Зарождение керамической эпиграфики в России.
с.111 В настоящее время керамическая эпиграфика, одна из отраслей античного источниковедения, занимающаяся в первую очередь изучением самой многочисленной группы эпиграфического материала, встречаемого на памятниках поздней классики и эллинизма, — керамических клейм, переживает сложный, переломный период1.
С одной стороны, завершается длительный, продолжавшийся более полутора столетия процесс накопления исходного материала, выработки методики его первичной обработки и источниковедческого анализа. В результате сейчас уверенно удается локализовать и хронологически определить более 90 % вновь встречаемых амфорных и черепичных штемпелей. Керамические клейма стали широко применяться в качестве надежного датирующего материала.
С другой стороны, лишь первые шаги сделаны в области использования клейм как полноценного источника для характеристики производства и торговли античного мира. Показательно, что это направление в керамической эпиграфике, родоначальником которого был
Вместе с тем, бесспорные успехи советской школы керамической эпиграфики стали возможны лишь потому, что ее представители в своей работе опирались на основательный задел, созданный несколькими поколениями ученых, трудившихся в России в дореволюционный период. Однако в связи со слабой разработанностью истории изучения керамических клейм, многие, особенно, ранние ее этапы известны на редкость плохо.
Так, традиционно основоположниками керамической эпиграфики как науки считаются
Не умаляя заслуг этих ученых-первооткрывателей (достаточно сказать, что в Западной Европе работы аналогичного характера появились лишь в 70—
Уроженец Германии, авторитетный специалист в области античной филологии и истории, академик
Сбором и списыванием греческих надписей занимались многие и до Келера, но он один из первых обратил внимание и включил в дневник не только списки с лапидарных памятников, но и копии сорока амфорных и одного черепичного клейма, встреченных им при посещении Николаева, с. Ильинское (Ольвии), Одессы, Севастополя, Феодосии и Харькова. Однако качество прорисей оставляет желать лучшего. Не выдержан масштаб, надписи выполнены заглавным шрифтом, не передающим палеографические особенности оригиналов. Рисунки с эмблем, содержащихся в клеймах, слишком схематичны, да и приводятся они далеко не во всех случаях. Явно чувствуется отсутствие навыков при работе со столь своеобразным видом письменных источников. Ошибки особенно часты в копиях, выполненных с поврежденных или плохо читаемых клейм. Здесь нередки пропуски или замена букв, некоторые надписи переданы бессмысленным набором знаков, что не только затрудняет их правильное восстановление, но зачастую с.114 не позволяет провести надежную локализацию клейм. Правда, следует иметь в виду, что в отдельных случаях, как это было, например, в Севастополе, Келер знакомился не с самими клеймами, а со списками клейм, представленными в его распоряжение коллекционерами.
Дальнейшая судьба значительной части этих штемпелей неизвестна. Большинство из них не учтено в III томе IOSPE и, видимо, утеряно. Однако клейма, виденные Келером в Одессе, в дальнейшем поступили в Фонды Одесского археологического музея и были опубликованы
И. П. Бларамберг (1772—
Круг интересов Бларамберга был обширен, но авторитет среди специалистов он приобрел в первую очередь своими изысканиями в области исторической географии и нумизматики. Помимо многочисленных заметок, которые Бларамберг с.115 поставлял в газеты и журналы, им в 1822 г. в Париже были опубликована богато иллюстрированная работа, посвященная ольвийским монетам, находящимся в его коллекции13. В 1831 г. вышла в свет последняя работа Бларамберга, в которой разбирается вопрос о местонахождении в Крыму трех скифских крепостей, упомянутых Страбоном14.
