Элевсин и Афины (с нач. II тыс. до VII в. до н. э.).
Сборник научных статей к 65-летию со дня рождения проф.
Под ред. д-ра ист. наук.
С минимальными авторскими правками.
Следы древнейшего святилища Деметры по данным археологии.
Элевсин — небольшой хорошо укрепленный город вблизи границ Аттики и один из известнейших религиозных центров во всей Греции. Как же складывались отношения Элевсина и Афин на протяжении почти тысячелетия? Ощущала ли древняя религия на себе «твердую руку» новой столицы? Влияло ли элевсинское жречество на политику молодого афинского государства? Ответы на эти вопросы помогут нам лучше понять и специфические черты элевсинского культа, ставшего официальным государственным культом Афин, и особенности государственного устройства афинского полиса, объединившего и вобравшего в себя некогда независимые города Аттики.
Поселение на территории Элевсина возникло в бронзовом веке1. Наиболее древние археологические находки относятся к среднеэлладскому периоду (2000—
Поскольку в историческое время Элевсин являлся крупнейшим религиозным центром, то проблема формирования религиозных с.85 представлений у древнейших жителей этой области весьма важна. Заметим сразу, что в первой половине II тыс. до н. э. археологами на территории Элевсина не обнаружено никаких свидетельств культа Деметры4. Заботливо устроенные захоронения (иногда достаточно сложные в техническом отношении 5) с наличием погребального инвентаря указывают в то же время на существование определенных представлений о загробном мире. Среди этих захоронений встречаются как весьма скромные грунтовые могилы, так и погребальные камеры с боковым входом и псевдодромосом с богатым инвентарем (золотые кольца для укрепления прически, бронзовый нож листовидной формы, пластины из кабаньева клыка и с отверстиями для прикрепления6, которые, возможно, являлись составными частями шлема7). Такое различие должно указывать на существование среди жителей древнего Элевсина имущественной дифференциации уже в середине II тыс. до н. э.
В целом можно заметить, что на заре своей истории Элевсин занимал определенное место в микенском мире. Он не был крупным центром (таким как Микены, Тиринф, Пилос), а относился скорее к многочисленным провинциальным земледельческим поселениям материковой Греции, в которых в конечном счете обитала большая часть населения того времени.
Во второй половине II тыс. до н. э., в позднеэлладский период, территория поселения несколько увеличилась в восточном направлении. Находки этого периода отличаются большим количеством и лучшей сохранностью, четко прослеживаются остатки каменной кладки8. В I позднеэлладский период (приблизительно в XVI в. до н. э.) появляются первые постройки на вершине элевсинского акрополя. Ко II позднеэлладскому периоду (XV в. до н. э.) относятся остатки древнего сооружения на восточном склоне акрополя на месте будущего телестерия. Это здание получило название мегарона B9. Мегарон B был построен на возвышенности перед элевсинской равниной, ориентирован на юго-восток. Материалом для фундамента этого строения с.86 послужил необработанный голубоватый элевсинский известняк, скрепленный известью и глиной. Стены самого мегарона были построены из сырцового кирпича. Здание имело внушительные для того времени размеры: это прямоугольник
В III позднеэлладский период мегарон В расширяется за счет пристроек к нему с северной стороны новых помещений (здания B1, B2, B3). Рядом с этим архитектурным комплексом найдены фрагменты 2—
Сложный характер архитектуры, единство места на протяжении веков, наличие статуэток, использовавшихся, вероятно, в сакральных целях — все это позволяет предположить, что под руинами телестерия скрываются первые постройки культового характера, восходящие к XV—
с.87 Также к III позднеэлладскому периоду относится фундамент мощного здания с толщиной стен до 90 см. Это сооружение, обнесенное некогда крепостной стеной, было возведено на вершине элевсинского акрополя. Вероятно, это остатки царского дворца. Однако микенские дворцы, по мнению многих исследователей, также являлись отчасти культовыми сооружениями, в главном зале которых, по-видимому, совершались определенные религиозные церемонии14.
Как же соотносятся эти два предположительно культовых сооружения позднеэлладского периода: дворец на вершине элевсинского акрополя и архитектурный комплекс мегарона B на восточном склоне на месте будущего телестерия?
В 1935 г. греческим археологом К. Куруниотисом было выдвинуто предположение, развитое и подкрепленное позднее Г. Милонасом, основанное как на археологическом материале, так и на литературных источниках, что мегарон B и есть тот самый храм Деметры, о строительстве которого сообщает гомеровский гимн (Hom. h. Cer. 297—
Заметим, что есть и другая версия, согласно которой возникновение культа Деметры в Элевсине относится только к концу VIII в. до н. э. и приблизительно совпадает со временем создания гомеровского гимна16. Кажется, вовсе необязательно соединять во времени создание литературного произведения и исторические события, о которых в нем повествуется, ведь археология уже неоднократно блестяще доказывала, что в мифологической традиции (каковой, безусловно, является гомеровский гимн к Деметре) часто содержатся сведения о событиях далекого прошлого, относящихся к микенской эпохе. Вероятно, именно так обстоит дело и со временем зарождения культа Деметры в Элевсине.
