Александр Великий и греческие полисы Малой Азии: историографический аспект проблемы.
с.406 Весна 334 г. до н. э. положила начало длившимся почти десять лет азиатским походам Александра Великого. В их результате древневосточный мир, объединенный в Персидском царстве, пал под натиском македонской армии, а на месте империи Ахеменидов была создана новая мировая держава, бо́льшая по своей территории, чем ее предшественница.
Круто изменившая судьбы тогдашнего мира восточная кампания Александра оставила весьма заметный след и на судьбе греческих полисов Малой Азии. Эти полисы, находившиеся ранее под контролем Персии — под прямым, как общины малоазийского побережья, или под косвенным, как общины прилегающих к нему островов (по крайней мере, накануне похода), — после одержанных македонским царем и его полководцами побед над персами оказались всецело включенными в сферу политического влияния своего освободителя. С этих пор для греческих городов Малой Азии открывается новая эпоха — эпоха, в которой жизнь данных общин оказывается в значительной степени обусловленной их отношениями вначале с монархической властью Александра, а затем его преемников.
Цель настоящего очерка состоит в том, чтобы дать общий обзор изучения проблемы отношений Александра и греческих городов Малой Азии в современной научной литературе, проблемы, имеющей важное значение для понимания того места, которое занимали полисы греков в структуре грандиозного здания — мировой державы, — возведенного великим царем-завоевателем, а следовательно, и для понимания характера этой державы в целом. Как представляется, сделать подобный обзор в рамках отдельной работы будет достаточно полезно, поскольку ситуацию, сложившуюся на сегодняшний день в историографии в связи с исследованием указанной проблемы, нельзя назвать простой: хотя, пожалуй, найдется немного в истории Александра тем, о которых бы писали столь обильно, наметившиеся значительные разногласия в разрешении соответствующего вопроса, не говоря уже о бесчисленных спорах вокруг его отдельных аспектов, так и остаются до сих пор отличительной характеристикой качества разработки такового. При этом появление подобного очерка видится отнюдь не лишним и несмотря на тот факт, что состояние изучения проблемы отношений Александра и полисов малоазийских греков уже так или иначе обрисовывалось в ряде исследований: действительно, даже самые содержательные из такого рода историографических обзоров — Я. Зейберта1 и наиболее с.407 подробный —
Переходя к основному изложению, укажем, что интерес к проблеме отношений Александра и греческих полисов Малой Азии возник у ученых сравнительно давно. При всем том, вплоть до середины
Сам
В своем роде поворотным пунктом в изучении занимающей нас проблемы стал, насколько нам известно, первый специально посвященный ей труд — статья Э. Бикермана «Александр Великий и города Азии», увидевшая свет в 1934 г.8
Э. Бикерман полагает, что сохранившаяся до нас традиция вполне достаточна для исследования отношений Александра и малоазийских греков. Однако, согласно автору, данная проблема была неверно поставлена в предшествующей исторической литературе, так как обсуждалась всегда прежде всего с точки зрения политической, в то время как рассматривать ее надо также (и особенно) с точки зрения общественного права. Для этого вполне достаточно признать два «простых постулата»: Александр вел войну против Персии; он принимал законы войны своего времени9.
К моменту организации Филиппом II Коринфской лиги, продолжает Э. Бикерман, международные отношения в Греции регулировались решениями Царского мира, согласно которым положение европейских и островных эллинов в правовом аспекте фундаментальным образом отличалось от положения азиатских греков. Если первые были свободны, то другие — подчинены персидскому царю. Эта разница, в должной мере неоцененная современными учеными, учитывалась Александром. Перейдя границы, установленные пактом Анталкида, он не собирался освобождать эллинов Азии (что хотели сделать греки в кампаниях 479 и 396 гг. до н. э.), но стремился ее завоевать10.
