Природа моря в контексте натурфилософских представлений Плиния Старшего
(Заключительная статья к IX книге «Естественной истории»)
с.191 Имя Плиния Старшего стоит одним из первых в списке имен представителей римского естествознания. В оценке его труда на поприще изучения природы Плиний разделил участь всей римской науки: его, как правило, хвалят за увлеченность, трудолюбие, строгость к себе — «чисто римские» качества — и упрекают за книжность, компилятивность, свойственный всем римлянам практицизм, доходящий до полного пренебрежения к теории. Впрочем, вплоть до XVIII в., когда римская наука все еще пользовалась авторитетом, например, в области биологии, Плиний по-прежнему оставался эталоном естествоиспытателя. Современники называли Бюффона французским Плинием, а лейб-медик Людовика XIII Ги Патен, «человек свободного и искушенного ума», находил у Плиния всю необходимую информацию [21. С. 138]; но уже в XIX в. Т. Моммзен называет его «безалаберным компилятором». Такое отношение стало разделяться большинством специалистов, при этом Плинию досталось не меньше, чем всей римской культуре. А. Койре отмечал «почти полное безразличие римлян к науке и философии» и утверждал, что «…во всей классической латинской литературе не найдется научной работы, достойной именоваться научной, и точно так же работы философской. Там можно найти Плиния, сиречь собрание анекдотов и россказней досужих кумушек; Сенеку, сиречь добросовестное изложение физики и морали стоиков, приспособленных, т. е. упрощенных, на потребу римлянам; Цицерона, сиречь философские эссе литератора-дилетанта, или Макробия — своеобразный учебник начальной школы» [2. С. 53]. Подобные этой оценки Плиния являются по сей день наиболее распространенными, в том числе и в обобщающих курсах по истории естествознания и техники [см., например, 14]. Однако даже в XIX в. не все разделяли такое негативное отношение к Плинию. Энгельс, пользовавшийся Плинием как источником по истории древних германцев, указывал на то, что «Плиний был первым римлянином, интересовавшимся войнами в варварской стране не только с военно-политической, но и с теоретической точки зрения» [8. С. 482].
Основными источниками сведений о жизни и творчестве Плиния Старшего являются письма его племянника, Плиния Младшего, небольшой отрывок из раздела об историках книги Светония — «Жизнь замечательных людей», а также сведения автобиографического характера, содержащиеся в самой «Естественной истории».
Гай Плиний Секунд, позднее прозванный Старшим в отличие от своего племянника, родился в 23/24 г. н. э. в небольшом североиталийском городе Новум Комум. Он принадлежал к всадническому сословию, и кроме этого о его происхождении и семье почти ничего не известно. Получать образование он был отправлен, по-видимому, в Рим, так как в его родном городе хороших учителей не было, о чем писал и его племянник (Письма. IV. 13). Уже в ранней юности Плиний получил доступ в лучшие дома столицы. В юности же возникает и увлечение литературой и наукой. Среди его друзей — Помпоний Секунд, трагик и военачальник; он также имеет возможность бывать в ботаническом саду Антония Кастора, которого позднее назовет самым выдающимся ботаником своего времени (Ест. ист. XXV. 9). Однако, следуя традициям своего сословия, Плиний как в молодости, так и в зрелом возрасте, посвящая своим увлечениям только часы досуга, основное время уделял военной службе и государственной деятельности. Плиний Младший признавал достойным удивления то, как его дяде и приемному отцу удалось сочетать литературную плодовитость с «дружбой принцепсов», крупными государственными должностями и одно время даже с судебной практикой. (Письма. III, V. 7). Очевидно, Плиний Старший являл собой образцовый пример следования римскому идеалу гармонического сочетания литературного и научного досуга (otium) с общественно-полезными делами (negotium). Его карьера складывалась таким образом, что по военным и административным поручениям ему удалось побывать в самых различных частях Римской империи, от Германии до Туниса, от Испании до Финикии и Иудеи. Его богатый жизненный опыт благотворно сказался на его литературной деятельности; многое из того, что ему довелось увидеть самому или услышать от очевидцев, нашло свое место в научных трудах Плиния. А ведь античность, по существу, приравнивала жизненный опыт к опыту научному.
Именно на жизненном опыте основаны первые его сочинения. Опыт военной службы в Германии отразился в трактате «О метании дротиков с коня» (до 52 г. н. э.), в котором речь шла также о некоторых вопросах коневодства (Ест. ист. VIII. 162). С 47 по 50 г. Плиний был префектом алы, т. е. начальником конного отряда, в провинции Нижняя Германия, а в 50—
Плиний Младший оставил ценные свидетельства о распорядке дня, об отношении к должностным обязанностям и научным занятиям своего дяди. Рано утром, как правило, затемно, Плиний Старший отправлялся к Веспасиану с докладом, а затем по своим должностям. Домой он возвращался к завтраку, после которого ему читали, а он делал заметки и выписки. «Без выписок он ничего не читал и любил говорить, что нет такой плохой книги, в которой не найдется ничего полезного» (Письма. III, V. 10). Эти с.194 занятия летом сопровождались обычно приемом солнечных ванн. После второго завтрака Плиний немного спал, а затем уже за обедом снова продолжалось чтение и делались беглые заметки. Не терялись даром ни часы бани, ни время, уходившее на путешествия. Всегда рядом с Плинием были чтецы и скорописцы, а он всегда что-то слушал или диктовал. Много работал Плиний и сам, без посторонней помощи, в основном, ночью. О своих научных занятиях он говорил скромно: «…я ведь только человек, притом занятый служебными обязанностями; я занимаюсь этим трудом только в обрезки времени, т. е. в ночные часы» (Ест. ист. Предисл. 18). Племянник его характеризовал как человека «острого ума, невероятного прилежания и способности бодрствовать» (Письма. III, V. 8).
