с.5 Походы Александра Македонского и возникновение на обломках персидской империи новых царств, возглавляемых македонянами и эллинами, знаменовало собой начало бурной эпохи эллинизма. Борьбу за господство в Восточном Средиземноморье вели сирийская держава Селевкидов и египетская Лагидов. Последние также соперничали с македонскими Антигонидами, стремившимися установить контроль над Элладой. В самой же Элладе набирало силу федеративное движение — Ахейский, Этолийский, Акарнанский, Беотийский союзы полисов играли всё большую роль в греческих делах.
В конце
Эти события не могли не привлечь пытливых умов. За их описание взялся один из самых выдающихся историков античности, Полибий, значительная часть труда которого, к счастью, дошла до наших дней, чего нельзя сказать о сочинениях других эллинистических историографов — Филарха, Тимея, Посейдония.
Полибий родился в последние годы
Ахейский союз (охватывал основную часть Пелопоннеса) находился в сложном положении. Со 198 г. он состоял в союзе с Римом, что поначалу способствовало его усилению4. Но после побед Рима над Македонией, Сирией и этолийцами влияние Рима стало все больше усиливаться. Крупнейший ахейский полководец Филопемен и отец Полибия Ликорт возглавляли группировку, отстаивавшую самостоятельность союза, Калликрат — проримскую. В 183 г. против ахеян восстала Мессения, при этом погиб Филопемен, но Ликорт подавил мятеж5. К этим с.6 событиям относится первое упоминание Полибия в источниках — он нес урну с прахом Филопемена (Plut. Philop., 21.3). В 180 г. он должен был ехать с отцом в Египет к Птолемею V с дипломатической миссией, но из-за смерти Птолемея поездка не состоялась (Pol. XXIV. 6). В том же году стратегом Ахейского союза стал Калликрат, и его группировка оттеснила сторонников Ликорта от руководства почти на 10 лет — последние вернули свои позиции лишь в конце
Между тем над Македонией и Грецией сгущались тучи. Рим решил покончить с Македонией, которая успешно восстанавливала силы после поражения в 197 г. и могла при благоприятной обстановке попытаться взять реванш. Её царь Персей пользовался популярностью среди эллинов, в т.ч. и среди ахейцев. В 171 г. Рим объявил Македонии войну, получившей название Третьей Македонской7.
Ахейский союз, в делах которого Полибий играл уже заметную роль, оказался в щекотливом положении: поначалу римляне терпели неудачи, среди ахейцев были сильны промакедонские настроения8. В то же время неоспоримым оставался перевес Рима в силах. Нужно было выработать оптимальную линию поведения. Ликорт предлагал занять позицию нейтралитета. Более осторожный Архон предлагал ограничиться минимально возможной помощью римлянам. Возобладало мнение Архона, ибо принятие рекомендаций Ликорта означало разрыв союза с Римом. Точку зрения Архона, судя по дальнейшим событиям, разделял и Полибий9. Ахейский союз оказывал римлянам помощь, но в весьма ограниченном объеме10, и римские послы Гай Попилий Ленат и Гней Октавий будто бы даже собирались выступить на общеахейском собрании с обвинениями во враждебности Риму в адрес Ликорта, Архона и Полибия, но из-за нехватки улик воздержались от этого (Pol. XXXVIII. 3. 7—
В 169 г. Полибий стал гиппархом (начальником конницы) Ахейской лиги (Pol. XXXVIII. 6. 9), т.е. вторым лицом в её руководстве. Вскоре после его избрания к Ахейскому союзу обратился брат пергамского царя Эвмена II Аттал. Он просил восстановить почести ахеян Эвмену, которых тот был лишён несколько лет назад (XX. 10—
