Парфия и Рим в 44–40 гг. до н. э.: от ограниченного вмешательства к массированному вторжению
с.138 Проблема отношений с Парфией, остававшаяся достаточно болезненной на протяжении всего десятилетия, последовавшего за битвой при Каррах, особенно обострилась в последние месяцы жизни Цезаря. Если в начале гражданской войны Луцилий Гирр, посланный Помпеем к парфянскому царю Ороду II за помощью, не просто встретил холодный прием, но даже был заключен в оковы, а в дальнейшем парфяне соблюдали довольно строгий нейтралитет, не пытаясь воспользоваться ослаблением римского контроля над восточными провинциями, то в 45 г.1 настало время для вооруженного вмешательства. В конце 45 г. значительные силы парфянской конницы во главе с царевичем Пакором, придя на помощь блокированному в Апамее мятежному военачальнику Л. Цецилию Бассу, вторглись в Сирию и нанесли удар по войскам цезарианца Г. Антистия Вета. Блокада была прорвана, а войска Вета понесли большие потери. Интересны два момента: во-первых, хотя мы ничего не знаем об условиях, на которых парфяне оказали помощь Бассу, нет никаких признаков того, что они пытались как-то закрепиться в Сирии, что, как будто, не очень вяжется с их стремлением подчинить себе эту римскую провинцию. Во-вторых, любопытно, что вторжение возглавлял Пакор — фигура, несомненно, знаковая, с которой были связаны воспоминания о предыдущем вторжении в Сирию в 51–50 гг.2 Таким образом, на передний план вновь выдвинулась группировка, настроенная на проведение активной политики по отношению к римским владениям.
Каково бы ни было влияние вооруженного вмешательства парфян в римскую гражданскую войну на планы Цезаря, и каковы бы ни были сами эти планы3, оставить откровенно враждебные действия без ответа было невозможно. Поэтому со смертью диктатора идея войны с.139 с парфянами отнюдь не погибла — ее должен был вести Гн. Корнелий Долабелла, консул-суффект 44 г., получивший Сирию в качестве провинции на 43 г. Этот факт упоминает только Аппиан, но упоминает неоднократно. Прежде всего, он рассказывает, что Антоний подговорил Долабеллу домогаться, чтобы ему вместо Кассия передали Сирию и собранное против парфян войско. Когда сенат обвинил его в том, что он изменил постановление Цезаря, он ответил, что парфянской войны Цезарь никому не завещал (App. BC. III. 7. 23–24). После того, как Долабелле удалось добиться своего, Аппиан констатирует: «Таким образом Долабелла сделался правителем Сирии, полководцем в войне против парфян и начальником войск, набранных для этой войны еще Цезарем» (App. BC. III. 8. 26)4. Наконец, рассказывая о намерении Антония взять под свое командование легионы, находившиеся в Македонии, Аппиан поясняет: «…войска, находившиеся в Македонии считались принадлежавшими Долабелле, раз ему поручена Сирия и поход против парфян; ведь и Цезарь желал ими воспользоваться против парфян» (App. BC. III. 24. 92).
Итак, александрийский историк упоминает о том, что Долабелле была поручена парфянская война, как о само собой разумеющемся факте. Однако остается вопрос: что под этим подразумевается? На наш взгляд, речь ни в коем случае не может идти о предприятии, равном по размаху тому, которое приписывала Цезарю молва. Дело здесь не только в том, что сам полководец в данном случае был личностью несравненно меньшего масштаба в сравнении с великим диктатором, и даже не в том, что никаких мер, связанных с подготовкой такого похода, Долабеллой предпринято не было. Стоит обратить внимание на то, как по-разному реагировало общественное мнение в Риме на парфянские планы Цезаря и на поручение Долабелле вести войну с парфянами. Отношение к планам Цезаря было довольно настороженное5 — достаточно вспомнить слухи о том, что Сивиллины книги предсказывают победу над парфянами только царю, и о намерении Цезаря принять этот ненавистный римлянам титул, то ли после похода, то ли накануне выступления в поход, на ближайшем заседании сената, где предложение об этом должен внести Л. Котта (Plut. Caes. 58; 60; App. BC. II. 110. 459–461; Suet. Caes. 44. 3, 79. 3)6. с.140 В противоположность этому, назначение Долабеллы прошло без осложнений — во всяком случае, никаких зловещих пророчеств, связанных с принятием им на себя командования в парфянской войне, Аппиан не упоминает. Вероятно, это связано с тем, что к этому моменту войну уже можно было считать начавшейся, и ее инициаторами выступили именно парфяне. То, что Долабелла, видимо, не имел серьезных намерений вести внешнюю войну и не предпринял никаких действий против парфян, направив свои усилия на борьбу с согражданами, принадлежавшими к враждебной партии — это вопрос уже совсем иного плана.
