Демина Н. А.

Культ Артемиды Агротеры в Аттике

Текст приводится по изданию: «Античный мир и археология». Вып. 2. Саратов, 1974. С. 31—37.

с.31 Куль­ты Атти­ки извест­ны сво­и­ми древни­ми кор­ня­ми, ухо­дя­щи­ми в кри­то-микен­ские вре­ме­на. Боль­шин­ство гре­че­ских божеств, уна­сле­до­вав­ших чер­ты это­го вре­ме­ни, не вос­хо­дят пря­мо к миной­ским боже­ствам, но вос­при­ня­ли неко­то­рые их чер­ты1. По сло­жив­ше­му­ся в нау­ке мне­нию, к таким боже­ствам отно­сит­ся и гре­че­ская боги­ня Арте­ми­да (одной из ипо­ста­сей кото­рой явля­ет­ся Агро­те­ра), уна­сле­до­вав­шая ряд черт миной­ско-микен­ской боги­ни πότ­νια θη­ρῶν — «вла­ды­чи­цы зве­рей»2.

с.32 Впер­вые Арте­ми­да наде­ля­ет­ся эпи­те­том ἀγρο­τέρα в «Илиа­де»3, эпи­те­том, при­ме­ня­е­мым по отно­ше­нию к диким зве­рям, живу­щим на воле4. Под таким име­нем она почи­та­лась в Атти­ке, Мега­ре, Олим­пии, Лако­ни­ке, Бос­пор­ском цар­стве и дру­гих местах.

У дру­гих гре­че­ских авто­ров Арте­ми­да Агро­те­ра высту­па­ет как воен­ная боги­ня5. Спар­тан­цы, напри­мер, перед вступ­ле­ни­ем в бит­ву при­но­си­ли ей в жерт­ву коз6.

Жерт­во­при­но­ше­ние в Атти­ке име­ло осо­бое зна­че­ние. В схо­ли­ях к Ари­сто­фа­ну мы чита­ем: «Ведь афи­няне осо­бен­но почи­та­ют Арте­ми­ду Агро­те­ру и покло­ня­ют­ся ей. Ина­че. Из исто­рии. Рас­ска­зы­ва­ет­ся, что поле­марх Кал­ли­мах дал обет пожерт­во­вать Арте­ми­де столь­ко коров, сколь­ко вар­ва­ров он убьет при Мара­фоне. А после того, как мно­гие были уби­ты, не будучи в состо­я­нии пожерт­во­вать столь­ко коров, пожерт­во­вал коз»7.

Об этом же свиде­тель­ст­ву­ет Ксе­но­фонт: «Ведь когда пер­сы и с ними мно­го­чис­лен­ное вой­ско при­шли, чтобы уни­что­жить Афи­ны, афи­няне, осме­лив­шись про­ти­во­сто­ять им, победи­ли. И дав обет при­не­сти в жерт­ву Арте­ми­де столь­ко коз, сколь­ко они убьют вра­гов, когда ока­за­лись не в состо­я­нии най­ти доста­точ­ное коли­че­ство, реши­ли еже­год­но жерт­во­вать по пять­сот, и еще и теперь жерт­ву­ют»8.

Вопро­сы о свя­зи куль­та Арте­ми­ды Агро­те­ры с Мара­фон­ским сра­же­ни­ем, о вре­ме­ни бит­вы и о том, кто имен­но дал обет, весь­ма спор­ны9. Но нуж­но учесть, что с древ­ней­ших вре­мён шесто­го боэд­ро­ми­о­на справ­ля­лось празд­не­ство, посвя­щен­ное Арте­ми­де Агро­те­ре. Мож­но пред­по­ло­жить, что от име­ни государ­ства за несколь­ко дней до Мара­фон­ско­го сра­же­ния или в день сра­же­ния был дан обет о при­не­се­нии жертв Агро­те­ре в слу­чае победы, а после того, как победа была одер­жа­на, жерт­во­при­но­ше­ние было при­уро­че­но к древ­не­му с.33 празд­не­ству в честь боги­ни, а затем ста­ло совер­шать­ся еже­год­но. Государ­ст­вен­ный культ, уста­нов­лен­ный в V в. до н. э., сохра­нял­ся и в пери­од македон­ско­го вла­ды­че­ства и при гос­под­стве рим­лян. Об этом свиде­тель­ст­ву­ют эпи­гра­фи­че­ские источ­ни­ки10 и Плу­тарх, до вре­мен кото­ро­го сохра­ни­лись бла­годар­ст­вен­ные празд­не­ства в честь Арте­ми­ды Агро­те­ры. Поле­ми­зи­руя с Геро­до­том в фор­ме пря­мо­го обра­ще­ния к нему, Плу­тарх гово­рит: «Обе­щая опи­сы­вать исто­рию Элла­ды…, про­явив при­стра­стие осо­бо к Афи­нам, ты все же не рас­ска­зал и о про­цес­сии в Агры, кото­рую еще и теперь посы­ла­ют к Гека­те, празд­нуя бла­годар­ст­вен­ные празд­не­ства в честь победы»11. Здесь Плу­тарх назы­ва­ет Арте­ми­ду Агро­те­ру Гека­той, в обра­зе кото­рой име­лись чер­ты, близ­кие Арте­ми­де и с кото­рой Гека­та неред­ко сме­ши­ва­лась.