Чтобы решить вопрос статуса городов Азии при Александре, по мнению Э. Бикермана, необходимо обратиться к древнему обычаю ведения войны11. В соответствии с этим обычаем, вторжение на вражескую территорию обеспечивало то, что она становилась владением победителя, а ее жители — подданными нового владыки. Город, оказавший сопротивление, после захвата подвергался разграблению, а иногда и полному уничтожению, население же его нередко обращалось в рабство. Покорность, напротив, гарантировала пощаду. Подобными правовыми нормами и руководствовался Александр. Он различал не побежденных эллинов и варваров, но тех, кто покорился ему, и тех, кто оказал ему сопротивление. Его принцип не национальный, это — империалистический принцип: parcere subjectis et debellare superbos12. Александр не заключал никаких договоров с побежденными (в источниках нет упоминаний ни о συμμαχία, ни о συνθῆκαι), а лишь вступал подчас в с.410 военные соглашения, в которых устанавливались условия сдачи того или иного города.
В общем, согласно Э. Бикерману, способ подчинения определял статус побежденных. Александр обыкновенно требовал безусловной капитуляции, которая, по военному обычаю, гарантировала сохранение прежнего статуса. Однако в отдельных случаях городам даровались некоторые привилегии. К их числу, полагает исследователь, и относятся свидетельства античных писателей о предоставлении Александром азиатским городам, эллинским и варварским, свободы и автономии. При этом по отношению к грекам азиатского материка Александр вел себя не как гегемон Коринфской лиги, куда, по мнению автора, они не вошли, в отличие от полисов островов Восточной Эгеиды13, но как их хозяин — «властитель Азии»14.
Касаясь далее проблемы свободы малоазийских греческих городов при Александре, Э. Бикерман заявляет, что современная теория на этот счет основывается на двойном недоразумении. С одной стороны, «свобода» воспринимается как синоним демократии, в чем сообщения Диодора (XVII. 24. 1), Арриана (I. 18. 2) и надписей из Приены времени Александра (IvP. № 2—
В 1938 г. вышла книга В. Эренберга «Александр и греки» (перевод на английский язык неопубликованного немецкого оригинала), одна из ее частей которой называется «Александр и освобожденные греческие города»16.
с.411 Для В. Эренберга тема отношений македонского царя и эллинских полисов Малой Азии представляет интерес в первую очередь потому, что, как он заявляет, этот вопрос является частью более широкой проблемы — проблемы отношений монархии и полиса в эллинистических государствах. По мнению В. Эренберга, основы наблюдающейся в эпоху эллинизма субординации полиса царской власти были заложены именно при Александре. Последний, постепенно усиливая собственные позиции в отношении греческих городов Малой Азии и Восточной Эгеиды, в итоге поставил их в положение своих подчиненных, причем в конце жизни Александра угроза подчинения нависла даже над государствами балканских греков17.
Полагая, что наше представление о позиции греческих городов в империи Александра в значительной мере зависит от выяснения вопроса, были ли города, находившиеся под персидским господством, т. е. города собственно Малой Азии, допущены в Коринфскую лигу, В. Эренберг находит нужным прежде всего остановиться на этом вопросе. Подробно исследуя подобный вопрос и решая его отрицательно18, В. Эренберг в основном разделяет взгляды Э. Бикермана на характер и природу свободы малоазийских греческих городов при Александре (с точки зрения автора, Э. Бикерман сделал в данной связи «важное открытие»). В. Эренберг отмечает, что автономию и свободу, которыми, без сомнения, пользовалось большинство эллинских полисов Малой Азии, необходимо считать односторонним даром и благодеянием македонского царя, персонально дарованными им, в каждом случае отдельно, привилегиями. Эти привилегии не исключали права Александра вмешиваться в политическую и экономическую жизнь полисов, когда бы и как бы он ни пожелал19.