Летом 79 г. Плиний Старший находился в Мизене близ Неаполя, лично командуя доверенным ему флотом. 24 августа в этом районе произошло извержение Везувия, уничтожившее три приморских города — Помпеи, Геркуланум и Стабии. Вначале появилось огромное облако, по форме напоминавшее пинию. «Явление это, — писал Плиний Младший, — показалось дяде, человеку ученому, значительным и заслуживающим ближайшего ознакомления» (Письма. VI, XVI. 7). Он приказывает снарядить для этого небольшое, легкое судно. Однако, узнав о масштабах надвигающейся опасности, Плиний прилагает усилия прежде всего к организации спасения населения — «то, что предпринял ученый, закончил человек великой души» (Письма. VI, XVI. 9). Во главе эскадры он отправляется в Стабии. Но и здесь, выполняя долг представителя власти, Плиний не изменяет и своим естественнонаучным интересам — «он спешит туда, откуда другие бегут… стремится прямо в опасность и до того свободен от страха, что, уловив любое изменение в очертаниях этого страшного явления, велит отметить и записать его» (Письма. VI, XVI, 10). Разбушевавшееся море не позволило вовремя отчалить, и Плиний, страдавший, видимо, астмой, умер, задохнувшись от тяжелых серных паров.
Уже факты биографии Плиния, его выразительный портрет, нарисованный в письмах племянника, вызывают предположения о нем как о натуре цельной и увлеченной, что мало вяжется с образом «безалаберного компилятора».
Но документально подтвердить наличие у Плиния цельного мировоззрения можно только на основании текста «Естественной истории», которая, однако, на первый взгляд особой цельностью не отличается и даже отпугивает едва ли не хаотическим нагромождением самых различных фактов. И все же в композиции этого произведения и в последовательности отдельных сюжетов есть своя логика.
В целом, «Естественная история» обладает достаточно стройной композицией. Ее книги предваряет предисловие, представляющее собой письмо-посвящение императору Веспасиану. В первой книге излагается содержание всех последующих и перечисляются имена авторов, трудами которых Плиний пользовался при получении материла для своего сочинения. Вторая книга посвящена космологии. Плиний идет от общего к частному и начинает с небесных явлений, поскольку в античном, в римском сознании мир, вселенная — это по преимуществу небо, что зафиксировано и в языке (Mundum et hoc quodcumque nomine alio caelum с.195 appellare libuit — Ест. ист. II. 1). Начав с астрономии, Плиний переходит к метеорологии и атмосферным явлениям, рассматривая небо уже не как вселенную, а как ее часть. Затем он «спускается» с небес на землю и затрагивает вопросы геологии и общей физической географии. Более детально география рассматривается в III—
«Атомами» плиниевского текста является res — вещи, явления, факты, точнее, сообщения о них (в медицинских книгах они называются medicinae, т. е. лекарственные свойства), historiae — истории, описания, которые могут быть и экскурсами в историю открытия или изучения того или иного явления, и просто изложением сюжета, так или иначе связанного с этим явлением, и observationes — суждения, замечания обобщающего или оценочного характера. Для каждой книги называется сумма всех упомянутых в ней res, переданных historiae и сделанных observationes — от нескольких сотен до полутора тысяч. Переходы от очередной res к historia или observatio бывают порой неожиданными, и это вызывает упреки в склонности отвлекаться на «посторонние» темы, которые мешают обнаружению «рационального» зерна. На самом деле, рассказывая о каком-либо природном феномене, Плиний может вспомнить о том, какую роль сыграл этот феномен в римской истории, например, в качестве предзнаменования, или пуститься в подчас продолжительные морализирующие рассуждения. На наш взгляд, такая «непоследовательность» в подаче естественнонаучной информации является скорее достоинством, чем недостатком «Естественной истории», ибо позволяет увидеть особенности научного мышления Плиния, способного установить связь между явлениями разного порядка, своеобразно трактующего взаимоотношения природы и культуры, не проводя демаркационной линии между сферами компетенции естественных и гуманитарных наук.
Античность выработала жанр научной литературы, в котором легко совмещались природоведческие и гуманитарные сюжеты, получивший с.196 название «истории» (ἱστορία). У Аристотеля этот термин служил «для обозначения описательной науки, материалом для которой служат данные наблюдения и факты, сообщенные другими лицами». В этом смысле труды Гекатея и Геродота были типичными «историями». Противоположностью «истории» была наука, основанная на доказательствах (ἐπιστήμη)…» [6. С. 452]. По-видимому, такие произведения, как «физика» или «О частях животных» можно отнести к «эпистеме», чего нельзя сказать о труде Плиния, уже в заглавии которого фигурирует слово «история»1. Но не следует спешить с аксиологическими выводами — в историконаучной перспективе «история» представляет не меньший интерес, чем «эпистема». Античная наука, построенная на доказательствах, виртуозно владея логикой, могла объяснить любой факт и концентрировала свое внимание не на факте, а на его объяснении, как это видно на примере Аристотеля [см. 11]. Но эта виртуозность и изобретательность в объяснениях была чревата всеобъясняемостью и дискриминацией фактов, не вписывающихся в логическую схему в рамках «эпистемы». Напротив, «история» проявляла обостренный, подчас наивный интерес к любому факту, потенциально представляющему научную ценность. Что же касается «Естественной истории», то в ней делается попытка все эти разнородные факты и явления систематизировать и даже ведется полемика с такими способами их объяснения, которые вступают в противоречие с принципами этой систематизации. Труд Плиния — это уже не история» досократовской поры — в ней так или иначе учтен опыт всей классической и эллинистической науки древности.