В 169 г. римский консул Марций Филипп начал наступление против македонян через Фессалию, и ахейцы решили послать ему на помощь ополчение, чтобы, очевидно, опровергнуть упрёки римлян в неисполнении союзнического долга13. Полибий вместе с другими лицами был отправлен послом к Марцию, чтобы узнать, нужно ли ему ахейское войско, куда его вести и при надобности позаботиться о его снабжении. Полибий откровенно пишет, что вступил в переговоры с Марцием лишь тогда, когда, по его мнению, тот выполнил самую трудную часть кампании. Тем не менее консул поблагодарил ахейцев за инициативу, но сказал, что в их помощи римляне сейчас не нуждаются. Послы отбыли домой, Полибий же остался в римском лагере — видимо, для лучшего ознакомления с обстановкой и приобретения связей с римскими политиками14. Тем временем претор Аппий Клавдий Центон велел ахейцам прислать к нему в Эпир 5000 воинов. Марций отправил Полибия домой, порекомендовав сорвать выполнение этого требования. Историк допускает, что Филипп хотел тем самым помешать Центону. Не исключено, однако, что консул нарочно ставил ахейца в двусмысленное положение — отказ Центону скомпрометировал бы Полибия и группировку, которую он представлял15. Однако Полибий нашел удачный ход: он сослался на отсутствие у Центона полномочий от сената, без которых его требование теряло обязательную силу. Это избавило ахейцев от затрат более чем на 100 талантов, хотя и дало повод врагам Полибия для обвинений в его адрес (Pol. XXXVIII. 12—
В 168 г. власти Египта обратились с просьбой к ахейцам направить войска для борьбы с Сирией. Калликрат заявил, что силы могут понадобиться для помощи римлянам. Полибий возражал, что в этой помощи нет нужды, ибо он знает положение дел. Но с подачи Калликрата вмешались римляне, и посылку войска заменили отправкой посольства с посредническими целями (Pol. XXIX. 23—
В 168 г. Эмилий Павел нанёс Персею сокрушительное поражение при Пидне. Это имело катастрофические последствия не только для Македонии, но и для Эллады, свобода которой стала почти фикцией. Территория многих греческих государств уменьшилась, ряд городов подвергся разгрому, происходили избиения противников Рима. Началась отправка в Рим заложников. Не избежали этой участи и ахейские лидеры — не без участия коллаборационистской клики Калликрата. Хотя они готовы были отвечать перед любым судом, как у себя на родине, так и в Риме, их в числе 1000 человек выслали в Италию без всякого разбирательства — его бесперспективность была слишком очевидна за отсутствием улик (Pol. XXX. 13. 6—
Среди обречённых на изгнание был и Полибий, проведший в Италии 17 лет. Но ему повезло: если большинство ахейцев распределили по городам Этрурии (Paus. VII. 10. 11), то его оставили в доме победителя Персея Эмилия Павла по просьбе сыновей последнего, Фабия и Сципиона С обоими юношами у Полибия завязались дружеские отношения, но особенно со Сципионом, которому ахеец стал наставником — очевидно, благодаря своим человеческим качествам, уму, опыту и знаниям (Pol. XXIX. 9—
Дружба Сципиона с Полибием имела большое значение для обоих. «Благодаря Полибию греческие идеи оказали очень серьёзное влияние на младшего Сципиона — как в частной, так и в общественной жизни. Для Полибия же дружба со Сципионом означала уникальную возможность ознакомиться со всей римской государственной машиною в действии»17. Для ахейца с его пытливым умом, к тому же самого в недавнем прошлом активного политика, это представляло огромный интерес и весьма заметно сказалось на его взглядах и предпочтениях, которые становились все более проримскими18.
Что же касается Сципиона, то он, например, стал следовать совету Полибия и «всегда старался уходить с форума не иначе, как оказав услугу или заведя себе нового друга» (Plut. Mor. 199 F). Впоследствии он пользовался услугами ахейца как военного и политического эксперта (см. ниже).
Со временем Полибий стал возвращаться к политической деятельности — сначала как посредник между эллинами и римлянами, а затем и в качестве римского политика. Он имел возможность познакомиться со многими государственными мужами Рима, а также царями эллинистических государств и их представителями, приезжавшими, коих немало тогда приезжало в Вечный город — Ариарат Каппадокийский, Прусий Вифинский, царь Египта Птолемей Эвергет, Аттал, брат Эвмена, будущий царь Пергама, и другие19.
