Храмовый обет (votum) в религиозно-политической практике республиканского Рима
с.107 Одной из важнейших областей сакрально-политической жизни цивитас, ее взаимоотношений с богами являлось принятие и выполнение обетов богам за помощь в тех или иных затруднительных обстоятельствах, за процветание общины. В обетах наглядно выражалось единение людей и богов, они были чрезвычайно важны для сплочения граждан и укрепления их морального духа надеждой на помощь свыше. Формы и виды принимаемых публичных обязательств были весьма разнообразны, и храмовые обеты, при всей их значимости, отнюдь не преобладали. Далеко не всегда можно понять те или иные предпочтения при выборе содержания и объекта религиозных обязательств, но в какой-то степени здесь, несомненно, сказывались честолюбивые соображения их авторов. Проведение, к примеру, обетованных игр давало немедленный и запоминающийся эффект среди современников, в то время как строительство храма было длительным процессом, результаты которого были рассчитаны, скорее, на память потомков1. Многие известные полководцы обходились без храмовых обетов, в то время как консул 187 г. до н. э. М. Эмилий Лепид во время незначительной войны против лигурийцев обетовал сразу два храма2. Здесь влияли особые обстоятельства и личные пристрастия, в том числе характер личной религиозности.
Основное внимание в предлагаемом исследовании будет уделено храмовым обетам, хотя, конечно, не изолированно от других, ибо суть сакрального действия была одинакова. Принимаемые, как правило, на поле боя3, они кажутся наиболее уязвимыми с точки зрения сохранения информации о них. Ведь, для сравнения, день посвящения (дедикации) храма фиксировался в календарях религиозных праздников, а имя того, кто посвящал храм, увековечивалось в соответствующей с.108 надписи. Тем не менее, по подсчетам
Довольно часто Ливий рассказывает о тех обетах, которые были приняты на поле боя, непосредственно при описании самих сражений6. Обет могли принять и в благодарность за уже практически одержанную победу, как, например, поступил проконсул Кв. Фульвий Флакк в битве с кельтиберами в 180 г. до н. э. (Liv. XL. 40. 10). Нередко его давали или непосредственно перед битвой, или в напряженный момент ее. А поскольку главной целью такого обета было ободрить воинов, то полководец стремился сделать этот свой сакральный акт известным всему войску — и с помощью соответствующих жестов (покрытие головы, воздевание рук к небу), и посредством громкого произнесения слов обета, и другими способами доведения до воинов необходимой информации7. Ярко и наглядно представил возможную ситуацию Ливий в рассказе о битве с инсубрами в 197 г. до н. э.: «В начале сражения консул (Г. Корнелий Цетег.—
Пожалуй, главным источником информации для последующих поколений и историков являлись храмовые надписи, в которых упоминались, помимо прочего, и обстоятельства обета (насколько это было общепринято — неизвестно). Ливий цитирует надпись, прикрепленную над дверями храма Морских Ларов (Lares Permarini) на Марсовом поле, освященного в 179 г. до н. э. цензором М. Эмилием Лепидом по обету своего родственника Л. Эмилия Регилла (Liv. XL. 52. 4, ср. Macr. Sat. I. 10. 10). В ней рассказывалось о победе в сражении с флотом царя Антиоха у Мионесса и упоминался данный тогда обет (Liv. XL. 52. 5–6)10. Кроме того, копия этой надписи была прибита и над дверями храма Юпитера Капитолийского (ibid. 7). Но что показательно — в весьма подробном рассказе о том же самом сражении Ливий (XXXVII. 28–30) ни словом не обмолвился об обете, позаимствовав сведения о нем, скорее всего, не из своего нарративного источника, а из процитированной надписи. И это не случайно — Ливий неоднократно упоминает обет лишь при рассказе о дедикации храма11: явно сведения о дедикации и обете были связаны между собой в рамках одного источника. Так что когда он, порой весьма красочно и подробно, говорит об обетах в рассказах о сражениях — это вполне могло являться результатом ретроспективного применения информации, связанной именно с дедикациями. Возможно также, что обеты фиксировались жрецами — собственно, понтификами — в своих архивах, по крайней мере, в случае возникновения спорных ситуаций12.