«Естественная история» обнаруживает родство не только с греческой научной, но и римской литературной традицией. Это естественно, ибо Плиний — страстный патриот, в частности убежденный в том, что современная ему греческая наука легкомысленна и только римляне способны писать серьезные научные труды (Ест. ист. Предисл. 24). Т. Кевес-Цулауф указывает на родство плиниевского сочинения с римскими сакральными текстами, обращая внимание на то, как формулируются отдельные обобщающие суждения Плиния, и прежде всего на схожесть предисловия-посвящения императору Титу с текстами посвящений богам [18]. Эти параллели очевидны. Но при этом следует помнить, что сакральный оттенок активно присутствовал во всех областях частной и общественной жизни римлян, и его наличие тем более не удивительно в литературной деятельности такого официального лица, приближенного к императору и обязанного содействовать распространению его культа (Ест. ист. II. 5) [7. С. 180]. Тем не менее «Естественную историю» нельзя рассматривать как сам по себе сакральный текст, обожествляющий Природу и императора. Речь может идти только о композиционных и стилистических параллелях, о литературном, риторическом приеме.
Сама риторика, генетически связанная с римской сакральной практикой2, является неотъемлемым элементом плиниевского текста. Каждая книга «Естественной истории» открывается предисловием — проэмием, написанным в чисто риторическом стиле, и при изложении материала Плиний нередко прибегает к декламациям, сентенциям, поэтическим метафорам, антитезам, игре слов и другим риторическим приемам. Да и с.197 задачи своего труда он определяет в значительной степени как чисто литературные: дать новое звучание давно известным вещам (vetustis novitatem dare), обыденным вещам придать блеск (obsoletis nitorem), отталкивающие сюжеты сделать привлекательными (fastiditis gratiam). Однако не следует рассматривать это произведение как полностью риторическое3. Напротив, Плинию хотелось бы отмежеваться от современной ему риторической литературы, доставляющей удовольствие, но бессодержательной (Ест. ист. Предисл. 12). Он также обращает внимание на то, что в его сочинении «для большинства предметов применяются слова либо деревенского обихода, либо чужеземные, даже варварские…» (Предисл. 13).
Плиний хотел, чтобы его произведение было скорее удобным для извлечения пользы, чем источником изящных удовольствий (utilitatem juvandi gratiae placendi [sc. praeferre] — Предисл. 6). Книги «Естественной истории» написаны для простых людей, для массы земледельцев, ремесленников, наконец, для занимающихся науками на досуге (humili vulgo scripta sunt, agricolarum, opificum turbae, denique studiorum otiosis — Предисл. 6). Эта ориентация на практическую пользу, демократизм сказывается и в том, как определяет Плиний жанр своего сочинения, относя его к энциклопедическому направлению в научной литературе. Ἡ ἐγκύκλιον παιδεία обозначала общую культуру, общедоступное образование. Однако не следует вслед за Ф. делла Корте преувеличивать дидактический характер Плиниевой энциклопедии [13]. Для Плиния ἐγκύκλιον παιδεία — это не только общий круг знаний, но и всестороннее знание. Он обращает внимание на универсальный характер своего произведения. Признавая то, что идея энциклопедического труда родилась в Греции, и то, что его соотечественниками, Катоном, Варроном и Цельсом, делались попытки ее реализации (Предисл. 24), Плиний ставит в заслугу себе создание первой в истории энциклопедии. Для Плиния его энциклопедия — это научный труд, в котором он выполняет свой, по существу, моральный долг перед природой, стремясь воздать природе все, что она заслуживает (naturae sua omnia [sc. dare]), показать действительную природу всех явлений (omnibus vero naturam — Предисл. 15). Он также видит свою задачу в прояснении темных вопросов (obscuris lucem [sc. dare] — Предисл. 15), и уже это делает его труд чем-то бо́льшим, чем просто summa historica [13. С. 54]. Возвращаясь к вопросу о связи труда Плиния с античной «историей», наукой описательной, следует признать, что сам Плиний любил часто повторять, что в его задачи входит прежде всего описание явлений (rerum manifestas indicare), а не их объяснение (например: Ест. ист. XI. 8; XXXVII. 60). Но сам же он себя и опровергает, когда вступает в теоретические споры или делает умозрительные построения иной раз по таким вопросам, которых античная теоретическая мысль до Плиния не затрагивала (см. Ест. ист. II. 72). В этом случае не может быть также речи ни о какой компиляции. Относительно же использованной литературы Плиний с гордостью сообщает, что им было собрано 20 тыс. достойных внимания фактов из 2 тыс. томов более ста греческих и римских авторов (Ест. ист. Предисл. 17).
Для выявления общих теоретических установок античного ученого с.198 необходимо установить, каких философских взглядов он придерживался, поскольку применительно к античности не может идти речи о какой-либо специальной научной теории, за исключением, может быть, астрономии и механики. Это тем более касается Плиния, который в одном труде сводит воедино данные, полученные из самых разных областей знания. В его случае это означает выяснение того, какая из школ античной философии оказала на него большее влияние, поскольку специально он философскими проблемами не занимался. Сам он отрицал какую-либо связь с известными ему философскими направлениями. По поводу своей книги «Сомнительные речения» он писал, «…слышу, и стоики, и диалектики перипатетики, и эпикурейцы (а от грамматиков и всегда ждал) вынашивают критику против изданных мной книг о грамматике…» (Ест. ист. Предисл. 8). Тем самым он ставил себя вне упомянутых философских школ. И все же в своем труде, призванном показать природу во всем ее единстве, он постоянно упоминает имена Пифагора, Демокрита, Платона, Аристотеля, Феофраста, Посидония и других философов, естественнонаучные труды которых (или их последователей) он использовал при своей работе. Из подобных книг, пропитанных натурфилософскими идеями тех школ, в рамках которых они создавались, эти идеи проникали в «Естественную историю». Нередко вступая в противоречие, идеи соперничающих школ заставляли Плиния делать выбор между ними и таким образом занимать определенную натурфилософскую позицию.
