Великая греческая колонизация: экономические и политические мотивы (на примере ранней колонизационной деятельности Афин)*
с.20 При интерпретации причин такого сложного, комплексного явления, каким была Великая греческая колонизация VIII—
На практике, однако, обнаруживаем, что понимание феномена порой обеспечивается за счет разного рода упрощающих схем. К числу таковых, в частности, следует отнести чрезвычайно популярную тенденцию обозначать какую-либо исследуемую апойкию как «аграрное» или «торговое» поселение2. В каких-то случаях подобный подход, с.21 возможно, и оказывается корректным, но чаще он способен только внести путаницу. Как будто в так называемых «торговых» колониях не практиковалось сельское хозяйство — основа экономики любого полиса3, — а жители «аграрных» колоний, в свою очередь, не занимались торговлей! Повторим и подчеркнем: только постоянный учет многофакторности и даже многовекторности рассматриваемого процесса может помочь верной, а не превратной реконструкции.
О каких же факторах идет речь? Традиционно акцент делается прежде всего на факторах экономического порядка, которые сами по себе представляют довольно сложный, запутанный комплекс; некоторые элементы этого комплекса даже не всегда осознаются как экономические. Мы бы попытались провести дальнейшую градацию и разделить данную группу факторов на экономико-демографические и экономико-коммерческие.
К первой подгруппе относится пресловутая стенохория, недостаточность территориальных ресурсов хоры многих полисов для элементарного жизнеобеспечения быстро прираставшего в течение архаической эпохи населения4. С этим всё более или менее ясно; ситуация не порождает существенных сложностей. Стенохория как один из «корней» колонизации — факт, подмеченный уже античными авторами, нашедший хорошее отражение в источниках.
Говоря же об экономико-коммерческих факторах, то есть о таких, которые связаны с интересами торговли, уже необходима дальнейшая нюансировка. Торговля в древнегреческих полисах была ориентирована преимущественно на импорт, а не на экспорт5; главной проблемой являлась не проблема сбыта произведенных жителями полиса товаров с целью получения денег, а проблема получения тех товаров или сырья, которые отсутствовали в полисе. Данный момент тесно связан с экономическим идеалом автаркии, в высшей степени свойственным греческому миру. На практике полная автаркия была недостижима практически ни в одном государстве Эллады, особенно учитывая их с.22 малые размеры и скудость природных ресурсов. Чтобы быть автаркичным, полису неизбежно приходилось восполнять имевшиеся недостатки в том или ином продукте; для этого-то и вступали в торговые отношения с соседями либо более отдаленными партнерами. Присутствовал еще и такой компонент (пока не оцененный по достоинству в науке об античности), как престижная экономика; но на этом сюжете мы не можем здесь останавливаться, поскольку это увело бы нас слишком далеко в сторону, он настоятельно требует специального рассмотрения.
В связи с колонизацией из сказанного вытекает, что если колония основывалась при решающем действии экономико-коммерческих факторов, то под этим следует понимать не поиск рынков сбыта (таковые могли возникать, но как вторичное, производное явление), а поиск сырьевых баз, которые в потенциале могли бы работать на снабжение метрополии6, а также стремление утвердиться на торговых путях — с той же целью получать необходимое сырье и/или товары.
От экономических переходим теперь к факторам политического характера. Этим последним в исследовательской литературе далеко не всегда уделяют должное внимание (более того, случается, что их просто игнорируют); однако они, как нам уже неоднократно приходилось писать7, тоже играли далеко не последнюю роль. Необходимо дальнейшее подразделение и этой группы факторов — на внутриполитические и внешнеполитические. Вначале — несколько слов о первых.
Одной из самых рельефных и неотъемлемых реалий внутренней жизни архаических (формирующихся) греческих полисов был постоянный стасис — борьба за власть между различными аристократическими группировками8. Сплошь и рядом перипетии этой борьбы становились непосредственным поводом к выведению колонии. Для «проигравших» зачастую просто не оставалось иного выхода, кроме как покинуть родной полис, иначе их судьба была плачевной: политическая борьба архаической эпохи отличалась крайней жестокостью и с.23 беспощадностью9, ее исходом могло стать даже полное, поголовное истребление побежденных победителями10.
В любом случае, группировка, не сумевшая добиться успеха «у себя дома», всегда имела хорошую возможность — уйти в апойкию и там утверждать свою власть уже беспрепятственно. Лидер такой группировки становился основателем и руководителем нового поселения — ойкистом (ктистом); таким образом он достигал на новом месте того высокого положения, в котором ему было отказано на родине. В роли ойкистов выступали, практически без исключений, знатные аристократы, выходцы из древних родов. После смерти ойкист, как правило, героизировался, то есть причислялся к существам сверхчеловеческого порядка; его могила, находившаяся обычно на агоре, становилась объектом религиозного почитания11.
Безусловно, односторонний акцент на вышеописанном политическом факторе колонизации тоже был бы неоправданным, как и любая крайность. Для того, чтобы колонизационное мероприятие осуществилось, была необходима либо совокупность не только политических, но и экономических предпосылок (группировка политиков-аристократов могла, естественно, основать жизнеспособную колонию только в том случае, если ее сопровождала достаточно значительная в количественном отношении группа рядовых граждан, по той или иной причине заинтересованных в переселении), либо ситуация должна была быть крайне острой, просто не оставлявшей для какой-то части населения реальной возможности остаться на родине (например, если в ходе стасиса одна группировка полностью побеждала и поголовно изгоняла другую, что случалось все-таки далеко не всегда). Сделанная здесь оговорка была необходима, но в целом следует отметить, что в историографии скорее наблюдается не переоценка, а, напротив, недооценка политического фактора, так что к выявлению его истинной (по нашему мнению, весьма значительной) роли еще предстоит идти.