В царскую эпоху, согласно традиции, принесение обета, как и прочие этапы основания храма, было прерогативой царей13. Что касается раннереспубликанской эпохи, то первыми упоминаются обеты диктаторов. Диктатору 499 г. до н. э. Авлу Постумию приписывались обет храма Кастору и Поллуксу14 и обет храма Церере, Либеру и Либере, данный по указанию Сивиллиных книг15. Диктатор Камилл с.110 в 396 г. до н. э. дал обет построить храм Юноне Царице16, а также освятить восстановленный храм Матери Матуты17, возможно, и храм Конкордии (Согласия) во время своей диктатуры в 367 г. до н. э.18 Сын его, Луций Фурий, диктатор 345 г. до н. э., обетовал храм Юноне Монете19. Эти полномочия диктатуры, рассматриваемой античными авторами как временное восстановление царской власти, являются наследием царских прерогатив. Сведения о консульских обетах появляются довольно поздно. Определенно консульский обет (храма Салюс) известен для конца
Имели место посвящения (дедикации) цензоров, магистратов без империя, но ни разу не упоминаются обеты этих должностных лиц. Ясные свидетельства осуществления цензорами обрядов locatio (выбор места для храма и сдача подряда на его строительство) и dedicatio (посвящение храма) связаны с выполнением ими собственных консульских обетов23 или, в одном случае, преторского обета родственника (Liv. XL. 52. 1–4), а также храма Великой Матери, строившегося по указанию Сивиллиных книг24. Отсутствие цензорских обетов, возможно, объясняется не формальными запретами, а вполне прозаическими соображениями. Ведь цензура даже в ранние времена, как правило, венчала собой политическую карьеру римлянина. Поэтому психологически объяснимо, почему не хотели брать на себя религиозные обязательства, выполнение которых для частного лица было бы затруднительно. Разные соображения могли послужить препятствием: и возраст, и малая вероятность новой высшей магистратуры (консулата или диктатуры), и финансовые проблемы. Цензоры, правда, получали определенные суммы от государства, которыми распоряжались по своему усмотрению, но между государственными средствами и добычей полководца была принципиальная разница25.
Еще одним (правда, скудным) источником храмового строительства являлись штрафы, взысканные эдилами, но эдильский обет упомянут лишь однажды — в единичном свидетельстве Плиния Старшего об обете храма Согласия, данном в 304 г. до н. э. знаменитым курульным эдилом Гн. Флавием (Plin. NH. XXXIII. 19). Впрочем, и дедикация этого храма является единственной достоверно известной эдильской дедикацией. Эдилитет Гнея Флавия прославился нестандартными, можно сказать, революционными мероприятиями, к которым следует причислить и данное посвящение. Правящая верхушка, видимо, оказалась неготовой к такому повороту событий и не смогла оказать сколько-нибудь действенного сопротивления. Реакция последовала несколько позже (Liv. IX. 46. 6–7). Возможно, этим объясняется отсутствие эдильских дедикаций и соответствующих обетов, хотя эдилы приняли некоторое участие в строительстве храмов, а также светских сооружений, но их участие было недолгим и ограниченным26. Эдилы, как и цензоры, не имели империя,
с.112 К этому списку можно добавить безымянный обет Аполлону в 433 г. до н. э. (Liv. IV. 25. 3), автор которого остается загадкой: ведь в этом году Римом управляли консулярные трибуны, а с их должностью не было связано основание ни одного храма. Еще дважды Ливий упомянул храмовые обеты (Аполлону и Марсу), не назвав их авторов (Liv. IV. 25. 3; VI. 5. 8). Возможно, они были даны по указанию Сивиллиных оракулов27. Встречаются у Ливия и сообщения о дедикации храма без какого-либо указания на обет28.