По сути дела, развивая далее теорию Э. Бикермана, В. Эренберг распространяет его понимание свободы греческих полисов Малой Азии и на полисы островов Восточной Эгеиды. Ученый приходит к выводу, что положение островных греков после окончательного установления над ними македонского контроля в 332 г. до н. э. стало сходным с положением эллинов азиатского материка20. Города и тех и других оказались в зависимости от Александра не как гегемона и не как стратега Коринфской лиги, а как царя, «нового властителя Азии». Захватив эти города и подтвердив их автономию, таким образом, сохранив за каждым характер полиса, Александр, согласно В. Эренбергу, хотя и обращался с ними не точно так, как с общинами азиатов (и здесь, по его словам, Э. Бикерман ошибается, заявляя обратное), все же по праву завоевания подчинил себе, сделал частью своей империи21. И в эллинистический период, по мнению автора, полисы, входя в состав монархических территориальных государств, были также подчинены с.412 царской власти — подобным образом, заключает В. Эренберг, оказались соединены вместе господство и автономия, несовместимые друг с другом по самой своей природе22.
В 1940 г. была выпущена в свет статья Т. Леншау «Александр Великий и Хиос»23. Несмотря на то, что в центре внимания автора данной статьи находится более частный сюжет — отношения македонского царя и Хиоса, немецкий исследователь коснулся здесь и интересующей нас проблемы в целом.
Полемизируя с В. Эренбергом, Т. Леншау доказывает, что Хиос и остальные вновь освобожденные македонянами полисы островов Восточной Эгеиды (Тенедос и общины на Лесбосе) оказались опять включенными в Коринфскую лигу. При этом, полагает автор, не может идти и речи о произволе Александра по отношению к их правам. С точки зрения Т. Леншау, македонский царь действовал в отношении Хиоса, а также других островных полисов исключительно как глава Коринфской лиги. Он не превышал своих полномочий гегемона и, оперируя только в законных рамках, не наносил никакого ущерба свободе и автономии этих полисов24.
Что же касается греческих городов собственно Малой Азии, то в данном случае Т. Леншау поддержал идею Э. Бикермана и В. Эренберга о непричастности этих городов к Коринфской лиге25. Но в то же самое время Т. Леншау выступил против одного из главных утверждений этих ученых, а именно против того, что Александр по праву завоевания подчинил малоазийские полисы греков своей власти, что их свобода была не чем иным, как односторонним даром македонского царя. Критикуя данное утверждение, исследователь приходит к выводу, что греческие города Малой Азии после ликвидации над ними персидского господства противостояли Александру как свободные общины, связанные с ним при этом договорами о симмахии. Подобные договоры, отмечает автор, македонский царь, впрочем, заключал не с отдельными полисами, а с их объединениями — древними союзами (κοινά) малоазийских греков, некогда образованными ими для сохранения своей национальной особенности в Малой Азии и теперь, согласно Т. Леншау, вновь восстановленными Александром26. И хотя, по мнению ученого, Александр осуществлял некоторый надзор над этими союзами через своего специального представителя в них, тем не менее он совершенно не вмешивался в дела самих греческих городов. Их с.413 автономия, с точки зрения Т. Леншау, была нисколько не стеснена македонским царем, она всецело осуществлялась ими при Александре27.
Таким образом, Т. Леншау в главных своих выводах, по сути дела, вернулся к тому взгляду на занимающую нас проблему, который господствовал в научной литературе до появления статьи Э. Бикермана.
Однако наиболее яростного защитника этот прежде традиционный взгляд нашел в лице
У. Тарн категорически не соглашается с теорией, выдвинутой Э. Бикерманом, и поэтому предлагает еще раз остановиться на соответствующей проблеме29.