В связи со сказанным, наверное, не лишним будет напомнить, что не нужно видеть в каждой колонизационной акции обязательно централизованное, организованное полисными властями мероприятие. Нередко следует вести речь о частной инициативе кого-либо из аристократических лидеров12, который рекрутировал будущих апойков, с.24 очевидно, из числа своих политических приверженцев и отправлялся с ними в колонизационную экспедицию. Как раз в истории ранней афинской колонизации, о которой подробнее будет говориться ниже, есть несколько случаев, которые должны быть однозначно трактованы именно в таком духе.
На внутриполитическую борьбу, приводившую к основанию колоний, часто оказывала решающее влияние внешнеполитическая ситуация (внешнеполитические и внутриполитические дела вообще постоянно переплетались в реальной действительности эпохи). В другой работе мы указали несколько примеров подобного рода, а один из них — колонизационную активность Гераклеи Понтийской в
Внешнеполитические факторы колонизации могли действовать и независимо от внутренней междоусобной борьбы, в отсутствие последней. Так, ряд колоний, выведенных при тиранах, был основан не только и не столько в экономических (торговых и проч.) целях, а скорее из чисто политических амбиций — для улучшения геостратегического положения, в конце концов, ради укрепления мощи и престижа тирана и его города.
Упомянув о престиже, мы органично выходим на еще одну группу факторов колонизационного движения. Эти факторы, которые можно определить как ментально-идеологические, в исследовательской литературе находятся уже в полном небрежении, на них обычно просто не обращают внимания. Это, судя по всему, связано с общей и давней тенденцией преуменьшать значение всего, что связано со сферой сознания, менталитета, идей. А по нашему глубокому убеждению, идеи вполне могут править миром, особенно на переломных этапах истории, — а именно таковым была, несомненно, архаическая эпоха, в которую осуществлялась Великая колонизация.
Какие важнейшие факторы ментального порядка следует перечислить? В науке нашел широкое признание совершенно правомерный тезис об агональном характере древнегреческого социума. Причем в период архаики этот агональный дух был как раз особенно силен. Полисы, — во всяком случае, те, которые развивались достаточно быстрыми темпами, — включились в интенсивное соревнование с.25 друг с другом буквально на всех поприщах общественной жизни. Создается впечатление, что это была самая настоящая «борьба за первенство», стремление не отстать от других. Начинают в каких-либо полисах создаваться первые своды письменных законов — и тут же эстафету подхватывают другие города, тоже назначающие своих законодателей, а то и переманивающие их от соседей. Появляются такие вещи, как фаланга, чеканная монета и т. п., — и тут же начинают победное шествие по греческому миру, новые и новые полисы перенимают эти новшества. Даже тирания, подобно какой-то эпидемии или пожару, быстро переметывалась из одного эллинского государства в другое.
Та же состязательность не могла не действовать и в сфере колонизационной активности. Собственно, тут не нужно каких-то априорных домыслов: на материале источников это можно наблюдать невооруженным взглядом. «Пионерами» Великой греческой колонизации, стоявшими у ее истоков, были эвбейцы14. В эпоху ранней архаики города Эвбеи — рано погибший Лелант (Левканди)15, а затем унаследовавшие его достижения Эретрия и Халкида — находились во главе развития всего греческого мира, являлись первейшими греческими экономическими, политическими, культурными центрами, не имевшими себе равных. Эвбейцы в
Аналогичная картина — и на северо-восточном направлении, в зоне Черноморских проливов. Безусловно, здесь первенствовал в основании апойкий Милет16. Однако наряду с милетскими в регионе активно появлялись лесбосские, самосские, мегарские колонии. А как активно, едва ли не отталкивая друг друга, греческие полисы устремились в египетский Навкратис, где, впрочем, в связи с.26 с особыми условиями, продиктованными фараонами, им приходилось не только соперничать, но и сотрудничать…17
Отметим еще один фактор ментального порядка. В
Говоря о ментальных факторах колонизации, невозможно не упомянуть и о влиянии Дельфийского оракула20. Тут мы выходим на проблему сложную, многократно дискутировавшуюся и пока не получившую однозначного разрешения. Насколько можно судить, это связано, помимо прочего, с тем, что не всегда эта проблема «Дельфы и колонизация» рассматривается под правильным углом зрения, в корректном историческом контексте. Преимущественно роль оракула в колонизационном движении признается в лучшем случае служебной: государства, выступавшие инициаторами выведения колоний, обращались к дельфийским жрецам как к своего рода «экспертам», а те, обладая разветвленной «агентурой» и владея большим количеством релевантной информации, давали соответствующие рекомендации.
с.27 Здесь, как нам представляется, имеет место модернизация мировоззрения людей ранней античности: не учитывается, что их сознание было еще всецело религиозным, чуждым какого-либо скептицизма в этой области21. Авторитет великих оракулов был безусловным. Не то чтобы хитроумные греки, уже приняв решение о проведении колонизационной акции, отправляли посольство в Дельфы лишь для получения подобающей религиозной санкции, то есть, в сущности, из чисто прагматических побуждений. Нет, случалось, что повеление, данное устами пифии, оказывалось для них самих неожиданным, — но при этом подлежало беспрекословному выполнению.
