с.118 В 1992 г. вышла в свет статья
Эти наблюдения представляются чрезвычайно интересными и плодотворными, и было бы, как мне кажется, небесполезно продолжить анализ в заданном
Следующий персонаж — Метелл, представленный Саллюстием вначале как «человек безупречной репутации»6. Любопытно, что он, как и Югурта, также не произносит речей, да и вообще какие бы то ни было высказывания в его устах редкость, тем более что таковые носят «технический» характер — разговоры с нумидийскими послами, которых он склоняет к измене, ответы Югурте и т. п. (45. 4; 47. 4; 62. 5; 83. 1 etc.). Лишь две из них представляют интерес — послание Бокху и ответ Марию. Первому он с.120 советует не поддерживать Югурту, предупреждая, что лучше мир и дружба с Римом, чем война, что развязать её легко, а когда она кончится — на то воля победителей (т. е., очевидно, тех же римлян) и т. д. (habere tum magnam copiam societatis amicitiaeque coniungundae, quae potior bello esset, et, quamquam opibus suis confideret, tamen non debere incerta pro certis mutare. omne bellum sumi facile, ceterum aegerrume desinere; non in eiusdem potestate initium eius et finem esse etc.) (83. 1). Однако это — стандартный набор фраз, который применялся при переговорах и который мы слышим также из уст Суллы в адрес того же Бокха (см. ниже), поэтому вряд ли он имеет отношение к характеристике Метелла. Куда больше даёт в этом смысле знаменитый ответ Марию, собиравшемуся ехать на выборы в Рим — «не все-де должны желать всего», Марию «не поздно будет добиваться консулата вместе с его [Метелла] сыном» (64. 2—
В отношении Мария мы уже приводили наблюдение
И, наконец, Сулла и Бокх. Первый произносит речь перед вторым, используя штампы римской пропаганды, часть которых мы уже слышали из уст Метелла: делами человеческими правит Фортуна, которая помогает римлянам, а потому лучше им содействовать, а не сопротивляться, дружба с римлянами выгоднее вражды с ними и т. д. Но всё же это нечто большее, чем стандартный набор дипломатических фраз: Сулла готов простить мавретанскому царю его выступление против римлян, сваливая случившееся на судьбу, но в то же время заключает речь напоминанием о мощи римского народа: bello quid valeat, tute scis! (102. 5—
Ответная речь царя передана в форме oratio obliqua. Царь говорит, что лишь защищается от римлян, ибо Марий опустошает ту часть Нумидии, откуда Бокх вытеснил Югурту и которой владеет по праву войны. К тому же сенат отказал ему в дружбе, но он готов отправить послов к Марию (102. 12—
Спустя какое-то время Сулла вновь прибывает к Бокху, и тот произносит перед ним большую речь (на сей раз это oratio recta). Он предлагает Сулле за его дружбу свои услуги, говоря, что не может уступить в щедрости кому бы то ни было и готов выполнить любое требование римлян, если оно достойно его (dignum). Что же до Югурты, то он не позволит ему перейти через пограничную с.122 реку и не будет мешать римлянам воевать с ним (гл. 110).
В ответ Сулла (вновь в форме oratio obliqua) формулирует требования к последнему, обещавшему быть лояльным по отношению римлянам: царь уже побеждён в бою, а потому римляне не обязаны быть ему благодарны за его обещания, но если он совершит нечто, что выгодно римлянам, а именно выдаст Югурту, то заслужит дружбу и союз с ними и получит часть Нумидии, на которую претендует (111. 1).
Как видим, в обоих случаях с помощью oratio recta передаются по преимуществу риторические рассуждения, более же конкретные высказывания — в форме oratio obliqua. Правда, для характеристики персонажей скорее имеют значение как раз именно их лицемерные речи, которые подчёркивают их соответствующие качества13 — соперники в этом смысле стоят друг друга14. Что же касается деловых реплик, то они, в сущности, даже не влияют на действие, ибо о причинах того, почему поминутно меняющий свои решения Бокх всё же решил выдать Югурту, Саллюстий так и не пишет15.
Каков же итог? Мы видим, что персонажи, чьи характеры представлены в более положительном свете, т. е. Югурта и Метелл, не произносят речей от первого лица (исключение — единственная фраза царя о продажном Риме), а их душевные качества обрисовываются либо их действиями, либо oratio obliqua. Иная ситуация с Марием, Суллою и Бокхом, в характеристике которых прямая речь играет весьма важную роль. Напрашивается вывод, что Саллюстий таким образом демонстрирует своё отношение к моральному облику персонажей Bellum Iugurthinum. Но не будем торопиться с выводами. Мне бы хотелось обозначить проблему, а решения могут быть и иными.
ПРИМЕЧАНИЯ