Как и большинство античных авторов, Плиний называет «философами» индийских гимнософистов (Ест. ист. VII. 48), но философы это для него по преимуществу греки (Ест. ист. VII. 61). Желая показать себя поборником староримских ценностей, Плиний не прочь выступить с осуждением греческой философии, понимаемой как нерасчленимое целое, типичным воплощением которой был Карнеад, превращавший истину в нечто неуловимое (quid veri esset haud facile discerni — Ест. ист. VII. 76). Соглашается он и с Катоном Цензором в том, что всех без разбора греков следовало бы выслать из Италии. И все же подобные рассуждения Плиний позволяет себе только тогда, когда он далек от главного предмета своих интересов. Однажды почувствовав, что слишком далеко зашел в своем местном патриотизме, Плиний мог начать убеждать как бы самого себя: «только не надо с презрением относиться к грекам, ведь их свидетельства наиболее точные и они раньше всех обратились к научным исследованиям» (modo ne sit fastidio Graecos sequi, tanto majore eorum diligentia vel cura vetustiore — Ест. ист. VII. 153).
Плиний редко употребляет слова «философия», «философ», предпочитая латинские эквиваленты, например, sapientia — «знание», «мудрость», и производные от него (sapiens, sapientissimi). В книге об антропологии он рассказывает о наиболее прославленных мудрецах, называя их sapientissimi, и приводит имена Сократа, Платона, Посидония, Вергилия, Варрона, Цицерона. Таким образом, в одной рубрике оказываются и греки, и римляне. Философ Аристотель попал в главу о гениальных людях (ingenii praecipua) вместе с Гомером и Пиндаром. Вероятно, Плиний был склонен не делать различия между представителями разных видов умственного труда. Он испытывал идейное влияние со стороны не только философов и с.199 ученых, но и поэтов и «народной философии» [23]. Большинство исследователей указывают на близость образа мыслей Плиния стоицизму [21. С. 139], основываясь уже на многочисленных морализирующих рассуждениях в духе стоической этики, на том, что Плиний оперирует в основном понятиями, заимствованными из физики стоиков.
В работах Е. Бикеля и М. Мюля высказывается предположение о неопифагорейском влиянии на «Естественную историю» [10, 22] в основном в противовес стоической, преимущественно посейдонианской интерпретации, предложенной Е. Хоффманом [16] и поддержанной В. Кроллем [19] и Дж.-В. Каспаром [12]. Плиниевская характеристика мира как «целокупного во всех своих частях» (totus in toto), «божества» (numen), являющегося «священным» (sacer) (Ест. ист. II. 1, 2), достаточно привычна для античности и может быть как стоического, так и неопифагорейского происхождения. Однако сторонники неопифагорейской интерпретации космологии Плиния обращают внимание на то, что затем Плиний характеризует мир как «вечный, неизмеримый, не происшедший и не преходящий» (aeternum, inmensum, neque genitum, neque interitum umquam — Ест. ист. II. 1), «бесконечный» (infinitus — Ест. ист. II. 2). В этих определениях на первый взгляд заключено противоречие со стоической доктриной. Ведь стоики вслед за Парменидом и Аристотелем представляли вселенную в виде завершенной сферы (Арист. О небе. I. 5—
«Естественная история» по своему духу, исполненному позднеантичным скептицизмом, чужда пифагорейцам с их догматизмом и почтением к с.200 авторитету (αὐτός ἔφα). Кроме того, аргументация в пользу пифагорейского влияния строится в основном на материале Плиниевой космологии, содержащейся во II книге его энциклопедии. Если же заглянуть в ее последнюю книгу, то можно прочитать вполне определенное утверждение о том, что Плиний во всех томах своего труда стремился показать действие сил симпатии и антипатии (Ест. ист. XXXVII. 59). Таким образом, ставя центральное для Посидония понятие «мировой симпатии» также в центр своих теоретических интересов, Плиний однозначно делает свой выбор между Пифагором и Посидонием. Что же касается противоречия между утверждениями Плиния о вечности и бесконечности мира и учением Посидония о конечности вселенной во времени и пространстве, то, как мы увидим ниже, это противоречие не было существенным.
Робер Ленобль, определяя мировоззрение Плиния как «синкретический пантеизм», возводит его к «стоическим и платоническим реминисценциям» [21. С. 139]. Действительно, уже самое начало «Естественной истории» дает впечатление текстуальной близости с платоновским «Тимеем». Слова Плиния: «Мир или, если кому-то угодно называть его другим именем — “Небо”, под сводом которого живет все сущее…» (mundum, et hoc quodcumque nomine alio caelum appellare libuit, cujus circumflexu degunt cuncta — Ест. ист. II. 1) — напоминают слова Платона: «Ведь все небо — или космос, или если кому нравится другое название, но мы будем называть именно так…» (Ὁ δὴ πᾶς οὐπανός - ἤ κόσμος ἤ καὶ ἄλλο ποτὲ ὀνομαζόμενος μάλιστ’ἀὺ δἔχοιτο, τοῦθ’ἡμῖν ὠνομάσθω — Платон. Тимей. 28). Однако это практически единственная реминисценция, которую можно возвести к Платону, и кроме того не прямо, а через посредников. Цицерон дословно перевел Платона (Omne igitur caelum sive mundus sive quo alio vocabulo gaudet, hoc a nobis nuncupatus sit… — Цицерон. Тимей. 2. 4—
Самого же Платона Плиний называет «самым красноречивым из греков» и сообщает легенду о том, как пчелы младенцу-Платону вложили мед в уста в знак его будущего красноречия (Ест. ист. XI. 56).