Предложенное польским исследователем А. Жолковски выделение отдельной категории храмов, основанных по инициативе жреческих коллегий29, мне представляется необоснованным. Собственно, речь идет о храмах, учрежденных по Сивиллиным оракулам30. Обет и все остальные этапы основания храма по этим оракулам осуществлялись магистратами, а участие жрецов священнодействий ничем не отличалось от их обычных обязанностей — просмотреть по приказу сената Сивиллины книги и сообщить найденный оракул. Подробно процедура описана Ливием в рассказе о консультации с оракулами в 217 г. до н. э. Среди их указаний было и обетование двух храмов — Венеры Эрицинской и Ума31. Обет первого храма дал диктатор Кв. Фабий, второго — претор Т. Отацилий (Liv. XXII. 10. 10). О диктаторском обете по требованию Сивиллиных оракулов сообщается и для храма Цереры, Либера и Либеры (см.: примеч. 15). Конечно, жрецы священнодействий могли оказать влияние посредством интерпретации оракула, ибо это находилось в их руках, но окончательное решение принимал сенат, которому они сообщали оракул. Никакого иного участия в учреждении храма они не принимали, как и прочие жрецы. Единственное упоминание о посвящении (не обете) храма Марса в 488 г. до н. э. дуумвиром священнодействий32, если это не ошибка33, ни в коем случае не свидетельствует, что он мог осуществить эту церемонию именно как жрец (duumvir sacris faciundis). Скорее всего, Ливий, который не очень строг в деталях при изложении повторяющихся ситуаций, подчеркнул в данном случае общественное положение дедикатора, а не само собой разумеющуюся должность дуумвира aedi dedicandae. Что касается предположения А. Жолковски о возможной инициативе понтификов, то оно базируется практически только на казусе с.113 со строительством храмов Доблести и Чести, обетованных М. Клавдием Марцеллом (см. ниже). Однако и здесь жреческое участие не вышло за рамки обычной для жрецов консультационной деятельности34. Принятие обетов ясно демонстрирует подчиненное положение жречества. Общинные магистраты (консулы, преторы), а не жрецы, оказываются посредниками между общиной и ее богами, если особые обстоятельства не требовали привлечения к обету всего народа. Конечно, консулы выступали при этом как представители общины, воплощая в своей личности ее волю, и их участие в заключении обетов, своего рода договоров с богами, понятно, но обращает на себя внимание чисто техническая, вспомогательная роль понтификов. Они выступали в качестве консультантов по вопросу, все ли сделано магистратом правильно, и в качестве знатоков священных формул, подсказывая их текст принимающим обет магистратам (pontifice praeeunte)35. Значение этой понтификальной функции определялось тем, что римляне уделяли большое внимание точности и однозначности понимания обетных формул. Здесь нельзя было ошибиться ни в одном слове или допустить возможность двоякого толкования. В известных текстах обетов явно заметно желание заранее обезопаситься от возможных нарушений сакрального права, оговорив такую возможность36. Однако о том или ином участии понтификов в процедуре принятия обетов Ливий сообщает лишь тогда, когда это происходило в самом Риме37. Показательно его замечание о ходе рассмотрения понтификами по поручению сената спора вокруг обета Камилла, принятого перед началом решающего штурма Вей: «пригласив Камилла, коллегия решила…»38. Другими словами, для уточнения сути обета жрецы воспользовались консультациями его инициатора, что Ливий никак не комментирует, явно в силу обычного характера такой практики. Следовательно, в принятии данного обета понтифики никакого участия не принимали. И в целом, нет оснований предполагать их обязательное участие в этой процедуре, по крайней мере, когда дело происходило на поле боя.
Как показывают вышеупомянутые события 217 г. до н. э., обет принимался и в том случае, если храм строился по требованию оракула Сивиллы, после которого следовало соответствующее распоряжение сената. Правда, не упомянут обет строительства такого же храма Великой Матери (Magna Mater), что, скорее всего, является случайностью. Священный символ богини (черный камень) был привезен в Рим в 204 г. до н. э., а храм посвящен лишь в 191 г. до н. э., так что явно должны были дать обет его постройки, пока богиня «ожидала» причитающейся ей почести, временно находясь в храме богини Победы (Liv. XXIX. 14. 13). Собственно говоря, стадия обета (votum), являясь с.114 промежуточной между оракулом и его исполнением, и была тем средством, которое было призвано искупить гнев богов. Ведь в том же оракуле 217 г. до н. э. содержалось требование обета храмов Венере Эруцинской и Уму, а не их строительства: aedes Veneri Erycinae ac Menti vovendas esse (Liv. XXII. 9. 10). Строительство, конечно, подразумевалось, раз были обещаны храмы, но именно обет выступал как средство (причем немедленное) примирения с богами, что подчеркивает его значение39. Таким образом, при учреждении общественного храма обязательным начальным пунктом являлось принятие обета. Это требовалось при учреждении храма и по решению сената, и по личной инициативе магистратов.