Сре­ди эпи­гра­фи­че­ских источ­ни­ков мож­но назвать ряд так назы­вае­мых «эфе­би­че­ских над­пи­сей», позд­них по вре­ме­ни12 и сте­рео­тип­ных по содер­жа­нию, в кото­рых упо­ми­на­ет­ся о про­цес­сии эфе­бов в честь Арте­ми­ды Агро­те­ры и о при­не­се­нии ей жерт­вы на обще­ст­вен­ном алта­ре в свя­зи с обе­том, дан­ным ей при Мара­фоне.

Празд­не­ства, жерт­во­при­но­ше­ния и про­цес­сии в честь боги­ни извест­ны не толь­ко в Афи­нах. Декрет вои­нов и наем­ни­ков в честь стра­те­га Ари­сто­фа­на и дру­гих упо­ми­на­ет о празд­не­стве Арте­ми­ды Агро­те­ры в кре­по­сти Фила13: «Про­воз­гла­сить о награж­де­нии вен­ком и воз­дви­же­нии ста­туи в Филе, когда будет совер­шать­ся жерт­во­при­но­ше­ние Арте­ми­де (Агро­те­ре)…»14.

Дру­гой род эпи­гра­фи­че­ских доку­мен­тов, свя­зан­ных с куль­том боги­ни, — это пере­да­точ­ные ведо­мо­сти каз­на­че­ев «про­чих с.34 богов». Эти над­пи­си отно­сят к годам 430/42915. До нас дошли 3 доку­мен­та это­го типа, где сре­ди имен «про­чих богов» упо­ми­на­ет­ся имя Арте­ми­ды Агро­те­ры16.

Извест­но, что в Афи­нах суще­ст­во­ва­ла кол­ле­гия из деся­ти каз­на­че­ев свя­щен­ных денег и пред­ме­тов Афи­ны. Кол­ле­гия учи­ты­ва­ла сум­мы, выдан­ные взай­мы из налич­ных денег боги­ни, нахо­див­ших­ся во внут­рен­ней части хра­ма, слу­жив­шей государ­ст­вен­ным каз­но­хра­ни­ли­щем, для государ­ст­вен­ных целей, или о пере­да­че цен­ных пред­ме­тов, хра­нив­ших­ся в трех кла­до­вых на Акро­по­ле.

Хра­мо­вые сокро­ви­ща «про­чих богов», кото­рые пер­во­на­чаль­но хра­ни­лись в хра­мах этих богов, были позд­нее тоже пере­не­се­ны на Акро­поль и поме­ще­ны во внут­рен­ней части хра­ма Афи­ны, и по ана­ло­гии с каз­на­че­я­ми Афи­ны было учреж­де­но цен­траль­ное ведом­ство каз­на­че­ев «про­чих богов». В их обя­зан­но­сти вхо­ди­ло веде­ние сче­тов от Пана­фи­ней до Пана­фи­ней, т. е. в тече­ние четы­рех лет, и состав­ле­ние отче­та и инвен­тар­ных опи­сей. Такое ведом­ство, как пред­по­ло­жил Эд. Мей­ер17, воз­ник­ло в 434/3 (ol. 86, 3). Воз­мож­но, что ведом­ство каз­на­че­ев «про­чих богов» было созда­но по так назы­вае­мо­му «Пер­во­му декре­ту Кал­лия», но декрет не сохра­нил­ся пол­но­стью и поэто­му дата его и вопрос о вре­ме­ни воз­ник­но­ве­ния ведом­ства (до или после появ­ле­ния декре­та) оспа­ри­ва­ет­ся.