Уже отмечалось сходство космологии Плиния с учением стоиков о вселенной как о божественном, одушевленном едином целом, имеющем форму шара. Казалось бы противоречие между его и их взглядами обнаруживается в том, как решался вопрос о вечности или гибели мира. Мир Плиния вечен (aeternus). Но гибель мира у стоиков в обогневении (ἐκπύρωσις) не следует понимать как совершенное исчезновение вселенной. Подверженный гибели мир все равно потенциально вечен, так как за его гибелью обязательно следует его возрождение (παλιγγένεσία). Учение о гибели мира разделялось не всеми стоиками. Панетий, видный представитель Средней Стои, считал мир неразрушимым (Диог. Лаэрт. VII. 142). Идею гибели мира, по-видимому, не следует считать центральной идеей стоицизма. Эта идея явилась результатом следующего силлогизма. «Когда подвержены гибели части, то подвержено и целое; но части мира подвержены гибели, ибо переходят друг в друга; стало быть подвержен гибели весь мир» (Диог. Лаэрт. VII. 141). Таким образом Зенон и его последователи стремились, вероятно, избежать дуализма частей и целого, обосновать идею единства мира.
Вечными являются бестелесные начала (ἀρχαί), которые вечно содержат в себе возможность действительного мира. Начало мира совпадает с воплощением этих начал в вещественные и оформленные основы — элементы (στοιχεία) и прежде всего в «искуснический огонь» (πύρ τεχνικόν), из которого рождаются все вещи и в котором сгорает затем весь мир.
Для Плиния вечным является не циклический бесконечный процесс сменяющих друг друга возрождений и обогневений вселенной. Когда он говорит о том, что вселенная вечна, он имеет в виду действительный мир. Тем не менее отголоски стоического учения об обогневении слышатся и в «Естественной истории». Правда, Плиний говорит не о всем мире, а только о земле. Устраивая извержение вулканов, природа, по его мнению, предрекает сожжение всей земли (natura… exustionem terris denuntians — Ест. ист. II. 236). Это сожжение уже почти началось, выражаясь в многочисленных естественных кострах, выходах «земного огня» (ignis terrestris), горящих источниках мальты и нефти. «В стольких местах, столькими пожарами сжигает природа землю!» (tot locis, tot insidiis rerum natura terras cremat — Ест. ист. II. 238). В этой фразе природа, по существу, отождествляется с огнем, а это отождествление носит вполне стоический оттенок, ибо, как сообщает Диоген Лаэртский, «природа в их (стоиков) представлении есть искуснический огонь (πύρ τεχνικόν)» (Диог. Лаэрт. VII. 156). Если сожжение земли кажется почти неизбежным, то возможность мирового пожара также не отвергается, «…так как (огонь) — с.202 это единственный из элементов, в котором оплодотворяющее начало и который сам себя рожает и вырастает из мельчайшей искорки, то чего только нельзя ожидать, когда столько костров зажжено на земле? Что же это за природа, которая без вреда для себя насыщает самую алчную во всем мире прожорливость? Добавь к этому бесчисленные звезды, огромное солнце, добавь огни, которые зажигает человек, да еще те, что заключены в самом веществе камня, в щепках дерева, когда их трут одну о другую, да к тому же огни облаков, от которых молнии: уж точно все чудеса превосходит то, что даже единственный день может обойтись без вселенского воспламенения (ullum diem fuisse quo non cuncta conflagrarent), при том, что даже вогнутые зеркала, поставленные под лучи солнца, воспламеняют легче, чем любой другой вид огня» (Ест. ист. II. 239). Таким образом, Плинию то, что мир изо дня в день продолжает существовать, представляется более удивительным, чем содержащаяся в самой природе возможность всеобщего пожара (exustio). Его уверенность в том, что звезды безусловно вечны по своей природе (ceterum aeterna caelestibus est natura — Ест. ист. II. 30), не находится также в противоречии с представлениями об ἐκπύρωσις, так как сгореть мир должен был как раз в небесном, очищающем огне согласно учению стоиков. Сохраняя число элементов Эмпедокла — четыре, и признавая огонь единым элементом, они тем не менее делили его на две разновидности — небесный, искуснический (τεχνικόν) и земной, бесплодный (ἄτεκνον) (см. Цицерон, О Природе богов. II. 15, 41). Из контекста «Естественной истории» явствует то, что Плиний тоже различал небесный (например, Ест. ист. II. 10) и земной огонь (Ест. ист. II. 236 и след.), но как видно из приведенного выше отрывка (Ест. ист. II. 239), это не было для него качественным различием.
Представления о приближающемся конце света были распространены во времена Плиния, и их распространению в немалой степени содействовали римские стоики, например, Сенека, писавший в «Естественнонаучных вопросах»: «…если придется гибнуть, я погибну вместе с разрушающимся миром: не дозволено желать всеобщего бедствия, но великое утешение в смерти видеть, что и земля подлежит смерти» (Естест. вопр. VI. 2, 9). Насколько глубоко внедрились в массовое сознание эти представления, свидетельствует описание реакции жителей Мизена на извержение Везувия, сделанное Плинием Младшим, живым участником тех драматических событий: «Одни оплакивали свою гибель, другие гибель близких; некоторые в страхе перед смертью молили о смерти; многие воздевали руки к богам; большинство объясняло, что нигде и никаких богов нет, и для мира это последняя вечная ночь» (Письма. VI. 20, 15). Вполне естественно, что такие настроения отразились и в сочинении римского ученого, для которого та ночь действительно стала последней.