В те годы в Риме содержался в качестве заложника сирийский царевич Деметрий, сын Селевка IV Филопатора. Когда умер его дядя, Антиох IV Эпифан и трон занял малолетний Антиох V Эвпатор, Деметрий дважды просил сенат отпустить его на родину, ибо он имел больше прав на престол, чем Антиох V. Но сенат отказал, предпочитая видеть на сирийском троне ребенка. В конце концов Деметрий по совету и при активном участии Полибия бежал из Рима на родину (Pol. XXXI. 12. 1—
В изгнании Полибий, и прежде не чуждый литературного творчества, принялся за главный труд своей жизни — «Всеобщую историю». Покровительство Сципионов помогло ему и здесь: он пользовался документами из римского архива, бывал на местах событий. Но об этом речь ниже.
В 150 г. сенат, наконец, принял решение отпустить на родину тех из ахейских изгнанников, кто остался жив (примерно 300 из 1000 с лишним — остальные умерли, были казнены за попытку бежать, кто-то всё же скрылся — Paus. VII. 10. 12). Этот вопрос не раз поднимался соотечественниками последних, в 164, 159, 155 и 153 гг. (Pol. XXX. 32; XXXII. 3. 14—
Итак, Полибий и другие изгнанники вернулись на родину. Однако уже в 149 г. консул Маний Манилий вызвал его в сицилийский город Лилибей — назревала война с Карфагеном. Но по дороге Полибий узнал, что конфликт удалось уладить, ибо карфагеняне выполнили требования римлян и выдали заложников. Нужда в нём как военном специалисте, таким образом, отпадала, и он вернулся в Пелопоннес (Pol. XXXVII. 3).
Очевидно, Полибий уже основательно втянулся в местную политику: он пишет, что отправился в Лилибей, отложив все дела, а возвратился, не дожидаясь извещения о том, что более в его услугах римляне не нуждаются. Удивляться этому не приходится. К власти в Ахейском союзе пришли сторонники конфронтации с Римом, Дией и Критолай. По сравнению с ними те, кто вернулся из Италии, выглядели «либералами». Один из них, Стратий, даже оправдывался в народном собрании от обвинений Критолая в сотрудничестве с римлянами (Pol. XXXVIII. 11. 4—
Однако вскоре война с Карфагеном все же началась. В 147 г. осаждавшую его армию возглавил Сципион Эмилиан, избранный консулом, и Полибий прибыл в Африку. Во время осады он совершил плавание вдоль северо-восточных берегов этого материка во главе эскадры (Plin. NH. V. 9; Pol. III. 59. 7). Экспедиция носила научный характер, однако её данные могли быть использованы и в практических целях, в частности, сведения о добываемых в тех краях металлах24. Участвовал Полибий и в штурме Карфагена. Павсаний пишет, что в тех случаях, когда Сципион следовал советам ахейца, то добивался успеха, в обратных же случаях терпел неудачи (VII. 30. 9). Писатель, по-видимому, несколько преувеличил, но не вызывает сомнений, что советы Полибия не были лишь словесными упражнениями. Кроме того, он участвовал в захвате городских ворот 30 воинами во главе с самим Сципионом (Amm. Marc. XXIV. 2. 16—
Между тем в Греции вспыхнула Ахейская война — вожди Ахейской лиги Дией и Критолай пошли на ущемление прав Спарты, насильно включенной в состав союза. Римляне поддержали Спарту, что в итоге привело к войне25. Ахеян поддержали Беотия, Локрида, Фокида, Эвбея, однако перевес римлян был слишком очевиден. Войска Цецилия Метелла разгромили армию Критолая при Скартее, а Луций Муммий взял штурмом Коринф, который подвергся варварскому погрому и затем по приказу сената был разрушен в назидание прочим «смутьянам» (Pol. XXXVIII. 6—
Оценить деятельность Полибия в Элладе в этот период непросто. Одни учёные считают, что он действовал в интересах Рима, укрепляя его власть над Ахайей31, другие видят в ней посильную помощь соотечественникам32. В сущности, противоречие между этими оценками не так уж велико. Полибий прекрасно видел неразумность политики Диея и Критолая, которые переоценили свои силы и к тому же действовали тираническими методами. Именно их и их сторонников Полибий считал главными виновниками происшедшего (Pol. XXXVIII. 8—
С другой стороны, нет сведений, чтобы Полибий помог кому-то конкретно, как иногда утверждается34. Возникает вопрос, за какие заслуги в Греции римляне предложили ему часть имущества Диея — ведь это было ещё до его участия в политическом переустройстве Ахайи. На сей счёт источники также, к сожалению, молчат.
