-Клав­ди­ях: Дис… канд. ист. наук. М., 1990; Он же. Семей­ное поло­же­ние рим­ских леги­о­не­ров в Запад­ных про­вин­ци­ях импе­рии при Юли­ях-Клав­ди­ях // Вест. Моск. ун-та. Сер. 8: Исто­рия. 1990. № 3; Он же. Неко­то­рые аспек­ты соци­аль­но­го поло­же­ния Рим­ских леги­о­не­ров эпо­хи Юли­ев-Клав­ди­ев в осве­ще­нии совре­мен­ной бур­жу­аз­ной исто­рио­гра­фии // Обл. отчет­ная студ. научн. кон­фе­рен­ция. Сек­ция ист. наук: Тез. докл. Пермь, 1988 и др. 24
  • 24Коло­бов А. В. Исполь­зо­ва­ние «терри­то­рии леги­о­на» в Запад­ных про­вин­ци­ях Рим­ской импе­рии в I в. н. э. // Обл. отчет­ная студ. научн. кон­фе­рен­ция. Сек­ция ист. наук: Тез. докл. Пермь, 1990. С. 41. 43—44.
  • 25Сиро­тен­ко В. Т. Вза­и­моот­но­ше­ния гун­нов и Рим­ской импе­рии // Учен. зап. Перм. ун-та. 1959. Т. 12, вып. 4; Он же. Борь­ба народ­ных масс Рим­ской импе­рии про­тив вар­ва­ров в IV—V вв. // Учен. зап. Перм. ун-та, 1966. № 143; Он же. Типо­ло­гия ран­не­го фео­да­лиз­ма // Сред­ние века. 1968. Вып. 31; Он же. Введе­ние в исто­рию меж­ду­на­род­ных отно­ше­ний в Евро­пе во вто­рой поло­вине IV — нача­ле VI в. Ч. 1: Источ­ни­ки. Пермь, 1973; Он же. Исто­рия меж­ду­на­род­ных отно­ше­ний в Евро­пе во вто­рой поло­вине IV — нача­ле VI в. Пермь, 1975 и др.; с.138 Si­ro­ten­ko V. T. Die Wech­sel­be­zie­hun­gen zwi­schen den Hun­nen and dem Rö­mi­schen Reich // Bib­lio­the­ca clas­si­ca Orien­ta­lis. Ber­lin. 1968; Он же. Der kampf der Volksmas­sem im Rö­mi­schen Reich ge­gen die Bar­ba­ren // idem. 1968. Н. 3; Тып­ко­ва-Заи­мо­ва В. О неко­то­рых вопро­сах вза­и­моот­но­ше­ний Визан­тии и «вар­ва­ров» на Бал­ка­нах // Étu­des Bal­ca­ni­ques. So­fia, 1966. N 5.
  • 26Раков В. М. К вопро­су об эти­че­ских взглядах Дж. Пон­та­но (1420—1503) // Из исто­рии древ­не­го мира и сред­них веков. М., 1987; Он же. Соци­аль­но-эти­че­ская кон­цеп­ция Н. Макиа­вел­ли и эво­лю­ция гума­ни­сти­че­ских идей в Ита­лии пер­вой тре­ти XVI в. // Обл. отчет­ная студ. научн. кон­фе­рен­ция: Тез. докл. Сек­ция ист. наук. Пермь. 1988; Он же. Фило­соф­ско-эти­че­ская про­грам­ма Джо­ван­ни Пико дел­ла Миран­до­ло // Там же. 1989. и др.
  • 27Раков В. М. Поли­ти­че­ский кос­мос Н. Макиа­вел­ли // IX Октябрь­ские чте­ния: Тез. докл. на кон­фе­рен­ции моло­дых уче­ных. I. Сек­ция гума­ни­тар­ных наук. Пермь, 1990. С. 40.
  • 28Там же. С. 41.
  • 29Рек­ка Ю. М. А. И. Гер­цен и рево­лю­ци­он­ная эми­гра­ция на терри­то­рии Мол­да­вии и Вала­хии в 50—60-х гг. // Вопро­сы исто­рии меж­ду­на­род­но­го рабо­че­го и демо­кра­ти­че­ско­го дви­же­ния. Пермь, 1969. Вып. 7.
  • 30Рек­ка Ю. М. Кто такие сто­рон­ни­ки СЦЕХВ? // Полит. аги­та­ция. Пермь, 1983. № 3; Он же. Было ли «Рож­де­ство Хри­сто­во?» // Там же. 1983. № 23 и др.