Доку­мент логи­стов18 упо­ми­на­ет поступ­ле­ние в [Δ]εκά­τεν ἀνδρα­πόδων, кото­рое Кирх­гофф19 пони­ма­ет как деся­тую часть выруч­ки от про­да­жи воен­но­плен­ных — часть, при­чи­таю­щу­ю­ся Агро­те­ре.

Един­ст­вен­ное, что мож­но извлечь из пло­хо сохра­нив­ше­го­ся фраг­мен­та IG, I2, 310118 — это то, что зай­мы из денег Арте­ми­ды Агро­те­ры были сде­ла­ны в кизик­ских, эгин­ских и кер­кир­ских ста­те­рах.

Инте­рес­на над­пись IG, I2, 324. Над­пись вос­ста­нов­ле­на в ста­тье М. Ланг и Б. Мерит­та20, интер­пре­ти­ро­ва­на она в ста­тье с.35 Е. Томп­со­на21. Из над­пи­си вид­но, что из дан­ных денег «про­чих богов» были сде­ла­ны два зай­ма (стро­ки 54—97). Общая сум­ма состав­ля­ет 54 талан­та 5988 драхм, мак­си­маль­ные про­цен­ты — 2231 драхм, мини­маль­ные — 2202 драхм.

За четы­ре года (426/5—423/2) из денег, при­над­ле­жав­ших «про­чим богам», был сде­лан заем на сум­му 766 талан­тов 109523 драхм, а про­цен­ты соста­ви­ли 37 талан­тов 2338512 драхм. За эти же годы заем из денег Афи­ны Поли­а­ды соста­вил 4001 талан­тов 45 драхм, а про­цен­ты — 195 талан­тов 171312 драхм, а из денег Афи­ны Ники — 22 талан­та 309813 драхм, про­цен­ты — 1 талант 59256 драхм. Томп­сон на 238 стра­ни­це сво­ей ста­тьи при­во­дит раз­ме­ры зай­мов для каж­до­го бога в отдель­но­сти. Из таб­ли­цы вид­но, что общая сум­ма зай­мов из денег Арте­ми­ды Агро­те­ры состав­ля­ет 20 талан­тов. Восемь богов (Посей­дон Суний­ский — 28 талан­тов, Гефест — 25 талан­тов, Арте­ми­да Муни­хия — 22 талан­та и др.) име­ют сум­му боль­ше, чем Арте­ми­да Агро­те­ра, но эта сум­ма в сред­нем пре­вы­ша­ет ее сум­му на 3. 8 талан­та. Девят­на­дцать богов име­ют мень­шую сум­му, она в сред­нем мень­ше сум­мы Арте­ми­ды Агро­те­ры на 8. 8 талан­та. Два бога име­ют сум­му, рав­ную ей.

Таким обра­зом, 20 талан­тов — это одна из бо́льших сумм в этой таб­ли­це, а боль­шие зай­мы гово­рят, разу­ме­ет­ся, о раз­ме­ре денеж­ных сумм хра­ма и о зна­чи­тель­ном месте Арте­ми­ды Агро­те­ры сре­ди «про­чих богов».

До сих пор речь шла о воен­ном харак­те­ре боги­ни. Но у Ари­сто­фа­на, Плу­тар­ха, в эпи­грам­ме Апол­ло­нида и в дру­гих источ­ни­ках мы встре­ча­ем следы черт, уна­сле­до­ван­ных Агро­те­рой от ее пред­ше­ст­вен­ни­цы πότ­νια θη­ρῶν. В недав­но опуб­ли­ко­ван­ной рабо­те Хри­сту ука­зы­ва­ет­ся на несколь­ко изо­бра­же­ний «вла­ды­чи­цы зве­рей» с рыба­ми22. Так, на бео­тий­ской вазе гео­мет­ри­че­ско­го сти­ля «вла­ды­чи­ца зве­рей» изо­бра­же­на в окру­же­нии живот­ных и птиц, а в ее одеж­ду ври­со­ва­на рыба23. Сюда же отно­сит­ся фраг­мент с дву­мя жен­ски­ми фигу­ра­ми, дер­жа­щи­ми сосуд, из кото­ро­го выте­ка­ет вода с рыба­ми24.

