Московский педагогический университет
Роль и значение римской коллегии жрецов священнодействий в эпоху Республики.
Пермский ун-т, 1994. С. 84—97.
с.84 Коллегия жрецов священнодействий (дуумвиров, после 367 г. до н. э. — децемвиров, после Суллы — квиндецимвиров) являлась одной из тех, членства в которых добивались лидеры плебса в ходе сословной борьбы, с.85 что говорит о ее политической значимости. В то же время она настолько ярко демонстрирует подчиненность политической власти, что подчеркивание данного факта стало уже общим местом в историографии. Однако в этой подчиненности следует различать два момента: первый определялся связанностью жрецов священнодействий с заимствованными, главным образом греческими, ритуалами, другой — общим положением жрецов в римской политической системе. С учетом этого рассмотрим основные сферы деятельности коллегии.
Прежде всего в ее обязанности входили охрана и толкование оракулов пророчицы Сивиллы, ради чего коллегия и была создана (Dionys., IV, LXII, 4; Val. Max., I, 1, 13; Zon., 7, 11). Соответствующие книги были тайными1 и находились исключительно в ведении жрецов священнодействий, так что даже переписывать пришедшие в ветхость записи они должны были собственной рукой (Dio Cass., LIV, 17). Уже этим занятие децемвиров качественно отличалось от более светской деятельности понтификов и авгуров, чьи дисциплины в той или иной степени оставались доступны и нежрецам, поскольку были связаны с регулярной повседневной общественной и частной жизнью граждан. Более того, сами оракулы, видимо, не сообщались, становилась известной лишь их интерпретация жрецами, связанная с потребностями момента2. В общей форме данный обычай выразил Августин: «При этом типе оракулов, как упоминает Цицерон в книгах “О дивинации”, обычно больше верят толкователям» (De c. d., III, 17).
Приступали жрецы к чтению книг и поиску нужного оракула не по собственной инициативе, а только по приказу сената, что постоянно подчеркивалось античными авторами3. Однако в интерпретацию оракула сенат не вмешивался, позволяя тем самым жрецам использовать свое право в определенных интересах4. Обращались к этим книгам лишь в исключительных обстоятельствах, когда обычные меры не помогали или проявления гнева богов были особенно грозны и многочисленны (Liv., XXII, 8; Dionys., LIV, XII, 5). И искали в них прежде всего не предсказаний будущего (хотя и это было5), а способов умилостивить богов и искупить прегрешения6. Их и сообщали жрецы священнодействий, причем зачастую и средства достижения мира с богами были неординарными, как и породившие их обстоятельства, чуждыми римской культовой практике. Таким образом, постоянно подчеркиваемое подчинение сенату жрецов священнодействий в отличие от авгуров и понтификов сочеталось с достаточно большими возможностями коллегии, реализация которых имела далекие последствия. В связи с последним эти жрецы часто упоминаются в источниках. Сивиллины оракулы являлись одними из самых мощных проводников с.86 греческого влияния на римскую религию.
Рассмотрим теперь культы и обряды, введенные по этим оракулам, обратив особое внимание на роль жрецов священнодействий в их отправлении — второй сфере их деятельности. Следует отметить, что в историографии достаточно широко распространено мнение, согласно которому указанные культы (либо даже все заимствованные) находились в ведении жрецов священнодействий7.
Наиболее значительное место в жизни коллегии занимал культ Аполлона, с каковым и была связана Сивилла, так что децемвиров называли даже Аполлоновыми жрецами8, а их инсигниями были треножник и дельфин, посвященные Аполлону9. На Аполлоновых играх, учрежденных в 212 г. до н. э. по одному из пророчеств после согласования с сивиллиными книгами, жрецы священнодействий приносили жертву по греческому ритуалу10. Но руководил играми городской претор, а не жрецы11. Он же приказал народу, следуя пророчеству, внести деньги на эти игры12. Более того, именно сенат при учреждении обряда предписал жрецам священнодействий, какие жертвы и кому они должны принести (Liv., XXV, XII, 13), поскольку в пророчестве о жертвоприношениях было сказано очень кратко.