Хорошей иллюстрацией подобного положения дел может служить подробный, опирающийся на достоверную традицию рассказ Геродота (IV. 150 sqq.) об основании Кирены выходцами с острова Фера. Этот рассказ заслуживает того, чтобы его ключевые моменты были здесь процитированы: «…Когда царь ферейцев Гринн стал вопрошать оракул о различных делах, Пифия повелела основать город в Ливии… По возвращении на родину царь и его спутники пренебрегли изречением оракула: они не знали, где находится Ливия, и не решились наудачу отправить поселенцев. После этого бог семь лет не посылал дождя на Феру, и на острове засохли все деревья, кроме одного. Тогда ферейцы вопросили об этом оракул, и Пифия вновь повелела выслать колонию в Ливию… Ферейцы решили отправить туда по жребию от всех семи общин на острове по одному из двух братьев, а предводителем и царем избрали Батта. Затем они отправили на Платею (остров у берегов Ливии —
Нельзя не обратить внимания на некоторые характерные нюансы. Изначально жители Феры вовсе не намеревались основывать колонию, что и не удивительно: гражданский коллектив острова был очень невелик, ощущался скорее недостаток, чем избыток людей. Инициатором выведения колонистов в Африку выступил всецело Дельфийский оракул, который фактически принудил к этому ферейцев вопреки их воле. Последним мероприятие далось с большим трудом: несмотря на то, что при наборе апойков были приняты экстраординарные меры, близкие к военной мобилизации (во всех семьях, где имелись два брата, один из них обязательно должен был покинуть родину), едва-едва удалось отправить около 200 человек22. Но воле божества нельзя было прекословить!
Таково сложное переплетение факторов, влиявших на проведение Великой греческой колонизации. Естественно, в различных полисах и регионах соотношение этих факторов было не одинаковым по силе воздействия. Могло получаться так, что политические и идеологические предпосылки колонизационной активности были уже налицо, а экономические еще не назрели, или наоборот. В каждом конкретном с.28 случае неповторимое сочетание факторов давало свою картину. Мы считаем (хотя, безусловно, отнюдь не настаиваем на собственной точке зрения как единственно истинной), что учет всего этого — необходимое условие для целостной и связной реконструкции колонизации, позволяющее уйти от упрощающей альтернативы «аграрная колония — торговая колония».
Попытаемся проиллюстрировать такой подход на конкретном примере — ранней афинской колонизации23. При этом, несомненно, следует учитывать, что колонизационная деятельность Афин не может быть признана типичной. Афины и в подавляющем большинстве других отношений были, так сказать, полисом-исключением. Не укладываются в нормальные для греческого мира рамки и афинские колонии. Но в исследовании подобного рода нетипичных явлений тоже есть свой смысл: возможно, исключение поможет лучше понять норму.
В чем конкретно заключается специфика афинского варианта колонизации? Прежде всего в том, что уже с весьма раннего времени афиняне практиковали выведение колоний принципиально нового типа, а именно клерухий24. Их отличие от традиционных колоний, апойкий, заключалось в том, что клерухия не становилась независимым полисом, ее жители не приобретали нового гражданства, а сохраняли афинское. Иными словами, клерухии были как бы заморскими «отростками» афинского государства. Почему афиняне избрали именно такую практику? Возможно, дальнейшее рассмотрение фактов позволит сделать какие-то наметки к решению этого вопроса. В любом случае нужно учитывать, что колонизационная деятельность афинян никогда не ограничивалась только клерухиями; создавали они и обычные апойкии25.
с.29 Клерухии ассоциируются обычно с Афинской архэ. И действительно, именно в период Пентеконтаэтии их россыпь покрыла Эгеиду и вышла даже за ее пределы. Но афинские клерухии появлялись и раньше; именно на этих ранних поселениях мы остановимся в рамках данной статьи.
Еще одной специфически афинской чертой является то, что этот полис весьма поздно включился в Великую колонизацию, — в сущности, тогда, когда многие другие видные греческие центры уже завершили свою колонизационную деятельность. Каковы причины этого? Сразу напрашивается ответ в экономическом русле: никто не сомневается в том, что одной из важнейших предпосылок колонизации была стенохория, а от нее-то как раз архаические Афины не страдали. Обладая огромной по греческим меркам хорой, они в то время — даже несмотря на довольно крупное население — испытывали недостаток не в земле, а наоборот — в рабочих руках, необходимых для обработки этой земли26. Понятно, что оттоку населения это никоим образом не способствовало.
Сказанное представляется верным. Но в таком случае встает вопрос: почему же архаические Афины вообще включились в колонизацию (а ведь когда они сделали это, их участие в основании колоний было не таким уж и малозначимым)? Ведь от стенохории афинский полис, в общем-то, не страдал и тогда. Очевидно, роль данного фактора (в начале статьи мы обозначили его как экономико-демографический) для ранней колонизационной активности афинян была минимальной, можно сказать, близкой к нулевой. Таким образом, уже первые, пока еще обобщенные и неконкретизированные, наблюдения над феноменом, позволяют высказать определенные концептуальные соображения. Нельзя ли в таком случае предположить для афинской колонизации достаточно видную роль политических факторов? Это должен прояснить анализ фактического материала, содержащегося в источниках.
Самая ранняя колонизационная экспедиция афинян27 была направлена в северо-восточный «угол» Эгейского моря, в то место, где начинаются Черноморские проливы. Афинская колония была с.30 основана в Сигее — в Троаде, у входа в Геллеспонт. И интерес к этому региону, обладавшему в античности (как и позже) огромным стратегическим значением, уже сам по себе знаменателен.