По мнению У. Тарна, Э. Бикерман ошибается, говоря, что ко времени похода Александра греческие города Азии, в отличие от городов собственно Греции, были de jure несвободны. Полисы эллинов Малой Азии, находясь под властью персов, могли потерять свою свободу юридически только одним путем — отказаться от нее. Согласно греческой концепции свободы, свободный полис — это суверенное государство, которое само решает свои внутренние и внешние дела. Персидское правление de facto препятствовало осуществлению этих прав, но не повредило их de jure. Когда Александр устранил это препятствие, изгнав гарнизон, и восстановил свободу, все права стали снова осуществляться полисом. Но возвращение свободы городу с точки зрения юридической не обязательно должно было обозначать, что тем самым полис получал возможность пользоваться всеми правами, например, воевать с соседями, что очень часто означало для греческих городов внешнюю политику. В ряде случаев в Элладе еще до образования Коринфской лиги города безусловно свободные, являющиеся членами Пелопоннесского или Беотийского союзов, на практике были лишены возможности проводить свою собственную внешнюю политику и следовали в этом за Спартой и Фивами. Входившие в Коринфскую лигу полисы подчиняли свою внешнюю политику номинально союзу, а на деле — Филиппу. Точно так же было и в отношении греческих городов Малой Азии. Хотя Александр вернул им (среди других прав) право внешней политики, его огромная власть делала невозможным с.414 осуществление данного права на практике. Однако это было не «мертвое», но «дремлющее» юридическое право, проявляющееся, в частности, в связях города с царем через посольства, пограничных конфликтах, тяжбах с другими полисами и т. д. Иными словами, как полагает У. Тарн, нет нужды сомневаться в том, что греческие полисы Малой Азии стали при Александре такими же свободными государствами, какими были до персидского господства. Э. Бикерман не прав, утверждая, что македонский царь предоставил этим городам свободу в качестве дара, и что она была проявлением милости с его стороны — очевидно, что Александр лишь восстановил, оживил их исконную свободу30.
Вместе с тем, заявляет У. Тарн, следует согласиться с Э. Бикерманом в том, что юридически отношения между Александром и греческими полисами Малой Азии были никак не урегулированы. В 334—
с.415 Интересующая нас проблема нашла свое отражение и в появившейся в 1966 г. статье Э. Бэдиана «Александр Великий и греки Азии»33.
Касаясь кратко в начале статьи историографии вопроса, автор отмечает, что именно Э. Бикерман первым показал слабость «наивного традиционного взгляда» на отношение Александра к греческим полисам Малой Азии, и эта его теория, по мнению Э. Бэдиана, сразу получила всеобщее признание. Впрочем, продолжает американский ученый, У. Тарн, следуя созданному им мифу об Александре как о гуманном строителе империи и царе-философе, попытался оспорить положения Э. Бикермана и вернулся, по существу, к традиционному взгляду. Однако, согласно Э. Бэдиану, трудно понять, как ученый, столь прекрасно знающий источники, мог убедить себя в свободе малоазийских греческих городов при Александре. Спор, который вел У. Тарн, был прежде всего о легальном статусе. Но вообще бессмысленно, полагает Э. Бэдиан, говорить об этом и выявлять тонкие различия между положением de jure и de facto там, где все управлялось волей одного человека. Ведь это в значительной степени было присуще даже отношениям, прикрываемым блестящим фасадом Коринфской лиги, но с царскими командующими в качестве наблюдателей в городах и возможностью вмешательства царя в дела полисов по любому поводу. Поэтому, с точки зрения Э. Бэдиана, кажется более полезным сосредоточить свое внимание на исследовании действий Александра, нежели концентрироваться на бесцельных для существа дела правовых теориях34.
Э. Бэдиан считает, что изучение заявленной им темы следует начать с Филиппа, который основал Коринфскую лигу, запланировал азиатскую кампанию и начал проводить ее в исполнение. Всегда признавая в теории, современные историки часто игнорируют на практике, сколь многим Александр был обязан своему отцу. Вместе с тем политика, продемонстрированная в отношении греческих городов в кампании 335 г. до н. э. в Малой Азии, описанная Диодором, несмотря на то, что относится уже ко времени Александра, является в чистом с.416 виде политикой Филиппа, так как Александр был слишком занят в Европе, чтобы что-либо менять в Азии35.