Плиния сближает со стоиками и учение о пневме — spiritus vitalis. Для знакомства с идеей пневмы Плинию не обязательно было даже изучать труды представителей Древней и Средней Стои. Вопреки утверждениям
Укоренению стоицизма на римской почве особенно содействовала философия Посидония. Учеником Посидония был Цицерон, он оказал влияние на Туррания Грацила, Помпония Мелу и других римских авторов, на которых опирается Плиний. Ссылается Плиний и на самого Посидония, но прежде всего как на авторитет в области астрономии, метеорологии и географии. О прямом идейном влиянии говорить трудно. Даже сама мировая симпатия получает у Плиния интерпретацию, несколько отличающуюся от того смысла, который вкладывал Посидоний в это изобретенное им слово. Для Посидония мировая симпатия была силой, обусловливавшей неразрывную связь всех частей вселенной, физическим носителем которой являлась пневма, «теплое дыхание», состоящее из огня и воздуха. Такое понимание симпатии разделялось Плинием, что, однако, выражается не собственно в трактовке термина «симпатия», а в том, какую роль отводил Плиний все тому же spiritus vitalis. Взгляды Плиния и Посидония совпадают в отношении к дивинации. Они оба считают веру в предзнаменования, гадание и т. д. оправданной, а для Посидония дивинация как раз и была возможной за счет тесной связи между явлениями самого разного порядка. По этому поводу Цицерон, также признававший «наличие естественного взаимодействия (cognatio naturalis) между вещами весьма далекими одна от другой», иронизировал: «Из какой взаимосвязи в природе, и как бы гармонии и согласия, — того, что греки называют συμπάθεια, можно заключить, что либо выемка в печени имеет отношение к моему небольшому состоянию, либо мой маленький доход — небу, земле, ко всей природе вещей?» (Циц. О дивинации. II. 34). Плиний как и Посидоний, не был настроен столь скептически.
Полностью принимая посидониевскую идею симпатии, Плиний идет несколько дальше, и вносит в это понятие отсутствующий у Посидония психологический элемент, по-видимому, досократического происхождения. Мировая симпатия выступает у Плиния одновременно с такой же повсеместной «антипатией», что заставляет вспомнить Дружбу и Вражду Эмпедокла. (Диог. Лаэрт. VIII. 76; Ест. ист. XXXVII. 59).
По мнению М. Лаффранк, явное несоответствие всех «естественных историй» доктрине Посидония состоит в их повышенном внимании к чудесам и к чудовищам при обращении к живой природе. Для Посидония, как и для Аристотеля, чудовища — это «ошибка» природы, в целом же действительность поддается объяснению на основании законов мироздания, устанавливаемых космическим Логосом, так что не остается места ни для чего удивительного. К тому же одним из важнейших достоинств мудреца Посидоний считал способность ничему не удивляться (ἀθαυμάσια) [20. С. 331]. Напротив, все удивительное (mirum) Плинию представляется особенно ценным, а «человеческую страсть ко всему с.204 удивительному» (desiderium et admiratio hominum) он не только не порицает, но старается удовлетворить как можно бо́льшим количеством чудесных фактов.
Впрочем, повышенный интерес Плиния к чудовищам (monstrifica) не противоречит в основном физике стоиков, потому что чудеса у него нередко сопровождаются натуралистическими объяснениями в традициях стоицизма. В этих объяснениях (несмотря на то, что Плиний объявляет себя противником любой «аргументации» — например, XI. 8) с особенной силой сказывается оригинальность «великого компилятора». Так, единственный из всех античных ученых, он связывает наличие чудовищ, удивительных живых существ, с изобилием влаги или ее недостатком. По его утверждению, особенно много чудовищ (beluae) рождается в море, где изобилие влаги приводит к тому, что «семена всех вещей» смешиваются удивительным образом (II. 7; II. 2) подобно тому, как в Африке недостаток воды заставляет многих животных собираться в тесноте у небольших источников, что приводит к совокуплению животных разных видов, и оттого появляется множество животных смешанных форм (multiformes animalium), откуда и греческая поговорка «В Африке всегда встретишь что-то новое» (VIII. 27).
Сближает Плиния со стоиками и натуралистическое истолкование известных мифов и религиозных представлений. По его мнению, божество (numen), проникающее во все уголки природы в форме животворного дыхания (spiritus vitalis), проявляется в виде испарений, выходящих из земных расщелин, и вдохновляет прорицателей, таких, как пифия в Дельфах (II. 208). Волшебство же Медеи, погубившей дочь Креона, состояло в том, что оставленная Ясоном волшебница пропитала венок царевны нефтью, и, когда та приблизилась к огню алтаря, венок загорелся (II. 235). Подобные объяснения ни у кого, кроме Плиния, не встречаются, но они несомненно вдохновлены давней стоической традицией аллегорически и натуралистически переосмысливать древнюю мифологию.
На первый взгляд может показаться, что между Плинием и стоицизмом имеются противоречия в отношении к науке, к знанию вообще; его демократический энциклопедизм не имеет ничего общего с элитарностью стоического мудреца. Хотя Хрисипп и считал «общий круг знаний» полезным в какой-то мере, в целом стоики выносили «многознание» за рамки подлинной мудрости [17. С. 128]4. Однако для Плиния «многознание» не самоцель. Он страстно собирает многочисленные факты из жизни природы не ради интеллектуального наслаждения, безмятежности или утешения. Своим трудом он выполняет моральный долг перед природой, так как незнание природы — это «преступление» и «неблагодарность» по отношению к природе (Ест. ист. II. 159)5. Он же ставит себе в заслугу то, что первым из римлян выполнил свой моральный долг, рассказав о Природе во всех ее проявлениях, и потому просит ее благосклонности (не предчувствуя ли скорую гибель в столкновении с силами природы?) (Salve, parens rerum omnium Natura, teque nobis Quiritium solis celebratam esse numeris omnibus tuis fave — Ест. ист. XXXVII. 205).
Таким образом, несмотря на все разногласия, и на то, что Плиний сам с.205 отрицал свою принадлежность к стоической школе (Ест. ист. Предисл. 28), его естественнонаучное мировоззрение отмечено основными чертами стоической физики. Следует рассмотреть, насколько последовательно он согласует принципы стоицизма с богатым природоведческим материалом.