Древнейший автор, пишущий о колонии афинян в Сигее, — Геродот. Он сообщает (V. 94—
Геродот на протяжении своего труда еще несколько раз упоминает о Сигее и афинском поселении в нем (IV. 38; V. 65; V. 91)29 — в различных контекстах, чаще всего в связи с повторной колонизацией этого места Писистратидами. Местами «отец истории» выражается не вполне ясно, что может вести к хронологическим затруднениям в вопросе о конкретном времени захвата Сигея афинянами. Однако не следует забывать о ссылке Геродота на Алкея. Более аутентичный источник просто трудно представить: лесбосский поэт сам участвовал в афино-митиленских войнах за Сигей. Стало быть, к его времени афиняне уже обосновались в названном городе. А это указывает на конец
Информация, предоставляемая более поздними авторами, подкрепляет этот вывод. Страбон в своей «Географии» подробно описывает Троаду, останавливаясь в том числе и на Сигее. Он говорит (XIII. 599—
Этот интереснейший рассказ во всех деталях совпадает со свидетельством Геродота (у Страбона мы также встречаем и Алкея, и Периандра), а, кроме того, вносит ряд новых немаловажных нюансов, подтверждающих датировку афинской экспедиции в Сигей концом
О событиях, связанных с Питтаком и Фриноном, а также в целом с разбираемой здесь войной между Афинами и Митиленой, упоминает также Диоген Лаэртский (I. 74), повествуя о жизни митиленского мудреца: «…Когда афиняне воевали с митиленянами за область Ахиллеитиду, то Питтак начальствовал над митиленянами, а Фринон, олимпийский победитель-панкратиаст, — над афинянами; Питтак вызвался с ним на поединок и, спрятавши под щитом своим сеть, набросил ее на Фринона, убил его и тем отстоял спорную землю. Однако и после этого (говорит Аполлодор) афиняне с митиленянами тягались за ту землю, а решал тяжбу Периандр, который и отдал ее афинянам» (пер.
Нам представляется несомненным, что в связи с той же экспедицией Фринона следует рассматривать одно несколько испорченное в рукописной традиции место из перипла Псевдо-Скимна (707—
ἑξῆς Ἐλαιοῦς, Ἀττικὴν ἀποικίαν ἔχουσα, ΦΟΡΒΟΩΝ ἣν συνοικίσαι δοκεῖ. |
Указание на то, что апойкия в Элеунте была афинской (аттической), вполне однозначно. А вот вопрос об основателе этой апойкии более темен. Личное имя Φορβοων, упомянутое здесь, не существует и явно представляет собой продукт какого-то искажения переписчиками (к тому же оно еще и не укладывается в метр стиха Псевдо-Скимна). Небезосновательно было предложено считать, что изначально в тексте стояло Φρύνων32. Тогда перевод цитируемого текста будет следующим:
Вот Элеунт; афинская колония Здесь есть, и, говорят, Фринон — ойкист ее33. |
Элеунт по отношению к Сигею находится на противоположном, европейском берегу Геллеспонта, в южной части полуострова Херсонес Фракийский. Страбон (VII. fr. 51; XIII. 596) специально отмечает, что Элеунт (Элеусса) и Сигей расположены напротив друг друга, и расстояние между ними — всего лишь 40 стадиев34.
Основание Фриноном двух афинских поселений, как бы фланкировавших вход в Геллеспонт, со стратегической точки зрения выглядит вполне закономерным; это, кстати, заставляет задуматься о целях всего мероприятия, к чему мы скоро перейдем, но предварительно коснемся еще двух обстоятельств. Во-первых, обратим внимание на то, что интерес афинян к Херсонесу Фракийскому, как выясняется, с.33 возникает не около середины
Второй вопрос, который хотелось бы затронуть, — статус колонизационной экспедиции Фринона и, соответственно, статус основанных им поселений. Нам представляется, что неправомерно видеть здесь акцию, подготовленную и предпринятую афинским полисом. Скорее всего, это была личная, независимая инициатива Фринона. Правда, у Страбона и в «Суде» Фринон обозначен как στρατηγός. Но если мы будем переводить это слово как «стратег» (в смысле должностного лица полиса), то допустим грубый анахронизм36. Коллегия стратегов была учреждена в Афинах лишь в ходе клисфеновских реформ, в конце
Фринон, отправляясь с группой колонистов в Троаду, действовал на свой страх и риск. Перед нами типичнейший случай модели колонизационного мероприятия, порожденного внутриполитическими причинами, межаристократической борьбой за власть и престиж. Фринон был олимпиоником и уже поэтому, не приходится сомневаться, человеком со значительными политическими амбициями37. Насколько можно судить, он активно включился в борьбу за власть. К сожалению, следует отметить, что источники не сохранили сведений о каких-либо конкретных событиях внутренней афинской истории на хронологическом промежутке между законодательством Драконта (621 г. до н. э.) и законодательством Солона (594 г. до н. э.), то есть как раз на интересующем нас здесь периоде. Однако общая характеристика ситуации в данный период, даваемая античными авторами (Arist. Ath. pol. 5. 1—
Одним из участников этого конфликта, безусловно, был и Фринон, но ему не сопутствовала удача. Он желал занять позицию, соответствовавшую его рангу олимпийского победителя, но не преуспел в этом на родине38. Вот тогда-то и возглавил колонизационную экспедицию. с.34 Являясь ее вождем, Фринон должен был стать ойкистом новоосновываемого города; после смерти (и даже, возможно, еще при жизни) ему должны были оказываться героические почести. Подобный статус был во всех отношениях не менее престижен, чем тираническая власть, но при этом, конечно, гораздо более безопасен для афинского полиса39.