Принятие гипотезы Куруниотиса-Милонаса относит возникновение элевсинского культа на 7—
Таким образом, культ Деметры в Элевсине зародился еще в микенскую эпоху в середине II тыс. до н. э. Всякий культ требует храма. По мнению Г. Милонаса, таким храмом вполне мог быть мегарон B. Доказывая, что мегарон B и есть тот самый знаменитый храм гомеровского гимна, где по преданию жила некоторое время богиня, тоскуя по своей дочери, Г. Милонас пытается подтвердить скудные топографические указания гимна своими археологическими находками, ищет на местности ориентиры, упомянутые гимном. Так, например, в гомеровском гимне сказано (Hom. h. Cer., 270—
Пусть же великий воздвигнут мне храм и жертвенник в храме Целым народом под город зднсь, под высокой стеною Чтобы стоял на холме, выдающемся над Каллихором. |
(пер. |
Действительно, мегарон B был построен ниже вершины акрополя, где, вероятно, находился царский дворец. Проблема священного колодца Каллихора более сложная, ибо в историческое время колодец с таким названием находился не ниже (восточнее), а севернее святилища19. Опираясь на раскопки К. Куруниотиса, которым в 1930 г. был с.89 открыт восточнее мегарона B колодец микенского времени, перекрытый стеной террасы в результате кимоновской реконструкции святилища, Г. Милонас доказал, что именно этот колодец носил в древности имя Каллихорон, которое позднее (приблизительно в середине V в. до н. э.) вместе с обрядами, с ним связанными (Apoll., I, 5, 1), было перенесено на новый колодец, расположенный возле северных пилон20.
Таким образом, это чрезвычайно важное утверждение Г. Милонаса, которое позволяет начать отсчет элевсинского культа с микенской эпохи, покоится на двух главных доказательствах: 1) топографические указания гомеровского гимна; 2) континуитет культового места, где позднее, невзирая на технические трудности, будут строиться, сменяя друг друга, элевсинские телестерии разных эпох. Сам исследователь признает, что других доказательств нет: не найдено никаких других находок культового характера или надписей сакрального содержания; плохо сохранившиеся обломки терракот также вряд ли могут быть убедительным доказательством существования здесь культа Деметры в микенскую эпоху.
Слабость аргументации Г. Милонаса подвергается критике со стороны некоторых более поздних ученых, которые, пользуясь материалами раскопок К. Куруниотиса и Г. Милонаса, выдвигают еще менее обоснованные гипотезы21. Так, например, П. Дарк предполагает, что мегарон B более напоминает царскую резиденцию, однако автор, критикуя Г. Милонаса, не приводит ни одного доказательства в пользу своей идеи, кроме сопоставления мегарона B с дворцовым комплексом микенского времени в Аргосе22. Интересно, что П. Дарк пытается нанести Г. Милонасу удар его же оружием, выявляя противоречия в гомеровском гимне и доказывая, что это произведение не может быть использовано в качестве исторического источника. Анализируя два отрывка из гимна (посольство к Деметре (v. 318—
Сопоставление этих отрывков с разобранным выше фрагментом (v. 270—
Элевсин не является уникальным культовым комплексом микенского времени, не связанным с царским дворцом. Сейчас открыто уже несколько подобных святилищ, относящихся ко II тыс. до н. э.23. Так, например, в 1960 г. в Айя-Ирини на острове Кеос Дж. Л. Кескей обнаружил продолговатое сооружение размерами
Таким образом, микенское святилище второй половины II тыс. до н. э. на восточном склоне акрополя не являлось исключением. Возможно, дворец, сооруженный на элевсинском акрополе приблизительно в XIII в. до н. э. и объединивший под своей властью местное население, сосредоточил в своих руках, помимо административных с.91 функций, также и официальное отправление культа лицом, представлявшим общину26. Религиозные же церемонии, совершавшиеся в святилище на восточной террасе акрополя, возникшем приблизительно на два столетия раньше дворца, вероятно, изначально обладали некими специфическими чертами. Не исключено, что элевсинский культ зародился как родовой культ определенных родов, и этим объясняется обособленное расположение святилища. В пользу этого предположения говорит тот особый почет, которым окружались элевсинские жреческие роды Эвмолпидов и Кериков. О некоторых особенностях элевсинского культа, присущих ему, вероятно, изначально, говорит тот факт, что мегарон B (как и все последующие телестерии) был окружен высокой стеной. Возможно, церемонии, не предназначенные для глаз посторонних, совершались не только в стенах святилища, но и на священном участке, на специальной площадке перед мегароном. Здесь уместно будет привести мнение О. Керна о том, что «всякое мистическое действие первоначально проходило под открытым небом»27.
Итак, микенское святилище в Элевсине по данным археологии предшествует микенскому дворцу, в то время как легендарное святилище гимна строится по распоряжению царя, живущего во дворце. Это противоречие легко разрешается допущением, что ко времени создания гомеровского гимна святилище неоднократно достраивалось и полностью перестраивалось уже при существующем дворце. Вероятно, воспоминания об одной из таких перестроек исказили в гимне реальную последовательность строительных работ.
