Пермский ун-т, 1994. С. 14—31.
с.14 Я начну устный вариант своей работы со слов о том, что для меня было большой честью и удовольствием принять приглашение посетить те места, где я выступал, и обратиться к моей аудитории, а также с просьбы к слушателям запомнить, что я сказал это1.
Настоящее время для историков античности может быть названо оборонительным, во всяком случае в англоязычном мире. В 1986 г. в США состоялась конференция, труды которой были опубликованы в 1987 г. под названием «Геродот и изобретение истории»2. В 1988 г. мой даремский коллега
Участники конференции, посвященной Геродоту, стремились отказаться от убеждения в том, что, говоря словами
Д. Фелинг обращает внимание на следующую особенность — атрибуцию Геродотом отдельных сюжетов через конкретные источники. Обнаружив, с.15 что в некоторых случаях вызывает недоверие либо достоверность материалов, либо источник, из которого он, как утверждается, происходит, Фелинг замечает: «Тяжелое бремя доказательств ложится на того, кто полагает, что те или иные сообщения или источники являются подлинными»7. С другой исходной позиции, но с теми же результатами, движется американский исследователь
Я не думаю, что Вудмен, Фелинг или Армайор стремились быть в русле современной литературной теории, ибо миссия ее приверженцев несовместима с миссией историка. А задача «Истории как Текста» — указать на значимость Разрушения, т. е., читая текст источника, между строк раскрыть то, что авторы делали и под давлением чего, заставить, скорее, их рассказать нам о себе, нежели использовать тексты традиционным образом в качестве источников9. Все это заставляет таких людей, как я, которые хотят использовать древние тексты именно как исторические источники, спрашивать себя: а не занимались ли мы чем-то невыполнимым, вводящим в заблуждение10.
Я должен сразу заявить, что не принадлежу и к тем, кто полагает, будто по крайней мере величайшие из древних историков должны оцениваться как безусловно надежные авторы, чьи заявления не подлежат обсуждению. А. Гомм был склонен к такого рода доверию в отношении Фукидида. Та же самая вера до сих пор свойственна Х. Эрбсе, которого критическая позиция «Комментариев» Э. Эндрюса и К. Довера побудила выпустить свои «Thukydides — Intepretationen», в которых он даже VIII книгу Фукидида отказался признать менее завершенной в сравнении с другими11. Я же разделяю мнение К. Довера, как, впрочем, разделял его и ранее, высказанное им в небольшом издании VI и VII книг Фукидида: «Всякий кто полагает, что Фукидид был всезнающ, беспристрастен и бесконечно мудр и что ничего нельзя сказать, с другой стороны, по какому-либо из затронутых им вопросов, может счесть некоторые из моих комментариев циничными. Апологии я не предлагаю»12.
С древними историками, как и с древними текстами, мы должны поступать так, как поступали внимательные исследователи до появления современной литературной теории. Мы должны использовать все средства, имеющиеся в нашем распоряжении, чтобы установить, чего авторы стремились добиться, что побуждало их к этому, каким материалом располагали, какие ограничения налагали на себя и какие ограничения, изучая их, должны налагать на себя мы, — а затем, если мы историки, должно наилучшим образом использовать их при исследовании того, что с.16 мы находим нужным исследовать. И хотя результаты не всегда будут столь очевидными, какими они бывают для верящих во все или все отвергающих, но такова уж сама жизнь.
Прежде чем продолжить, мне хотелось бы сказать об ошибке, которую я называю «только топос». Она состоит в предположении, что коль скоро вы посчитали тот или иной пассаж общим местом (topos), то можете пренебречь им в ваших рассуждениях, даже не задаваясь вопросом, верен ли он. В начале своего выступления я говорил и даже просил запомнить сказанное мной, что для меня большая честь и удовольствие быть приглашенным туда, где я выступал, и обратиться к своим слушателям. Этот очень хорошо известный топос лекторов присутствующие слышали неоднократно. Возможно, впрочем, что какие-то ораторы, посещавшие некие университеты, были лицемерны и вопреки их собственным утверждениям не были польщены и обрадованы приглашением. (А я бы предположил обратное. Во всяком случае польщен и обрадован я сам). Дело в том, что топос, т. е., когда говорится то, что принято говорить в конкретной ситуации, и даже, возможно, выражать это в установленной форме, не исключает аутентичности утверждения, или же того, что оно верно. Topoi использовались всегда и во всех письменных текстах, однако их обнаружение еще недостаточно для решения вопроса о доверии к тому, что мы читаем.