Таким образом, уже в наиболее важном для сивиллиных жрецов культе отчетливо проявилось, что их роль в нем была второстепенной и сводилась к принесению жертв по греческому ритуалу. Не они, но руководители цивитас распоряжались и при учреждении игр, и при их проведении. А в следующем году уже исключительно светские власти, а именно сенат по докладу претора, приняли решение сделать Аполлоновы игры постоянными (Liv., XXVI, XXIII, 3). Сенат же приказал в 208 г. до н. э. претору внести закон, чтобы для этих игр был назначен определенный день, на рассмотрение народного собрания (Liv., XXVII, XXIII, 7). Ни о каком участии жрецов священнодействий и вверенных им оракулов не сообщается. Они выполнили свои обязанности уже в 212 г. до н. э.: просмотрели оракулы по приказу сената и доложили ему о результатах. А поскольку государство приняло на себя это религиозное обязательство, то и распоряжалось всем теперь оно само, а жрецы лишь выполняли данные им поручения, не претендуя на нечто большее.
По указаниям сивиллиных книг были учреждены и столетние (терентинские) игры13, в проведении которых принимали участие и жрецы священнодействий14. Они раздавали народу очистительные средства (Zosimus, II, 5) и приносили жертвы (Zosimum, II, 6; Varro ap. Censorin., XVII, 8). Сохранились два декрета сената о расходах на эти игры, где упомянуты какие-то решения квиндецимвиров, о содержании которых относительно полномочий жрецов священнодействий нельзя сказать ничего определенного, поскольку часть надписи утрачена (CIL, VI, 877).
с.87 Но, пожалуй, самой значительной инновацией в римской культовой практике, совершенной по сивиллиным оракулам, было введение в 204 г. до н. э. малоазиатского культа Великой Матери богов (Кибелы)15. Тем не менее и в данном случае функции жрецов священнодействий ограничились сообщением соответствующего оракула. Дальнейшие события развивались без их участия. В Малую Азию были отправлены, видимо, сенатом в качестве послов пять экс-магистратов. Об участии сивиллиных жрецов в этом посольстве ничего не сообщается. Опять же сенат решал все вопросы, связанные с принятием священного камня — символа этой богини (в частности, избрал «лучшего гражданина», который должен был «встретить» богиню. — Liv., XXIX, XIV, 5—
Относительно участия жрецов священнодействий в культе Кибелы в республиканскую эпоху что-либо определенное сказать сложно. Ряд соображений позволяет согласиться с предположением об отсутствии их связи с этим культом на первых этапах16. Прежде всего при учреждении культа Великой Матери в Риме сенат запретил римским гражданам принимать участие в его ритуале и становиться ее жрецами из-за несоответствия римским нравам (Dionys., II, XIX, 4—
с.88 Среди введенных по сивиллиным оракулам обрядов упоминаются Флоралии (в 238 г. до н. э.)20 и повторявшийся каждое пятилетие (со 191 г. до н. э.) пост в честь Цереры (Liv., XXXVI, XXXVII, 4). По той же причине был построен ряд храмов: Церере, Либеру и Либере в 493 г. до н. э. (Dionys., VI, XVII. 3), Венере Эруцинской в 215 г. до н. э. (Liv., XXII, X, 10; Ovid., Fast., IV, 874—
Отдельно рассмотрим вопрос о лектистерниях — новом для Рима обряде греческого происхождения, когда стелились ложа для статуй богов и устраивались для них угощения с целью умилостивить этих богов. Лектистернии также организовывались по сивиллиным оракулам, что точно засвидетельствовано относительно первого случая осуществления этого обряда и некоторых других22. В проведении их принимали участие и жрецы священнодействий. Наиболее содержательные сообщения касаются лектистерний 399, 218 и 217 гг. до н. э.23, при выполнении которых было упомянуто в общей сложности пятнадцать божеств. Устройство лектистерния используется как аргумент (зачастую единственный) в пользу введения культа большинства упомянутых божеств именно по сивиллиным оракулам, тем более, что и сам обряд, и некоторые из богов имеют чисто греческий характер24. Однако в соответствующих оракулах речь шла только о необходимости организации именно лектистерния, а не новых культов, поскольку почти все пятнадцать божеств уже почитались в Риме, имели свои храмы и святилища до первого лектистерния в 399 г. до н. э.