Принятие обета, в том числе о постройке храма, всегда было индивидуальным актом, даже если он давался по решению сената40. Сочетание решения коллективного органа (сената) и индивидуального акта магистрата хорошо прослеживается при обетах иного рода, прежде всего, при обетах Великих игр в честь Юпитера, сопоставимых по расходам с постройкой храма. Эти обеты давал магистрат с империем, причем именно по решению сената (ex senatus consulto, ex auctoritate patrum)41. Если речь шла о коллективной магистратуре (консулат, претура), то сенат назначал одного магистрата персонально (nominatim)42. Лишь однажды Ливий опустил упоминание сената (Liv. IV. 27. 2), что, несомненно, явилось результатом нестрогого, сокращенного, изложения типичной ситуации. В качестве иного образца сокращенного изложения можно привести его рассказ о событиях 367 г. до н. э. Тогда сенат принял решение об устройстве Великих игр и о добавлении к трем их дням еще одного, но при этом Ливий ничего не сказал о том, кто и когда произнес обет (ibid. VI. 42. 12). И лишь сообщая о проведении игр в 358 г. до н. э., он указал, что обет был дан диктатором Марком Фурием (ibid. VII. 15. 12). Его последняя диктатура приходилась как раз на 367 г. до н. э. (ibid. VI. 42. 4–11, 14). Такие пропуски нередки у Ливия, особенно при изложении ранней истории.
Игры могли обетоваться магистратами и перед сражением или во время него, что происходило, естественно, по собственной инициативе и без согласования с сенатом. Известны случаи, относящиеся к концу
Относительно храмовых обетов нет сведений об обращении магистратов за помощью или одобрением в сенат, возможно, потому, что это были обеты, так сказать, длительного действия, и их выполнение порой затягивалось на долгие годы. Остроумное предположение высказал Р. Вейгель: по его мнению, когда полководцы во время сражений обетовали храмы богам, не связанным с войной, выбор они делали по рекомендации сената и государственных жрецов, данной перед выходом в поход46. Однако никаких доказательств, кроме общих соображений, у этой гипотезы нет. Тем не менее, нельзя сказать, что исполнение магистратских обетов было исключительно делом самих магистратов, хотя храмовые обеты в основном принимались как раз на поле боя, само собой, единолично полководцем. По мнению ряда исследователей, обет магистрата с империем налагал обязательство на всю гражданскую общину47. Почему же и в какой степени такие обеты, являвшиеся всегда индивидуальным актом, становились обязательными для всей гражданской общины?
с.116 Ситуация во многом определялась размером добычи, часть которой полководец мог потратить на выполнение собственных обетов независимо от мнения сената. Если ее было достаточно, то никаких проблем не возникало, ибо магистрат сам, в первую очередь, стремился освободиться от религиозного обязательства. Но имелись и более сложные случаи. Рассказывая о настойчивых требованиях в 395 г. до н. э. Марка Фурия Камилла выполнить его же обет Аполлону, данный перед штурмом Вей, Ливий вкладывает в его уста выражение «civitas damnata voti» (Liv. V. 25. 4),
В другом случае, связанном уже с сыном Камилла Луцием, диктатором 345 г. до н. э., Ливий говорит, что тот сложил с себя диктатуру, с.117 будучи связан обетом (damnatus voti) возвести храм Юноне Монете50,
Сенат мог даже по своей инициативе проявить заботу об исполнении магистратских обетов, хотя делал это редко — известно лишь два таких случая. Одни события относятся к 294 г. до н. э., когда сенат приказал построить храм Юпитеру Статору (Liv. X. 37. 15–16), обетованный консулом Марком Атилием в неудачной для римлян битве при Луцерии (ibid. 36. 11). При этом анналист Кв. Фабий Пиктор, на которого ссылается Ливий в рассказе об основании храма, подчеркивает, что государство (res publica) было уже дважды связано этим обетом (damnata voti): в качестве первого назван обет Ромула, не завершившийся строительством храма (ibid. 37. 