Таким образом, Элевсин эпохи бронзы представлял собой достаточно развитое поселение, объединенное вокруг дворцового центра на акрополе и святилища на восточном склоне, отправление культа в котором, возможно, уже во II тыс. до н. э. носило некие специфические мистериальные черты.
Гибель микенских дворцовых центров, вторжение северных дорийских племен, переплавление греческого этноса и формирование основ собственно греческой культуры — как же отразились эти с.92 процессы гомеровского времени на судьбе Элевсина, его обитателей, святилища на склоне элевсинского акрополя?
Согласно археологическим данным Элевсин на протяжении XII—
Вероятно, пришельцев с севера не привлекла не слишком плодородная (за исключением двух крупных равнин) гористая страна, почти со всех сторон окруженная морем, лежащая к тому же вне их пути с севера на юг28. Вероятно, в том, что Аттика отстояла свою независимость, сыграл определенную роль приток иммигрантов, хлынувший сюда из Пелопоннеса. Ведь сюда прибывали в основном οἱ δυνατώτατοι, то есть люди, занимавшие видное положение в микенском обществе, имевшие, вероятно, многочисленных спутников-дружинников, искушенных в ратном деле29.
Однако бурные события, охватившие всю Грецию, не могли не затронуть и города Аттики. Приход дорийцев совпал с кризисом микенского общества30. Вероятно, в это время в Элевсине, так же как и в Афинах, управление переходит от царя к сильным аристократическим родам. (Заметим, что, возможно, уже тогда знатнейшие элевсинские роды были связаны с культом).
Несмотря на то, что Аттика не подверглась дорийской оккупации, постепенное проникновение хоть и родственных, но все же отличающихся элементов культуры сказывалось и здесь31. Согласно археологическим данным, с XI в. до н. э. в погребениях на территории Аттики находят значительное количество предметов балканского происхождения32, скелетов, относящихся к альпийскому антропологическому типу33. с.93 Говорить, вопреки традиции, что «первая волна дорийского переселения сметает микенские города, захватывает Аттику», как это делает Я. Боузек34, вероятно, было бы слишком сильным преувеличением. Однако то, что происходит постепенное проникновение дорийской культуры, которое вызывает некоторые изменения во внутренней жизни Аттики, несомненно. Можно предположить, что в Элевсине этот процесс сказался особенно сильно, и уже тогда этот город впервые вкусил судьбу пограничной крепости.
К сожалению, археологические находки на территории святилища, относящиеся к этому времени, не богаты, но тем не менее они позволяют предположить, что здесь были произведены грандиозные по тем масштабам строительные работы. Размеры мегарона B теперь оказались недостаточными. Построить храм большей площади на склоне акрополе было в техническом отношении достаточно сложно. Перенести святилище в другое, более удобное, место было, судя по всему, нежелательно, так как место мегарона B было овеяно древней святостью. Поэтому на месте микенского святилища насыпали земляную террасу, поддерживающими стенами которой стали обводные стены двора мегарона B35. Упорное стремление, невзирая на трудности, строить новый храм именно здесь также можно считать доказательством того, что мегарон B имел культовое значение.
Ф. Ноак предположил, что эта терраса служила для священнодействий, происходивших под открытым небом36. В это трудно поверить. Ведь если святилище на этом месте существовало раньше, то вряд ли традиции отправления культа могли измениться настолько, чтобы этот культ перестал нуждаться в особом помещении. Остатки храма на террасе были найдены Дм. Филием, а затем тщательно исследованы К. Куруниотисом. Судя по сохранившемуся отрезку стены (5,5 м) это здание имело форму эллипса, занимало почти всю площадь террасы и служило, по мнению Г. Милонаса, культовым целям37. Этот новый храм занимал предположительно всю площадь микенского мегарона с.94 B, таким образом, континуитет культового места полностью соблюдался38.
Остатков жилых городских построек, относящихся к XII—
Таким образом, сложные процессы переходного времени, которые для Элевсина заключались прежде всего в усилении аристократических жреческих родов и в дорийском культурном воздействии, возможно, и вызвали основательную перестройку святилища и дальнейшее развитие культа. Окрепшая аристократия, заботясь о своем родовом культе, отстраивает новое святилище и вспомогательные помещения. Важно отметить, что если новый храм действительно имел форму эллипса и занимал собой всю террасу, то его площадь тогда должна была быть в несколько раз больше мегарона B. Можно предположить, что, стремясь защитить родовой культ от чужеродного влияния, жрецы перенесли все обряды внутрь храма (как это было в основном в историческое время в элевсинском телестерии), старались как бы отделить священнодействие от окружающего мира. Так делается еще один шаг к оформлению мистериального культа в Элевсине39.
по данным мифологии и генеалогии элевсинских жреческих родов.
Ценным источником для древнейшей истории Элевсина являются мифы, легенды о героях, их мифологические генеалогии. Круг элевсинских сказаний весьма обширен, однако многие легенды с.95 достаточно позднего происхождения, некоторые добавлены под влиянием орфизма.