Конечно, не исключена возможность возникновения параллельного почитания, как в случае с Эскулапом (Plin.,
Это же относится и к Геркулесу, упоминание которого в ходе первых лектистерний используется для доказательства того, что организация с.89 лектистерний означала введение нового культа какого-либо божества, независимо от существования его культа в Риме и прежде25. Основывается данное утверждение на том, что в связи с Геркулесом, почитавшимся у Великого алтаря с Эвандровых времен26, запрещалось устраивать лектистернии (Macr., Sat., III, 6, 16; Serv., Aen., VIII, 176). Но если исходить из точного смысла цитат, то запрет касается не Геркулеса, а лишь его святилища: «Корнелий Бальб… говорит, что у Великого алтаря соблюдалось, чтобы не происходили лектистернии» (Макробий), «ведь в храме Геркулеса нельзя было осуществлять лектистерний» (Сервий). Однако, когда при выполнении этого обряда одновременно упоминались несколько богов, как в 399 г. до н. э., он не был связан ни с одним храмом, а осуществлялся в одном месте, возможно, на форуме (см. Liv., XL, LIX, 7). В любом случае статуя Геркулеса находилась на одном ложе со статуей Дианы, следовательно, оно в принципе не могло стоять в храме Дианы или у Великого алтаря. Соответственно, запрет на лектистернии именно у Великого алтаря необязательно означал запрет на выполнение их относительно Геркулеса в другом месте, поэтому нет оснований говорить об учреждении нового культа, тем более не располагая материальными аксессуарами его (новый храм Геркулесу — в цирке Фламиния — был построен лишь в III в. до н. э. по другому оракулу Сивиллы27).
Но, возможно, устройство лектистерний тому или иному божеству по греческому образцу служит знаком, что почитание его некогда было введено по сивиллиному оракулу? Однако известны случаи устройства лектистерний явно негреческим богам, чьи культы были учреждены без всякого участия этих оракулов, как, например, лектистернии Юноне-царице на Авентине в 217 г. до н. э. (Liv., XXII, I, 18), культ которой был заимствован из Вей после их захвата в 396 г. до н. э. (Liv., V, XXII, 3—
В данном случае важен не столько факт возведения этих храмов в указанные хронологические моменты, сколько представление, отраженное в традиции, об их относительном предшествовании появлению в Риме сивиллиных оракулов. Таким образом, речь могла идти только об отождествлении упомянутых богов с греческими богами с целью проведения нового обряда по греческому же образцу. Но вряд ли это имело какие-то немедленные материальные последствия для их культа.
Из других божеств, представленных в означенных лектистерниях, лишь о Церере (217 г. до н. э.) сообщается, что храм ей (в составе авентинской триады) был построен ранее по сивиллиному оракулу (Dionys., VI, XVII, 3). Вполне вероятно это предположение и относительно Аполлона, если учитывать тесную связь с ним Сивиллы и ее оракулов, хотя часто приводимая цитата из Ливия (IV, XXV, 2—
Таким образом, факт организации лектистерний тому или иному божеству не может служить признаком связи его культа с сивиллиными оракулами и их жрецами. В этом случае мы вправе говорить лишь об участии сивиллиных оракулов в обогащении римской сакральной палитры за счет заимствованного греческого ритуала, который, в свою очередь, способствовал ускорению эллинизации римских богов, но — не о возникновении новых греческих культов.