с.36 Рас­смат­ри­вая следы это­го обра­за в пред­став­ле­ни­ях об Арте­ми­де Агро­те­ре, нач­нем с одно­го места из комедии Ари­сто­фа­на «Всад­ни­ки». Аго­ра­крит рас­ска­зы­ва­ет о сво­ем пред­ло­же­нии афин­ско­му Сове­ту: «Опять Совет скло­нил­ся к нему. Я же, когда увидел, что побеж­ден наво­зом, обо­гнал его дву­мя­ста­ми коров и посо­ве­то­вал дать обет Агро­те­ре насчет тыся­чи коз назав­тра, если сто три­хид будут сто­ить один обол»25. Воз­ни­ка­ет догад­ка, нет ли здесь суще­ст­вен­ной свя­зи меж­ду «Агро­те­рой» и «три­хида­ми», поче­му Аго­ра­крит пред­ла­га­ет коз, поче­му имен­но тыся­чу? Схо­лии к Ари­сто­фа­ну и совре­мен­ные изда­те­ли на этом вопро­се не оста­нав­ли­ва­ют­ся26.

Но в одной из эпи­грамм Апол­ло­нида27 Арте­ми­да име­ет пря­мое отно­ше­ние к рыбам: «Триг­лу с рас­ка­лен­но­го угля и фикиду тебе, хра­ни­тель­ни­ца вод, Арте­ми­да, при­но­шу в дар я, Менис-рыбо­лов, — и вино, налив до кра­ев и рас­кро­шив сухой кусок хле­ба, — при­но­ше­ние бед­ня­ка, за кото­рое ты давай мне все­гда пол­ные сети уло­ва; в тво­их руках все сети, бла­жен­ная»28.

В ком­мен­та­рии к сти­ху 39 гим­на к Арте­ми­де Кал­ли­ма­ха еще Шпан­хейм гово­рил о ней как о богине, покро­ви­тель­ни­це рыбо­лов­ства, ссы­ла­ясь на Плу­тар­ха29. И в самом деле, мы нахо­дим у Плу­тар­ха такое упо­ми­на­ние Агро­те­ры: «…наш сверст­ник Оптат почтил Агро­те­ру мно­ги­ми луч­ши­ми частя­ми и мор­ско­го и лес­но­го уло­ва, а так­же боги­ню Дин­тин­ну…»30.

Нако­нец, из пли­ты, най­ден­ной на Таман­ском полу­ост­ро­ве, мы узна­ем, что «Ксе­но­мид, сын Посия, посвя­тил храм Арте­ми­де Агро­те­ре при Пери­са­де, сыне Лев­ко­на, архон­те Бос­по­ра и Фео­до­сии и царе син­дов, торе­тов и дан­да­ри­ев»31. Ста­ни­ца Ахта­ни­зов­ская, где была най­де­на эта пли­та, рас­по­ло­же­на на самом бере­гу моря, и вполне веро­ят­но, что тамош­ние гре­ки и мест­ное насе­ле­ние, более или менее элли­ни­зи­ро­ван­ное, с.37 зани­мав­ше­е­ся здесь рыбо­лов­ст­вом, почи­та­ло Агро­те­ру как покро­ви­тель­ни­цу рыб­ной лов­ли.

Есте­ствен­но, мате­ри­ал При­чер­но­мо­рья мень­ше все­го под­хо­дит для рас­кры­тия при­ро­ды гре­че­ских куль­тов: мы ред­ко обна­ру­жи­ва­ем их там в чистом виде. Но мы хоро­шо зна­ем, что для Афин V, IV веков рыбо­лов­ство пред­став­ля­ло собой один из основ­ных источ­ни­ков добы­ва­ния про­пи­та­ния, в отли­чие от охоты, кото­рая была лишь видом спор­та афин­ской ари­сто­кра­тии, а рай­он ста­ни­цы Ахта­ни­зов­ской был одним из цен­тров, откуда рыба экс­пор­ти­ро­ва­лась в Гре­цию.