Александр, возложив на себя унаследованную от отца роль главы «крестового» похода и еще больше, чем Филипп, подчеркивая панэллинский характер войны, был неизбежно ввергнут в политику освобождения малоазийских греческих городов, с которой он, по мнению Э. Бэдиана, однако, не спешил. Вплоть до того, как македоняне вступили в Эфес, Александр не пытался провести разграничение между свободой варваров и эллинов. И только в Эфесе, когда к нему пришли посольства из Магнесии и Тралл, Александр, чья политика до сих пор была нерешительной и уклончивой в отношении греков Малой Азии, полностью осознал, чего требовала ситуация: демократия и автономия оказались теперь подняты до уровня основных принципов политики, а подати отменены. Э. Бэдиан считает, что, как и в большинстве своих акций, Александр выступал по отношению к малоазийским полисам греков осторожным прагматиком, переменчивым в достижении своих политических целей. Он никогда не принимал никаких связывающих его обязательств до тех пор, пока это не становилось необходимым. Однако, видя путь, который должен был привести его к удаче, Александр не медлил с решением — таковой была основная черта его характера, в этом состоял главный секрет его успехов36.
Что же касается свободы греческих городов, избавленных македонским царем от персидского господства, то, согласно Э. Бэдиану, ее подлинный характер ясно виден из вмешательства Александра в дела Хиоса и Приены. Но наилучшим примером в данной связи является пример Аспенда. Официальные меры, предпринятые Александром для наказания этого города, свидетельствуют о том, что греческие полисы Малой Азии освобождались от гарнизона, контроля со стороны сатрапов и выплаты налогов. Они платили синтаксис и получали гарнизон только на то время, на которое Александр считал это необходимым. В остальном же малоазийские эллинские города были свободны, при условии, впрочем, подчинения Александру. Так что, заявляет Э. Бэдиан, теория Э. Бикермана, хотя технически ошибочная и во многих деталях неточная, как показал У. Тарн, в сущности верна, и «словесная дымовая завеса» последнего не в состоянии скрыть очевидные факты. Свобода греческих полисов Малой Азии была сходна со свободой правительств государств-сателлитов СССР эпохи Сталина или со свободой Виктора Эммануила III при Муссолини. Иными словами, их свобода была ничтожной, независимо от того, входили ли эти полисы в Коринфскую лигу (как все же считает и пытается доказать сам Э. Бэдиан37) или нет — малоазийские греческие города «целиком находились под произвольной и непреодолимой властью Александра»38.
с.417 После статьи Э. Бэдиана в зарубежной научной литературе довольно долго не появлялось работ, специально посвященных проблеме отношений Александра и греческих полисов Малой Азии. В определенном смысле как об исключении здесь можно говорить лишь о книге
Э. Дж. Хейссерер поддержал точку зрения, согласно которой малоазийские греческие полисы (и материка, и островов) были присоединены к Коринфской лиге. Вместе с тем, придавая, как и Э. Бэдиан, большое значение преемственности в политике Филиппа и Александра в отношении греков Малой Азии,
А. Б. Босуорт указывает, что греческие города собственно Малой Азии (именно этим городам и посвящен его очерк) занимали в империи Александра особенное положение. Их освобождение было провозглашено в качестве одной из целей панэллинской войны против Персии, и потому македонский царь не мог позволить себе обращаться с ними точно так же, как с варварами. Но вместе с тем полисы малоазийских греков, находясь в зоне боевых операций, имели важную стратегическую ценность и их нельзя было полностью предоставлять самим себе, поскольку существовала угроза того, что они примкнут, вольно или невольно, к персам. В связи с этим Александр был вынужден действовать в отношении данных полисов так, чтобы, заручившись симпатиями местного населения, обеспечить на будущее для себя его поддержку. С другой стороны, греческие города Малой Азии подпадали под действие законов войны того времени: если они сопротивлялись македонянам или давали убежище персидским гарнизонам, пусть даже и не по собственному желанию, в отношении их Александр был способен применять карательные меры, когда его войска брали города штурмом. Конечно, на практике, отмечает
Как видно, выраженный в сочинениях Э. Дж. Хейссерера и
Насколько нам известно, последней в ряду зарубежных работ, специально посвященных проблеме отношений Александра и полисов Малой Азии, является статья польского историка К. Навотки «Свобода греческих городов в Малой Азии в эпоху Александра Великого», вышедшая в свет в 2003 г.46
В начале статьи К. Навотка подчеркивает, что он намерен ограничить свое исследование исключительно греческими городами, располагавшимися на побережье Малой Азии, чье правовое и политическое положение существенно отличалось от того, в котором находились полисы континентальной Греции и островов47.