Как бы то ни было, на новом месте Фринон нашел свою гибель. Мы видели из источников, что афинская активность в Троаде вызвала ожесточенное сопротивление лесбосцев, рассматривавших этот регион как сферу своих интересов. Остался в памяти потомков поединок двух вождей — Питтака и Фринона, с помощью которого стороны пытались решить исход войны. Кстати, обратим внимание на сам этот чрезвычайно интересный факт единоборства между командующими — прямо-таки в «гомеровском стиле». Он показывает, насколько эпическим по своему духу было еще в то время мировоззрение аристократии.
Однако убийство Питтаком Фринона не привело к завершению афино-митиленского конфликта из-за Сигея. В конце концов, чтобы прекратить затянувшиеся военные действия, пришлось прибегнуть к услугам авторитетного внешнего посредника — коринфского тирана Периандра40. Последний решил вопрос о Сигее в пользу афинян, и, с.35 видимо, при жизни этого могущественного правителя принятое им решение соблюдалось. Но после свержения коринфской тирании митиленяне на каком-то этапе (точную дату установить не представляется возможным41) вновь вырвали спорный город из рук своих противников. Афинянам удалось в очередной раз овладеть Сигеем уже при Писистрате, как считается, около 530 г. до н. э.42. К своему сигейскому владению тиран относился с большим вниманием, оно, судя по всему, было у него на особом положении: наместником туда Писистрат послал одного из своих младших сыновей — Гегесистрата (Hdt. V. 94). Впоследствии, когда Гиппий, преемник Писистрата у власти в Афинах, был в 510 г. до н. э. свергнут и изгнан из полиса, он нашел себе убежище именно в Сигее (Hdt. V. 65; V. 91)43.
При Писистратидах удержание Сигея явно было компонентом целостной и широкой внешнеполитической линии, направленной на контроль над Северной Эгеидой и Черноморскими проливами. Что можно сказать в данной связи о первой афинской колонизации Сигея в конце
Суждение исследователя представляется справедливым, если вести речь об афинском полисе в целом. Однако не забудем, что колонизация Сигея была частной инициативой Фринона, которого в тот с.36 момент больше волновали не общеафинские дела, а свое собственное положение. В свете того, что он обосновался у входа в Геллеспонт на обоих берегах — не только в Сигее, но и в Элеунте, — ответ на вопрос может быть только один: контроль над проливами просто не мог не входить в его планы.
Мы возвращаемся к проблеме целей первой сигейской экспедиции. Рассматривая эту проблему, необходимо помнить еще и о том, что колонисты были направлены не в какой-либо удаленный и слабо заселенный регион. Скорее напротив: Троада и в целом берега Геллеспонта к тому времени были уже густо усеяны греческими колониями, в подавляющем большинстве лесбосскими, поскольку выходцы с крупнейшего эолийского острова проявляли особую активность в освоении этих территорий45. В результате афинянам приходилось готовиться к тому, что, пытаясь обосноваться в Сигее, они отнюдь не будут дружески приняты, а натолкнутся на ожесточенное сопротивление, как и получилось: лесбосцы всеми силами пытались изгнать незваных гостей.
Коль скоро Фринон, несмотря на все это, все-таки избрал полем своей деятельности Троаду, значит, у него были на то весомые причины; Сигей был зачем-то нужен афинскому олимпионику и прибывшим с ним колонистам. Зачем? Поднимем прежде всего вопрос о возможности действия экономических факторов. Необходимость оттока «лишнего» населения из Аттики можно исключить сразу же: выше уже отмечалось, что от стенохории Афины архаической эпохи, мягко говоря, не страдали. Торговые интересы? Неизбежно вырисовывается вариант с получением понтийского хлеба, для чего проливы, безусловно, были насущно нужны. Но конец
Выскажем идею, которая, возможно, покажется неожиданной и даже «еретической», но, как представляется автору этих строк, хорошо укладывается в общий контекст архаической эпохи. По нашему мнению, Фринон, осев на обоих берегах Геллеспонта, намеревался попросту заниматься разбоем: грабить минующие пролив корабли и таким образом обогащаться. В каком-то смысле этот мотив, пожалуй, тоже можно назвать «экономическим», но в целом под экономикой мы привыкли понимать что-то иное, а не грабеж — экспроприацию ценностей путем внеэкономического, чисто силового нажима.
с.37 Говоря о побуждениях, которые могли руководить Фриноном, стоит отметить еще один момент чисто ментального порядка. Троада для любого грека, особенно для аристократа, являлась местностью совершенно особого рода: совершенно неотъемлемыми от нее были ассоциации с Троянской войной, с мифологическими героями, с гомеровским эпосом. Достаточно перечитать большую главу Страбона, посвященную этому региону, чтобы увидеть, какой ореол легенд его окутывал, какой интенсивный и разнообразный мифополитический дискурс развертывался вокруг Троады. Так было всегда — не только во времена Страбона, но и во времена Геродота (выше цитировались почерпнутые из его труда аргументы афинян и лесбосцев в споре за Троаду, связанные с мифами о Троянской войне), и раньше. И, между прочим, Сигей занимал на «ментальной карте»48 Троады весьма значимое место. Ведь именно на его территории, согласно преданию, находилась знаменитая «Корабельная стоянка», то есть лагерь ахейцев, осаждавших Трою.