Учитывая то, что с Цезарем и его наследниками недвусмысленно связывались направленные против Парфии планы, вполне логичным выглядит сотрудничество парфян с их врагами, проявившееся еще в помощи Цецилию Бассу. В дальнейшем какие-то парфянские контингенты присутствовали в войске Г. Кассия во время его борьбы с Долабеллой. Аппиан пишет: «К нему примкнули в качестве союзников (συνεμάχουν) и некоторые из парфянских конных стрелков, так как он пользовался у парфян известным авторитетом с тех пор, как, будучи квестором при Крассе, оказался более благоразумным, чем сам Красс» (App. BC. IV. 59. 257)7. Присутствие парфян в армии Кассия несомненно — его подтверждает и Дион Кассий, не уточняя, правда, их статуса8. Пожалуй, можно допустить, что Аппиан не преувеличивает, говоря об известности Кассия среди парфян; однако, думается, авторитет его основывался не только на том, что он «был более благоразумным, чем сам Красс», но и на его военных дарованиях, проявившихся во время обороны Сирии в 52–51 гг., когда парфяне понесли от него ряд чувствительных поражений.
Вопрос о статусе парфянских отрядов может быть решен лишь предположительно. Рассказывая о событиях, последовавших за взятием Лаодикеи и победой над Долабеллой, Аппиан говорит, что Кассий отправил с почетом парфянских конных стрелков и одновременно направил к царю посольство с просьбой о присылке большего союзного войска (μείζονα συμμαχίαις) (App. BC. IV. 63. 271). Из этих слов можно заключить, что и отряды, имевшиеся у Кассия ранее, были не волонтерами, не наемниками, а именно союзниками, которых, правда, было меньше, чем хотелось Кассию. Во всяком случае, трудно представить, что их участие в римской гражданской войне осуществлялось без ведома правительства. Какую-то санкцию царя на службу в армии Кассия парфянские конные стрелки должны были иметь — ведь речь шла о вооруженном участии во внутренних делах государства, отношения с которым были отнюдь не дружественными.
Было ли это посольство тем самым, которое осуществлял Кв. Лабиен? При ответе на этот вопрос следует учесть несколько обстоятельств. Во-первых, единственное указание на время с.141 отправления Лабиена в Парфию — это слова Диона Кассия о том, что он был отправлен «перед сражением» (πρὸ τῆς μάχης). Какой промежуток времени здесь подразумевается — непонятно, но Дион сообщает также, что в Парфии Лабиен провел долгое время (συχνὸν… χρόνον διετρίβη). Таким образом, маловероятно, чтобы он был отправлен непосредственно перед сражением. Во-вторых, кроме посольства, отправленного после победы над Долабеллой, источники не дают ни малейшего намека на какое-то другое посольство. Напротив, запоздалое парфянское вторжение в римские владения Аппиан изображает как присылку именно того большего войска, о котором просил Кассий (App. BC. IV. 63. 271)9.
Можно согласиться с
Что касается целей посольства, то Аппиан указывает их совершенно недвусмысленно — просьба о присылке большего войска. Поэтому довольно наивно выглядит категоричное заявление Г. Ферреро, считавшего, что речь на переговорах шла о нейтралитете парфян: с.142 «Утверждают, что Кассий просил парфян прийти к нему на помощь, но это, по-видимому, выдумка его врагов. Это настолько невероятно, что я не могу поверить, чтобы Кассий когда-нибудь даже думал об этом»13. Как показывают события гражданских войн, получение помощи от парфян не было чем-то экстраординарным, и непонятно, почему Кассий, уже однажды воспользовавшийся услугами парфянских конных стрелков, должен был пренебречь ими на следующем этапе борьбы.