с.12 Более конкретную помощь оказал Полибий эллинам в Италии, добившись освобождения жителей города Локры Эпизефирские от поставок вспомогательных отрядов римлянам во время войн в Испании и Далмации, за что был удостоен горожанами почестей (Pol. XII. 5. 1—
В 136 г.36 на Восток отправилось весьма представительное римское посольство во главе со Сципионом Эмилианом. Оно посетило Сирию, Египет, Малую Азию, Грецию, Родос. Вместе со Сципионом, вероятно, поехал и Полибий — известно, что он посещал Египет после 145 г. (Strabo, XVII. 1. 12); тогда же, возможно, историк побывал и в родосском архиве, документы которого использовал в своем труде (см.: Pol. XVI. 15. 8)37.
В 134 г. Сципион Эмилиан, вторично избранный консулом, отправился в Испанию для войны с кельтиберским городом Нуманция, который уже 10 лет вёл неравную, но успешную борьбу с римлянами. Сципион блокировал Нуманцию и взял её измором после многомесячной осады38. Не вызывает сомнений, что Полибий сопровождал Сципиона в испанском походе — впоследствии он написал труд о Нумантинской войне (Cic. Ad fam. V. 12. 2)39. Таким образом, «он стал свидетелем гибели трёх важных городов, чья судьба снова и снова побуждала к размышлениям о римской политике этих десятилетий»40.
Однако не только внешними событиями была богата жизнь Полибия. Он стал одним из главных участников
Полибий прожил долгую жизнь. Согласно Псевдо-Лукиану (Macr. 22), он скончался в возрасте 82 лет, упав с коня. Год его смерти неизвестен, но, вероятно, великий историк пережил Сципиона Эмилиана, умершего в 129 г.
с.13 Литературную деятельность Полибий начал ещё до своей отправки в Рим в качестве заложника. Он упоминает среди своих трудов энкомий (похвальное слово) Филопемену в трех книгах, добавляя, что сей жанр предполагает «лишь изложение подвигов, не чуждое преувеличений» (X. 21. 5—
В другом месте историк сообщает о написании им труда по военному делу (X. 20. 4). Его многочисленные рассуждения во «Всеобщей истории» о построении войск, об обязанностях полководца, о возведении лагеря и др. (IX. 12—
Греческий астроном
Наконец, исключительно подробный рассказ о собственной роли в Третьей Македонской войне и побеге Деметрия наводит на мысль о том, что Полибий вел дневниковые записи46.
Но самым главным сочинением, трудом жизни стала начатая им в изгнании «Всеобщая история» в сорока книгах. Полностью сохранились лишь первые пять из них, XVII, XIX и XL (а по одному из изданий и XXXV) книги погибли, остальные дошли до нас лишь в более или менее подробных извлечениях (эксцерптах) византийских книжников.
с.14 Поначалу Полибий написал, по-видимому, первые 30 книг в которых рассказал о событиях до конца Третьей Македонской войны, как то и заявлено в начале труда (I. 1. 5). Но затем события Ахейской войны побудили его продолжить изложение событий, и он добавил к прежним ещё 10 книг, доведя их до середины
Почему Полибий вообще взялся за писание истории? Причин тому немало. Знание истории обогащает нас опытом и скрашивает досуг (V. 75. 6), а учиться, как известно, лучше на чужом опыте (I. 35. 7—
Полибий поставил перед собой нелёгкую задачу — показать, «как, когда и почему все известные части земли попали под власть римлян» (III. 1. 4). Причем если отдельные войны и события излагались многими историками, то общей их картины, «сцепления» (symploke) событий ещё не давал никто, и «это обстоятельство больше всякого другого побуждает и поощряет нас к нашему предприятию» (I. 4. 1—
«В середине второго века до н. э., когда Полибий взялся описывать восхождение Рима к мировому господству, писание истории уже три столетия существовало как особая дисциплина со своими целями и методами и строго определённой сферой исследования»50. Однако у разных историков цели, методы и сферы были разными: одни писали «генеалогическую» историю о богах и героях — для «лёгкого чтения»; другие — о колониях, основаниях городов, родстве племен для любителей древностей; третьи — о деяниях (praxeis) народов, городов и правителей, предназначая свои труды для государственных деятелей (politikos) (Pol. IX. 1. 4). Сам Полибий, конечно, относил себя к третьей группе и называл свою историю «прагматической» (I. 35. 9; III. 47. 8; VI. 5. 2 etc.), т.е. ориентированную на описание военных и политических событий. Полибий впервые употребил этот термин51.