Наиболее древний пласт сказаний содержится в гомеровском гимне к Деметре, который, как мы уже видели выше, может рассматриваться как важный источник для наиболее ранних периодов элевсинской истории. В гомеровском гимне речь идет об Элевсине как о самостоятельном, независимом городе, Афины не упоминаются вовсе. Следовательно, гимн отражает политическую ситуацию до присоединения и подчинения Элевсина Афинами.
Городом правит царь Келей (H. h. Cer. 96—
Помимо Келея гимн называет и других «царей», каждый из которых
…обладает великою силой почета, Кто выдается в народе и кто многомудрым советом, И справедливым судом охраняет у города стены…» |
(150— |
Это Триптолем, Диокл, Эвмолп, Доликс, Поликсен. При перечислении этих знатных элевсинских героев Келей упоминается последним в списке, однако его первенство подчеркивается эпитетами:
Сама же, поднявшись, пошла и владыкам державным, — С хитрым умом Триптолему, смирителю коней Диоклу, Силе Эвмолпа, а также владыке народов Келею, — Жертвенный чин показала священный и всех посвятила В таинства… |
(474— |
Можно предположить, что эти «цари» — элевсинская знать, составлявшая окружение царя, который являлся «первым среди равных»40. с.96 Заметим, что, согласно гомеровскому гимну, элевсинские «цари» не связаны родственными узами и не соединены в единое генеалогическое древо. Такие попытки будут предприняты позже, возможно, с целью возвести происхождение Эвмолпидов и кериков к царствовавшему роду. По-видимому, автор гомеровского гимна знал, что элевсинского царя должна была окружать свита из представителей знатных аристократических семейств. Но история не сохранила их имена. Поэтому под именем элевсинских «царей»-вождей собраны и Эвмолп — герой-эпоним рода Эвмолпидов, и Поликсен — эпитет Аида, и Триптолем, который, вероятно, являлся локальным божеством, приносившим благодать полям (Paus., I, 38, 6). Можно предположить, что в образе одиноко стоящего и ни с кем не связанного родством Диокла отразилось воспоминание о реальном историческом персонаже, командире мегарского гарнизона в Элевсине (Plut. Thes., 10), память о котором сохранилась, благодаря празднику Διόκλεια.
Таким образом, элевсинские вожди, упомянутые в гимне, не являются (за исключением Эвмолпа) представителями известных аристократических родов. В качестве еще одного доказательства этого можно привести факт, что ни от Триптолема, ни от Диокла, ни от Келея не возникло рода, участвовавшего бы в мистериях41. Автор гимна знал, что царя должна окружать знатная свита, и эта свита «была сформирована» из локальных богов и героев.
Управление городом лишено, по-видимому, бюрократической иерархии: царь лично обращается к народу с приказом о строительстве храма для Деметры (H. h., 296—
В целом описание Элевсина и его обитателей в гимне к Деметре весьма напоминает аналогичные отрывки из гомеровских поэм (например, описание дворца Одиссея, образа жизни его семьи, системы управления на Итаке). Очевидно, гимн к Деметре, так же как и «Илиада», и «Одиссея», приводит реалии и упоминает патриархальные обычаи гомеровского времени, то есть XI—
В более поздних источниках (прежде всего у Аполлодора и Павсания) мы находим гораздо более сложное переплетение мифологических образов, связанных с Элевсином. Начнем с царской семьи. Павсаний со ссылкой на Памфа называет другие имена дочерей Келея: с.97 Паммеропа, Сайсара и Диогенея (Paus., I, 38, 3). Последнюю Аполлодор называет также дочерью Кефиса и матерью Фраситеи, жены Эрехтея (Apoll., III, 15, 1). Не исключено, что здесь сказалось желание как бы «породнить» царствующие семьи Афин и Элевсина в связи с политическим объединением этих городов. Заметим, что в Элевсине не было аристократического рода «келеидов», который вел бы свое происхождение от царя Келея, поэтому и с самим царем Элевсина поздние писатели обходятся достаточно вольно. В их произведениях он превращается даже в простого пастуха и землепашца (Ov. fast., 4, 507; Verg. Georg., 1, 165). Демофонт, сын Келея, постепенно отходит на задний план, и его место занимает Триптолем, питомец Деметры (Ov. fast., 4, 550; Paus., I, 14, 3). Аполлодор совмещает обе версии и говорит, что Триптолем, старший брат Демофонта, стал пользоваться милостями богини после того, как младший брат погиб в огне (Apoll., I, 5, 2). Триптолем, бесспорно, один из древнейших персонажей элевсинской религии. Недаром многие авторы называют его сыном героя Элевсина (Verg. Georg., I, 19; Apoll., I, 5, 2, со ссылкой на Панниасида; Hygin. fab., 147). Триптолем был привлечен в гомеровский гимн в качестве знатного вождя, но в народной религии он скорее всего являлся локальным божеством плодородия. На рарийском поле были древние запашки, посвященные Триптолему, который и считается первым пахарем43. Триптолем получал жертвы наряду с другими богами (CIG., I, 5), в частности, на Халоях на жертвоприношении первинок, поступавших в элевсинский храм (CIG., Suppl.,
с.98 Позднее под влиянием орфизма в круг элевсинских героев вводится Дисавл, который не встречался в гомеровском гимне. Имя его, вероятно, можно перевести как «дважды вспаханный»44 (подобно Трисавлу в Фенее (Paus., VIII, 15, 1) или Триптолему, имя которого обозначает троекратную обработку поля). Супругой Дисавла обычно называется Баубо (Clem. Alex. Protr. p. 17). Согласно орфической версии, именно Дисавл и Баубо, родители Триполема и Эвбулея, приняли в своем доме Деметру, разыскивавшую свою дочь, как могли утешили ее и развеселили (Harpocrat. s. v. Dysaules)45. Дисавл считается также распространителем элевсинского культа. Он, придя из Элевсина во Флиунт, учредил в Келеях (неподалеку от Флиунта) таинство в честь Деметры, назвав это место по имени своего брата (Paus., II, 14, 2).