Итак, все выше­при­веден­ные тек­сты свиде­тель­ст­ву­ют о свя­зи Арте­ми­ды Агро­те­ры с рыб­ной лов­лей.

Теперь вер­нем­ся к «Всад­ни­кам» Ари­сто­фа­на и попы­та­ем­ся выяс­нить, как и чем свя­за­ны «три­хиды» и «Арте­ми­да Агро­те­ра».

Кол­бас­ник, при­дя с Сове­та, рас­ска­зы­ва­ет о сло­вес­ном поедин­ке с Кожев­ни­ком, где каж­дый вно­сил пред­ло­же­ния, стре­мясь скло­нить Совет на свою сто­ро­ну. Аго­ра­крит посо­ве­то­вал заре­зать Агро­те­ре тыся­чу коз, если три­хиды будут сот­ня­ми про­да­вать­ся по одно­му обо­лу. Тыся­ча — это явное пре­уве­ли­че­ние ради шут­ки — боль­ше в два раза, чем за помощь при Мара­фоне, ведь Арте­ми­де по обе­ту, дан­но­му ей при Мара­фоне, жерт­во­ва­ли по пять­сот коз. Теперь понят­но, поче­му имен­но Агро­те­ре обе­ща­ет тыся­чу коз Кол­бас­ник — она ответ­ст­вен­на за рыб­ную лов­лю. Если она явля­ет­ся боги­ней и покро­ви­тель­ни­цей рыбо­лов­ства, зна­чит она может спо­соб­ст­во­вать удач­но­му лову, сле­до­ва­тель­но, сде­лать три­хид деше­вы­ми на рын­ке зна­чит обла­го­де­тель­ст­во­вать этим афин­ских бед­ня­ков.

Таким обра­зом, нами были рас­смот­ре­ны два аспек­та куль­та Арте­ми­ды Агро­те­ры. Это — обще­ст­вен­ный государ­ст­вен­ный культ воен­ной боги­ни, свя­зан­ный с древним празд­не­ством 6-го боэд­ро­ми­о­на и рас­ши­рен­ный в свя­зи с обе­том, дан­ным ей при Мара­фоне, про­сле­жи­ваю­щий­ся до I в. н. э. И культ боги­ни, покро­ви­тель­ни­цы рыб­ной лов­ли, где наряду с обще­ст­вен­ным харак­те­ром куль­та мог иметь место и част­ный культ.