В каком-то отношении Геродот сложнее для понимания, чем Фукидид, но в каком-то и легче, поскольку он наиболее явно отличается от историка XX столетия. В предисловии он говорит, что пишет для того, чтобы сохранить память о выдающихся подвигах (Her., I, praef.), и мы не удивляемся, когда в трактате «О возвышенном» он характеризуется как Homerikotatos — более подобный Гомеру (Ps. Long. De Subl., 13. 3). Его повествование, как и истории Гомера, всегда имеют сверхъестественное измерение, а решения, принимаемые людьми в силу чисто человеческих причин, имеют еще и крупномасштабный, божественный план. Геродот может показаться агностиком, когда землетрясения приписывает Посейдону (Her., 7. 129. 4) но, выбирая между альтернативными объяснениями, может отвергнуть то, которое вызывает удивление (thaumasiotere — Her., 2. 21). И в то же время можно найти немало пассажей, где он с доверием относится к оракулам и вещим снам, явлениям богов и приливным волнам, насылаемым Посейдоном в наказание за святотатство с.17 (e. g. Her., 8. 20; 7. 12—
Геродот в большей мере, чем Фукидид, стремится показать, как он пришел к тому или иному выводу. Он оставил нам массу свидетельств того, как он работал. Читатели сами могут познакомиться с пассажами, где им подчеркивается то, чему гарантией является он сам, ибо это его собственные opsis te … kai gnome kai historie, где он различает услышанное от свидетелей (autoptai) и просто слухи. Его принцип, говорит он, рассказывать обо всем, что поведали ему, но при этом вовсе не обязательно этому верить (Her., 2. 99. 1; 3. 115. 2; 4. 16. 1; 3. 123. 1, 4. 195. 2, 7. 152. 3). Д. Лэтейнер заметил, что, когда Геродот сообщает о сверхъестественных событиях или сказочных существах, он зачастую дистанцируется от сказанного, не желая компрометировать свою дотошность13. О видениях в долине Элевсина накануне Саламинского сражения рассказывает Дикей, упоминающий в качестве свидетелей Демарата и многих других (Her., VIII, 65). Относительно народов и животных северной Африки нам напоминается: «То, что я рассказываю, поведали сами ливийцы» или «как утверждается ливийцами» (Her., 4. 187. 3; 191. 4). И кое-что из рассказанного о дальнем севере им совершенно отвергается. «Итак, области до этих лысых людей нам еще не знакомы, о том, что выше их, никто с точностью сказать не может. По словам лысых людей… хотя я этому не верю… Этому-то я уж вовсе не верю» (Her., 4. 25. 1 — пер. Г. Стратановского).
Изучая основания для доверия или недоверия чему-либо, обнаруживаешь, что аргументы Геродота вполне разумны, несмотря на то, что иногда они приводят его к неверному, на наш взгляд, заключению. Известно, что он отвергает рассказ людей, морем обогнувших Африку, поскольку они утверждали о нахождении полуденного солнца к северу от них (Her., 4. 42—
Геродот использует выражение protos ton hemeis idmen («первый из тех, кого мы знаем»), чтобы провести линию между историей и доисторическими явлениями (e. g. Her., 1. 5. 3; 3. 122. 2)14. Он проводит ее где-то в середине VI столетия, т. е., по времени, которое старейший из встреченных им еще мог помнить. Это согласуется с точкой зрения Розалинды Томас на то, что реальная традиция ведущих греческих фамилий насчитывала три или четыре поколения15. От более раннего времени сохранились лишь легенды, которым Геродот отнюдь не слепо доверяет. Елена вряд ли могла быть в Трое, ибо троянцы скорее бы отказались от нее, чем стали воевать 10 лет. Он полагал, что троянцы отрицали факт пребывания у них Елены, однако греки не поверили им. А сама Троянская война была частью божественного плана разрушения Трои в назидание людям (Her., 2. 112, 120). Применительно к историческому времени Геродот допускает, что сверкающий щит был использован перед Марафонским сражением для сигнала персам, но он не верит в виновность Алкмеонидов, поскольку с персами был бывший афинский тиран Гиппий, а Алкмеониды, убежден он, всегда противостояли тиранам (Her., 6. 121—
У нас должно сложиться впечатление о Геродоте, как об интеллигенте, человеке пытливого ума, живущем в обществе устной культуры и склонном верить в сверхъестественное и фантастическое, но преуспевшем в сборе и анализе того, что он сумел убедить рассказать ему. Р. Томас в упомянутой работе подчеркивает, что достижения Геродота в сравнении с писавшими два или три поколения спустя более впечатляющи16.