В целом, охватив взглядом родственные связи элевсинских героев, можно заметить, что они не выстраиваются в четкие генеалогические цепи. Герои, долгое время существовавшие изолированно, покровительствовавшие отдельным областям или даже являвшиеся некогда локальными божествами, поздними писателями соединяются друг с другом хрупким, часто неубедительным родством. Этим, возможно, объясняется и обособленное положение Эвмолпа. Согласно самой распространенной версии, Эвмолп является сыном Посейдона и Хионы, дочери Борея, которая, тайно от отца родив сына, бросила его в море. Однако Посейдон спас Эвмолпа и отдал его на воспитание в Эфиопию своей дочери Бентесикиме. Когда Эвмолп вырос, Эндий, муж Бентесикимы, отдал ему в жены одну из своих дочерей. Но Эвмолп стал домогаться сестры своей жены, за что был изгнан и отправился вместе со своим сыном Исмаром к царю Фракии Тегирию, который выдал свою дочь замуж за Исмара. Эвмолп же начал плести интриги против Тегирия, за что вновь был изгнан и отправился в Элевсин, где заключил дружбу с жителями этого города. После смерти Исмара Эвмолп, примирившись с Тегирием, унаследовал царскую власть во Фракии. Когда же началась война Элевсина с Афинами, Эвмолп с фракийским войском пришел на помощь элевсинцам. В одном из сражений Эвмолп был убит Эрехтеем (Apoll., III, 15, 4, а также: Paus., I, 38, 3; Hygin. Fab., 157). Согласно орфическим версиям, Эвмолп связан родством с Мусеем (Schol. Aristoph. ran., 103). Хрупкая генеалогическая линия, с.99 выведенная схолиастом Софокла, роднит Эвмолпа с царствовавшим в Элевсине семейством (Schol. Soph.
Итак, Эвмолп — фракиец? Но как мог древний родовой культ, святая святых Элевсина и гордость всей Аттики, оказаться в руках у потомков чужестранца? Рискнем высказать следующее предположение. Все приведенные выше свидетельства о происхождении этого героя относительно поздние и создавались в ту эпоху, когда «древние сказания, не загроможденные генеалогическими и эпическими произведениями, конечно, давали большой простор для всяческих выдумок, и особенно во всем, что касалось родословных героев…» (Paus., I, 38, 7). Вспомним, что Эвмолп появляется дважды уже в гомеровском гимне к Деметре (H. h., 154; 475), который мог отражать реалии начиная с микенского времени вплоть до конца VIII в. до н. э. В обоих отрывках подчеркивается знатность героя, но не упоминается такой важный факт, как его фракийское происхождение. Нам кажется, что Эвмолпиды — древний элевсинский род, ведущий свое происхождение от легендарного Эвмолпа, основателя мистерий (Plut. De exil., 17; Luc. Demon., 34), или одного из первых посвященных (H. h. Cer., 476), имя которого переводилось, вероятно, как «прекрасный певец», что могло связываться с тем, что гиерофант, избиравшийся из рода Эвмолпидов, должен был обладать сильным голосом и петь священные гимны. После VII в. до н. э. в результате распространения орфического учения, которое, как мы видели, проникает и в элевсинский культ, «прекрасного певца» Эвмолпа начинают связывать с Мусеем или Орфеем, приписывать ему изобретение игры на некоторых музыкальных инструментах (Theokr., 19, 110; Hygin. Fab., 273) и выводить его происхождение из Фракии. Не исключено, что этому способствовали реальные второстепенные родственные связи Эвмолпидов или узы ксении со знатными фракийскими родами (Schol. Eurip. Phoen., 854), а позднее и политические интересы Афин во Фракии, однако по этому поводу вследствие недостатка информации сказать что-либо более определенное крайне трудно.
В предполагаемом родстве Эвмолпа и Керика (Paus., I, 38, 3; Hesych. s. v. κήρυκες; Schol. Soph. Oed. Col., 1051), вероятно, следует видеть родственные узы, связывавшие Эвмолпидов и Кериков, а в претензиях каждого из этих героев на отцовство по отношению к другому — соперничество этих родов и стремление каждого доказать собственное более древнее происхождение.
