Культ Артемиды Агротеры в Аттике
с.31 Культы Аттики известны своими древними корнями, уходящими в крито-микенские времена. Большинство греческих божеств, унаследовавших черты этого времени, не восходят прямо к минойским божествам, но восприняли некоторые их черты1. По сложившемуся в науке мнению, к таким божествам относится и греческая богиня Артемида (одной из ипостасей которой является Агротера), унаследовавшая ряд черт минойско-микенской богини πότνια θηρῶν — «владычицы зверей»2.
с.32 Впервые Артемида наделяется эпитетом ἀγροτέρα в «Илиаде»3, эпитетом, применяемым по отношению к диким зверям, живущим на воле4. Под таким именем она почиталась в Аттике, Мегаре, Олимпии, Лаконике, Боспорском царстве и других местах.
У других греческих авторов Артемида Агротера выступает как военная богиня5. Спартанцы, например, перед вступлением в битву приносили ей в жертву коз6.
Жертвоприношение в Аттике имело особое значение. В схолиях к Аристофану мы читаем: «Ведь афиняне особенно почитают Артемиду Агротеру и поклоняются ей. Иначе. Из истории. Рассказывается, что полемарх Каллимах дал обет пожертвовать Артемиде столько коров, сколько варваров он убьет при Марафоне. А после того, как многие были убиты, не будучи в состоянии пожертвовать столько коров, пожертвовал коз»7.
Об этом же свидетельствует Ксенофонт: «Ведь когда персы и с ними многочисленное войско пришли, чтобы уничтожить Афины, афиняне, осмелившись противостоять им, победили. И дав обет принести в жертву Артемиде столько коз, сколько они убьют врагов, когда оказались не в состоянии найти достаточное количество, решили ежегодно жертвовать по пятьсот, и еще и теперь жертвуют»8.
Вопросы о связи культа Артемиды Агротеры с Марафонским сражением, о времени битвы и о том, кто именно дал обет, весьма спорны9. Но нужно учесть, что с древнейших времён шестого боэдромиона справлялось празднество, посвященное Артемиде Агротере. Можно предположить, что от имени государства за несколько дней до Марафонского сражения или в день сражения был дан обет о принесении жертв Агротере в случае победы, а после того, как победа была одержана, жертвоприношение было приурочено к древнему с.33 празднеству в честь богини, а затем стало совершаться ежегодно. Государственный культ, установленный в V в. до н. э., сохранялся и в период македонского владычества и при господстве римлян. Об этом свидетельствуют эпиграфические источники10 и Плутарх, до времен которого сохранились благодарственные празднества в честь Артемиды Агротеры. Полемизируя с Геродотом в форме прямого обращения к нему, Плутарх говорит: «Обещая описывать историю Эллады…, проявив пристрастие особо к Афинам, ты все же не рассказал и о процессии в Агры, которую еще и теперь посылают к Гекате, празднуя благодарственные празднества в честь победы»11. Здесь Плутарх называет Артемиду Агротеру Гекатой, в образе которой имелись черты, близкие Артемиде и с которой Геката нередко смешивалась.
Среди эпиграфических источников можно назвать ряд так называемых «эфебических надписей», поздних по времени12 и стереотипных по содержанию, в которых упоминается о процессии эфебов в честь Артемиды Агротеры и о принесении ей жертвы на общественном алтаре в связи с обетом, данным ей при Марафоне.
Празднества, жертвоприношения и процессии в честь богини известны не только в Афинах. Декрет воинов и наемников в честь стратега Аристофана и других упоминает о празднестве Артемиды Агротеры в крепости Фила13: «Провозгласить о награждении венком и воздвижении статуи в Филе, когда будет совершаться жертвоприношение Артемиде (Агротере)…»14.
Другой род эпиграфических документов, связанных с культом богини, — это передаточные ведомости казначеев «прочих с.34 богов». Эти надписи относят к годам 430/42915. До нас дошли 3 документа этого типа, где среди имен «прочих богов» упоминается имя Артемиды Агротеры16.
Известно, что в Афинах существовала коллегия из десяти казначеев священных денег и предметов Афины. Коллегия учитывала суммы, выданные взаймы из наличных денег богини, находившихся во внутренней части храма, служившей государственным казнохранилищем, для государственных целей, или о передаче ценных предметов, хранившихся в трех кладовых на Акрополе.
Храмовые сокровища «прочих богов», которые первоначально хранились в храмах этих богов, были позднее тоже перенесены на Акрополь и помещены во внутренней части храма Афины, и по аналогии с казначеями Афины было учреждено центральное ведомство казначеев «прочих богов». В их обязанности входило ведение счетов от Панафиней до Панафиней, т. е. в течение четырех лет, и составление отчета и инвентарных описей. Такое ведомство, как предположил Эд. Мейер17, возникло в 434/3 (ol. 86, 3). Возможно, что ведомство казначеев «прочих богов» было создано по так называемому «Первому декрету Каллия», но декрет не сохранился полностью и поэтому дата его и вопрос о времени возникновения ведомства (до или после появления декрета) оспаривается.