Хотя Афины, казалось бы, находились неблизко от северо-запада Малой Азии, в афинском полисе архаической эпохи, особенно в кругу аристократии сюжеты, связанные с Троянской войной, тоже были весьма актуальны. Дело в том, что эпическая традиция получила в Афинах VII—
Фринон же был человеком, мыслившим вполне эпическими категориями. Достаточно вспомнить в данной связи его поединок с Питтаком, упоминавшийся выше. Допускаем поэтому, что он отправился совершать свои славные подвиги именно в Троаду, помимо прочих причин, из стремления подражать эпическим героям, да и в целом привлеченный «святостью места»51.
с.38 Мы так подробно остановились на афинской колонизации Сигея, поскольку, во-первых, это было хронологически первое проявление колонизационной активности афинян, во-вторых, данный эпизод архаической греческой истории ставил немалое количество интересных проблем, которые необходимо было попытаться решить. Другие мероприятия Афин по выведению колоний будут рассмотрены уже более кратко, но с тех же методологических позиций.
Вторым по времени из этих мероприятий было овладение островом Саламином. О нем существует обширная нарративная традиция, разбирать которую было бы здесь неуместно, и поэтому мы отошлем читателя к более подробному описанию в специальной работе
Статус Саламина под афинским владением может быть без каких-либо сомнений определен как клерухия. Об этом недвусмысленно свидетельствует ценнейший эпиграфический памятник, самый ранний сохранившийся афинский декрет (IG3. 1)53, датирующийся концом
В любом случае, колонизация Саламина была уже не чьей-то частной инициативой, а организованной и спланированной акцией государства. Каковы были мотивы этой акции? В частности, можно ли говорить о действии экономического фактора в том или ином своем проявлении?
Такой мотив, как смягчение земельной проблемы путем выселения в клерухию части населения, приходится отвергнуть. Позже, в классический период, Саламин, конечно, использовался и с этой целью, но не будем автоматически переносить реалии одной эпохи на другую. Повторим еще раз, что солоновские Афины не знали стенохории. Полис, бесспорно, испытывал в то время серьезные социально-экономические проблемы (обострение долгового вопроса, недовольство так называемых гектеморов своим положением), но это были проблемы такого рода, что колонизацией они не решались. Попыткой их решения, во многом успешной, стали сами реформы Солона.
Тогда, может быть, удастся обнаружить роль экономико-коммерческого фактора? Не был ли Саламин захвачен и освоен с целью интенсификации торговой деятельности Афин? Как правило, именно так и считается в исследовательской литературе.
Казалось бы, всё просто, стройно и логично. Однако подчас, когда предлагается очень уж простое решение вопроса, эта простота на деле оказывается ложной. У нас есть целый ряд серьезных возражений против вышеизложенной концепции. Прежде всего, о «беспрепятственном выходе в Эгейское море». Аттика обладала весьма значительной даже по греческим меркам протяженностью береговой линии; Афины, конечно же, имели выход к морю и до овладения Саламином. Пирей во времена, о которых идет речь, еще не был построен, а старой афинской гавани в Фалере Саламин, в общем-то, никак не мешал. с.40 Кроме того, была в Аттике, судя по всему, и еще более старая гавань. Она располагалась на восточном побережье области и была ориентирована на Эвбею; от Афин к ней вел путь.
Далее, о «хлебном пути» в Северное Причерноморье: для рубежа VII—
Наконец, пассаж о крупных землевладельцах, не заинтересованных в овладении выходом в море, и вовсе не убеждает. Во-первых, как уже говорилось, об овладении выходом в море для афинского полиса периода конфликта с Мегарами речь не шла: зачем овладевать тем, что и так в твоем распоряжении? Во-вторых, как могло снизить доходы этих землевладельцев поступление зерна откуда-то извне? Не говоря уже о том, что некорректно применять категории товарно-денежного хозяйства к солоновским Афинам, в которых не было еще даже монеты, ситуация, описанная
К таким издержкам приводит тенденция искать для любого колонизационного мероприятия обязательно в первую очередь экономические причины. Понятно, что если очень долго и упорно искать, в конце концов обязательно что-нибудь найдется. Но не будет ли более плодотворным рассмотреть проблему в ином аспекте?
Зачем Афинам на рубеже VII—
Таким образом, при колонизации Саламина ключевую роль играли, насколько нам представляется, не экономические, а внешнеполитические и военно-стратегические соображения.
Важнейшим колонизационным мероприятием афинян середины
В рамках данной статьи мы, прежде всего, попытаемся решить проблему о мотивах афинской колонизации Херсонеса. Здесь больше всего помогает самое раннее и аутентичное, а также и самое информативное свидетельство о событии, принадлежащее Геродоту (VI. 34—
Таким образом, перед нами вновь типичный пример колонизационной акции, порожденной внутриполитической борьбой. Мильтиад в результате этой борьбы оказался на родине в положении, которое его не удовлетворяло, и «рад был покинуть Афины», как эксплицитно пишет «отец истории». С ним направилась группа других недовольных ситуацией афинян, что позволило организовать полноценную колонизационную экспедицию. Что это были за люди, не сообщается, но не приходится сомневаться в том, что речь идет о членах политической группировки Мильтиада, приверженцах рода Филаидов, к которому принадлежал афинский ойкист Херсонеса. Таким образом, перед нами, как и в случае с Фриноном, не государственное мероприятие, а частная инициатива знатного аристократа, влиятельной личности62.