По словам К. Навотки, очевидно, что долгая дискуссия, в которой вопрос свободы малоазийских полисов при Александре обсуждался главным образом с точки зрения поступков, мотивов и даже личности македонского царя, не принесла решительных результатов. Поэтому он предлагает изменить перспективу, подойдя к подобному вопросу с точки зрения перемен, которые произошли в данных полисах в правление Александра. При этом, указывает К. Навотка, попытаться определить, соответствовали ли они критериям, предъявляемым эллинами с.421 того времени к свободному полису, лучше всего посредством анализа их публичных документов, особенно декретов, которые считаются наиболее важными и явно наиболее информативными греческими надписями48.
Тщательно изучив в обозначенной связи достаточно обширный массив такого рода надписей, происходящих из Малой Азии, К. Навотка отмечает, что они определенно свидетельствуют о том, что в 334 г. до н. э. в полисах Ионии, Эолиды и в «старых» греческих городах Карии начали происходить фундаментальные изменения. Немногие демократии, которые пережили персидское правление, стали по своей сути более радикальными, а в остальных полисах на место олигархий пришли демократические режимы как радикального, так и умеренного толка. Вместе с тем, согласно автору, чрезвычайно обильная законотворческая деятельность и признаки активных народных собраний в названных полисах показывают, что не только наименование, но и сама природа данных государств была тогда демократической. В свою очередь, по мнению К. Навотки, есть основания полагать, что греческие города Ионии, Эолиды и прибрежной Карии в ту пору всецело распоряжались собственной сельской округой и финансами, в общем освобождались от прежних податей и лишь в течение ограниченного времени (видимо, не более четырех лет) должны были делать денежные взносы на панэллинскую кампанию против Персии, получая в отдельных случаях возможность заменять их воинскими контингентами (однако, пишет исследователь, едва ли стоит думать, что подобного рода обязанности греческих общин Малой Азии были связаны с их членством в Коринфской лиге, поскольку нет ничего, что бы говорило в пользу их принадлежности к данной политической организации49). Кроме того, продолжает К. Навотка, эти полисы, в отличие от городов внутренней Карии, по всей вероятности, не подлежали контролю со стороны македонских сатрапов. Не находит ученый и особенной ущербности в том, что при Александре малоазийские греческие полисы не имели абсолютной свободы в ведении собственных внешнеполитических дел: на его взгляд, их внешняя политика являлась типичной для основной массы эллинских общин этого периода, которые были также ограничены в ее осуществлении, причем подобное ограничение считалось тогда вполне совместимым с автономией полиса. Что же касается случаев македонского вмешательства во внутреннюю жизнь греческих городов Малой Азии, о чем сообщают древние авторы, то, по словам К. Навотки, такие случаи были редки. В общем, заключает он, как указывает подавляющее большинство наших источников, данные города в 334 г. до н. э. стали по греческим стандартам той эпохи свободными, во что, насколько можно судить, верили и сами малоазийские эллины. При этом, добавляет историк, надо признать, что ригоризм современных академических споров относительно возвращения или дара с.422 свободы и способности или неспособности монарха ее отменить, равно как и попытки описать точную степень зависимости полисов Малой Азии при Александре были чужды грекам IV в. до н. э. Для них, и в том числе для малоазийских греков, наибольший интерес представляли практические аспекты свободы, из которых особенно важной была демократия, часто и отождествлявшаяся тогда со свободой50.