14–15)51. Историчность Ромулова обета здесь не имеет значения, главное, что о нем помнили. Возможно, именно это особое обстоятельство, как и отсутствие средств у М. Атилия (битву ведь римляне явно проиграли), побудили сенат принять участие в выполнении магистратского обета. А в 217 г. до н. э. возникли религиозные опасения из-за годичной задержки в выполнении обета храма Согласия, данного в 218 г. до н. э. претором Л. Манлием (Liv. XXII. 33. 7–8). Хотя прямо не сказано, но, по всей видимости, озаботился этим опять-таки сенат, ибо в данной главе речь шла именно о его решениях: отправка послов, приказ назначить дуумвиров aedi locandae (для определения места под храм) или вызвать консула для проведения выборов — это все сенатская компетенция. Уже на следующий год храм был посвящен (Liv. XXIII. 21. 7). Показательно, что в обоих случаях нет никаких сведений об участии понтификов или иных жрецов (например, фламина Юпитера) в защите интересов богов. Видимо, при Республике защита интересов богов, по крайней мере, активная, деятельная, не входила в их обязанности. Это и понятно, если вспомнить, как и кем по римским понятиям должно наказываться нарушение божественного права. Поскольку выполнение с.118 обязательства перед богами было делом совести принявшего их, а принимали обеты магистраты, то они либо замещающий их орган (сенат) и проявляли заботу о выполнении обетов. Ведь нарушение их грозило всей общине, и кому, как не ее представителям, следовало позаботиться о ее благе. Вся ответственность ложилась именно на политическую власть. Но в том же 217 г. до н. э., когда возникли религиозные опасения из-за обета Л. Манлия, почему-то никого совершенно не волновало, что еще и М. Клавдий Марцелл не выполнил свой обет, который был дан гораздо раньше — в 222 г. до н. э. в битве при Кластидии. Он, по всей видимости, даже не начинал его выполнять,
Таким образом, общество чувствовало свою ответственность за выполнение обетов собственных магистратов, но как-то избирательно. Само собой, это «чувство ответственности» обострялось при неудачах, когда особенно велико было стремление вернуть согласие с богами (pax deorum). С другой стороны, нет следов какого-либо «формального» механизма выполнения обетов. Инициатива, за редкими исключениями, исходила только от лица, давшего обет, хотя такое положение было чревато нарушением обязательств перед богами, что «грозило» благополучию всей общины. Имелись случаи весьма медленных, в силу различных причин, темпов исполнения обета. Можно предположить, что бывали и невыполненные обеты, но они не фиксировались в источниках, если, конечно, по тем или иным поводам о них не вспоминали. По крайней мере, ничего не известно об обетах перед Каннами и многими другими поражениями римлян — возможно, потому, что боги не «выполнили» свою часть обязательств.
с.119 Несомненно, обет высшего магистрата накладывал определенную ответственность на все общество, но она не могла быть беспредельной. То же самое следует сказать о любом другом обязательстве магистрата. Классический пример — события, последовавшие за капитуляцией римских войск в Кавдинском ущелье (321 г. до н. э.). Попав в засаду, устроенную самнитами, консулы были вынуждены заключить мир на крайне невыгодных для римлян условиях. Клятву принес весь командный состав римского войска — консулы, легаты, трибуны и квесторы (Liv. IX. 5. 4). Тем не менее, был найден способ отказаться от выполнений этих условий без формального нарушения религиозных обязательств, что делало справедливым и оправданным возобновление войны: фециалы выдали самнитам всех, кто принес злосчастную клятву, во главе с бывшем уже консулом Постумием, который и предложил такой выход из создавшейся ситуации54. Тем самым, по мнению римлян55, государство освобождалось от обязательств, принятых его магистратами. В итоге, вся договоренность оказывалась личной инициативой магистратов с их личной ответственностью, но только после исключения их из римской общины путем выдачи врагу. Подобный случай имел место и в 136 г. до н. э., когда был выдан нумантинцам бывший консул Манцин, заключивший с ними неприемлемый для Рима договор56. Как видим, общество могло не признать обязательства, возложенные на него высшим магистратом57, что вполне логично: ведь свои полномочия магистрат получал именно от гражданского коллектива.