Сделаем, пожалуй, лишь одну необходимую оговорку. Может быть, не стоит некритично принимать на веру указание Геродота на то, что Мильтиад Старший уехал из Афин, движимый неприязнью к Писистрату. Это указание взято историком из традиции, восходящей к Филаидам, — традиции, которая вполне могла искажать факты. В
Во всяком случае, Писистрату экспедиция Мильтиада на Херсонес Фракийский была только выгодна66. Более того, поколение спустя, около 520 г. до н. э., племянник Мильтиада Старшего — Мильтиад Младший (будущий марафонский победитель) — отправился на Херсонес перенимать власть как прямой эмиссар Гиппия и Гиппарха. Геродот (VI. 39) пишет: «…Писистратиды отправили на Херсонес с триерой захватить верховную власть Мильтиада, сына Кимона (т. е. Мильтиада Младшего —
Около 557—
с.44 Этот пассаж, маловразумительный сам по себе, становится ясным, если трактовать его в контексте предыдущей колонизационной активности афинских аристократов. Когда Писистрат совещался с сыновьями, какие альтернативы предлагались на этом совете? В сущности, было два возможных варианта: стать ойкистом какого-нибудь нового поселения, остаться там навсегда и позабыть об Афинах либо же стремиться к возвращению на родину. Первый путь был путем Фринона и Мильтиада Старшего. Второй путь — впервые в афинской истории — избрал именно Писистрат. После этого, в годы своего изгнания, он основывал апойкии, но не связывал с ними своей дальнейшей жизни (потому-то, кстати, так легко перемещался с места на место). Колонии были для него лишь ступенями к власти в Афинах, источником материальных средств, необходимых для вербовки отряда наемников, с которым он впоследствии вторгся в Аттику.
Соответственно, Писистрат выбирал для колонизации такие местности, откуда можно было получить искомые средства, обосновываясь прежде всего там, где имелись в наличии месторождения ценных металлов — серебра и золота. Вначале он попытал счастья в Фермейском заливе, в Рекеле, освоенном им совместно с союзниками из Эретрии67. Затем более плодотворным оказалось для него пребывание на фракийском побережье Эгеиды, у богатой рудниками горы Пангей, близ устья Стримона. Аристотель продолжает: «Запасшись там деньгами и навербовав наемных солдат, он на одиннадцатом году приехал опять в Эретрию». Оттуда он предпринял успешную акцию по захвату власти в Афинах. А попавшая в его владение область на Стримоне и впоследствии, в бытность тираном, служила для него источником доходов (Hdt. I. 64).
Таким образом, именно в колонизационной деятельности Писистрата, в отличие от первых случаев афинской колонизации, мы впервые со всей четкостью обнаруживаем действие экономических мотивов. Писистрату нужны были прежде всего богатства. Но, подчеркнем сразу, нужны они ему были не как самоцель и не для каких-то коммерческих целей, а для наилучшей реализации своих политических интересов. Иными словами, в данном эпизоде истории Афин экономика присутствует, но все-таки оказывается не определяющей политику, а, напротив, подчиненной ей, как по большей части и бывало в античном греческом мире.
Придя к власти, Писистрат, а впоследствии и его наследники проводили весьма активную внешнюю политику. О новых колониях, основанных в их правление, источники не сообщают, но уже существовавшие поселения афинян использовались максимально интенсивно и эффективно. Только что упоминалось о землях в районе Стримона. Выше шла речь о том, что Писистрат вновь заполучил у митиленян ранее потерянный Сигей на восточном берегу Геллеспонта. А на западном берегу того же пролива продолжала функционировать с.45 крупная колония на Херсонесе Фракийском; Писистратиды прилагали усилия к ее удержанию.
Итак, основным регионом интересов афинского полиса в период тирании была Северная Эгеида и зона Черноморских проливов. Таким образом, в данном отношении наблюдалась преемственность с предшествующей эпохой. Наличие экономического фактора в колонизационной деятельности Афин со времен Писистрата нельзя не признавать. Но, на наш взгляд, конечной целью являлась все-таки политическая: Писистрат и его сыновья старались укреплять собственное могущество и престиж в греческом мире, а это в тот момент означало укрепление могущества и престижа Афин.
Последним в афинской истории колонизационным мероприятием «архаического» типа стал захват Мильтиадом Младшим острова Лемноса. Об этом событии повествует ряд античных авторов (Hdt. VI. 140; Nep. Milt. 2; Diod. X. 19. 6; Zenob. III. 85), и между их рассказами наблюдается расхождение, причем наиболее близкая к истине версия, судя по всему, содержится у Геродота. Сообщается, что Мильтиад изгнал с Лемноса ранее населявших его пеласгов68 и основал на острове поселение афинян. При этом специально подчеркивается та деталь, что он прибыл к Лемносу с Херсонеса Фракийского. Данная деталь играет важную структурообразующую роль во всем эпизоде и, соответственно, должна быть аутентичной. Из сказанного следует, что Мильтиад овладел Лемносом в тот период, когда он жил на Херсонесе. В другом месте69 мы высказали предположение, что это могло произойти в период вынужденного бегства Мильтиада с полуострова: после неудачного похода Дария I на Скифию (около 513 г. до н. э.) перешедшие в наступление скифы вторглись на Херсонес, а Мильтиад ушел в изгнание. Вот тогда-то, как нам представляется, он и перебрался на Лемнос: недалеко расположенный остров мог послужить хорошим плацдармом для возвращения, а если вернуться так и не удалось бы, можно было там и остаться. Опять типичный пример «аристократической колонизации»: в сущности, неважно, где править, лишь бы править70!