Говоря далее о мотивах, которыми руководствовался Александр в своем отношении к полисам Ионии, Эолиды и части Карии, К. Навотка соглашается с У. Тарном в том, что в 334 г. до н. э. на решения македонского царя прежде всего оказывала влияние его война с Дарием, по сравнению с которым он, несмотря на победу при Гранике, еще находился в более слабой позиции, а потому нуждался в любой поддержке, которую был способен получить. Эгейское побережье Малой Азии было усеяно греческими городами, многие из которых являлись прекрасными крепостями и могли или стать базами для персидского флота, или, выступая на македонской стороне, изолировать этот флот от внутренних районов полуострова. Конечно, благодаря новой осадной технике Александр был в состоянии взять каждый из данных полисов штурмом, однако из-за дефицита времени и денег ему было отнюдь невыгодно брать и удерживать все исключительно военной силой. Словом, пишет К. Навотка, именно стратегические соображения толкали Александра к тому, чтобы предложить малоазийским греческим городам условия, которые могли привлечь их на его сторону в кампании против Персии. При этом, с точки зрения ученого, поведение македонского царя в данном регионе весьма походило на то, которое было продемонстрировано им в других областях, входивших в состав Персидской державы, в частности, в собственно Карии, Египте и Вавилонии, где он также стремился добиться для себя расположения местного населения. Так или иначе, заявляет К. Навотка, но в связи с малоазийскими греками Александр, безусловно, преуспел в подобном своем стремлении: в источниках нет сведений о каком-либо их недовольстве македонским царем в период его правления, наоборот, в коллективной памяти греков Малой Азии он будет долго жить как их освободитель и благодетель, почитавшийся ими даже как божество51.
Итак, очевидно, что К. Навотка если и не вернулся в своей общей трактовке проблемы свободы малоазийских греческих городов при Александре к взгляду У. Тарна, то, во всяком случае, в некоторых суждениях занял достаточно близкую с ним позицию. Кроме того, нельзя не отметить, что предложенный польским историком особый подход к решению этой проблемы позволил ему взглянуть на нее под несколько иным, чем обычно, углом зрения, приведя его в итоге к целому ряду с.423 оригинальных и вместе с тем весьма интересных выводов, впрочем, как представляется, далеко не всегда бесспорных52.
В отечественной историографии отношения Александра Македонского и эллинских полисов Малой Азии были впервые специально рассмотрены в 1947 г. в статье
Для А. Б. Рановича исследование политики македонского царя по отношению к греческим городам Малой Азии необходимо, чтобы понять характер «возникавшего уже в начале завоевательных походов Александра нового типа государственного строя»54.
А. Б. Ранович отмечает, что наши источники единодушно говорят об освобождении Александром эллинских полисов. Это освобождение способствовало тому, что война становилась популярной. Александру, располагавшему в начале похода небольшими военными силами и малыми материальными средствами, было необходимо обеспечить свой тыл, заручившись симпатиями и реальной поддержкой освобожденных им городов. Восстановление македонским царем демократии в греческих городах Малой Азии также диктовалось прежде всего военными соображениями, поскольку тираны и олигархи являлись сторонниками персов. Но вне зависимости от соображений военного плана Александр должен был при этом считаться и с тем обстоятельством, что поход предпринимался от имени Коринфской лиги для освобождения эллинов Азии, находившихся под персидской властью55.
Сообщив, что политика Александра по отношению к городам Малой Азии была «недавно подвергнута сомнению»,
с.424 Выясняя далее содержание понятия свободы, которую провозглашал македонский царь, автор подчеркивает, что «именно политика Александра, направленная к созданию единой мировой монархии, должна была изменить содержание понятия ἐλευθερία, которая в своем прежнем значении несовместима с суверенитетом монарха, с включением всей завоеванной территории вместе с Элладой в единое государство… “Свобода” была не свободой классического полиса с его автаркией и ограниченностью, а свободой в смысле противопоставления восточной деспотии, в смысле включения в качестве автономной единицы в систему нового типа государства, до тех пор неизвестного. Только о такой свободе и может идти речь, когда Александр говорил об освобождении городов»57. При этом, согласно
Таким образом, выводы
В сравнительно недавно опубликованной монографии другого отечественного историка,
с.425
Обратившись вначале к выяснению отношения малоазийских полисов к греко-македонским силам, автор приходит к выводу, что в городах шла ожесточенная борьба олигархов и демократов, которая переплеталась с военными действиями, и если олигархи были настроены антимакедонски, то демократы выступали на стороне Александра. Данные обстоятельства, считает исследовательница, имели большое значение для политики Александра по отношению к греческим городам Малой Азии, позиция же македонского царя и его мероприятия, проводимые в городах, в свою очередь, влияли на отношение малоазийских греков к нему. Когда Александр шел по Малой Азии, позиция полисов по отношению к македонянам должна была им учитываться63.