Конечно, нетрудно подобрать пассажи, которые показывают Геродота в неблагоприятном свете, поэтому мы должны обратиться к проблеме, поднятой О. Армайором и Д. Фелингом. Рассказывая о трудности установления численности скифов, Геродот сообщает о виденном им в местности Эксампей бронзовом сосуде толщиной в 6 пальцев (4 дюйма или 10 сантиметров) и вместимостью 600 амфор (5250 галлонов или 24 тысячи литров (Her., 4. 81)). Недоверие тут вызывает само существование где-либо вообще столь большого сосуда, не говоря уже о скифах. В другом месте предполагается, хотя прямо не утверждается, что в Малой Азии им были видены две статуи египетского фараона Сесостриса III (Her., 2. с.19 106). Однако, если одна из них та, что находится на перевале Кара-Бел, как и полагают многие, описания Геродота совершенно неверны17. О. Армайор и Д. Фелинг указывают еще один пассаж историка, где он ошибочно утверждает, что колхи с юго-восточного побережья Черного моря имеют отношение к египтянам (Her., 2. 104—
Я полагаю, мы должны избегать двух умозаключений. Во-первых, убедившись, что Геродот может быть в чем-то не прав, полагать, что он не прав во всем, а, во-вторых, полагать, что его вымысел не имеет никакого отношения к действительности, когда он неоправданно называет себя очевидцем или приводит несуществующие источники. Даже с помощью современных методов, не говоря уже о времени Геродота, было бы нелегко собрать и систематизировать весь этот материал. Несомненно, в большей мере, чем современные исследователи, он полагался на свою память. А мы знаем, как наши убеждения могут влиять на то, что мы, как нам кажется, помним. К тому же в некоторых случаях — в отношении африканцев и колхов — трудно установить степень истинности сообщений Геродота. Возможно также, что он действительно видел эти статуи в Малой Азии и действительно посещал Эксампей, где наблюдал необычный сосуд, еще более увеличенный его памятью. Не исключено и то, что, зная проафинскую или проспартанскую версии того или иного события и соответствующие источники, он воспроизводит их, не всегда твердо помня. И тем не менее его ссылки на источники не всегда внушают подозрения. Даже если они ошибочны, это вовсе не означает, что описываемый сюжет — его собственное изобретение.
Геродотовы источники не были безупречны, как не был безупречен и использовавший их историк. Мы должны видеть и его ограниченность, хотя и не следует забывать: то, о чем он пишет — лучший из имеющихся источников. Пусть он не всегда прав, но его правота подтверждается достаточно часто, чтобы серьезно относиться к нему. Новые данные могут опровергнуть его в тех пунктах, в отношении которых прежде не было оснований сомневаться. Фрагмент опубликованного в 1939 г. с.20 списка афинских архонтов показывает, что Клисфен был архонтом в 525/524 гг., и, следовательно, Алкмеониды не могли находиться в изгнании в течение всего правления тиранов18. Но, с другой стороны, в недавней диссертации, где сопоставляется информация Геродота о Малой Азии с данными археологии, подтверждается, если, конечно, мы отбросим совершенно напрасные ожидания, добротность его материала19. Он был неплохо информирован и об истории Персии, о чем свидетельствуют недавние документальные находки. Можно даже предположить, учитывая множащиеся свидетельства греческих должностных лиц в Персидской державе, что Геродот мог черпать сведения и из персидских источников20. Естественно, мир Геродота отличался от нашего, отличались его умозаключения и приоритеты, однако он может быть, помимо всего прочего, признан историком и быть полезным современным историкам.