Как известно, «Естественная история» Плиния Старшего построена почти целиком не на личных наблюдениях, а на письменных источниках. Одним из главных источников зоологического раздела были труды Аристотеля, прежде всего «История животных». На это указывают и ссылки самого Плиния, и текстологический анализ его сочинения. Можно было бы ожидать, что Плиний, заимствуя у Аристотеля богатый фактический материал, перенес бы в свой труд и некоторые из теоретических обобщений Стагирита. В отдельных случаях так и произошло. Однако, обнаружение у Аристотеля утверждения о том, что рыбы не дышат, вызвало со стороны Плиния протест, который он попытался по-своему обосновать. Приведем полностью текст, в котором он излагает взгляды по этому поводу.
«…они (киты) по общему признанию, дышат, как и немногие другие жители моря, которые имеют среди внутренностей легкое, ведь считается, что без него ни одно животное не может дышать. Те, кто придерживается такого мнения, полагают, что рыбы, имеющие жабры, не могут ни выдыхать, ни обратно вдыхать воздух, ни тем более многие другие виды, лишенные даже жабр — положение, замечу, разделявшееся и Аристотелем, который убедил в этом и многих выдающихся ученых. Я вовсе не скрываю того, что не могу безоговорочно присоединиться к их мнению, ведь и вместо легких, раз так угодно природе, могут быть другие дыхательные органы, как и вместо крови бывает другая жидкость. И на самом деле, зачем удивляться тому, что это животворное дыхание проникает в воду, если учесть, что оно также выходит обратно из воды и что кроме того оно проникает также в почву, эту куда более плотную часть природы, чему доказательством служат животные, которые всегда живут под землей, как, например, крот? Мне приходят на ум определенно достоверные сведения, убеждающие меня в том, что все водяные существа дышат согласно своей природе, прежде всего, какое-то сопение, замечаемое у рыб во время летней жары, и некоторое как бы зевание во время тихой погоды, ведь сон у рыб признается даже теми, кто придерживается противоположного мнения — действительно, как можно спать без дыхания? — кроме того, вспучивание пузырящихся вод, а также увеличение даже тел улиток под воздействием луны. Сверх того, не надо сомневаться в том, что рыбы обладают слухом и обонянием, оба из которых имеют начало в воздухе: невозможно представить себе запах иначе, как пропитанный чем-то воздух. Вот почему по этому поводу каждый может думать, как ему больше нравится» (Ест. ист. IX. 16—
В другом месте менее аргументированно, но гораздо более поэтично Плиний выступает против перипатетического утверждения о том, что не дышат насекомые (XI. 5). Как видим, Плиний, которого традиционно упрекают в некритичности и легковерии, ведет себя достаточно последовательно, отстаивая собственное мнение или мнение того направления в естествознании, адептом которого он является в противовес перипатетикам.
с.206 Необходимо разобраться в сущности спора Плиния с Аристотелем. Что так взволновало Плиния — отрицание очевидной, подтверждаемой эмпирическими данными способности рыб дышать, или же покушение со стороны перипатетиков на что-то, с точки зрения Плиния, гораздо более важное, проявлением чего является дыхание?
В английском издании Плиния защита им положения о дыхании рыб сопровождается комментарием: «утверждение Плиния подтверждается данными современной науки» [15(б)]. Между прочим, еще в
Общеизвестно, что Аристотель как естествоиспытатель заявил о своем предпочтении непосредственному наблюдению как источнику знания и даже предлагал делать вскрытия животных для их изучения. Плиний тоже на словах отдавал предпочтение опытным знаниям, полученным из наблюдений повседневности (cuius experiendi cotidie occasio est) (IX. 183), но предоставлял проведение этих наблюдений другим исследователям, сообщениями которых он пользовался. Но и Аристотель, как показывает текстологический анализ его зоологических трактатов, в значительной степени излагал материал, не полученный в ходе собственных наблюдений за животными, когда он жил на острове Лесбос, а почерпнутый из расспросов практиков животноводства, рыбной ловли, охотников, пчеловодов и т. д., а также заимствованный у других авторов — досократиков, Геродота, Гиппократа и его последователей. Задача Аристотеля сводилась по существу не столько к получению новых знаний о животных, сколько к сведению воедино, связному изложению и систематизации уже накопленных знаний, а также к рационализации традиционных полумифологических представлений о животном мире. Природоведческий материал излагается и интерпретируется, приводится в соответствие с учением об энтелехии, о конечной причине, при активном использовании приема аналогий, заимствованных прежде всего из области ремесла и искусства (τέχνη). В результате этого, природа представляется «художником», в произведениях которого нет ничего лишнего. Природа дает те или иные органы тому или другому животному в соответствии с конечной причиной данного животного и данного органа. По мнению С. Биля, не отсутствие усовершенствованных средств наблюдения, а привязанность к основным положениям собственной метафизики, приводили Аристотеля ко многим ошибочным суждениям и парадоксальным выводам в области биологии, которых он мог бы не делать, если бы элементарно внимательно посмотрел на описываемое животное. Энергия Аристотеля направлена не на наблюдение, а на объяснение; последнее «опережает» первое. Конечной причиной легкого, единственного, по Аристотелю, дыхательного органа, является охлаждение организма, согреваемого сердцем, которое бывает только у животных с кровью. Поскольку в аристотелевской классификации животных насекомые относятся к бескровным, они с.207 подвергаются у Стагирита полной «ампутации» внутренних органов, и им, естественно, отказано в способности дышать [11]. Не менее определенно Аристотель отказывает в этой способности и рыбам. В трактате «О частях животных» он пишет: «Известный разряд животных имеет легкое потому, что он является сухопутным, ибо для тепла необходимо охлаждение, а его животные с кровью должны получать извне, так как они теплее. Животные бескровные могут охлаждаться и врожденной пневмой. Охлаждаться извне необходимо либо водой, либо воздухом, поэтому из рыб ни одна не имеет легкого, а вместо него жабры, как сказано в книге «О дыхании», так как охлаждение производится водой, а у дышащих — воздухом, почему все дышащие животные имеют легкое. Дышат же все наземные и некоторые из водных, например, кит — фалена и все киты, выпускающие воду» (О частях животных.