Последний вопрос, связанный с элевсинскими легендами, это предание о войне Элевсина с Афинами и проблема историчности этого с.100 конфликта. В эпоху, предшествовавшую афинскому синойкизму, Элевсин был весьма сильным городом, имел надежный акрополь, расположенную неподалеку плодородную Фриасийскую равнину. Элевсинские знатные роды, руководившие жизнью города, были способны оказать отпор завоевателям. Но судьба распорядилась иначе, и после долгой и кровопролитной войны Элевсин был завоеван Афинами.
Исократ приписывает замысел войны элевсинцам (Isokr. Panath., 193), утверждая, что Эвмолп «поспорил относительно города Эрехтея, говоря, что Посейдон (отец Эвмолпа (Paus., I, 38, 2) —
Из преданий, сохраненных античными авторами, мы знаем, что афинянами командовал царь Эрехтей, а элевсинцев возглавлял Эвмолп, получивший подкрепление из Фракии (Thuc., II, 15, 1; Strab., VII, 7, 1; Apoll., III, 15, 4; Paus., IX, 9, 1). Чтобы одержать победу, афинский царь по совету дельфийского оракула принес в жертву свою младшую дочь. Жертва была принята богами, и Эрехтей, вступив в сражение, убил Эвмолпа (Apoll., III, 15, 4). Павсаний же рассказывает, что убит был не Эвмолп, а его сын Иммарад (Paus., I, 5, 2; I, 5, 27; I, 38, 3, также см.: Schol. Il., 18, 483). Эрехтей же, по версии Павсания, также пал в сражении, а Эвмолп остался жив и, возможно, принимал участие в составлении мирного договора: элевсинцы подчинялись афинянам во всем за исключением таинств (Paus., I, 38, 3). Есть легенда, что элевсинцам в этой войне помогал Форб, царь Акарнании (Eustath. Ad Hom., 1156, 52). В результате смешения этой легенды с основной сюжетной линией родилась версия о том, что Эвмолп погиб от руки афинского царя вместе с двумя своими сыновьями — Форбом и Иммарадом (Schol. Eurip. Phoen., 854).
Хотя Павсаний пишет, что исход войны был решен одним сражением, после которого воюющие стороны тотчас приступили к составлению мирного договора (Paus., IX, 9, 1), у нас есть основание предположить, что война Элевсина с Афинами длилась достаточно долго с переменным успехом. В результате распрей между сыновьями Эрехтея, последовавших после смерти царя (Plut. Thes., 32; Apol., III, 15, 1; Paus., VII, 1, 2), контроль Афин над подчиненными территориями ослаб. Возможно, именно к этому времени относится новое столкновение элевсинцев с афинянами под командованием Иона (Paus., I, 31, с.101 3; VII, 1, 5), также закончившееся победой Афин46. Страбон соединяет обе версии в одну, рассказывая, что Эвмолпа удалось победить, только благодаря подоспевшей помощи Иона (Strab., VIII, 7, 1), однако Ион обычно считается внуком Эрехтея (Eurip. Ion., 9—
Вероятнее всего, аттические легенды о войне с Элевсином отражают многолетнюю и кровопролитную борьбу Афин за власть над этим городом. Й. Саркади иначе подходит к анализу источников и высказывает мнение, что на основе данных традиции можно доказать непрерывное, хотя и чрезвычайно шаткое, политическое единство всей Аттики начиная с микенской эпохи49. С мнением автора в отношении многих мелких городов восточной Аттики можно согласиться50 и даже привести в качестве подтверждения его точки зрения то, с какой легкостью и простотой многие из этих городов восприняли «тезеев синойкизм». Однако следует помнить, что Элевсин, самой природой расположенный в собственном географическом пространстве и отделенный от Афин горным хребтом, вряд ли подвергался сильному культурному и политическом влиянию Афин, как это было с городами восточной Аттики, и имел все предпосылки для самостоятельного развития51. Еще Э. Корнеманн отмечал, что присоединение Элевсина нужно рассматривать отдельно и оценивать иначе по сравнению с прочими территориальными и политическими приобретениями Афин, так как это — «первое покидание афинянами собственного, природой определенного с.102 государственного пространства»52. Действительно, нет ничего удивительного, что сильный, хорошо организованный аристократическими родами, независимый полис оказывал активное сопротивление Афинам, а если верить Исократу (Isokr. Panath., 193), Элевсин и сам был не прочь подчинить своей воле опасного набирающего силу соседа. Таким образом, у нас нет никаких оснований, чтобы не верить в историчность описанного античными авторами вооруженного противостояния Афин и Элевсина.