ПРИМЕЧАНИЯ


  • 1Nilsson M. P. Ge­schich­te der grie­chi­schen Re­li­gion. I. Mün­chen, 1967, S. 307.
  • 2Chrys­san­thos Chris­tou A. Pot­nia The­ron. Eine Un­ter­su­hung über Ursprung, Erschei­nungsfor­men und Wandlun­gen der Ges­talt einer Got­theit. Thes­sa­lo­ni­ki, 1968, S. 15.
  • 3Hom., Il., XXI, 470.
  • 4Hom., Il., XII, 146; XXI, 486; VI, 133; XI, 611.
  • 5Xen., Anab., III, 2, 11; Plut., De mal. He­rod., 862a—e; Aris­tot., At­hen. Pol., LVIII, 1; Ael., Var. Hist., II, 25; Po­lux., VIII, 91; Schol. Arist. Equit. 660.
  • 6Xen., Hel­len., IV, 2, 20.
  • 7Schol. Arist. Equit. 660.
  • 8Xen., Anab., III, 2, 11.
  • 9Ham­mond N. G. L. The Cam­paign and the battle of Ma­ra­thon. The Jour­nal of Hel­le­nic Stu­dies. LXXXVIII, 1968, p. 40—41; Ma­can R. W. He­ro­do­tus, Books IV—VI, vol. II. Ox­ford, 1895, p. 161—164; Кур­ци­ус Эд. Исто­рия Гре­ции. II. М., 1883, с. 19.
  • 10IG, II—III2, 1006; 1008; 1011; 1028; 1029; 1040; 1299.
  • 11Plut., De mal. He­rod., 862a.
  • 12Над­пи­си IG, II—III2, 1006; 1008; 1011 отно­сят­ся к годам 129/8—103/2. Над­пи­си IG, II—III2, 1028—1029 — к 102/1—31/30. Над­пись IG, II—III2, 1040 — нача­ла или середи­ны I в. до н. э.
  • 13Кре­пость Фила полу­чи­ла назва­ние от дема, кото­рый древ­нее ее. Кре­пость рас­по­ло­же­на по доро­ге из Афин в Фивы. По дан­ным архео­ло­гии, кре­пость воз­ник­ла в IV в. до н. э. Меж­ду 294 и 283 года­ми, как выте­ка­ет из содер­жа­ния дан­ной над­пи­си, в кре­по­сти сто­ял гар­ни­зон. Начи­ная со II в. до н. э. архео­ло­ги­че­ских дан­ных или свиде­тельств источ­ни­ков о кре­по­сти Фила боль­ше нет (Wies­ner Z. Pau­ly-Wis­sowa. Real-En­zyc­lo­pä­die, 39. Stuttgart, 1941, Sp. 1011—1013).
  • 14IG, II—III2, 1299. «Агро­те­ре» в гре­че­ском тек­сте соот­вет­ст­ву­ет Ἀρτέ­μιδι τῇ [Ἀγρο­τέρα]ι. Над­пись вос­ста­нов­ле­на по ана­ло­гии с дру­ги­ми эфе­би­че­ски­ми над­пи­ся­ми 1006, 1008, 1011, 1028, 1029.
  • 15Meyer Ed. Forschun­gen zur Al­ten Ge­schich­te II. Hal­le, 1899, S. 90.
  • 16IG, I2, 310118; IG, I2, 310220; IG, I2, 324.
  • 17Meyer Ed., Op. cit., S. 90.
  • 18IG, I2, 310220.
  • 19Kirchhoff. Be­mer­kun­gen zu den Ur­kun­den der Schatzmeis­ter der an­de­ren Göt­ter. — Phi­lo­lo­gi­sche und his­to­ri­sche Ab­hand­lun­gen der Aka­de­mie der Wis­sen­schaf­ten zu Ber­lin. 1864, S. 30.
  • 20Lang M. and Me­ritt B. A text of the lo­gis­tal inscrip­tion. — The clas­si­cal quar­ter­ly. 1968, 18, p. 84—95.
  • 21Thompson E. No­tes on At­he­nian Fi­nan­ce. — Clas­si­ca et me­diae­va­lia. 1968, vol. XXVIII, fasc. 1—2, p. 216—240.
  • 22Chris­tou A. Pot­nia The­ron. Eine Un­ter­su­chung über Ursprung Erschei­nungsfor­men und Wandlun­gen der Ges­talt einer Got­theit. Thes­sa­lo­ni­ki, 1968, S. 15.
  • 23Nilsson M. P. Ge­schich­te der grie­chi­schen Re­li­gion. I. Mün­chen, 1955, Taf. 30(3).
  • 24А. Хри­сту в сво­ей рабо­те ссы­ла­ет­ся на кни­гу Con­te­nau G. Ma­nuel d’ar­cheo­lo­gie orien­ta­le. II. Pa­ris, 1952, 681. Abb. 472.
  • 25Arist., Equi­tes, 660.
  • 26Aris­tho­pha­nes. Co­moe­diae. I. Ed. Th. Bergk. Lip­siae, 1877; Aris­to­pha­nes. Scho­lia grae­ca in Aris­to­pha­nem. Ed. Düb­ner. Jaris, 1842; Aris­to­pha­nes Co­moe­diae Ed. Rib­beck. B., 1867; Aus­gewählte Ko­mö­dien des Aris­to­pha­nes. Hrsg. v. Kock. I. B., 1862 и др.
  • 27Апол­ло­нид — автор 31 эпи­грам­мы. Жил в I в. н. э. Родом, веро­ят­но, из Анфедо­на (Reit­zenstein R. Pau­ly-Wis­sowa II. Stuttgart, 1896, Sp. 119—120).
  • 28An­tho­lo­gia Pa­la­ti­na, VI, 105 (Apol­lo­ni­des).
  • 29Eze­chie­lis. Span­he­mii in Cal­li­ma­chi hym­nos ob­ser­va­tio­nes. Ultrajec­ti, 1697.
  • 30Plut., De sol­lert. ani­mal., 965 C—D.
  • 31CIRB — Кор­пус Бос­пор­ских над­пи­сей. М.; Л., «Нау­ка», 1965, № 1014.
  • ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА
    1303242327 1303312492 1335108979 1345937138 1345937767 1345938886