О времени сосуществования Елизаветовского городища и Танаиса (по данным керамической эпиграфики).
с.154 В последнее время вновь приобрела актуальность проблема преемственности Елизаветовского городища и Танаиса. Решение вопроса о причинах перехода главных торговых функций от Елизаветовского городища к Танаису во многом зависит от выяснения времени сосуществования этих двух поселений — важнейших центров греко-варварской торговли на северо-восточной периферии греческой ойкумены.
Мнение исследователей о значительном периоде сосуществования Елизаветовского городища и Танаиса (четверть-полстолетия)1 позволило
Как показывает проведенный
Открытие и исследование греческого поселения на Елизаветовском городище4 позволили уточнить верхнюю границу его существования —
Однако единичные данные нумизматики и чернолаковой керамики могут служить материалом для сравнения лишь до определенного уровня и в данном случае являются лишь показателем, а не доказательством сосуществования этих поселений. Приоритет здесь, безусловно, принадлежит керамическим клеймам, так как амфорная клейменая тара регулярно и в больших количествах поступала на поселения, а клейма некоторых центров, благодаря ежегодной смене магистратов, имеют наиболее дробную хронологию в сравнении с другим археологическим материалом.
Цель данной работы — выявить синхронные группы керамических клейм и «точки соприкосновения» обоих поселений во времени11. Косвенные данные о сосуществовании Елизаветовского поселения и Танаиса дают клейма Фасоса, Гераклеи, с.156 Родоса и Херсонеса. Фасосские клейма из позднейших слоев Елизаветовского городища относятся к так называемому «позднему типу» по В. Грейс (с одним именем и этниконом). По предварительной классификации М. Дебидура12 клейма Филиска и Биона датируются первой половиной III в. до н. э., клейма Пифона IV — самым началом III в. до н. э., клейма Энея, Аристейда, Феспона и Скимна — 310—
В материале Танаиса зафиксировано лишь одно фасосское клеймо магистрата Сатира15, относимого М. Дебидуром в группу «первая половина III в. до н. э.»16. Наличие фасосских клейм одной группы в комплексах обоих памятников свидетельствует о временной близости фасосского импорта в эти центры.
Присутствие в комплексах греческого поселения Елизаветовского городища значительного количества гераклейского амфорного материала позволяет утверждать, что импорт из Гераклеи не затухает17, а просто проявляется постепенное прекращение практики клеймения в Гераклее, вызванное, видимо, серьезными внутриполитическими событиями18. В слоях гибели поселения лишь изредка встречаются клейма
Присутствие амфорного материала гераклейского производства в слоях Танаиса сомнений не вызывает, однако основная его часть относится к позднеантичному периоду. В рукописи IOSPE III, в разделе «Гераклея» присутствуют два с.157 клейма с определением места находки — Танаис20. Принадлежность первого из них к Танаису весьма проблематична, так как в своей публикации П. Беккер определил место находки как «дельта древнейшего Танаиса»21. Второе клеймо, несомненно, из Танаиса22, однако нет полной уверенности в его гераклейском происхождении. Если, все же, признать его гераклейским, то и в данном случае его следовало бы отнести к
В материале Елизаветовского городища только два из 15 родосских клейм выпадают из общего контекста памятника24. Из 530 изданных родосских клейм из Танаиса лишь 6 эпонимов и 7 эргастериархов25 по времени близки к существованию греческого поселения на Елизаветовском городище. Из них только эпонимы Агэсий, Эпихар, Евклэс и эргастериархи Креонт и Павсаний определены издателем III в. до н. э., а иногда и концом IV в. до н. э.26. Интересно, что клеймо эпонима Полиарата, аналогичное Елизаветовскому27, найдено в Александрии на амфоре вместе с клеймом эргастериарха Микиты28, известном в Танаисе29. Верхняя граница деятельности этого эргастериарха датируется
с.158 Основная часть херсонесских клейм из Елизаветовского городища охватывает весь первый тип классификации
Находки синопских клейм на Елизаветовском городище и Танаисе
п/п | Магистраты | Елизаветовское городище | Танаис |
1 | Симий | 1 | — |
2 | Эпиелп | — |
— |
3 | Дионисий (эмбл. канфар) | 2 | — |
4 | Каллисфен (эмбл. лук) | 3 | — |
5 | Гестией | 14 | — |
6 | Артемидор, сын Аполлодора | 5 | — |
7 | Мильтиад, сын Тейсандра | 6 | — |
8 | Деметрий | 17 | — |
9 | Дионисий, сын Деметрия | 2 | — |
10 | Эвхарист, сын Деметрия | 19 | — |
11 | Антимах, сын Феонейта | 9 | — |
12 | Эсхин, сын Ифия | 7 | 1 |
13 | Кратистарх | 9 | 1 |
14 | Гекатей, сын Ламаха | 5 | 1 |
15 | Гикесий, сын Гестиея | — |
1 |
16 | Аристион, сын Аристиппа | — |
— |
17 | Леонт, сын Леонтиска | — |
2 |
18 | Хорэгион, сын Леомедонта | — |
1 |
19 | Анфестерий, сын Новмения | — |
— |
20 | Антипатр, сын Никона | — |
1 |
с.159 Клейма Синопы — самые многочисленные из клейм последнего этапа Елизаветовского поселения. И хотя детальная хронология синопских клейм находится еще на стадии разработки, для IV хронологической группы удалось получить последовательность магистратов с достаточной точностью. Их список приведен в таблице. Количество клейм, найденных на каждом памятнике, отмечено цифрой.
Из таблицы видно, что клейма магистратов Эсхина, сына Ифия, Кратистарха и Гекатея, сына Ламаха, фигурируют в археологическом материале обоих городищ. Характерно, что клейма на целых сосудах именно этих магистратов присутствуют на полах в комплексе помещения 52 дома XIII, открытого в 1986 г. на Елизаветовском городище38. Численное преобладание синопских клейм этого периода в материале Елизаветовского городища объясняется малоизученностью начального этапа существования Танаиса. Все же, плотность находок синопских клейм в Танаисе для этого периода значительно больше, чем для других этапов.
Клейма Книда и Коса присутствуют в материале обоих городищ, но из-за отсутствия прямых параллелей и детальной хронологии этих групп клейм для данной работы интереса не представляют.
Среди клейм III в. других центров необходимо отметить наличие в материале Елизаветовского городища клейм Амастрия и группы Зенона. Клейма Амастрия ограничиваются рамками 1 четверти III в. до н. э.39, а клейма группы Зенона В. Грейс считает египетскими и датирует 280—
Таким образом, непосредственные «точки соприкосновения» нам дают лишь клейма Синопы, а косвенные доказательства сосуществования — клейма Родоса, Херсонеса, Фасоса и Гераклеи. Конец существования греческого поселения на Елизаветовском городище хронологически достаточно точно определяется пантикапейскими монетами и херсонесскими клеймами. Это время 275—
Уточнение периода сосуществования не противоречит времени основания Танаиса по
Значительные качественные различия керамических комплексов обоих поселений
Накопление нового археологического материала и открытие в Танаисе комплексов, относящихся к первому периоду его существования, позволит уточнить картину сосуществования этих двух крупнейших центров Нижнего Подонья.
ПРИМЕЧАНИЯ