Но почему же Элевсину не удалось отстоять свою независимость? Почему Афины оказались сильнее? Нам кажется на то есть две причины: во-первых Афины к VII в. до н. э. уже могли опираться на военную и экономическую поддержку всей Аттики, а Элевсин мог рассчитывать только на собственные силы; во-вторых, Элевсин в отличие от Афин не имел удобной гавани и, по крайней мере, на первых порах развивался исключительно как сельскохозяйственный центр, тогда как Афины, владея Пиреем, имели все шансы для более интенсивного экономического и политического развития.
В качестве археологического доказательства данных традиции можно привести наличие остатков пограничных стен между Афинами и Элевсином53. Разрушение же микенских домов на северном склоне афинского акрополя, датированное XIII в. до н. э., вряд ли связано с войной с Элевсином, как считает О. Бронер54, а скорее относится к локальным конфликтам, которые, возможно, и были связаны с первыми этапами афинского синойкизма, тогда как присоединение Элевсина завершило этот процесс.
Окончательное вхождение Элевсина в состав Афинского государства произошло, вероятно, только в конце VII в. до н. э. вместе с присоединением Саламина55, которым прежде владели Мегары. Доказательством этому является то, что в гомеровском гимне к Деметре, написанном приблизительно в начале VII в. до н. э., Элевсин описан с.103 как небольшое независимое государство. С этой датой согласно большинство ученых, посвятивших свои труды проблемам объединения Аттики56. Еще одним доказательством того, что Элевсин был присоединен позднее остальных аттических городов, можно считать тот факт, что храм Деметры Элевсинской в Афинах — Элевсиний — расположен не на акрополе, как святилища других локальных божеств, чьи области были присоединены ранее (как, например, храм Артемиды Бравронской (Paus., I, 23, 7)), а ὑπὸ τῇ πόλει (в нижнем городе) (CIG., III, 5, 1; Clem. Alex. Protr., 3, 45)57.
Итак, что же изменилось в жизни Элевсина в результате присоединение его Афинами? Несмотря на то, что политическое объединение Аттики традиция называет «синойкизмом» (sunoikismov», sunoivkisi»), вряд ли этот процесс представлял собой «сселение» в буквальном смысле жителей всех аттических городов в Афины. Такое понимание синойкизма, свойственное некоторым относительно поздним авторам (Diod., IV, 61, 8; Plut. Thes., 25; Cic. De leg., II, 2, 5), происходит от конкретного значения этого слова. На практике невозможно представить себе Элевсин и другие аттические города покинутыми, а Афины впитавшими в себя всех переселенцев и непомерно разросшимися. Если и можно говорить о реальном переселении в Афины, то оно, скорее всего, могло затронуть отдельных представителей некоторых аристократических родов58, которые участвовали в управлении объединенным Афинским государством или в осуществлении церемоний в афинских святилищах, связанных с их родовым культом.
До объединения Элевсин имел свои органы правления: Совет и Пританей, учрежденные, по преданию, Келеем (Plut. Sympos., IV, 4, 1). Фукидид указывает, что в ходе синойкизма были упразднены местные Советы и должностные лица (Thuc., II, 15, 1, см. также Plut. Thes., 24). Очевидно, эта же судьба постигла и Совет Элевсина. По поводу этого отрывка из Фукидида в исторической науке ведется жаркий спор: в какой мере объединившиеся города Аттики сохраняли свою местную администрацию? Э. Курциус, Р. Лепер,
Тезей создал общий Совет для всех областей Аттики (Thuc., II, 15, 1). На этом основании можно сделать вывод, что элевсинцы, несмотря на то, что присоединились к Афинам не по доброй воле, а в результате поражения в войне, тем не менее стали полноправными гражданами объединенного Афинского государства.
В отношении религиозных культов синойкизм представлял собой двоякий процесс: с одной стороны, локальные аттические боги переносились в Афины, с другой стороны, каждая община сохраняла за собой преимущественное отправление своего родового культа61. Для Элевсина это было особенно важно. Подчинение Афинам в религиозном отношении выразилось в строительстве афинского Элевсиния и в переносе начала праздника в столицу. Но само осуществление таинств в честь Деметры, Персефоны и Иакха элевсинские жреческие роды навсегда оставили за собой (Paus., I, 38, 3).
В VI в. до н. э. в связи с реформами Солона интерес афинского правительства к элевсинским таинствам заметно возрос. Политика, направленная на установление гражданского единства и согласия, усиление сословия крестьянства и возвращение ему гражданских прав, с.105 нуждалась в религиозном подкреплении. Этим можно объяснить возросшее в то время внимание к элевсинскому культу и мистериям, связанным с земледельческой религией и божествами, традиционно близкими крестьянству. Андокид сообщает, что, согласно закону Солона, после мистерий в Элевсине должен был собираться Совет для обсуждения вопросов, связанных с праздником (And., I, 111). Возможно, уже со времени Солона оформилась священная процессия, шествовавшая из Афин в Элевсин в первые дни мистерий62.
Итак, присоединением Элевсина к Афинам и увеличением числа желающих участвовать в таинствах, а также реформаторской политикой Солона был вызван новый этап в архитектурной реконструкции элевсинского храмового комплекса.