Несмотря на то, что посольство встретило благосклонный прием, переговоры затягивались. Правда, в армии Брута и Кассия во время Филиппийской кампании находились вспомогательные отряды, состоявшие из парфян (Just. XLII. 4. 7), но численность их не была значительной — 4 тысячи конных стрелков из лука, арабов, мидян и парфян (App. BC. IV. 88. 373)14. Если верить Аппиану, Кассий в произнесенной перед воинами речи назвал парфян среди союзников республиканской армии: мы, заявил он, далеко превосходим врагов «по числу союзников — царей и племен вплоть до мидян и парфян» (πολὺ προύχομεν καὶ συμμάχοις βασιλεῦσί τε καὶ ἔθνεσι τοῖς μέχρι Μήδων καὶ Παρθυαίων) (App. BC. IV. 99. 414). Это заявление, несомненно, имело цель поднять дух воинов перед решающим сражением, и полководец в какой-то мере выдавал желаемое за действительное. Однако присутствие в армии даже небольшого числа парфянских воинов внушало надежду на то, что более значительная помощь все-таки будет оказана. Несмотря на то, что в речи Кассия парфяне называются среди союзников, в статусе находившихся у него отрядов есть определенные сомнения, которые решаются в зависимости от личной позиции исследователей. Так, по мнению Н. Дибвойса и К. Шипманна, эти отряды были предоставлены в качестве официальной помощи15.
Конечно, окончательный ответ на вопрос о том, на каких началах находились эти конники в армии Кассия и кем они были, невозможен в силу недостаточности информации. Тем не менее, стоит обратить внимание на то, что источники ничего не говорят о присутствии в войске Цецилия Басса каких-то парфян; оказав ему помощь, Пакор ушел восвояси, так что о парфянских волонтерах, оставшихся на территории римской провинции, говорить вряд ли приходится. Не вполне логичен и
Остается вопрос о том, почему Ород так и не оказал более массированной помощи республиканцам.
Поэтому, как мне кажется, отсутствие более значительных парфянских сил при Филиппах невозможно объяснить только соображениями глобального геополитического характера. Самое простое и самое естественное толкование здесь — это признание того, что театр военных действий находился слишком далеко от Парфии и переброска туда больших масс войск, при всем желании, была бы очень трудной. Это было необходимо учитывать; в противном случае действия парфян смахивали бы на авантюру, но в чрезмерном авантюризме политику парфянских царей обвинить невозможно20.
Как бы то ни было, участие парфянских подразделений в битве при Филиппах недвусмысленно ставило «великого царя» в положение врага римлян, и не считаться с этим победители-триумвиры не могли. Поэтому вполне естественным было, что при распределении первоочередных задач (а отнюдь не сфер влияния, как зачастую считают исследователи!21) между Антонием и Октавианом после битвы при Филиппах Антоний как более опытный полководец получил восточные провинции, где в ближайшее время была возможна парфянская агрессия22. Надо признать, что, несмотря на эксцентричность своего поведения, он успешно справился с теми сложными задачами, которые перед ним стояли. На протяжении 41–40 гг. им была проведена огромная работа по сбору денег для выплаты жалования войскам и наведению порядка в восточных провинциях Рима23. Однако его энергичные мероприятия неизбежно должны были привести к конфликту с парфянами.
с.145 К сожалению, наша информация об этом крайне скудна. О событиях в соседней с Парфией Сирии рассказывает только Аппиан, да и то в самых общих чертах. «После смерти Гая Цезаря и последовавшей за нею смуты города управлялись тиранами, так как им содействовали парфяне; ведь после постигшего Красса несчастья парфяне вторглись в Сирию и там оказали тиранам содействие» (App. BC. V. 10. 41)24. Эта картина вызывает некоторое недоумение. Действительно, кто такие эти тираны, упоминаемые в источнике? Какие города в данном случае подразумеваются? Да и вообще, как согласовать эту информацию с тем, что мы знаем о ситуации в Сирии после поражения Красса? Ведь нам неизвестен ни один город, который бы в это время впустил к себе парфян, да и о существовании в сирийских городах тиранических режимов из других источников мы не знаем ничего. В принципе, ничего невероятного в этом сообщении нет; его принимает, например, Н. Дибвойс, который в общем виде пишет о том, что эти пропарфянские тираны установили свою власть в сирийских городах, когда римский контроль в провинции ослаб25. Другое дело, что вряд ли таких тиранов было много, как это утверждает Аппиан (BC. V. 10. 39).
