с.180 О месте представительниц прекрасного пола в жизни деятелей первого периода гражданских войн I в. до н. э. в Риме известно не так уж много. Не являются исключением в этом смысле и события, связанные с деятельностью Квинта Сертория — одного из самых своеобразных персонажей эпохи Мария и Суллы, чья биография вообще весьма скудно освещена источниками. И все-таки благодаря Плутарху и Валерию Максиму кое-что о женщинах в его жизни мы знаем. Рассмотрим соответствующие свидетельства этих авторов.
Мать Сертория. О ней сохранились данные только у Плутарха. Он осторожно пишет, что есть сведения (λέγουσιν), согласно которым ее звали Реей (Ῥαΐα — Sert. 2. 2). За отсутствием других сообщений исследователи принимают указанное Плутархом имя. Иногда оно связывается с названием сабинского города Реате, родины энциклопедиста Марка Теренция Варрона1; другие полагают, что оно является измененной формой имени R(h)aia или Rahia (м. р. R(h)aius/Rahius)2. Указывалось на то, что это имя, как и производное от него Raienus, имеет этрусские корни. Отсюда, впрочем, еще не вытекает, что его носители были этрусками, ибо они не так уж часто упоминаются в надписях Этрурии. Мы встречаем их в самых различных районах Средней Италии — Лации, Самнии, Кампании, Умбрии и др., причем нельзя сказать, чтобы в каком-то из центров их было заметно больше, чем в других3. Что касается именно женской формы, Raia, то оно также упоминается в эпиграфике самых различных городов — Венузии, Канузия, Ларина, Минтурн и др.4 Указывалось, естественно, и на его сходство с именем матери Ромула и Рема5, хотя оно, согласно иным мнениям, и не вполне очевидно6. Но, так или иначе, по местным меркам Рея была достаточно знатного рода (из разряда так называемых domi nobiles).
Серторий рано лишился отца и воспитывался матерью, «которую, — как пишет Плутарх, — кажется (δοκεῖ), любил очень сильно» (Sert. 2. 1). Опять-таки лишь «кажется» — возможно, это лишь вывод самого Плутарха. Правда, сыну было за что любить мать. Судя по тому, что Серторий изучал право, риторику, небезуспешно выступал перед согражданами и даже приобрел в их среде некоторое влияние (Plut. Sert. с.181 2. 2; ср.: Cic. Brut. 180), мать вложила в его воспитание и обучение немало сил и средств7. Как тут не вспомнить пассаж Плутарха о Корнелии, матери братьев Гракхов8: «двух сыновей, Тиберия и Гая, […] она растила с таким усердием, что они — бесспорно, самые даровитые среди римлян — своими прекрасными качествами больше, по-видимому, были обязаны воспитанию, чем природе» (пер.
Затем, однако, Рея надолго исчезает из повествования. Надо полагать, она по мере сил способствовала успешной карьере сына, особенно если учесть, что для конца Республики вообще характерно влияние женщин на карьеру сыновей11. Второе упоминание о Рее появляется все у того же Плутарха, когда речь идет уже об изгнанничестве Сертория. Рассказывая о его миролюбии, греческий биограф пишет: «говорят (λέγεται), что желание Сертория возвратиться на родину объяснялось прежде всего его любовью к матери (ἐπιθυμεῖν διὰ τὴν μητέρα); она воспитала его, когда он остался сиротой, и он был ей искренне предан12. Как раз в тот момент, когда его друзья в Испании предложили ему верховное командование (ἡγεμονία), он узнал о кончине матери и от горя едва не лишился жизни. Семь дней лежал он, не отдавая приказов и не допуская к себе друзей, и огромного труда стоило его товарищам-полководцам (συστράτηγοι) и знатным лицам (ὁμότιμοι), окружившим палатку, принудить Сертория выйти к воинам и принять участие в делах, которые как раз развертывались благоприятно. В силу этого многие считали его человеком по природе мягким и расположенным к мирной жизни» (пер.