Восточная терраса на склоне элевсинского акрополя была расширена в южном направлении63. На ней, на месте сооружений гомеровского времени, был построен новый телестерий, который по времени создания принято называть солоновским. Это здание под остатками более поздних строений было обнаружено Дм. Филием и описано Ф. Ноаком64. Затем раскопки были продолжены, К. Куруниотис и И. Травлос уточнили некоторые детали. Это было прямоугольное здание
Если в обычном греческом храме все священнодействия происходили под открытым небом, а в храме находились только статуя с.106 божества, которому было посвящено святилище, и храмовая утварь, то отличие элевсинского телестерия заключалось в том, что большинство религиозных церемоний и обрядов совершалось внутри храма. Этим и объясняются относительно большие размеры святилища и особенности его архитектуры.
Следующий этап строительства в Элевсине связан с деятельностью афинских тиранов, которые пытались «завоевать благосклонность богов и народа и продемонстрировать тождество граждан, полиса и существующей формы власти»67, стремились содействовать процветанию города68. Таким образом, можно выделить три главные причины, по которым Писистрат и его сыновья заботились об Элевсине и финансировали строительные работы: во-первых, предпочтение тиранами земледельческой религии должно было подчеркивать, что одна из главных целей их политики — улучшение положения мелкого крестьянства69, а также придавать самим правителям большую популярность в народе; во-вторых, Писистрат заботился о процветании своей столицы, поэтому, понимая, что превращение Элевсина в общегреческий религиозный центр принесет пользу Афинам, поощрял элевсинские таинства70, в-третьих, Писистратиды, заботясь об усилении Афин и, вероятно, также о своей лично безопасности, верно оценили стратегическое положение Элевсина и превратили его в мощную пограничную крепость.
Новый телестерий в Элевсине был построен на том же месте, что и храм времени Солона: на расширенной в западном направлении террасе. Писистратовский телестерий был почти квадратный в плане
с.107 В результате археологических раскопок обнаружено, что в юго-западном углу здания ступеньки, идущие вдоль стен, прерываются, а камни, образующие пол в этом месте, возвышаются приблизительно на тридцать сантиметров по сравнению с уровнем пола во всем храме. Согласно предположению И. Травлоса, здесь располагался анакторон73, занимавший то же самое место, что и в солоновском телестерии. Площадь анакторона была небольшая
Итак, VI в. до н. э. в истории Элевсина — это время прочного соединения этого города с Афинами и в политическом, и в религиозном отношении, время бурного строительства и оформления религиозных обрядов в основном в том виде, в каком они известны позднее, но это и время, когда Элевсин вкусил все тяготы пограничного положения: здесь во времена Солона произошла битва, в которой участвовал афинянин Телл, упомянутый Геродотом (Her., I, 30), здесь в 509 г. до н. э. остановился спартанский царь Клеомен с войском и союзниками, совершая свой поход против Афин с целью передать власть в этом городе олигархам во главе с Исагором (Her., V, 74). Спартанцы заняли Элевсин и не спешили его покидать, так как прекрасно понимали стратегические преимущества своего положения и предпочитали отсюда совершать набеги и грабить окрестности (Paus., III, 4, 2). При оккупации Элевсина святилище Деметры не было осквернено и разграблено, пострадала только священная роща богинь, расположенная неподалеку (Her., VI, 75).
Итак, проследив историю взаимоотношений Элевсина и Афин, начиная с древнейших времен и заканчивая архаической эпохой, можно с уверенностью сказать, что эти два города связывали отношения не хозяина и раба, не столицы и предместья, но условия взаимного уважения и взаимовыгодных контактов. Элевсин, как мы с.108 рассматривали выше, в силу географических и исторических условий мог стать независимым городом, тогда как области восточной Аттики изначально были обречены на подчиненное положение. После присоединения Элевсина к Афинам в выигрыше оказались, безусловно, Афины, которые приобрели не только древний культ, способный со временем стать общегреческой национальной святыней и служить к славе Афин, но и мощную крепость, прикрывавшую западные границы Аттики. Чувствуя себя в неоплатном долгу, Афины относятся к своему побежденному, но не покоренному соседу с большим уважением: сохраняют привилегии Эвмолпидам и Керикам, тратят огромные суммы на строительство храмов и благоустройство города.
Рискнем предположить, что в самом Элевсине, проникнутом аристократическими настроениями, дух независимости жил в умах людей достаточно долго. И хотя не сохранилось свидетельств, доказывавших бы существование политической борьбы в этом городе, можно предположить, что Элевсин, силой присоединенный Афинами и вошедший в состав демократического афинского государства, в большей степени сохранял приверженность к олигархическому государственному устройству. Тому есть два косвенных свидетельства: во-первых, это огромное уважение, которым пользовались аристократические элевсинские роды, связанные с культом; во-вторых, на протяжении своей истории Элевсин неоднократно захватывался врагами и использовался в качестве плацдарма в их войне с Афинами (например, в 509 г. до н. э. спартанским царем Клеоменом, в годы Архидамовой войны, в 403 г. до н. э. в Элевсине властвовали тридцать тиранов, изгнанные из Афин, в 296—
ПРИМЕЧАНИЯ