Итак, с той или иной степенью достоверности можно утверждать, что по сивиллиным оракулам были учреждены в Риме Аполлоновы и столетние игры, а также игры в честь Флоры, введены культы Кибелы, Эскулапа, построен храм авентинской триады, Венеры Вертикордии и Эруцинской, Геркулеса Защитника, Аполлона, появились новые обряды — лектистернии с.91 и пост. Даже если предположить, что все эти ритуалы находились в ведении жрецов священнодействий, то круг их деятельности окажется все же довольно ограниченным. Однако такие сведения, как мы видим, отсутствуют. Тем более будет преувеличением предположение о контроле над всей сферой заимствованного культа со стороны этих жрецов.
Об ограниченности их функций в данной сфере свидетельствует и незначительное участие жрецов священнодействий в назначенных по оракулам нерегулярных обрядах. Так, в 133 г. до н. э. децемвиры были посланы сенатом во исполнение оракула совершить жертвоприношение Церере в Энне на Сицилии (Val. Max., I, 1, 1; Cic., In Verr., IV, XLIX, 108). А в 217 г. до н. э. децемвиры, изучив по приказу сената Сивиллины книги, указали на необходимость принесения даров и жертв ряду римских и неримских божеств (Liv., XXII, I, 16—
Активное участив децемвиры приняли лишь в искуплении знамений в 207 г. до н. э.: назначив дань священнодействия в честь Юноны-царицы на Авентине, установив, возможно, и порядок его осуществления, они приняли участив (в лавровых венках и претекстах) в торжественном шествии, после которого принесли жертвы у храма Юноны (Liv., XXVII, XXXVII, 11—
Возможно, заботой децемвиров было осуществление уже упомянутых лектистерний. Но показательно, что Ливий особо отметит два лектистерния: первое — в 399 г. до н. э., когда ложа для богов постилали жрецы священнодействий (Liv., V, XIII, 6), второе — в 217 г. до н. э., с.92 когда это сделали сенаторы (Liv., XXII, I, 19). Кто выполнял данный обряд в других случаях — не указывается. Участие в нем сенаторов — явно исключительное событие, вызванное грозными обстоятельствами 217 г. до н. э. Возможно, отмеченный случай участия в этом обряде жрецов священнодействий также уникален и вызван особыми обстоятельствами.
К нерегулярным, назначаемым от случая к случаю, в том числе по сивиллиным оракулам, священнодействиям относятся sacrum novendiale (Liv., XXXVI, XXXVII, 4—
Кроме того, известно, что по сивиллиным оракулам был совершен ряд человеческих жертвоприношений, что в общем чуждо римскому культу: самопожертвование Курция41, погребение заживо по одному мужчине и одной женщине из греков и галлов42. Причем в одном случае сообщается об участии магистра коллегии жрецов священнодействий, подсказывавшего священные тексты приносящим жертву (Plin.,
Итак, сведения об участии жрецов священнодействий в чрезвычайных ритуалах по сивиллиным оракулам, как мы видим, ограниченны. В то же время часто сообщается, что назначенные децемвирами сакральные мероприятия осуществлялись магистратами43. Видимо, совершение ритуалов по сивиллиным оракулам не предполагало обязательного непосредственного участия в них жрецов Сивиллы. Более того, сами оракулы от децемвиров поступали в сенат, который уже приказывал принести необходимые жертвы, учредить новые культы, отпуская на это средства44. Причем получить от сената распоряжения относительно жертвоприношений могли и сами сивиллины жрецы (Liv., XXV, XII, 13; Macr., Sat., I, 17, 29), но, как правило, это были магистраты, которые и исполняли оракулы. Напомним, что и пророческие книги изучались исключительно по приказу сената, который, таким образом, держал в своих руках начало и завершение деятельности жрецов священнодействий.