Несколько неопубликованных, но подготовленных к печати исследований Бларамберга поступило после смерти автора в архив основанного в 1839 г. Одесского общества истории и древностей15. Среди них особого внимания заслуживает рукопись, озаглавленная «Древности, обнаруженные в настоящее время в развалинах Ольвии и хранящиеся в кабинете советника Бларамберга в Одессе»16. В предисловии автор отмечает, что вдохновленный положительными отзывами, пришедшими из Франции и Германии на изданный им «каталог медалей», он решил опубликовать остальные древности своей коллекции, происходящие из Ольвии. Хотя предисловие, видимо, написано в последние годы жизни автора, черновой вариант каталога древностей уже существовал в начале
К сожалению, сами литографии к работе не приложены, не исключено, что они и не поступали в архив. Однако получить определенное представление об их характере мы можем по двум черновым таблицам, содержащим рисунки 22 клейм и одной металлической пластинки и находящимся среди бумаг Бларамберга, переданных
Хотя пока не удалось установить владельца этой коллекции, ее ольвийское происхождение вряд ли может вызывать сомнения. Во-первых, в 20—
Не исключено, что неидентифицированные рисунки клейм, выполненные Бларамбергом, хранятся в одном из архивов Германии среди черновых материалов II тома «Свода греческих надписей», в котором было издано несколько десятков штемпелей, происходящих с юга России19. Известно, что именно Бларамберг поставлял копии с лапидарных памятников и керамических клейм издателю свода А. Беку.
Клейма в своде изданы не вполне удачно, имеются ошибки в восстановлении надписей в поврежденных экземплярах. Считается, что основная причина этого — «посредственные копии Бларамберга»20. Однако сомневаться в качестве копий нет оснований. Слабо зная греческий язык, Бларамберг стремился передать в рисунках с наибольшей точностью все особенности копируемых экземпляров, не допуская произвольных восстановлений надписей в поврежденных или слабочитаемых клеймах, чем зачастую грешили, как мы видели на примере дневника Келера, филологи-классики.
Надежность и доброкачественность копий Бларамберга подтверждает и история переиздания одной клейменой черепицы, обнаруженной им при раскопках Неаполя Скифского.
В ходе работы по уточнению списка херсонесских с.117 магистратов, контролировавших керамическое производство в городе, у нас появились сомнения в правомерности включения в него астинома Аполлы. Сверка амфорных клейм, на которые ссылались предшествующие составители списков и сводов21, показала, что во всех случаях мы имеем дело не с именем, а с отчеством хорошо известного херсонесского магистрата Формиона, сына Аполлы. Зачастую в его трехстрочных клеймах первая строка, в которой находится имя астинома, либо вообще оказывалась смазанной, либо оттискивалась не полностью22.
Однако сохранялись определенные сомнения в правомерности предложенного объяснения, так как оставалась непроверенной клейменая черепица, обнаруженная Бларамбергом и утерянная к настоящему времени. Между тем, рисунок черепицы, приложенный к русскому переводу его статьи23, четко воспроизводит неизвестный по другим экземплярам, амфорным и черепичным, оттиск двухстрочного клейма, в первой строке которого уверенно читается имя Аполлы, а во второй — название магистратуры, выполненное в полной форме генетива существительного. Кроме того, рядом с основным штемпелем изображено квадратное дополнительное клеймо, не имеющее аналогий среди других херсонесских фабрикантских оттисков.
Окончательно загадка разрешилась относительно недавно, когда в бумагах Бларамберга был найден первоначальный, выполненный им рисунок черепицы (см. рис. 2). Изображено, несомненно, трехстрочное астиномное клеймо, прорись которого позволяет при наличии лучше сохранившихся оттисков на черепице, выполненных тем же штампом24, уверенно отнести и его к магистрату Формиону, сыну Аполлы. В рисунке же дополнительного клейма точно передана хорошо с.118 известная в керамической эпиграфике Херсонеса фабрикантская монограмма.
Не исключено, что копии или сами клейма из коллекции Бларамберга использовал в своей работе над ольвийскими памятниками и
Свидетельством возникшего среди ученых и коллекционеров России интереса к керамическим клеймам является и тот отмеченный
Вряд ли можно безоговорочно согласиться с подобным объяснением сложившейся в Парутино варварской практики обращения с амфорами. Причины заключались не только и не столько в «неудобстве к доставке» целых сосудов, а в том, что исследователи в то время, да и значительно позже, вплоть до начала следующего столетия смотрели на амфоры как на бросовый, не заслуживающий внимания материал. Клейма же вызывали интерес, главным образом, как эпиграфические памятники.