А вот то, что Фукидид мало чем отличается от современных историков, быть может, даже опасно. Он твердо надеется, что его история будет полезной, хотя и менее привлекательной из-за отсутствия элементов вымысла (Thuc., 1. 22. 4). Он также осознает, что и свидетели не всегда имеют общее мнение о случившемся, но он проделал кропотливую работу в целях установления истины, хотя многие и не готовы прилагать какие-либо усилия для ее установления, некритично принимая семейные или местные традиции (Thuc., 1. 22. 2—
Аргументы в пользу своих заключений он приводит главным образом в пассажах, относящихся не к Пелопоннесской войне, а к более ранней истории. Как и в случае с Геродотом, современные исследователи могут сказать, что он руководствуется верными принципами при выстраивании аргументации, но эти принципы не всегда применяются должным образом и не всегда приводят к положительным результатам. В начале I книги Фукидид говорит, то, что у греков отсутствовало общее наименование и они ничем не отличались от варваров, указывает на то, что в с.21 древности они не были единым народом, ведшим совместные действия. О том, как жили в более передовых районах Греции когда-то, свидетельствуют обычаи, сохранившиеся в ее менее развитых частях. Делос и другие острова Эгейского моря, оказывается, были населены некогда карийцами, о чем узнали, расчищая остров от захоронений, когда обнаружилось, что многие из них совершены по карийским обычаям. Далеко не всегда самые влиятельные державы оставляют после себя впечатляющие материальные остатки: Афины кажутся еще более могущественными, нежели были в действительности, тогда как Спарту с трудом можно представить сильной державой. Не могут быть названы впечатляющими, считает Фукидид, и Микенские древности, однако это не означает, что Микены не могли быть когда-то могучей державой.
Современные читатели сочтут обескураживающим мнение историка о склонности поэтов к преувеличениям, однако изложение ими прошлого, и даже некоторые детали, не выходящие за грань рационального, вполне могут приниматься в расчет. Именно с учетом этого Фукидид подсчитывает количество греков, участвовавших в Троянской войне (Thuc., 1. 3. 5—
Переходя к событиям Пелопоннесской войны, Фукидид излагает их уверенно, без упоминания источников22. Он самонадеянно дает нам свою версию причин войны — «чтобы никому не пришлось доискиваться, отчего разразилась в Элладе столь великая война» (Thuc., 1. 23. 5 — пер. Г. Стратановского). Однако мы не должны слишком легко принимать его авторитетность. Есть несколько пунктов, по которым я соглашаюсь с его критиками.
Во-первых, он лишь одним поколением моложе Геродота и не столь резко отличается от него, как мы иногда полагаем. Время от времени он расслабляется и выдает информацию в стиле Геродота (e. g. Thuc., 1. 23. 1—
Сходство Фукидида с Геродотом еще и в том, что они оба работали преимущественно с устной традицией. Чрезвычайно трудно, да и едва ли возможно, сохранить все факты, не исказив их. Правда, у нас есть возможность проверить некоторые детали, и когда это удается, выясняется, что сообщения Фукидида не всегда точны. Так, надпись, упоминающая стратегов, командующих двумя афинскими экспедициями 433 г. на Керкиру, подтверждает информацию Фукидида лишь относительно первой из них23. Фукидид упоминает также комиссию 10 syngrapheis, которая внесла законопроект об олигархическом правлении в 411 г., тогда как у Андротиона и в «Афинской политии» это сделал комитет 10 probouloi и 20 прочих (Andr. FGrH, 324F 43, Ath. Pol. 29. 2; cf. Philoch. FGrH, 328F 16). И они, пожалуй, ближе к истине.