Все же вопрос о характере Кавдинского соглашения и, соответственно, степени его обязательности для римского государства, в том числе с точки зрения религии, оставался актуальным и через три века, как явствует из дискуссионного изложения этого вопроса у Ливия58. Возражая Клавдию Квадригарию, Ливий настаивал, что в Кавдинском ущелье имело место клятвенное обязательство (sponsio), которое касалось только давших клятву, а не договор (foedus), обязывающий уже всю римскую общину. Но если спонсия касалась только отдельных лиц, почему, чтобы вина за клятвопреступление не легла на все государство, потребовалось выдать самнитам бывших магистратов, тем самым исключив их из римской гражданской общины? Проблема во многом проистекала из того, что сакральная сторона этих обязательств не подвергалась пересмотру и не могла, соответственно, быть отменена. Поэтому следовало либо соблюдать «права» богов, либо переложить на кого-нибудь ответственность общества за их нарушение. Ведь и обет рассматривался как клятвенное обязательство с.120 (sponsio) перед божеством (Cic. Leg. II. 41)59. Яркий образец спонсии с четким обозначением взаимных обязательств — упоминавшийся обет консула 296 г. до н. э. Ап. Клавдия Цека в битве против этрусков и самнитов: «Беллона, если ныне даруешь нам победу, тогда я обетую тебе храм»60. Тем не менее, как отмечалось, такое обязательство не считалось исключительно делом принявшего его. По всей видимости, дело объясняется тем, что не было единого представления, насколько общество ответственно перед богами за грех своего гражданина. Здесь господствовали обычай и требования момента. Вольное или невольное пренебрежение религиозными обязательствами со стороны одного гражданина, тем более, магистрата, могло, в общественном мнении, привести к различным бедствиям, если нарушало «мир с богами». Поэтому вполне объяснимо желание общества в ответственных случаях (и при наличии такой возможности) подстраховаться, выполнив обет или исключив преступных сограждан из своего состава.
Таким образом, анализ взглядов античных авторов, и прежде всего Ливия, не дает возможности утверждать, что обет даже высшего магистрата рассматривался как обет всей представляемой им гражданской общины, однако он не был и исключительно его личным делом, поскольку два следующих этапа (locatio и dedicatio) являлись общественными актами. Как показывает случай с обетом Камилла, фактически речь шла о распоряжении захваченной добычей, определенные права на которую имели и победоносный полководец, и государство в лице сената, и воины. Все проблемы Камилла выросли из того, что он не выполнил обет сразу после захвата Вей, используя свои права главнокомандующего по распоряжению добычей. В итоге, его обязательство как бы «рассеялось» по всем участникам грабежа, что и вызвало их недовольство. Весьма образно суть изменившейся ситуации сформулировал Плутарх: воины «возмущались, что, дав тогда обет десятины с вражеского имущества, ныне он (Камилл.—
Smorchkov A. M.
Temple’ vow (votum) in Religious-Political Practice of the Roman Republic
The article deals with various problems concerning vows undertaking by magistrates, first of all concerning temple’s building. This was a required phase of public temple’s foundation in the Roman Republic. Taking a vow had always been an individual act, even if it was made according to the Senate decision. Vows undertaken by magistrates on own initiative are ambiguous. On the one hand such vow was a personal magistrate’s obligation to the gods, on the other society understood its own responsibility for the fulfillment of vows undertaken by the magistrates they elected, although it was partially. Such a «responsibility feeling» no doubt sharpened in the case of military defeats, epidemics etc. Thus a person and a society existed in a harmony: a citizen executing a vow that he undertook for the profit of a society could rely on society’s help and support, however a society was independent of hasty words and acts of its member. Notwithstanding there are no evidence of formal control over the magistrate’s vows fulfillment (including ones concerning temple’s building). Society support wasn’t rendered automatically, but every case required a special decision of the senate. This is a typical situation in the sacral sphere and it could be observed in various aspects of the religious life in Roman Republic.
ПРИМЕЧАНИЯ