Не исключаем, впрочем, что Мильтиад захватил Лемнос еще раньше инцидента со скифами, то есть в самые первые годы своей тирании на Херсонесе Фракийском. Во всяком случае, нам с.46 представляется маловероятным высказанное Б. Айзеком71 мнение, что это произошло в период Ионийского восстания.
Очевидно, примерно тогда же, когда и Лемнос, Мильтиадом Младшим был подчинен близлежащий остров Имброс. Он уже находился в его руках к тому моменту, когда тиран Херсонеса в 493 г. до н. э. под персидским натиском вынужден был бежать в Афины. Геродот (VI. 41) сообщает, что вначале Мильтиад укрылся именно на Имбросе, а уже оттуда прибыл в Аттику.
Впоследствии и Лемнос, и Имброс всегда находились в числе важнейших, ключевых внешних владений афинян. Их колонизация хорошо вписывается в программу афинского закрепления в Северной Эгеиде и на подступах к Черноморским проливам. Помимо всего прочего, эти острова могли служить удобными промежуточными стоянками при плавании от Аттики к Геллеспонту. В связи со сказанным уместен вопрос: не действовал ли и в данном случае Мильтиад как эмиссар Писистратидов? Дать однозначный и категоричный ответ на вопрос не представляется возможным — хотя бы уже потому, что мы не знаем точно, были ли Лемнос и Имброс захвачены до свержения Гиппия в 510 г. до н. э. или позже. Однако в принципе, как нам представляется, такая возможность есть, и она не столь уж незначительна. В источниках, правда, ничего не сообщается о причастности Писистратидов к покорению Лемноса и Имброса, но это вполне объяснимо: впоследствии Филаиды, как уже отмечалось выше, тщательно «затушевывали» большинство таких моментов истории своего рода, которые демонстрировали его связь с тиранами.
Наконец, последний факт, о котором мы вкратце упомянем, имел место уже на самом исходе
Хронологически мы еще в рамках архаической эпохи. Но типологически — перед нами начало совершенно нового этапа колонизационного движения. Это — заря классической афинской колонизации, первый пример выведения правильной клерухии, причем не на отдаленных, неосвоенных или «варварских» землях, а на территории соседнего, с.47 греческого же государства. Знаменательно и даже поразительно, что названная акция имела место немедленно после установления демократии в Афинах. Ею афиняне как бы «закладывали первый камень» в программу основания клерухий. Несколько позже, в период Пентеконтаэтии, клерухии аналогичного рода усилиями Кимона и Перикла усыпали всю Эгеиду, продолжали, в частности, появляться и на Эвбее72. Но эти сюжеты уже выходят за хронологические рамки нашей статьи, которая и без того получилась достаточно объемной.
А здесь мы только попробуем ответить на вопрос о мотивах колонизационного мероприятия в Халкиде. Естественно, прежде всего имелся в виду военно-стратегический контроль клерухами халкидян, проявивших враждебность, во избежание будущих попыток нападения с их стороны. В то же время большое число высланных клерухов — четыре тысячи, — по нашему мнению, позволяет предполагать (и это тоже впервые в афинской истории) появление такого фактора, как необходимость удаления избыточного населения. Если ранее Аттика не страдала от стенохории, то в ходе реформ Клисфена в гражданский коллектив Афин было принято большое количество новых лиц. Не будем углубляться в дискуссионный вопрос о том, кто были эти люди73. Важен уже сам факт, что количество граждан резко возросло74, и это ставило перед афинским полисом проблемы, с которыми он ранее еще не сталкивался. Ведь новых граждан нужно было обеспечивать земельными наделами, а на аттической территории это уже далеко не всегда получалось. Вот тут-то и стали приходить на помощь клерухии75.
Настало время подводить итоги исследования. Рассмотрев известные из источников ранние колонизационные акции Афин (с конца VII до конца
Имеет ли закономерность, выявленная на примере Афин — полиса, повторим, нетипичного, — более широкое и общее значение, можно ли применить ее к каким-либо другим греческим государствам? Пока вопрос приходится оставить открытым: попытка ответа на него могла бы стать темой отдельного исследования. Во всяком случае, ясно одно: обнаруживается, что был возможен — не только в теории, но и на практике — и такой вариант колонизационного движения, существенно отклоняющийся от традиционных представлений о предпосылках этого процесса и, стало быть, демонстрирующий, насколько сложным, неоднозначным историческим феноменом был сам процесс.
Surikov I. E.
The archaic Greek colonization: economic and political causes (on the example of early Athenian colonizing activities)
Greek colonization of the Archaic period was conditioned by a number of various prerequisites. Usually, scholars put in the foreground those causes of colonizing activities, which are of economic character, such as acquisition of new territories in order to rid of surplus population, or trading interests. The author of the article attempts to demonstrate, that of no less importance were causes of political character. First of all, permanent internal struggle (stasis) in Archaic cities often made the defeated faction leave for a colony, to seek luck there. Questions of inter-state policies could also be relevant to foundation of Greek settlements abroad. Even causes of purely ideological character did exist, such as typical Greek competitiveness, growth of interest in epic and heroic during the Archaic Age, or influence of the Delphic oracle.
The article deals with early colonizing expeditions of Athens, from the late 7th to the late 6th centuries
ПРИМЕЧАНИЯ