с.15 При этом Полибий называл свою «Историю» «аподейктической» (II. 37. 3; III. 31. 11—
В эллинистической историографии выделялись следующие каузальные факторы. 1. Влияние личности. 2. Характер политических институтов, военный опыт. 3. Географический фактор. 4. Роль случая (tyche, лат. fortuna)52. Все это безусловно, наличествует и у Полибия. Если говорить о влиянии личности, то он, например, пишет, что Ганнибал был «единственным виновником, душою всего того, что претерпевали… римляне и карфагеняне» (IX. 22. 1). Восхищаясь Архимедом, историк отмечает: «Иногда дарование одного человека способно сделать больше, чем огромное множество рук»; римляне быстро овладели бы Сиракузами, «если бы кто-то изъял из среды сиракузян одного старца», т.е. Архимеда (VIII. 5. 3; 9. 8). «Такова, кажется, сила существа человеческого, что бывает достаточно одного добродетельного или одного порочного для того, чтобы низвести величайшие блага или накликать величайшие беды не только на войска и города, но на союзы народов, на обширнейшие части мира» (XXXII. 19, 2). Даже судьба не может возместить потерю полководца (X. 33. 5). Ярким примером интереса Полибия к политическим институтам является шестая книга его труда, где рассматриваются порядки Рима, Крита, Спарты и других государств, а также формулируется государственно-политическая теория историка (см. ниже). Внимание к географическому фактору иллюстрируют его многочисленные экскурсы и рассуждения подобного рода (III. 57—
с.16 Но она же может быть жестокой и несправедливой (XVI. 32. 5). Особенно подчёркивается непостоянство tyche (XI. 19. 5; XXIII. 12. 4—
В целом, как видим, tyche для него лишь красивый образ, о роли которого он судит весьма нечётко56. Об этом свидетельствуют и оговорки при ссылках на нее: «словно бы» (I. 58. 1; II. 2. 3; XVI. 29. 8 etc.), «как если бы» (II. 20. 7); «как будто» (XXIII. 10. 2; 16)57. Ясно лишь одно: при объяснении причин конкретных событий Полибий стремится найти рациональные основания происшедшего, и для tyche не так уж много места.