С другой стороны, в V книге Фукидид ссылается на ряд документов, один из которых относительно альянса 420 г. Афин с Аргосом и другими полисами. Он также сохранился в виде надписи (IG 13 83 = Tod 72, cf. Thuc., 5. 47). И если мы сравним их, то обнаружим лишь незначительное различие выражений, но не по существу. Причем сходство настолько значительное, насколько это возможно для классической Греции. Что же касается различий, то они могут быть даже в различных официальных копиях текста. Не исключено, что Фукидид дает точную репродукцию копии, которую он видел.
Фукидид не был беспристрастным исследователем, он был афинянином, принадлежащим к аристократической фамилии, стратегом во время войны и отправился в ссылку, не сумев защитить Амфиполис от спартанцев (Thuc., 5. 26. 5, cf. 4. 104—
Я не собираюсь уделять много внимания Фукидидовым речам. Каково бы ни было в действительности значение его декларации в книге I, но он предупреждает нас быть готовыми к некоторому компромиссу между передачей сказанного в действительности и тем, что ему представляется уместным (Thuc., 1. 22. 1). Возможно, в тех или иных случаях он с.23 знал, о чем говорилось в действительности. Наличие же элементов вымысла подтверждают кое-какие реплики по адресу тех ораторов, о которых мы ничего не слышали.
Читатели вправе спросить: если место вымыслу нашлось в речах, почему его не могло быть в его повествовании. Частично ответ в том, что сам Фукидид это категорически отрицает. Речи, которые домыслены им, начинаются фразой hos d’an edokoun emoi — «как мне кажется», тогда как относительно событий войны он, по его словам, никогда не напишет hos emoi edokei — «как я полагаю» (Thuc., 1. 22. 1—
И все же я принимаю определенную критику в отношении достоверности приводимых Фукидидом фактов. Но я даже рад, что он не был беспристрастным историком-ментором, что в его речах есть место фактам и вымыслу. И мне думается, что есть пределы нашим сомнениям в его достоверности. В этом смысле появившиеся недавно исследования о нем меня уже совершенно не радуют. Сошлюсь на книги В. Хантер и уже упоминавшегося в начале
Кроме того, Фукидид был атакован историками, которые идут значительно дальше меня в утверждении, что Фукидид пристрастен и неточен, что его история, в своей основной части, произведение дезориентирующее. Н. Робертсон, указав на несомненные недостатки изложения Фукидидом причин и хода создания Делосского союза, утверждает, что в действительности этот союз был альянсом Афин и некоторых островных государств, направленным против тех, кто поддержал персов. Он полагает, что Фукидид воспринял апологетическую версию, позволявшую ему объяснить то, как Афинам удалось создать этот союз без оппозиции со стороны Спарты31. Мне думается, что Фукидид просто излагает проафинскую версию причин Пелопоннесской войны32.
Еще дальше идет Э. Бэдиан, расценивая I книгу историка как «пламенную журналистику», представлявшую афинян в более пристойном виде, нежели спартанцев. Причем делается это с помощью «явного опорочивания», включая то, «что может быть названо дезинформацией»33. Так кем же был Фукидид: беллетристом, риториком или скабрезным журналистом?
Мой ответ следует начать с того, что, если историки говорят о трудностях установления истины и представляют материал, заслуживающий доверия, их слова не «только топос», но и то, что мы вправе принимать всерьез. Даже когда у нас есть возможность проверить Фукидида — а он не всегда точен, к тому же ошибки могут быть и в тех пунктах, которые мы не в силах проверить, — я думаю, у нас нет оснований сомневаться, что он все же стремился точно излагать факты. И в большинстве случаев так оно и было.
Н. Робертсон и Э. Бэдиан приходят к своим заключениям отнюдь не на основании опровергающих Фукидида фактов, но лишь относясь к нему с большим подозрением. И они вовсе не убеждают меня в том, что их подозрения оправданны.