Документ логистов18 упоминает поступление в [Δ]εκάτεν ἀνδραπόδων, которое Кирхгофф19 понимает как десятую часть выручки от продажи военнопленных — часть, причитающуюся Агротере.
Единственное, что можно извлечь из плохо сохранившегося фрагмента IG, I2, 310118 — это то, что займы из денег Артемиды Агротеры были сделаны в кизикских, эгинских и керкирских статерах.
Интересна надпись IG, I2, 324. Надпись восстановлена в статье М. Ланг и Б. Меритта20, интерпретирована она в статье с.35 Е. Томпсона21. Из надписи видно, что из данных денег «прочих богов» были сделаны два займа (строки 54—
За четыре года (426/5—
Таким образом, 20 талантов — это одна из бо́льших сумм в этой таблице, а большие займы говорят, разумеется, о размере денежных сумм храма и о значительном месте Артемиды Агротеры среди «прочих богов».
До сих пор речь шла о военном характере богини. Но у Аристофана, Плутарха, в эпиграмме Аполлонида и в других источниках мы встречаем следы черт, унаследованных Агротерой от ее предшественницы πότνια θηρῶν. В недавно опубликованной работе Христу указывается на несколько изображений «владычицы зверей» с рыбами22. Так, на беотийской вазе геометрического стиля «владычица зверей» изображена в окружении животных и птиц, а в ее одежду врисована рыба23. Сюда же относится фрагмент с двумя женскими фигурами, держащими сосуд, из которого вытекает вода с рыбами24.
с.36 Рассматривая следы этого образа в представлениях об Артемиде Агротере, начнем с одного места из комедии Аристофана «Всадники». Агоракрит рассказывает о своем предложении афинскому Совету: «Опять Совет склонился к нему. Я же, когда увидел, что побежден навозом, обогнал его двумястами коров и посоветовал дать обет Агротере насчет тысячи коз назавтра, если сто трихид будут стоить один обол»25. Возникает догадка, нет ли здесь существенной связи между «Агротерой» и «трихидами», почему Агоракрит предлагает коз, почему именно тысячу? Схолии к Аристофану и современные издатели на этом вопросе не останавливаются26.
Но в одной из эпиграмм Аполлонида27 Артемида имеет прямое отношение к рыбам: «Триглу с раскаленного угля и фикиду тебе, хранительница вод, Артемида, приношу в дар я, Менис-рыболов, — и вино, налив до краев и раскрошив сухой кусок хлеба, — приношение бедняка, за которое ты давай мне всегда полные сети улова; в твоих руках все сети, блаженная»28.
В комментарии к стиху 39 гимна к Артемиде Каллимаха еще Шпанхейм говорил о ней как о богине, покровительнице рыболовства, ссылаясь на Плутарха29. И в самом деле, мы находим у Плутарха такое упоминание Агротеры: «…наш сверстник Оптат почтил Агротеру многими лучшими частями и морского и лесного улова, а также богиню Динтинну…»30.
Наконец, из плиты, найденной на Таманском полуострове, мы узнаем, что «Ксеномид, сын Посия, посвятил храм Артемиде Агротере при Перисаде, сыне Левкона, архонте Боспора и Феодосии и царе синдов, торетов и дандариев»31. Станица Ахтанизовская, где была найдена эта плита, расположена на самом берегу моря, и вполне вероятно, что тамошние греки и местное население, более или менее эллинизированное, с.37 занимавшееся здесь рыболовством, почитало Агротеру как покровительницу рыбной ловли.
Естественно, материал Причерноморья меньше всего подходит для раскрытия природы греческих культов: мы редко обнаруживаем их там в чистом виде. Но мы хорошо знаем, что для Афин V, IV веков рыболовство представляло собой один из основных источников добывания пропитания, в отличие от охоты, которая была лишь видом спорта афинской аристократии, а район станицы Ахтанизовской был одним из центров, откуда рыба экспортировалась в Грецию.
Итак, все вышеприведенные тексты свидетельствуют о связи Артемиды Агротеры с рыбной ловлей.
Теперь вернемся к «Всадникам» Аристофана и попытаемся выяснить, как и чем связаны «трихиды» и «Артемида Агротера».
Колбасник, придя с Совета, рассказывает о словесном поединке с Кожевником, где каждый вносил предложения, стремясь склонить Совет на свою сторону. Агоракрит посоветовал зарезать Агротере тысячу коз, если трихиды будут сотнями продаваться по одному оболу. Тысяча — это явное преувеличение ради шутки — больше в два раза, чем за помощь при Марафоне, ведь Артемиде по обету, данному ей при Марафоне, жертвовали по пятьсот коз. Теперь понятно, почему именно Агротере обещает тысячу коз Колбасник — она ответственна за рыбную ловлю. Если она является богиней и покровительницей рыболовства, значит она может способствовать удачному лову, следовательно, сделать трихид дешевыми на рынке значит облагодетельствовать этим афинских бедняков.
Таким образом, нами были рассмотрены два аспекта культа Артемиды Агротеры. Это — общественный государственный культ военной богини, связанный с древним празднеством
ПРИМЕЧАНИЯ