Кроме того, подобно Фукидиду, самое серьёзное внимание Полибий уделяет экономическому фактору (II. 62. 2)58. Он указывает на трудности, возникшие у спартанцев из-за их автаркической хозяйственной системы (VI. 49, 6—
Говоря о войнах, Полибий указывает на различие между причиной (aitia), поводом (prophasis)59 (медицинские термины60) и началом (arche) (III. 6—
Какие же требования предъявляет Полибий к тем, кто пишет историю? Самое главное — следовать истине (I. 14. 6; II. 5. 2; XII. 12. 2; XVI. 20. 3; XXXVIII. 6. 8 и др.), что было сформулировано ещё Фукидидом (I. 20. 3). Платоновская идея о «божественной лжи»62 ему совершенно чужда, для него правда и польза — синонимы63. Это и неудивительно, ведь Платон считал, что ложь полезна в качестве лекарства, употребляемого правителями-философами по отношению к управляемым, а Полибий, как уже упоминалось, писал именно для первой категории, т.е. для государственных мужей. При этом он постоянно указывает на различие между вольным и невольным искажением истины (XII. 7. 6; XVI. 14. 7—
Зато своих коллег по перу он критикует нещадно и далеко не всегда объективно. Достаётся Филарху (II. 56—
Между тем некомпетентность и лживость сицилийского историка может быть поставлена под сомнение хотя бы тем фактом, что Полибий продолжил его труд — ведь если бы сочинение Тимея было настолько неудачным, то следовало бы не продолжать его, а заново изложить искажённые им события. Вместо этого Полибий заимствует у Тимея немало сведений по истории Западного Средиземноморья67, а заодно и летосчисление по олимпиадам68. Он сам признаёт многосторонние познания сицилийца и его прилежность69, оговариваясь, что тот несведущ лишь в некоторых предметах (XII. 27a. 3). Почему же тогда последний подвергается столь беспощадной критике? Причины этого очевидны: Тимей — конкурент, чьей славе ахеец явно завидовал (XII. 26d)70. К тому же Полибия, балканского грека, никак не устраивало, что в центр своего повествования с претензией на универсальную историю тот ставил Сицилию71. Так что, хотя у Тимея и были серьёзные недостатки, Полибий, несомненно, их преувеличил и сам оказался повинен в том, в чем обвинял предшественника — в пристрастности и придирчивости.
Но как работал сам Полибий?
Бесспорно, он подходил к делу самым серьёзным образом. Историк хорошо знал историческую литературу — об этом свидетельствует хотя бы его полемика с многочисленными историками. Правда, ахеец упоминал с.19 её преимущественно с полемическими целями и крайне редко прямо признавал, что черпает оттуда факты (см.: III. 56. 2). Неудивительно, что вопрос об источниках «Всеобщей истории» весьма сложен72. Работал Полибий, помимо исторических трудов, и с материалами римских, родосских, возможно, ахейских архивов73, о чём свидетельствуют цитируемые им тексты договоров между Римом и Карфагеном (III. 22. 4—
Все это позволило собрать Полибию богатейший материал, в одних случаях уникальный, а в других более подробный и достоверный, чем у иных авторов. При этом он тщательно анализировал его, сравнивал различные версии, уточнял локализацию, хронологию, ход событий, не говоря уже о причинно-следственных связях. Хотя, как говорилось выше, Полибий не всегда прав в своих спорах с другими историками, хорошо уже то, что он вообще приводит их версии, тогда как, скажем, Фукидид, чьим последователем во многом он был75, ограничивается только собственной. В целом Полибию удалось творчески переработать собранный материал и придать своему труду внутреннее единство76.
Весьма интересен метод изложения Полибия. Прежде всего нужно отметить, что в ряде случаев (в отличие от Фукидида и Ксенофонта) он говорит о себе от первого лица (XXXVII. 3. 2 и далее). Автор даже специально объясняет, почему это делает (XXXVII. 4) — очевидно, это было шагом нестандартным. Не исключено, что историк везде писал о себе в первом лице, а в других случаях на третье его заменили эксцерпторы77.
Стиль Полибия суховат, что признаёт и он сам (IX. 1. 2), однако цель автора не развлечь читателя, а дать наставление государственным мужам. Некоторые его рассуждения трудно назвать иначе как занудством (III. 47—
Стремится Полибий и к объективности, нередко руководствуясь принципом «Платон друг, но истина дороже». Так, он не скрывает отсутствия военных талантов у почитаемого им Арата (IV. 8. 5—
Но во многих случаях историк не смог преодолеть пристрастности в изложении событий. Так, он патологически ненавидит этолийцев, врагов Ахейского союза, приписывая им все мыслимые и немыслимые пороки и преступления. Как выразился К. фон Фриц, «этолийцы на протяжении почти всего труда Полибия являют собою образец варварства и политического злобства»80. Конечно, этолийцы давали с.21 серьёзные поводы для обвинений в свой адрес, однако и критика Полибия далеко не всегда справедлива. Он, например, уверяет, будто этолийцы начали Союзническую войну исключительно из страсти к грабежам и разбоям, а в качестве предлога использовали намерение мессенцев перейти на сторону Македонии и Ахейской лиги (IV. 3. 1—
В другом месте Полибий пишет о замыслах этолийцев вступить в союз с Македонией и Спартой против ахейцев, что послужило причиной Клеоменовой войны (II. 45—
Критикуя этолийцев за набеги и разбои, он в то же время спокойно оправдывает расправу ахейцев с Мантинеей, перешедшей на сторону Клеомена (II. 57—
Историк хвалит римлян за то, что они почти не устраивают засад, предпочитая открытый бой (XIII. 3. 7). Но уже в следующей книге он без стеснения описывает, как его любимый герой, Сципион Старший, отправил вместе с послами шпионов, которые разведали расположение вражеского лагеря. Затем переговоры были прерваны, а вражеский лагерь сожжён в результате ночной атаки. Из «многих славных подвигов, совершённых Сципионом, этот, как мне кажется, был самым блестящим и поразительным», — заключает Полибий, словно не замечая противоречия с прежним пассажем о честности римлян на войне с.22 (XIV. 2—
Тем не менее переоценивать эти и другие случаи не стоит, и в целом, бесспорно, ахейский историк сравнительно объективен, а его пристрастность касается не столько самих фактов, сколько оценок, с которыми можно и не соглашаться.