Согласно Аппиану, этих тиранов Антоний изгнал, и они бежали в Парфию (BC. V. 10. 39, 42). Если верить его рассказу, последней каплей, переполнившей чашу терпения парфянского царя, был рейд римской конницы на богатый торговый город Пальмиру26. Формальным предлогом было то, что пальмирские купцы «ловко вели дела» как с римлянами, так и с парфянами (ἐφόριοι ἐς ἑκατέρους ἐπιδεξίως εἶχον) (App. BC. V. 9. 37). Надуманность этой мотивировки бросается в глаза — Аппиан подчеркивает, что набег носил чисто грабительский характер (Ibid. V. 9. 38), что и неудивительно в условиях нехватки у триумвиров денег для расчета с легионами27. Послужил ли поход на Пальмиру причиной войны? Аппиан утверждает, что да: «И кажется, что именно это деяние (τόδε τὸ ἔργον) немного времени спустя возбудило войну Антония с парфянами, так как у них искали убежище многие из сирийских тиранов» (Ibid. V. 10. 39).
с.146 Однако такое толкование является слишком простым. Никакого повода для войны поход на Пальмиру не давал. Хотя при приближении римской конницы жители Пальмиры со своими богатствами переправились на парфянский берег Евфрата и приготовились оказать сопротивление, римляне не сделали ни малейшей попытки вступить с ними в бой, а просто ушли восвояси, не захватив никакой добычи (Ibid. V. 9. 38). Поэтому вряд ли можно считать, что действия Антония были частью какого-то масштабного плана. Застав Пальмиру покинутой жителями, римляне даже не попытались закрепиться там, а просто повернули обратно28.
Так что же все-таки послужило причиной того, что парфяне решились на вторжение на территорию римских провинций? К сожалению, точный и однозначный ответ здесь вряд ли возможен. Все факторы, о которых нам говорят источники (изгнание из Сирии пропарфянских тиранов, рейд на Пальмиру, подстрекательство со стороны Кв. Лабиена), могли служить причинами — но они не позволяют ответить на вопрос, почему интервенция произошла именно в тот момент. Пожалуй, с некоторой корректировкой можно согласиться с интерпретацией событий, которую дает
с.147 Само это вторжение достаточно подробно описано Дионом Кассием. Парфянская армия, переправившись через Евфрат, вторглась в Сирию, которая оказалась практически беззащитной. Л. Децидий Сакса, оставленный здесь Антонием, попытался оказать сопротивление, но потерпел поражение, бежал, но был настигнут и убит. Практически вся римская провинция оказалась под контролем армии Пакора — не впустил парфян и оказал сопротивление только расположенный на острове и потому недоступный для их конницы Тир. В целом отношение населения к пришедшей с востока армии было благожелательным, что не в последнюю очередь объясняется личными качествами Пакора. По словам Диона Кассия, в Сирии «Пакора любили чрезвычайно, не меньше, чем величайших из когда-либо правивших царей, за его справедливость и снисходительность» (Dio Cass. XLIX. 20. 4).
Отличие этого похода Пакора от его вторжения, последовавшего за походом Красса, состояло не только в том, что на этот раз ему удалось захватить сирийские города, но и в том, что, видимо, он намеревался утвердить парфянскую власть в Сирии всерьез и надолго. Любопытным свидетельством в пользу этого являются изменения, имевшие место в монетной чеканке Антиохии на Оронте. Ко времени парфянской оккупации относится исчезновение из легенды слова ΑΥΤΟΝΟΜΟΣ и изменение эры с цезарианской на селевкидскую, принятую в парфянской монетной чеканке. Кроме того, позади головы Зевса появляется изображение пальмовой ветви — символ одержанной парфянами победы31. Правда, в легендах сохранились слова ΙΕΡΑΣ ΚΑΙ ΑΣΥΛΟΣ, но, как подчеркивает Г. Дауни, «очевидно, парфяне не хотели позволить столице бывшей римской провинции даже именоваться автономной, хотя они, очевидно, не имели возражений против политически менее значимых эпитетов “священная и неприкосновенная”»32.
После захвата Сирии силы парфян разделились. Сам Пакор двинулся на юг — в Палестину; Лабиен через Киликию начал наступление в провинцию Азия. Пожалуй, самое странное в истории этого парфянского вторжения — это то, сколь мало уделялось внимания обороне провинций от внешней угрозы, или, может быть, насколько эту угрозу недооценивали. Если в Сирии находились хоть какие-то войска, то Азия оставалась практически беззащитной33. Создается впечатление, что никто даже не думал о возможном появлении врага в ее пределах. Ее наместник Мунаций Планк не смог оказать сопротивления — у него с.148 было явно недостаточно сил для того, чтобы эффективно вести борьбу с неприятельской армией34. Несмотря на это Лабиен встретил в Азии довольно сильное сопротивление со стороны местного эллинизированного населения, причем его центрами были как города, имевшие привилегированный статус, так и те, которые такого статуса не имели35. В некоторой степени это повторяло ситуацию времени первой Митридатовой войны, когда понтийцы тоже наткнулись на сопротивление ряда эллинских городов36. В любом случае, это сопротивление было подавлено, и Азия оказалась под контролем Лабиена и пришедших с ним парфянских войск.