Итак, можно говорить о достаточно жестком контроле политической власти над использованием сивиллиных оракулов. Лишь один, хотя и ответственный, этап в данном процессе находился целиком в ведении жрецов: поиск нужного оракула в священных книгах и его интерпретация для определения требуемых от римлян сакральных действий. И этот контроль вполне понятен, если учесть крайние обстоятельства, при которых прибегали к данному средству45, значительное влияние предсказаний на народ и чуждый римской религиозной системе характер как самих оракулов, так и многих предлагаемых ими способов умилостивить богов.
При всей своей веротерпимости в отношении религий покоренных народов римская гражданская община в лице своих политических органов ревниво относилась к чистоте собственной религии, олицетворявшей единство граждан и их обособленность, и боролась с чрезмерным влиянием на умы граждан не признанных официально культов и обрядов46. Особенное внимание обращалось на различные пророческие книги, неоднократно разыскивавшиеся римскими магистратами, изучавшиеся и зачастую сжигавшиеся47. Успеха эти мероприятия, как правило, не имели. Сборники оракулов постоянно обращались среди населения, что лишний раз подчеркивало их опасность. Отсюда ясна значимость официально признанных оракулов для управления общиной, особенно в периоды смут и потрясений: они могли ослабить брожение, но могли и усилить его. Поэтому только сенат решал вопрос о необходимости обращения к столь обоюдоострому средству, тем более, что приказания оракулов зачастую означали необходимость значительных инноваций в римскую религиозную с.94 систему. Самый яркий пример — упомянутое введение почитания Матери богов в 204 г. до н. э., чей оргиастический восточный культ шокировал римлян и в более поздние времена. Правда, подчиняясь требованиям оракулов, делали все возможное для уменьшения влияния необычных новшеств (Dionys., II, XIX, 3), как при учреждении названного культа, когда сенат запретил римским гражданам принимать участие в этих ритуалах и становиться жрецами Матери богов.
Все же нововведения были значительными, и объясняется такое почтение к оракулам как чрезвычайными обстоятельствами, в которых прибегали к ним руководители общины, так и присущим римскому религиозному чувству отношением к требованиям богов: их можно обойти, но им нельзя не подчиниться.
В итоге отметим, что изучение деятельности коллегии жрецов священнодействий не позволяет нам разделить распространенное мнение, согласно которому эти жрецы осуществляли верховный надзор над заимствованными культами, праздниками и жречествами. Конечно, эти жрецы были связаны с греческим ритуалом, а не с исконно римским: «децемвиры священнодействуют по греческому обряду, а не по римскому» (Varro, De l. l., VII, V, 88). Но это указание Варрона относится только к характеру сакральной деятельности жрецов священнодействий. Из него отнюдь не следует, что вся область, где священнодействия совершались по греческому обряду, подлежала ведению квиндецимвиров, тем более, что имелись стариннейшие культы Геркулеса у Великого алтаря и Сатурна на Капитолийском склоне с обрядами по греческому ритуалу, учрежденные согласно традиции еще при Эвандре, т. е. задолго до возникновения изучаемой коллегии. Да и сведения относительно участия жрецов священнодействий в тех культах и обрядах, которые были введены по оракулам Сивиллы, как мы видим, чрезвычайно скудны. Цицерон, говоря об обязанностях римских жрецов, предоставил квиндецимвирам только право толкования оракулов (Cic., De leg., II, VIII, 20; ср. Cic., De har. resp., IX, 18). И это, на наш взгляд, соответствует действительности: именно толкование сивиллиных оракулов с отмеченными ранее выгодами и ограничениями, как и совершение некоторых священнодействий, составляло сферу компетенции жрецов Сивиллы, а не надзор над всей сакральной областью заимствованных культов. Верховный надзор над нею, как и за деятельностью самой коллегии, фактически осуществляла политическая власть, в руках которой находился начальный и конечный рычаги использования оракулов. И служили последние светским, а не жреческим целям.
ПРИМЕЧАНИЯ