В связи с тем, что амфорные и черепичные штемпели первоначально попали в руки филологов, в первую очередь эпиграфистов, это наложило отпечаток на формулировку первоочередных задач в их изучении. Главные вопросы, которые пытались разрешить исследователи, были место производства и назначение клейм. Кеппен, видимо, был одним из первых, кто правильно определил клейма, содержащие эмблему в виде цветка граната, как принадлежащие продукции с.119 Родоса28. Несомненно, его наблюдения стали в дальнейшем отправной точкой для Л. Стефани, продолжившего в середине столетия работу по выделению родосских штемпелей.
Первая попытка атрибуции так называемых «астиномных клейм» была предпринята Бларамбергом. Отметив большую концентрацию подобных штемпелей в Ольвии и обратив внимание на присутствие в некоторых из них типичной для ольвийских монет эмблемы — орел, клюющий дельфина, — Бларамберг высказался за их местное происхождение29. Эта идея была подхвачена и получила дальнейшее развитие в середине столетия в работах П. Беккера30. Ошибочность подобной локализации стала окончательно ясна лишь в
Не исключено, что с подачи Бларамберга, который пересылал в Берлин А. Беку копии надписей, последним была осуществлена, правда, чисто случайно, правильная атрибуция одного херсонесского клейма32.
Не ограничиваясь описательным изданием и комментированием клейм, Бларамберг стал первым исследователем, заинтересовавшимся возможностями их использования в качестве полноценного источника. Отмечая большое число астиномных штемпелей в Ольвии, он сделал вывод, что эти находки свидетельствуют о развитом керамическом производстве в городе. При этом, как предположил Бларамберг, «проверка качества изготовленных ремесленных изделий входила в обязанность астиномов, ставивших по этой причине клейма на амфорах и черепицах»33. Так, впервые был поставлен традиционный в дальнейшем для русской керамической эпиграфики вопрос о цели клеймения гончарных изделий.
Понимал Бларамберг и необходимость разработки хронологии клейм. Уточнив время правления чиновников, чьи имена указаны в клеймах, мы сможем, как правомерно он полагал, надежно определить время сооружения зданий, покрытых клейменой черепицей.
с.120
Рис. 1. Таблица прорисей амфорных клейм и пинакиона дикаста. |
с.121 Закономерным в этой связи выглядит использование Бларамбергом клейм, наряду с лапидарными памятниками и монетами, при составлении им «Ономастического списка граждан Ольвии»34.
Рис. 2. Херсонесская клейменая черепица из Неаполя Скифского. |
И хотя основные посылки, из которых исходил Бларамберг в локализации астиномных клейм, как мы теперь понимаем, были ошибочны, а многие его выводы в настоящее время выглядят бездоказательными, а зачастую и просто наивными, заслуги этого исследователя в деле не только собирания, но и осмысления клейменого керамического материала бесспорны. Поэтому вряд ли можно согласиться с той, в известной степени, пренебрежительной оценкой вклада Бларамберга в зарождение эпиграфики в России, которую мы встречаем у
Несомненно, уступая Келеру и Кеппену в знании греческого языка, Бларамберг вместе с тем обладал и неоспоримым преимуществом. Он не являлся кабинетным ученым, приобрел значительный практический опыт в период службы в Одессе, был хорошо знаком с самими памятниками, откуда поступали клейма. Именно этим можно объяснить тот факт, что Бларамберг пытался выйти за узкие рамки филологического анализа клейм, первым обратил внимание на возможности их использования в качестве полноценного исторического источника.
Таким образом, имеются все основания отнести зарождение керамической эпиграфики в России к началу
К середине столетия в музеях и частных коллекциях накапливаются уже сотни оттисков. Появилась потребность в группировке и классификации материала, продолжении работы по атрибуции и хронологическому определению отдельных групп клейм. Именно эти вопросы и стали ведущими в русской керамической эпиграфике с середины XIX века.
ПРИМЕЧАНИЯ