По мнению Л. П. Маринович, имеющиеся факты показывают, что Александр поступал с отдельными малоазийскими полисами по-разному, в зависимости от ситуации. При этом, отмечает автор, следует учитывать, что македонский царь являлся прежде всего победителем, которому принадлежало все по праву завоевания. Он диктовал условия полисам, и если можно говорить о каких-либо его соглашениях, то они всегда были односторонними. Но, с другой стороны, продолжает
Уделив далее пристальное внимание свидетельствам источников, позволяющим судить об отношении македонского царя к греческим городам Малой Азии, и при этом неоднократно подчеркивая эфемерность свобод, предоставленных им Александром65, автор заключает, что для данных полисов «в ряде отношений смена персидского контроля македонским означала смену господина, но в одном отношении это изменение было существенным — при Александре всюду восстанавливалась демократия. Возрождение демократического строя, хотя и в с.426 условиях македонской власти, отвечало интересам массы гражданства и послужило, видимо, в конечном счете причиной того, что греки Азии оказались в стороне от Ламийской войны»66. Что же касается вопроса о членстве эллинских полисов собственно Малой Азии в Коринфской лиге, то здесь
Признавая несомненные достоинства данного исследования
Таковы работы (известные нам), которые специально написаны по теме отношений Александра и малоазийских греков.
Само собой разумеется, что в огромной по объему литературе (как зарубежной, так и отечественной), появившейся с конца
В заключение очерка еще раз подчеркнем, что наша цель здесь состояла в том, чтобы дать общий обзор состояния разработки в современной историографии проблемы отношений Александра и греческих полисов Малой Азии. Из предложенного обзора видно, что подобная проблема занимала исследователей весьма остро, став предметом обсуждения во многих исторических трудах, как специальных, так и общих. Несмотря на это, однако, она, как представляется, не исчерпала себя: при известных успехах, достигнутых на сегодняшний день в ее изучении, все же ясно, что ни одна из имеющихся ее общих трактовок с.428 не может быть признана в полной мере бесспорной; кроме того, некоторые ее аспекты, безусловно, требуют определенных дополнений и уточнений, а дискуссионный характер ряда положений определенно побуждает вновь обратиться к событиям и явлениям в свете данной темы. Одним словом, хочется надеяться, что в ближайшее время появятся новые оригинальные труды, в которых этой проблеме будет уделено самое пристальное внимание и которые, возможно, продвинут ее решение существенно вперед.
Cet article se propose de donner un aperçu général des études consacrées aux relations qui avaient eu lieu entre Alexandre le Grand et les cités grecques de la côte de l’Asie Mineure et des îles contiguës. Le sujet en question attire assez longtemps l’attention des savants et au moins à partir de
L’auteur du présent ouvrage envisage le développement de la discussion et examine des opinions des historiens comme V. Ehrenberg, Th. Lenschau,
ПРИМЕЧАНИЯ
На наш взгляд, в рамках настоящего очерка не место подробно останавливаться на истории изучения в научной литературе вопроса о членстве греков Малой Азии в Коринфской лиге. Отметим только, что продолжающаяся уже более столетия дискуссия по этому вопросу так и не принесла определенных результатов. Обзоры мнений: Seibert J. Op. cit. S. 85—