По сравнению со словами Аристотеля о том, что жабры у рыб «вместо» легкого, но это не дыхательный орган, указание Плиния на то, что жабры — как раз дыхательный орган, звучит более современно. Однако, не следует думать, что взгляды Плиния явились результатом более совершенных, чем у Аристотеля, наблюдений. Зато смело можно предположить, что «животворное дыхание» у Плиния — аналог пневмы стоиков, а не просто явление из области физиологии животных, как у Аристотеля. Плиний лишь мельком замечает, что вместо крови может быть и другая жидкость, и что вместо легких роль дыхательных органов могут играть жабры, но главное, он стремится показать, что это животворное дыхание, единое для всего мира, воплощенное в воздухе, способно с одинаковой силой проникать во все части природы. Он обращает внимание также на ту деталь, что рыбы спят и связывает это со способностью дышать, а это заставляет вспомнить утверждение Хрисиппа о том, что сон происходит от расслабления «чувствующего напряжения» (τόνος), создаваемого пневмой. Плиний может не употреблять сам термин «пневма», но понятие всепроникающего животворного дыхания не может не стать центральным в представлениях о природе исследователя, который повсюду ищет действия сил симпатии и антипатии и считает весь мир одушевленным. Вопрос о дыхании у Плиния прямо связан с вопросом об одушевленности, и рассказывая о морских животных, у которых, по мнению перипатетиков, души не было, он наоборот заостряет внимание на признаках одушевленности и даже умственных способностях этих животных.
К теме животворного дыхания Плиний не раз возвращается на протяжении всего повествования о жизни в воде. Таким образом IX книга «Естественной истории» особенно важна для изучения общих представлений Плиния о природе.
с.208
NATURAL HISTORY
BOOK IX
TRANSLATION, COMMENTARIES AND PREFACE BY G. LITICHEVSKY
Translation of Pliny the Elder’s «Natural history» Book IX into Russian is published for the first time. This Book is devoted to sea and its inhabitants. It is one of the main sources on the history of ancient biology. The translation is followed by commentaries and preface. The translator states in the preface that Pliny was not only a compiler. He added his own observations to the information received from other authors. Various facts were systematized, according to definite theoretical opinion. Pliny’s theory has been formed under the influence of neo-Pythagoric and Stoic philosophy. A proof of Pliny’s stable scientific beliefs demonstrates his argument with Aristotle (NH. IX. 16—
1. Визгин В. П. Генезис и структура квалитативизма Аристотеля. М., 1982.
1a. Герцен А. И. Письма об изучении природы. М., 1946.
2. Койре А. Очерки истории философской мысли. М., 1985.
3. Лосев А. Ф. История античной эстетики: Поздний эллинизм. М., 1980.
4. Майоров Г. Г. Цицерон как философ // Цицерон. Философские трактаты. М., 1985. С. 5—
5. Материалисты Древней Греции: Собр. текстов Гераклита, Демокрита и Эпикура. М., 1955.
6. Рожанский И. Д. Развитие естествознания в эпоху античности. М., 1979.
6a. Таронян Г. А. Предисловие // Плиний Старший. Об истории искусства (разделы и отрывки из «Естествознания», касающиеся искусства) / Пер. с лат.
7. Штаерман Е. М. От религии общины к мировой религии // Культура древнего Рима. М., 1985. Т. 1. С. 106—
8. Энгельс Ф. К истории древних германцев // Маркс К., Энгельс Ф. Соч.
9. Beaujeu J. Commentaire // Pline l’Ancien. Histoire naturelle. Lib. II. P., 1950. P. 115—
10. Bickel E. Neupythagoreische Kosmologie // Philologus. 1923. Bd. LXXIX. S. 355—
с.209
11. Byl S. Recherches sur les grands traités biologiques d’Aristote. Bruxelles, 1980.
12. Caspar J.-W. Roman religion as seen in Pliny’s Natural History. Chicago, 1934.
13. Della Corte F. Enciclopedisti latini. Genova, 1946.
14. Geschichte des wissenschaftlichen Denkens in Altertum. B., 1982.
15. Hermann L. Sénèque et Pline l’Ancien // Revue des Etudes Antiques. 1936. P. 177—
16. Hoffmann E. Zwei quellenkritische Beobachtungen: Das Prooemium zu Plinius Naturalis Historia II. // Socrates. Neue Folge. 1921. IX. S. 52—
17. Kerferd G. B. What does the Wise Man Know? // The Stoics. Berkley etc., 1978. P. 177—
18. Köves-Zulauf Th. Die Vorrede der plinianischen «Naturgeschichte» // Wiener Studien: Zeitschrift für klassische Philologie und Patristik. Neue Folge. 1973. VII. S. 134—
19. Laffranque M. Posidonios d’Apamée: Essai de mise au point. P., 1964.
20. Kroll W. Die Kosmologie des Plinius // Abhandlungen der Schleswiger Gesellschaft für vaterländischen Kultur. Geistwissenschaft. Reihe. Breslau, 1930. III.
21. Lenoble R. Esquisse d’une histoire de l’idée de la Nature. P.
21a. Michel A. Les rapports de la rhétorique et de la philosophie dans l’oeuvre de Cicéron. P., 1960.
22. Mühl M. Okellos und der Aeltere Plinius // Philologische Woche. 1922. XLII. S. 1150—
23. Piret R. Pline l’Ancien et la philosophie; Contribution à l’étude de la philosophie populaire romaine. P., 1935.
24. Reinchardt K. Kosmos und Sympathie. München, 1926.
25. Todd R. B. Monism and Immanence: The Foundations of Stoic Physics // The Stoics. Berkley etc., 1978. P. 137—
ПРИМЕЧАНИЯ