Этот рассказ чрезвычайно любопытен. Прежде всего, нужно отметить его место во взглядах Плутарха на сыновнюю любовь. Как указывает
Описанный эпизод представляет собой кульминацию сюжета Рея—
Обычно описываемые события относят к 80 г. до н. э., ко времени накануне третьей высадки Сертория в Испании21. Однако это представляется совершенно невероятным. Сомнительность традиционной версии я уже обосновал выше. Куда более правдоподобно предположение
И еще один вопрос: не слишком ли удачно совпали в таком случае известие о смерти Реи и предполагаемая схватка за власть? Ничего удивительного здесь, однако, нет. Как известно, Серторий был с.184 мастером разного рода «розыгрышей» и мистификаций. «В трудные моменты, — пишет Авл Геллий, — он и лгал воинам, если ложь была полезна, и поддельные письма выдавал за подлинные, и изображал сновидения, и использовал ложные знамения, если эти меры помогали ему поддерживать дух воинов» (XV. 22. 2; в более общем виде — Plut. Sert. 10. 3). Нельзя исключить, что и в данном случае Серторий использовал подобные приемы. Иначе говоря, он либо просто выдумал факт смерти матери, или, зная о нем давно, но не сообщив до сих пор никому, теперь выдал его за только что происшедший. Наконец, если описанная сцена произошла после прибытия Перперны, то вполне возможно, что его люди как раз и принесли Серторию горестную весть. Не настаивая ни на одной из этих версий, хочу лишь подчеркнуть, что совпадения либо не было вообще, либо оно вполне объяснимо.
Подведем некоторые итоги. Как справедливо указывает
Жена Сертория. О супруге мятежного полководца известно лишь из краткого сообщения Валерия Максима. Оно гласит: «нашелся даже и такой, который говорил, что он сын Сертория, и жену последнего никак не удавалось заставить признать его (repertus est etiam qui se esse diceret Q. Sertorii filium, quem ut agnosceret uxor eius nulla vi conpelli potuit)» (IX. 15. 3).
А. Шультен категорично пишет, что «мать была единственной любовью в жизни Сертория, другие женщины в его жизни роли не играли», а сведения Валерия Максима нужно отвергнуть, ибо у Плутарха ничего подобного не сообщается27. Иного мнения придерживается
Точка зрения
Беря себе в супруги местную жительницу, Серторий вольно или невольно следовал традициям Баркидов — и зять Гамилькара Барки Гасдрубал, и Ганнибал Баркид были женаты на испанках (Diod. XXV. 12; Liv. XXIV. 41. 7; Sil. Ital. III. 97; 106). Несомненно, и карфагенские полководцы, и Серторий поступали так, чтобы укрепить связи с местными племенами32. Любопытен контекст, в котором сообщает Диодор о браке Гасдрубала: «Когда он взял в жены дочь иберского царя (βασιλέως Ἰβήρου), то был провозглашен стратегом-автократором всеми иберами» (пер.
Не вполне понятно, был ли у Сертория в действительности сын. История знает немало примеров, когда самозванцы выдавали себя за с.186 вымышленных отпрысков царей и иных известных лиц — вспомним, как Илейка Муромец во время Смуты объявил себя сыном царя Федора Иоанновича Петром, в действительности не существовавшим. Но коль скоро требовалось получить «добро» от вдовы Сертория, выступать в роли подпоручика Киже явно не имело смысла. Напрашивается вывод, что настоящий сын марианского проконсула к тому моменту либо умер, либо пропал без вести.
В заключение остается сказать следующее. Нам ничего не известно о том, чем были мать и жена для Сертория в его духовной жизни. Но зато можно не сомневаться в том, что они сыграли немалую роль в его политической карьере. И мы лишний раз убеждаемся, как был прав гений дипломатии Шарль Морис Талейран, который говорил, что «женщины — это и есть политика»35.
Antonii Korolenkov Victoris F. (Moscovia).
Feminae in Sertorii rebus publicis
Opus de parte Sertorii matris et uxoris in rebus publicis eius narrat. Mater Sertorium educabat, per curas eius hic eruditus factus est, perceptus ius et eloquentiam. Initio fortasse parens filio in rebus publicis adiuvat. Matre mortuo Sertorius ad examinandum fidem militum suorum et Perpernae recusandas ambitiones quasi tristitia imperium suum ficte dimisit (opinio plausibilis
A. Schulten Valerii Maximi mentionem de matrimonii Sertorii frustra reiecit. Sertorii uxor scilicet filia nobilis Hispani fuit. Haec matrimonium (cf. Hasdrubalis et Hannibalis exempla) sine dubio ad confirmandam potestatem Sertorii in Hispania factum est. Ab eo natus Sertorii filius est. Apparente eius nominis usurpatoris hic certe mortuus vel dilapsus est.
ПРИМЕЧАНИЯ