Возникает вопрос: как оценивать поведение Лабиена и каков был его статус в парфянском войске?
О целях Лабиена мы ничего не знаем. Вероятнее всего, об аннексии парфянами всех завоеванных территорий речи идти не могло40. Обращает на себя внимание тот факт, что римский изгнанник получил немалую свободу действий и свою сферу ведения боевых действий, четко отграниченную от той, где действовал Пакор с парфянами41. По-видимому, Сирия должна была остаться за парфянами, а Лабиен с перешедшими на его сторону римскими солдатами сирийских гарнизонов и при поддержке парфян должен был вырвать Азию из-под власти триумвиров. В чьих интересах это должно было случиться — сказать трудно; во всяком случае, вряд ли все бывшие республиканцы смирились с поражением при Филиппах. Их естественным лидером в таком случае мог оказаться Секст Помпей, располагавший в то время немалыми силами, и к тому же являвшийся сыном человека, хорошо известного парфянам42.
Здесь невольно вспоминается исторический прецедент — переговоры Сертория с Митридатом. При всех дискуссионных вопросах, связанных с ними, большинство исследователей согласны в том, что знаменитый мятежник, признав права Митридата на Вифинию и другие спорные территории, сохранил римский контроль над Азией, куда в начале третьей войны с Митридатом вступил его представитель М. Марий с инсигниями римского наместника43. Подобно Марию, с.150 Лабиен был послан «альтернативными» носителями власти для переговоров, и, подобно ему, пережил гибель своих вождей, находясь на чужбине; в дальнейшем сходным образом и Марий, и Лабиен участвуют во вторжении вражеских войск на римскую территорию. Однако сходство это чисто внешнее — действия Лабиена и Мария имели различные основания.
Прежде всего, если инсигнии Мария указывали на его римский статус, а Митридат демонстративно подчеркивал свое уважение к этому статусу, ничего подобного о Лабиене и парфянах сказать невозможно. Правда, в нашем распоряжении имеется отчеканенная Лабиеном монета с легендой Q LABIENUS PARTHICUS IMP, а также сообщения ряда авторов о принятии им этих титулов. Все это, как будто, указывает на его императорскую аккламацию,
Интерпретация Страбона и Плутарха была принята рядом современных исследователей. Так, Ф. Мюнцер отмечает, что Дион допускает анахронизм — прозвище «Парфянский» приобрело триумфальный смысл только после побед Траяна, и Лабиен явно употребляет его не в качестве когномена45. Этот взгляд имеет широкое распространение в литературе46. Развивая его,
Таким образом, вероятность того, что на монете следует читать «Кв. Лабиен Парфянский, император», представляется гораздо большей49. Действительно, поскольку выпуск монет был рассчитан на римских солдат, перешедших на сторону Лабиена (или тех, которых он рассчитывал переманить к себе), было бы странным акцентирование внимания на том, что теперь он уже является «парфянским полководцем»50. Следовательно, если когномен «Парфянский» означает «друг парфян» или что-либо подобное, остается объяснить титул «император». Конечно, Лабиена не могли наделить им парфяне — он был чужд их политической практике и не представлял для них значения. Однако это могли сделать солдаты сирийских гарнизонов, составившие его армию51. Правда, в таком случае титул был получен за победу над согражданами, но к тому времени это уже перестало кого-либо смущать52.
Итак, к бедствиям полыхавшей уже около десятилетия гражданской войны и внутреннему хаосу прибавилось еще внешнеполитическая катастрофа — фактическое возвращение владений Рима на Востоке к тем границам, которые он имел там к 133 г. до н. э. Однако случившееся, как кажется, имело и положительную сторону: ни Антония, ни его коллег-соперников по триумвирату, разумеется, не устраивало такое развитие событий. Необходимость борьбы с парфянами была одним из тех факторов (разумеется, не единственным, и, может быть, не самым важным — но все-таки весьма существенным!), которые способствовали достижению очередного временного компромисса между ними.
ПРИМЕЧАНИЯ