Особый вопрос — государственно-политические воззрения Полибия. Когда он говорит о противоборстве держав, для него «почему?» означало «с помощью какой конституции?», ибо, по его мнению, именно государственное устройство обусловливает успехи неудачи (см.: VI. 1. 9—
Развивая идеи Платона и Аристотеля, историк указывает, что существует шесть форм государственного устройства — три правильных, монархия, аристократия и демократия, и три извращённых, тирания, олигархия и охлократия. Они рождаются, развиваются и, придя в упадок, последовательно сменяют друг друга (VI. 3—
Таким образом, каждый из шести видов государственного устройства неустойчив. Выход — в сочетании лучших качеств разных политических систем, т.н. «смешанная конституция» (mikte). Мысль эта была общим местом политических концепций эпохи эллинизма90. Однако Полибий впервые высказал мысль, что образцом «смешанной конституции» является римская. Нелегко решить, аристократией, монархией или демократией является Рим (VI. 11. 11). Аристократический элемент представлен в нем сенатом, монархический — консулами, демократический — народным собранием (VI. 11—
Конечно, эта схема, как и теория anakyklosis’а, бесспорно, упрощает положение дел. Рим был аристократическим государством, и в одном месте Полибий оговаривается, что решающую роль в принятии решений играет в Риме сенат (VI. 51. 6), однако не делает отсюда вывода о преобладании аристократического элемента. «Доктрина с.23 смешанной конституции с её миражом разделения властей и почти автоматической системой сдержек и противовесов заслоняет от него в высшей степени продуманную структуру политической жизни, которая в то время обеспечивала господство знати (nobiles)»92. Страсть к изящным теоретическим построениям помешала признать Полибию очевидный факт, поскольку он разрушил бы симметрию его схемы. Обращает на себя также внимание, что Полибий описывает государственное устройство Рима времен битвы при Каннах (VI. 11. 1—
Стабильность римской системы, по мнению историка, обеспечивает также богобоязненность римлян — Полибий в богов не верил, но считал религию удобным средством поддержания власти над толпой, примером чему и был Рим (VI. 56. 6—
Преимущество римской политической системы Полибий видит не только в её внутренней стабильности, но и в том, что она вкупе с эффективной военной организацией обеспечила ему господство над всем обитаемым миром (VI. 50. 4).