Фукидид, конечно, не получал исторического образования в современных университетах. Он не был беспристрастен. У него были свои методы отбора и изложения материала с учетом откликов читателей. И нам следует читать его без лести, без веры в то, что он снабдил нас «чистой» историей, имея в виду критические альтернативы. Мы должны учитывать все, что исследователи могут сказать нам о мотивах искажения им фактов, о его манере письма — что, конечно же, не ново, ибо так и старались поступать лучшие исследователи. И я по-прежнему считаю, что мы должны читать труд Фукидида не как литературное произведение, но с.25 как исторический труд. Я по-прежнему считаю, что у него была и предвзятость, но он не был совершенно бесчестен. С нашей стороны было бы оправданно и благоразумно, хотя, конечно же, не благоразумие является гарантией успеха, принять то, что Фукидид нам сообщает, за исключением тех случаев, когда мы имеем веские основания не принимать этого.
У меня нет возможности детально обсудить труды других греческих историков, поэтому я завершу некоторыми общими положениями, касающимися их самих и истории.
Прежде всего, хотя я не отрицаю возраставшее со временем влияние риторики, я не поддерживаю тех, кто считает, что Геродот и Фукидид, поскольку они жили раньше, — особый случай. Начиная с IV столетия история все в большей мере принимает вид риторики, так что мы уже не надеемся найти настоящего историка. Для этого времени характерны упорство и возрастающий интерес к высказыванию верных суждений, равно как и к верным формам их высказывания, что несовместимо с подлинным интересом к истории.
О некоторых историках я все же коротко скажу. От Hellenica Oxyrhynchia мы имеем лишь фрагменты, но на их основании можем судить об авторе как о серьезном исследователе современной ему истории, сравнимом с Фукидидом. Atthides, на взгляд Ф. Якоби, — локальные истории Афин — имели своей целью, как полемические сочинения, развеять некоторые предубеждения большинства недавних предшественников. И как таковые они значительно менее привлекательны34. Многие из их авторов могут быть названы антикварами, нежели историками. Правда, Андротион (IV в.) и Филохор (III в.) использовали форму локальной истории для написания серьезных работ о своем собственном времени35. А во втором столетии Полибий, подобно Фукидиду, ставит перед собой самые серьезные цели, провозгласив приверженность точности (как в речах, так и в изложении) и критическое отношение к другим авторам (e. g. Polib., 2. 56, 3. 33. 17—
И все же было бы ошибкой устанавливать границу между небольшим количеством «настоящих» историков и остальными. Ктесий, резко критиковавший Геродота, кажется менее основательным в сравнении с ним, когда обращается к тем же событиям, да еще и может при этом быть проверен благодаря другим свидетельствам. Но он более точен в изложении современных ему событий.
с.26 Репутация Ксенофонта относительно точности изложения событий оказалась сильно подмоченной в нашем столетии, хотя у него до сих пор находятся защитники36. И он, как Геродот или Фукидид, был предметом литературного анализа37. Иногда о нем даже говорили, что он может быть назван не историком, но литератором, работающим в различных жанрах, в частности, в жанре дидактического сочинения38. Он определенно был ангажированным писателем, ему была свойственна пагубная тяга к общим местам, которые он не считал возможным опускать. Кроме того, Ксенофонт не выглядит человеком, неустанно и вдумчиво докапывающимся до истины, особенно когда это трудно сделать. Возможно, что в своем повествовании он не брезговал выдумкой подходящих деталей, чтобы придать эпизодам большую живость39. Он не всегда считался с мнением других авторов относительно того, что было axiologos — заслуживающим упоминания (Xen., Hell., 2. 3, 56, 5. 1. 4, 7. 2. 1, cf. 4. 8. 1)40. И все же в Hellenica Ксенофонт пытался на свой манер написать историю. И хотя у нас нет оснований считать его, подобно Геродоту и Фукидиду, великим писателем, хотя его можно подозревать в изобретении правдоподобных деталей, у нас нет оснований думать, что Ксенофонт не заботился об истине или что он давал заведомо ложную информацию, не говоря уже о тривиальности его выдумок.