  • 31Касат­кин Н. И. К вопро­су о соци­а­ли­сти­че­ской рево­лю­ции в Юго­сла­вии // Вопро­сы исто­рии меж­ду­на­род­но­го рабо­че­го дви­же­ния. Пермь, 1971. Вып. 9; Он же. Под­готов­ка рабо­чих кад­ров в Юго­сла­вии посред­ст­вом про­из­вод­ст­вен­но­го обу­че­ния в вос­ста­но­ви­тель­ный пери­од (1944—1947 гг.) // Там же. Пермь, 1976. Вып. 13; Он же. Чис­лен­ность Юго­слав­ско­го рабо­че­го клас­са и источ­ни­ки его фор­ми­ро­ва­ния в вос­ста­но­ви­тель­ный пери­од (1944—1947 гг.) // Про­бле­мы все­об­щей исто­рии. М., 1977; Он же. Воз­рож­де­ние демо­кра­ти­че­ско­го проф­со­юз­но­го дви­же­ния в Юго­сла­вии (1944—1947 гг.) // Вли­я­ние рабо­че­го клас­са на поли­ти­че­скую и духов­ную эво­лю­цию капи­та­ли­сти­че­ско­го мира в эпо­ху импе­ри­а­лиз­ма (XX в.). Пермь, 1990 и др.
  • 32Нюр­ка­е­ва А. З. Поло­же­ние рабо­че­го клас­са Сер­бии в нача­ле XX в. // Вопро­сы исто­рии меж­ду­на­род­но­го рабо­че­го дви­же­ния. Пермь, с.139 1962. Т. 21, вып. 4; Она же. Рабо­чее дви­же­ние 1905—1907 гг. в Сер­бии // Там же. 1963. Вып. 2; Она же. Серб­ская соци­ал-демо­кра­ти­че­ская пар­тия и Бал­кан­ские вой­ны // Там же. 1968. Вып. 6, ч. 2; Она же. Обра­зо­ва­ние соци­ал-демо­кра­ти­че­ской пар­тии // Там же. 1973. Вып. II; Она же. Идео­ло­ги­че­ская борь­ба в Серб­ской соци­ал-демо­кра­ти­че­ской пар­тии в нача­ле XX в. // Сов. сла­вя­но­веде­ние. 1974, № 1; Она же. Корре­спон­дент «Прав­ды» // Вопро­сы исто­рии. 1976. № 3; Она же. Май­ский пере­во­рот 1903 г. в Сер­бии (его при­чи­ны и послед­ст­вия) // Вопро­сы исто­рии. 1977, № 7; Она же. Рабо­чее и соци­а­ли­сти­че­ское дви­же­ние Сер­бии в эпо­ху пред­во­ен­но­го импе­ри­а­лиз­ма. 1900—1914 г.) Перм. ун-т. Пермь, 1978. Деп. в ИНИОН АН СССР. 9.11.1978, № 2747; Она же. Эко­но­ми­че­ские фак­то­ры раз­ви­тия бал­кан­ско­го рабо­че­го дви­же­ния нача­ла XX в. в совет­ской исто­рио­гра­фии // Вли­я­ние рабо­че­го клас­са на поли­ти­че­скую и духов­ную эво­лю­цию капи­та­ли­сти­че­ско­го мира в эпо­ху импе­ри­а­лиз­ма (XX в.). Пермь, 1990 и др.
  • 33Vi­na­ver V. Osam stu­dija o srpskoj so­cijal-de­mok­ra­tiju // Jugog­lo­venski is­to­rijski časo­pis. Belgrad, 1970. N 3—4. С. 227—223; Силин А. С., Сталь­ный В. А. Новая исто­рия стран Евро­пы и Аме­ри­ки в «Трудах» и «Уче­ных запис­ках» уни­вер­си­те­тов и педа­го­ги­че­ских инсти­ту­тов (1966—1970) // Новая и новей­шая исто­рия. 1972. № 6. С. 167; Ива­нов Ю. Ф. Вопро­сы исто­рии сла­вян (Ред. Н. П. Мана­и­чи­ко­ва. Воро­неж, 1982 // Сов. сла­вя­но­веде­ние. 1984. № 1. С. 98.
  • ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА
    1303308995 1294427783 1263912973 1334619475 1334621915 1334631856