Опасностью для любого государственного устройства Полибий считает преступление меры (классическая теза эллинских мудрецов), в результате которой государство может скатиться к худшей из политических систем — охлократии, власти толпы (VI. 57. 5—
Что касается философских взглядов Полибия, то им присущ эклектизм или, если выразиться мягче, синтез различных философских воззрений94. Он испытал на себе влияние идей Платона, Аристотеля, стоиков. Важнейшими Полибий считал этические вопросы (XII. 26c. 4), которым уделил немало места в своём труде. Остановимся на важнейшем из них — проблеме нравственности в политике. С одной стороны, Полибий соглашался с тем, что подчинение слабых сильными норма95 — её сформулировал ещё Фукидид (I. 76. 2; с.24 V. 105. 2)96. Но в то же время историк выступает против отождествления власти «с грубой силой, как то делают другие политические теоретики, гордящиеся своим реалистическим подходом. Напротив, он не раз делает акцент на том, что политика грубой силы плоха даже с точки зрения силовой политики»97. Наглядный пример — варварство Филиппа V. который во время Союзнической войны не только разорял земли этолийцев, что было в порядке вещей, но и разрушал храмы и статуи богов в отместку на аналогичные действия противника. Однако Полибий считает, что нельзя уподобляться врагу в таких вещах, и Филипп скорее добился бы дружбы с этолийцами великодушием, нежели подобной жестокостью (V. 11—
Историк вкладывает в уста этолийца Фения тезис о том, что надлежит «или побеждать в борьбе, или покоряться сильнейшему» (XVIII. 4. 3; то же см.: Plut. Mar., 31. 5). Сходным образом выражается и ахеец Аристен (XXIV. 14. 4). Но характерно, что в первом случае так говорит представитель ненавистных историку этолийцев, а во втором выступает с возражениями кумир Полибия Филопемен (XXIV. 15). Возражения эти тем более примечательны, что речь идет о подчинении Риму, которое Полибий в целом оправдывал. Филопемен говорит, что прекрасно понимает — рано или поздно Эллада полностью попадёт под власть римлян. Но к чему торопить это время? К чему поощрять наклонности сильного к угнетению слабого? Надо выполнять лишь те требования римлян, которые предусмотрены договором, коль последние известны своей верностью соглашениям. «Если они станут предъявлять нам какие-либо незаконные требования, то напоминанием о наших правах мы сдержим их раздражение и хоть немного смягчим горечь их властных повелений» (XXIV. 15. 3). Правда, придерживаясь такой политики во время Третьей Македонской войны, Полибий попал в изгнание, но важна сама мысль об «идеальном» подчинении как постепенном, возможно более мягком переходе под власть сильнейшего.
Отношение к римлянам также было для Полибия серьёзной нравственной проблемой. Считая эллинов выше других народов (V. 90. 8), он не раз упоминает об обращении их в рабство римлянами (IX. 39, 3; XXII. 11. 9). В другом месте историк рассказывает, как консул Ацилий Глабрион велел надеть железный ошейник на этолийских послов (XX. 10. 8), чья личность неприкосновенна98. Некий Агелай в 217 г. сравнивает римлян и карфагенян с надвинувшейся тучей — кто бы из них ни победил, платить придётся эллинам. Эллинам и македонянам надо объединиться в борьбе с этой угрозой (V. 104). Ко времени Полибия это могло звучать лишь как антиримский выпад — Карфаген никакой угрозы уже не представлял, да и сам призыв Агелая, по-видимому, является вымыслом Полибия99. Историк обличает бессовестный захват с.25 римлянами Сардинии, считая её одной из важнейших причин Ганнибаловой войны (I. 88. 11—
Причин тому несколько. Естественно, в годы молодости он явно не был сторонником римлян. Однако 17 лет, проведённые в Италии не пропали для него даром, тем более что историк общался далеко не с худшими представителями римского нобилитета. Оказало на него воздействие и «обаяние силы» римлян100. К тому же не слишком гибкая политика Диея и Критолая в Ахайе не могла не вызвать у него раздражения. Именно этих людей и их сторонников он считал главными виновниками учинённого римлянами в 147—
И всё же признание римлян не прошло для совести Полибия даром. Пример тому — обсуждение вопроса о справедливости нападения римлян на Карфаген в 149 г. Одни говорили, что Рим уничтожает давнего врага; другие считали, что налицо неспровоцированная агрессия; третьи упрекали римлян за то, что те не сразу предъявили свои требования к карфагенянам, а лишь постепенно, одно другого тяжелее, что напоминает образ действий коварных самодержцев; четвёртые, наконец, считали, что раз Карфаген сдался на милость Рима, то он обязан был выполнять любые условия, в противном же случае должен понести наказание (XXXVII. 1—
ПРИМЕЧАНИЯ