Даже если мы обратимся к такому автору эпохи императора Августа, как Диодор Сицилийский (хотя о нем, как об историке, у меня невысокое мнение), то увидим, что существуют границы, за которые он не выходит. И у него есть страсть к чуждому нынешнему поколению морализированию, и он готов выдумывать (а иногда, возможно, использует источники, открывающие простор для вымысла), причем не только речи, но и соответствующие для изображения сражений детали. В своей истории он прибегает к форме анналистики и даже произвольно членит повествование по годам, чтобы о каждом из них что-нибудь поведать. Причем есть немало мест, где он беспардонно перевирает события. И тем не менее там, где Диодор следует за Эфором, а тот за Hellenica Oxyrhynchia или своими познаниями (т. е. при описании событий конца V — начала IV в.), а также там, где Диодор опирается на надежные источники, мы можем признать доброкачественность его информации, невзирая на указанные способы обращения о ней. И для Диодора существуют пределы неточности и выдумки. Конечно, он иначе, чем Фукидид, относится к истине, но и он не мог бы сказать, что написанное не имеет отношения к истине.
Несомненно, одни греческие историки были лучше, чем другие, а самые значительные — много лучше худших из них. Но и лучшие не были совершенством, как, впрочем, и худшими нельзя пренебрегать как с.27 всего-навсего риториками, не заботящимися о разграничении вымысла и действительности.
Будучи студентом Оксфорда, мне довелось заниматься как классикой, так и философией. Тогда-то я и прочел небезызвестное исследование Э. Эйера, в котором тот пытается установить надежные стандарты абсолютно определенных знаний41. Причем эти знания нечасто могли быть (если вообще могли) удовлетворительными. Автор доказывает, что даже в ходе основательного обсуждения невозможно достичь определенности по тем проблемам, которые люди желали бы обсудить, ибо эти самые стандарты далеки от того, чтобы быть удовлетворительными. Объяснением тому, по мысли Аристотеля (см.: Arist. Eth. Nic., 1. 1094. 11—
Историки делают все, что в их силах, для анализа имеющихся в их распоряжении свидетельств. Для одних регионов и периодов истории надежных фактов больше, нежели для других, по некоторым аспектам исследуемых проблем удается внести больше определенности, нежели по остальным. Но то, что Пифодор был афинским архонтом в 432/431 гг. столь же определенно, как и то, что Дж. Мейджор был в 1993 г. премьер-министром Объединенного Королевства. И хотя для Э. Эйера и это не вполне определенно, для практических целей это вполне определенно. Менее определенно, что Солон был архонтом в 594/593 гг., поскольку одни настаивают на альтернативной датировке, а другие вообще полагают, что точная дата не может быть установлена. Однако я принадлежу к тому большинству, которое считает 594/593 гг. датой, устанавливаемой имеющимися в нашем распоряжении источниками. Не исключено, впрочем, что завтра будут найдены новые свидетельства, делающие более привлекательной альтернативную датировку.
Современность, кстати, далеко не всегда легче исследовать, чем античность. Установить, как в 1991 г. от рук своих же погибли несколько англичан и американцев в Ираке, столь же сложно, как и разобраться точно в том, что произошло при Саламине. И хотя факт и интерпретацию едва ли возможно строго разграничить, очевидно, чем дальше мы уйдем от вопроса «что случилось?» к вопросам «как?» и «почему?», тем меньше будет степень определенности.
Те же, кто подчеркивает несходство античных и нынешних историков, не всегда способны разобраться в широком спектре пишущих ныне по проблемам истории. А ведь это и серьезные исследователи, пытающиеся все с.28 исследовать, проверять и документировать, и исторические романисты, журналисты и им подобные авторы, которые основываются на работах лишь одного или двух своих предшественников; те, которые пытаются быть беспристрастными, и узко партийные, видящие свою заслугу в написании едва читаемых трудов и полагающие, что доступность важнее основательности. То же самое и в древности. И, хотя древние историки все же отличаются от современных, мы должны помнить, читая их, что первые не настолько отличаются от вторых, чтобы мы вообще не могли читать их как историков. И чем больше мы знаем о них — об их ограниченности и предубеждениях, их собственных надеждах
ПРИМЕЧАНИЯ
Статья переведена на русский язык
Питер Дж. Родс — авторитетный британский эллинист, профессор Даремского университета, автор ряда исследований: The Athenian Boule. Oxford: Clarendon Press, 1972; The Greek City States. Oklahoma Univ. Press, 1990; A Commentary on the Aristotelian Athenaion Politeia. Oxford: Clarendon Press, 1993.